Какова роль регуляторной системы в организме животных найдите тексте ответ на вопрос

Презентация по биологии»Системы органов животных. Регуляторные системы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Система органов многоклеточного организма Называть строение и функции органов, систем органов животных и растений. Выявить значение нервной и гуморальной регуляции в формировании целостности организма Доказать целостность многоклеточного организмов и обеспечение их жизнедеятельности. Автор: Иванова Светлана Спиридоновна Учитель биологии МБОУ Малыкайской СОШ, Нюрбинского улуса РС (Я)

Примеры систем органов животных

Нервная система — совокупность нервных клеток (нейронов) и других структур нервной ткани, осуществляющих нервную регуляцию у животных и человека.

Опорно-двигательная система Части системы Ткани, из которых состояторганы Функции Скелет Костная, хрящевая, свя­зки Опора тела, защита. Движе­ние. Кроветворение Мышцы Поперечно-полосатаямышечная ткань. Сухо­жилия. Гладкая мышеч­ная ткань Движение тела посредством работы мышц. Дви­жение стенок внутренних орга­нов

Пищеварительная система — система органов, которая осуществляет механическую и химическую переработку пищи. Имеется у всех непаразитических животных, начиная с плоских червей.

Пищеварительная система Части системы Ткани, из которых состояторганы Функции Пищеваритель­ные железы Гладкая мышечная ткань, железистый эпителий, со­единительная ткань Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Пе­реваривание пищи Пищеварительный тракт Гладкая мышечная ткань, эпителий, соединительная ткань Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу

Длина кишечника некоторых животных Вид Длина всего кишечника, в метрах Лошади 25,0–39,6 Крупный рогатый скот 35,15–62,62 Овцы 21,85–43,12 Свиньи 19,0–27,15 Собаки 2,05–5,7 Кошки 1,02–1,96 Кролики 3,76–5,32 Морские свинки 2,22–2,43 Крысы 1,07–1,59 Мыши 0,5–0,55 Голуби 0,66–1,2

Органы дыхания — органы животного, выполняющие функцию газообмена с окружающей средой — водной или воздушной. К органам дыхания относят жабры, трахеи, лёгкие.

Кровеносная система — система органов кровообращения, состоит из сердца и кровеносных сосудов. Различают незамкнутую и замкнутую кровеносную систему. 1) незамкнутая кровеносная система характерна для моллюсков, членистоногих. Кровь поступает из сердца по кровеносным сосудам в полость тела, омывает все органы, осуществляя газообмен, после чего вновь собирается в кровеносных сосудах. 2) замкнутая кровеносная система характерна для кольчатых червей, хордовых. Кровь циркулирует по замкнутой системе сосудов, образующих один (кольчатые черви, ланцетники, рыбы) или два (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) круга кровообращения.

Выделительная система — система органов, обеспечивающая выведение из организма ненужных ему веществ.

Половая система — совокупность органов, обеспечивающих половое размножение. В половых органах происходит образование половых клеток (гамет). У организмов с внутренним оплодотворением внутри половой системы самки происходит слияние мужской и женской гамет (оплодотворение) и развитие зародыша.

Нервная и эндокринная (гуморальная) регуляция Параметры Нервная регуляция Эндокринная регуляция Способ передачи информации Информация передаётся по отросткам нервных клеток в виде электрических импульсов Информация передаётся химическими веществами через кровь Скорость передачи информации Передача быстрая Передача медленная Скорость ответной реакции Ответ наступает тотчас Ответ развивается медленнее Продолжительность ответной реакции Ответ кратковременный Ответ продолжительный

Гормоны — биологически активные вещества, оказывающие влияние на жизнедеятельность организмов. Гормоны участвуют во всех процессах роста, развития, размножения, обмена веществ. Гормональная система совместно с нервной системой у животных обеспечивает деятельность организма как единого целого. Гуморальная регуляция — один из механизмов, определяющих согласованное протекание всех жизненно важных процессов в организме. Гуморальная регуляцию осуществляется через кровь, лимфу, тканевую жидкость с помощью биологически активных веществ — гормонов.

Железы внутренней секреции гипофиз надпочечники паращитовидные щитовидная поджелудочная половые

Нервная регуляция — один из механизмов, определяющих согласованное протекание всех жизненно важных процессов в организме. Управляющее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы приводит их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Нервная система — совокупность нервных клеток (нейронов) и других структур нервной ткани, осуществляющих нервную регуляцию у животных и человека.

Номер материала: ДБ-390948

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

§ 43. РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Основные понятия и ключевые термины: РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Головной мозг.

Вспомните! Что такое органы чувств?

Подумайте

СОДЕРЖАНИЕ

Какова основная особенность регуляции функций организма животных?

Таблица 16. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Признак

Нервная регуляция

Гуморальная регуляция

Сигнал электрической природы

Сигнал химической природы

Скорость передачи сигналов

Пути передачи сигналов

Нервные волокна и нервы

Характер влияния сигналов

Итак, регуляция функций организма животных в отличие от гуморальной регуляции у растений и грибов является нейрогуморальной.

Каковы особенности нервной системы различных животных?

Ил. 167. Диффузная и стволовая нервные системы

Читайте также:  Почему в рацион человека обязательно должна входить пища животного происхождения

Диффузная нервная система, или нервная сеть, образована сплетением нейронов в виде сети, чем обеспечивается передача возбуждения по всему организму. Реакции организма примитивны, но небольшое количество связей между нейронами обеспечивает их надёжность. Такой тип нервной системы наблюдается у кишечнополостных и иглокожих, ведущих прикреплённый или малоподвижный образ жизни.

Стволовую нервную систему имеют плоские и круглые черви. Её образуют скопления нейронов в форме стволов и парного мозгового узла. В такой системе уже наблюдается разделение на центральную и периферическую системы. Поэтому у животных с такой системой усложняется поведение и повышается скорость реакции на раздражитель. Однако подвижность таких животных незначительна, и этот тип нервной системы обеспечивает лишь примитивные условные рефлексы.

Ил. 168. Узловая нервная система насекомых

Узловая нервная система кольчатых червей, моллюсков, членистоногих образована скоплениями нейронов в форме увеличенных узлов и нервных волокон, отходящих от них. Происходит дифференциация нейронов в соответствии с выполняемыми функциями на чувствительные, вставные и двигательные. Благодаря разделению функций между нейронами обеспечиваются высокая скорость и точность ответа на действия раздражителя. У животных с узловой нервной системой усложняется поведение и увеличивается подвижность.

Трубчатая нервная система есть только у хордовых и представлена нервной трубкой с нервной полостью. В такой системе появляются головной и спинной мозг с разделением на отделы и нервы, которые проводят импульсы.

Каковы преимущества нервной системы с развитым головным мозгом?

Отделы головного мозга позвоночных

2. Промежуточный мозг

5. Продолговатый мозг

Итак, нервная система позвоночных животных с развитым головным мозгом обеспечивает совершенную деятельность органов чувств, разные формы подвижности и усложнение поведения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Практическая работа № 6

СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ

Цель: сравнить строение головного мозга у различных групп позвоночных животных; закрепить знания о нервной системе и функциях головного мозга животных.

Ход работы

1. Определите, к каким группам позвоночных относятся изображения головного мозга.

2. Сопоставьте отделы головного мозга позвоночных с их значением в регуляции жизненных функций.

Б Промежуточный мозг

Д Продолговатый мозг

Регулирует деятельность нервной системы, является основой сложных форм поведения

Обработка информации от внутренних органов и регуляция их деятельности

Обработка зрительной информации, у рыб и амфибий является основным координационным центром мозга

Регуляция и координация двигательной деятельности

Рефлекторная регуляция жизненно важных функций дыхания, пищеварения, транспортирования веществ, сердечной деятельности

3. Сопоставьте группу позвоночных животных с особенностями строения их мозга.

Передний мозг слабо развит, не образует полушарий; хорошо развит средний мозг; развит мозжечок

Передний мозг имеет два разделённых полушария, хорошо развит средний мозг, слабо развит мозжечок

Передний мозг имеет полушария, в которых появляется кора, отвечающая за условные рефлексы; в продолговатом мозге появляется характерный изгиб

Передний мозг увеличен, увеличены средний мозг и мозжечок

4. Сформулируйте вывод. Как усложнение строения головного мозга связано с усложнением процессов жизнедеятельности позвоночных животных?

РЕЗУЛЬТАТ

Оценка

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое регуляция функций организма животных? 2. Каков тип регуляции функций у животных? 3. Что такое нервная система животных? 4. Каково значение нервной системы для организма животных? 5. Что такое мозг? 6. Назовите основные отделы головного мозга позвоночных животных.

7. Какова основная особенность регуляции функций у животных? 8. Каковы особенности нервной системы у различных животных? 9. Каковы преимущества нервной системы с развитым головным мозгом?

10. Каковы особенности раздражимости и регуляции функций у животных?

Источник

Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности животных

Разделы: Биология

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая.

Технология деятельностного подхода Рахимова.

Методы – деятельностный, частично-поисковый, наглядный, метод социального взаимодействия (представление возможностей каждому ученику проявлять свои знания), стимулирование и мотивация.

Оборудование – таблица, учебники, карточки-задания, рабочие карты.

Ф. И. учащегося Задание №1 Задание №2 Задание №3 Задание №4 Задание №5 Итог
с/о о/у с/о о/д о/критик. с/о о/д с/о о/д Как усвоил материал о/д

Ход урока

1. Выравнивание знаний

1. Отдел мозга – мозжечок, отвечающий за координацию движений, хорошо развит:

А) у рыб
Б) у пчел
В) у лягушек
Г) у кольчатых червей

Способность организма реагировать на воздействие окружающей среды называется:

А) условным рефлексом
Б) безусловным рефлексом
В) раздражимостью
Г) регенерацией

Увеличиваются полушария, кора головного мозга образует борозды и извилины:

А) у пресмыкающих
Б) у млекопитающих
В) у земноводных
Г) рыб
Д) у птиц

За первое задание в рабочую карту выставляем самооценку.

В рабочую карту выставляем оценку учителя.

II. Ориентировочно-мотивационный этап.

Предлагаю прослушать документальные данные о низкорослых, высокорослых, худых и полных людях.

Вопрос для работы в группе:

Подумайте и ответьте, почему существуют такие случаи в природе и с чем это связано?

Работа в группах.

Отчет групп.

На основании прозвучавших рассуждений сформулируйте тему урока.

Учащиеся записывают тему урока: «Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных».

Вопрос: Что вы знаете о роли эндокринной системы?

Выслушать ответ от групп.

Вопрос: Считаете ли вы свои знания полными?

Учитель: Нет, знания неполные и мы их будем сегодня восполнять.

Зная тему урока, необходимо сформулировать учебную задачу.

Учебная задача: «Изучить какие вещества регулируют процессы жизнедеятельности в организме животных.

За проделанную работу выставляем оценки за II задание (самооценка, затем оценка друга).

Если во время работы вы были активны и внимательны, то ставим “5”

Если во время работы вы были активны, но не всегда внимательны – “4”

Если во время работы вы не всегда были активны, и не всегда внимательны – “3”.

Читайте также:  Есть ли такие растения и животные которые можно встретить у нас

Поднимите руку у кого “5”, “4”, “3”.

III. Операционально-исполнительный этап.

Предложите свой способ решения данной задачи.

Чтобы решить данную задачу, изучаем материал в учебнике на стр. 116, работаем с карточками-заданиями, составляем модель содержания изученной темы в виде таблицы; делаем вывод, работаем в группе, отчитываемся о проделанной работе.

На первый вопрос я помогу вам ответить.

Эндокринная система – железы внутренней секреции – выделяют гормоны в кровь
Щитовидная железа Надпочечники Поджелудочная железа Гипофиз Половые железы

Сегодня остановимся на изучении роли щитовидной железы, гипофиза. Подробно остальные железы внутренней секреции будем изучать в 8 классе при изучении строения человека.

Приступаем к работе по карточкам-заданиям.

Выставляют оценки за задание №3, то есть за работу в группах и ту оценку, которую поставили критики.

В группах составить модель содержания урока.

Роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности
Беспозвоночных животных Позвоночных животных
Питание

Изменение окраски в зависимости от среды обитания (краб) Рост и развитие

Регуляция работы внутренних органов

Вывод: Все процессы жизнедеятельности в организме с момента его зарождения и до глубокой старости находятся под контролем и регулируются гормонами, выделяющимися железами внутренней секреции.

Проговорите друг другу модель содержания урока и вывод.

Поднимитесь, у кого «5», «4», «3».

Решена ли задача урока?

Изучили, какие вещества регулируют процессы жизнедеятельности в организме животных.

Составили модель содержания урока.

Полны ли ваши знания?

Вопрос не простой, сложный. К этой теме мы еще будем возвращаться.

IV. Конкретизация знаний

Проверим знания, полученные на уроках.

1. Система органов, к которой относится щитовидная железа и гипофиз:

2. Химическая реакция работы организма животного осуществляется с помощью:

А) поджелудочная железа
Б) надпочечники
В) щитовидная железа
Г) гипофиз.

4. В организме слона гормоны выделяются:

А) в кровь
Б) в кишечник
В) в легкие
Г) в почки

Поднимитесь, у кого «5», «4», «3».

Выставляем итоговые оценки за урок.

Домашнее задание.

I. уровень – стр. 116 (Биология. Живой организм, 6 кл.)

Устно ответить на вопросы на стр. 121

II. уровень – стр. 116, устно вопросы на стр. 121, зарисовать схему на стр. 116.

III. уровень. Кроме вышеперечисленного еще и творческое задание.

Почему нежелательно использовать в пищу продукты, содержащие гормоны?

Источник

18. РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ У РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗМОВ

Способностью поддерживать относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды — гомеостазом, обладают все живые организмы, иначе они не смогли бы выжить в непрерывно меняющейся обстановке. Даже относительно простым организмам, таким, как простейшие или бактерии (хотя на самом деле они намного сложнее любого искусственного устройства, созданного человеком), необходимо одновременно решать множество сложнейших задач: надо выжить при высыхании любимой лужи, надо найти пищу, надо спастись от хищной инфузории. а тут наступило время делиться.

У одноклеточных существ нет и не может быть нервной системы, однако раздражимость у них развита хорошо, а потому они способны реагировать на изменения в окружающей их среде.

Регуляция функций у растений. Растениям, как и любым другим существам, внутренняя координация жизненных функций необходима для того, чтобы процессы размножения, развития и роста осуществлялись упорядоченно, и растение функционировало как единое целое. Но у растений, так же как и у грибов, нет нервной системы, и объединить множество клеток можно лишь управляющими химическими веществами. Такая химическая регуляция называется гуморальной, а вещества — регуляторы растений — ростовыми веществами или фитогормонами. Реакция растений на внешние раздражители проявляется сравнительно медленно и чаще всего выражается в настиях и тропизмах (см. § 17).

Известно несколько классов фитогормонов, которые, вырабатываясь в различных частях растений, распространяются по их проводящим системам — флоэме и ксилеме.

Ауксины. Изучая явление фототропизма, Чарлз Дарвин и его сын Френсис предположили, что освещаемые клетки верхушки проростка овса выделяют какие-то вещества, которые заставляют клетки зоны роста делиться таким образом, что рост растения происходит в направлении источника света. Если эти клетки верхушки удалить или перекрыть доступ к ним света, то и фототропизм не проявится. Позднее, в 1931 г., Фриц Вент выделил данное вещество и назвал его ауксином (от греч. auxs — увеличивать, выращивать). Затем была обнаружена целая группа похожих регуляторов, ускоряющих рост и растяжение различных частей растений. Ауксины непрерывно вырабатываются в верхушке побега, корня и в молодых листьях, стимулируя их рост и созревание плодов.

Гиббереллины. В начале прошлого века японские учёные исследовали болезнь риса, вызываемую определённым видом гриба. Им удалось получить экстракт гриба, вызывающий симптомы болезни у растений. Этот экстракт содержал целый набор веществ, названных гиббереллинами. Они содержатся не только в грибах, но и в молодых, активно растущих частях растений, заставляют прорастать покоящиеся семена и почки. Под действием гиббереллинов можно превратить низкорослое растение фасоли в подобие лианы и собрать большой урожай.

Ауксины, гиббереллины и некоторые другие фитогормоны применяются в агропромышленном производстве. Их используют для стимуляции завязки плодов у томатов, инжира, перца, винограда и ускорения развития корневых систем при вегетативном размножении стеблевыми черенками.

Цитокинины. Это представители ещё одной группы ростовых веществ, стимулирующие деление клеток, продлевающие срок хранения свежих листовых овощей (салат, капуста) и сорванных цветов.

Но для любой нормальной регуляции нужны вещества, не только ускоряющие процессы, но и способные их подавлять. Нашлись такие вещества и у растений. В середине XX в. английские учёные поместили берёзу в условия приближающейся зимы. Из листьев такой берёзы получили экстракт, тормозивший активность её почек. Позднее похожие вещества в сходных условиях обнаружили и у других растений. Они получили название абсцизовая кислота. Эта кислота является природным антагонистом всех трёх классов растительных стимуляторов — ауксинов, гиббереллинов и цитокининов — и может в больших дозах полностью останавливать рост растений.

Регуляция функций у животных. У животных в связи с их активным образом жизни невозможно ограничиться надёжной, но происходящей довольно медленно химической регуляцией при помощи гормонов. Поэтому у них в процессе эволюции к химической регуляции добавилась нервная, и сформировались две тесно взаимосвязанные регуляторные системы — эндокринная и нервная.

Основой нервной системы являются нервные клетки, или нейроны, которые способны воспринимать внешние раздражители и при помощи коротких электрических сигналов, называемых импульсами, передавать информацию в нервные центры для анализа. На основе этого анализа другие нейроны посылают электрические импульсы или к мышцам, или к внутренним органам для обеспечения наиболее адекватной реакции всего организма или какой-то его части на внешний раздражитель. Этим реагирующим внутренним органом может быть и железа внутренней секреции, выделяющая гормон в ответ на сигнал из центральной нервной системы. Таким образом, нервная система первой реагирует на внешние раздражители быстрыми и точными, но чаще кратковременными изменениями в состоянии организма животного. А эндокринная (гормональная) система регуляции запускается нервной системой для того, чтобы обеспечить хоть и более медленный, но зато долговременный ответ всего организма, например рост животного или процессы полового созревания.

У животных гормональная и нервная системы развивались параллельно, взаимодействуя друг с другом, а у растений сложилась лишь система химической регуляции жизнедеятельности. Учёные полагают, что наличие у животных нервной системы связано с тем, что они должны добывать пищу, а для этого необходимы устойчивая опорно-двигательная система, развитые органы чувств и, главное, надёжная и быстрореагирующая система управления организмом, т. е. нервная система.

У простейших, естественно, не может быть нервной системы, ведь весь их организм — одна-единственная клетка, но даже у них для обеспечения правильной реакции на внешнее воздействие развиваются предшественники органов чувств, например светочувствительный глазок у эвглены или предшественники мышц — мионемы у инфузорий.

Наверное, одна из самых простых нервных систем появляется у кишечнополостных. Так, у гидры разбросанные по всему телу нервные клетки соприкасаются своими отростками, образуя простейшую сетчатую нервную систему, лишённую скоплений клеток, т. е. нервных узлов. Но и такая нервная система позволяет гидре ловить добычу и защищаться от врагов (рис. 69). Однако такое строение нервной системы может обеспечить потребности лишь малоподвижных животных. У активно двигающихся кишечнополостных, например медуз, появляются нервные узлы, светочувствительные глазки и органы равновесия. Всё это позволяет им прекрасно двигаться, охотиться, «предчувствовать» изменения погоды — улавливать быстро распространяющиеся в воде колебания от приближающегося шторма и уходить на глубину.

Таким образом, уже начиная с самых древних многоклеточных существ эволюция пошла по пути усложнения нервной системы с помощью формирования скоплений нервных клеток — нервных узлов, а в дальнейшем — и головного мозга.

У беспозвоночных животных нервная система узлового типа. Например, очень хорошо развита нервная система и органы чувств у насекомых (рис. 70). А у представителей головоногих моллюсков (кальмаров и осьминогов) крупные нервные узлы сближены и защищены от повреждений специальной хрящевой капсулой, выполняющей роль черепа.

Начало нервной системе хордовых положила нервная трубка ланцетника, располагавшаяся на спинной стороне тела над хордой. В процессе эволюции из переднего конца этой трубки сформировались отделы головного мозга, а из остальной её части — спинной мозг (рис. 71).

В ряду позвоночных, от рыб и до млекопитающих, головной мозг становится всё крупнее, а функции его всё усложняются. В первую очередь совершенствуются те отделы мозга, которые обрабатывают информацию, поступающую от органов чувств, в противном случае мозг не смог бы обеспечивать адекватность реакций. И конечно, развиваются двигательные центры различных отделов мозга, отвечающие за быстроту и скоординированность движений, без чего не поймать добычу и не спастись от врага. Эти эволюционные процессы у позвоночных сопровождались усиленным развитием самого молодого отдела головного мозга — коры больших полушарий, которая достигает наибольшего объёма у млекопитающих. В теменном отделе коры имеется обширная зона, куда поступает информация от рецепторов кожи, суставов, костей, мышц. Именно здесь создаётся полная картина о положении тела и его частей в пространстве. Эту зону называют соматосенсорной корой. А непосредственно впереди неё располагается двигательная кора, нейроны которой посылают управляющие сигналы ко всем частям тела, способным совершать произвольные движения (рис. 72). Таким образом, эволюция создала в коре две «карты» человеческого тела для управления движением: чувствительную и двигательную.

Запомнить: гомеостаз; ростовые вещества, фитогормоны, ауксины, гиббереллины; нервная система, нервная трубка.

Выводы

Для существования любым живым организмам необходима точная координация жизненных функций. У растений регуляция осуществляется с помощью химических веществ — фитогормонов. У животных в связи с активным образом жизни появились две взаимосвязанные регуляторные системы: быстрореагирующая нервная система и обеспечивающая более медленный, но долговременный ответ всего организма эндокринная система.

Думай, делай выводы, действуй

Проверь свои знания

Выполним задание

Перечислите основные ростовые вещества, охарактеризуйте их.

Обсуди с товарищами

Каковы причины появления в процессе эволюции нервной системы у животных?

Выскажи мнение

Какая регуляторная система, по вашему мнению, «командует парадом» в организме животных? Ответ аргументируйте.

Источник

Интересные факты из жизни