Какова ситуация с этической стороной экспериментирования над животными в россии

ЭТИКА РАБОТЫ С ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМИ ЖИВОТНЫМИ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Вопросы этики эксперимента с использованием животных иначе называются деонтологией эксперимента. Они давно стали одной из важных сторон проблем экспериментирования. Опыты на животных существенно необходимы для развития медико-биологических наук. Даже самые элементарные представления о физиологических функциях человека и животных, которые сейчас воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, возникли на основе данных, полученных в результате экспериментов на животных. Многие данные исследований, особенно полученные в XIX веке, были сопряжены с тяжелыми страданиями животных. Так, в труде Клода Бернара, выдающегося французского ученого, «Уроки о животной теплоте» есть таблицы многочисленных опытов. Из них видно, что собаки, кролики и голуби помещались в печь (термокамеру) при температуре 90 град. C или 100 град. C на 6, 10, 24 мин. и т.д. К.Бернар пишет: «У животных наблюдаются всегда одни и те же симптомы. Вначале животное слегка возбуждено. Скоро дыхание и обращение крови ускоряется. Животное открывает рот и начинает порывисто дышать. Скоро делается невозможным описать его страдания; под конец оно падает в конвульсиях, умирает обыкновенно с громкими криками».

Один из учеников русского патофизиолога В.В.Пашутина сдирал кожу с живых собак и кроликов в большинстве случаев без всякой анестезии, «дабы не затемнить результатов нового научного исследования».

ПОЛОЖЕНИЕ С ЛАБОРАТОРНЫМИ ЖИВОТНЫМИ

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

По подсчетам биологов, к настоящему времени описано более 1200000 видов животных. Однако 97% всех животных, используемых для целей медико-биологических исследований, относятся лишь к 9 видам. В порядке убывания частоты применения они классифицируются следующим образом: мыши, крысы, хомяки, морские свинки, кролики, кошки, собаки, обезьяны, куры. Иногда требуются животные более редких видов. Так, для исследований по проказе (лепре) нужны броненосцы. Точных данных о числе экспериментов на животных нет, за исключением Великобритании, где с 1878 г. ежегодно публикуются соответствующие данные. Достаточно уверенно можно сказать, что в мире используется ежегодно около 100000000 экспериментальных животных.

В настоящее время животные незаменимы при определении активности и безопасности множества веществ, в том числе и никогда не существовавших в природе. Сюда относятся косметические средства, фармацевтические препараты, пищевые добавки, искусственные кожи, химикаты для сельского хозяйства и ряд других. Наконец, это новая медицинская аппаратура профилактического и лечебного характера. Совершенно очевидно, что без экспериментов на животных никто не допустит использования в медицине новых веществ или аппаратуры. По общему мнению, умышленно жестокое обращение с лабораторными животными недопустимо, хотя заядлые охотники утверждают, что лишая жизни свои жертвы, они избавляют их от более горькой участи.

РЕГЛАМЕНТАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Лишь в немногих странах приняты законы, направленные на защиту животных, используемых в медико-биологических исследованиях. Закон либо ограничивает проведение эксперимента в соответствующих условиях и только лицами, получившими на то специальное разрешение, либо направлен против жестокого обращения с животными.

Он включает статьи об условиях содержания животных.

1. Запрещает использование бродячих животных.

2. Содержит схему снабжения животными исследовательских учреждений.

3. Каждое крупное животное (собака, кошка, обезьяна) должно иметь индивидуальную регистрационную карту.

4. Особенно строго предусмотрен выбор обезболивающих средств.

5. Вводит лицензионную систему на работу с животными.

Контроль за исполнением закона осуществляют главный инспектор, 3 управляющих и 17 локальных инспекторов.

В Канаде также принят закон по исследованиям на животных, улучшенный в 1995 г. В этой стране контроль за его исполнением возложен на специальные советы в научных учреждениях.

В Швеции каждый университет создает комитет по вопросам этики. В комитете в равной степени представлены ученые, технический персонал лабораторий, профессионалы.

В нашей стране пока основным регламентационным документом является Приказ МЗ СССР от 12.08.77 N 755. Характерной особенностью его является этичность и ответственность экспериментатора за используемое животное.

ПРИНЦИП ТРЕХ Rs

У.М.С.Рассел и Р.С.Берч в 1959 г. предложили принципы гуманной методологии медико-биологических экспериментов на животных (принцип трех Rs): замена, сокращение, усовершенствование.

1. Замена (Replacement) означает использование вместо живых животных альтернативных материалов и методов. Сюда относятся:

a) замена позвоночных животных на беспозвоночных;

b) использование культуры тканей и микроорганизмов;

c) компьютерные и математические методы;

d) обмен информацией для избежания неоправданного дублирования.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖИВОТНЫХ

1. В 1985 г. Совет международных медицинских научных организаций разработал и принял 11 основных принципов работы с лабораторными животными. На эти принципы необходимо опираться при создании законов по защите животных и использовании их в экспериментах в конкретных странах.

2. Необходимым условием развития биологических знаний и разработки более совершенных средств охраны здоровья и обеспечения благополучия как людей, так и животных является проведение эксперимента на интактных живых животных самых разнообразных видов.

3. Там, где необходимо, в этих целях следует применять математические модели, машинное моделирование и биологические системы in vitro.

4. Эксперименты на животных следует проводить только после тщательного рассмотрения их значения для здоровья человека или самих животных и для прогресса биологических знаний.

5. Для эксперимента следует отбирать здоровых животных надлежащего вида, ограничиваясь тем минимальным их количеством, которое требуется для получения научно достоверных результатов.

6. Исследователям и другому персоналу всегда надлежит относиться к животным как к чувствительным к различного рода воздействиям существам и считать своим этическим долгом обращаться с животными и использовать их таким образом, чтобы свести к минимуму причиняемые им неудобства и боль.

7. Исследователям надлежит учитывать, что вмешательства, причиняющие боль людям, вызывают болевые ощущения и у животных, хотя сведения о восприятии боли животными пока еще далеко не достаточны.

8. Вмешательства, которые не относятся к кратковременным или минимальным, следует выполнять с применением надлежащих седативных, анальгетических или наркозных средств в соответствии с нормами, принятыми в ветеринарной практике. Хирургические и другие болезненные вмешательства не следует проводить на животных обездвиженных только с помощью релаксантов и не получивших полноценного наркоза.

9. При необходимости отступления от положения ст. 7 решения по этому вопросу должны приниматься не только исследователями, непосредственно проводящими эксперименты, а соответствующим компетентным комитетом с учетом ст. 4, 5, 6. Такие отступления не должны быть мотивированы исключительно учебно-демонстрационными целями.

10. К концу или в процессе эксперимента животных, которые по его завершении будут испытывать сильные или постоянные боли, физические страдания, неудобства или постоянную функциональную недостаточность, не поддающиеся устранению, следует умерщвлять безболезненным способом.

11. Животным, предназначенным для медико-биологических исследований, следует обеспечить наилучшие возможные условия жизни. Как общее правило, уход за животными должен контролировать ветеринар, имеющий опыт работы с лабораторными животными. В любом случае животным при необходимости следует предоставлять ветеринарную помощь.

12. Руководителям институтов или отделов, где в научных целях используются животные, следует позаботиться о том, чтобы проводящие эксперименты исследователи и вспомогательный персонал имели достаточную подготовку или опыт проведения таких экспериментов. Необходимо создать возможности для полноценной их подготовки в этой области без отрыва от работы, включая обучение способам правильного и гуманного ухода за животными, находящимися на их попечении.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: кол виноградный по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Читайте также:  Рисование в средней группе на тему животные жарких стран пошагово

Источник

Этика проведения экспериментов на животных

Не менее важной и сложной проблемой на сегодня является проведение экспериментов на животных

Даже самые элементарные представления о физиологических функ­циях человека, которые ныне воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, возникли на основе данных, которые были получены в экспериментах на животных. Эксперименты на животных в интере­сах развития науки получили широкое распространение лишь в начале XIX в. Многие из них, особенно те, которые были про­ведены в эпоху до появления наркоза, сегодня были бы расценены как негуманные, неоправданно жестокие. Именно такого рода исследования и дали толчок к возникновению движения против вивисекции. B Великобритании, к примеру, уже в 1824 г. было создано Королевское общество по предупреждению жестокого обращения с животными, и лишь через 60 (!) лет Национальное общество по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Борьба против жестокого обращения с так называемыми «экспери­ментальными или лабораторными животными» зачастую может прини­мать и экстремистские формы. Только в Соединенных Штатах с 1980 года группы защиты животных осуществили 29 налетов на исследовательские учреждения США, выкрали более 2000 животных, при­чинив материальный ущерб на сумму 7 миллионов долларов и сведя на нет годы научных исследований. Подобную деятельность осуществляли группы защиты животных в Великобритании, Западной Европе, Канаде и Австралии. Различные группы в этих странах взяли на себя ответ­ственность за взрывы машин, учреждений, магазинов и частных домов исследователей. Одна из последних вспышек негативизма в отношении эксперимен­тов на животных имела место в 1997 г. в связи с российско-американским экспериментом, в ходе которого осуществлялся запуск искусственного спутника Земли с обезьянами на борту. Несмотря на то, что решение об эксперименте принималось после тщательного обсуждения проекта на заседании этического комитета Института медико-биологических про­блем, и в США, и в России имели место акции протеста. Они, к счастью, не сопровождались актами вандализма.

Учитывая такой накал страстей, (ВМА) в 1989г. приняла «Положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях».

Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основных такого рода документов являются «Международные рекомен­дации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные и принятые Международным Советом Меди­цинских Научных Обществ (CIOMS).

Основные положения:

1) необходимо стремиться к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного модели­рования и биологических систем in vitro;

2) необходимо использовать минимально возможное количество животных;

3) следование таким этическим нормам, как должная забота о животных и избегание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли;

4) если после эксперимента животное обречено на страдания, хро­нические боли или тяжелые увечья, то его следует безболезненно умер­твить.

5) необходимо использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств;

6) если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент можно проводить только после обязательного одобрения этического комитета;

На протяжении всей сегодняшней лекции мы неоднократно упоминали термин – независимый этический комитет. Необходимо подробнее остановится на этом вопросе.

Первое в международной практике упоминание о «специальном комитете», главная цель которого определялась как защита прав, досто­инства, а также физического и психического благополучия испытуемых, содержится в редакции текста «Хельсинкской декларации» ВМА, приня­той в октябре 1975 г. в Токио.

Первый этический комитет в нашей стране был создан в 1993 году. Это национальный комитет по биоэтике Российской академии наук. Позже этический комитет при РАМН.

Постараемся дать краткое определение организации, которая называется этический комитет. Этический комитет – это общественный орган, рассматривающий проблемы медицинской этики и морали главным образом в тех ситуациях, которые не описаны или не четко описаны в законе. Ни прямое нарушение закона, ни общечеловеческие аморальные поступки не являются предметом для обсуждения их этическим комитетом. Этический комитет является рекомендательным и консультативным органом.

Типы и формы этических комитетов:

«американская модель» Для оценки этичности медицинских исследований были созданы наблюдательные советы учреждения (institutional review boards — IRB). Согласно Федеральному законодательству США, в состав IRB должны входить не менее 5 человек, включая юриста и так называемого «представителя общественности». Осталь­ные члены не должны являться представителями только того учре­ждения, на базе которого предполагается проводить исследование, и не должны представлять одну профессию.

Третий вид этического комитета в США является созданная в июле 1996 г. «Национальная Консультативная Комиссия по Биоэтике» при Президенте США.

Можно говорить о том, что главной отличительной особенностью этических комитетов (IRB) США является система госу­дарственного контроля за проведением биомедицинских исследований на людях. Именно эта особенность позволяет говорить о так называе­мой «американской модели» создания и деятельности этических коми­тетов.

В европейских странах этические комитеты различного уровня на­чали создаваться с конца 70-х годов. Их отличительной особенностью, позволяющей говорить о так называемой «европейской модели», явля­ется то, что процессы их создания и деятельности регламентируются не законом, а решением того или иного профессионального объединения медиков. Кроме того, европейские этические комитеты (или комитеты по этике исследования) не располагают полномочиями запрещать про­ведение того или иного исследования, нарушающего, по их мнению, этические принципы.

Источник

Этические аспекты проведения экспериментов на животных

В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям. Научные цели клинических испытаний при лечении больного и неклинических медико-биологических испытаниях при выполнении чисто научных медицинских исследований на людях должны быть обоснованы, ясно изложены в специальном протоколе, одобрены независимым этическим комитетом.

Эксперименты с участием человека должны основываться на данных, полученных в лабораторных исследованиях на животных. Это положение присутствует в Нюрнбергском Кодексе. Эксперименты на животных позволяют не только лучше понять законы жизни и механизмы отдельных жизненных процессов, но и совершенствовать методы профилактики, диагностики и лечения болезней, как человека, так и животных. Кроме этого, многие созданные человеком вещества, например, лекарства, пищевые добавки, химикаты необходимо испытать на биологическую активность, и такие испытания можно проводить только на животных, хотя, в конечном счете, они предназначены для выяснения воздействия на человека. В связи с этим появляется ряд проблем морального порядка, однако, по общему мнению, умышленно жестокое обращение с животными недопустимо. Гуманное обращение с животными позволяет усилить формирование высоких моральных принципов у врача. Основные принципы «Международных рекомендаций по проведению медико-биологических исследований с использованием животных», принятых в 1985 году Советом международных медицинских научных организаций сводятся к следующим предпочтениям и рекомендациям:

― использовать минимальное количество животных;

― сводить к минимуму причиняемые неудобства, страдания и боли;

Если по условиям эксперимента, требуется обходиться без них, то необходимо заключение этического комитета.

Если после эксперимента животное обречено на страдания, его следует безболезненно умертвить.

Из всех приводимых аргументов за клинический эксперимент и против него, прежде всего, вытекает необходимость выяснения принципиального вопроса, а именно: оправдан ли, справедлив ли эксперимент, проводимый на человеке? Необходимость проведения эксперимента на человеке не подлежит сомнению и признается всеми. Медицина не может идти вперед без этого. Эксперименты, проводимые на людях, помогают разработке более действенных профилактических и лечебных методов для человека будущего. Много ценного приносят и эксперименты на животных,— с этого всегда следует начинать. Но окончательная проверка предлагаемых методов может быть сделана лишь наблюдением на человеке.

Таким образом, вопрос не в том, проводить ли эксперимент, а как его проводить, т.е. как при эксперименте получить наибольшую информацию и соблюсти при этом этические нормы.

Борьба против жестокого обращения с «экспериментальными и лабораторными животными» зачастую принимает и экстремистские формы. Учитывая накал страстей, ВМА в 1989 г. приняла «Положение об использовании животных в биомедицинских исследованиях». В нем говорится, что возможности научного сообщества продолжать работу по улучшению личного и общественного здоровья находятся под угрозой из-за крайностей движения за запрещение использования животных в биомедицинских исследованиях.

Читайте также:  Сравните три ситуации ураганный ветер валит в лесу деревья животное подрывает корни дерева чтобы

Однако из последних вспышек негативизма в отношении экспериментов на животных имела место в 1997 г. в связи с российско-американским экспериментом, в ходе которого осуществлялся запуск искусственного спутника Земли с обезьянами на борту. Несмотря на то, что решение об эксперименте принималось после тщательного обсуждения проекта на заседании этического комитета отечественного Института медико-биологических проблем, и в США, и в России имели место акции протеста. Они к счастью, не сопровождались актами вандализма.

Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основного такого рода документов являются «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные и принятые в 1985 г. Международным Советом Медицинских научных Обществ (CIOMS). Основные положения «Рекомендаций»:

— стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем In VItro;

— использование минимально возможного количества животных;

— следование таким этическим императивам, как должная забота о животных и избежание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли;

— исходить из того, что, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному;

— использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств;

— если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент проводить только после обязательного одобрения этического комитета;

— если после эксперимента животное обречено на страдание, хронические боли и тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить.

Источник

Эксперименты над живыми существами: границы дозволенного

До каких пределов дозволено идти человеку в своих опытах, оправдана ли жестокость во имя познания, имеем ли мы право распоряжаться жизнью животных — всё это по-прежнему актуальные вопросы.

Каждый год более 50 миллионов позвоночных животных используются для научных экспериментов. Сотни тысяч человек погибли и пострадали в ходе жестоких опытов нацистских врачей и нерадивых учёных. О границах, через которые не может переступить наука и человеческое любопытство, писала ещё Мэри Шелли, создавая образ рукотворного монстра, детища гениального учёного Франкенштейна.

И, хотя история научной этики началась многие тысячелетия назад, мы до сих пор ищем ответы на вопрос — имеем ли мы право распоряжаться жизнью и здоровьем живых существ во имя познания?

Как было раньше?

В античности наука была совсем не похожа на науку сегодняшнюю. Вообще теоретики даже предпочитают не называть это настоящей наукой. Античные мыслители наблюдали за природой и делали теоретические выводы, руководствуясь законами логики. Эксперимент как метод познания был непопулярен, светлым умам той эпохи казалось более важным выведение общих принципов из частных явлений и открытие единого начального закона. Однако, несмотря на такой характер познания, уже тогда видные учёные проводили единичные опыты на животных и людях.

Читайте также :

Греческие врачи Александрийского периода (около III века до н. э.) Герофил и Эрасистрат были теми, кто не гнушался вскрытием трупов, чтобы изучить внутреннее строение организма. Пальму первенства в этом деле отдают Герофилу. Возможно, этого не случилось бы, если бы не разрешение египетского царя Птолемея Филадельфа на анатомирование трупов.

Уже позже, в первом столетии до н. э., римский медик греческого происхождения Гален продолжил изучать анатомию человека и обратился к практике вскрытия животных. Он проводил диссекцию (вскрытие трупов животных) обезьян и даже слонов.

В таком контексте даже вивисекция не воспринималась как нарушение этических норм — учёные познавали высший замысел. На основе своих экспериментов Гален описал систему кровообращения у людей и животных. Вплоть до XIX века студенты-медики изучали его труды.

В Средние века подход к познанию несколько изменился, но во многом опирался на предыдущий античный опыт. В области естественнонаучного знания многие средневековые врачи руководствовались сочинениями Аристотеля, с особенным почтением относились, конечно, к Гиппократу.

Взамен созерцательного теоретического познания всё большее значение приобретает практический эксперимент. При этом большим давлением на науку обладает религия, что не могло не отразиться на изучении человеческого тела. Хотя исследователи расходятся во мнениях относительно запрета католической церкви на вскрытие трупов, известно, что среди верующих бродили суеверия и заблуждения, будто к человеческому телу нельзя прикасаться для вмешательств, его нужно сохранить таким, какое оно есть для последующей жизни после воскрешения.

Вскрытия трупов для установления причин смерти всё равно проводились, а вот врачам и учёным образовательную аутопсию не так-то легко было организовать. Особенно интересующимся могли вынести и приговор. Например, в XIV веке в Болонье судили четырёх учеников одного анатома, которые вырыли на кладбище труп и принесли его в дом, чтобы учитель мог показать на нём строение человека. Возможно, именно такие истории сподвигли правительство на то, чтобы отдавать медикам для учебных вскрытий тела осуждённых преступников несколько раз в год.

Читайте также :

Несмотря на отчуждённое отношение религиозно настроенных умов к экспериментам с телом, анатомия в Европе постепенно возрождалась. Во времена позднего Ренессанса, в начале XVI века, видной фигурой в этой области стал Андреас Везалий. Он считается основоположником научной анатомии. С детства маленький Андреас проявлял специфический интерес к изучению живых тварей, бегающих вокруг, и препарировал на досуге крыс, собак и прочих зверей, которых мог поймать. Читая труды Галена, бывшего на тот момент единственным авторитетом в описании человеческого тела, Везалий исправил более 200 ошибок, допущенных римским автором. В 1543 году на основе своих лекций Андреас издал книгу «О строении человеческого тела».

Лекции были зрелищными и провокационными: на них Везалий иллюстрировал свои слова об анатомии человека реальным вскрытием трупов. Современники травили Везалия, правда не за публичную аутопсию, а за посягательства на учение Галена. Со стороны правительства в те времена наблюдалась своеобразная оттепель: вскрытий людей в учебных целях в университетах становилось всё больше, а препарировать животных и вовсе никто не мешал.

Первые споры об этичности экспериментов над животными

В начале XVII века английский медик Уильям Гарвей открыл большой круг кровообращения, препарируя животных. Тогда же французский учёный Рене Декарт исследовал роль сердца и функции пищеварения, используя тот же метод. В XVII веке итальянский врач Луиджи Гальвани обнаружил, что если дотронуться до лежащей рядом с электрической машиной лягушки скальпелем, то мышцы животного сократятся. Это было свидетельством так называемого «животного электричества».

Читайте также :

Уже в то время в высших интеллектуальных кругах начались споры об этичности научных экспериментов с животными. Некоторые придерживались точки зрения, что благо человека не оправдывается мучениями животных. Другие выдвигали более приземлённые аргументы о том, что боль, которую испытывает животное, может повлиять на результаты эксперимента.

В 1822 году Британский парламент принял первый закон о предотвращении жестокого и неправильного обращения с крупным рогатым скотом. Документ включал в себя список из коров, волов, овец и другой скот, но среди них почему-то не было быков. Спустя почти 50 лет, в 1976 году парламент Соединенного Королевства подписал акт, регулирующий научные опыты над животными. Эксперименты, которые причиняют боль животным, могли проводиться только в случае, если их результаты абсолютно необходимы для спасения человеческой жизни.

XIX век стал самым кровожадным периодом в истории естествознания. Знаменитый Луи Пастер открыл принцип вакцинации, изучая болезнь холеры у домашней птицы. Он обнаружил, что если ввести цыпленку «ослабленные» бактерии, то при дальнейшем их взаимодействии заражения не произойдёт. Чтобы найти причину бешенства у животных и сделать от него лекарство, Пастер проводил опыты над собаками, заражал кроликов бешенством, препарировал их мозг. Хорошо, что в итоге это привело его к успеху.

Читайте также:  Чтобы сохранить животный и растительный мир природные богатства люди создают

В 1903-1910 годах в Великобритании прогремело «Дело о коричневой собаке» — первая большая открытая общественная дискуссия о вивисекции. Скандал развернули студенты, ставшие свидетелями учебного вскрытия живой собаки одним из британских физиологов. Студенты устроили массовые выступления, сопровождавшиеся беспорядками. В 1906 году пострадавшей собаке был поставлен памятник.

Россия

Читайте также :

В России стойкую ассоциацию с опытами на собаках вызывает академик-физиолог Иван Петрович Павлов. Это истинно культовая фигура для отечественной науки, первый российский нобелевский лауреат, рассказавший миру многое о высшей нервной деятельности и регуляции внутренних систем организма. В своих исследовательских целях академик использовал немалое количество собак. По воспоминаниям современников, Павлов своих подопытных очень любил и всегда старался облегчить их участь, должным образом обустраивая «Башни молчания» — специальные здания со звукоизоляцией, где проходили эксперименты с животными.

В 1977 году Министерство здравоохранения СССР выпустило приказ №755 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспериментальных животных». Он регламентирует обязательное использование анестезии при проведении манипуляций, которые могут вызвать у животного боль или «иного рода мучительное состояние». С 1977 года ничего лучше в нашей стране не придумали, этот приказ до сих пор регулирует эксперименты над животными.

Можем ли мы обойтись без опытов на живых существах?

Каким бы странным это ни казалось, но строгих законодательных актов, регулирующих научные опыты в отношении людей, не было до середины XX века, пока не случилась Вторая мировая война и зверские эксперименты нацистских врачей в концентрационных лагерях. В 1947 году, сразу после судебного процесса над медиками Третьего рейха, появился Нюрнбергский кодекс. Это международный документ по этике, содержащий принципы научного эксперимента, которые соблюдаются учёными и поныне. Он обязывает брать согласие пациентов на проведение эксперимента, не позволяет проводить на людях испытания, не проверенные ранее на животных, требует исключить риск смерти или получения увечий в ходе опыта.

Принятая чуть позже, в 1964 году, Хельсинкская декларация дополнительно постулирует требование о том, чтобы все научные эксперименты приносили обществу только благо и ничего кроме блага.

Читайте также :

Сейчас ни в одном государстве нет закона, который запрещал бы проводить опыты на животных в научных целях. Целесообразность их проведения не оспаривается, и основное правило, которое действует в области регулирования экспериментов — они необходимы, если под вопросом стоит человеческая жизнь. Однако не является ли такая позиция бесчеловечной?

Над этим и многими другими смежными вопросами размышляет биоэтика — учение о нравственной стороне человека в биологии. С точки зрения этого подхода, было бы просто прекрасно, если бы мы, люди, смогли обойтись без экспериментов, причиняющих живым организмам страдания. Но, если мы не можем отказаться от них, то нам следует выработать такую систему правил, которая минимизировала бы жестокость по отношению к подопытным. Отвечая вышеуказанной цели, в биоэтике есть три главных правила, или концепция «трёх R» (эту концепцию предложили Уильям Рассел и Рекс Бёрч в совместной книге «Принципы гуманного обращения с животными»):

Replacement, или перенос. Это приоритет на использование в экспериментах различных частей организма, моделей клеточных структур, компьютерных моделей вместо целого живого существа.

Reduction, или минимизация количества используемых в эксперименте животных.

Refinement, или улучшение условий эксперимента. На его результаты может повлиять любой элемент окружающей подопытного среды — размер клеток, состав корма, даже особенности подстилки. Поэтому за всем этим нужно тщательно следить.

Ревизорами в этой области являются специальные биоэтические комитеты или комиссии. Они могут наведаться к учёным в лаборатории с неожиданной проверкой и посмотреть, в каких условиях там содержатся животные. Без их одобрения невозможна даже публикация статей о экспериментах. Существуют международные акты, описывающие необходимые процедуры.

Несмотря на то, что в целом регулирование в этом вопросе движется в сторону максимальной гуманизации, все еще остаются убежденные противники опытов на животных. Они выдвигают массу аргументов за свою позицию. Среди них есть такие:

Читайте также :

Эксперименты с животными внесли незначительный вклад в науку и улучшение качества жизни человека. Гораздо большее сделало улучшение санитарных условий и гигиена. Это спорное утверждение. Мы имеем множество документов, фиксирующих то, что большое количество фундаментальных знаний об анатомии и физиологии было получено при проведении экспериментов над живыми организмами.

Попытки выяснить механизмы человеческих заболеваний на животных глупы, потому что результаты никогда не будут достоверны из-за межвидовых различий, влияющих на них. Этот аргумент имеет под собой здравое основание. Гораздо эффективнее было бы использовать самого человека или компьютерные модели. К людям мы относимся слишком трепетно, а в использовании компьютерных моделей есть одно «но»: обработка данных заняла бы слишком долгое время и потребовала бы недостижимых вычислительных мощностей.

Исследования на животных на самом деле вредят человечеству. Как утверждается, препараты, в ходе доклинических испытаний продемонстрировавшие хорошие результаты на животных, в итоге оказывают иное действие на человека. В некоторых случаях это правда, но только представьте, если бы таких тестирований на животных и вовсе не проводилось, сколько людей погибло бы при выходе на уровень клинических испытаний (на человеке)? Плохой довод для противников антропоцентризма, но гуманистам понравится.

Животные так же способны осознавать боль, как человек. Наука уже давно отошла от идеи, будто животные не способны осознавать боль на таком же уровне, что и человек, и потому их должно быть менее жалко. На самом деле психика животных сложна по устройству, мозг также реагирует на болевые воздействия, и мы никогда не сможем узнать субъективные ощущения каждого конкретного зверька. Поэтому данный аргумент хорош, и биоэтика учитывает его, предлагая минимизацию болевых ощущений у животных при проведении экспериментов и безболезненную эвтаназию.

Человеку стоит уменьшить свою значимость. Мы возвращаемся к антропоцентризму. И это поистине большой философский вопрос: чем Homo Sapiens лучше остальных видов, и почему мы имеем право на то, чтобы распоряжаться жизнью их представителей? Видовой шовинизм, которому подвержены едва ли не 100% всех хомо сапиенсов, даже имеет свое название — специецизм. Согласно этой концепции каждый вид должен иметь равные права, и поскольку самым главным угнетателем тут является человек, то ему следует сбить с себя спесь и перестать дискриминировать другие виды. Наука критикует идеологов специецизма за то, что они «забывают» о естественной склонности каждого отдельного вида, каждой отдельной особи, и даже, вероятно, каждого отдельного гена, заботиться в первую очередь о благополучии себя самого. Об этом напрямую говорит эволюционная биология. Тут может возникнуть резонный вопрос: все ли естественные склонности хороши в контексте существования познающего и осознающего разума? Ведь точно так же для человека, например, естественна агрессия, однако, существуя в социуме, мы научились её контролировать.

Вопросов уйма, и верного ответа на них, конечно, не найти. Наука на своём пути прошла через множество неоднозначных и зачастую неприятных этапов. Но она всегда следовала лишь одной цели — познать мир как можно лучше. Этика — её правая рука, подсказывающая, как «правильнее» искать истину.

Скорее всего, разрешить моральную дилемму с опытами на живых существах сможет технологический прогресс. Уже сейчас учёные изучают органогенез и развитие различных заболеваний на искусственно выращенных органах. Совершенствование данной технологии расширит возможности для экспериментов и тестирований.

Помимо «осязаемых» моделей в науке существует перспектива использования компьютерных моделей и симуляций. Правильные расчёты, увеличение вычислительных мощностей, а главное, больший доступ к необходимому оборудованию для учёных приблизят нас к избавлению от традиционных экспериментальных методов и уменьшит число жертв науки.

Источник

Интересные факты из жизни