Какие произведения казахских и русских писателей или поэтов о взаимоотношениях человека и животных

Отношение человека и братьев его меньших глазами поэтов 20 века
проект по литературе (8 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Отношение человека и «братьев его меньших» глазами поэтов 20 века

(И. Северянин, А Яшин, Э. Асадов)

Россия, ХМАО-Югра, г. Сургут

учитель русского языка и литературы,

Отношение человека и «братьев его меньших» глазами поэтов 20 века

(И. Северянин, А Яшин, Э. Асадов)

Руководитель: Теребенина Ирина Николаевна

Мы в ответе за тех, кого приручили

Антуан де Сент-Экзюпери

Отношение человека к животным – проблема, актуальная во все времена. Животные давно стал близкими друзьями человека: они живут в домах, радуя глаз, являются поводырями и даже обеспечивают охрану не только людей, но и государственных границ. Но, к сожалению, в наше время люди стали забывать об этом, все чаще воспринимая животных как игрушки.

Одним из показателей цивилизованности любого общества всегда считалось внимание к вопросам борьбы за гуманное отношение к животным.

Человек рождается и сразу окунается жизнь: живую, цветущую, поющую и красочную.. Она многолика и прекрасна: ежедневно мы слышим пение птиц, лай собак, мяуканье котенка. Но почему-то мы все меньше заботимся о братьях наших меньших. Тема отношения человека и животных не раз поднималась в произведениях художественной литературы.

Цель: Исследовать особенности изображения отношения человека и животных в художественном тексте.

Методы исследования: наблюдение, опрос, анализ стихотворений.

Объект исследования – стихи поэтов 20 века (Э. Асадова, И. Северянина, А Яшина) о животных.

Предмет исследования – особенности изображения отношение человека и «братьев его меньших» в художественном тексте.

Отношение человека к животным всегда было краеугольным камнем нравственного состояния любого общества и развивалось по-разному в разные эпохи в разных странах, но в целом зависело от цивилизованности общества.

На сегодняшний день законодательства многих стран предусматривают уголовную ответственность за жестокое отношение к животным. В мире существует много организаций по защите прав животных, крупнейшими из которых являются:

Гуманное отношение к животным также должно обязательно воспитываться на уровне государства, а это статья 245 «Жестокое обращение с животными»

Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный практически. А, например, в домах престарелых, где есть домашние животные и растения, медицинские расходы сокращаются на 60%. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с участием животных. Самые распространенные животные, которые помогают больным людям – это собаки, кошки, лошади и дельфины.

Благодаря участию братьев наших меньших у людей физически или умственно неполноценных есть шанс полного восстановления или, по крайней мере, смягчения степени инвалидности. Кроме того, животные помогают людям, которые имеют проблемы проживания в обществе. Так что если у вас нет домашних животных, купите хотя бы рыбку.

Что дают животные человеку?

Но как взрослый человек сможет бережно относиться к животному миру, если в детстве ему не пробуждали любовь к животным? Поэтому известные психологи мирового масштаба единогласно пришли к выводу — воспитывать гуманное отношение к животным необходимо еще с раннего детского возраста.

В ходе нашего исследования мы провели опрос «Наши домашние питомцы». Цель опроса – узнать, есть ли среди школьников ребята, которые содержат в своих городских квартирах домашних питомцев. Так как только, общаясь с животными, можно говорить о гуманном к ним отношении.

Из 75-ти опрошенных учащихся 6-х классов (12-13 лет) домашние животные имеются в 62-х семьях (в 5-ти семьях содержатся по два-три домашних питомца)

Аквариумные рыбки – 17

Морская свинка (или хомячок) – 9

Итак, мы выяснили, что в большинстве семей есть домашние питомцы, а это значит, что мы можем говорить о воспитании гуманного отношения человека к животным уже с детства.

Одним из действенных методов воспитания гуманного отношения к животным является чтение художественной литературы о животных.

1.2. Взгляд поэтов 20 века (А. Яшина, И. Северянина, Э. Асадова) на отношение человека и «братьев его меньших»

В художественной литературе многие писатели поднимали проблему отношения человека и животных. Достаточно назвать А. Куприна, А. Чехова, Г. Троепольского и других. Очень ярко и злободневно отразили эту тему и поэты.

О доброте и помощи к окружающим нас пернатым говорит поэт Александр Яшин в стихотворении «Покормите птиц!» (см. приложение). Для человека зимой спасение в теплом доме. Но беззащитным птицам тяжело переносить холод и голод! Поэта волнует равнодушие людей к бедным птахам! Ведь человек может им помочь! Это сделать просто:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Для поэта очень важно, чтобы люди с детства могли понимать, что такое гордость и что значит быть гордым! Такие стихи помогут легче определить человеку свое будущее. Да и в зрелом возрасте помогут пробудить в нем совесть, проявить стойкость, мужество в трудную минуту жизни.

Читайте также:  Выберите из списка названия животных которых можно отнести к консументам второго порядка антилопа

Поэт Эдуард Асадов (см. приложение) любит не только людей и родную землю, но и все живое на ней. Не так много поэтов, у которых было бы столько образных, ярких стихов о природе. Есть в его творчестве уникальный, взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях. Достаточно вспомнить такие стихи, как “Дикие гуси”, “Стихи о рыжей дворняге”, “Пеликан”, “Медвежонок”, “Бенгальский тигр” и другие. Стихи эти в большинстве своем драматичны, остросюжетны и несут в себе большой эмоциональный разряд. Их герои выписаны красочно, выпукло, зримо, согреты большим душевным теплом и вызывают у нас чувство горячей симпатии.

В стихотворении «Медвежонок” поэт обращает наше внимание уже на отношение человека к миру дикой природы. Безжалостное браконьерство! Ищущие наживы или развлечений люди убивают диких животных! Поэт не произносит громких обвинений варварам. Он стремится пробудить совесть, сочувствие к беззащитным животным. Убита мать медвежонка. Малыш в клетке. Автор с горечью восклицает:

Если в клетку из тайги попасть,

Как тесна и ненавистна клетка!

Как человек, страдает медвежонок:

Боль, обида-все смешалось в сердце:

Он, рыча, карябал доски пола,

Бил с размаху в стены, в дверцу.

Но горя его не ощущают люди в толпе, говоря:

Невелик еще, а сколько злобы!

Ишь, какая лютая зверюга!

И только самое жестокое сердце не дрогнет от последней фразы стихотворения:

А “зверюге” надо было только

С плачем ткнуться матери в живот.

Многие из стихов о животных – своеобразный гимн преданности, верности, благородству и красоте. И все они вместе, и каждое в отдельности – это любовь, восхищение, гнев и страстный призыв беречь все живущее на земле.

Животные нужны нам, они наполняют дом необыкновенной атмосферой, помогают воспитывать доброту, заботу у детей. Любой владелец скажет, что они все понимают, у каждого свой характер, привычки. В отличие от людей, они никогда не предают своих хозяев, сколько известно случаев собачьей верности, когда собаки умирают после смерти своих хозяев, не в силах пережить горе и тоску.

Проведенный в ходе исследования анализ стихотворений показал, что прививать гуманное отношение к «братьям нашим меньшим» очень правильно будет, читая стихи о животных. Выразительное чтение проанализированных стихов А. Яшина, И. Северянина, Э. Асадова на уроках литературы или на занятиях курса «Успешное чтения» поможет формированию нравственных качеств личности, окажет помощь в воспитании любви ко всему, живущему на земле.

В сосновом бору,
В березовой роще,

Где так многогранно
желанье жить,
Мне, сильному, только добрей и проще,
И человечней хочется быть.

Почти в упор ударили в орла.

А он спокойно свой покинул камень,

Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда, широкими кругами,

Не торопясь, ушел за облака.

Быть может, дробь совсем мелка была

Для перепелок, а не для орла?

Иль задрожала у стрелка рука

Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,

А сердце и орлиное ранимо.

Но средь далеких скал,

Чтоб враг не видел,

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Сколько гибнет их — не счесть,

А ведь в нашем сердце есть

Разве можно забывать:

А остались зимовать

Приучите птиц в мороз

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

“Моя безбожная Россия, священная моя страна” – так писал Северянин о Родине.
Одним из интереснейших писателей, творчество которого сочетало “классическую банальность и мелодическую музыкальность”, является Игорь Северянин. Его стихи, насыщенные музыкой, зажигали огонек счастья в сердцах читателей.

Родиться Русским слишком мало,
Им надо быть, Им надо стать!

Идеальный человек Северянина – непосредственный, свободный, простой, живущий в согласии с природой. В северянинских стихотворениях, связанных с темой природы, привлекает еще и такая мысль: природа изолирована от общества, это особая замкнутая и самодостаточная система, куда не проникает шум общественных страстей.

В ПАРКЕ ПЛАКАЛА ДЕВОЧКА

Поэт любит не только людей и родную землю, но и все живое на ней. Не так много поэтов, у которых было бы столько образных, ярких стихов о природе. Есть в его творчестве уникальный, взволнованный цикл о наших четвероногих и крылатых друзьях.

Пусть человек добрее будет!

Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак!

Беспощадный выстрел был и меткий.

Мать осела, зарычав негромко,

Боль, верёвки, скрип телеги, клетка…

Всё как страшный сон для медвежонка.

Город суетливый, непонятный,

Зоопарк – зелёная тюрьма,

Публика снуёт туда – обратно,

За оградой высятся дома…

Солнца блеск, смеющиеся губы,

Возгласы, катанье на лошадке,

Сбросить бы свою медвежью шубу

И бежать в тайгу во все лопатки!

Вспомнил мать и сладкий мёд пчелы,

И заныло сердце медвежонка,

Носом, словно мокрая клеёнка,

Он, сопя, обнюхивал углы.

Если в клетку из тайги попасть,

Читайте также:  Презентация по биологии 6 класс транспорт веществ в животном организме

Как тесна и как противна клетка!

Медвежонок грыз стальную сетку

И до крови расцарапал пасть.

Боль, обида – всё смешалось в сердце.

Он, рыча, корябал доски пола.

Бил с размаху лапой в стены, дверцу

Под нестройный гул толпы весёлой.

Надо стать подальше, полукругом.

Невелик ещё, а сколько злобы!

Ишь, какая лютая зверюга!

Силищи да ярости в нём сколько,

Попадись-ка в лапы – разорвёт!

А “зверюге” надо было только

С плачем ткнуться матери в живот.

Стихи о рыжей дворняге

Хозяин погладил рукою

Лохматую рыжую спину:

– Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою.

Но всё же тебя я покину. –

Швырнул под скамейку ошейник

И скрылся под гулким навесом,

Где пёстрый людской муравейник

Вливался в вагоны экспресса.

Собака не взвыла ни разу,

И лишь за знакомой спиною

Следили два карие глаза

С почти человечьей тоскою.

Старик у вокзального входа

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

Огонь над трубой заметался,

Взревел паровоз что есть мочи.

На месте, как бык потоптался

И ринулся в непогодь ночи.

В вагонах, забыв передряги,

Курили, смеялись, дремали…

Тут, видно, о рыжей дворняге

Не думали, не вспоминали.

Не ведал хозяин, что где-то

По шпалам, из сил выбиваясь,

За красным мелькающим светом

Собака бежит, задыхаясь!

Споткнувшись, кидается снова,

В кровь лапы о камни разбиты,

Что выпрыгнуть сердце готово

Наружу из пасти раскрытой!

Не ведал хозяин, что силы

Вдруг разом оставили тело

И, стукнувшись лбом о перила,

Собака под мост полетела…

Труп волны снесли под коряги…

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце – чистейшей породы!

Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!
И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, забыв покой
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночество огромность
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце.

Урок обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение итогов работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать.

Урок внеклассного чтения на основе рассказа П.Краснова “Шатохи”. Урок внеклассного чтения на основе рассказа Петра Краснова «Шатохи».

Этот урок-беседа знакомит (обзорно) учащихся с жизнью и творчеством А.Блока и С. Есенина и продолжает обучение анализу лирических произведений.

Урок с применением ИКТ, личностно-ориентированный с элементами проблемного обучения; через образный анализ двух стихотворений О.Э.Мандельштама и А.А.Ахматовой учащиеся должны найти ответ н.

Источник

Животные в произведениях русских писателей

Предмет Литературное чтение

Тип урока Урок обобщения знаний и умений

Тема “Животные в произведениях русских писателей”

Цель: повторить и обобщить знания учащихся по разделу «О братьях наших меньших»

Образовательные: учить связно излагать свои мысли;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь;

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным

Предметные : умение читать текст осознанно с правильной интонацией, анализировать поведение героев, находить фрагменты текста для ответа.

Личностные : умение оценивать поступки героев по отношению к окружающему миру, доброжелательно и бережно относиться к «братьям нашим меньшим».

Познавательные УУД: умение прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора, извлекать необходимую информацию.

Регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, адекватно воспринимать оценки учителя и одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.

Коммуникативные УУД: умение формулировать собственное мнение, понимать мысли других, работать в паре и группе: слушать и слышать, договариваться, выполнять роли и представлять работу своей группы.

игровая, индивидуальная, парная

-словесной продуктивной и творческой деятельности;

-педагогика сотрудничества (учебный диалог).

– Начался урок. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. (слайд)

-Когда человеку хочется улыбаться?

Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Повернитесь к нашим гостям и подарите им улыбку. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Актуализация знаний и постановка цели и задач урока.

Ребята, скажите, кто изображён на доске? А как мы можем назвать животных ещё? Мы вспомним, какие произведения читали в разделе «О братьях наших меньших»

3. Работа по теме урока

– Кого называют «братьями меньшими»?

– А какие писатели рассказали нам о них? (слайд)

Михаил Михайлович Пришвин

Виталий Валентинович Бианки

Евгений Иванович Чарушин

Борис Степанович Житков

Николай Иванович Сладков

Валентин Дмитриевич Берестов

Читайте также:  Интересная информация о животном мире холодных районов для 1 класса доклад

– Какими качествами должны обладать писатели и поэты, чтобы написать данные произведения?

2) Итак, мы отправляемся в путешествие по прочитанным произведениям раздела

«О братьях наших меньших»

Задание: По опорным словам нужно отгадать название рассказа.

Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. «Музыкант»

Старик, мыши, клевер, корова. «Сова»

Дача, мальчики, ёжик. «Страшный рассказ»

Утята, стрекоза, Алёша. «Храбрый утенок»

Шапки, утка, ребята, утята «Ребята и утята»

2. Задание «Убери лишний персонаж»

Старик, Сова, Мыши, Утята, Лошадь, Корова, Шмель. (Лошадь)

Ребята, Утка, Барсук, Утята. (Барсук)

Петя, Шура, Ёж, Тигр, Сова. (Сова)

Алёша, Стрекоза, Кошка, Утята (Кошка)

Медведь, Старик, Старуха (Старуха)

Кошка, Цыплёнок, Щенок (Цыплёнок)

Рыжий маленький зверёк

Стал еду готовить впрок:

За щекой кладовку. (хомяк)

(Ребёнок проводит физкультминутку «Хомка-хомка-хомячок»)

Задание Проверочная работа с взаимопроверкой. ( Учащиеся самостоятельно работают с тестом).

1. Кто обижал утят в рассказе М.М. Пришвина «Ребята и утята»?

а) утка б) ребята в) лиса

а) тигра б) воров в) ежа

а) Кряк б) Алёша в) Денис

а) от кошки б) от вороны в) от стрекозы

а) гармонь б) скрипка в) балалайка

а) с коровой б) с мышами в) с совой

Ребята, а теперь проверьте работы своих соседей по парте. На доске вы видите правильные ответы.

Задание «Отгадай произведение».

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.

– Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо- тихо, чтобы их никто не услышал.

Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец – то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

(1. «Сова» В. Бианки, 2. «Музыкант» В. Бианки, 3. «Храбрый утёнок» Б. Житков,

4. «Страшный рассказ» Е. Чарушин, 5. «Ребята и утята» М. Пришвин).

6 Задание Кроссворд

На кого рассердилась Сова? (Старик)

Кто обижал утят? (Ребята)

Что хотела украсть киска? (Сосиски)

С кем поругался старик? (Сова)

Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант)

Как звали храброго утенка? (Алёша)

Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда)

Что объединяет всех этих героев? (Рассказы о животных)

Какое слово получилось в выделенных клетках? (рассказ)

7 Сообщения детей о животных

Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. В России он отмечается с 2000 года

– А вы не задумывались о том, для чего человек заводит себе в доме кошку, собаку, попугайчика, рыбок или других домашних животных?

1. Домашние животные – наши добрые друзья.

2. Домашние животные – наши лекари.

3. Домашние животные – наши помощники и защитники.

4. Они дарят нам радость и счастье.

Люди, у которых есть домашние животные, живут дольше, чем те, у кого их нет. Это результат исследований, подтвержденный практически. Таким образом, во многих странах официально одобрено лечение с участием животных. Домашние животные, которые помогают больным людям – это собаки, кошки, лошади.

Люди и животные с незапамятных времен вместе. Оказывается, животные прекрасно чувствуют настроение и эмоциональное состояние человека, болен человек или нет.

И контактируя с человеком, они исцеляют его. Животные достигают большего успеха, чем психиатры. В чем их секрет? Это, конечно, не фармацевтика. Это, скорее, их природа, теплый, открытый, самоотверженный характер. Животные живут в домах престарелых и учреждениях для бездомных или больных детей. Ежедневное общение с домашним животным помогает нам. Давайте рассмотрим самые интересные и неожиданные формы помощи.

(сообщения детей о животных)

8. Работа по учебнику С. 156 Задание №12

Прочитайте слова Н. Сладкова

– Какими мыслями хочет поделиться с вами писатель?

– «Мы в ответе за тех, кого приручили»- сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими»

Любите животных ведь часто в глазах любимцев, мы видим знакомые нам эмоции: тоску, радость, какой-то стыд. И кажется, вот он тебе говорит о том, как тебя любит, и внимательно слушает то, что наболело у тебя на душе. Не теряйте друзей и помощников, пускай это даже просто животное

-Выберите и продолжите любое предложение.

-На сегодняшнем уроке я узнал…

– На сегодняшнем уроке я похвалил бы себя за …

– Пусть всем будет комфортно на этой большой земле.

Всё прекрасное на земле
от солнца, а хорошее от человека!

Источник

Интересные факты из жизни