Занятие на татарском языке в доу

Конспект организованной образовательной деятельности по татарскому языку по УМК “Татарча сөйләшәбез” – “Говорим по татарски” с русскоязычными детьми старшей группы на тему: «У нас в гостях Алсу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: У нас в гостях Алсу.

Задачи:

Воспитывать уважительное отношение к своим близким, дружеские отношения друг – другу, бережное отношение к игрушкам, трудолюбие.

Развивать память, мыслительную деятельность, внимание, коммуникативные навыки.Совершенствовать умение слушать и слышать собеседника. Понимать заданные вопросы на татарском языке и правильно на них отвечать.

Активизация изученной лексики и грамматических конструкций по темам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида№35 «Незабудка»

Конспект организованной образовательной деятельности по татарскому языку по УМК “Татарча сөйләшәбез” – “Говорим по татарски” с русскоязычными детьми старшей группы на тему:

«У нас в гостяхАлсу »

по обучению детей татарскому языку

Тема: У нас в гостях Алсу.

Воспитывать уважительное отношение к своим близким, дружеские отношения друг – другу, бережное отношение к игрушкам, трудолюбие.

Развивать память, мыслительную деятельность, внимание, коммуникативные навыки.Совершенствовать умение слушать и слышать собеседника. Понимать заданные вопросы на татарском языке и правильно на них отвечать.

Активизация изученной лексики и грамматических конструкций по темам

— словесно – хороводная игра

— сюжетно – ролевая игра “Магазин игрушек”;

ТСО :музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор, аудиозапись №84 по проекту “Уйный – уйный үсәбез”

Раздаточный материал: игрушки большие и маленькие – заяц, медведь, кукла, мяч, кошка, собака, морковь на каждого ребёнка (для сюрприза)

Предварительная работа: разучивание словесно – хороводной игры “Карусель”

Словарная работа: тәмле, баллы, кишер.

Исәнмесез диеп башлыйм әле,

Танышулар шулай башлана,

Исәнмесез диеп сүз башласам

Бәхетем арта, күңелем шатлана.

Исәнмесез хөрмәтле кунаклар, исәнмесез кадерле балалар.

Ребенок : В детском саду у нас ребята

Любят петь, играть, дружить

И конечно все умеют

Т.- Исәнмесез, балалар!

Т. – Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг – другу доброго дня.

Психогимнастика “Хәерле көн”

Хәерле көн миңа, хәерле көн сиңа, хәерле көн барыбызга да.

Т. – Ребята, хотите я вам расскажу одну историю?

Игра “Син кем?” (с мячом)

Слайд № 1 На экране появляется девочка.

Т. – Хотите узнать как её зовут? Спросите.

Кыз – (звучит голос) Мин Алсу, мин кыз.

Слайд №2 На экране появляется дом.

Т. – Какой красивый дом! Это дом Алсу, акто же ещё в нём живёт?

Уен“Бу кем?”- Игра “Это кто?”

Ребята, посмотрите, здесь фотографии всех членов семьи Алсу.

( на доске закрытые картинки, где изображены все члены семьи, по очерёдно открываются картинки, дети отвечают на вопрос – Бу кем? Это кто? Әни, әти, бабай, әби, малай, кыз)

Т. – Ребята у Алсу очень дружная семья, они с братом любят играть со своими любимыми игрушками. Ребята, а где продают игрушки?

— Кто первый покупатель?

Б.- Рәхмәт. Сау булыгыз!

Т.- Ребята, давайте покажем Алсу, как мы весело умеем играть со своими игрушками.

Сүзле – хәрәкәтле уен “Карусель” – игра “Карусель”

( аудиозапись № 84 по проекту “Уйный – уйный үсәбез”)

1. Әллә лә, әллә лә карусель әйләнә

Матур курчак әйләнә, зур – зур аю әйләнә,

кечкенә куян әйләнә.

2. Әллә лә, әллә лә карусель әйләнә

Матур туп әйләнә, зур – зур эт әйләнә,

Кечкенә песи әйләнә.

Т. – Молодцы, ребята, рәхмәт!

Слайд №3 На экране Алсу (озвучивается)

Спасибо ребята, так весело играли, мне очень понравилось.

Ятоже люблю играть, но я больше люблю помогать свом родителям на огороде.

На экране картинка огорода с грядками, где растёт морковь.)

Т. – А вот и грядка на котором Алсу вырастила. –

Т.- Әйе, кишер. Молодцы!

— Кишер нинди? (тәмле, баллы,чиста, әйбәт, зур) (Даша, Данил)

Т. – Асейчас ребята, посмотрите какой интересный случай произошёл у Алсу в огороде.

Анимационный сюжет «Баллы кишер» “Сладкая морковь”

Т.- Ребята, что выросло в огороде у Алсу? (кишер)

— Нинди кишер? (зур, баллы, тәмле, әйбәт)

— Кто помог вытащить зур кишер? (Әни, әти, бабай, әби, малай, кыз,эт, песи)

Т. –Знаете, а кишер очень полезный овощ. В нём много витаминов, которые необходимы для человека.

Т.- Как вы думаете, зачем нужно есть кишер? (ответы детей).

На экране Алсу (озвучивание слов Алсу)

Алсу : Ребята, я послушала вас, оказывается вы такие умные, сообразительные, много знаете об овощах, хорошо говорите на татарском языке. И за это я хочу угостить вас.

Т. – Бу нәрсә? – Кишер.

Т. – Алсу хочет угостить вас с кишер,которые вырастила сама, чтобы вы были здоровыми.

Т. – Кто хочет попросить у меня кишер и угостить своего друга?

Игра “Попроси и угости”

( на столе корзинка с морковками)

(2реб. угощают своего друга)

1 реб.- Мә кишер, аша.

2 реб.- Рәхмәт, кишер баллы, тәмле.

Т. – А кто хочет угостить остальных ребят?

Йомгаклау: А теперь скажите ребята, что было трудно на занятии? А что было легко? Что больше всего запомнилось?

Как вы думаете, кто сегодня на занятии лучше всех занимался?(ответы детей)

Т.- А что вы получили от Алсу?

Вы ребята молодцы! Меня очень обрадовали, показали хорошие знания по татарскому языку. Рәхмәт сезгә! Сау булыгыз балалар!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект открытого мероприятия в подготовительной группе детского сада посвящен ко дню космонавтики.

Конспект организованной образовательной деятельностипо татарскому языку по программе УМК «Растём играя» в старшей группена тему: «Поможем бабушке Федоре».

Читайте также:  Испанский или итальянский язык что легче

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. Проводя с детьми данное занятие, мы повторяем тему «Фрукты и овощи», учим называть цвет овощей и фруктов, закрепляе.

Воспитатель: Зиннатулина Анастасия ИлдусовнаТема занятия: Ш. Перро «Красная Шапочка»Цель: знакомство со сказкой Ш. Перро «Красная Шапочка»Задачи:Образовательные: формировать ум.

Конспект организованной образовательной деятельности по татарскому и английскому языкам на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшей группы.

Программное содержание:Познавательные задачи: Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле.

Источник

Обучения детей татарскому языку в доу.
статья по теме

Роль дидактических игр в обучении языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЯ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ

В ДОУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

На занятиях обучение татарскому языку можно организовать на следующих этапах:

Когда я провожу занятия, то ставлю перед собой следующие задачи:

— воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

-вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края;

-воспитывать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

-познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского народа.

В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.

Не забываем, что в основе любой игровой методики образовательной деятельности лежат следующие принципы :

Актуальность дидактического материала помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата,стремиться к лучшему из возможных решений.

Соревновательность создает у детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Вспоминаем требования к дидактическим играм:

* Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует.

В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.

Это может быть л ишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения.

Дидактические игры по обучению детей татарскому языку способствуют созданию положительного отношения к обучению татарскому языку, улучшают общую работоспособность, дают возможность закрепить пройденный материал разнообразными способами.

Җиһазлар. 2 шакмак. Берсендә 1-5 кә кадәр, икенчесендә 6-10 кадәр саннар. Шакмакларда төсләрдә бар.

Уен барышы. Бу уенда 5-6 бала катнаша. Уенчыларга бау (шнур),гәрәбә бирелә.

Шакмакны атып беренче гәрәбәнен санын һәм төсен билгелиләр. Алып баручы Ничә? Нинди? сорауларын бирә. Балалар гәрәбәнең төсен атыйлар һәм санны әйтәләр. Уен бау беткәнче дәвам итә.

«Удивительные коробки» “Гаҗәп тартмачыклар”

Цель. Обогащать словарный запас. Закрепить умение правильно называть слова. Активизировать, правильно и осознанно использовать слова в речи. Вывести детей на диалог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе. Знакомство с новыми словами по теме «Овощи»и закрепление изученных слов.

НОД по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе «Путешествие в зоопарк» по проекту «Без хәзер инде зурлар – мәктәпкә илтә юллар.Автор: Галимова Гульназ Ильфаковна, воспитатель татарск.

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»Обучающие задачи:1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру.Яңа сүзләр өстендә эш:кишер,кәбест.

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку для детей 4-5 лет «Осенние богатства»Задачи:Образовательные: активизировать и расширять словарный запас ребенка; учить детей связному описанию.

Цель: Научить детей понимать и общаться на татарском языке.Задачи:1. Образовательные:- закреплять знания пройденного материала;-учить детей применять свои знания в общении.2. Развивающие:- совер.

Краткосрочный курс обучения татарскому языку для родителей и детей, не владеющих татарским языком.

Источник

ООД по татарскому языку
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Итоговое ООД по обучению татарскому языку в старшей группе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 94 «Соенеч НМР РТ»

РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ

для детей 6-го года жизни

Подготовила: воспитатель по обучению татарскому

и русскому языкам Мухамедзянова Гульшат Ильдусовна

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Интегрированная совместная образовательная деятельность

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Работа на интерактивной доске

С помощью создания проблемной ситуации закрепить имеющуюся в активе лексику.

Воспитательные: воспитание чувства сострадания, дружбы и уважения по отношению к людям и животным

Развивающие: развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение; развивать положительные личностные качества; развивать и тренировать внимание, память, мышление; развивать креативные способности.

Обучающие : закрепить словарь детей по темам «Яшелчәләр», «Саннар», «Савыт-саба», «Җиһаз», «Сыйлау»; расширить кругозор дошкольников; работать над совершенствованием умений говорения на татарском языке; активизировать зону ближайшего развития через сообщение новых знаний и их закрепление в последующей деятельности со сверстниками и родителями.

1.Дети активно используют слова по темам «Яшелчәләр», «Саннар», «Савыт-саба», «Җиһаз», «Сыйлау»

2. Эмоциональный подъем от совершения добрых дел

Приемы в игровых методах:

а)создание игровых ситуаций

Приемы в словесных методах:

б)повторение нового слова в сочетании со знакомым

в)повторение слова за воспитателем

е) использование художественного слова (песенки, загадки)

Приемы в практических методах

б) совместные действия воспитателя и ребенка.

в) выполнение поручений.

г) соревновательный прием

Приемы в наглядных методах

а) непосредственное восприятие

б) активное действие детей

г) выполнение игровых действиях

Оборудование и материалы:

Интерактивная доска, презентация в программе «Easiteach», муляжи фруктов и овощей, картинки, минусовки песен «Барабыз» и «Зәңгәр чынаяк», русско-татарский разговорник.

Предварительная работа с детьми:

Активизация знаний детей о животных, цифрах, овощах, посуде, мебели.

Читайте также:  Зачем замачивать язык в воде говяжий

Подготовительная работа воспитателя:

Создание мультимедийной презентации, привлечение к ролям детей и коллег

-название фруктов и овощей: алма, персик- шәфталу, лимон, әфлисун, кәбестә, кишер, бәрәңге, кыяр, суган;

-название чисел: 1-10;

-название посуды: кашык, тәлинкә, чынаяк;

-название мебели: карават, урындык,өстәл;

— речевые фразы: “Мә, аша”

1.Мотивация детей к творческой деятельности.

4. Работа на интерактивной доске

Посадка детей, размещение

На протяжении всего занятия дети путешествуют, переходя от одного объекта к другому. В конце занятия при подведении итогов садятся на стульчики.

Совместная деятельность родителей и детей. Организация выставки рисунков «Приключения спасателей».

Балалар кереп бер рәткә тезелеп басалар. Тәрбияче каршыларына баса.

Тәрбияче: Исәнмесез, балалар. Хәлләр ничек?

Кажется, нам кто-то звонит по скайпу. Давайте посмотрим.

Скайп буенча звонок. “Аю һәм Маша” әкиятеннән Маша пәйда була.

Здравствуйте, ребята. Исәнмесез. Я Маша. Я забрела к медведю домой, а он меня не отпускает. Говорит, пусть за тобой придут друзья, может тогда и отпущу. Вы поможете мне? Тогда запоминайте дорогу, по которому надо идти к медведю: поле, лес, дом медведя. Я жду вас, друзья.

Тәрбияче: Ребята, поможем Маше? (әйе) Мы сегодня окажемся в роли спасателей. А по-татарски- “коткаручылар”. В дороге может случиться всякое, возьму я свой рюкзак с разными вещами, вдруг пригодится.

Кто помнит путь, по которому надо идти? Куда сначала надо идти? (к полю). Әйдәгез, балалар. А чтобы нам было веселее идти, давайте будем рассказывать стишок о том, как мы идём спасать Машу.

На телефон воспитателя приходит СМС: “Исәнмесез, балалар. Мин кечкенә куян. Я нес корзины с фруктами и овощами, но лиса напугала меня. От страха я всё бросил и убежал. До сих пор сижу под кустиком и боюсь. Ребята, если вы найдете мои угощения, соберите их, пожалуйста.”

Если встретится, обязательно соберем.

Басу янына килдек (интерактив тактада басу рәсеме)

Тәрбияче: Ребята, посмотрите, а вот и продукты зайчика. Давайте разделимся на команды: 1 команда собирает овощи, 2 команда – фрукты. Кто быстрее соберет? (музыкага кушылып җыялар).

Поглядим, что и сколько собрали. Что находится в 1 корзине? (кәбестә,кишер, бәрәңге, кыяр, суган) Ничә? (10)Что находится во 2 корзине? (алма, виноград, персик, лимон, апельсин) Ничә? (10)

Ребята, заметьте, мы знаем, как все овощи будут звучать на татарском языке. А из фруктов знакомо только «алма». Предлагаю убрать эту несправедливость. Итак, знакомимся с фруктами. Виноград так и звучит на татарском – «виноград», лимон тоже одинаково звучит. Апельсин немного изменен, послушайте внимательно «әфлисун». » Персик звучит чуть посложнее – «шәфталу».

Давайте поиграем в игру “Повторялки”: каким голосом я произнесу слова, таким же голосом вы и повторяете. (Пышылдап, җырлап, сузып сүзтезмәләр әйтелә: тәмле әфлисун, зур шәфталу, кечкенә әфлисун)

Продолжим наш путь. Поле мы прошли, куда идем дальше? (в лес)

Интерактив тактада урман рәсеме.

Интерактив тактада урман рәсеме.

Из-за кустика осторожно и боязливо выглядывает зайчик.

Тәрбияче : Ребята, куда дальше идем? (К дому медведя)

Машага без барабыз.

Интерактив тактада аю өенең рәсеме.

Стучимся в дом медведя.

Аю: Кто там? Зачем вы пришли ко мне?

Тәрбияче: Для начала медведюшка, надо

поздороваться. (Обращаясь к ребятам) Ребята, вы видите какой злой медведь. Наверное, оттого, что он один и ему скучно. Давайте попробуем с ним подружиться, но сначала мы его научим здороваться на татарском языке. Исәнмесез, аю.

Аю: Какой интересный язык. Исәнмесез. А кто такой аю?

Тәрбияче: Это медведь на татарском языке.

Аю: Значит, я аю. Как интересно.

Тәрбияче: Мы пришли за Машей.

Тәрбияче: Дорогой медведюшка, ребята знают татарский язык. Хочешь, мы и отгадки будем говорить по-татарски.

Аю: Хорошо, и меня заодно научите татарскому языку.

Утром, вечером и днём

Соберёмся за столом.

Ждут нас каша, суп, окрошка.

Суп, салат, пюре, котлеты

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Аю: Что ж, справились, молодцы. А теперь следующее задание – развлеките меня и спойте какую-нибудь веселую песню.

Тәрбияче: Хорошо, мы с ребятами знаем замечательную песню про посуду, которая называется “Зәңгәр чынаяк”. Саша, переведи название этой песни. (Синяя чашка)

Аю: Здорово спели. Спасибо.

Тәрбияче: На татарском языке спасибо будет “рәхмәт”

Аю: Рәхмәт, но мне так и не хочется отпускать Машеньку. Слушайте третье задание.

Аю: Вы узнаете моих друзей? Из какой они сказки?( три медведя). А на татарском языке? (Өч аю)

Аю: Это Михайло Потапыч. Это Настасья Петровна, а это Мишутка. Здесь разбросаны в беспорядке их предметы. Задание будет такое: соберите под каждым героем их предметы (карават, урындык,өстәл, кашык, чынаяк, тәлинкә).

Тәрбияче: Всё правильно вы расставили, молодцы. Расскажите, у кого самые большие предметы? (у Михайло Потапыча) Карават, өстәл, урындык, тәлинкә нинди? (зур). У кого самые маленькие предметы? (у Мишутки) Карават, өстәл, урындык, кашык, чынаяк, тәлинкә нинди? (кечкенә)

Аю: Молодцы, справились. Что ж, придется мне тебя отпустить, Машенька. Твои друзья все мои задания выполнили, да еще татарскому языку научили. С тобой мне было весело, теперь вновь станет скучно. (авыр сулап куя)

Тәрбияче: Что же сделать, чтоб ты больше не скучал? Надо подумать. (бик каты уйлаган кыяфәт чыгара) Придумала. Медведюшка, обещаем: больше ты не будешь скучать, потому что мы тебе оставляем вот такую книжечку- разговорник, чтоб и дальше изучал татарский язык. Вот и пригодился мой рюкзак!

Аю: Рәхмәт. (китапны алып укый башлый) Сөт, ипи, мә аша. Как интересно.

Маша: мы с ребятами будем в гости к тебе ходить. Ты нас только позови и мы придем.Посмотри в своем разговорнике, как надо приглашать на татарском языке..

Маша: Всё правильно. А теперь пришло время прощаться. На татарском языке до свидания будет “Сау булыгыз”.

Дети вместе с Машей уходят.

Тәрбияче: Маша, пока мы ходили за тобой, мы с ребятами выучили стишок. Давайте ее рассказывать и идти домой.

(Сөйләгән арада интерактив тактада урман, басу рәсемнәре күрсәтелә. Ахырдан балалар бакчасы рәсеме куела.)

Машага без барабыз.

Тәрбияче: вот мы и вернулись в детский сад. Как славно мы попутешествовали. Сколько приключений было сегодня! Ребята, а что вам больше всего понравилось? (җаваплар тыңланыла). И мне тоже это понравилось. Заметьте, какими дружными и смелыми мы сегодня были: и Машу спасли, и много новых друзей приобрели. Мы – спасатели. Без – коткаручылар.

Читайте также:  The henry stickman collection русский язык

Пришла пора прощаться. Маше тоже надо идти домой. Сау бул, Маша.

(Балаларны урындыкларга утыртам)

А вам я предлагаю ребята вот что: обязательно расскажите родителям о нашем сегодняшнем приключении, похвалитесь, какими вы были молодцами. Расскажите, что вы узнали, как называется по-татарски персик и апельсин. И чтобы родители научились этим словам, я вам раздам раскраски с этими фруктами.

Источник

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Фания Семенова
Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Бар матур бакча»

Возрастная группа: Старшая группа.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, систематизация знаний об овощах.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность в выполнении задания, умение испытывать положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Развивающие задачи: развивать умение различать по внешнему виду наиболее распространенные овощи и называть их, расширять представления детей об осени, времени сбора урожая.

Образовательные задачи : формировать знания детей об овощах, умения отгадывать загадки про овощи,соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи по отличительным признакам, активизировать в речи понятия “ Овощи”.

Основная образовательная область: коммуникация.

Методы: игровые, практические, словесные, наглядные, положительные эмоции от познавательной, продуктивной деятельности.

Приемы: художественное слово, вопросы к детям,показ педагогом, указания, объяснения, поощрения.

Наглядные средства обучения:

1.Для воспитателя: интерактивная доска, компьютер, аудиозапись, корзина с муляжами овощей, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу.

2. Для детей: полумаски овощей, ведра, муляжи овощей.

Словарная работа: продолжить расширять словарный запас детей, развивать умение детей понимать обобщающие слова (овощи).

Предварительная работа: беседа об овощах, рассматривание иллюстрации с изображением овощей, загадывание загадок про овощи, изготовление полумасок овощей.

Структура занятия:

1. Вводный организационный момент.

2. Словесная игра “ Син кем?”, “ Сина ничэ яшь?».

4. Загадывание загадок об овощах.

5. Игра – эстафета “Собирай урожай”.

6. Музыкально – хоровая игра “Есть красивый огород”.

«Региональная программа дошкольного образования» Р. К. Шаехова, Казань 2012.

Г. З. Гарафиева «Детские праздники» Казань, 2003г.

«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.

«Пляшем, поем и играем» Казань, 2007г.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исэнмесез балалар!

Воспитатель: Что то вы у меня сегодня не проснулись, какие-то вялые давайте поздороваемся с нашими глазками.

Исэнмесез кузлр, сез уяндыгызмы?

Исэнмесез битлэр, сез уяндыгызмы?

Исэнмесез колаклар, сез уяндыгызмы?

Исэнмесез куллар, сез уяндыгызмы?

Исэнмесез аяклар, сез уяндыгызмы?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Исэнмесез, без уяндык?

(протягивая руки вперед).

Воспитатель: Со мной сегодня к вам пришли наши лучшие друзья. Вы их узнали? Они очень добрые и веселые помощники. Акбай и Мияу разговаривают по другому, по-татарски. Послушайте, как они здороваются друг с другом. Поздороваемся давайте ребята с ними тоже.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас, ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Син кем?», «Ты кто?». С помощью мяча, задавая друг другу вопрос «Син кем?» будем знакомиться на татарском языке.

Передаю мяч с вопросом «Син кем?», “Сина ничэ яшь?” Дети рассказывают про себя на татарском языке.

Воспитатель: Бик яхшы, булдырдыгыз. Ребята, чтобы себя зимой чувствовать хорошо и быть здоровым надо обязательно кушать витамины. А где витамины находятся, в каких продуктах питания?. Самые полезные витамины находятся в фруктах и овощах. Повторим слова по теме «Овощи».

(Дети сидят на стульях).

Обращаю внимание детей на картинки овощей. Воспитатель загадывает загадки про овощей.

Воспитатель: Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бу нэрсэ? (показываю картинку картошки).

Воспитатель: Сидит дед во сто шуб одет,

Тот слезы проливает. (Лук)

Бу нэрсэ? (показывая картинку лука).

Воспитатель: Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Бу нэрсэ? (показывая картинку капусты).

Воспитатель: Красна девица

А коса на улице. (Морковь)

Бу нэрсэ? (показывая картинку моркови).

Воспитатель: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки. (Огурцы)

Бу нэрсэ? (показывая картинку огурца).

Воспитатель: Как на нашей грядке выросли загадки.

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют. Бу нэрсэ? (показывая картинку помидора)

Воспитатель: Слово помидор на русском и татарском языках звучит одинаково.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, провести соревновательную игру-эстафету «Собирай урожай», будет команда девочек и команда мальчиков.

(Дети делятся на 2 команды. Ребенок бежит к «грядке», кладет один овощ в ведерко и возвращается, передавая эстафету следующему члену команды). После игры дети садятся на свои места.

Воспитатель: Мальчики, давайте назовем, какие овощи собрала команда девочек.

Воспитатель и дети: Максим – что это?. Бэрэнге, Роберт – что это?. Суган, Тимур – что это?. Кишер, Альберт – что это?. Кыяр, Максим – что это?. Помидор.

Воспитатель: Хорошо. Давайте посчитаем их количество …Бер, ике, оч, дурт, биш)

Воспитатель: Давайте девочки, посмотрим, какие овощи собрала команда мальчиков.

Воспитатель и дети: Сафина – что это?. Суган, Камила – что это?. Кэбестэ, Лена – что это?. Кыяр, Софья – что это?. Кишер, Настя – что это?. Помидор, Камила – что это?. Бэрэнге.

Воспитатель: Хорошо. Давайте посчитаем их количество. (. Бер, ике, оч, дурт, биш, алты)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Бар матур бакча» («Есть красивый огород»).

(Дети одевают полумаски овощей и встают в круг)

Бар матур бакча

Менэ шундый кишер зур

Менэ шундый кечкенэ

Кишер, кишер кил эле

(ребенок с полумаской «моркови» выходит в середину круга и танцует).

(Игра продолжается со всеми изученными овощами)

Воспитатель: Ребята, наше занятие заканчивается. Мы с вами вспомнили об овощах, в которых много полезных витаминов. Мне очень хочется узнать, что вам сегодня понравилось и о чем вы бы хотели рассказать своим родителям. А какие новые слова мы сегодня с вами узнали? А что для вас было трудным? (Ответы детей).

Источник

Мастерица