Основные методы селекции растений животных и микроорганизмов план урока 9 класс

Содержание
  1. Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ. план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Урок в 9–м классе «Методы селекции»
  5. План урока
  6. I. Актуализация знаний (устный опрос).
  7. II. Объяснение нового материала
  8. III. Закрепление изученного материала (решение биологических задач).
  9. IV. Домашнее задание.
  10. Конспект урока по биологии Методы селекции 9 класс
  11. Конспект по биологии «Методы селекции растений, животных и микроорганизмов» (9 класс)
  12. Б) отбор наследственно ценных производителей по потомству –
  13. получают и оценивают потомство каждой отдельной особи в ряду поколений при обязательном контроле наследования интересующих признаков. На последующих этапах отбора используются только те особи, которые наибольшее число потомков с высокими показателями, остальные отбраковываются – породы собак, крупного рогатого скота.

Конспект урока тема: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ.
план-конспект урока по биологии (9 класс) по теме

Класс: 9 Предмет: биология

теМА: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Цель урока: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Ва­вилова о центрах многообразия и происхожде­ния культурных растений, научить находить их по географической карте. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Элементы содержания: селекция, центры происхождения и многообразия культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения: Проблемно-развивающие.

Оборудование: таблица «Центры происхождения культурных растений», ноутбук, мультимедийное оборудование.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Класс: 9 Предмет: биология

теМА: ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. РАБОТЫ Н. И. ВАВИЛОВА. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Цель урока: изучить задачи селекции как науки, показать центры многообразия и происхождения культурных растений; выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с основами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды. Познакомить с работами Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, научить находить их по географической карте. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания, отработать умение учащихся работать с текстом учебника.

Воспитательные: подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Элементы содержания: селекция, центры происхождения и многообразия культурных растений, закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Тип урока: комбинированный ( изучение нового материала и первичное закрепление)

Методы обучения: Проблемно-развивающие.

Оборудование: таблица «Центры происхождения культурных растений», ноутбук, мультимедийное оборудование.

Организационный момент (1 мин.)

Проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Улыбнитесь своему партнеру по плечу, пожелайте плодотворной работы партнеру по лицу.

Мне хотелось бы чтобы тема нашего урока не оставила вас равнодушными, чтобы она повлияла на личную позицию каждого, чтобы вы сделали для себя определенные выводы и расставили приоритеты.

Рассаживаются по группам. Определяют свои номера номер.

Актуализация знаний (самостоятельное выполнение индивидуальных заданий на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке). Фиксирование затруднения при выполнении учебного действия (в виде громкой коммуникативной речи, либо смоделировать в виде графика, рисунка, схемы и т.д.)

Организует работу по повторению основных моментов предыдущих тем. Давайте вспомним, какие основные характеристики понятий наследственность и

вы знаете, используя сингл раунд робин. Каждому участнику группы на ответ дается 20 сек. Подумайте 10 сек. Начинает участник под номером 1. (следит за временем, организует обсуждение)

Какие формы и методы наследственности и изменчивости вы знаете, вспоминаем, используя релли робин. Подумайте 10 сек. Время работы 1 минута. Начинает участники с четными номерами.

(следит за временем, организует обсуждение)

Работа с терминами в виде фронтального опроса.

Работаем по финк-райт-раунд робин. Подумаем 20 сек, пишем 3 мин, обсуждаем в группе по 1 минуте каждый участник. Начинаем с номера 2.

(следит за временем, организует обсуждение)

Источник

Урок в 9–м классе «Методы селекции»

Разделы: Биология

Образовательная – познакомить учащихся с основными методами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды.

Воспитательная – подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Развивающая – расширить познания учащихся о современных методах селекции.

План урока

I. Актуализация знаний (устный опрос).

Что изучает селекция? Какой вклад в развитие селекции внёс Н.И.Вавилов? Что такое сорт, порода или штамм? Каковы же задачи, стоящие перед селекцией? Сформулируйте задачи, стоящие перед селекцией?

1.повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных

Какие задачи ещё можно поставить перед селекцией (учащиеся предлагают свои варианты)? Каковы же методы селекции, которые помогут решить поставленные задачи?

II. Объяснение нового материала

Основные методы селекции – отбор и гибридизация. Отбор бывает массовый и индивидуальный. При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с нужными признаками и получают от неё потомство. Индивидуальный отбор применяется для самоопыляющихся растений и животных. Массовый отбор применятся в селекции перекрёстноопыляемых растений некоторых животных.

Гибридизация это процесс скрещивания родительских форм и получение от них гибридов. Различают два вида гибридизации – близкородственную и отдалённую (иногда даже межвидовую).

Рассмотрим упрощённую схему комбинационной селекции для получения нового сорта самоопыляющегося растения (например пшеницы).

1 этап – скрещивание между собой двух родительских форм.

2 этап – оценка гибридов до восьмого поколения (при самоопылении к 7-8 поколению достигается почти 100% уровень гомозиготности) Таким образом цель отбора для многих селекционных программ является получение максимально гомозиготных форм. Что же такое гомозиготность? Гомозиготность – это такое состояние наследственного аппарата, при котором гомологичные хромосомы имеют одну и ту же форму аллельных генов.

3 этап – отбор лучших потомков, их оценка, испытание на урожай и другие признаки.

Почему же повышение гомозиготности является важнейшей задачей селекции? Оказывается, скрещивание разных чистых линий приводит к явлению гетерозиса, явлению гибридной силы. При данном явлении резко возрастает жизнестойкость особей, увеличивается урожайность и плодовитость. Но к сожалению эффект гетерозиса быстро затухает, так как при дальнейших скрещиваниях гены переходят в гомозиготное состояние и это приводит к неблагоприятным последствиям (депрессия генов).

Читайте также:  Какие факторы биологические или социальные влияют на развитие животного и человека таблица

Таким образом, близкородственное скрещивание- инбридинг проводят для получения максимально гомозиготных форм, а чтобы разнообразить генотип, насыщать его различными аллелями, для повышения гетерозиготности проводят аутбридинг – скрещивание между особями разных сортов и пород и даже разных видов. Например, скрещивая ослов с лошадьми получают мулов и лошаков, бизонов с коровами – коровобизонов, пшеницу с рожью – тритикале. При этом селекционеры нашли методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов (в 1924 году Г.Д.Карпеченко путём полиплоидизации получил плодовитый капустно-редечный гибрид).

Развитие генетики привело к тому, что человек может целенаправленно манипулировать генами. Совокупность приёмов, методов и технологий выделения генов из организма, осуществления манипуляций с генами и введения их в другие организмы называется генной инженерией. Генная инженерия не является наукой в широком смысле, но является инструментом биотехнологии.

Существуют методы и хромосомной инженерии. Эти методы позволяют ввести в геном определённого вида или сорта какой-либо пары дополнительных хромосом, контролирующих развитие нужных признаков, или замещение одной пары гомологичных хромосом на другую. Новые формы называют дополненными линиями, что позволяет создавать “идеальные сорта”.

За последние несколько десятилетий учёные создали методы, благодаря которым отдельные клетки тканей и растений можно заставить расти и размножаться отдельно от организма. Это методы клеточной инженерии, которые позволяют решать многие проблемы- клетки женьшеня вырабатывают ценные биологически активные вещества, можно осуществлять гибридизацию соматических клеток, пересаживать ядра соматических клеток в яйцеклетку (возможно клонирование животных).

III. Закрепление изученного материала (решение биологических задач).

А каков метод получения этого растения, излюбленный мичуринский метод?

IV. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о истории создания породы ваших домашних питомцев (можно подготовить и провести дискуссию о ГМО). Повторить основные понятия генетики: ген, гетерозигота, гетерозис, фенотип, экстерьер, сорт, штамм, биотехнология и т.д.

Урок хочется закончить анализом знаменитого мичуринского высказывания “Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача” Но мало кто знает продолжение этой фразы: “Но к природе надо относиться бережно и по возможности сохранять её в первозданном виде”. В наш сегодняшний век – век манипулирования генетическим материалом, актуальнее вторая часть мичуринского завета, поэтому перед селекционерами сейчас важнейшими являются и нравственные задачи.

Источник

Конспект урока по биологии Методы селекции 9 класс

Урок биологии в 9 классе.

Учитель: Иванкина Л.А.

Тема: Методы селекции.

Цель: формирование у учащихся представления об основных методах селекционной работы с растениями и их использование в сельскохозяйственной практике.

— отработать умения применять знания закономерностей

наследственности и изменчивости для обоснования методов

— показать учащимся достижения отечественной селекции.

Оборудование : таблица «Методы работы И.В. Мичурина гербарий»; видеофильм «Методы селекции растений»; муляжи – сорта яблок, клубники, томата, картофеля; карточки с текстом «Безостая – 1»; картинки с породами лошадей, собак, голубей.

Тип урока: изучение нового материала.

Опрос: а) Индивидуальная работа по карточке (см. Приложение №1)

б) Работа у доски по карточкам (см. Приложение №2)

в) Фронтальный опрос: беседа по вопросам

1. Что представляет собой наука селекция?

2. Почему селекцию можно назвать эволюцией, но направленной желаниями и трудами человека?

3. Каковы задачи селекции?

4. Представьте, что вы селекционер, вам необходимо создать новый сорт гречихи. Где вы будите искать источники новых генов формирующих лучшие продуктивные качества этой культуры?

Учитель : Селекция животных и растений одна из важнейших отраслей сельского хозяйства и биологической науки. Успешная работа селекционеров – основа благосостояния страны.

— Как вы понимаете это высказывание?

Ученик: Одна из важнейших практических задач, решаемая селекцией – производство продовольствия. Чтобы обеспечить питанием все населенные пункты нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания.

Учитель: Какие методы используют селекционеры в своей деятельности, чтобы решить все поставленные задачи для достижения цели: получить новый сорт растения или новую породу животных.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим 2 конкретных примера, иллюстрирующих селекционную работу по внедрению сорта пшеницы Безостая – 1 и породы свиньи Украинская белая степная.

2. Работа с текстом.

Учащимся раздаются карточки с текстом (см. приложение 3)

Задание: прочитать текст. Определить какими методами пользовались ученые при выведении нового сорта пшеницы и новой породы свиньи. Методы записать в тетрадь.

Учитель : Итак, какие методы использовали в селекции пшеницы и селекции свиньи?

Учитель: таким образом, основными методами селекции растений и животных были и остаются подбор родительских пар, гибридизация и отбор.

Чтобы дать характеристику этим методам селекции, а также и некоторым другим я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Методы селекции». Просматривая фильм, обратите внимание на следующие моменты:

— с какой целью используются те или методы селекции

— что характерно для главных методов селекции.

После просмотра фильма проводится беседа, по ходу которой идет заполнение таблицы.

3. Достижения отечественной селекции.

Учитель : Творческая группа генетиков и селекционеров обеспечила создание многих ценных отечественных сортов сельскохозяйственных культур. Это и сорта томатов, клубники, злаковых культур и т.д. Более подробно мы узнаем из сообщения учащихся:

Герасименко В. – Методы селекционной работы Н.М.Мичурина.

Медведева О. – Создание сортов подсолнечника. Работы В. Пустовойта

Анохин В. – Селекционные работы М.Ф. Иванова.

Учитель: Итак, ребята, давайте сделаем вывод из того, что вы узнали сегодня на уроке. Ответы на вопросы: что общего и чем различаются методы селекции растений и животных и почему?

— Эти методы используются как в селекции растений, так и в селекции животных.

— Растения и животные имеют существенные различия, которые обуславливают специфику методов их селекции.

— В селекционной работе с животными необходимо учитывать следующие их особенности: способность размножаться только половым путем, немногочисленность потомства, в связи с последним высокая селективная ценность каждой особи.

5. Домашнее задание.

Записи в тетради, термины, § 14, вопросы после параграфа.

6. Итог урока. Выставление оценок.

Карточка 8. Что такое центры происхождения культурных растений? Трудами, какого ученого были выделены эти центры? Сколько центров добавилось к основным в результате продолжения работ Н.И. Вавилова?

Карточка 9. Сравните 7 и 12 центры происхождения культурных растений. Установите сходства и различие. Какой вывод можно сделать о взаимосвязи расселения людей по нашей планете с темпами развития сельского хозяйства? Для ответа используй карту.

Методы селекции растений и животных

Озимая пшеница Безостая-1 дает в благоприятных условиях урожай 60-80 ц. зерна с 1 га. Она создана академиком П.П. Лукьяненко при помощи отдаленной гибридизации (скрещивание географически отдаленных разновидностей пшеницы).

Читайте также:  Какие приспособления растений и животных вы знаете с чем это связано ответить

Успех П.П Лукьяненко не счастливая случайность, а результат умелого использования мировой коллекции ВИРа и своеобразной системы отбор, разработанной и последовательно применяемой. Селекция П.П. Лукьяненка была направлена в первую очередь на удовлетворение производственных запросов Северного Кавказа и Южной Украины, которые требовали выведения новых сортов озимой пшеницы устойчивых к ржавчине и головне, с прочным, неполегающим стеблем, высокими мукомольно-хлебопекарными качествами зерна, высокой урожайностью, зимостойкостью и засухоустойчивостью.

При этом в каждой комбинации проводится скрещивание 2—4 тыс. цветков, что обеспечивает получение достаточно большого числа растений во
втором поколении, к которому приурочен основной отбор. Во втором поколении выбираются по возможности все наиболее ценные растения и закладываются
500-1000 линий для каждой комбинации. В гибридах, полученных,
от скрещивания очень далеких экологических типов, где размах наследственной изменчивости особенно широк, отбор начинается в третьем поколении, вследствие чего выделяется большое число отобранных линий. Все они
выделяются в селекционном питомнике — ежегодно по 7-10 тыс. гибридных
линий. Из 10 тысяч линий селекционного питомника в конкурсное сорте
испытание обычно попадает всего 30—40.

Текст №2
Украинская белая степная

При создании этой породы использовались свиноматки местных украинских свиней с небольшой массой и невысоким качеством мяса и сала, но хорошо приспособленных к местным условиям. Самцами-производителями были хряки белой английской породы. Гибридное потомство вновь было скрещено с английскими хряками, далее в нескольких поколениях проводилось близкородственное скрещивание, при котором родители скрещивались с потомством, братья с сестрами. Это помогло получить большое число особей, обладающих нужными свойствами. Такое близкородственное скрещивание сопровождалось жестким постоянным отбором, в результате чего получили чистые линии, а при скрещивании их — родоначальников новой породы; которые по качеству мяса и массе не отличались от английской породой выносливости — от украинских свиней.

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова Поурочные разработки по общей биологи 9 класс Москва, «Вако» 2006 год.

И.Р. Мухамеджанов Тесты, зачеты, блицопросы. 9 – 11 классы Москва, «Вако» 2006 год.

Г.М. Муртазин Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение»,1981.

В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в биологию 9 класс 2014 год.

Источник

Конспект по биологии «Методы селекции растений, животных и микроорганизмов» (9 класс)

Организменный уровень организации живого ( 18 часов )

Тема: Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи: сформировать у учащихся представление об основных методах, применяемых в селекции растений, животных и микроорганизмов.

Оборудование : презентация, флэш – анимация;

* Изучение нового материала

1. Почему центры многообразия культурных растений совпадают с теми местами, где располагадись великие древние цивилизации?

2. Каким образом учёные используют закон гомо- логических рядов наследственной изменчивости в селекционной работе?

1. Естественный и искусственный

2. Искусственный: бессознательный и методический

3. Методический отбор

Современная селекция базируется на методическом отборе, который ведётся в двух направлениях – на сохранение сортовых и породных признаков (массовый отбор) и на их совершенствование (индивидуальный отбор).

А) массовый отбор – выделение из исходного материала целой группы особей с желательными признаками и получение от них потомства

У растений – при селекции перекрестноопыляемых растений (рожь, кукуруза, подсолнечник).

У животных – выбраковка особей, по фенотипу не соответствующих породным стандартам. Его назначение заключается в сохранении постоянства породных качеств.

Пример: применяется у домашней птицы, у кур в хозяйствах оставляют птиц с яйценостью 200 – 250 яиц в год и живой массой 1,5 кг, определённой окраски и не проявляющих инстинкта насиживания, всех остальных выбраковывают.

В этом случае сорт или порода представляет собой популяцию, состоящую из гетерозиготных особей, и каждое семя обладает уникальным генотипом. С помощью массового отбора сохраняются и улучшаются сортовые качества, но результаты отбора неустойчивы в силу случайного перекрестного опыления, поэтому этот отбор необходимо повторять.

Б) индивидуальный – выделение отдельных особей с желательными признаками и получение от них потомства.

— при селекции самоопыляемых растений (пшеница, ячмень, горох).

В этом случае потомство сохраняет признаки родительской формы, является гомозиготным и называется чистой линией. Чистая линия — потомство одной гомозиготной самоопыленной особи. Так как постоянно происходят мутационные процессы, то абсолютно гомозиготных особей в природе практически не бывает. Мутации чаще всего рецессивны. Под контроль естественного и искусственного отбора они попадают только тогда, когда переходят в гомозиготное состояние.

— при селекции животных отбор идет

А) с учетом экстерьерных признаков.

Экстерьер (от лат. exterior – внешний) – совокупность внешних признаков животного – телосложение, соотношение частей тела и т.д.

Любой организм представляет собой целостную систему, поэтому определенное телосложение животного может свидетельствовать о его высокой мясной или молочной продуктивности (вспомните о соотносительной, или корреляционной, изменчивости). Таким образом, через экстерьер пытаются выяснить генотип животного.

Б) отбор наследственно ценных производителей по потомству –

получают и оценивают потомство каждой отдельной особи в ряду поколений при обязательном контроле наследования интересующих признаков. На последующих этапах отбора используются только те особи, которые наибольшее число потомков с высокими показателями, остальные отбраковываются – породы собак, крупного рогатого скота.

При последующем искусственном оплодотворении возможно получить большое количество потомков –

от 1 быка производителя можно получить до 35 000

При селекции домашних животных очень важно определить наследственные качества самцов по признакам, которые непосредственно у них не проявляются, например по молочности и жирномолочности у быков или яйценоскости у петухов. Для этого используют метод анализа (испытания) производителей по потомству.

Сначала от самца-производителя получают немногочислен- ное потомство и сравнивают его продуктивность с продуктивностью матери и продуктивностью породы. Если продуктивность дочерей оказывается выше продуктивности породы и продуктивности матери, то это указывает на большую ценность производителя, которого следует использовать для дальнейшего улучшения породы.

От хорошего самца можно получить большое потомство, особенно если применить искусственное осеменение. Сперму, полученную от хорошего производителя, можно хранить долгое время, используя метод криохранения в жидком азоте.

С помощью гормональной суперовуляции и трансплантации у выдающихся коров-рекордисток по удоям можно забирать десятки эмбрионов в год, а затем имплантировать их в других менее ценных коров. Эмбрионы также хранятся при температуре жидкого азота. Это дает возможность увеличить в несколько раз число потомков от выдающихся производителей.

Отбор в селекции отличается наибольшей эффективностью в том случае, если он сочетается с определёнными типами скрещивания.

1. Внутривидовая гибридизация — скрещивание особей одного вида, его подвидов, сортов, пород или линий

Читайте также:  Лабораторная работа выявление приспособлений у растений и животных к среде обитания кактус медведка

А) инбридинг – скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции организмов (животных или растений)

Инцест является ярко выраженной формой инбридинга, когда скрещивание происходит между особями, связанными прямым родством

В качестве исходных форм используются братья и сёстры, родители и дети. Этот метод применяется, когда хотят перевести большинство ценных генов породы в гомозиготное состояние, но в результате может наблюдать депрессия – ослабление породы,

Поэтому инбридинг только этап в улучшении породы.

Б) аутбридинг – неродственное ( межпородное и межсортовое) скрещивание.

Для достижения этой цели в начале XX в. началась разработка стандарта породы питбультерьер, а в их разведении наблюдалось перенесение акцента с рабочих качеств на экстерьер. В результате была получена порода, которая по внешним параметрам аналогична питбультерьерам, но в то же время не может использоваться как бойцовая собака. Эту породу назвали американским стаффордшир-терьером. Она представляла собой выставочный вариант питбультерьера, породу, которую можно было официально зарегистрировать, что, наконец и произошло в 1936 г.

American Kennels Club (АКС) – кинологическая организация, объединявшая все породы и имевшая международное признание – зарегистрировала представленную породу как стаффордшир-терьера, а в 1972 г. – как американского стаффордшир-терьера.
Тем временем питбультерьеры оставались все еще непризнанными, им запрещалось участвовать в племенном разведении и выставках. Нелегальное разведение породы продолжалось только в UKC и некоторых других небольших кеннел-клубах.
Использование породы не по назначению приводит к ее вырождению, что и случилось с американским стаффордшир-терьерами. Чтобы исправить положение, в 50-х гг. XX столетия АКС разрешил племенное скрещивание питбультерьеров со стаффордшир-терьерами. Таким образом, бойцовая порода была наполовину признана.

2. Украинская белая степная порода свиней

В результате этого скрещивания наблюдается явление гетерозиса – ускорение роста, увеличение размеров, повышение жизнеспособности у гибридов первого поколения по сравнению с родительскими особями.

В последующих поколениях явление гетерозиса ослабляется и исчезает.

скрещивание особей, принадлежащих к разным видам.

Б) кобыла + осёл = мул

В) ослица + конь = лошак

Левопард – это результат скрещивание самца леопарда с самкой льва. Голова животного похожа на голову льва, в то время как остальное тело больше напоминает леопарда. По размерам левопарды крупнее обычных леопардов, они любят карабкаться по деревьям и плескаться в воде.

Это гибрид верблюда и ламы. Рождаются на свет в результате искусственного оплодотворение, поскольку различие размеров животных не допускает естественного размножения. У верблюламы обычно короткие уши и длинный хвост, как у верблюда, но раздвоенное копыто, как у ламы. И главное – у верблюлам отсутствует горб.

Получаются в результате скрещивание зебры с лошадью, ослом или пони. Зеброидов предпочитают обычным зебрам по практическим соображениям, например, на них гораздо удобнее ездить верхом.

Межвидовое скрещивание часто приводит к существенному снижению жизнеспособности, частичной или полной стерильности;

иногда (при высокой генетической гомологии скрещиваемых форм) межвидовые гибриды могут быть жизнеспособными и фертильными и играют важную роль в получении новых сортов растений и выведении новых пород животных.

Собаки-волки высоко ценятся любителями экзотических животных. Считается, что первое успешное спаривание собаки и волка было осуществлено в Англии в 1766 году, когда повязали дикого волка и шпица. Результатом была легко укротимая собака, гораздо менее агрессивная, чем волк.

В мире существует несколько официально признанных гибридов собак и волков – волкопсов. Сложностью создания такого гибрида является то, что лишь малое количество пород собак может быть повязано с волком.

Самыми успешными результатами таких скрещиваний можно считать следующие четыре породы.

Работа академика Карпеченко Г.Д. 1924 год.

Искусственный мутагенез – воздействие на организм в условиях эксперимента каким – либо мутагенным фактором для возникновения мутаций

Мутации носят ненаправленный характер, поэтому селекционер сам отбирает организмы с новыми полезными свойствами.

Пример: сов. Учёный С.И. Алиханян получил мутации микроорганизмов, обладающих в десятки раз более высоким выходом антибиотиков, чем исходные культуры.

Необходимо учитывать тот факт, что мутировать могут и болезнетворные микроорганизмы. Под влиянием лекарственных препаратов.

Больших успехов в XX в. добились селекционеры-животноводы. На основе методов подбора и гибридизации, результативность которых была ярко продемонстрирована, в частности в уже упоминавшихся работах М.Ф. Иванова, были созданы новые замечательные породы всех видов домашних животных. На основе вышеупомянутой гибридизации дикого барана-архара с мериносами с последующим отбором животных, сочетающих в себе желательные качества, и с использованием близкородственного скрещивания Н.С. Батурин и Я.Я. Лусин вывели в Казахстане породу архара-мериноса, имеющую высокую шерстную продуктивность тонкорунных овец и присущую архару хорошую приспособленность к условиям высокогорных пастбищ.

На основе использования методов межпородного скрещивания и дальнейшего строгого отбора выведены породы крупного рогатого скота с высоким уровнем молочной продуктивности и большим содержанием жира в молоке. Примером может служить костромская порода крупного рогатого скота, созданная на основе скрещивания местного поголовья с производителями других пород с последующим строгим отбором и подбором, основанным на оценке племенных качеств животных. Высокая продуктивность животных этой породы характеризуется тем, что отдельные коровы дают от одного отела до другого свыше 16 тыс. кг молока.

Межпородное скрещивание было использовано также при создании новой мясо-шерстной породы овец. В качестве исходных родительских пород были выбраны алтайская тонкорунная порода, которая характеризуется хорошим качеством шерсти и высокой приспособленностью к местным условиям, и две английские скороспелые мясо-шерстные породы. Полученная в результате длительной селекционной работы и гибридизации порода характеризуется крепкой конституцией, большой живой массой (бараны – 110–115 кг, матки – 60–62 кг) и высоким настригом шерсти, которая отличается блеском, эластичностью и т.д.

На основе селекции с использованием внутривидовых межпородных, а также межвидовых и даже межродовых скрещиваний с последующим отбором созданы высокопродуктивные, быстрорастущие, обладающие высокими вкусовыми качествами породы рыб. В качестве примера укажем на высокопродуктивного ропшинского карпа (от названия поселка Ропша под Санкт-Петербургом), обладающего высокой продуктивностью и зимостойкостью (выведен В.С. Кирпичниковым), и украинские породы карпа (А.И. Кузема и др.). Весьма перспективен межродовой гибрид стерляди и белуги – бестер, обладающий высокими темпами роста (гетерозис) и прекрасными вкусовыми качествами.

Используя методы отбора и гибридизации, человек коренным образом изменил природу используемых им растений и животных. Современная биология, в особенности генетика и цитология, существенно обогатили теорию и практику селекции, вооружили и будут вооружать ее новыми высокоэффективными методами управления формообразованием организмов и создания высокопродуктивных сортов растений и пород животных.

§ 3.14, повторить 3.13, подготовиться к сам. раб.

Источник

Мастерица