Какие существенные отличия можно выделить у человека по сравнению с высокоорганизованными животными

Урок «Происхождение человека» (11-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 11

Тема урока: Происхождение человека. Положение человека в системе органического мира.

Оборудование: таблицы, дидактические материалы, сообщения учащихся, компьютерная презентация, мультимедийный проектор.

Методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

I. Оргмомент

II. Мотивационно-ориентационный этап

Составление схемы «Паук» с ключевым словом человек. Составление ассоциограммы.

Проблемный вопрос: Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учащихся о развитии взглядов о происхождении человека

2. Самостоятельная работа с учебником стр. 466-467

– Какие систематические категории можно использовать для систематической характеристики человека в системе природы?

Царство – животные
Тип – хордовые
Подтип – позвоночные
Отряд – приматы
Подотряд – гоминиды
Семейство – люди
Род – человек
Вид – человек разумный (Homo sapiens)

3. Организация самостоятельной работы по заполнению таблицы «Родство человека с животными»:

Систематическая категория Общие признаки
Тип Хордовые
Подтип Позвоночные
Класс Млекопитающие
Отряд Приматы
Подотряд Человекообразные обезьяны

4. Обсуждение работы

5. Доказательства происхождения человека от животных (эвристическая беседа)

а) Клеточное строение, анатомическое сходство органов, места их расположения в организмах.
б) Наличие рудиментов – остаточных органов у человека.
в) Наличие атавизмов – признаков, характерных далеким предкам.

2. Эмбриологические – сходство зародышей человека и животных на ранних стадиях развития. (Закон зародышевого сходства К.Бэра)
3. Физиологические – сходство физиологических процессов: дыхания, питания, выделения и др.
4. Генетические – сходство в строении хромосомного аппарата.

– Какие человекообразные обезьяны и почему находятся на ближайшей генетической дистанции?

6. Организация самостоятельной работы с учебником стр. 467

– В приобретении каких признаков человек выиграл по сравнению с животными, а в каких – проиграл? Объясните почему?

Читайте также:  Поэтапное рисование в подготовительной группе на тему животные жарких стран

7. Ответ на проблемный вопрос урока.

IV. Закрепление материала

2. Тестовый контроль по теме (взаимоконтроль)

V. Домашнее задание:

2. Творческие задания:

1 – составить генеалогическое древо человека;
2 – презентация « Предшественники человека»

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Рефлексия: С каким животным ассоциируется ваше деятельность на уроке?

Примеры: стадо слонов, спящий песец, беззаботные обезьяны, мудрая сова, трусливый заяц

Источник

Интересные факты из жизни