Какие признаки являются характерными для изображенного животного дышит легкими

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных»

1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).

2. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.

1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.

3. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.

1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Рулевые перья на хвосте обеспечивают маневренность при полете.

4. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.

1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).

5. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.

1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.

6. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.

1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
4) только легочное дыхание;
5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.

8. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

1) Днем в пустыне очень жарко.
2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.

9. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.

10. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.

1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.

11. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.

1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.

12. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.

1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов

13. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.

1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела

14. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.

1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками

15. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)

16. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.

17. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.

1) обеспечивает газообмен через кожу
2) предохраняет кожу от иссушения
3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
4) уменьшает трение при плавании

18. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.

1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела

19. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)

21. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.

1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.

22. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.

1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).

Читайте также:  Как избавиться от шерсти животных при стирке в машинке автомат

23. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.

1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.

24. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

1) Линяют и обрастают густым мехом.
2) Впадают в спячку.
3) Мигрируют на другие территории.
4) Делают запас кормов и накапливают жир.

25. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.

1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.

26. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.

1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки

27. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.

1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи

28. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.

1) А – Млекопитающие;
2) Б – Пресмыкающиеся;
3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее

29. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.

1) барабанная перепонка;
2) часть органа слуха (уха);
3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
4) защищает полость среднего уха;
5) появление среднего уха;
6) появление слуховой косточки (стремечка);
7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой

30. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.

1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей её от иссушения;
2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды;
3) развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание

31. К какому классу типа Хордовые и по какому признаку относят животное, череп которого изображен на рисунке? Какой трофический уровень в экосистеме занимает это животное и каков характер его питания? Ответ обоснуйте.

1) класс Млекопитающие, имеются дифференцированные зубы;
2) занимает третий и более высокий трофический уровень в экосистеме;
3) питается животной пищей, так как хорошо развиты клыки и хищные зубы

32. Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.

1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей,
2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей;
3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота;
4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду;
5) активны в прохладное время суток;
6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться

33. В чем проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трех примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?

1) птицы строят гнезда;
2) насиживают яйца и выводят птенцов;
3) выкармливают, защищают и обучают потомство;
4) безусловные рефлексы (инстинкты)

Источник

Обзор подтипа Позвоночных

Костные рыбы Земноводные (лягушки и тритоны) Пресмыка-ющиеся (ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы) Птицы Млекопи-тающие (звери)
Кожа покрыта чешуёй Голая, покрыта слизью (слизь увлажняет кожу, чтобы кожа могла дышать) Сухая, без желез, Имеет железы, покрыта шерстью (волосяной покров)
покрыта роговой чешуёй покрыта перьями
Дышат жабрами Мешко-видными (примитивными) легкими и кожей Ячеистыми Губчатыми Альвео-лярными
легкими
Сердце двухкамерное Трехкамерное Трехкамерное с неполной перегородкой Четырехкамерное (полное разделение артериальной и венозной крови)
Холоднокровные (температура тела зависит от температуры окружающей среды) Теплокровные (температура тела постоянная, сохраняют активность независимо от температуры окружающей среды)
Оплодотворение наружное (происходит в воде) Внутреннее (происходит внутри организма матери)
Развитие происходит в водной среде. Происходит внутри яйца, Происходит внутри тела матери в специальном органе матке, внутри которой имеется плацента.
Из яйца выходит личинка с жабрами и боковой линией (головастик). покрытого кожистой (пергаментной) оболочкой. Первые полностью наземные животные, т.к. развитие не связано с водой. покрытого скорлуповой оболочкой

Дополнительно

Пресмыкающиеся – первые полностью сухопутные животные.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Ароморфоз, благодаря которому древние пресмыкающиеся освоили наземную среду обитания,
1) внутреннее оплодотворение
2) покровительственная окраска
3) пятипалая конечность
4) трехкамерное сердце

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они
1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие

Выберите один, наиболее правильный вариант. Трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке сформировалось в процессе эволюции у
1) земноводных
2) костных рыб
3) пресмыкающихся
4) хрящевых рыб

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какой из перечисленных ниже признаков указывает на усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися?
1) увеличение поверхности газообмена в легких
2) появление внутреннего скелета
3) увеличение числа отделов тела
4) изменение строения конечностей

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции два предсердия в сердце впервые появились у
1) пресмыкающихся
2) рыб
3) земноводных
4) бесчерепных

Выберите один, наиболее правильный вариант. Усложнение строения дыхательной системы млекопитающих, по сравнению с пресмыкающимися, состоит в
1) появлении правого и левого легких
2) наличии трахеи и бронхов
3) увеличении дыхательной поверхности легких
4) наличии ноздрей и носовой полости

Выберите один, наиболее правильный вариант. Млекопитающие отличаются от других позвоночных животных
1) постоянной температурой тела
2) половым размножением
3) наличием волосяного покрова
4) наличием пяти отделов мозга

РЫБЫ
Выберите три верные ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями рыб к жизни в воде являются

1) слюнные железы
2) боковая линия
3) обтекаемая форма тела
4) внутреннее оплодотворение
5) кожные железы
6) подвижное соединение позвоночника с черепом

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания кровеносной системы рыб. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) сердце двухкамерное
2) в сердце венозная кровь
3) два круга кровообращения
4) кровь насыщается кислородом в жабрах
5) в брюшной аорте течёт артериальная кровь


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны
1) тонкая кожа с обилием желез
2) легочный круг кровообращения
3) пятипалая конечность рычажного типа
4) наличие шейного отдела позвоночника
5) костный или хрящевой скелет
6) жаберное дыхание


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности характерны для структуры, обозначенной на рисунке вопросительным знаком?
1) служит для экскреции азотистых продуктов
2) осуществляет газообмен
3) воспринимает звуковые колебания
4) обеспечивает плавучесть
5) состоит из лепестков
6) пронизана густой сетью капилляров

2. Установите соответствие между признаком кровеносной системы и классом позвоночных животных, для которых он характерен: 1) костные рыбы, 2) земноводные
А) сердце заполнено венозной кровью
Б) наличие трёхкамерного сердца
В) в желудочке сердца кровь смешивается
Г) один круг кровообращения
Д) наличие одного предсердия

3. Установите соответствие между особенностями строения и классами животных, для которых они характерны: 1) Костные рыбы, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) трёхкамерное сердце
Б) деление позвоночника на хвостовой и туловищный отделы
В) один круг кровообращения
Г) парные лёгкие
Д) наличие шейного позвонка
Е) кожа голая, покрытая слизью

Читайте также:  Животные имеющие самую примитивную опорную структуру ракообразные насекомые плоские черви инфузории

Установите соответствие между особенностями строения кровеносной системы животных и рисунками, отражающими эти особенности. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) сердце двухкамерное
Б) в желудочке сердца смешанная кровь
В) все органы снабжаются смешанной кровью
Г) в сердце венозная кровь
Д) кровь насыщается кислородом в лёгких
Е) в спинной аорте течёт артериальная кровь

ЗЕМНОВОДНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками, характерными для земноводных, являются

1) ороговевающие покровы тела
2) холоднокровность
3) четырехкамерное сердце
4) трехкамерное сердце
5) теплокровность
6) кожное дыхание

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки, присущие земноводным.
1) отсутствие грудной клетки
2) дыхание кожно-лёгочное
3) развитие только на суше
4) кожа сухая, без желёз
5) сердце трёхкамерное
6) наличие диафрагмы

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности в строении земноводных сформировались в связи с обитанием в наземно-воздушной среде?
1) трехкамерное сердце
2) головной и спинной мозг
3) малый круг кровообращения
4) парные органы обоняния
5) расчлененные (рычажные) конечности
6) роговой покров тела

Проанализируйте текст «Характеристика класса Земноводные». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Земноводные в своем развитии проходят стадию _______(А). Это сближает их с рыбами. Дыхание у земноводных _______(Б). Сердце у них _______(В), а в связи с выходом на сушу появились _______(Г) и легкие.
1) Головастик
2) Легочное дыхание
3) Кожно-легочное дыхание
4) Двухкамерное сердце
5) Трехкамерное сердце
6) Плавательный пузырь
7) Второй круг кровообращения


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны
1) конечности рычажного типа
2) кожа, покрытая чешуей или костными пластинками
3) наличие шейного позвонка
4) развитие с метаморфозом
5) один круг кровообращения
6) наличие плавательного пузыря


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животных сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то этим животным присущи
1) кожное дыхание
2) воздушные мешки
3) один шейный позвонок
4) плавательный пузырь
5) роговые чешуйки на поверхности тела
6) два круга кровообращения


Выберите три верных варианта из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного впервые сформировались конечности, изображенные на рисунке, то для этого животного характерны:
1) двухкамерное сердце
2) грудная клетка с ребрами
3) два круга кровообращения
4) обилие кожных желез
5) прямое развитие без метаморфоза у большинства представителей
6) веки и слезные железы

2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) земноводные, 2) пресмыкающиеся
А) дыхание легочное и кожное
Б) оплодотворение наружное
В) кожа сухая, без желез
Г) постэмбриональное развитие с превращением
Д) размножение и развитие происходит на суше
Е) оплодотворенные яйца с большим содержанием желтка

3. Установите соответствие между признаком и классом, для которого этот признак характерен: 1) Земноводные, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) небольшой запас питательных веществ в икринке
Б) кожное и лёгочное дыхание
В) размножение и развитие в воде
Г) прямое постэмбриональное развитие
Д) кожа сухая, без желёз
Е) внутреннее оплодотворение

4. Установите соответствие между признаком животного и классом, к которому его относят: 1) Земноводные 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кожа тонкая, слизистая
Б) дышит при помощи лёгких и влажной кожи
В) кожа сухая, органы дыхания – лёгкие
Г) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Д) сердце трёхкамерное без перегородки в желудочке
Е) размножается в воде

5. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Пресмыкающиеся, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кожа содержит множество желёз
Б) тело покрыто роговыми чешуйками
В) имеются трахея и система бронхов
Г) шейный отдел представлен одним позвонком
Д) грудная клетка отсутствует
Е) имеется неполная перегородка в желудочке сердца

6. Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Пресмыкающиеся, 2) Земноводные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) кожа без желез с роговыми щитками
Б) реберный тип дыхания
В) прямое развитие

Г) скорлуповые, кожистые оболочки яйца
Д) наличие личиночной стадии в развитии

Е) мешковидные легкие

З) обилие кожных желез
К) грудная клетка

Л) выметывание икринок


Установите соответствие между характеристиками и представителями классов организмов, изображенных на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) отсутствие грудной клетки
Б) кожное дыхание
В) размножение на суше
Г) наличие неполной перегородки в желудочке сердца
Д) один шейный позвонок

Установите соответствие между особенностью строения и функции кожи и классом позвоночных, для которых эта особенность характерна: 1) Земноводные, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) участвует в газообмене
Б) имеет роговую чешую
В) выделяет обильную слизь
Г) защищает от высыхания
Д) обеспечивает поступление воды в тело
Е) не имеет желез

Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его сердца: 1) трехкамерное без перегородки в желудочке, 2) трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, 3) четырехкамерное
А) прыткая ящерица
Б) обыкновенный тритон
В) озерная лягушка
Г) синий кит
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан

Установите соответствие между признаками скелета и животными, для которых они характерны: 1) голубь, 2) лягушка. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие киля
Б) беззубые челюсти с роговыми чехлами
В) наличие цевки
Г) один шейный позвонок
Д) отсутствие грудной клетки


Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы животных и дыхательными системами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) частично кожное дыхание
Б) имеются воздушные мешки
В) лёгкие имеют губчатое строение
Г) отношение поверхности кожи к поверхности лёгких в основном равно 2:3
Д) лёгкие представлены полыми ячеистыми мешками
Е) двойное дыхание

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПРИЗНАКИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для пресмыкающихся характерны

1) размножение на суше
2) постоянная температура тела
3) прямое развитие
4) членистое тело
5) внутреннее оплодотворение
6) снабжение клеток внутренних органов тела артериальной кровью

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки позволяют отнести крокодилов к пресмыкающимся?
1) сухая кожа с роговыми щитками на теле
2) возвышение ноздрей и глаз над поверхностью головы
3) плавательные перепонки на задних ногах
4) размножение на суше и внутреннее оплодотворение
5) ячеистые лёгкие
6) четырёхкамерное сердце

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Возникновение рептилий характеризовалось появлением
1) трехкамерного сердца с неполной перегородкой
2) покрова из ороговевших чешуй
3) пятипалых конечностей
4) оболочек яиц
5) кожного дыхания
6) второго круга кровообращения

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У прыткой ящерицы, как и у других пресмыкающихся,
1) оплодотворение внутреннее
2) размножение происходит в воде
3) зародыш развивается в яйце
4) яйцеклетки имеют микроскопические размеры
5) прямое постэмбриональное развитие
6) отсутствуют зародышевые оболочки в яйце

5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У ящериц, змей и черепах
1) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
2) развитие с метаморфозом
3) один шейный позвонок
4) артериальная кровь и венозная кровь разделены неполностью
5) постоянная температура тела
6) внутреннее оплодотворение

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий.
1) кожное дыхание
2) развитие зародышевых оболочек
3) появление второго круга кровообращения
4) холоднокровность
5) появление трахеи и бронхов
6) возникновение неполной перегородки в желудочке сердца

Проанализируйте текст. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Пресмыкающиеся – _____(А) позвоночные животные. Уровень их организации _____(Б), чем у земноводных. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше: _____(В) покров защищает тело от высыхания, орган дыхания ______(Г), сердце имеет _____(Д) перегородку в желудочке.
1) теплокровные
2) холоднокровные
3) выше
4) ниже
5) неполная
6) роговой
7) легкие
8) хитиновый
9) полная


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) тело покрыто роговыми щитками
2) размножается в воде
3) оплодотворение наружное
4) грудная клетка отсутствует
5) сердце четырехкамерное
6) органы дыхания – легкие


Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена схема строения сердца рептилий. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) створчатый клапан
2) миокард
3) правое предсердие
4) правая дуга аорты
5) левое предсердие
6) правый желудочек

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ ПРИМЕРЫ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких животных относят к классу пресмыкающихся?

1) обыкновенная гадюка
2) прудовая лягушка
3) обыкновенный тритон
4) нильский крокодил
5) серая жаба
6) живородящая ящерица

2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) непостоянная температура тела
Б) интенсивный обмен веществ в клетках
В) отсутствие мочевого пузыря
Г) сердце четырехкамерное
Д) неполная перегородка в желудочке сердца
Е) наличие киля

3. Установите соответствие между признаком позвоночного животного и классом, для которого он характерен: 1) Пресмыкающиеся, 2) Птицы. Запишите цифры 1 и 2 в правильной последовательности.
А) трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
Б) в сердце артериальная и венозная кровь не смешиваются
В) имеют постоянную температуру тела
Г) наличие полых костей, заполненных воздухом
Д) наличие цевки
Е) наличие роговых чешуй на теле

Читайте также:  Презентация черное и азовское моря природные особенности подводный растительный и животный мир

4. Установите соответствие между особенностями и классами животных, для которых они характерны: 1) Птицы, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие цевки на задней конечности
Б) отсутствие заботы о потомстве у большинства видов
В) отсутствие мочевого пузыря
Г) наличие зубов
Д) наличие копчиковой железы
Е) теплокровность

Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) полное разделение артериальной и венозной крови
Б) эмбриональное развитие в яйце у всех видов
В) наличие потовых желёз
Г) дифференцированные альвеолярные зубы
Д) сердце трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке
Е) наличие борозд и извилин в коре головного мозга

Установите соответствие между ароморфозами и классами позвоночных животных, у которых эти ароморфозы впервые появились: 1) Пресмыкающиеся, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) появление грудной клетки в скелете
Б) возникновение теплокровности
В) появление плаценты
Г) формирование ячеистых лёгких
Д) появление мёртвого рогового слоя в коже
Е) возникновение четырёхкамерного сердца

ПТИЦЫ
Из приведенного ниже текста выберите три признака, относящиxся к приспособлению птиц к полету. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.
(1) Компактное туловище птиц имеет яйцеобразную обтекаемую форму. (2) Так же как и млекопитающие, птицы относятся к теплокровным животным. (3) Клоака птиц представляет собой полость, в которую открываются пищеварительный тракт, мочеточники и выводные протоки половой системы.(4) Некоторые кости имеют наполняемые воздухом полости. (5) Копчиковая железа, расположенная над корнем хвоста, выделяет маслянистый секрет, который служит для смазывания. (6) У птиц имеются воздушные мешки, обеспечивающие двойное дыхание.


Выберите три утверждения и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животных сформировалось сердце, изображенное на рисунке, то этим животным присущи
1) кожное дыхание
2) воздушные мешки
3) один шейный позвонок
4) плавательный пузырь
5) наличие киля на грудине
6) два круга кровообращения


Выберите три верных ответа из шести и запишите, цифры под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного характерны
1) двойное дыхание
2) наличие млечных желез
3) многочисленные кожные железы
4) четырехкамерное сердце
5) фасеточные глаза
6) теплокровность


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного характерны
1) неполная перегородка в сердце
2) теплокровность
3) насиживание кладки и забота о потомстве
4) многочисленные несросшиеся кости хвостового отдела позвоночника
5) хорошо развитые легкие с воздушными мешками
6) наличие разнообразных кожных желез


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для животных, имеющих изображенные на рисунке легкие, характерны следующие признаки:

1) перьевой покров тела
2) высокий уровень обмена веществ
3) трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке
4) кожа содержит множество желез
5) наличие диафрагмы
6) размножаются половым путем, откладывают яйца, покрытые скорлупой


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного образовались легкие, изображённые на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) откладывание яиц с плотной скорлупой
6) развитие зародыша в матке

Установите соответствие между костями и отделами скелета птиц: 1) осевой скелет, 2) скелет конечностей. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цевка
Б) лучевая кость
В) киль
Г) фаланга
Д) сложный крестец
Е) воронья кость

2. Установите соответстивие между признаками и классами животных: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) внутриутробное развитие
Б) альвеолярные легкие
В) редукция зубов
Г) наличие множества сальных желез
Д) наличие воздушных мешков

3. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак характерен: 1) Птицы, 2) Млекопитающие. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие потовых и сальных желёз в коже
Б) наличие плаценты
В) образование киля на грудине
Г) наличие в желудке двух отделов
Д) лёгкие альвеолярного строения
Е) двойное дыхание


Установите соответствие между характеристиками и представителями классов. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дифференцированные зубы
Б) двойное дыхание
В) наличие вибрисс
Г) наличие киля на грудине
Д) воздухоносные полости в трубчатых костях

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У плацентарных млекопитающих

1) имеются дифференцированные зубы
2) развитие идёт с полным превращением
3) имеется клоака
4) зародыш развивается в матке
5) отсутствует забота о потомстве
6) развиты сальные железы

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки являются общими для человека и млекопитающих животных?
1) теплокровность
2) непрямое развитие
3) незамкнутая кровеносная система
4) трехкамерное сердце
5) наличие диафрагмы
6) наличие производных кожи – сальных желез


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) четырёхкамерное сердце
2) наружное оплодотворение
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) развитие зародыша в матке


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то для этого животного характерны
1) трёхкамерное сердце
2) внутреннее оплодотворение
3) кожные покровы тонкие, сухие, практически лишенные желез
4) постоянная температура тела
5) ячеистые лёгкие
6) диафрагма


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи
1) четырёхкамерное сердце
2) наличие диафрагмы
3) кожные покровы с чешуйками или щитками
4) постоянная температура тела
5) губчатые лёгкие
6) наличие личиночной стадии


Выберите три верных ответа из шести. Если в процессе эволюции у животного сформировалась дыхательная система, изображенная на рисунке, то для этого животного характерны:
1) сухие кожные покровы без желез
2) наличие шерстного покрова
3) наличие пряжки и цевки в скелете конечностей
4) высокий обмен веществ и теплокровность
5) эмбриональное развитие в матке
6) отсутствие коры больших полушарий у большинства представителей


Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображенные на рисунке, то для этого животного характерны:
1) трехкамерное сердце
2) альвеолярные легкие
3) семь шейных позвонков
4) отсутствие грудной клетки
5) кора мозжечка и больших полушарий с извилинами и бороздами
6) развитие с метаморфозом

Известно, что полевка – плацентарное, травоядное млекопитающее. Выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков полевки. (1) Полевка широко распространена в наземных экосистемах. (2) Для нее характерно наличие диафрагмы, альвеолярного легкого, хорошо развитых резцов. (3) Детеныши развиваются в матке, где развивается детское место. (4) Полевку относят к консументам первого порядка. (5) Полевки служат пищей для многих животных в различных экосистемах. (6) Полевки очень плодовитые животные.

2. Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных: 1) класс Млекопитающие, 2) отряд Приматы. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие ногтей на пальцах
Б) альвеолярные лёгкие
В) глаза, направленные вперёд
Г) наличие многочисленных извилин в коре больших полушарий
Д) формирование диафрагмы
Е) наличие в коже потовых и сальных желёз

СЕРДЦА
Установите соответствие между видом животного и строением его сердца: 1) трёхкамерное, 2) двухкамерное. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) речной окунь
Б) голубая акула
В) прудовая лягушка
Г) обыкновенный тритон
Д) обыкновенная щука
Е) серая жаба

Установите соответствие между животным и количеством камер его сердца: 1) две, 2) три. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гадюка
Б) акула
В) ящерица
Г) лосось
Д) тритон
Е) латимерия

ДЫХАНИЕ
Установите соответствие между животными и органами дыхания: 1) легкие, 2) жабры. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) морская змея
Б) скат
В) лосось
Г) ящерица
Д) анаконда
Е) тритон

ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА
1. Установите соответствие между позвоночным животными особенностью температуры его тела: 1) постоянная, 2) непостоянная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) домовой воробей
Б) прыткая ящерица
В) обыкновенный дельфин
Г) нильский крокодил
Д) обыкновенный тритон
Е) обыкновенный крот

2. Установите соответствие между животными и особенностью температуры их тела: 1) постоянная, 2) непостоянная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) водоплавающие птицы
Б) кистепёрые рыбы
В) китообразные
Г) бесхвостые амфибии
Д) чешуйчатые рептилии
Е) человекообразные обезьяны

4. Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) теплокровность, 2) холоднокровность
А) речной окунь
Б) озёрная лягушка
В) дельфин-белобочка
Г) обыкновенный хомяк
Д) городская ласточка
Е) болотная черепаха

Установите соответствие между организмами и уровнями их обмена веществ: 1) не зависит от условий среды, 2) зависит от условий среды. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) травяная лягушка
Б) полевая мышь
В) деревенская ласточка
Г) обыкновенная лисица
Д) прыткая ящерица
Е) обыкновенная щука


Выберите из приведённых на схеме таксонов тот, которому можно дать следующее описание: зародыш защищён амниотической оболочкой, волосяной покров отсутствует, имеется копчиковая железа. В ответе запишите число, которым он обозначен.

Источник

Интересные факты из жизни