Задания по теме нормы литературного языка

Упражнения. Тема 1. Типы норм литературного языка

Тема 1. Типы норм литературного языка

1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?

— Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

— Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

— Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

— Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

2 Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

— Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало эту сплетню.

— В годы реакции многие отреклись от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

— Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

— Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни.

— Готовя роман к переизданию, автором был внесен в него ряд существенных исправлений.

— Шарапову, рискуя жизнью, удалось заманить банду в ловушку.

3. Диктант. Запишите диалог, выделяя каждую реплику новой строкой и тире.

Упражнения.

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение и ударение.

А что это мне никто не звонит? У вас нет недвижимости? Без твоей опеки он и шагу ступить не может. Пусть премированных сотрудников будет как можно больше. Хотите купить товар оптом – поезжайте на оптовый рынок. Автомобили мы бронируем, а билеты бронируем. О договоре с этим фондом и речи нет, тем более в четвертом квартале. Рана все еще кровоточит. Как ты можешь работать за такую мизерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчить? Ищи новую работу. Сколько ты брала взаймы у Дарьи Фоминичны? О торте гости даже и не вспомнили. Эта вещь уже продана.

4. В каждом предложении допущена ошибка. Определите, какую норму литературного языка она нарушает. Исправьте предложение.

— На решение этой задачи необходимы дополнительные средств´а.

— Не могу согласиться о том, что вы говорите.

— Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большинство времени.

— Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению.

— Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону.

— Многие приняли участие в крёстном ходе.

5. Все ли слова употреблены правильно? Если нет, замените их подходящими по смыслу.

— Перед читателем проходит целая армада ярких представителей народа.

— Писателю удалось продемонстрировать подлинную сущность героя.

— Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

— Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует.

— Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

6. Найдите допущенные в предложениях ошибки, исправьте их. Какие типы правил нарушены?

— В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние нравы.

— Были приняты все мероприятия для повышения грамотности студентов.

— Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым как цепь страшных картин нищеты.

Библиотечный, двоечник, заочник, будничный, молочник, молочный, молочная, конечно, точно, нарочно, нарочный, порядочный, скучно, Ильинична, прачечная, Никитична, скворечник, очечник, почечный, пустячный, яичница, коричневый.

Источник

Тестовая работа по теме «Языковые нормы», 10 класс

Профильный конкурс на лучшую разработку теста по русскому языку

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ». 10 КЛАСС.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Внимательно прочитайте задания.

К каждому заданию дано 5 вариантов ответов.

2. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов, которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

4. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения.

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

Б. Сплочение для усиления деятельности

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

Д. Изъятие имущества в пользу государства по постановлению судебной власти

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

социальных систем, классовых интересов, убеждений

7. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова.

Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет ошибок в образовании формы слова

а) пять гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

б) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

в) По окончании доклада учёный ответил на вопросы.

г) Вчера у моего друга было день рождения.

д) Будем действовать согласно приказу.

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

а) потребуется личная убежденность оратора.

б) необходимо разобраться в существе вопроса.

в) у меня возникло свое видение проблемы.

г) стала понятна точка зрения оппонента.

д) тема должна быть продумана до мелочей.

Читайте также:  Plantronics explorer 55 как поменять язык

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.

б) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».

в) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к истине.

г) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

д) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Те, кто читали этот рассказ, убеждались в живом интересе автора к слову.

б) Никто из присутствующих даже не догадывались о заговоре.

в) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

г) Докладчик привел новые данные, которые частично уже были опубликованы.

д) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.

б) Мы увлекаемся и любим посещать выставки экспрессионистов.

в) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

г) С древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца.

д) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки? Отредактируйте эти предложения, выписав в лист ответов.

а) Наконец мы получили долгожданный приз по велогонке.

б) В состав совета вошли представители деловой, культурной, научной элиты.

в) На данный момент я в отпуске, собираюсь с семьёй на море.

г) Все вакансии сейчас уже закрыты.

д) В силу недостаточности освещения многие растения гибнут. ​​​

Источник

Дидактический материал к теме: «Понятие о норме литературного языка. Типы норм» (10 класс)

Дидактический материал к теме:

«Понятие о норме литературного языка. Типы норм»

Важнейший признак литературного языка — наличие в нём строго определённых правил — норм; например, слова киломе́тр, догово́р должны произноситься с ударением на последнем слоге.

Нормы — это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование нормам обязательно для всех образованных людей.

Нормы литературного языка охватывают разные языковые единицы; включают в себя правила произношения и ударения ( орфоэпические нормы), правила употребления слов и устойчивых сочетаний ( лексические нормы), правила образования слов ( словообразовательные нормы), правила образования грамматических форм (например, форм рода, числа, падежа) и правила сочетаемости слов и объединения их в словосочетания и предложения ( грамматические нормы), правила употребления языковых средств в соответствии со стилем речи ( стилистические нормы), наконец, правила написания слов и постановки знаков препинания ( орфографические и пунктуационные нормы). Таким образом, нормы действуют на всех уровнях литературного языка.

1. Прочитайте определения нормы литературного языка, принадлежащие разным учёным. Сравните их. К какому стилю они относятся? Назовите признаки нормы, которые подчёркиваются в каждом из определений. Составьте план «Признаки нормы литературного языка».

Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов. из числа сосуществующих. (С. И. Ожегов)

Норма сочетает в себе черты устойчивости, с одной стороны, и изменчивости — с другой, для неё характерно наличие вариантов. (С. А. Виноградов)

Слово орфоэпия — интернациональное оно существует во многих языках и обозначает одно и то же систему правил произношения. В переводе с греческого orthos — прямой, правильный, a epos — речь; орфоэпия буквально — правильная речь. Орфоэпическая норма единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного образцового произношения и правильной постановки ударения. Произносительные нормы современного русского языка сложились ещё в первой половине XVIII в. но первоначально — как нормы московского говора которые лишь постепенно стали приобретать характер национальных норм. Русское литературное произношение закрепилось приобрело характер национальной нормы в первой половине XIX в. (По М. Хрымовой)

3. Заполните следующую таблицу, указав названия норм.

4. Прочитайте. Найдите нарушения норм. Какие нормы нарушены в приведённых высказываниях? Исправьте их.

1) На ремонт школы нужны дополнительные средства. 2) Молодёжь, которая будет проживать в XXI в., сможет решить многие задачи. 3) Второй рассказ более смешнее первого. 4) Больной попросил врача налить себе воды. 5) Прочитав повесть И. С. Тургенева, меня прежде всего поразил её сюжет. 6) Ломоносов заметил о том, что богатство России будет произрастать Сибирью. 7) Всюду Печорина поджидает новая трагедия. 8) Раневская отказывается на предложение вырубить сад. 9) Мы узнали много интересных языковых фактов. 10) Я начну ответ изначально. 11) Катерина — протест «тёмному царству».

5. Прочитайте. Что в приведённых предложениях не соответствует нормам современного русского литературного языка? Какое свойство норм в этом проявляется?

1) Бывало, он ещё в постеле, к нему записочки несут. (П.) 2) Пробегая письмо, глаза его сверкали. (П.) 3) Появились новые мебели из Москвы. (Т.) 4) Он [Епифанов] нарочно надел самый грязный пальто. (Л. Т.) 5) Много про чудо вселенной странник в дому говорил. (Фет) 6) Слово «фильм». было женского рода, говорили: «приключенческая фильма». (Пан.) 7) Бодливой корове Бог рог не даёт. (Поел.) 8) Каковы веки, таковы и человеки. (Поел.) 9) Рассказывали, что из ботинки Нины Фёдоровны выскочила мышь. (Ч.)

6. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Чем вызвана необходимость норм литературного языка? Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

Норма пр..дпол..гает оценочное отн..шение говорящих и пишущих к функционированию языка: так говорят, а так (не)говорят; так правильно, а так (н..)правильно. Это отношение формируется под воздействием литературы, науки, школы.

Тема Волги в «Грозе» выводит нас к описанию города Калинова. Это основное место действия драмы.

Город отгорожен от внешнего мира. Внутренней границей для городского обывателя являются ворота и заборы: «У всех давно ворота. заперты и собаки спущены».

Власть в Калинове принадлежит Дикому и Кабанихе. И тот и другая любят куражиться над теми, кто под их началом. Фамилии этих героев подчёркивают о том, что это самодуры.

Город Калинов стоит на страхе, который испытывают горожане. Большая часть из них невежественны. Только Кулигин пытается избавить калиновцев от страха, но его мечты не сбываются. Калинов можно назвать «тёмным царством», в котором царит угнетение.

Этические нормы требуют, чтобы речевое общение было доброжелательным, искренним, немногословным, чтобы в нём не было клеветы, сплетни, осуждения ближнего.

К области речевой этики относится речевой этикет, правила которого основаны на принципе уважительного отношения к собеседнику. (По А. П. Сковородникову)

9. Прочитайте. Какие этико-речевые нормы нарушены в общении с героиней текста? Найдите предложения с прямой речью. Объясните расстановку в них знаков препинания.

Выхожу я как-то из маршрутного такси, и тут же ко мне обращается высокий мужчина с чемоданчиком в руках: «Мамуля, как пройти в гостиницу „Байкал44?» Показала дорогу и свернула во двор к прачечной. Там гуляла с собачкой маленькая старушка. «Дочуня, — спросила она у меня, — который теперь час? » Ответив на её вопрос, я отправилась по своим делам. А когда подошла к остановке, там было много народу, и к появившемуся троллейбусу все ринулись толпой. «Пошевеливайся, бабуля!» — сказал кто-то сзади, подпихивая меня в дверь по ступенькам. Так и не разглядев новоявленного «внука», я вдруг рассмеялась. (А. Иванова)

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Сформулируйте правила общения, рекомендуемые русскими пословицами и поговорками.

1) (Н..)доброе слово что огонь ж..ёт. 2) Знай более, а г..вори менее. 3) Доброе м..лчание лучше пустого б..лтания. 4) (Н..)молвя слова — кр..пись, а молвя слово — д..ржись. 5) Спорить спорь, а бранит(?)ся — грех. 6) За шутку (н..)сердись, а в обиду (н..)вд..вайся. 7) От учтивых слов язык (н..)отсохн..т. 8) В чужой монастырь со своим уставом (н..)ходят.

Читайте также:  Возвратные глаголы в немецком языке проспрягать

11. Подготовьте небольшое выступление, цель которого — убедить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета необходимо в общении.

Источник

Урок по теме «Нормы современного русского литературного языка»

Тема. Нормы современного русского литературного языка.

Цель: познакомить учащихся с нормами современного русского литературного языка; закрепить эти нормы.

— На предыдущем уроке мы с вами работали с текстом «Памятник – монастырь». Провели синтаксический анализ текста. Дома вы должны были выполнить задания по фонетике, словообразованию, морфологии. Давайте посмотрим, как вы справились с заданием.

2. Из предложения 4 выписать слова, которые состоят из пяти – шести морфем

3. В каком предложении (1, 5, 6, 7) употреблено три качественных прилагательных? (7: легкий, белый, красивый).

4. Из предложений 15 – 17 выписать краткие причастия (воздвигнут).

— Молодцы, с заданием справились все. У кого есть какие вопросы по домашнему заданию?

1. Слово учителя. Тема нашего сегодняшнего урока «Нормы современного русского литературного языка».

Одним из главных признаков литературного языка является его нормированность, т.е. наличие норм. Что же такое языковая норма?

(Запись на доске). Языковая норма – это образец того, как принято говорить и писать в данном языковом обществе в данную эпоху.

Вот сегодня на уроке мы с вами рассмотрим и закрепим одни из норм русского литературного языка.

2. Начнем с орфоэпических норм. Для этого давайте вспомним, что такое орфоэпия. (Орфоэпия – это совокупность правил литературного произношения и звукосочетаний. В орфоэпии изучаются также правила постановки ударения).

В русском языке существуют определенные правила орфоэпии. В устной речи безударные О и А, Е, Я и И совпадают. Парные твердые и мягкие согласные перед гласными [Э], [О], [У], [И], [А], [У] в исконно русских словах произносятся мягко [ВИД] РО, [ЛИ]СА, [ПА]ТЬ, [ВО]Л. В заимствованных словах согласные перед Е произносятся в разных словах по – разному: и как мягкие (ФА[НЭ]РА),и как твердые (КАШ [НЭ]).

(Запись на доске). Орфоэпические нормы – это нормы произносительные, предписывающие, как поставить ударение в слове, как произнести тот или иной звук.

— А каково русское ударение? Что мы знаем о нем?

а). Русское ударение свободное, разноместное: оно может падать на любой слог: диктор, артист, иллюстрация, магнитофон.

б). Русское ударение подвижное: оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона – сторонка – стороны.

в). Выделение голосом в произнесении самого важного по смыслу слова – особый вид ударения, называемого логическим.

— При затруднении в постановке ударения и произношении слов можно пользоваться орфоэпическим словарем, словарем ударений. (Учащимся показываются словари).

Задание классу. Обозначить в указанных словах ударный слог и записать транскрипцию последних четырех слов.

Щавель, петля, сажень, сироты (мн.ч.), обеспечение, усугубить, ржаветь, хозяева, ходатайство, каталог, жалюзи, квартал, кухонный. Земляника, ателье, партер, теннис. (Учащиеся сами проверяют себя, образец выполнения предоставляется).

3. Теперь рассмотрим орфографические нормы.

(Запись на доске). Орфографические нормы – это правила написания слов. Они закреплены в орфографических словарях, школьных учебниках по русскому языку, в пособиях.

Задание классу. У каждого на парте лежит лист с написанным предложением. Вам надо вставить пропущенные буквы, объяснить их правописание. Какие еще орфограммы вам встретились в предложении?

4. А сейчас рассмотрим синтаксические нормы русского литературного языка.

(Запись на доске). Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений.

— Нельзя, например, говорить показывает о том…(показывает что?), уверенность в победу (в победе), оплачивать за проезд (оплачивать что? проезд). Нельзя говорить «Посмотрев этот фильм, мне стало грустно.» (Посмотрев этот фильм, я загрустил. Мне стало грустно, после того как я посмотрел этот фильм.)

Задание классу. На доске записаны предложения, в которых надо найти ошибки в использовании причастных и деепричастных оборотов (обособленных определений и обстоятельств) и исправить их.

Получив известие от Павла, радость охватила Ниловну. (Получив известие от Павла, Ниловна обрадовалась.) Маршировавшие казаки по дороге не давали ни кому ни пройти ни проехать в город. (Казаки, маршировавшие по дороге, не давали ни кому ни пройти ни проехать в город). Стоявшая маленькая керосиновая лампа на столе освещала только середину комнаты. ( Маленькая керосиновая лампа, стоявшая на столе, освещала только середину комнаты). Изучая «Слово о полку Игореве», у нас возникает вопрос, кто автор этого произведения. (Изучая «Слово о полку Игореве», мы задаемся вопросом, кто автор этого произведения).

5. Еще одни нормы современного русского литературного языка – это пунктуационные.

(Запись на доске). Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания. Эти правила изложены в учебниках, пособиях.

Задание классу. Под диктовку записать предложение, расставить знаки препинания и объяснить выбор их постановки.

После долгой ночи, потраченной на невеселые, бесполезные мысли, которые мешали спать и, казалось, усиливали духоту и мрак ночи, Лаевский чувствовал себя разбитым и вялым.

6. Урок заканчивается проведением теста, выполняя который, учащиеся должны помнить орфографические и пунктуационные нормы русского языка.

Источник

Тест по теме «Нормы современного русского литературного языка»

Предмет: Русский язык

Аудитория: студенты 1 курса СПО

« Нормы современного русского литературного языка»

1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

2. В каком слове ударение падает на последний слог?

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

6. В каком слове ударение падает на последний слог?

7. В каком слове ударение падает на первый слог?

8. В каком слове ударение падает на последний слог?

9. В каком слове ударение падает на первый слог?

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

13. В каком слове ударение указано верно?

2) Гражданство (1-й слог)

3) Аэропорты (5-й слог)

4) Баловаться (1-й слог)

14. В каком слове ударение указано верно?

1) Некролог (2-й слог)

3) Облегчит (2-й слог)

4) Сливовый (1-й слог)

15. В каком слове ударение указано верно?

2) Замкнутый (2-й слог)

3) Знамение (2-й слог)

4) Зазвонит (3-й слог)

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям»?

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «»тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений»?

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

1) ДЁРН – верхний слой почвы

2) Дипломант – тот, кто удостоен диплома

3) ЭКСПЕРТ – научный работник

4) ДВОЙСТВЕННЫЙ – противоречивый

1) КОЛОРИТНЫЙ – сытный, содержащий много калорий

Читайте также:  Как переводится put на русский язык

2) НАПРОЧЬ – совсем, окончательно

3) СТАБИЛЬНЫЙ – постоянный, устойчивый

4) СТИМУЛ – заинтересованность в совершении чего-либо

1) ЭКСПОНАТ – предмет для обозрения в музее, на выставке

2) КАНВА – главная идея произведения

3) ОБУЗА – нечто ненужное и обременяющее

4) ШТРАФ – денежное взыскание

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо

2) АУКЦИОН – публичная распродажа

3) ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения

4) ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи

13. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются действия, ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженные ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

14. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Оба брата были чрезмерно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.

15. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) Знаменитые профессора

2. Найдите ошибку в образовании формы слова.

3) Без золотых погон

4) В двухстах шагах

3. Укажите ошибку в образовании формы слова.

3) Менее семьдесят пять рублей

4) Поезжайте завтра

4. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Больше пятьдесят рублей

5. Укажите ошибку в образовании формы слова.

4) В трехстах метрах

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Береговые катера

2) Скоро выздоровеют

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) В ста семидесяти восьми томах

2) Не машите руками

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К две тысячи пятому году

4) Фильм интереснее

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) Несколько полотенец

4) Около пятиста километров

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) Четырьмя способами

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) В двух тысяч четвертом году

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Оденьтеся теплее

2) Пятеро студентов

3) С пятьюдесятью рублями

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) В двух тысяч первом году

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) Оденьтесь теплее

3) С пятьюдесятью рублями

4) Спелых абрикосов

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В две тысячи двадцать втором году

2) Несколько огурец

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) началось распределение ролей.

2) оказалось, что там слишком много ролей.

3) была назначена первая репетиция

4) мы немедленно начали репетировать.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набирать номер.

2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента

4) значит, линия свободна.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога.

2) испортилась погода.

3) это займет меньше часа.

4) я зашел к приятелю.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвел неизгладимое впечатление.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос.

2) укажите его морфемы.

3) мне поставили «отлично»

4) часто не указывается основа.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины.

2) требуется немалая выносливость.

3) вы получаете большое удовольствие.

4) у меня сломалась фара.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) герои надолго остаются в нашей памяти.

2) обдумывается противоречие.

3) постарайтесь представить ее героев.

4) у меня возникло желание перечесть ее.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто побывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы домашней утвари.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1)Благодаря отцу я и сестра знаем французский, немецкий и английский.

2) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

3) По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

4) Все были уверены в том, что нужно продолжить работу над проектом.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря настойчивости и таланту он добился больших успехов.

2) Вследствие неточности в документе произошли серьезные недоразумения.

3) Надо отдавать себе отчет в своих поступках.

4) Преподаватель заметил о том, что лексика русского языка неоднородна.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку.

2) Учёные преображают мир сообразно своим теориям.

3) Оплату расходов берёт на себя благотворительная организация.

4) Приезжие любовались причудливыми каменными узорами церкви и восхищённо рассматривали их.

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Умение говорить комплименты – это настоящее искусство, которое требует такта, остроумия и внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

2) Сказка – это устный рассказ о выдуманном событии, который носит фантастический, приключенческий и анекдотический характер.

3) Герои произведений Лескова – безвестные народные мастера, жизнь которых сложилась по-разному.

4) Текст – это группа предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Источник

Мастерица