Какова роль образов животных в сказках м е салтыкова щедрина

«Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Сказки — один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки бытовые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором «Сказок для детей изрядного возраста». Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Премудрый пискарь», «Коняга» и другие.

Обычно в русских народных сказках о животных героями являются звери (медведь, волк, лиса, заяц ), наделенные одинаковыми, общепринятыми чертами характера. Заяц трусливый, лиса хитрая, волк жадный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный. Салтыков в своих сказках дополняет эту характеристику, присваивает этим зверям социальный статус; заяц — обыватель, медведь — властитель, орел — самодержец, вороны — крестьяне, пискарь — мелкий чиновник

Многие произведения Салтыкова-Щедрина написаны при помощи эзопова языка, иносказательно, и, конечно, сказки не исключение. Это объясняется тем, что сказки Салтыкова — сатирические произведения, направленные против общественных пороков, и под масками животных автор высмеивает не одного конкретного человека, а особый тип людей. Так карась — сатира на людей, мечтающих об общественном благе и ничего для улучшения жизни народа не предпринимающих. А пруд, в котором происходит действие сказки, — аллегория на всю Россию.

В другой сказке, «Орел-меценат», автор также иносказательно изображает общество, отношения в нем между богатыми помещиками — орлами и бедными крестьянами — воронами. В этой сказке часть героев-животных наделяется обычными для них качествами. Например, сорока — гадалка, соловей — музыкант, сова — ученый. Но вот вороны предстают перед нами в ином качестве. Хотя, если вдуматься, кем еще могут быть птицы, постоянно размножающиеся и издревле считающиеся глупыми, как не крестьянами. А дятел вполне может быть историком.

В этой сказке более выражена социальная принадлежность героев, потому что, в отличие от сказки «Карась-идеалист», где автор обращает внимание читателей на образ мыслей некоторых людей и отношения между властью и подчиненными, здесь автор высмеивает отношения между классами и поведение определенного круга людей (помещиков). Поэтому и необходимо было наделить животных точной классовой принадлежностью. Так как под масками животных скрываются люди, Салтыков-Щедрин наделяет птиц, помимо их обычных занятий, еще и человеческими обязанностями: чижик носит воду, дятел не только стучит весь день, но еще и историей занимается, снегирь выпускает «Вестник леса», воронята учат азбуку и даже орел учится грамоте. В этой сказке животные более очеловечены. Если в сказке «Карась-идеалист» щука расправляется с карасем, просто глотая его, то в сказке «Орел-меценат» дятла сажают за решетку.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина — сатирические произведения. Каждое животное в них — аллегория на целый класс или тип людей, отношения между ними изображают отношения между людьми или межклассовые отношения, и, смеясь над поступками животных, автор высмеивает все общество.

Источник

Сочинение на тему Символическое значение образов животных в сказках Салтыкова-Щедрина

Символическое значение образов животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина Сказки – один из литературных жанров и в то же время один из видов народного творчества. По тематике можно выделить сказки быто­вые и сказки о животных. Салтыков-Щедрин является автором “Сказок для детей изрядного возраста”.

Большинство сказок Щедрина можно отнести именно к сказкам о животных: “Карась-идеалист”, “Орел-меце­нат”, “Премудрый пискарь”, “Коняга” и другие. Обычно в русских народных сказках о животных героями являются звери

Заяц трусливый, лиса хитрая, волк жад­ный, глупый, медведь неуклюжий, добродушный. Салтыков в своих сказ­ках дополняет эту характеристику, присваивает этим зверям социальный статус; заяц – обыватель, медведь – властитель, орел – самодержец, воро­ны – крестьяне, пискарь – мелкий чиновник и т. д. В сказке “Карась-идеалист” автор использует необычных главных героев, рыб: карася, ерша и щуку. В отличие от обычных сказочных зве­рей, читатель не знает, какими характерами могут обладать эти живот­ные.

Читайте также:  Где то однажды появился на свет с лаем и мяуканьем зверь каких нет и тут

Это объяс­няется тем, что сказки Салтыкова – сатирические произведения, направ­ленные против общественных пороков, и под масками животных автор высмеивает не одного конкретного человека, а особый тип людей. Так карась – сатира на людей, мечтающих об общественном благе и ничего для улучшения жизни народа не предпринимающих.

А пруд, в котором происходит действие сказки, – аллегория на всю Россию.

В другой сказке, “Орел-меценат”, автор также иносказательно изобра­жает общество, отношения в нем между богатыми помещиками – орлами и бедными крестьянами – воронами. В этой сказке часть героев-живот­ных наделяется обычными для них качествами. Например, сорока – га­далка, соловей – музыкант, сова – ученый. Но вот вороны предстают перед нами в ином качестве.

Хотя, если вдуматься, кем еще могут быть птицы, постоянно размножающиеся и издревле считающиеся глупыми, как не крестьянами.

А дятел вполне может быть историком. В этой сказке более выражена социальная принадлежность героев, потому что, в отличие от сказки “Карась-идеалист”, где автор обращает внимание читателей на образ мыслей некоторых людей и отношения между властью и подчиненными, здесь автор высмеивает отношения между клас­сами и поведение определенного круга людей (помещиков). Поэтому и необходимо было наделить животных точной классовой принадлежнос­тью. Так как под масками животных скрываются люди, Салтыков-Щед­рин наделяет птиц, помимо их обычных занятий, еще и человеческими обязанностями: чижик носит воду, дятел не только стучит весь день, но еще и историей занимается, снегирь выпускает “Вестник леса”, воронята учат азбуку и даже орел учится грамоте.

В этой сказке животные более очеловечены.

Если в сказке “Карась-идеалист” щука расправляется с ка­расем, просто глотая его, то в сказке “Орел-меценат” дятла сажают за решетку. Сказки о животных Салтыкова-Щедрина – сатирические произведе­ния. Каждое животное в них – аллегория на целый класс или тип людей, отношения между ними изображают отношения между людьми или меж­классовые отношения, и, смеясь над поступками животных, автор высмеи­вает все общество.

Источник

Образы животных в сказках Салтыкова-Щедрина

И. С. Тургенев писал об особенностях сатиры Салтыкова: “В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы”.

Все это абсолютно верно для сказок Салтыкова-Щедрина. Сказки – это особый литературный жанр, основанный на народных легендах, былях, песнях, суевериях. В них часто используются традиционные сюжеты, персонажи (Василиса Прекрасная, Иван-царевич,

По сути своей эти произведения являются политическими памфлетами.

Первое знакомство с творчеством М. Е. Салтыкова-Щедрина начинается со сказок “Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”, “Орел-меценат”, “Верный Трезор”, “Медведь на воеводстве” и др. Все эти сказки знакомы нам с детских лет. За образами животных в этих сказках скрываются известные человеческие пороки

Автор рисует читателю образы обывателей, смирившихся перед властью например в сказке “Самоотверженный заяц”. Почему простой человек так быстро смиряется со своей участью? Почему он так покорен и беззащитен?

Отчего обыватели считают правомерным свое бесправное положение? Салтыков-Щедрин показывает немало положительных черт зайца: благородство, любовь к ближним, честность, прямоту, но все они бессмысленны перед рабской покорностью и боязнью ослушаться волка, то есть власть. Заяц выступает здесь в той же роли, что и в русских сказках, но в народных историях о животных слабейший почти всегда оказывался победителем.

В сказке “Орел-меценат” разоблачению подвергнут глупый и жадный правитель. Он иронично назван меценатом, представляя собой образец правительственного мракобесия. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков.

Читайте также:  Лабораторная работа изучение результатов искусственного отбора на примере пород животных

Но Орла ждало наказание: бунт.

“Верный Трезор” – сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” подчиненных своим неблагодарным хозяевам. Но классическим образом крестьянской России стал Коняга. Коняга – труженик, источник жизни для всех.

Без отдыха, без собственной цели, без вознаграждения трудится скотина. “Нет конца работе!” Работой исчерпывается весь смысл его существования.

Сказки о животных Салтыкова-Щедрина имеют литературных предшественников. Это не только русские народные сказки, где животные также зачастую изобличают социальные пороки. Схожий сюжет, например, в средневековом французском романе-фаблио “Роман о Лисе”.

Лис в этой истории – мелкий феодал. Он обманывает более крупных хищников – волка, медведя, льва, и тогда мы сочувствует ему. Но когда Лис начинает обижать более слабых – кур, зайца, он получает заслуженное наказание.

Политические сказки Салтыкова-Щедрина ближе к басне. Как и в баснях, в сказках Щедрина есть мораль-заключение, все герои статичны (они являются воплощением тех или иных пороков, отрицательных черт человека), отсутствует образ положительного героя.

Сказки Салтыкова-Щедрина не просто изображают абстрактные пороки, как это было в нравоучительных баснях XVIII в., но они дают представление о реальной жизни России во второй половине XIX в. Сам Щедрин был уверен, что пишет на злобу дня. Он так об этом говорит: “…Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”. Действительно, многие описываемые им реалии ушли с исторической сцены. Нет крепостного права, правитель уже не имеет столько власти казнить и миловать, но до сих пор остались премудрые пескари, жестокие хищные волки.

Автор обычно тщеславен, но вряд ли Салтыков-Щедрин порадовался бы, узнав, что его сказки до сих пор более-менее отражают объективную современную действительность.

Источник

Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина

Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает за­ложенное в них сатирическое содержание. Образы из Сказок писа­теля созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами харак­тера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Они были знакомы читателю и по басням Крылова. Этот традиционный элемент образов щедринских сказок освобож­дал сатирика от необходимости развернутых мотивировок и харак­теристик. Сатира по своей природе чуждается подробностей, изо­бражает жизнь в наиболее резких ее проявлениях, преувеличениях и укрупнениях. Поэтому сказочный тип мышления органически со­ответствует самой сути сатирической типизации.

Но в мир народной сказки Щедрин вводил злободневные поли­тические темы, а потому содержание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц оказывается «здравомыслящим», Волк — «бедным», Баран — «непомнящим», Орел — «меценатом». Рядом с ними появляются и незакрепленные традицией образы вя­леной воблы, премудрого пескаря, карася-идеалиста и др.

Как в басне, под видом животных, рыб, птиц у Щедрина изобра­жаются вполне конкретные социальные типы. При этом прием ино­сказания позволяет сатирику не только спрятать их истинный смысл, но и выявить в персонажах своих сказок самое главное, самое характерное. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» тупова­тый, порой злой, а иногда и добродушный косолапый Медведь при­обретает черты правителя-мракобеса, который притесняет народ и уничтожает просвещение. Топтыгины в сказке писателя совершают в подвластном им лесу и мелкие злодеяния, и крупные кровопроли­тия, но всех их ждет бесславный финал. В этом выражена идейная позиция писателя, мечтавшего о свержении деспотизма.

В сказке «Премудрый пескарь» писатель создает оригинальный образ, характеризующий до смерти перепуганного обывателя. Он «не ест, не пьет, никого не Видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет». Вместе с тем в этой сказке встает и философский вопрос о смысле человеческой жизни.

Читайте также:  Сочинение на тему мое домашнее животное 2 класс про кошку

Но не всегда щедринские образы скрываются за масками живот­ных. Их нет, например, в знаменитой «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил». Но и в таких сказках художественные об­разы становятся гротескными, балансируя на грани реального и фан­тастического. Так, в сказке «Дикий помещик» представлена история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но когда все они ис­чезли, он совершенно одичал. А далее Щедрин с поразительным мас­терством показывает реализацию этой метафоры: дворянин, который должен быть представителем культурного сословия, превращается в дикого зверя, обрастает шерстью, рвет добычу когтями. И лишь когда «рой мужиков» был возвращен на место, помещик вновь обрел челове­ческий облик. Горькие раздумья писателя о покорности и долготерпе­нии народа выражены в гротескном образе, уподобляющем мужиков бессловесным существам, живущим роевой жизнью.

Сходные мысли взывает и образ Коняги, символизирующий тяжкое существование угнетенного народа. За счет его труда суще­ствуют власть имущие. Вокруг него увиваются «Пустоплясы», кото­рые то восхваляют, то критикуют его, но всегда готовы использо­вать в своих целях.

Источник

Система образов в сказках Салтыкова-Щедрина

Система образов. В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Щедрин развивает за­ложенное в них сатирическое содержание.

Образы из Сказок писа­теля созданы на основе хорошо известных фольклорных образов, наделенных народной мудростью устойчивыми качествами харак­тера: это жадный Волк, хитрая Лиса, трусливый Заяц, глупый и злой Медведь. Они были знакомы читателю и по басням Крылова. Этот традиционный элемент образов щедринских сказок освобож­дал

Поэтому сказочный тип мышления органически со­ответствует самой сути сатирической типизации.

Но в мир народной сказки Щедрин вводил злободневные поли­тические темы, а потому содержание традиционных образов у него значительно меняется. Заяц оказывается “здравомыслящим”;, Волк – “бедным”;, Баран – “непомнящим”;, Орел – “меценатом”;. Рядом с ними появляются и незакрепленные

Как в басне, под видом животных, рыб, птиц у Щедрина изобра­жаются вполне конкретные социальные типы. При этом прием ино­сказания позволяет сатирику не только спрятать их истинный смысл, но и выявить в персонажах своих сказок самое главное, самое характерное. Например, в сказке “Медведь на воеводстве”; тупова­тый, порой злой, а иногда и добродушный косолапый Медведь при­обретает черты правителя-мракобеса, который притесняет народ и уничтожает просвещение.

Топтыгины в сказке писателя совершают в подвластном им лесу и мелкие злодеяния, и крупные кровопроли­тия, но всех их ждет бесславный финал. В этом выражена идейная позиция писателя, мечтавшего о свержении деспотизма.

В сказке “Премудрый пескарь”; писатель создает оригинальный образ, характеризующий до смерти перепуганного обывателя. Он “не ест, не пьет, никого не Видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”;. Вместе с тем в этой сказке встает и философский вопрос о смысле человеческой жизни.

Но не всегда щедринские образы скрываются за масками живот­ных. Их нет, например, в знаменитой “Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил”;. Но и в таких сказках художественные об­разы становятся гротескными, балансируя на грани реального и фан­тастического.

Так, в сказке “Дикий помещик”; представлена история глупого помещика, который ненавидел крестьян, но когда все они ис­чезли, он совершенно одичал. А далее Щедрин с поразительным мас­терством показывает реализацию этой метафоры: дворянин, который должен быть представителем культурного сословия, превращается в дикого зверя, обрастает шерстью, рвет добычу когтями. И лишь когда “рой мужиков”; был возвращен на место, помещик вновь обрел челове­ческий облик.

Горькие раздумья писателя о покорности и долготерпе­нии народа выражены в гротескном образе, уподобляющем мужиков бессловесным существам, живущим роевой жизнью.

Сходные мысли взывает и образ Коняги, символизирующий тяжкое существование угнетенного народа. За счет его труда суще­ствуют власть имущие. Вокруг него увиваются “Пустоплясы”;, кото­рые то восхваляют, то критикуют его, но всегда готовы использо­вать в своих целях.

Источник

Интересные факты из жизни