Какие утверждения верны пресмыкающиеся первые в эволюции настоящие наземные животные веком расцвета

Урок «Происхождение рептилий»
учебно-методический материал по биологии (7 класс) на тему

Комбинированный урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автор УМК: И.Н.Пономарёва

Тема: Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичного закрепления знаний)

Цель: раскрыть происхождение пресмыкающихся

Задачи: показать многообразие древних пресмыкающихся и причины их вымирания, познакомить с гипотезами вымирания этой группы животных ;

продолжить формирование коммуникативных умений у учащихся и их общеучебных навыков (работа с разными источниками информации, умение делать выводы и обобщения), через разнообразные формы деятельности способствовать росту познавательного интереса к предмету; способствовать воспитанию работать в группе, выслушивать и принимать мнения других

Оборудование: таблица: «Многообразие земноводных», презентация «Многообразие земноводных», модули ФЦИОР, мультимедийный комплекс

Методы обучения: частично-поисковый метод (выполнение самостоятельной работы), словесный метод (беседа), наглядно-образный метод (работа с таблицами и модулем).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологическая карта урока:

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Определение потребностей и мотивов

Организационный момент. Приветствие учеников. Организация познавательной деятельности учащихся

Предлагает учащимся прослушать описание животных, и сказать о ком идёт речь.

К какому классу относятся все эти животные? Назовите их отряды?

Фронтальная работа с классом по заданиям:

Даёт учащимся за каждый правильный ответ один жетон

Создание проблемной ситуации

В следующем описании речь снова пойдёт о пресмыкающихся, только они совершенно особенные, «знакомые незнакомцы».

Догадались кто это?

Учитель предлагает определить тему и цели урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на работу.

Вспоминают и повторяют материал предыдущих уроков.

Вывод: это пресмыкающиеся (черепахи, змеи, ящерицы)

Выполняют задания, предложенные учителем. Приложение 1

Исправляют ошибки, допущенные одноклассниками

Учащиеся подсчитывают жетоны и выводят себе оценку по следующим критериям:

Отвечают на вопросы учителя

Предлагают разные гипотезы

Формулируют тему урока «Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся».

Делают записи в тетради.

Личностные (самоопределение, смыслообразование)

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)

общеучебные: построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения; логические: анализ объектов, выбор критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Читайте также:  Конспект занятия как животные готовятся к зиме в младшей группе

Познавательные (выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование)

Познавательные ( самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

Принятие учебных целей и условий их достижения

А как вы думаете, почему изучая многообразие пресмыкающихся на прошлом уроке, мы не рассматривали динозавров? Почему вымерли динозавры?

Предлагает сформулировать возникшую проблему и высказать предположения о том, как её решить.

Предлагает использовать в качестве источника информации сообщения учащихся

Выдвижение гипотезы «Динозавры – это древние, ныне вымершие группы рептилий, изучать их можно только по ископаемым останкам или использовать готовую информацию из разных источников»

Предлагают найти информацию о динозаврах в тексте учебника, учебной презентации, видеофильмах

Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками)

Постановка проблемы и её решение

Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ и формулировка выводов

Организует самостоятельную работу с текстом учебника для ответа на вопросы:

Какие пресмыкающиеся считаются наиболее древними?

На какие группы делились древние пресмыкающиеся?

В каком веке они достигли своего расцвета?

Какие факты об этом свидетельствуют?

Организует фронтальную проверку содержания записей в схеме, корректирует ответы учащихся.

Демонстрация презентации, которая сопровождается сообщениями учащихся

Возвращается к проблемным вопросам и просит учащихся ответить на них с учётом приобретённых знаний

1. Почему вымерли динозавры?

2. Бесследно ли исчезли с лица Земли динозавры? (Гаттерия, Н.Зеландия)

Читают информацию в учебнике, выбирают нужную им информацию и заполняют в тетради схему «Многообразие древних пресмыкающихся».

Зачитывают свои записи в тетради и корректируют их.

Слушают сообщения учащихся.

1.Резкое похолодание климата в результате падения метеорита. У динозавров непостоянная температура тела и холод для них (особенно для животных больших размеров) губителен.
2.Конкуренция с теплокровными мелкими млекопитающими и птицами
3.Уменьшение количества растений (из-за похолодания) и гибель от голода
4.Появление покрытосеменных растений, среди которых было много ядовитых. Гибель растительноядных пресмыкающихся влекла за собой гибель хищников.
5.Трудности с размножением
6. Изменение условий обитания: многие виды были водными или полуводными

Формулируют выводы по проблеме урока: «Пресмыкающиеся произошли от древних амфибий – стегоцефалов. Наиболее древними рептилиями были котилозавры. В мезозое процветали динозавры, ныне вымершие из-за резкого изменения климата планеты и движения материков. От динозавров произошли современные рептилии и птицы, а зверозубые стали предками млекопитающих»

Читайте также:  Расскажите об особенностях строения организма животных обитающих в холодных регионах

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, выведение следствий)

Регулятивные (преодоление препятствий)

Познавательные (построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Познавательные (выведение следствий, построение речевого высказывания)

Регулятивные (коррекция, оценка)

Итоговый самоконтроль и самооценка

Предлагает учащимся назвать, какие новые знания они получили на уроке, и проверить насколько хорошо они их усвоили.

Предлагает задания для 2-х вариантов:

1. Найди и исправь биологическую ошибку в тексте.

2. Вставь пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте

Предлагает проверить работу соседа по парте, используя готовые ответы, и оценить работу товарища.

Собирает тетради и выставляет оценки за урок.

Предлагает учащимся домашнее задание:

Изучить §39 и ответить устно на вопросы параграфа с.187.

Перечисляют новую для себя информацию

Проверяют работы по готовому ключу и выставляют оценки в тетради

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

Познавательные (рефлексия, контроль и оценка результатов деятельности)

Регулятивные (самоконтроль и самооценка)

2) Какие утверждения верны

Первый ученик: Первые примитивные пресмыкающиеся появились около 285 млн. лет назад. В то время на Земле установился жаркий, сухой климат, резко сокращались площади заболоченных пространств и потомки первых земноводных стали развиваться по двум направлениям. Одни так и остались около воды и превратились в современных земноводных. Другие, наоборот, стали приспособляться к сухому климату и превратились в пресмыкающихся. В таких условиях лучше выживали те древние земноводные, которые могли укрыться от сухости воздуха в болотах, или те, которые имели ороговевшую кожу, более развитые легочные мешки, могли откладывать яйца с большим запасом питательных веществ и с оболочкой, защищающей их от быстрого высыхания.

Второй ученик: На Земле существовало две группы рептилий – звероподобные рептилии и динозавры. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. Звероподобные рептилии были малочисленны и незаметны, а расцвету динозавров благоприятствовал тёплый и мягкий климат. Наступил век динозавров. Само слово «динозавр» означает «ужасная ящерица».

Читайте также:  Стишки о домашних животных для детей 2 3 лет

Динозавры населяли Землю в течение примерно 135 миллионов лет, что в 70 раз превышает время существования человечества.

Динозавры вымерли десятки миллионов лет назад, но мы можем многое узнать о них, причем не только по скелетам, но и по следам, некогда оставленным ими на влажной грязи.

Помимо таких находок, как окаменелые кости, яйца и гнезда динозавров, палеонтологам посчастливилось обнаружить в разных уголках земного шара некоторое количество отпечатков ступней динозавров. По этим отпечаткам ученые могут узнать, передвигался ли оставивший их динозавр на 2 или 4 ногах, сколько пальцев было на его ступнях, были ли на них когти. А по ширине шага можно узнать, какой величины был этот доисторический ящер. Измерив расстояние между двумя отпечатками и их глубину, ученые могут даже установить, с какой скоростью передвигался данный вид динозавров. А по количеству отпечатков можно узнать, вел ли этот динозавр стадный образ жизни или жил в одиночку.

Задание для I варианта : Найди и исправь биологическую ошибку в тексте.

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних рыб – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: членистоногие и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были огромными и многочисленными, а расцвету динозавров мешал тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Задание для II варианта: Вставьте пропущенное слово. Среди перечня слов, выбери слово, пропущенное в тексте

1. Современные пресмыкающиеся произошли от древних ………. – стегоцефалов. 2. Среди древних пресмыкающихся выделялись две группы, сыгравшие важную роль в появлении птиц и млекопитающих: ……. и звероподобные рептилии. 3. Однако на протяжении мезозойской эры судьбы этих двух групп были разными. 4. Звероподобные рептилии были ………. и ………., а расцвету динозавров ………. тёплый и мягкий климат. 5. Среди современных рептилий наиболее близки к динозаврам крокодилы.

Ответы: Малочисленны; Незаметны; Динозавры; Амфибии; Благоприятствовал.

Источник

Интересные факты из жизни