Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ биология 6 класс

Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ биология 6 класс

Подробное решение параграф § 14 по биологии для учащихся 6 класса, авторов Сонин Н.И. 2018

Вопросы и задания

Вопрос 1. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это все превращения в организме, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Вопрос 2. Из каких процессов складывается обмен веществ?

Образование сложных веществ из простых и распад сложных соединений на простые с выделением энергии.

Вопрос 3. Как протекает обмен веществ у растений?

Вещества, поступившие извне в клетку организма, не остаются неизменными: прежде чем стать частью его тела, они подвергаются различным превращениям. Так, в зелёных клетках растений на свету из простых веществ — воды и углекислого газа — в результате фотосинтеза образуются сложные органические соединения — сахара, которые затем превращаются в крахмал, клетчатку, белки, жиры и некоторые другие вещества, необходимые растению. Они идут на построение новых клеток и органоидов, расходуются в процессе дыхания или откладываются в семенах, плодах «про запас».

Вопрос 4. Каких животных называют холоднокровными?

Холоднокровными называют животных, у которых непостоянная температура тела зависит от температуры окружающей среды.

Вопрос 5. Назовите вещества, которые растения поглощают из окружающей среды.

Растения поглощают воду, минеральные вещества, кислород, углекислый газ.

Вопрос 6. Какие вещества растения выделяют в результате своей жизнедеятельности?

Растения выделяют во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности: воду, углекислый газ, кислород.

Вопрос 7. Назовите известных вам теплокровных животных.

Птицы (голубь, павлин, синица, цапля) и млекопитающие(корова, волк, зебра, человек).

Вопрос 8. Какие физиологические механизмы терморегуляции есть у теплокровных животных?

Теплоудержание обеспечивается подкожным жировым слоем, волосяным покровом, одеждой и поддержанием позы, при которой поверхность тела и процессы теплоотдачи минимальны.

Теплопроведение – отдача тепла путем непосредственного контакта с холодным воздухом окружающей среды (уменьшается при наличии подкожного жирового слоя.

Вопрос 9. В определённых ситуациях собака часто высовывает язык. Какое отношение к терморегуляции имеет такое поведение?

На теле собаки слишком мало потовых желез, в основном они располагаются между пальцами, на лапах. Поэтому обычный способ испарения влаги с поверхности тела, снижающий температуру, для собачьего организма недоступен. Основная нагрузка при испарении влаги ложится на легкие, этому способствует учащенное дыхание. Высунутый, обильно смоченный слюной язык позволяет увеличивать площадь испарения и его эффективность.

Вопрос 10. Используя рисунок на с. 94, объясните, как связаны обмен веществ и обмен энергии.

Образующаяся в процессе обмена веществ энергия используется для поддержания температуры тела, совершения работы, роста и развития организма и обеспечения структуры и функции всех клеточных элементов. Т. о., обмен веществ и превращение энергии неразрывно связаны между собой и составляют единое целое.

Вопрос 11. Почему обмен веществ у земноводных и пресмыкающихся протекает более активно, чем у рыб?

У земноводных, да и у пресмыкающихся более совершенные кровеносные системы и органы дыхания.

Вопрос 12. Почему активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствует их широкому распространению на планете?

Многочисленные наблюдения позволяют утверждать, что теплокровные организмы способны поддерживать свой обмен веществ на необходимом для нормальной жизнедеятельности уровне, для чего в процессе эволюции у них сформировались специальные механизмы.

Вопрос 13. Назовите характерные признаки живого организма.

Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.

Вопрос 14. Какие органы растений принимают участие в обмене веществ?

В обмене веществ участвуют все органы растений.

Вопрос 15. Какие системы органов животных участвуют в процессах обмена веществ?

В обмене веществ участвуют все органы животного.

Вопрос 16. Почему обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма? Как связаны вещество (пища) и энерия (силы)?

Вещества, поступившие извне в клетку организма, не остаются неизменными: прежде чем стать частью его тела, они подвергаются различным превращениям. Вместе с образованием сложных веществ в клетке идёт противоположный процесс — распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу различных внутренних органов, поддержание температуры тела.

Вопрос 17. Изучив рисунок на с. 94, ответьте, откуда берётся энергия в пище, которую мы едим.

Энергия в пище, которую мы едим, передается по цепям питания от растений, которые преобразуют солнечную энергию в энергию химических связей в ходе фотосинтеза.

Вопрос 18. Как земноводные и пресмыкающиеся ведут себя при резком понижении температуры среды? Приведите примеры.

Как правило, все рептилии и земноводные обитающие в зонах с умеренным климатом (например, в Европе или Северной Америке), впадают в спячку. Однако, это происходит совсем по—разному, в зависимости от вида животных.

Источник

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Урок №20 биология 6 класс. Тема «Обмен веществ у растений и животных»

Место урока в разделе: “Жизнедеятельность организмов” 6 класс (авторская программа и учебник Н.И. Сонина):

Урок является завершающим в блоке, посвященном изучению процессов питания, дыхания, выделения и транспорта веществ, обеспечивающих обмен веществ в клетках живых организмов; материал урока позволяет систематизировать знания учащихся.

Цель урока: сформировать понятие «обмен веществ и энергии», показать взаимосвязь процессов жизнедеятельности: питание, дыхание, выделение, взаимосвязь живых организмов в процессе обмена веществ и энергии между организмами и окружающей средой.

— обеспечить в ходе урока усвоение понятий «обмен веществ и энергии», «холоднокровные и теплокровные организмы»;

— обеспечить формирование умения работать индивидуально и в группе, вести дискуссию по теме;

— систематизировать знания по темам «Питание», «Дыхание» и «Выделение»;

— обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

— развитие умения применять новые знания на практике;

— формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

— воспитание осознанной потребности в знаниях;

— совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

— совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке.

Познавательные: развивать интерес к изучению природы, находить и использовать дополнительную информацию;

Регулятивные: уметь организовывать свою деятельность, учиться самоконтролю и самооценке;

Коммуникативные: уметь слушать и слышать, доносить свою позицию до других людей;

Личностные: развивать интеллектуальные способности, научное мировоззрение.

урок открытия нового знания.

комбинированный (словесно – наглядно – практический).

Оборудование : ноутбук, учебник, дополнительная литература, листы-карточки для самостоятельной работы.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Будем мир природы изучать, научный кругозор расширять.

2.Актуализация знаний ( звучит музыка «В мире животных).

Мир живых существ нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать далёкие путешествия в тропические леса Африки или Южной Америки, достаточно выглянуть в окно, а ещё лучше пойти в парк, в лес, на луг. Присмотритесь, прислушайтесь, и перед вами откроется удивительный мир живых существ.

Читайте также:  Вижу слезы в глазах это значит что зверь почувствовал страх

Конечно, прежде всего, это различные растения, насекомые, птицы, млекопитающие. Их много, они хорошо заметны. Но и в капле воды из лужи, в каждом комочке почвы обитают живые существа. Все они очень разные по размерам, окраске, поведению и многим другим признакам.

Давайте поиграем в «биологическое лото». Задание: разделить картинки на две группы: живые и неживые тела. Раздаю картинки (звучит музыка). Проверяем что получилось….

-Почему эти тела можно назвать живыми организмами?

-Что означает слово «организм»? (Это живое существо, способное к самостоятельному существованию.)

-Чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? (Живые организмы имеют сходное строение, они питаются, дышат, двигаются, размножаются, растут и развиваются, обладают раздражимостью). Открываю доску и сопоставляю признаки живых организмов с названными:

Питание Дыхание Подвижность Выделение Размножение Рост и развитие Раздражимость

В каждом живом организме протекают сложные процессы, он поглощает и использует одни вещества, и наоборот выводит в окружающую среду другие вещества.

-Какой процесс происходит между организмом и окружающей средой? (Обмен веществ и энергии).

-Определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Обмен веществ и энергии. Откройте тетради и запишите число и тему.

3. Мотивация к изучению нового материала. Внимательно послушайте сообщение и постарайтесь определите цель урока.

Русский естествоиспытатель, Климент Аркадьевич Тимирязев, одну из лекций начал так: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”. Каким образом этот луч солнца попал в наш мозг? Итак…

Цель урока : узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами? (Запись на доске).

Задача: ответить на эти вопросы в конце урока.

4.Изучение нового материала

Для того чтобы найти ответы на эти вопросы предлагаю Вам отправиться в путешествие по живому организму. Помощниками в этом путешествии нам будут животное зайчик и дерево яблоня.

Раздаю схемы для индивидуальной работы (с учетом интеллектуальных особенностей учащихся). Задание:

Каждому нужно ответить на вопрос: Какие вещества поглощают и выделяют живые организмы?

Прочтите текс учебника на стр.77 (2 и 3 абзацы) и заполните свои схемы на листочках (у кого помощник яблоня-схема о растениях, у кого помощники зайчики схема о животных).

(10 мин) Давайте проверим, сначала схемы о растениях, что у вас получилось: Итак, в растительный организм поступают: кислород, углекислый газ, вода и минеральные вещества. Выделяется из растительного организма: пары воды, углекислый газ и кислород.

А в ходе каких процессов эти вещества поступают и выделяются из организма? (фотосинтез, почвенное питание, дыхание и выделение).

Теперь проверим схемы о животных. Какие вещества поглощают и выделяют животные? Животные поглощают: жиры, белки, углеводы, воду, минеральные соли и кислород. Выделяют же они: воду, углекислый газ, непереваренные частицы пищи и продукты распада.

В ходе каких процессов эти вещества поглощаются и выделяются? (питание, дыхание и выделение)

Комментарии: Действительно, животные получают питательные вещества в готовом виде – белки, жиры, углеводы – они имеют очень сложное строение и не могут непосредственно использоваться организмом. Только в результате пищеварения они переходят в более простые соединения, растворимые в воде, и уже в этом виде усваиваются организмом. Затем из них образуются другие сложные вещества, т. е. вещества тела животного.

Проверьте и оцените по трехбальной шкале правильность заполнения своих схем по рисункам в учебнике на стр.78 и 79. Поставте оценку на карточке (от 1-до 3 баллов). Молодцы все справились с заданием.

Одновременно с образованием сложных веществ в организмах идет противоположный процесс – распад сложных соединений на более простые. Это сопровождается выделением энергии, которая расходуется на образование новых веществ, работу внутренних органов, поддержание температуры тела. Таким образом, в организме происходит обмен веществ.

Как Вы думаете, что такое обмен веществ.

В каких информационных источниках можно найти определение обмена веществ.

На партах лежат книги. Задание: найти определение «обмена веществ» и проверить ваши предположения.

Запишем определение в тетрадь стр.78 2-й абзац:

Обмен веществ – это превращения, связанные с образованием сложных веществ из простых и, наоборот, распадом сложных соединений на простые с выделением энергии.

Как мы можем это доказать?

Обратимся к учебнику и постараемся доказать, есть ли обмен веществ у человека? Изучите текс на стр.78-81….. Вернемся к вопросу (ответы детей). Действительно у человека есть обмен веществ, так как человек относится к млекопитающим, то обмен веществ и энергии происходит энергично, поэтому температура тела постоянна и не зависит от температуры окружающей среды.

Скажите, ребята, человек относится к какому организму холоднокровному или теплокровному.

На какие две группы можно разделить все живые организмы по типу обмена веществ.

( холоднокровные или теплокровные).

Есть ли разница в обмене веществ теплокровных и холоднокровных организмах.

Как происходит обмен веществ у хорошо знакомых вам позвоночных животных рыб. земноводных и пресмыкающихся. птиц. млекопитающих.

Итак, сделаем вывод и запишем в тетрадь новые определения:

Обмен веществ – основа жизни. Многообразие живых организмов в природе, сложность их строения и поведения обусловили существование разных по сложности типов обмена веществ. У одних организмов обмен веществ идет медленно, энергии в результате распада сложных соединений выделяется мало, поэтому температура тела зависит от окружающей среды. Таких животных называют холоднокровными . К этой же группе относятся рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, температура их тела непостоянна и сильно колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.

Е сли же обмен веществ идет быстро, выделяется большое количество энергии, которая используется для согревания тела. Таких животных называют теплокровными. К ним относятся: птицы, млекопитающие. Температура тела этих животных не зависит от температуры окружающей среды. Поэтому они могут обитать и на берегу Северного Ледовитого океана, и высоко в горах.

Объясните смысл поговорок:

“ Хорошо поел – словно шубу надел”. – При расщеплении органических веществ, поступивших с пищей, выделяется энергия, часть которой рассеивается в виде тепла и обогревает тело.

Давайте немного отдохнем и обогатим свой организм энергией. Я предлагаю Вам прогуляться по лесу и посмотреть, что делают его обитатели:

Читайте также:  Пушным зверем среди перечисленных грызунов является а бурундук б дикобраз в бобер г суслик

Зайка скачет по дорожке (прыжки на носочках 8-10 раз).

Посмотрите вверх на деревья. Птичка летит (руки отводим назад и помахали крылышками).

Бабочка летит (руки в стороны и машет крылышками).

Зажмурьте сильно глаза (1-2-3), затем откройте и поморгайте ресничками как бабочка. Повторить 2-3 раза.

На болото цапля идет (ходьба с высоким подниманием колен).

Давайте распределим животных по группам: на теплокровных и холоднокровных. (Работаем в паре на карточках подписать теплокровных животных буквой Т, холодокровных-буквой Х) Давайте, проверим, что у вас получилось…. Оцените свою работу по трехбальной шкале и поставьте оценку на карточке.

Мы выяснили, как осуществляется обмен веществ внутри организма и между организмом и окружающей средой. А как вы думаете, организмы между собой обмениваются веществами и энергией?

Что бы ответить на этот вопрос, давайте вернемся к высказыванию Климента Аркадьевича Тимирязева: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка. Ударяясь о него, луч потух, перестал быть светом, но не исчез. В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы. Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

6. Подводим итоги нашего путешествия: Растениям для жизнедеятельности необходимо получать из окружающей среды кислород, углекислый газ, воду и минеральные вещества. При воздействии солнечной энергии, при фотосинтезе, эти вещества из неорганических, превращаются в органические, энергия из солнечной превращается в энергию химических связей. Таким образом, яблоня из углекислого газа, воды и минеральных элементов создает для нас вкусные сладкие плоды. Эти вкусные плоды и листья съедают животные и получают для себя питательные вещества. Эти органические вещества затем, используются как строительный материал и источник энергии. Так происходит постоянный обмен веществ между организмами и окружающей средой.

Вернемся к цели урока: узнать, как осуществляется обмен веществ между организмом и окружающей средой? Как осуществляется обмен веществ между живыми организмами?

Обмен веществ способствует:

• передачи энергии от одного организма к другому, обеспечивая при этом круговорот энергии и вещества в природе.

• поддерживанию равновесия в природе.

— Справились ли мы с поставленной задачей?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие затруднения возникли в процессе работы на уроке?

-Где в жизни пригодятся полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке, посчитайте количество набранных баллов и поднимите цветной жетон:

Если 9 баллов то оценка «5»- красная карточка,

Если 6 баллов то оценка «4»- зеленая карточка,

Если 3 балла то оценка «3»- синяя карточка.

8. Домашнее задание

Изучить параграф 11, выучить термины. Дополнительно по желанию

прочитать сказку «Два Мороза», ответить на вопрос: почему Морозец не смог заморозить мужика?

На основе психолого-педагогической характеристики класса создана технологическая карта урока и сформированы пары учащихся с учетом индивидуальных особенностей развития детей. А также подобрала дифференцированные карточки и различные дополнительные источники (словари, книги для дополнительного чтения по биологии).

Урок подготовила и провела: учитель биологии Калачева Алена Владимировна

Источник

Конспект урока «органы пищеварения.Обмен веществ»

План-конспект урока на тему:

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Цель: ознакомить с эволюционными изменениями органов пищеварения у разных группживотныи обменом веществ.

1)Сформировать знания обучающихся о строении органов пищеварения разных групп животных и их усложнение в процессе эволюции

2)Углубить и расширить знания обучающихся о питании животных и его особенностях

3)Дать представление о сложной программе пищеварения у животных

1) Продолжить нравственное, трудовое, эстетическое воспитание обучающихся путем рациональной организации на уроке активной познавательной деятельности всех обучающихся.

1)Продолжить формирование умения самостоятельно работать с учеником.

2)Развивать интеллектуальные особенности и речь обучающихся.

Тип урока: Комбинированный или традиционный

Методы: словесные (рассказ с элементами беседы), наглядные, частично-поисковые

Основные понятия: Обмен веществ. Превращение энергии. Ферменты.

Материалы и оборудование: презентация мультимедиа, рисунки животных

Актуализация знаний- 8 мин.

Изучение нового материала – 20 – 25 мин.

Закрепление знаний – 10 мин.

Домашнее задание 1 мин.

3. Изучение нового материала

Рассказ с элементами беседы

Развитие органов пищеварения разных систематических групп животных

Беседа с учащимися

Пищеварительная система позвоночных животных

Рассказ с элементами беседы

Обмен веществ и превращение энергии

Беседа с учащимися

4. Закрепление знаний

Опрос. Работа с учебником

1.Организационный момент: Здравствуйте, ребята!Сегодня на уроке, мы будем изучать одну из значимых систем для организма – пищеварительную, и ещё познакомимся с процессом, благодаря которому живет любой организм, а именно – обмен веществ.

2.Актуализация знаний: Но это будет несколько позже. Сейчас проверим ваши знания по усвоению материала прошлого урока. Прошлая тема была – «органы дыхания и газообмен».

(Совокупность процессов поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа называют газообменом.)

Кто мне скажет, как осуществляется дыхание у простейших животных?

(Простейшие животные дышат всей поверхностью тела)

Как осуществляется газообмен у кольчатых червей и у водных членистоногих?

(У кольчатых червей и у водных членистоногих появились перистые жабры – образующиеся из выростов кожи по обеим сторонам тела. В дыхании участвует кровь, которая обильно протекает к жабрам, омывает их, освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом, который затем переносится по всему организму.)

Как осуществляется газообмен у рыб?

(У рыб под жаберными крышками располагаются жабры, состоящие из жаберных дуг с жаберными лепестками. Вода, заглатываемая рыбой, попадает в ротовую полость, проходит через жаберные лепестки наружу, омывает их и снабжает кровь кислородом. )

Какие отличия органов дыхания земноводных и пресмыкающихся?

(Земноводные дышат с помощью простых легких и слизистой кожи. Пресмыкающиеся дышат более сложными легкими. В легких появляются многочиленные выросты и легочные перегородки.)

Чем представлены органы дыхания птиц?

(Легкие птиц небольшие, и представляют собой плотные губчатые тела, состоящие из бронхов. Часть бронхов проходит через легкие и за их пределами воздушные мешки, расположенными между внутренними органами. Они улучшают газообмен и защищают от перегрева.)

(Воздух на вдохе проходит через легкие и попадает в воздушные мешки, на выдохе из воздушных мешков вновь проходит через легкие. )

Как осуществляется газообмен млекопитающихся?

(Дыхательная система млекопитающих состоит из парных легких, и ряда воздухоносных трубок. Вдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы. Воздух через носовые ходы, трахею и бронхи попадает в легкие, где на поверхности альвеол осуществляется газообмен.)

3.Изучение нового материала:

Все животные являются потребителями готовых органических веществ. Органические вещества служат источниками энергии для отправления всех жизненных функций, а также источником строительного материала для роста и развития.

Все животные питаются по разному. Например, заяц питается травой или лиса охотиться на полевок. В соответствии с характером потребляемой пищи животных подразделяют на:

Читайте также:  Таблица по географии 8 класс природные зоны приспособления животных типичные животные

Но при любом типе питания пища должна пройти соответствующую обработку. Пища может подвергаться механическому измельчению и химическому воздействию или сразу воздействоватся химической обработкой без механического измельчения, как у губок, простейших и других животных, заглатывая добычу целиком.

Пищеварение – процесс поглощения, измельчения, расщепления и всасывания веществ.

Существует множество способов пищеварения: от наружного до внутреннего.

Наружное – пищеварительные соки вводятся в тело жертвы (пауки).

В процессе пищеварения используются:

Ферменты – особые вещества (биологические катализаторы), которые помогают в переваривании пищи;

слюна и другие пищеварительные соки,

Сейчас мы с вами рассмотрим, как проходило эволюционное развитие органов пищеварения у разных систематических групп животных.

(включение презентации, слайд 1)

Одноклеточные животные обладают внутриклеточным пищеварением. Пища в их организмах переваривается при помощи пищеварительных вакуолей. В ней пища переваривается при помощи ферментов, поступающие в пищеварительную вакуоль. Пример животного, которое обладает внутриклеточным пищеварением — амеба. (слайд 2)

Кишечнополостные — многоклеточные животные с внутренней полостью, в которой в начале происходит внеклеточное пищеварение, заканчивающееся в клетках внутреннего слоя стенок тела. (слайд 3)

Пищеварительная система круглых червей имеет вид трубки, подразделенной на переднюю, среднюю и заднюю кишки с анальным отверстием на конце тела.

У кольчатых червей пищеварительная трубка также имеет три отдела. В переднем ее отделе различают глотку, пищевод, зоб и желудок. (слайд 4)

Членистоногие и моллюски имеют более сложную пищеварительную систему. У членистоногих появляется пищеварительная железа — печень, способствующей переварению пищи. У раков и крабов ротовое отверстие окружают специальные ротовые органы, способствующие измельчению пищи. ( слайд 5)

У хордовых животных пищеварительная система удлиняется, в связи с увеличением поверхности всасывания. Так же усложняется строение пищеварительных желез, участвующие в пищеварении.

Пищеварительная система позвоночных животных начинается ротовым отверстием. Ротовая полость имеет челюсть с различными приспособлениями. Например, для травоядных характерна челюсть для ощипывания корма, для всеядных — перетирание или измельчение, для хищных — удержание и умерщвление. За ротовым отверстием следует глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка с анальным отверстием, открывающимся либо наружу, либо в клоаку. Клоака — расширенная часть задней кишки. ( слайд 6)

У рыб имеются однотипные зубы или косные пластинки, служащие для удержания добычи. У некоторых руб присутствует клоака. Например, у акулы или ската. (слайд 7)

У земноводных на подвижной челюсти расположены очень маленькие зубы и присутствует язык. Так же у них развиваются слюнные железы, смачивающие добычу слюной. У некоторых премыкающихся развиваются ядовитые зубы. Они сообщаются с ядовитыми железами, развивающиеся из слюнных желез. В кишечнике возникают зачатки слепой кишки. (слайд 8)

У птиц, в связи с полетом, исчезают зубы и появляется роговой клюв. В пищеводе обособляется зоб, желудок подразделяется на два отдела: железистый и мускулистый. В железистом отделе желудка происходит химическая переработка пищи, а в мускулистом отделе кишечника происходит механическое измельчение пищи.. У птиц так же увеличивается длина тонкого отдела кишечника, а длина толстого — укорачивается. (слайд 9)

Ребята, давайте сделаем вывод:

В ходе эволюции пищеварительная система усложнялась, дифференцировалась т.е. кишечник поделился на несколько

отделов, увеличилась длина толстого кишечника, в которой происходит переваривание растительной пищи, у жвачных увеличивается количество отделов в желудке,

появляются пищеварительные железы. Все изменения происходят в связи с освоением новой пищи, либо для получения из того же объема пищи значительно больше строительного материала или энергии.

Эволюция шла в направлении усложнения строения пищеварительной системы, появление специальных пищеварительных желез. Это связано с необходимостью усваивать разные типы пищи.

Вопросы стр. 214 (4-6)

Что означает понятие «обмен веществ»?

Обмен веществ — совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, процессов преобразования веществ в организме и процессов выделения веществ из организма в окружающую среду.

Говорят, что организм — это открытая система. Объясните это утверждение. Приведите пример.

Открытой называют систему, в которую из окружающей среды поступают вещества и энергия и из которой вещества и энергия поступают в окружающую среду. Организм является именно такой системой. Например, организм позвоночного животного потребляет пищу из внешней среды, а непереваренные остатки и продукты жизнедеятельности выделяет в окружающую среду с каловыми массами и мочой.

Чем интенсивнее и полноценнее кормление, тем больше поступает в организм веществ, которые используются для его роста и развития. Для получения высокой продуктивности сельскохозяйственных животных, обеспечения здоровья и высоких воспроизводственных функций необходимо обеспечить содержание в их рационах всех без исключения необходимых питательных веществ.

1. В процессе питания в организм поступают вещества (пища), переваривается в строительный материал, который при усвоении идет на строительство, для роста и развития.

2. Для того, чтобы это происходило нужна энергия, она образуется опять же из пищи, при разложении сложных веществ, но эта энергия идет и на поддержание температуры тела, для совершения работы мышц.

3. Для переваривания пищи необходимы вещества, которые вырабатываются в ротовой полости – слюна, в желудке – желудочный сок, ферменты – ускорители процессов.

Необходим кислород, поступающий в клетки организма и участвующий в разложении пищи, в результате образуются: углекислый газ, удаляющийся через: трахеи, легочные мешки, жабры, легкие, жидкие продукты выделяются через органы выделения.

Давайте выполним с вами задание.

Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д.
В соответствии с характером потребляемой пищи (животной либо растительной).
Подберите примеры животных этих групп.
Травоядные: корова, косуля, бабочка, пчела.
Хищные: акула, лев, лиса, стрекоза.
Всеядные: медведь, барсук, крыса, таракан.
Паразиты: аскарида, бычий цепень, печеночный сосальщик, блоха.

Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть?
Слюнные железы у земноводных развились вследствие перехода к наземному образу жизни, для смачивания пищи слюной.

Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте.
Нет, так как хищники питаются животной пищей, а в слепой кишке происходит переваривание растительной пищи, клетчатки.

Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем.
Зимняя спячка – замедленный обмен веществ.
Вмерзание в лед (рыбы, земноводные), инцистирование простейших – обмен веществ приостанавливается.

Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме.
Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии. Энергия, полученная при распаде сложных веществ, превращается в другие виды энергии и используется далее организмом для изменения структуры и функций клеток, поддержания температуры тела, совершения работы мышц и т. д.

Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме.

Пищеварительные системы разных групп животных

Источник

Интересные факты из жизни