Какие сказки обычно начинаются с присказки бытовые волшебные о животных

Итоговый тест по литературе за I четверть (5 класс учебник под ред. Коровиной В.Я.)

1. Какие сказки обычно начинаются

А) бытовые Б) волшебные В) о животных

2. К какому виду вы отнесете сказку, имеющую такое начало: «Как-то раз удалось Лисичке—сестричке рыбы добыть. Сидит она и ест эту рыбу.

-Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.

-Я ем свой, а ты подальше стой…»?

А) волшебные Б) бытовые В) о животных

3. Кто создает фольклорные произведения?

А) народ Б) ученики В) автор Г) композитор

4. Как называется такой художественный прием:

в сказке одно и то же событие описывается несколько раз?

А) присказка Б) повтор В) эпитет

5. Как называется художественное, образное определение, например: «добрый молодец», «золотые волосы»?

А) зачин Б) повтор в) эпитет

6. Как называется прием изображения неживой природы и животных, как людей?

А) олицетворение Б) эпитет В) аллегория.

7. Часть сказки, не связанная с повествованием

А) концовка Б) зачин В) присказка.

8. Завершение сказки—это…

А) повтор Б) концовка В) присказка.

1. Литературная сказка—это…

2. Перечислите элементы сказки.

3. Басня—это… Закончите предложение.

4. Что не является элементом басни?

А) мораль Б) рассказ В) присказка.

5. Что не является родом литературы?

А) эпос Б) повесть В) лирика Г) драма.

6. Кто написал сказку «Спящая царевна»?

А) Пушкин Б) Жуковский В) Крылов.

7. Героями каких сказок являются животные?

А) волшебных Б) бытовых В) о животных

8. Как называется прием, когда неживое

наделяется человеческими качествами?

А) эпитет Б) олицетворение В) аллегория.

9. Произведения устного народного творчества—

А) сказки Б) басни В) фольклор Г) песни.

10. «Утро вечера мудренее», «что ни

в сказке сказать, ни пером описать». Что это?

А) эпитет Б) повтор В) присказка.

9. Как одним словом называем произведения устного народного творчества?

А) сказки Б) рассказы В) фольклор.

11. Человек, ведущий повествование в сказке?

А) рассказчик Б) бабушка В) автор

12. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.

А) начало Б) концовка В) зачин.

13. Литературная сказка – это…

14. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы—Яги?

16. Начало сказки – это…

17. Кто является волшебным помощником в сказке «Спящая царевна»?

18. Кто является отрицательным героем в сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»?

19. Как случилось, что Иван—царевич женился на лягушке?

20. Какие сказочные существа встречаются в сказках?

21. Какие концовки сказок вы знаете?

11. Представление о мире, существующее

в форме фантастических рассказов—это…

А) сказка Б) миф В) баллада Г) басня.

12. Что не относится к устному народному

А) сказки Б) романы В) считалки Г) загадки

Д) поговорки Е) рассказы Ж) потешки З) басни.

13. Мораль—это… Закончите предложение.

14. Что случилось, когда Царевна—лягушка

пошла плясать с костями в одном рукаве и вином

15. В каких случаях начинает спотыкаться конь?

16. Какими словами часто заканчиваются сказки?

17. Каких писателей- сказочников вы знаете?

18. Какие сказочные существа встречаются в сказках?

19. Сколько раз Иван— крестьянский сын ходил

А) 4 раза Б) 2 раза В) 3 раза Г) 5 раз.

20. К кому не обращался королевич Елисей за помощью?

А) солнцу Б) месяц В) дождь Г) ветер.

21. Какие реки в сказках текут?

Номер материала: ДВ-294915

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Волшебные сказки. Герои русских волшебных сказок

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Читайте также:  Альтруистические потребности человека определяют его поведение а не животные инстинкты

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: “Три царства”, “Волшебное кольцо”, “Перышко Финиста – ясна сокола”, “Царевна-лягушка”, “Кащей Бессмертный”, “Марья Моревна”, “Морской царь и Василиса Премудрая”, “Сивка-Бурка”, “Морозко” и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

“Герой фольклора – “дурак”, презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод”. 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке “Три царства” герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: “Ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка “Два Ивана – солдатских сына”.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой (“Лиса крадет рыбу из саней”); обманывает волка (“Лиса и волк”); обманывает петуха (“Кот, петух и лиса”); выгоняет зайца из лубяной избы (“Лиса и заяц”); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед (“Медведь и лиса”). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят (“Волк и коза”), собирается разорвать овцу (“Овца, лиса и волк”), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста (“Лиса и волк”).

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют “всем пригнетыш”. Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем (“Мужик и медведь”).

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у “крупных” животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

В характеристике действующих лиц проявляется иносказание: изображение повадок зверей, особенностей их поведения напоминает изображение поведения людей и вносит в повествование критические начала, которые выражаются в использовании разнообразных приемов сатирического и юмористического изображения действительности.

Читайте также:  Выберите неверное утверждение инстинкты составляют основу поведения животных инстинкт самосохранения

Юмор основан на воспроизведении нелепых ситуаций, в которые попадают персонажи (волк опускает хвост в прорубь и верит, что он поймает рыбу).

Язык сказок образен, воспроизводит бытовую речь, некоторые сказки состоят сплошь из диалогов (“Лиса и Тетерев”, “Бобовое зернышко”). В них диалоги преобладают над повествованием. В текст включаются небольшие песенки (“Колобок”, “Коза-дереза”).

Композиция сказок несложна, основана на повторении ситуаций. Сюжет сказок разворачивается стремительно (“Бобовое зернышко”, “Звери в яме”). Сказки о животных высоко художественны, образы их выразительны.

Источник

Сказки бытовые, волшебные, о животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Сказки бытовые, волшебные, о животных.» Выполнил учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Мельник С.П.

Речевая разминка Д. Чтобы разговаривать, М. Надо выговаривать, Д. Все правильно и внятно, М. Чтоб было всем понятно. Д. Мы будем разговаривать! М. Мы будем выговаривать! Вместе Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно.

«ДРЕМУЧИЙ ЛЕС» Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в летательном аппарате. Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой вы только что назвали. Носатая тетка, к имени которой всегда добавляется слово « болотная ». Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия в сундуке. Огромный ящер со множеством голов. Большой начальник в подводном царстве.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Что такое сказка? Какие виды сказок мы знаем? Особенности волшебных сказок. Примеры. В чём особенность сказок о животных? Что высмеивается в бытовых сказках?

Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин

Цель: развитие у учащихся фантазии, воображения, творческого потенциала.

Задачи: Обучающая: закреплять у детей знания русских народных сказок;

Развивающая: развивать психические процессы: речь, память, мышление;

Номер материала: ДБ-1609505

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Урок чтения во 2-м классе

Тип урока: Праздник читательских удовольствий (урок – обобщение).

Тема урока: Виды русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Оборудование: плакаты с изображением сказочных домиков, рисунки героев сказок, различные сказочные предметы, портрет сказочницы, карточки с признаками сказок различных типов, карточки с заданиями, проигрыватель, пластинка.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – … сказка!

Учитель:

Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?”

У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире.

Но пока этот секрет раскрыться не может. Нам решили помешать злые силы. Баба-Яга заколдовала нашу шкатулку, откроется она только тогда, когда вы пройдете испытания.

Но, как и в любой волшебной сказке, есть герой-злодей, но есть и помощник. Наш помощник прислал письмо-загадку: “Без меня сказки долго не живут, знаю их много и делюсь ими с другими”.

Кто же это? (Cказочница.) (На доске портрет).

Она прислала нам очень важный предмет, без которого не обходится ни один урок чтения. Это (…книга, книга сказок). На стенде сборники русских народных сказок. Именно книга поможет нам преодолеть испытания. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу. Клубок как оценка.

Испытание I

На столе заданий капитаны команд берут конверты с заданиями.

1 группа. Прочитать загадку. Узнать о какой сказке идет речь. Пересказать отрывок из сказки, чтобы дети угадали название и героев

“Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?”

Ученик пересказывает отрывок из сказки.

Читайте также:  Животные и растения природных зон россии 4 класс окружающий мир таблица

Оценивают. Понравился ли пересказ?

I группа оценивает, кто быстрей и лучше ответил на вопросы, передаёт клубок другой группе.

II группа. Задание: прочитать по ролям отрывок из сказки “Каша из топора”. (Оценить)

Музыкальная пауза

1-я по настроению ближе к танцу царевны-лягушки;

2-я к сказке о топоре.

1-я – величавая, спокойная, торжественная. (Загадочная)

2-я – веселая, задорная, под нее плясать можно.

Учитель:

Каждая сказка, как и человек, имеет свой характер и настроение. С этим заданием вы тоже справились.

Оценить игру актеров.

1-я сценка

“Лисица заяц и петух”

П. – Что ты, зайка, плачешь?

З. – Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.

П. – Пойдем, я ее выгоню.

З. – Нет, не выгонишь. Собаки гнали – не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. – А я выгоню. Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису высечи. Ступай, лиса, вон!

Л. – Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П. – Ку-ка-ре-ку…

Л. – Одеваюсь…

Л. – Шубу надеваю.

Л. – (выскочила и убежала).

– Оцените игру актеров, артистизм, умение показать характеры героев.

2-я сценка

“Лиса и волк”

(Лиса сидит и ест рыбу.)

В. – Здравствуй, кумушка, хлеб да соль…

Л. – Я ем свой, а ты подальше стой.

В. – Дай мне рыбки.

Л. – Налови сам, да ешь.

В. – Да я не умею.

Л. – Эка невидаль! Ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай:

“Ловись, рыбка, мала да велика,
Ловись, рыбка, мала да велика”.

В.(Уходит, садится у проруби, да приговаривает.)

Оценим игру актеров. Поблагодарим.

IV группа.

Получила волшебные предметы и отрывки из сказок, в которых эти предметы встречаются. Прочитать отрывки и узнать, из какой сказки каждый предмет. (скатерть, полотенце, яблоня, гребень, меч, игла, яйцо).

Испытание “Волшебные домики”

В нашем классе появились волшебные домики.

Терем

Простая изба

Лесная избушка

В каждом из этих домиков особые сказки и особые герои живут.

Задание: (расселить героев) поселить увиденные и прочитанные сказки в свой домик.

1 домик – Волшебный терем, дворец. (Оттуда пришли сказки “Царевна-Лягушка”, “Кулик”, “Баба-Яга”, “Кощей Бессмертный”) – это волшебные сказки.

2 домик – Простая деревянная изба. (“Каша из топора”, “Солдатская загадка”) – бытовые сказки.

3 домик – Лесная избушка. (“Лиса, заяц и петух”, “Лиса и волк” и другие сказки о животных).

Испытание III

Каждая группа получает конверт со сказочными героями.

Задание: Распределить героев из сказок в свои домики. (Доказать.)

IV группа – определяет свои предметы, объясняет почему.

Вопрос: Почему так распределили сказки, героев, предметы?

В группах отбирают карточки с особенностями сказок:

1 гр. – волшебные, 2 гр. – бытовые, 3 гр. – о животных, 4 гр. – проверяет, находит общие признаки.

1 группа 2 группа 3 группа
Волшебство

Волшебные предметы

Герои – простые люди

Высмеиваются плохие черты характера

Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение

Волшебное условие (животные разговаривают)

Сильный защищает слабого

Учитель: У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. На следующий урок вы подготовите пересказ любой любимой сказки и проведем конкурс сказителей.

Испытание IV

– Василиса стрекоза икота баранка.

Итог урока

Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

Теперь мы можем заглянуть внутрь и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя).

Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы!

Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

Рефлексия

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яюлочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

– Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

– Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

– Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.

Источник

Интересные факты из жизни