Какие признаки относятся главным образом к деятельности человека а какие к активности животного

Отличительные особенности деятельности человека и животных

ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
Инстинктивно-биологическая деятельность Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинную зависимость
Реализует типичные наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты) Передача и закрепление опыта через социальные средства общения
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют постоянно Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям
Приспосабливаются к внешней среде Преобразует внешний мир в соответствии со своими потребностями

Следовательно, если поведение животных целиком определяет­ся непосредственным окружением, то поведенческая активность человека уже с самых ранних лет регулируется опытом всего человечества и требованиями об­щества. Этот тип поведения настолько специфичен, что для его обозначения в психологии употребляется особый термин — деятельность.

Деятельность — одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие деятельностного подхо­да, ставшего фундаментом отечественной психологической науки XX века.

Деятельность — это динамическая система взаимо­действия субъекта с окружающим миром, в процессе которого активно формируются психические образы дей­ствительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека, осуществляется целенап­равленное преобразование предметного окружения. В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности (ее предметы и отношения), организованная и социально-детермини­рованная активность отдельного или совокупного субъ­екта (коллектива), предполагающая создание социально значимого (идеального или материального) продукта и образующая единую систему действий и операций, кото­рые поэтапно разворачиваются во времени с заданной последовательностью.

Таким образом, активность, поведение и деятельность, направленные на удовлетворение потребностей человека имеют, в свою очередь свою специфику и отличия, знание и понимание которых будет помогать военному юристу в реализации своих профессиональных функций.

Вопрос 2. Психологическое содержание и виды деятельности человека.

Деятельность — предмет изучения ряда научных дисцип­лин: философии, социологии (теории социального дей­ствия), физиологии и др.

Понимание деятельности как сложной динамической системы, в кото­рой формируются сознание и личность на всех этапах разви­тия, является принципиально важным и основополагающим для отечественной психологии. В ней вся психологическая проблематика предстает в ее деятельностном измерении.

Психика и личность человека, согласно такому пониманию, раскрываются и могут быть познаны только в деятельности. Следует отметить, что категория деятельности всесто­ронне разрабатывалась в немецкой идеалистической фи­лософии, однако для российской психологической науки советского периода наибольшее значение приобрели идеи К. Маркса, который акцентировал, прежде всего, обще­ственно исторический характер деятельности. В трудах отечественных психологов сама психика человека тракто­валась как специфическая и наиболее высоко организо­ванная деятельность, включающая всю совокупность взаи­мообусловленных сенсорных, перцептивных, мыслитель­ных и пр. действий и операций (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубин­штейн, П.Я. Гальперин и др.).

Психическое отражение мира всегда совершается в ак­тивной деятельности.

Уже на относительно ранних стадиях филогенеза (индивидуального развития) возни­кает психическая реальность, представленная в ориентиро­вочно-исследовательской деятельности, призванной обес­печивать взаимодействие живого существа со средой. Если животные в своей активности способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые ас­пекты окружающего, то человеческая деятельность основы­вается на символических формах представления предметных отношений, что связано с развитием коллективного труда. Деятельность человека предполагает не только удовлет­ворение насущных потребностей, но и их развитие: в дея­тельности дифференцируются естественные, материальные, социальные, культурные и духовные потребности личности, на основе иерархии которых возникают новые, специфичные для человека и нехарактерные для животных, формы активности.

Особенность реализации потребностей в человеческой деятельности — использование социально-опосредован­ных общественных способов их удовлетворения. Не столько биологические потребности, сколько средства и способы их реализации, сложившиеся в общественной практике, определяют характер активности человека.

Согласно теории деятельности Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цеди и путей ее достижения, предвидение ре­зультата. Когда человек не осознает поставленной перед ним цели, нет оснований говорить о деятельности в чело­веческом смысле слова; в этом случае можно лишь кон­статировать, что имеет место импульсивное поведение, которое непосредственно управляется биологическими потребностями и эмоциями.

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели.

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение (см. рис. 2)

Рис. 2. Структура деятельности

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Даже элементарные формы психической деятельности, простейшие познавательные процессы целесообразны по своей сути. Как показали исследования отечественных пси­хологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплое и др.), протекание и развитие различных пси­хических процессов существенно зависят от структуры и содержания деятельности, ее мотивов, целей и способов осуществления.

Психологический анализ деятельности, в том числе пси­хической, позволяет классифицировать ее с точки зрения структурных элементов, динамических аспектов, характера выполняемых функций, качественных особенностей получаемых результатов.

Ос­новным структурным компонентом деятельности является действие, а ее организация в целом представляет собой иерархию систем действий разного уровня сложности. Раз­личают действия:

— моторные (двигательные), функция которых заключа­ется в непосредственной реализации программ поведе­ния и деятельности;

— сенсорные и перцептивные (чувственные), обеспе­чивающие ориентировку субъекта в окружающей среде и контроль осуществляемой деятельности;

— центральные (мыслительные), выполняющие органи­зующую и регулирующую функции.

Действия могут быть внешними или внутренними.

Отечественные учёные (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), в результате многолетних исследо­ваний пришли к заключению, что на основе внешних (ма­териальных) действий путем их последовательных преоб­разований и сокращений формируются внутренние (иде­альные) действия, свернутые и совершаемые в умственном плане. Последние обеспечивают произвольную саморегу­ляцию субъекта и контроль за осуществлением основной деятельности.

Общее строение или макроструктура деятельнос­ти включает следующие уровни:

1) уровень психофизиологических функций;

2) уровень операций;

3) уровень действий;

4) уровень особых видов деятельности.

Уровни 1-3 охватывают преимущественно операцио­нально-технические элементы деятельности, тогда как на четвертом уровне деятельность разворачивается в ее лич­ностной проблематике, актуализируются проблемы инди­видуального стиля и личностного смысла.

Кроме того, в функциональной структуре деятельности выделяют: мотивы, побуждающие субъекта к деятельно­сти, и цели, как ее прогнозируемые результаты.

Различаются такие формы деятельности, как:

1) пред­метно-практическая деятельность по производству материального продукта;

2) теоретико-мыслительная деятельность, оперирующая идеальными (понятийными и семантическими) конструктами и моделирующая познаваемый мир;

3) эстетическая деятельность, зак­лючающаяся в создании произведений искусства как объектов идеальной эстетической реальности;

Читайте также:  Литературе интернете сведения об 1 из животных арктических пустынь подготовь о нем сообщение

4) идеоло­гическая или мировоззренческая деятельность, свя­занная с выделением духовных оснований и ценностных ориентиров человеческого бытия и т.д.

Другая классификация строится в соответствии со стадия­ми онтогенетического развития, на которых доминирует определенный вид деятельности. По этому критерию раз­личают: игру, учение и трудовую деятельность.

Игра — это особый вид деятельности, результатом которого не становится про­изводство какого-либо материального или идеального продукта. Чаще всего игры имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ро­левые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятель­ности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индиви­дов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сце­нарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведе­ния их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются осно­ванием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры име­ют по преимуществу развивающее значение. У взрослых игра не является веду­щим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки. Особое значение имеет игра в процессе обучения как детей, так и взрослых – деловые и обучающие игротехники получили сегодня широкое распространение в сфере образования.

Еще один вид деятельности — это учение. Учение выступает как вид деятель­ности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навы­ков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных обра­зовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить по­путно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит сред­ством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек стал тем, кто он есть. Благодаря труду человек построил современ­ное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразо­вал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы даль­нейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление (рис. 1). В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.

Рис. 1. Структурная схема деятельности.

Каждый из данных видов деятельности становится ведущим на оп­ределенном этапе социализации личности: игра преоблада­ет на этапе дошкольной социализации, учение и труд — со­ответственно на этапах школьной и трудовой социализации.

В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Так, например, мы ходим, бегаем, пишем, не думая о том, как мы это делаем.

Чем больше мы тренируемся, упражняемся, тем выше уровень профессионального мастерства.

В процессе деятельности осуществляется трата энергетических ресурсов человека. При длительной работе возникает утомление. Это ведет к снижению работоспособности психики и результативности деятельности, к появлению ошибок. Изменяется продуктивность деятельности и в процессе рабочего дня, рабочей смены и даже за время лекционного занятия.

Оценку продуктивности (результативности) деятельности обычно принято осуществлять по таким ведущим показателям как общая производительность, количество допускаемых ошибок и время реагирования.

Согласно современным взглядам, под деятельностью может подразумеваться не только преобразование внешнего предметного мира, но и преобразовательная актив­ность внутреннего плана, например, рефлексия или «дея­тельность переживания» (активное преодоление жизнен­ного кризиса, «работа горя»), способствующая глубинным внутриличностным трансформациям.

Итак, деятельность определяет все аспекты социально­го бытия и развития личности, как внешнего, так и внут­реннего плана. Это позволяет рассматривать личность в ее деятельностном измерении: как субъекта осознанной и целенаправленной деятельности. Личность военного юриста формируется в процессе учебной и профессиональной деятельности. Профессиональная юридическая деятельность включает в себя:

— познавательно-удостоверительную деятельность (обеспечение доказательности);

— коммуникативную деятельность (получение информации путем общения);

— взаимодействие с оперативно-розыскной деятельностью (организация совместной работы следствия и оперативно-розыскной службы);

— воспитательно-профилактическую деятельность (по формированию правопослушного поведения, предупреждению преступлений и правонарушений).

Психологический анализ профессиональной деятельности военного юриста позволил выделить такие ее психологические особенности как:

1. Правовая регламентированность (нормативность) профессионального поведения и принимаемых решений.

2. Властный, обязательный характер профессиональных полномочий.

3. Экстремальный характер деятельности (в т.ч. оперативность).

4. Творческий характер деятельности.

5. Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юриста.

Таким образом, понимание деятельности как формы активного от­ношения субъекта к действительности, связанной с дости­жением сознательно поставленных целей, созданием об­щественно значимых ценностей и освоением социального опыта выступает важнейшим компонентом формирования психолого-педагогической и профессиональной компетентности военного юриста.

Выводы:

1) Активность, поведение и деятельность – это обязательное проявление и условие существования живого организма, направленное на активное преодоление препятствия окружающей среды по удовлетворению актуальных потребностей. При этом активность является психофизиологической основой, как поведения любого живого существа, так и сознательной деятельности человека.

2) Поведение животных существенно отличается от поведения и деятельности человека, что обусловлено наличием у него сознания, социальной природой человека и культурно-историческим характером развития.

3) Деятельность — это внутренняя (психическая) и внеш­няя (физическая) активность человека, регулируемая созна­ваемой целью, направленная на удовлетворение, актуальных потребностей, усвоение социального опыта, создание материальных и духовных ценностей. Деятельность имеет следующие психологические характеристики: предметность, социальная, общественно-историческая природа, опосредованность, целенаправленность, продуктивность и плановость.

4) Деятельность человека имеет сложную структуру (операции, направленные на выполнение задач, действия направленные на достижение целей, и мотивы того или иного вида деятельности), формы реализации (предметная деятельность, теоретическая, эстетическая, мировоззренческая) и виды (игра, учение, труд).

5) Деятельность играет ключевую роль в развитии способностей человека, формировании его знаний, навыков и умений, что, в конечном счете, определяет уровень развития как конкретного индивида, так и всего человеческого общества в целом. Юридическая деятельность как специфический вид деятельности предъявляет к личности военного юриста особые требования, определяемые психологическими особенностями ее содержания.

Контрольные вопросы:

1. Что такое деятельность?

2. Как соотносятся активность, поведение и деятельность человека?

3. В чем отличие деятельности человека и животного?

4. Какова структура деятельности?

5. Назовите основные характеристики деятельности.

6. Какие виды деятельности существуют?

7. Кто из отечественных ученых разрабатывал проблему деятельности?

8. Какие психологические особенности имеет юридическая деятельность?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Отличие деятельности человека от активности животных

Жизнь выступает в двух главных формах — растительной и животной. Но это понятие не способно передать особенности более высокого типа жизни, который связан с тем, что поведение животного имеет в своей основе неизвестную растениям способность свободного перемещения в пространстве. Активность животного выступает а) в богатстве проявлений, недоступных растениям; б) предполагает избирательность в каждом поведенческом акте, вызывая необходимость в специальном управляющем органе — нервной системе; в) делает возможным закреплением онтогенетически приобретаемого индивидуального жизненного опыта. Для обозначения этого высшего вида активности и используют понятие деятельность.

Читайте также:  Divinity original sin 2 definitive edition личные квесты зверь

Есть такое определение деятельности — это направленная активность живых систем, возникающая на основе их отношения к окружающей среде с целью самоподдержания (т.е. деятельность соотносима с активность лишь людей).

Активность животных определяют как поведение. Еще К.Маркс отмечал, что свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека.

Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это — потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

Система движений, совершаемых животными, обусловлена анатомо-физиологическим устройством организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются гак, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

Животные только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

Итак, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

Мозг и память человека

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

И. М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый,— уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

Такими были бы и наши действия: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.

Память органически участвует также в процессе восприятия. «Видимое и слышимое нами всегда содержит в себе элементы, уже виденные и слышанные прежде. В силу этого во время всякого нового видения и слышения к продуктам последнего присоединяются воспроизводимые из склада памяти сходственные элементы, но не в отдельности, а в тех сочетаниях, в которых они зарегистрированы в складе памяти» (И. М. Сеченов).

Всякое восприятие предполагает понимание того, что воспринимается, а это возможно лишь при участии воспроизведенных в памяти представлений из прошлого опыта.

Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. Поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.

Хорошей считается память того человека, который быстро запоминает необходимый материал, длительно сохраняет его в своей памяти и точно воспроизводит.

Существуют разные способы классификации памяти. Выделяют наследственную (филогенетическую, определяющую строение каждого организма в соответствии с эволюцией вида) и индивидуальную, которая свойственна каждому отдельному индивидууму и формируется на протяжении всей жизни. Мы будем рассматривать именно эту, прижизненную память.

Деление памяти по времени сохранения материала.

В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную.

Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Эксперименты показывают, что с помощью иконической (мгновенной зрительной памяти), испытуемый получает и удерживает короткое время (до 0,5 с) значительно больше информации, чем затем может произвести. Однако разрушение этого большого объема происходит очень быстро. Иконическая память – это, по существу, сохраняющаяся некоторое время зрительная картина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все предъявленные ему стимулы.

Кратковременная память – это память, в которой сохранение материала ограничено, определенным, как правило, небольшим периодом времени.

Роль информации в жизни человека и общества

Эта форма памяти отличается по ряду свойств от мгновенной: во-первых, другим механизмом сохранения, во-вторых, другими формами преобразования информации, в-третьих, другими объемами и, наконец, иными способами продления срока сохранения.

Читайте также:  Кто из животных не является жителем пустыни а скорпион дрофа лисица фенек тушканчик

Роль кратковременной памяти состоит в обобщении, схематизации полученной информации, через нее эта информация поступает в долговременное хранение. Роль кратковременной памяти этим не ограничивается. Именно ее свойства выявляются в момент принятия решений, поскольку здесь происходит непосредственное сличение информации, поступающей извне и из долговременной памяти, и выносится решение о правильности гипотезы, выдвинутой на основе сведений, полученных и накопленных при обучении.

Ограниченный объем кратковременной памяти служит дополнительным стимулом обобщения информации. Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше ее может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком.

Постоянное обобщение информации в самой кратковременной памяти и обобщенность понятий, поступающих в нее из долговременной памяти, приводят к тому, что увеличивается емкость оперативных единиц и оперативное поле кратковременной памяти как бы раздвигается по мере обучения. Однако важнейшее качество образа (его обобщенность) не может быть обеспечено на уровне преобразования в кратковременной памяти. Оно достигается только с определяющим включением долговременной памяти.

Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение знаний, умений и навыков и содержит огромный объем информации, которая может понадобиться человеку на протяжении его жизни.

Экспериментальные данные показывают, в долговременной памяти одновременно задействованы несколько форм организации знаний. Ее нередко сравнивают с книгохранилищем огромной библиотеки, где доступ к фолиантам открывает правильно выдранный код каталога. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен. Несмотря на эти ценные качества долговременного хранилища, человек часто не получает доступа к хранящимся там знаниям, когда в них возникает необходимость. Доступность информации определяется в значительной степени организацией хранения. В отличие от кратковременной памяти, где припоминания не требуется, при долговременной памяти оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются волевые усилия.

Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями – ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается информация, содержание которой позволяет установить наибольшее число различных ассоциаций и информацией хранящейся в структуре памяти. Любое понятие, поступающее в долговременное хранилище, обязательно активизирует целую систему других понятий, близких к первому. Ассоциативные связи определяются не только частотой совпадения, но и их эмоциональной значимостью и актуальностью.

Физиологические основы психической деятельности

Главной особенностью долговременной памяти все же является недоступность произвольному считыванию хранящейся в ней информации. Вместе с тем имеются случаи, хотя и не частые, когда у отдельных личностей обнаружены свойства хранения и использования необычно большого объема информации. Здесь речь идет о случаях феноменальной памяти.

Известный математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно 10 20 единиц информации. То есть каждый из нас способен запомнить сведения, содержащиеся в миллионах томов книг. История знает немало людей, обладавших феноменальной памятью. Так, великий русский полководец А.В. Суворов, как утверждают современники, помнил всех своих солдат в лицо. Исключительная память была у Наполеона. Однажды, еще будучи поручиком, он был посажен на гауптвахту и нашел в помещении книгу по римскому праву, которую прочитал. Спустя два десятилетия он мог еще цитировать выдержки из нее.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного времени.

Виды памяти по характеру психической активности

По характеру психической активности различают двигательную, образную, эйдетическую, символическую память.

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоциональная память определяет воспроизведение определенного чувственного состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное эмоциональное состояние возникло впервые. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребенка и достигает своего развития к трем-пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое).

Что такое Память. Роль памяти в жизни человека

Исследуя устойчивость эмоциональной памяти, В.Н. Мясищев установил, что когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним 0 положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего – 7.

Образная память – это память на представление, память на картины природы, звуки, запахи, вкусы. Этот вид памяти может быть зрительной, обонятельной, слуховой, вкусовой и др. Как отмечает Р.М. Грановская, отличительная особенность образной памяти в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. В процессе сохранения, образ может трансформироваться и по цвету. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания.

Человеческая память включает процессы запоминания, сохранения, узнавания или воспроизведения информации, она связывает прошлое и настоящее человека, формирует его личность, причем существенное влияние имеют и факторы мотивации личного характера.

Эйдетическую память исследовали Л.С. Выготский и А.Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого образ), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению ученых, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека.

Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчетливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать.

Символическая память подразделяется на словесную и логическую. Словесная память формируется в процессе прижизненного развития вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10-13 годам. Отличительной чертой ее является точность воспроизведения и значительно большая зависимость от воли. Воспроизвести зрительный образ не всегда в нашей власти, в то время, как повторить фразу значительно проще. Однако при словесном сохранении наблюдается искажение.

особенности памяти в подростковом возрасте

3. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого оценивается тот или иной психический процесс, — это:

Список используемой литературы:

Примеры похожих учебных работ

Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека 3

Мозг и память человека

Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возраста

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

Память человека 2

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

Источник

Интересные факты из жизни