Какие приспособления растений и животных вы знаете с чем это связано ответить

Приспособления растений и животных к сезонному ритму: глубокий покой, анабиоз и спячка

Смена времен года в умеренном поясе влечет значительные изменения в жизни природы, связанные, в первую очередь, с изменением температуры. Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и предохраняющий животных зимой от переохлаждения.

Подготовка к зиме

В середине лета рост многих видов растений приостанавливается, уменьшается число цветущих растений, заканчивается размножение птиц. Начинается созревание плодов и семян; становится заметней подготовка к зи ме.

У растений скапливаются запасные питательные вещества в перезимовывающих органах: корнях, корневищах, луковицах, клубнях.

У насекомых в специальных органах — жировых телах — накапливается жир. В подкожной клетчатке многих млекопитающих также откладывается жир. Осенью у птиц и млекопитающих происходит линька. Опадают листья с деревьев и кустарников.

Состояние глубокого покоя

Многие виды организмов приобрели способность переживать неблагоприятные условия (высокую или очень низкую температуру, снижение влажности, отсутствие пищи и др.) в состоянии глубокого покоя. Оно характеризуется снижением физиологических процессов, замедлением газообмена, прекращением питания и неподвижностью у животных.

Температура, вызывающая такое состояние, различна для разных видов. У некоторых насекомых, рыб и земноводных глубокий покой наступает уже при падении температуры до +15°С, у других — при +10°С, у третьих — лишь при температуре, близкой к О°С.

У различных видов растений состояние зимнего покоя переживают различные органы. У луковичных растений — луковицы, у папоротника и ряда других — корневища, у душистого горошка — подземные клубни, у чертополоха — прижатые к земле розетки листьев, у большинства же растений — семена.

Беспозвоночные животные могут перезимовывать на различных стадиях развития. Так, обыкновенный малярийный комар — на стадии взрослого насекомого, родниковый — на стадии личинки, дупляной — на стадии яйца, а бабочка капустница — на стадии куколки.

На протяжении осени и зимы у растений и насекомых увеличивается привыкание к холоду, усиливается стойкость к низким температурам. Это получило название закаливания.

Анабиоз животных и растений

Особой стойкостью к неблагоприятным условиям обладают организмы в состоянии анабиоза. При анабиозе жизненные процессы временно прекращены или настолько снижены, что видимые проявления жизни отсутствуют.

У цветковых растений состояние анабиоза входит в нормальный цикл жизни. Семена в высушенном состоянии сохраняют всхожесть многие годы. У ряда беспозвоночных (простейших, низших ракообразных, коловраток) анабиоз наступает при высыхании луж и болот, в которых они обитают.

Другие беспозвоночные впадают в анабиоз при замораживании. Простейшие, некоторые членистоногие (дафнии, циклопы, насекомые) могут вмерзать в лед.

Установлено, что возвращение к активной жизнедеятельности из состояния анабиоза возможно лишь тогда, когда тканевая жидкость не образует кристаллов, а остается в переохлажденном состоянии. Это связано с тем, что в тканях образуется глицерин, препятствующий промерзанию.

Физиология спячки

Снижение интенсивности обмена веществ, встречающееся у млекопитающих, проявляется в форме спячки. Причинами наступления ее служат понижение температуры, а также отсутствие пищи как зимой, так и летом, когда растительность в степи и пустыне выгорает от зноя.

Хомяки, бурундуки, летучие мыши, ежи, некоторые виды сусликов впадают в зимнюю спячку. У других видов сусликов наблюдается летняя спячка, обычно в засушливую половину лета. Во время спячки снижается активная терморегуляция, температура тела падает почти до температуры окружающей среды, замедляются все функции. Частота сердцебиения у летучих мышей, например, падает с 420 до 16 в минуту.

У некоторых млекопитающих — медведей, барсуков, енотовидных собак, белок — наступает зимний сон, при котором также значительно снижается обмен веществ, но нет падения температуры тела.

Особые приспособления

Для завершения жизненного цикла некоторым растениям, насекомым и ряду других организмов необходимо охлаждение и прохождение зимних стадий покоя. В это время осуществляются определенные физиологические процессы, подготавливающие организм к новой активной жизнедеятельности.

Источник

Топ-10 Поразительно приспособившихся растений и животных

Цитируя великого Яна Малькома (Ian Malcolm), стоит отметить, что «жизнь всегда найдёт способ». Природа полна примеров эволюции, обеспечивающей механизм выживания для флоры и фауны, населяющей Землю. Ниже представлены десять животных и растений, которые в ходе эволюции выработали специфические характеристики или способности, которые позволяют им выживать или даже процветать в своей среде обитания.

10. Газель-доркас (Dorcas Gazelle)

Из-за того, что она эндемична Ближнему Востоку и Северной Африке, газели-доркас пришлось выработать в ходе эволюции ряд черт, которые позволили бы ей выжить, почти при полном отсутствии питьевой воды. Во-первых, они могут всю свою жизнь обходиться без питьевой воды, выживая только благодаря жидкости, которую они получают, употребляя в пищу растения. Помимо этого, когда жидкость практически невозможно найти газели-доркас могут экономить воду посредством концентрирования своей мочевой кислоты, выводя её из организма в виде гранул, а не жидкости. В такие периоды они также значительно снижают количество жидкости в своём помёте.

У них также очень сильные языки, которые могут просунуться между чешуйками сосновой шишки, раскрытыми клювом, и достать семечки. Они также питаются насекомыми и фруктами, но их клювы специфически развивались для того, чтобы они могли питаться сосновыми шишками, которые гораздо более доступны.

8. Бамбук

Это особенное растение, как и небольшое количество других видов растений, выработало специфическое расписание для посева своих семян. Бамбук не цветёт и не вырабатывает семена в течение долгих лет, затем огромное количество семян разом выпускается и распространяется. На материковой части Китая считается, что бамбук цветёт лишь один раз в каждые 120 лет, покрывая землю семенами как одеялом.

Читайте также:  Цвет шерсти животного или оперение птиц из 5 букв

Ученые выдвинули ряд теорий относительно того, почему у бамбука развилась именно эта способность, и одна из самых правдоподобных гипотез состоит в том, что растения так поступают, чтобы животные, питающиеся их семенами, не смогли съесть все семена. Единственным недостатком такой системы является то, что взрослые растения зачастую погибают, если вокруг них начинает расти огромное количество молодых побегов.

7. Панамская золотая лягушка (Panamanian Golden Frog)

Доведённая почти до полного исчезновения из-за потери среды обитания панамская золотая лягушка живёт исключительно в тропических лесах Панамы, в основном рядом с быстротекущими реками и водопадами. Из-за большого шума в их естественной среде обитания они выработали способность, которая встречается очень редко в царстве животных: они используют семафор.

Рудиментарная форма языка жестов, коей является семафор, используется лягушками для передачи основных сообщений, таких как желание спариться или предупреждение о приближении естественных врагов. Самцы этих лягушек также издают свистящие звуки, несмотря на то, что эти звуки практически бесполезны из-за того, что у этого вида лягушек нет барабанных перепонок.

6. Phallostethus Cuulong

Фотография: L.X. Tran
Найденный совсем недавно, в 2009 году, если быть точными, вид рыб под названием Phallostethus cuulong является одним из очень немногих видов рыб, у которых оплодотворение яиц происходит в теле самки. Для того чтобы облегчить этот процесс, самцы выработали пенис, который расположен у них на голове. На его конце находится крючок, похожий на пилу, которым самцы прикрепляются к самкам в процессе спаривания.

Чтобы не отстать от самцов, самки развили свои репродуктивные органы во рту, в задней части горла. Крючок, которым пользуются самцы, очень полезен, так как он значительно увеличивает шансы успешного оплодотворения.

Для того чтобы достать драгоценную пищу из костей трупов бородачи кидают кости с высоты приблизительно 80 метров, в надежде, что они ударятся о камни и разобьются.

Из-за редкости этого растения, а также из-за того, что отдельные растения разбросаны по большой территории, любое сокращение времени, необходимого летучим мышам на поиск растения, очень благоприятно для него. Ученые использовали листья с лозы этого растения, чтобы проверить летучих мышей и их возможности нахождения спрятанной пищи и обнаружили, что листья сокращали время поиска на 50 процентов. Для сравнения, обычный лист уменьшал это время лишь на 6 процентов.

3. Саламандра пятнистая (Spotted Salamander)

Относительно широко распространённое и непритязательное животное, пятнистая саламандра обладает одной из самых уникальных характеристик в мире животных: это первое известное науке позвоночное, которое может использовать фотосинтез. На протяжении многих лет учёные полагали, что водоросли, которые состоят в симбиотических отношениях с зародышами пятнистой саламандры, были ответственными за хлорофилл, который был обнаружен в телах ящериц.

Тем не менее, канадские исследователи недавно обнаружили, что пигменты, необходимые для фотосинтеза, на самом деле были внутри клеток пятнистой саламандры. Более того, они обнаружили, что у эмбрионов, которые взаимодействовали с водорослями, было гораздо больше шансов выжить, и росли они гораздо быстрее.

2. Слива Казуара (Cassowary Plum)

Эндемичная Новой Гвинее и австралийским тропикам северного Квинсленда (North Queensland) слива казуара является небольшим деревцем, на котором растёт очень токсичный фрукт, который опасен почти для всех животных, включая людей. Есть лишь одно существо, способное употреблять в пищу сливы казуара, и вы уже, наверное, догадались по названию растения, что этим существом является казуар, большая нелетающая птица. Как и в случае большинства фруктов, семена фрукта заключены в мясистую мякоть и они проходят через пищеварительную систему казуаров без проблем благодаря тому, что пищеварительная система этих птиц очень короткая и быстро переваривает пищу.

Кроме того, ферменты, содержащиеся в кишечнике этой птицы, нейтрализуют токсичность семян. Есть ещё один маленький грызун, который может употреблять фрукты сливы казуара, но он также съедает и семена, что не помогает распространению растения. К сожалению, на данный момент сам казуар и слива казуара находятся на грани исчезновения. Их может в скором времени не стать, если не будут приняты соответствующие меры по охране их среды обитания.

1. Комар лондонского метрополитена (London Underground Mosquito)

Система метрополитена под Лондоном является рассадником совершенно нового типа комаров, который ответвился от своих наземных родственников в процессе, занявшем лишь сто лет (намного меньше, чем тысячи лет, которые обычно занимает процесс эволюции). Во время строительства метро комары, теперь известные как «Culex Pipiens molestus», попали в тоннели и начали постепенно превращаться в отдельный вид.

Во-первых, изначальная версия этого комара питалась исключительно кровью птиц, но этот новый вид кормится также не брезгует грызунами и людьми. Кроме того, они изменили свой процесс размножения, чтобы лучше приспособиться к новой среде обитания. Обычным комарам нужно сначала напиться крови, чтобы отложить яйца, а комары лондонского метрополитена сначала откладывают яйца, так как там сложно найти еду. И наконец, что хуже всего для людей, они активны круглый год, в отличие от большинства видов комаров, которые впадают в спячку в зимний период. К счастью, они не могут скрещиваться со своими предками с поверхности, поэтому они в основном остаются в системе метрополитена.

Поддержи Бугага.ру и поделись этим постом с друзьями! Спасибо, друг! 🙂

Источник

Разработка урока по теме :»Значение приспособлений растений и животных к среде обитания. Поведение растений и животных», (биология,5-6 класс)

растений и животных к среде обитания. Поведение растений и животных »

Дидактическая: сформировать у учащихся знания о разнообразии приспособлений у растений и животных к среде обитания, о значении приспособлений и их относительном характере. Закрепить знания о размножении растений.

Развивающая: на конкретных примерах пояснить значение различных приспособлений организмов к факторам среды (в ходе викторины).

Социализирующая: формировать бережное отношение к природе, развивать чувство товарищества, ответственности.

Оборудование: таблицы “Разнообразие насекомых”, «Видоизменения корней», «Разнообразие листьев», рисунки животных.

Методы: словесно-наглядный, эвристическая беседа, исследовательский, дедуктивный, игровой, командный, проблемный, обобщающий.

Ключевые слова: адаптация, мимикрия, маскировка, «цветочные часы», «биоритмы».

Читайте также:  Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными наступает если это деяние совершено

• Через сколько дней появились корни у черенкованных вами растений?

• Как называется такой способ размножения растений?

• Какие способы размножения у растений вы знаете?

• Какие способы вегетативного размножения вам известны?

 . Работа по новому материалу урока.

Приспособления у растений (соревнование между рядами): привести примеры, как растения могут приспосабливаться к среде (видоизменения формы, корней, стеблей, листьев, цветков)

Оформление данных в таблицу

Приспособления у животных (соревнование между рядами): привести примеры, как животные могут приспосабливаться к среде (маскировка, мимикрия, кочёвки и т.д.)

Оформление данных в таблицу

Все приспособления носят относительный характер , если изменятся условия среды, данные приспособления уже не будут полезны, следовательно, организмам будет необходимо вырабатывать новые.

ВИКТОРИНА «Поясни приспособления»

Приспособления живых организмов к среде выражаются в изменении поведения (работа с текстом учебника, составление таблицы опорных знаний)

Поведение растений и животных

Изгибание стеблей к солнцу во время роста

Инстинкт постройки гнезда

Обучение детёнышей (волк, кошка)

Биоритмы (перелёты, кочёвки птиц, спячка)

— В чём заключается главное значение приспособлений живых организмов?

— Всегда ли приспособления полезны для организмов?

-Какое приспособление у ночных бабочек стоит им жизни?

— Какой вывод можно сделать о целесообразности (полезности) приспособлений?

Общий вывод делают учащиеся:

«Приспособления организмов к изменениям среды разнообразны. Проявляются они в изменениях строения организмов, их поведенческих реакциях. Приспособления носят относительный характер»

V. Домашнее задание: наблюдения в природе за животными, растениями, выявление приспособлений к среде обитания.

Природоведение: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учебн. завед./В.Р. Ильченко, К.Ж. Гуз, Л.И. Рыбалко.- Полтава: Довкилля-К, 2006.-160с.: ил

Хрестоматия по природоведению: Пособие для учителей/Сост. В.П. Горощенко.- М.: Просвещение, 1979 – 155с., ил

ВИКТОРИНА «Поясни приспособления»

Почему для растений важно, чтобы семена падали на большом расстоянии от материнского растения? (Чтобы не конкурировать за питательные вещества).

Как растения приспосабливаются к зиме? (У травянистых отмирает наземная часть, деревья – листопад, запас питательных веществ в клубнях, корневищах).

Все знают, что 1-е весенние растения имеют волоски – «сон-трава», «котики» вербы. Какое они имеют значение? (Защита от холода).

Могут ли растения впадать как животные зимой в анабиоз (глубокий сон)? (Да, листопадные деревья зимой в покое).

Почему у некоторых водных обитателей тело прозрачное? Приведите примеры. (Медуза. Это маскировка и ней мало воды).

Как приспособились теплокровные переносить низкие температуры? (Перья, шерсть, постоянная температура тела).

Как переносят зимний холод хладнокровные? (Спячка, анабиоз, гибель).

Как объяснить, что некоторые теплокровные тоже впадают в спячку? (Медведь, ёж, суслики). (Нет пищи).

Номер материала: ДБ-110082

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе

Евгения Сафонова
«Приспособленность организмов к среде обитания». Конспект открытого занятия в старшей группе

Наглядного моделирования квалификационных отношений между внешним средой проживания и внешним видом животного.

Цель занятия:

1. Познакомить детей, какие основные среды обитания существуют и сколько их?

2. Создать условия для эффективного усвоения знаний о приспособленности организмов к среде обитания.

— сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;

— познакомить с видами приспособлений у растений и животных;

— раскрыть относительный характер приспособлений;

— подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений.

— расширить кругозор детей.

— развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;

— эмоциональную сферу: уверенность в себе;

— мотивационную сферу: стремление добиться успехов;

— коммуникативную сферу: навыки работы в паре.

— воспитывать целостное восприятие мира;

— формировать познавательный интерес к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.

Словарная работа: среда обитание, приспособления, маскировка, эволюция.

Предварительная работа: Просмотр картинок животных и растениях. Беседа с детьми о животных и их жизнью в природе. Просмотра фильма о животных и их обитания.

1.Беседа: «Среда обитания животных и растениях».

3. Игра «Определи все среды обитания животных и растениях».

4. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию».

5. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

6. Сюрпризный момент.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

I. Ход занятия

На планете Земля в процессе эволюции (постепенная жизнь и развитие в сего живого). Живые организмы освоили четыре основные среды обитания:

2) наземно – воздушная.

1. Водная среда жизни.

В природе моржи являются крупнейшими ластоногими в своей среде обитания.

— Крупный морской зверь с очень толстой кожей, (Чтобы выдерживать холода, помогает под кожный жир).

— Верхние клыки чрезвычайно развиты, удлинены и направлены вниз (они ему нужны для защиты и добыванию еды,

— очень широкая морда усажена многочисленными толстыми, жёсткими, сплющенными щетинами-усами.

— Наружных ушей нет (он обитает водной среде, где вода может попасть в уши и глаза, поэтому и глаза у него маленькие.

— Конечности более приспособлены для движения на суше и воде.

Особенности строения идеальной приспособленности дельфина к среде обитания и образу жизни способствует форма тела. Торпедовидная форма тела позволяет избежать образования завихрения потоков воды, обтекающих дельфина.

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.

У животных приспособительной является форма тела. Хорошо известен облик дельфина. Его движения легки и точны. Самостоятельная скорость движения в воде очень велика, они даже могут обгонять корабли.

Читайте также:  Выделительная система этих животных включает в себя мальпигиевы сосуды и жировое тело

Давайте посмотрим на рыбу.

-Что ей помогает передвигаться в воде? (хвост, плавники, подвижный скелет, форма тела)

— Чем дышат рыбы? (жабрами)

-Какие животные водоема используют свой хвост, как руль? (рыба, бобр, тритон- эти животные живут воде.

2. Наземно-воздушная среда жизни.

Животные в наземно-воздушной среде передвигаются по почве или по воздуху (птицы, насекомые, а растения укореняются в почве. В связи с этим,

— у животных появились легкие (чтобы они могли дышать воздухом)

— а у растений – органы, которыми сухопутные обитатели планеты усваивают кислород прямо из воздуха (это листья и корни). Семена у растений (деревьев, цветов) ветер, срывая семена и переносить их на различное расстояние. Там где они упадут там и прорастут. Но зависит от среды обитания как они приживутся, или пропадут.

У птиц обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в воздушной среде. Маховые и контурные перья, покрывающие тело птицы, полностью сглаживают его форму. Птицы лишены выступающих ушных раковин, в полёте они обычно втягивают ноги. В результате птицы по быстроте намного превосходят всех других животных.

1) Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых (синицы, воробьи, ласточки).

2) Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле (жаворонков, трясогузок).

4) Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна или влажного грунта, в связи с чем у некоторых из них голенастые ноги и тонкие без перепонок пальцы (цапли и аисты).

Дятел живет в лисах или там где много деревьев. Почему? Да потому что Дятел питается насекомыми, личинками и их яйцами которые находятся под корой деревьев, а также орехами и ягодами. Вот поэтому Дятлу нужен сильный клюв чтобы добыть себе еду. А крылья для перелета с дерево на дерева.

3. У наземных обитателей очень разнообразны приспособления, связанные с обеспечением себя водой.

-У растений это мощная корневая система, водонепроницаемый слой на поверхности листьев и стеблей, способность к регуляции испарения воды.

— У животных это также различные особенности строения тела и покровов, но, кроме того, поддержанию водного баланса.

— Некоторые животные могут жить всю жизнь вообще на сухом корме.

В этом случае вода, необходимая организму, возникает за счет окисления составных частей пищи.

В жизни наземных организмов большую роль играют и многие другие экологические факторы, состав воздуха, ветры, рельеф земной поверхности. Особо важны погода и климат. Обитатели наземно-воздушной среды должны быть приспособлены к климату той части Земли, где они живут, и переносить изменчивость погодных условий.

Например: белка – лесной зверек. Среда обитания белки – это:

– деревьев и крупных веток, растущих друг от друга на некотором расстоянии;

– разное (в зависимости от сезона)состояние деревьев: с листвой, семенами, плодами – летом, голое и в снегу – зимой;

Белка обладает хорошей приспособленностью, которая позволяет выжить в этой среде обитания. К приспособительнымвнешним признакам строения и поведения белки относятся следующие:

– острые загнутые когти, позволяющие хорошо цепляться, удерживаться и передвигаться по дереву;

– сильные и более длинные, чем передние, задние ноги, которые дают возможность делать белке большие прыжки;

– длинный и пушистый хвост, действующий как парашют в прыжках и согревающий ее в гнезде в холодное время года;

– острые, само затачивающиеся зубы, что позволяет грызть твердую пищу;

– линька шерсти, которая помогает белке не замерзнуть зимой и чувствовать себя легче летом, а также обеспечивает смену маскировочной окраски.

Эти приспособительные особенности позволяют белке легко передвигаться по деревьям во всех направлениях, находить пищу и поедать ее, спасаться от врагов. Таким образом осуществляется взаимосвязь белки со средой обитания.

Живут в пустыне где мало воды, для этого им нужно делать запас воды. Горбы верблюдов состоят из жировой ткани.

Когда животное сыто и здорово, горб высокий и крепкий, если верблюд истощен или болен, горб становится дряблым и может почти исчезнуть (когда запас жира исчерпан).

У верблюда длинная шея, что дает ему возможность доставать до травы и других низкорослых растений, составляющих его пищу.

Тело покрыто мохнатой шерстью, которая зимой и в холодных районах становится длинной и густеет. Ноздри щелевидные, заросшие внутри волосами, и могут почти полностью ими закрываться, что позволяет отфильтровывать из воздуха пыль и песок во время пустынных бурь. Двойной ряд длинных густых ресниц защищает от летучих частиц глаза. Уши мелкие, почти незаметные.

У верблюдов, как у всех парнокопытных, на ногах по два пальца, но подошва их толстая, кожистая и роговых копыт нет. Такое строение ног приспособлено для ходьбы по сыпучим пескам и мягкому снегу.

Верблюды славятся своим умением обходиться без воды. Однако это объясняется не запасом воды в горбах, адаптивными особенностями.

— Во-первых, в условиях дефицита воды верблюд выделяет очень концентрированную мочу, сохраняя влагу в тканях.

— Вторая адаптация касается регуляции температуры тела.

II. Зверобика. (Физ. минутка)

III.Игра: «Определи все среды обитания животных и растениях».

IV. Просмотр слайд шоу «Приспособления животных к выживанию».

V. Подведения итогов (Вопрос – ответ).

Вопросы для закрепления материала. Вопросы (детям)

1. А как животные передвигаются в воде? (плавают)

2. Чем животные роят норы и ходы? (передними лапами – грабли).

3. Каких животных мы можем отнести к водной стихии?

4. А этих животных, в какую стихию вы отнесете? (наземные)

5. Где дом этих животных? (почва).

6. Этих животных мы отнесем? (воздушную)

7. Зачем жирафу длинная шея? (чтобы доставать еде).

8. Чем дышит рыба? (жабрами).

9. Какие вы знаете приспособления растений, защищающие их от поедания животными?

10. Какие приспособления у растений и у животных есть к жизни в воде?

VI. Сюрпризный момент.

(Отгадай загадку и получи приз).

Источник

Интересные факты из жизни