Велик и могуч наш родной язык

Велик и могуч русский язык

Что мы знаем о русском языке как о таковом в поле зрения статистики? То что, это – язык русских, на котором говорят более 250 млн. человек, официальный язык Российской Федерации, служит средством межнационального общения бывших союзных республик. Это – официальный язык ООН. С точки зрения языкознания он относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. И что дальше? Да ничего. То же самое можно сказать и о других языках – об английском, например, или об испанском, – даже более того.

Вернемся к нашим «баранам». Что такое язык вообще? Да ведь язык, или, точнее, речь – это важнейшее средство человеческого общения. Именно, «человеческого»! Она, речь – или язык, – возникла в результате деятельности сообща, т.е. в сообществе. Это уже ближе. И, как известно, язык напрямую связан с мышлением, или, если хотите, с менталитетом его носителя. Возьмем, к примеру, малые народности, племена. Их речь служит лишь для координации, так сказать, «бытовых» действий. Что она может содержать: названия вещественных предметов и природных явлений? А оттенки, где они? Нет, совсем другое дело – развитая речь исторических народов.

В чем же проявляется язык, кроме как в речи? Что является еще для него характерно? Это, прежде всего, его словарный состав и строение. Затем, система видоизменений языковых единиц – слов – для связи их в предложении. И, наконец, если можно так выразиться, их «длина». Сюда же можно отнести пунктуацию. По всем этим параметрам русский язык является языком, несомненно, обширным. Судите сами, словарь, впитавший «чужие» слова и морфемы, – а сколько своих эпитетов, – свободный порядок слов в предложении, знаки препинания, в конце концов, – все это свидетельства широкой русской натуры. Натуры открытой, но вместе с тем загадочной и потаенной. Об этом могло бы свидетельствовать, в частности, присутствие «скупой» интонации в разговорной речи. Настолько «все сказано», что не требует других средств.

Сама форма русского языка становится его содержанием, выразитель-ным средством, и в этом его особенность, в отличие от других языков мира. Ну, как тут не сказать о его могучести. Вспомним известный всем «казнить нельзя помиловать»; или, например, в каком еще языке возможна такая «игра слов», как в русском? А каламбуры? А экивоки? Ведь словом можно не только воодушевить, но и обидеть. Но можно и воспитать. И форма выступает здесь подспудным средством, так как в зависимости от сложности предложения изменяется и его «вес». Оно либо «загружает», либо «разгружает».

Далее. Обозначим, что современный русский язык – это язык литературы и, в первую очередь, литературы художественной. И здесь у него богатое наследие. Русская классическая литература шагнула далеко за пределы ее территории, подарив миру не только памятники культуры, но и шедевры искусства речи. Она «насытила» русский язык образностью, наполнила его модальностью – способностью, изъясняясь, рассуждать абстрактно, философски, касаясь общечеловеческих ценностей. Она осветила множество человеческих проблем, дав многим поколениям об-разцы нравственности, этики и эстетики. Опять-таки, благодаря именно русской классической литературе русский язык захотели изучать многие инакоговорящие люди. Еще бы, это ведь язык Толстого и Достоевского, Пушкина и Лермонтова. Нельзя не отметить здесь и русских философов таких, как Соловьев и Бердяев.

Сюда же отнесем имена русских физиологов Сеченова и Павлова, физиков Яблочкова и Попова, деятелей искусств, выдающихся спортсменов и многих, многих других, которые, прославляя своими трудами «ареал», одновременно в переносном смысле возвеличивали и сам русский язык. А русские композиторы, их оперная музыка звучит повсюду в мире на оригинальном, родном, языке. И уж тем более, на русском языке заговорила первая в мире пролетарская революция – это язык диктатуры пролетариата – да так, что нас стали даже побаиваться. Но вместе с тем, русский язык – это язык гуманизма и человечности. Вот и выходит, что могуч и велик русский язык. Велик и могуч как внешне, так и внутренне. Это наш с вами родной язык.

Русский язык – это язык, на котором мы выражаем себя: воспроизводим свои мысли, утверждаемся как личности, объясняемся в чувствах и «выплескиваем» эмоции. Это – наше великое богатство. Так зачем же мы его засоряем, низводим до уровня «ночлежки», тем самым, опустошая себя, свой внутренний мир, свою духовность? Или ломать – не строить? Давайте же все-таки попробуем, и, следуя утверждению о том, что «язык – лицо нации», попытаемся ухаживать за своим «лицом» – будем регулярно его чистить и питать. И ухаживать-то придется за своим собственным, а не каким-то абстрактным общим «лицом», как говорят на жаргоне, «фильтровать» свою собственную речь. И, несмотря на то, что я здесь употребил явно не высокий стиль, но ведь «в чужой огород со своим самоваром не ходят» и «дурь дурью вышибают», – нужно именно фильтровать свою собственную речь, выбирая те или иные выразительные средства, и в зависимости от контекста и обстоятельств. Пользоваться желательно именно русским литературным языком. Пусть он станет для нашей «кожи» «питательным средством». Да-да, речь – это наша «кожа» – она защищает нас от пагубных влияний окружающей среды, через нее мы «дышим», она же отвечает за «здоровье». За здоровье нашего «вер-бального тела», а, как известно, «в здоровом теле – здоровый дух». Тогда и только тогда по-настоящему зазвучит афоризм «русский язык – зеркало души русской», и сам народ будет, как и в прежние времена, великим и могучим.

Так воспрянем же духом, сыны и дочери земли русской, и изгоним заразу из наших «тел», и «вдохнем» языком русским, как отцы и деды наши «вдохнем» им, языком воистину великим и могучим. И воспоем славу русскую полной грудью в песне звонкой, звонче колокола не нашего – колокола медного. Выльем наши колокола из золота чистого и серебра беспримесного. И пусть разнесут они песню зычную, песню русскую, до самой до окраины – да возвестят повсюду на земле русской покой и благодать.

Читайте также:  Как будет русский язык по украински

Источник

Почему русский язык великий и могучий?

И.С. Тургенев назвал русский язык «великим» и «могучим». Эти два эпитета стали крылатыми словами, без которых русский язык стал для нас уже немыслим. Поэтому каждый русский рано или поздно задаётся вопросом: «Чем же так велик и могуч наш язык?» И пытается найти свой ответ на этот вопрос.

Для одних он велик и могуч своим матом, на котором хорошо говорить с врагами.

Для других богатством лексики (синонимов, антонимов, омонимов) и разнообразием смысловых оттенков, гибкостью своих синтаксических конструкций и в силу всего этого богатейшими изобразительными возможностями. Так К. Паустовский восторженно писал: «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

М. Ломоносов, который задолго до И.С. Тургенева пытался ответить на этот вопрос, пришёл к выводу:

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.» (М.В. Ломоносов)

Для многих русский язык велик и могуч благодаря литературе, написанной на этом языке. Достаточно вспомнить Льва Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского, чтобы убедиться в этом. Темы, которые они поднимали в своих произведениях поистине велики. Идеи этих гигантов до сих пор владеют умами всего человечества.

Для многих этот язык велик и могуч благодаря коммунистическим идеям, воплощённым в СССР в реальность. Его лозунги «Мир народам, хлеб голодным, землю крестьянам, фабрики рабочим» десятилетия вдохновляли народы других стран. Поэтому Маяковский в своё время написал: « Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.»

Для меня русский язык велик и могуч прежде всего своими песнями, в которых выражено величие просторов России, широта души русского народа и сила его духа.

Самым ярким примером являются народные песни «Ой ты степь широкая. » и «Степь да степь кругом». Думаю что одна из таких песен произвела и на Тургенева потрясающее впечатление, которое он описал в своём рассказе «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня. »

Могучая сила духа ярче всего выразилась в в песнях «Дубинушка», «Священная война» и в гимне России.

Песни и гимны других народов могут гениально выражать радость, печаль, самые возвышенные чувства, однако такого первозданного величия и такой могучей, несгибаемой силы в них нет.

Однако вернёмся к великой русской литературе и зададим себе вопрос: Есть ли в ней образ, в котором русский язык предстал бы перед нами во плоти и поведал бы нам откуда у него это величие и сила?

Думаю, что таким образом является Тарас Бульба. Это настоящий былинный архетип русского языка.

И вот что он говорит об истоке своего величия:

«Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!» * (Н.В. Гоголь)

То есть причина величия русского языка это широта русской души, способной любить так крепко, как никто уже не любит. Александр Блок подтверждает эту мысль:

«Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит»! (А. Блок)**

А вот что Тарас Бульба говорит о причине могучей силы русского языка:

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» ***

То есть причина могучей силы нашего языка это сила и стойкость русской души перед лицом немыслимых страданий.

Как же эта русская душа осмысляет саму себя и свой путь благодаря русскому языку, который ей подстать?

Это великое осознание самой себя и своего пути мы находим у Г.Р. Державина в оде «Бог»:

«Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я Бог!»****

Это самоосознание являеет всю библейскую историю человека в восьми словах:

Обобщающим терновым венцом этого самоосознания себя во Христе звучат стихи:

Здесь русская душа ставит перед собой на великом и могучем русском языке свою самую высокую цель, в достижении которой требуется истинная сила духа.

Это позволило немецкому поэту Рильке сказать о России: «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»*****

Так с лихвой оправдались слова И.С. Тургенева, которыми он закончил своё краткое размышление о русском языке: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

—————————-
* В гениальной экранизации «Тараса Бульбы» (2009) эти слова сказаны так, что не верить в них просто нельзя. Не верить в них – это всё равно что изменить родине.

** В этом самоосознании нет никакого великорусского шовинизма, ведь далее Блок пишет:

*** Поэтому А.В. Суворов восторженно восклицал в своей «Науке побеждать»: «Я русский. Какой восторг!»

**** «В силе воплощения Божия соделываясь не только чадом Божиим, но и причастником Божественного естества, восторг его (человека): «я Бог» соделался не хвастовством червя, но благоговением человека, величающего в себе действие благодатного милосердия Божия, возведшего его из червя в Бога» (Шишков)

Читайте также:  Биография фаниса яруллина на татарском языке

«. Каждое слово в предложенном образе, как гвозди в кресте Господа» (Александр Краснослабодский)

***** Слова эти были сказаны Рильке в самом начале прошлого века. Смысл их раскрылся во всей своей полноте в 20-м веке.

Источник

Наш великий, могучий, прекрасный русский язык
классный час (4 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

Подготовила: Ачмиз З.А., учитель начальных классов, высшей категории

МБОУ «СОШ №3» п. Яблоновский, Тахтамукайского района, РА.

— формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;

— способствовать развитию внимания, мышления, памяти;

— развивать чувства поддержки и взаимовыручки;

— воспитывать уважительное отношение к русскому языку;

-прививать любовь к русскому языку;

— закреплять знания и умения, полученные на уроках;

— развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочной деятельности.

-Формирование интереса к языку как к учебному предмету;

-повышение общей языковой культуры.

Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.

I Организационный момент

Стихотворение «Ода русскому языку» (Читает ученик наизусть)

Русский язык нам всем понятен.

Красив, величествен и ясен.

На нём мы мысли выражаем

И говорим, и пишем, и читаем.

В нём есть и птичьи голоса,

Любви и счастья чудеса.

Дремучие леса, бескрайние поля

И краски осени, и свежесть января.

На свете нет другого, такого нам родного.

Ты благороден, ты велик,

Любимый русский наш язык!

Тебя пусть славят все на свете,

Потомки наши, внуки, дети.

И знаем мы тебя, и чтим,

И если надо защитим!

Стихотворение “Выучи русский язык!” (читают ученики)

1.Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2.Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3.Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово – свободы зарница,

Выучи русский язык!

4.Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово-

Выучи русский язык!

5.Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спасенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Учитель: На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? (Они смогут разговаривать на русском языке). Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.

Эта неделя объявлена неделей русского языка. Сегодня мы проведём викторину по русскому языку. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно. Наше мероприятие пройдет в виде соревнования трех команд. Делимся как обычно по рядам.

Я буду задавать вопросы и подсчитывать баллы.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

Итак, команды, готовы к бою?

1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько согласных букв? (21)

3. Сколько гласных букв? (10)

4. Первый звук в слове Яблоко? (й)

5. Шиворот – навыворот. Как вы понимаете это выражение?

(сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать)

6. Как назвать одним словом человека, который много и охотно трудится? (трудолюбивый)

2 конкурс «Угадай-ка» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

3 конкурс «Доскажи словечко». (каждый правильный ответ – 1 балл)

1.Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

2. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

3. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

4. В подполье, в каморке

5. Кто альбом раскрасит наш?

6. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

4 конкурс «Фразеологический зверинец»

Задание: добавить недостающее слово – название животного (5 минут). Каждой команде даётся карточка с заданием.

Болтлив как………. (сорока)

Учитель: Что- то я гляжу, команды подустали.

5 конкурс: «Советы русского языка» (За правильный ответ 1 балл)

Учитель : «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность». (А. С. Пушкин)

Для того, чтобы люди друг друга понимали, наша речь должна быть понятной, выразительной и красивой. Послушайте стихотворение:

У школьников собрание,-

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

— Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им – раз! Они ей – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно.

— Нет, видно я ещё мала,

Я ничего не поняла.

Учитель: Почему девочка ничего не поняла?

Какой совет мы получили? (Выбери правильное утверждение (совет)

— Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые слова.

— Речь должна быть понятная, красивая.

— Начинай любое дело с хорошим настроением.

6 конкурс капитанов. (за правильный ответ 1 балл)

(догадайся, о каком слове идет речь)(Каждому капитану раздается карточка с предложениями)

Читайте также:  Как отличить род в немецком языке

Есть сладкое слово –….. (конфета).

Есть быстрое слово – ….(ракета).

Есть кислое слово – ….(лимон).

Есть слово с окошком – ….(вагон).

Есть слово колючее – …..(ёжик или ель (елка)).

Есть слово промокшее –……( дождик)

7 конкурс «Веселая грамматика»

Собери из данных слогов слова( за каждое правильное слово дается 1 балл)

III. Итоги. Награждение команд.

Учитель: Надеюсь, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.

Наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд. (каждый ученик получает эмблему «Знатоку русского языка».

Источник

Классный час » Велик и могуч русский язык»

Классный час «Велик и могуч русский язык».

— Привить обучающимся уважительное отношение к русскому языку.

— Воспитание чувства патриотизма.

— Развитие кругозора у обучающихся.

— плакаты с цитатами русских писателей о русском языке.

— карточки с заданиями.

Дети, сегодня мы с вами поговорим о богатстве русского языка.

Классный руководитель читает эпиграфы русских писателей.

«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, как песня над колыбелью».
(А. Н. Толстой)

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»

«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чув­ствует сокровенную прелесть нашей земли»

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

Ребята, вы никогда не задумывались, насколько богат русский язык? Кто-то даже никогда этого не замечал. Конечно, мы русские люди говорим на русском языке с рождения, ведь это наш родной язык, но не всегда стараемся узнать наш язык глубже. Мне кажется сколько бы мы не учили русский язык, он каждый раз будет нам открываться по-новому. Знания русского языка не ограничиваются только лишь знаниями правил орфографии, грамотностью речи, то есть тем, что мы умеем писать без ошибок, это гораздо глубже, шире.

Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия. И здесь, на мой взгляд, важно читать классические литературные произведения разных эпох, ведь все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М.В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н.М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А.С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. У Пушкина в обращении было более двадцати тысяч слов. Но о богатстве речи судят не только по количеству слов, а, прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Большинство слов русского языка многозначно, и это их свойство является источником выразительности речи (о многозначности и переносном употреблении слов.

А сейчас мы с вами немного поиграем и на практике узнаем, насколько хорошо вы владеете русским языком.

Давайте разделимся на 2 команды. Придумайте название своей команде и выберите капитана.

Капитаны подойдите и получите карточки. Там написаны исходные слова. Ваша задача составить из исходного слова как можно больше однокоренных слов. Чья команда составит больше слов. За каждое составленное однокоренное слово команда получает 1 балл. Время на выполнение этого задания – 3 минуты.

Например, корм – прикорм, кормить, перекормить, подкормить и т.д.

Из исходных слов составьте синонимический ряд, иными словами подберите к исходным словам как можно больше синонимов. За каждый составленный синоним команда получает 1 балл. Время на выполнение этого задания – 3 минуты.

Например, дом – жилье, жилище, здание, особняк, многоэтажка, новостройка и т.д.

Каждой команде нужно подобрать прилагательные, характеризующие русский язык. Например, русский язык – яркий, многообразный, интересный, увлекательный, могучий,

неповторимый, великий, богатый … Каждая команда по очереди называет свое прилагательное.

А теперь блиц опрос. Ответьте на мои вопросы:

— Кто изобрел русский алфавит?

— Как называют слова, противоположные по смыслу?

— Сколько частей речи в русском языке?

— Сколько падежей в русском языке?

— Как называют слова, близкие по смыслу?

— Без чего немыслим русский язык?

Сегодня на уроке мы узнали, что русский язык – является одним из богатейших языков мира. Однако пользоваться им нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательней становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать ее. Н.М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского языка, писал: «Вольтер сказал, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, нежели другим».
Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если свободно владеть литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче и выразительнее. Одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, так как люди должны демонстрировать и общую речевую культуру: уметь свободно выражать свои мысли, находить точные слова и образные выражения, выбирать нужные части речи.

Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями. Родной язык – это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать, беречь и уважать. Так, что давайте любить и уважать русский язык.

Источник

Интересные факты из жизни