Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране 4 класс окружающий мир ответы

Содержание

Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

Задание по окружающему миру для 4 класса Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране? 3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Животный и растительный мир пресноводных водоемов нуждается в такой же охране, как и флора и фауна других природных экосистем.

Так же как и везде, в пресных водах есть животные и растения, которым может грозить полное исчезновение, вымирание, особенно если рядом с водоемами находятся промышленные объекты, если человек нарушает экологическое равновесие этих водоемов.

Например в Красную книгу занесены такие водные растения как кубышка и кувшинка, животные раки и цапли, бобры, двухстворчатые моллюски. Всех их следует охранять.

Чем же могут школьники помочь в этой охране? Наверное школьники могут помогать очищать берега водоемов от мусора, не рвать водные цветы и не разрушать плотины бобров, не разорять гнезда водных птиц.

В пресных водоемах мы можем встретить очень многих животных и растения, которые внесены человеком в Красную книгу, потому что их численность очень сокращается и они нуждаются в защите. К таким животным мы отнесем бобров, многие виды цапель, раков, которые могут жить только в чистой воде, двустворчатых моллюсков. Из растений вспомним про кувшинки и кубышки.

Школьники также могут помочь в охране этих животных и растений. Они могут помогать очищать берега рек и озер, могут проводить экологические беседы с населением, могут организовать Голубой патруль.

После Великой Отечественной Войны значительная часть страны лежала в руинах, была полностью разрушена войной и восстановление разоренных земель стало основным направлением послевоенной политики в СССР. Также страна продолжала осваивать дальний Восток и Сибирь, создавая единое государство, с тесными связями между даже очень удаленными регионами, создавая общую для страны экономику.

В это время происходили грандиозные стройки, и существовали еще более грандиозные планы, некоторым из которых к счастью не суждено было исполниться.

Вспомним про строительство БАМа, железнодорожной магистрали через всю Сибирь. Польза от нее для экономики была огромной, но она принесла и много экологических проблем, загрязнение и вырубка тайги, исчезновение животных и птиц.

Строительство Волго-донского канала тоже было полезно для экономики, но связало две уникальные реки и нарушило привычные связи в природных сообществах.

Человек действительно начал осваивать Арктику с давних пор и продолжает ее осваивать по сей день.

В древности людей привлекали в Арктике свободные, никому не принадлежащие земли, на которых человек мог работать исключительно на самого себя. Тем более, что несмотря на суровый климат земли эти были всегда богаты пушным зверем, морскими животными, рыбой, птицами, ягодой. Те же новгородцы осваивали Арктику с немалой для себя выгодой, торгуя продуктами промысла с другими землями.

В настоящее время в Арктике открыты богатейшие запасы полезных ископаемых, добывать которые человек только начал. В то время как в других регионах, многие месторождения уже оказались исчерпанными. Так что сейчас человек осваивает Арктику из-за ее богатств.

Оказалось, что не так много слов в списке, которые нам совсем уж не знакомы. Даже несколько старинные названия, в следствие того, что читаются регулярно книжки того же Бажова, оставляют свой след, а следовательно артель или землячество уже на слуху у ребенка. Сложнее получилось с такими словами, как коалиция, лига, плеяда и федерация, за объяснением которых и пришлось прибегнуть к толковым книжкам-словарям.

Потому далее даем определения слов, что мы вписали в РТ:

Что объединяет все эти слова из задания? То что все они обозначают союз или объединение людей.

Страны, которые расположены рядом, которые имеют между собой общую границу мы можем назвать соседними. А раз так, то и сами страны можно посчитать соседями. А какие отношения должны быть между соседями?

Конечно только самые лучшие. С соседями нужно жить в дружбе, в мире, помогать друг другу. Так живут соседи в одном городе, одной деревне, одном доме, и так же должны жить страны-соседи.

Однако, часто между соседями случаются ссоры и разногласия. Без этого никак не обойтись тем, чьи интересы могут в чем-то пересекаться. И тут самое главное уметь решать возникающие проблемы мирно, конструктивно, путем ведения диалога, без взаимных оскорблений и без угроз. И уж конечно без войны.

Когда соседи живут дружно, то у них все хорошо. От добрых отношений между странами зависит благосостояние этих стран и благосостояние их народов.

К таким отношениям применимы разные пословицы о соседстве и отношениях между соседями, например:

В широколиственных лесах растут напротив только лиственные деревья, причем уже достаточно теплолюбивые. Они осень раскрашивают свои листья в разные цвета и кружочки возле них следует закрасить желтым. Это дуб, липа, вяз.

Источник

Жизнь в пресных водах стр. 178 – 186

1) Опишите водоём по фотографии.

На фотографии мы видим пресноводный водоём со стоячей водой. Это может быть небольшое озеро или пруд. На поверхности воды плавают различные водные растения, некоторые из которых цветут крупными белыми цветами.

А также видим стебли стоящих в воде растений, а значит глубина воды в водоёме небольшая.

2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа — определителя.

В гербарии мы видим несколько растений, обычных для пресного водоёма.

Это кувшинка и похожая на неё кубышка. Только цветы кувшинки белого цвета, а цветы кубышки — жёлтого.

Ещё одно растение пресного водоёма — стрелолист. Его листья похожи на наконечники стрел, отсюда его название.

На берегах пресного водоёма мы можем встретить камыш, рогоз или тростник. Они образуют густые высокие заросли. У рогоза на макушке стебля находится большой коричневый початок, а макушка камыша украшена колосками.

3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

В пресных водах обитают самые разные виды животных.

Бобры строят свои плотины. По воде ходят белые цапли, выискивая тонким и длинным клювом лягушек и мелкую рыбёшку. Плавают утки.

Читайте также:  Исчезнувшие растения и животные краснодарского края занесенные в красную книгу

В воде живут рыбы, например карась или щука. По дну ползают раки.

Много в пресных водоёмах насекомых. Это жуки — плавунцы, клопы — водомерки. Есть земноводные — лягушки. Можно встретить моллюсков — катушку, прудовика, двустворчатых моллюсков.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса

Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.

Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, они насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, они служат домом и убежищем для мелких живых организмов.

Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.

Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.

Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.

5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса

Типичные модели питания пресного водоёма:

Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак

Водоросли — Головастик — Карп.

Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Характеристика пресноводного сообщества для 4 класса

1. Пресноводное сообщество: Пруд.

2. Живые организмы сообщества:

Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.

Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски

3. Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.

4. Значение для человека: место рыбалки, место отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.

5. Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.

6. Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.

Обсудим!

1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

О жизни в воде говорят названия: клоп — водомерка, жук — плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.

2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.

У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать в воде. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.

У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.

У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.

У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.

3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Лягушки питаются комарами, если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.

Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.

Лягушки могут исчезнуть если водоём высохнет, если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек, если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.

Проверь себя

1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

Пресноводное сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.

2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

В охране нуждаются кувшинка, кубышка, раки, стрекозы, лягушки, двустворчатые моллюски, ондатры и бобры.

3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Школьники могут помогать спасать молодь рыб, после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах, после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.

Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.

Задания для домашней работы

1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом — определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.

Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.

2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Сообщение о бобрах для 4 класса

Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.

Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.

Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.

А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.

Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.

В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя для себя дома, приносят пользу окружающей природе, своему природному сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.

3) В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, хотя я видела на берегах водоёмов пустые раковины моллюсков. Я не знаю, вытаскивали их специально или нет, но моллюски очень важны для водоёма.

Они, как и раки служат санитарами, очищая воду. Если моллюски исчезнут, то вода станет грязной, и из нее уйдут раки.

4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?

Осушение болот может привести к исчезновению многих видов животных и растений, к обмелению рек, к эрозии почвы.

На следующем уроке

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Сельское хозяйство делят на животноводство и растениеводство.

В моём крае выращивают рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, огурцы, томаты, и многие другие культурные растения.

Источник

Окружающий мир 4 класс учебник Плешаков 1 часть ответы стр 139

👉 Ответы к странице 139. Окружающий мир 4 класс учебник 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.

По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.

В Москве в пресных водах можно встретить толстолобиков, сазанов, карасей, окуней, уток.

Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.

Модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества в Москве

Водоросли – головастики – карпы.

Личинки – карась – щука.

По приведённому на с.127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Растения: кувшинки, камыш, телорез, горец земноводный, кубышка жёлтая, рдест, эйхорния.

Животные: толстолобик, сазан, карась, окунь, утки.

Жизнь пресного водоёма не возможно без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода – это дом.

Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.

Обсудим!

Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Речной рак, клоп-водомерка, прудовик, жук-плавунец.

Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

У цапли длинный клюв и длинные ноги, что позволяет ей легче охотиться на мелководье.

Водомерки не тонут, т.к. снизу их ноги пропитаны жиром.

У уток на лапах перепонки, позволяющие им плавать.

Читайте также:  Презентация на тему заглавная буква в написаниях кличек животных

У рыб есть плавники, хвост, чешуя и за счёт этого они плавают.

Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Лягушки питаются комарами, и если исчезнут лягушки, то станет много комаров.

Рацион цапель – это лягушки, а если они исчезнут, то цаплям нужно будут искать другое место для существования.

Лягушки могут исчезнуть, если их икру будут поедать другие животные, если человек будет их отлавливать и использовать в пищу.

Проверь себя

Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

На берегу и на мелководье – тростник, камыш, рогоз, стрелолист, ежеголовник.

На глубине более 1 метра такие водные растения: белая кувшинка, кубышка жёлтая, сальвиния, ряска, рдест, наяда, водоросли.

Животный мир: клопы –водомерки, речные раки, жуки – плавунцы, насекомые, прудовик, разные микроорганизмы, обыкновенный уж, лягушки, гуси, утки, цапли, бобр, выдра.

Рыбы: плотва, карась, сом, щука, судак, линь, сазан и другие.

Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.

Жизнь пресного водоёма не возможно без водных растений. Растения являются пищей для животных, рыб, насекомых. Растения насыщают воду кислородом и она становится пригодной для дыхания рыб. Для многих живых организмов пресная вода – это дом.

Для жизни растений необходимо солнце, вода, почва и воздух. Однако, есть растения, которые не растут из почвы, а получают нужные вещества из воды.

Какие растения и животные пресных вод нуждаются в собой охране?

В особой охране нуждаются такие растения и животные пресных вод:

Задания для домашней работы (на выбор)

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Сообщение о бобрах

Бобёр – крупный грызун. Он обитает вдоль берегов рек, питаются растениями и корой деревьев. Его тело покрыто ценным мехом, который не намокает в воде. На хвосте мех отсутствует, там чешуйки. Именно хвост помогает бобру держаться на воде.

Длина тела бобра может быть до 1 метра, а все не более 30 кг.

Бобры умеют строить плавучие дома – плотины и хатки.

В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Берегите раков», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Раки – это санитары водоёмов, они чистят воду, поедая различные остатки на дне.

Некоторые дети с наступлением весны достают руками из водоёмов раков, в том числе самок с икрой. Это запрещено! Ведь ребята таким образом сокращают численность раков.

Ракушки являются обязательной частью водоёма. Это фильтры для воды, ракушки пропускают через себя воду и способствуют очищению воды. Если люди будут уничтожать ракушки, то будут и уничтожаться природные фильтры.

Мне не доводилось видеть подобные случаи, я думаю, что истреблять живые организмы водоёмов неправильно!

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » окружающий мир » Стр. 74-77. Жизнь в пресных водах Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Стр. 74-77. Жизнь в пресных водах Окружающий мир. Плешаков, Крючкова. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Сайту Пушкин сделал нужна ваша помощь, узнайте как вы можете помочь

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки по которым эти растения можно различить в природе.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоема и влажных мест, подпиши.

4. Наш любознательный Попугай побывал на озере и спешит поделиться впечатлениями. Прочитай его рассказ на с. 84. Все ли в нем верное? Найди и исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно).

Удивительное озеро (исправленный вариант).

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие белые кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные моллюски — прудовики и катушки.

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Сережи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. С помощью схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте еще одно правило.

Не рви кувшинки и другие растения

Не лови стрекоз и других насекомых

Не лови раков и моллюсков

Примеры дополнительных правил:

Не разрушай жилища бобров

Береги лягушек и головастиков

Делай лунки во льду для рыб

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зеленые страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Источник

Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране 4 класс окружающий мир ответы

Подробное решение часть 1 Жизнь в пресных водах по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

1. Опишите водоем по фотографии.

Ответ. В этом водоеме вода практически стоячая. Ее поверхность покрывают кувшинки и кубышки. Можно увидеть листья камыша. На растениях расположились прудовики и планарии. В воде имеются личинки комаров и стрекоз.

2. Рассмотрите в гербарии растения пресного водоема. Определите их с помощью атласа-определителя.

Ответ. Растения – рогоз, камыш, тростник, стрелолист

3. По рисунку на с. 180—181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

Ответ. Животные – утка, бобр, клоп-водомерка, жук-плавунец, карась, двустворчатые моллюски, речной рак, цапля, лягушка, щука, катушка, прудовик.

С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Ответ. Обитатели пресных водоемов составляют собой взаимосвязанную живую систему. Пищевые цепи начинаются с водных растений: одноклеточных водорослей, или многоклеточных высших растений. Их поедают водные беспозвоночные (моллюски, раки, личинки насекомых), растительноядные рыбы (карась, карп, плотва) и птицы (утки, гуси). Насекомых и их личинок поедают земноводные и многие виды рыб. Следующим звеном пищевых цепей являются хищные рыбы, поедающие растительноядных. Это окунь, щука, судак. На рыб охотятся пресмыкающиеся: уж и гадюка, птицы: цапли, зимородки, луни, а также млекопитающие: выдра и норка. Отмершие растения и останки животных подвергаются переработке микроорганизмами, обитающими на дне водоема и в толще воды. После этого разложившиеся питательные вещества становятся источником минеральных веществ для водных растений.

По своим наблюдениям расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.

Ответ. Пресноводным сообществом можно назвать любой водоем с пресной водой (река, пруд, озеро или другой водоем). Растения, характерные для пресноводного сообщества: водоросли, камыш, осока, водяные лилии, водокрас, аир.

Животные, характерные для пресноводного сообщества: моллюски, различные виды рыб (лещ, карась, плотва, щука, окунь, сом), черепахи, ракообразные водяные крысы, нутрии, ондатры, бобры, на берегах и в прибрежных зарослях гнездится много видов птиц.

Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Пример цепи питания пресноводного сообщества:

Водоросли → мелкая рыба (например, плотва)→ хищная рыба (например, щука).

Водоросли → дафнии → рыба (карась, плотва) → хищная птица (цапля).

В пресноводном сообществе сформировались тесные экологические связи. Водоросли и другие растения, а также одноклеточные организмы служат кормом для мелкой рыбы. Мелкой рыбой питается хищная рыба. Рыбы и ракообразные служат кормом для хищной рыбы и хищных птиц. Когда отмирают растения и животные, их останки перерабатывают микроорганизмы.

По приведенному на с.165 плану дай характеристику природного сообщества водоема вашего края.

Ответ. Название сообщества – пресный водоем.

Какие организмы составляют сообщество. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.

Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.

Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густера, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.

Читайте также:  Красивые картинки на аву для девушек нарисованные с животными

С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.

Экологические связи в пресном водоеме. Обитатели пресных водоемов составляют собой взаимосвязанную живую систему. Пищевые цепи начинаются с водных растений: одноклеточных водорослей, или многоклеточных высших растений. Их поедают водные беспозвоночные (моллюски, раки, личинки насекомых), растительноядные рыбы (карась, карп, плотва) и птицы (утки, гуси). Насекомых и их личинок поедают земноводные и многие виды рыб. Следующим звеном пищевых цепей являются хищные рыбы, поедающие растительноядных. Это окунь, щука, судак. На рыб охотятся пресмыкающиеся: уж и гадюка, птицы: цапли, зимородки, луни, а также млекопитающие: выдра и норка. Отмершие растения и останки животных подвергаются переработке микроорганизмами, обитающими на дне водоема и в толще воды. После этого разложившиеся питательные вещества становятся источником минеральных веществ для водных растений.

Значение природного сообщества для человека. Пресные водоемы – незаменимый источник пресной воды для питья и других целей водоснабжения. Пресные водоемы являются источником промысловой рыбы, которую человек издавна использует в пищу. Речка, озеро, пруд или ручеек способны необыкновенно украсить собой любой природный уголок. Созерцание воды, водные виды спорта, игры в воде – источник хорошего настороения, здоровья и удовольствия от единения с природой.

Влияние человека на сообщество. К сожалению, люди обычно негативно влияют на сообщества пресных водоемов. Загрязнение водоемов сточными водами и отходами ведет к гибели чувствительных видов растений и животных. Во время отдыха на воде многие люди бездумно рвут прекрасные цветы кувшинок и ароматных кубышек. Цветы быстро вянут и их выбрасывают. Гораздо лучше было бы сфотографировать их живыми и невредимыми на долгую и добрую память. Чрезмерный вылов рыбы подрывает рыбные богатства водоемов.

Охрана сообщества. Для того чтобы помочь обитателям водоемов нужно в конце зимы, когда запасы кислорода в воде исчерпаны, делать лунки во льду. Это поможет избежать заморов рыбы. Нельзя рвать цветы водных растений, ловить рыбу запрещенными методами, сбрасывать в воду отходы, мыть автотранспорт. В целях сохранения пресных водоемов, некоторые из них объявлены заповедными территориями.

С. 184. Обсудим

1. Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

Ответ. Клоп-водомерка, жук-плавунец, речной рак, прудовик, водяная крыса.

2. Rак приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные.

Ответ. У водомерок ноги снизу пропитаны жиром, поэтому они не тону. У ряски нет корней, она плавает по поверхности воды. У цапли длинные ноги и длинный клюв, чтобы было легче охотиться на мелководье.

3. Если исчезнуть лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель?

Ответ. При исчезновении лягушек нарушатся все экологические взаимосвязи. Лягушки могут исчезнуть из-за загрязнения воды. Тогда станет больше комаров, но меньше цапель (так как цапли питаются лягушками). Кроме того, пострадают не менее еще десятка животных.

Проверь себя

1. Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

Ответ. Пресноводные водоемы обычно богаты водной и околоводной растительностью. На берегу и на мелководье обитают тростник, рогоз, камыш, стрелолист, сусак, частуха, ежеголовник. На глубине более метра обитают водные растения: кувшинка белая (ее неправильно называют белой лилией) и кубышка желтая (ее неправильно называют кувшинкой). Корни этих растений находятся на дне водоемом, а листья и цветы плавают на поверхности. На поверхности плавает и небольшой водяной папоротник – сальвиния. Это редкое растение, занесенное в Красную книгу. Также занесен в Красную книгу чилим – водяной орех. Гораздо более распространенным растением является ряска – одно из самых крохотных цветковых. В поверхностном слое воды растут наяда, рдест, роголистник. Также в толще воды обитают одноклеточные водоросли.

Животные, обитающие в водоемах это беспозвоночные, например, клопы-водомерки, жук-плавунец, пиявка, рак, личинки комаров и других насекомых, моллюски: беззубка, прудовик, катушка, различные микроорганизмы.

Рыбы пресных водоемов: карась, линь, плотва, голавль, сазан, язь, густера, щука, окунь, судак, сом и многие другие виды. Земноводные и пресмыкающиеся водоемов: различные виды лягушек и их головастики, водяной и обыкновенный уж, гадюка Никольского.

С водоемами тесно связана жизнь многих птиц: здесь кормятся и гнездятся у воды утки, гуси, цапли, зимородки. В водной и околоводной среде обитают такие звери как бобр, выдра, норка, ондатра.

2. Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

Ответ. В особой охране нуждаются — кувшинки, кубышки, цапли, бобёр, речные раки, двухстворчатые моллюски.

3. В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Ответ. Школьники могут помогать взрослым зимой просверливать лунки зимой, чтобы обеспечивать рыбу кислородом, убирать мусор с берега, участвовать в работе организации «Голубой патруль».

Задания для домашней работы

1. В теплое время года проведите наблюдения у реки, озера или пруда.

Ответ. Наблюдения за стрекозой. Насекомое стрекоза – животное, являющееся одним из рекордсменов по скорости перемещения: хотя средняя скорость ее полета обыкновенно составляет от 5 до 10 км/час, некоторые разновидности способны развивать скорость до ста км/час во время перелетов на большие расстояния.

Так что несмотря на образ праздно шатающейся попрыгуньи стрекозы, созданный в одной известной басне, насекомое это весьма подвижно и ведет активный образ жизни.

Стрекозы обладают тремя парами ног, которые покрыты слоем защитной щетины. Во время полета конечности насекомого складываются в виде «корзины» для того, чтобы молниеносно схватить добычу в случае ее обнаружения. Крылья имеют темные пятна, выполняющие функцию защиты от вибрации.

Обитают стрекозы преимущественно среди лугов, полей и на опушках лесов. Обязательным условием должно быть наличие водоема неподалеку.

Стрекозы ведут одиночный образ жизни, предпочитая охотиться самостоятельно. Благодаря своему специфическому строению крыльев, стрекоза может как зависать в воздухе, совершая мгновенную остановку, так и проделывать перелеты на огромные расстояния, преодолевая по нескольку сотен километров без отдыха.

Во время посадки стрекоза не складывает свои крылья, подобно множеству прочих насекомых, а оставляет их всегда в расправленном состоянии.

Основной пик активности приходится на светлое время суток, в течение которого стрекозы совершают перелеты в поисках добычи.

В жаркие часы их можно наблюдать в огромном количестве вдоль берегов водоемов и над лесными опушками.

Полет стрекозы отличается бесшумностью, благодаря которой стрекоза может незаметно приближаться к добыче.

Они умеют выписывать замысловатые виражи в воздухе, делать сальто и даже летать задом наперед. Благодаря такой способности стрекозы могут с легкостью уйти от преследующих их хищников.

2. В книге «Зеленые страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведите примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Ответ. Тема сообщения: Бобры

1. Описание внешнего вида бобра.

3. Среда обитания бобров.

Важная информация для сообщения: Вес — до 30 кг. Длина тела — до 1 метра. Ценный непромокаемый мех. Особенный хвост, предназначенный для руления в воде. Умеет строить плавучие дома — хатки и плотины.

Бобер — это крупный грызун, живущий вдоль берегов рек. Он известен как хороший пловец и создатель плотин.

Взрослый бобер может весить до 30 килограммов, а длина его тела может быть около метра. Тело бобра покрывает ценный мех, который не намокает в воде. На хвосте меха нет, вместо него — чешуйки. Хвост с чешуйками помогает бобру «рулить» в воде.

Живут бобры неподалеку от водоемов. Они питаются растениями, а также любят кору разных деревьев.

Живут бобры либо в норах, либо в плавучих домах – хатках. Чтобы жилище не затопило во время паводка, бобры строят из веток плотину.

3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Берегите раков», «Зачем в реке нужны ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?

Ответ. 1. Раки — санитары водоёмов. Именно раки очищают воду, поедая всевозможные остатки на дне. Например, пришло время какой-либо рыбе умереть, и её, мёртвую, поедают раки.

2. Ребята ловят раков весной в небольшой речке и достают их из нор руками; раков вылавливают много, число выловленных измеряется десятками на одного человека; ребята всегда берут и самок с икрой. Это категорически запрещено! Таким образом эти ребята сокращают популяцию (размножение) раков и их численность.

3. Ракушки – обязательная часть водоема. Они являются фильтрами для воды, пропуская воду через себя, способствуют ее очищению. Поэтому, уничтожая ракушек, мы уничтожаем природные фильтры.

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Ответ. Сельское хозяйство делится на отрасли:

полеводство — это выращивание полевых культур (пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник)

овощеводство (огурцы, помидоры);

плодоводство (яблони, груши, земляника, вишня, слива);

цветоводство (хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы).

Источник

Интересные факты из жизни