Животные в русском языке кто или что

Содержание
  1. животное
  2. Смотреть что такое «животное» в других словарях:
  3. Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение
  4. Одушевленные и неодушевленные существительные
  5. Имена собственные и нарицательные
  6. Род имен существительных
  7. Единственное и множественное число имен существительных
  8. Согласовательные классы существительных
  9. Группы имен существительных
  10. Склонение имен существительных
  11. Морфологический разбор имени существительного. Пример
  12. Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
  13. Ход урока
  14. I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
  15. II. Актуализация знаний.
  16. III. Работа по теме урока.
  17. IV. Итог урока.
  18. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  19. Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС
  20. Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»
  21. По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?

животное

Теплокровное животное. | Травоядное животное. | Лев — хищное животное.

Он думает только о еде, выпивке и женщинах. Настоящее животное!

Смотреть что такое «животное» в других словарях:

животное — животное: деятельность конструктивная у животных животное: действие оруд … Большая психологическая энциклопедия

животное — Скотина (скот), зверь, четвероногое. См … Словарь синонимов

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ. Слово животное в литературном языке XVIII в. означало: живое существо (ср. живот жизнь ). Греч. ζον, лат. animale. Оно было лишено бранного оттенка в применении к человеку. «Все то создание, которое имеет душу живу, называется животное … История слов

Животное! — Животина! о человѣкѣ (иноск. бранн.), какъ о недостойномъ имени «человѣка». Ср. «Спереди картина, а сзади животина». Ср. Зачѣмъ ты пускаешь къ себѣ это животное? Гончаровъ. Обломовъ. Ср. Ступай, ступай, скажи ему. Такое грубое животное! Гоголь.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

животное — ЖИВОТНОЕ, ого, с. Ирон. обращение (дружеское или пренебрежительное, в зависимости от ситуации). Люблю я тебя, животное! Эй, животное, шагай сюда. Какие новости в мире животных? как дела, что слышно? См. также: В мире животных; выше пояса В мире… … Словарь русского арго

животное — ЖИВОТНОЕ, зверек, зверь, четвероногое, книжн. тварь, разг. зверюга, разг., ласк. зверушка и разг., ласк. зверюшка, разг. животина, разг. сниж. скотина ЗВЕРЬЕ, скот, скотина, разг. живность ЖИВОТНЫЙ, звериный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, живой организм из царства Animalia, обычно отличаемый от представителей царства растений (Plantae) по его способности к передвижению (по меньшей мере на какой то стадии его существования), а также по наличию четко определенной формы… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, животного, ср. 1. Живое существо, способное чувствовать и передвигаться. Домашние животные. Позвоночные, беспозвоночные животные. || Тоже, в противоп. человеку (преим. о домашних животных). Животные и люди радуются весне. Он жалеет… … Толковый словарь Ушакова

ЖИВОТНОЕ — ЖИВОТНОЕ, ого, ср. 1. Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. Типы и виды животных. Позвоночные, беспозвоночные животные. В мире животных. Царство… … Толковый словарь Ожегова

ЖИВОТНОЕ — («Зверь», The Animal), США, Columbia, 2001, 83 мин. Комедия Марвин лелеет мечту стать полицейским, однако его физические и умственные данные не соответствуют строгим требованиям городской полиции. Но вот он попадает в автокатастрофу. Для… … Энциклопедия кино

Животное — Животное. Термином Ж. означают представителей одной из двух большихгрупп или царств, на которые распадается вся совокупность живых существ.Различие между Ж. и растениями, к которым принадлежат все остальныеживые существа, является крайне резким и … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Имя существительное в русском языке: классы, род, число, падежи и склонение

Кто? Человек, кот, птица, мама, друг, девушка, учитель.

Что? Дом, дерево, лес, вода, комедия, вселенная, счастье, здоровье.

В предложении существительное обычно выступает в роли подлежащего или дополнения, может также быть обстоятельством или сказуемым.

Существительные могут обозначать:

Конкретные вещи: стол, телевизор, топор, лампочка.

Части предметов: экран, дно, рукоятка.

Людей: человек, рабочий, врач, малыш.

Живых существ: заяц, белка, тигр, бактерия, дятел, лебедь

Растения: клен, гвоздика, роза, укроп.

Вещества: вода, песок, кислота, мука.

Явления природы: снег, дождь, радуга.

Признаки: глубина, чернота.

Действия: сражение, бег, плавание.

Факты и события: представление, пожар, отпуск.

Состояния и чувства: сон, страх, радость.

Географические названия: Россия, Москва, Европа, Антарктика.

Имена: Анна, Владимир, Джон, Александр Сергеевич Пушкин.

Морфологические признаки существительного в русском языке включают в себя:

Нарицательность: имя нарицательное или имя собственное.

Одушевленность: одушевленное или неодушевленное.

Склонение: I, II, III, адъективное, несклоняемое, разносклоняемое, склоняемое по местоименному типу.

Род: мужской, женский, средний, общий, неустойчивый.

Число: единственное или множественное

Падеж: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Одушевленные существительные обозначают нечто живое, отвечают на вопрос кто? Например: школьник, пешеход, профессор.

Неодушевленные существительные обозначают предметы и явления, совокупности живых существ, отвечают на вопрос что? Например: школа, дорога, толпа, полиция.

Читайте также:  Talk to me platinum немецкий язык

Это деление не всегда совпадает с делением на живое и неживое в реальном мире.

Имена собственные и нарицательные

Существительные делятся на имена собственные и нарицательные.

Например: Николай Васильевич Гоголь, Сталинград, Эверест, Сатурн, «Отцы и дети», «Огонек».

Имена нарицательные обозначают целые классы однородных предметов или живых существ.

Например: компьютер, автомобиль, город, младенец.

Род имен существительных

Мужской род. Ветер, конь, солдат, дедушка, друг, молоток, пес.

Женский род. Река, дама, речь, собака, песня, секретарша.

Средний род. Солнце, поле, мыло, здание, племя, дитя.

Общий род. Слово, которое может использоваться и в мужском, и в женском роде. Например: сирота, сластена, коллега, плакса.

Парный род, pluralia tantum. У слов, имеющих только форму множественного числа, род не определяется. Например: ножницы, щипцы, чернила, сливки.

У несклоняемых существительных иностранного происхождения род может колебаться: литературная норма предписывает слову кофе мужской род (крепкий кофе), в разговорной речи возможен средний род (вкусное кофе).

Единственное и множественное число имен существительных

Некоторые существительные употребляются только в единственном (злость, отчаяние) или только во множественном числе (дебаты, деньги, каникулы).

Согласовательные классы существительных

В русском языке выделяют семь согласовательных классов существительных:

Мужского рода одушевленные: зверь

Мужского рода неодушевленные: трактор

Женского рода одушевленные: мама

Женского рода неодушевленные: буква

Среднего рода одушевленные: животное

Среднего рода неодушевленные: окно

Только множественное число, парный род: ножницы

Группы имен существительных

Конкретные существительные называют определенные предметы и явления. Например: дом, лопата, дверь, собака. Они сочетаются с количественными числительными: две двери, три лопаты.

Абстрактные существительные обозначают действия, явления или признаки. Например: любовь, дружба, уныние, красота, болезнь, воодушевление.

Вещественные существительные обозначают вещества, химические элементы и соединения, материалы, пищевые продукты. Например: кислород, бетон, шелк, аспирин.

Собирательные существительные обозначают совокупность однородных предметов как единое целое. Например: зелень, мебель, крестьянство, духовенство, молодежь.

Склонение имен существительных

Таблица окончаний в словах первого, второго и третьего склонения https://img.anews.com/media/gallery/109726231/892623014.jpg

Отдельные типы склонения имеют существительные множественного числа (весы, перила, проводы) и существительные, образованные из прилагательных и причастий (набережная, сказуемое, слагаемое).

Начальная форма: именительный падеж единственного числа.

I. Постоянные признаки

Собственное или нарицательное

Одушевленное или неодушевленное

Конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное

II. Непостоянные признаки

Морфологический разбор имени существительного. Пример

Читайте о других частях речи в русском языке

Местоимение указывает на предмет.

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Источник

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?

Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.

Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.

3. Орфографическая минутка.

– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.

Снегирь, завод, холод, город, лошадь.

(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.

III. Работа по теме урока.

1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?

– Разделите эти слова на две группы:

Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.

1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)

2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?

(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)

– На какие группы разделили?

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.

Отгадайте загадки, напишите отгадки.

1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?

2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?

1 ряд 2 ряд
щука ёлка
медведь лёд
пчела дорога

– Что обозначают имена существительные?

Имена существительные обозначают:

Учитель: Ученики:
1. Конкретные предметы доска, тетрадь
2. Живые существа кошка, белка, мальчик
3. Явления природы дождь, снег
4. Процесс, название действий рост, стрельба
5. Абстрактные понятия верность, дружба, любовь

“Не ошибись, пожалуйста”

3. Работа по учебнику: упражнение 394.

(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)

Домашние животные: кто? корова, коза,…….

Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………

4. Индивидуальная работа. Тест.

1. Имя существительное – это часть речи, которая…

А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.

2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?

А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.

3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?

А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.

4. Какое слово “лишнее”?

А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок

(На доске прикреплены “рыбки” – слова)

Читайте также:  Дни недели на итальянском языке с переводом

— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?

Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.

6. Картинный диктант.

Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.

IV. Итог урока.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.

– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.

Источник

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Урок 26. Русский язык 2 класс ФГОС

Конспект урока «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

– Здравствуй, Василиса. Я вновь пришёл к тебе за помощью.

– О, Мик, здравствуй. Я очень рада тебя видеть. Чем я могу тебе помочь?

– В прошлый раз ты познакомила меня со словами, которые называются «имена существительные». Я теперь знаю, что имена существительные – это части речи, которые обозначают предметы, явления природы, события, чувства и живые существа – людей и животных. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что?.

– Ну и память у тебя, Мик! Всё понял и запомнил с первого раза! А что же тебе непонятно?

– Видишь ли, Василиса, я так и не понял, в каких случаях к именам существительным надо задавать вопрос кто?, а в каких случаях подставляем вопрос что?

– Не переживай, Мик, это мы сейчас очень быстро разберём. Я покажу тебе два листа бумаги. На каждом из них несколько рисунков. Подумай, что общего у всех рисунков на первом листе и чем они отличаются от рисунков на втором листе?

– Так… на первом листе нарисованы стол, тарелка, камень, сосулька, солнце, дождь, самолёт, кубики, дом. На втором листе – девочка, дерево, дедушка, цветок, гриб, собака, бабочка, рыбка, птица и даже моё изображение. Надо подумать. Я понял! На первой листе все предметы неживые, а на втором – живые.

– Отлично! Ты всё правильно понял. Действительно, на первом листе нарисованы неживые предметы – то, что сделано руками человека – стол, тарелка, самолёт, кубики, дом; и то, что создано природой – камень, сосулька, солнце, дождь. Все эти слова отвечают на вопрос что?. Что? – стол, что? – тарелка, что? – камень, что? – самолёт, что? – кубики, что? – дом. Слова, которые обозначают неживые предметы или явления относят к группе неодушевлённых имён существительных.

А вот на втором листе нарисовано то, что мы называем живыми – люди, животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.

– Ага, я понял. Все эти слова отвечают на вопрос кто?

– Нет-нет, Мик, не спеши. Здесь несколько сложнее. Несмотря на то, что всё, изображённое на этом листе – живое, но и здесь нет единства. Слова, называющие людей и животных, птиц, рыб, насекомых считаются одушевлёнными. Именно они отвечают на вопрос кто? А вот слова, называющие растения – считаются неодушевлёнными и, как и неживые предметы, тоже отвечают на вопрос что?

– Как-то это несправедливо. Ведь растения, как и животные, питаются, растут, могут поворачиваться к солнцу и даже, как утверждают некоторые учёные, могут чувствовать боль и страх. Значит, они вполне одушевлённые.

– Да, всё это так. Но в русском языке так принято, что на вопрос кто? отвечают только те живые существа, кто умеет ходить или прыгать, плавать или летать.

– Ну что же, теперь, кажется, понятно. Василиса, а ты можешь проверить, всё ли я правильно понял?

– Ну конечно, Мик. Сейчас я тебе ещё буду показывать картинки, а ты называй то, что на них нарисовано и говори, одушевлённым или неодушевлённым является это имя существительное и на какой вопрос оно отвечает.

Дорога, по дороге едет машина, рядом стоит дерево, светит солнце. Дорога, машина, солнце – все это – неживые предметы, значит неодушевлённые и отвечают на вопрос что? Дерево хоть и живое, но не ходит, не ползает и не летает. Оно тоже неодушевлённое и тоже отвечает на вопрос что?

– А вот ещё одна картинка.

– О, опять чудесная картинка природы. Озеро, на озере лодка, уточки плавают, стрекоза летит. А вдали лес виднеется. Озеро, лодка, лес – это неодушевлённые предметы. Все эти слова отвечают на вопрос что?. А вот уточки и стрекоза – одушевлённые. Эти слова отвечают на вопрос кто?.

– Молодец, Мик. Ты очень способный и, главное, внимательный ученик.

– Да-да, я запомнил. Имена существительные, которые называют людей и животных – разных животных – и зверей, и птиц, и рыб, и насекомых – называются одушевлёнными. Они отвечают на вопрос кто?. А остальные имена существительные называются неодушевлёнными. Они отвечают на вопрос что?.

– Отлично, Мик. И теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Кто? или что?».

Читайте также:  Исконно мягкие согласные в древнерусском языке

Я называю имя существительное, а ты помещаешь слово в таблицу.

– Берёза – дерево, т.е. растение, неодушевлённое. Вопрос что?

– Ветер – не человек и не животное, а явление природы. Неодушевлённое. Вопрос что?

– медведь – животное, одушевлённое, отвечает на вопрос кто?

– Лопата – неодушевлённый предмет, вопрос что?

– Бабочка… вот это вопрос… ведь слово бабочка может обозначать и красивое насекомое, порхающее с цветка на цветок, и галстук, который надевают в торжественных случаях. А что делать?

– Да все очень просто, если имя существительное БАБОЧКА обозначает красивое насекомое, как, например, в предложении «Пёстрая бабочка села на цветок», то слово БАБОЧКА будет отвечать на вопрос кто?, а если оно обозначает галстук, то, конечно, оно будет отвечать на вопрос что?

– Понятно, действительно просто.

– Давай дальше. Лисичка.

– Ну, теперь меня не проведёшь. Лисичка–гриб будет отвечать на вопрос что?, а лисичка–зверь – на вопрос кто? Гриб неодушевлённый, а зверь – одушевлённый.

– Просто замечательно. Следующее слово – ласка.

– Знаю-знаю. Ласка – животное, одушевлённое, вопрос кто? Ласка, как проявление нежности и любви, когда тебя погладят по головке, обнимут – неодушевлённое имя существительное, которое отвечает на вопрос что?

– Ну и последнее слово – товарищ.

– Ну что же, имя существительное ТОВАРИЩ обозначает человека, значит, оно одушевлённое и отвечает на вопрос кто?

– Итак, Мик, давай ещё раз проверим, как ты усвоил всё то, о чём мы сегодня говорили.

– Я готов, слушай, Василиса.

* Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

* Одушевлённые имена существительные обозначают названия людей и животных. Они отвечают на вопрос КТО?

* Все остальные имена существительные – неодушевлённые. Они отвечают на вопрос что?

– Ну что, Мик, больше не будешь путаться, когда задаём вопрос кто?, а когда вопрос что?

– Нет, Василиса. Я думаю, что не только я, но и ребята, которые наблюдали за нами, всё поняли. Спасибо тебе огромное. А теперь я улетаю на свою планету. Но очень надеюсь, что когда-нибудь вернусь на вашу замечательную планету Земля. Кстати, слово Земля тоже неодушевлённое и отвечает на вопрос что? До свидания, Василиса.

–До свидания, Мик. Надеюсь на скорую встречу.

Ну вот, Мик улетел. Пора и нам с вами прощаться, ребята. До новых встреч.

Источник

По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?

Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого «штеко будланула глокая куздра», ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 🙂

Р. красивых коней, уток, животных
В. красивых коней, уток, животных

Неодушевленные (В. = И. )

И. красивые столы, розы, окна
Р. красивых столов, роз, окон
В. красивые столы, розы, окна

Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ,
по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных,
например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )

Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п

Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам

Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.

Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением

Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.

Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.

Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.

Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.

Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.

У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.

Источник

Мастерица