Какова тема стихотворения жираф о животном или это любовная лирика

Анализ стихотворения Жираф. Николай Гумилев

Гумилев много путешествовал, его притягивали экзотические и далекие места. Поэта не интересует посредственность, у него не приземлённое восприятие мира.

Стихотворение поэта наполнено романтикой и экзотичностью, именно в этом отображается новаторство в его творчестве.

В стихе отображается жанровая сценка (разговор с печальной женщиной), в которою включен экзотический пейзаж, и портрет изысканного жирафа. Но жанр закрепляется на отношениях мужчины и женщины, основная мысль заключается в том, что у влюбленных разные ценности, и взгляды на жизнь. И между ними проглядывается непонимание.

В данном стихе существует два пространства, первый это – реальность, диалог с грустной женщиной, а второй мир сказочный и экзотический.

Лирический герой вначале обращается к женщине:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.

В первых строках сразу отображается печальный образ и томное настроение его собеседницы. В голове вырисовывается девушка, сидящая так, что руки обнимали её же ноги, обычно так сидят замкнутые люди, находящиеся в раздумье, или задумчиво-печальном образе.
После вступительных двух строк, поэт переносит внимание читателя сразу в прекрасную сказку. Словно хочет успокоить свою возлюбленную дивной историей.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Вокруг нас сказочно-красивое место «озеро Чад», возле которого бродит жираф, главный эпитет «Изысканный». Этим словом и характеризуется жираф. Сразу ясно, что поэт хочет переключить внимание читателя на удивительно совершенное животное. Так как слово «Изысканный» сразу вызывает у человека образ чего-то экзотического, элегантного, грациозного и волшебного существа.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В следующих строчках поэт описывает жирафа, сравнивая его с луной, это сразу идеализирует жирафа в подсознании читателя, так как луна это солнце ночи, дивный и таинственный спутник нашей планеты. Мы видим зеркальное отображение луны на озере.
Этот по романтически идеальный пейзаж он сравнивает с узором на шкуре жирафа, придавая ему совершенства.

От внешности идет переход к образу жирафа, поэт сравнивает жирафа с цветными парусами корабля. Паруса символизируют восхищению, так как пейзаж корабля, который находится вдали, и только начинают прорисовываться его цветные паруса, именно слово «цветные» придает сроке особую колоритность и подразумевает расположенность читателя, захватывая его настроение.

После идет переход на грациозность жирафа, бег сравнивается с птичьим полетом. Этим он поэт еще один раз идеализирует образ животного.
Совершенство не покидает нас и в то время когда описывается закат и мраморный грот.

Гумилев предпринял три сравнения, вырисовав нечто волшебное и не приземлённое в подсознании читателя.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Лирический герой предпринимает якобы все, что только можно, чтобы утешить и отвлечь возлюбленную, он готов рассказывать ей другие сказки, но он наталкивается на непонимание со страны его спутницы, в его словах подчеркивается её заурядность и реальность, эти черты так свойственны приземлённым людям.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Лирический герой не понимает грусти и печали девушки, его влечет только нечто отдаленное и прекрасное, он будто находится в сказочном тропическом мире. Мы понимаем, что у героев разные ценности и взгляды на жизнь. Поэтому и плачет девушка. В данном стихе девушка отображает реальность и повседневный мир с его прямотой и сложностью, а лирический герой словно живет в своем пространстве витая в облаках. В данном стихотворении Гумилев проектировал личную жизнь с Ахматовой, между ними действительно было непонимание, Анна была равнодушна к путешествиям и сказочным историям Гумилева. Героине свойственна действительность, а мужчина не может жить здесь и сейчас, он убегает в вымышленный и прекрасный мир, тем самым отдаляясь от действительности.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы, и обращение, все вместе порождает характер лирического героя.

Источник

Полный анализ стихотворения «Жираф» (Н.С. Гумилев)

Если делать полный анализ стихотворения «Жираф», которое написал великий поэт Николай Степанович Гумилев, стоит вспомнить, что же это был за человек и какие жизненные события способствовали написанию данного произведения.

История создания

Николай Степанович Гумилев оставил после себя огромный след не только как поэт, но так же он был первоклассным переводчиком, прозаиком и теоретиком. Супругой Николая Степановича была легендарная Анна Андреевна Ахматова. Такой творческий союз, казалось бы, невозможно сломить, и долгое время они являлись образцовой семьей. Но с началом Первой Мировой войны очень много изменилось в их отношении. Начались постоянные недомолвки и непонимание. Встал вопрос о непринятии образа жизни, измен и непонимания.

Но данные семейные ссоры очень продуктивно сказались на творчестве молодого автора. К великому сожалению, Николай Степанович прожил очень короткую жизнь. Уже в 35 лет он попал под подозрение в государственном заговоре, за что позже был расстрелян. Автор оставил после себя бессмертные произведения, которые не потеряли свою актуальность и по сей день.

Одним из таких творений можно выделить стихотворение «Жираф», которое автор написал в 1907 году, когда вернулся из Африки. Он очень большую роль в жизни отводил именно путешествиям по миру, где пытался найти своего рода рай.

Жанр, размер

Безусловно, данное стихотворение можно отнести к лирике. Написано оно было амфибрахием, рифмовку автор использует перекрестную.

Поскольку Гумилев является основоположником акмеизма, то естественно использует данное течение и в своем творчестве.

Композиция

Композиция стихотворения весьма интересна и необычна. Формально произведение делится на пять частей, но по смыслу можно выделить две части стихотворения. Первая несколько меньше второй части. В ней идет речь о женщине, которая грустит.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Во второй же части описывается жираф и окружающая его природа.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер

Автор подробно описывает животное, восхищаясь его красотой и грациозностью. Сравнивая его с парусами корабля, а бег – с полетом птиц, Николай Степанович подчеркивает всю изящность и красоту этого прекрасного животного.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В последней строфе рассказчик снова возвращает нас к разговору с девушкой, и попытками развеять её тоску.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Основная тема произведения

В стихотворении умело раскрывается тема экзотики и женской грусти. Так до конца и не ясно то, кого автор представлял в женском облике – жену, сестру или же просто случайную незнакомку. Лирический горой старается помочь девушке прогнать тоску, рассказывая об экзотике далеких стран. В частности о жирафе, который, безусловно, покорил сердце автора. Он с любовью и восхищением описывает незнакомое нашим краям животное. По одним выражениям, которые он использует для его описания, можно заметить его восхищение.

Но его рассказ не помог девушке, а лишь ещё больше расстроил её. Она начинает ронять слёзы. Автор оставляет неизвестной причину данного поведения. Возможно, незнакомке стало грустно от того, что она никогда ранее не видела подобного тому, что описывал ей лирический герой.

Читайте также:  Сообщение о животном из красной книги омской области 2 класс окружающий мир

Очень интересный способ рассказа о красотах экзотических стран помогает стихотворению стать особенным в русской литературе.

Средства выразительности и образы

При написании этого произведения, Николай Степанович не поскупился на использование метафор, эпитетов и сравнений. Благодаря их использованию автор умело подчеркивает всю красоту животного и природы, а так же четко передает настроение девушки.

Что же касается образов, то здесь перед нами предстают три образа: лирического героя, девушки и жирафа. Но образ девушки и героя автор не слишком развивает, то в образ жирафа он воплощает всю красоту и свободу экзотики.

Так же отдельным образом можно выделить описание природы, которую автор мастерски описывает. Он занимался тем, что пытался найти «рай на земле». Именно это желание толкало его на новые и новые походы.

Основная мысль произведения

Основная мысль стихотворения была воспета ни одним поэтом. Это поход к своей мечте и умение жить. Автор в образе лирического героя передает свои чувства и стремления. Его цель – найти тот самый оазис, из которого не захочется уходить. Он умеет замечать прекрасное в мелочах, а, главное, он умеет этим наслаждаться. Он ценит в жизни каждую мелочь и никакие преграды не смогут ему помешать, чтобы добраться до своей цели. Лирический герой, как и сам Гумилев, очень целеустремленный человек. Поставив перед собой цель – он движется к ней. Из любой ситуации он пытается получить что-то полезное, насладиться доселе невиданными видами и красотами мира.

По строкам данного стихотворения можно сделать вывод о том, что автор умеет ценить красоту, он живет ею. Он воспевает прекрасные черты жирафа. Строки его произведения настолько красивы и чувственны, что невольно начинаешь сам восхищаться этим животным и окружающим пейзажем.

Именно этим стихотворением автор пробуждает в нас желание жить. Не важно где и с кем ты находишься, не важно, какие жизненные передряги не встречаются на твоем пути, никогда нельзя опускать руки и сдаваться. Именно к этому старается призвать нас автор строками своего бессмертного произведения. Гумилев показывает цену мечты. Что именно мечта толкает нас идти вперед с гордо поднятой головой и горящими глазами.

Источник

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёва

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилёва. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами. Не стало исключением и стихотворение «Жираф», которое поэт создал под впечатлениями от путешествия в Африку. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты«руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения«вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полёт».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилёва к путешествиям. Поэт любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилёв включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя её рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далёких краях. Лирический герой увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается под женским образом: жена или сестра – неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живёт на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у поэта с лунным светом, падающим на воду. Очаровывают героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далёких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя, что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слёзы. Можно предположить, что грусть стала острее оттого, что героиня оказалась заточенной в туманах и очень сожалеет, что не могла видеть всё, о чём услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почётное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хотя и гораздо меньше по объёму. Формально произведение делится на пять катренов.

Написан «Жираф» пятистопным амфибрахием. Н. Гумилёв использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нём представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением.

Средства выразительности

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

В тексте есть метафоры – « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озёр», «много чудесного видит земля» ; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой грусть героини подчёркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Источник

Анализ «Жирафа» Гумилева: особенности, тематика и герои стихотворения.

Н.С. Гумилев был храбрым, бесстрашным, обожал странствования. Такие особенности он вкладывал в стихотворения. Поэт немало путешествовал, его постоянно привлекали необычная местность, красивые названия, яркий живописный колорит. Самое знаменитое из произведений автора – это «Жираф», которое сочинено в 1907 году. Мы будем делать анализ стихотворения «Жираф» Гумилева по плану.

История создания

Итак, приступим к анализу стиха «Жираф» Гумилева. Это популярное произведение поэт написал в 1907 году. Являясь ярым любителем путешествий, он вкладывал в собственные стихи истинную атмосферу самой прекрасной природы. Среди массы стихотворений «Жираф» занял место во втором крупном цикле автора «Романтические стихи».

В начале произведения поэт словно взывает к близкому человеку, а, возможно, просто к обыкновенной, однако, весьма грустной женщине. Он околдован её меланхолией, и будто случайно предлагает ей луч солнца. Автор кротко и чарующе внедряет читателя в волшебный природный мир, до такой степени утонченный (словно изящный жираф), что может представиться даже фантастическим.

Тема стихотворения

Поэт начинает свой литературный путь во время подъема поэзии символизма. Его стих «Жираф» появился на свет в качестве реакции на данное течение и его неясные другие миры. Акмеисты пытались познать и воссоздать красоту, яркость, живость истинного подлинного мира, его четкость, интенсивность происходящего.

И вследствие этого для представителей акмеизма свойственно воззвание к необычным ландшафтам, особенным местам, ярким героям. Произведение целиком отвечает данным критериям. Его можно причислить и к психологической, и к любовной лирике Гумилева.

Произведение складывается из 5 строф. В начале становится ясно, к кому устремлено повествование персонажа. Появляется портрет грациозного животного. Второе и третье четверостишие изображают жирафа. Следующие разбиваются на две части. В первой персонаж пытается привлечь любимую африканскими необычными красотами. Во второй же заявляет, что у него не вышло оторвать девушку от печальных дум.

Тема произведения – отношения между мужчиной и женщиной. Главная идея заключается в том, что у этого союза различные ценности, которые как бы ни были восхитительны, неясны другому человеку.

Смешное и вместе с тем прекрасное произведение способно пробудить в душе каждого человека самые трепетные эмоции и ощущения, поведать о настоящих размышлениях поэта и об экзотике разнообразных стран, которые ему посчастливилось посетить.

Читайте также:  Определи название группы животных которая питается мышами мелкими птицами и рыбой

Художественные тропы

Персонаж взывает к даме, подмечая лишь две тонкие черты её образа: печальный взор и тонкие руки, обхватывающие колени. Для изображения автор намеренно употребляет неверную грамматику. Ещё Есенин, замечая данную неверность, говорил, что она порождает красочный визуальный портрет.

Изображение жирафа занимает полных десять строк. Грациозный жираф представлен в обыкновенных для него условиях: в среде своего обитания утром и на заходе солнца. Так что даже можно разобрать чарующий рисунок на его шкуре.

Такой рисунок сопоставляется с отражающимся в обширных водах месяцем. Особенно еще одно сравнение животного с разноцветными парусами судна и его движения с беззаботным птичьим полётом. Вероятно, птицу персонажу напомнила высоко размещенная и словно висящая голова, движущаяся при ходьбе по замысловатой линии.

Персонаж не может налюбоваться чудесным жирафом, облик и уклад жизни которого он сочинил. Когда его собеседница теряет к повествованию внимание, герой начинает рассказывать ей радостные рассказы о загадочных краях. И такие сказки, словно негатив, воспроизводят взаимоотношения женщины и персонажа.

Необычному отдаленному миру загадочного животного, сада со статными пальмами и невероятными травами противоположен мир персонажа, преисполненный тягостной мглы, безверия и слез. Это понятно из анализа «Жирафа» Гумилева по плану.

Отчего же история о красочном, пестром мире Африки не радует жительницу серой комнаты? Ни одна женщина, которая ждет выражения симпатии от возлюбленного, не найдет утешение в его повествованиях о счастье и независимости иных людей в других краях.

Она мечтает о личном счастье. Персонаж не осознает этого. Оттого и проливает слезы женщина. На данные отношения автор проецирует свои отношения с Анной, по-настоящему безразличной к необычайным странствованиям поэта.

Фраза героя в заключительном четверостишии отображает его неподдельную растерянность. Этот человек не способен жить на одном месте, ему нужен другой мир, в который можно сбежать от реальности.

Композиция

Автор, будучи еще юным, вкладывал большой смысл в структуру стихотворения, в его сюжет. Гумилев нарекал себя художником сказки, совмещая в собственных произведениях насыщенные, стремительно сменяющиеся виды с исключительной музыкальностью рассказа.

Некоторая волшебность в стихе «Жираф» обнаруживается уже в начале. Читатель улетает на самый красочный материк – Африку. Поэт создает совершенно фантастические картины.

Людская фантазия просто не воспринимает вероятность существования подобных красот на свете. Автор предлагает нам посмотреть на мир иначе, осознать, что человек, если захочет, может увидеть многое. В анализе «Жирафа» Гумилева нужно заметить, что он предлагает читателю освободиться от гнетущей дымки, которую он вдыхал, и понять, что мир велик, и на планете ещё есть блаженные места.

Образ героя

Персонаж будто до такой степени завлечен данным миром, его обширной цветовой гаммой, что может без остановки говорить о бесконечных далях. Такое вечное воодушевление обязательно передаётся при прочтении.

Поэт не просто так выбрал именно жирафа в этом произведении. Он является героем большинства песенок и стихотворений. Вполне можно сравнить это необычное животное с людьми: оно точно так же безмятежно, стройно.

Людям также присуще возвышать себя над всеми живыми созданиями. Но, если животному дружелюбие досталось с рождения, то люди по своей природе сотворены для войны в первую очередь.

Источник

Стих Жираф Николая Гумилева: анализ по плану

План анализа

Анализируя стихотворение, следует выделить следующие моменты.

— Название, автор, история создания, события, которые обусловили появление данного произведения.

— К какому направлению в литературе принадлежал его автор.

— Жанр данного стихотворения.

— Использованные в произведении художественные образы.

— Литературные приемы, которые использует автор (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, повтор, символ и др.), а также поэтическая лексика (неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы) и поэтическая фонетика (диссонанс, аллитерация).

Основываясь на этом плане, мы проведем анализ стихотворения «Жираф» Гумилева. Однако применять его можно и к другим поэтическим произведениям.

Средства выразительности

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Анализ стихотворений«Валерик» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, идея, композиция, образы

Лирический герой

Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля — духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.

Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.

История создания произведения «Жираф» (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. «Романтические цветы» — сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он — то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник. За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием «Романтические цветы» не случайно вошло стихотворение «Жираф», написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его визитной карточкой в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, «Жираф». Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

История создания

Стихотворение «Жираф» Гумилёв написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилёв в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято.

Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилёва в Африку, но в 1907 г. поэт, которому в тот момент 21 год, в Африке не был. Пережив отказ Анны Ахматовой, он действительно отправился в путешествие по Ближнему Востоку, но не в Африку. Первое путешествие в Африку состоялось в 1909 г. как раз на деньги, полученные от сборника «Романтические цветы».

Так что Гумилёв описывал жирафа до того, как его увидел, причём так захватывающе, что ему поверили многие поколения читателей. Это потом он устал от «декоративных жирафов» в Каире.

Интересно, что в литературных кругах Гумилёва ещё долго называли «изысканным жирафом» и посмеивались за глаза. Иронию вызывало стремление поэта уйти от действительности в декоративные иные миры.

Тема и идея

Лирический герой стихотворения «Жираф» для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про «стройные пальмы», «тропический сад», про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: «Далеко, далеко на озере Чад…» бродит изысканный жираф.

Выражение «далеко-далеко» пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится «здесь», автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только «тяжелый туман», который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев («Жираф»). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались «здесь». Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит «много чудесного». Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами «тяжелого тумана» и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Читайте также:  Требования гигиены к таре посуде при хранении продуктов растительного и животного происхождения

Художественные образы

Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в «тропический сад», дотронуться до стволов прекрасных «стройных пальм», вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана «грациозная стройность и нега».

Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении «придуманного» изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он «прячется в мраморный грот» на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.

В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле. С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с «волшебным узором», украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен. Однако жирафу «нега» и миролюбие даны от природы. А «царь зверей» по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева «Жираф», мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он «подобен цветным парусам корабля». Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: «грациозная стройность», «изысканный жираф», «цветные паруса», «волшебный узор», «тяжелый туман», «радостный полет», «немыслимые травы», «таинственные страны», а также метонимия («бродит жираф»), повтор («далеко, далеко»), олицетворение («осмелится только луна», «много чудесного видит земля»).

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения «Жираф» Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева «Жираф» — стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд — Чад), анафору («особенно грустен», «особенно тонки»). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя — дождя, дана — луна, стран — туман и т.д.).

Нельзя не включить в анализ стихотворения «Жираф» Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева «Жираф» — произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Композиция

Завершает наш анализ стихотворения «Жираф» Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось. Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о «рае на Земле» для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир. Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке. Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм. Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.

Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев («Жираф»). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.

Анализ стихотворения Гумилева Жираф

Анализ стихотворения Гумилева Жираф по плану

1. История создания. Стихотворение «Жираф» (1907 г.) Н. Гумилев посвятил Анне Ахматовой, за которой в это время ухаживал.

Поэт описывал возлюбленной воображаемое путешествие, так как впервые побывать в Африке ему удалось лишь через два года.

Произведение было издано в сборнике «Романтические цветы» (1908 г.).

2. Жанр стихотворения — интимная и пейзажная лирика.

3. Основная тема произведения. В «Жирафе» можно выделить две главных темы: восхищение автора перед красотой африканской природы и взаимоотношения между влюбленными. У Гумилева очень рано пробудилась тяга к далеким путешествиям. В воображении он уже успел объездить весь мир.

Свою любовь к заморским чудесам поэт пытается передать девушке, в которую в это время был влюблен. Замечая, что она испытывает непонятную грусть, Гумилев рассказывает ей волшебную африканскую сказку, которую сочиняет на ходу. В образном описании африканских чудес ярко проявляется склонность лирического героя к фантазированию. Он настолько увлечен собственной выдумкой, что даже не замечает состояния своей собеседницы.

К реальности его возвращают мысли о причинах печали девушки. Лирический герой уверен, что тоска возлюбленной вызвана «тяжелым туманом» Петербурга. Гумилев на тот момент уже успел побывать в нескольких европейских странах и с некоторым пренебрежением относился к российской действительности.

Она представлялась ему слишком скучной и серой, неспособной заставить человека поверить «во что-нибудь кроме дождя». Вот и возлюбленная поэта, судя по всему, никак не реагирует на его восторженный рассказ о «заморских чудесах». Он объясняет это недостатком воображения девушки («и как я тебе расскажу…»). «Сказки» даже приводят ее к слезам, на что лирический герой упорно начинает свой рассказ заново.

4. Композиция стихотворения кольцевая. В первой и последней строфе повторяется начало волшебной истории.

5. Размер произведения — пятистопный амфибрахий с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства. Стихотворение насыщено различными средствами художественной выразительности. Основной упор автор делает на описании красоты Африки, применяя эпитеты («чудесного», «таинственных», «немыслимых»), сравнения («подобен цветным парусам», «как радостный птичий полет»), олицетворения («осмелится только луна», «видит земля»). Всей этой прекрасной картине противопоставлен туманный и дождливый образ России.

Живой разговорный характер произведению придает обращение лирического героя к любимой девушке («послушай»). Многоточие в финале подчеркивает бессилие и временное замешательство рассказчика в попытках развеять печаль собеседницы.

7. Главная мысль стихотворения. Оторванное от реальности произведение Гумилева стало причиной того, что поэта в шутку стали называть «изысканным жирафом». В этом прозвище отражается склонность не только Гумилева, но и многих представителей творческой интеллигенции начала XX века скрыться, унестись в мечтах от суровой русской жизни.

Стихотворение обладает особой красотой и изяществом. Тем самым Гумилев закладывает основы нового направления в русской литературе — акмеизма.

Источник

Интересные факты из жизни