Какие формы поведения животных описывают эти отрывки молодой крысе

Ответы

1 Нейробиологов несведущие люди часто путают с психологами. Нейробиология связана также с нейрофизиологией, которая изучает особенности протекания физиологических процессов в мозге человека и порождаемое ими изменение в высшей нервной деятельности.

1. Врожденные формы поведения:

Рефлексы – врождённая реакция, служащая для адаптации организма;

Инстинкт – совокупность актов поведения;

2. Приобретенные формы поведения:

Обучение – развитие новых возможностей в процессе познания;

Метод проб и ошибок;

Инсайт (для хордовых) – понимание;

Мышление – умственная деятельность.

1.Работу мозга изучают такие науки, как психология и физиология ВНД. Их объединяет и ряд общих методов исследования, но вместе с тем они изучают разные стороны нервных процессов.

2.Основы учения о рефлекторной деятельности организма были заложены французским ученым Рене Декартом (1596—1650).

5.Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.

1.В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Прочность следов зависит от того, какие именно следы имели место.

2. благодаря памяти в процессе обучения у человека формируются знания, умения и навыки, необходимые для жизни в изменяющихся условиях окружающей среды. Память и обучение присущи многим живым организмам, но наибольшего развития они достигли у человека.

3. В основе механизма кратковременной памяти лежит импульсная активность нейронов и, в частности, циркуляция возбуждения по замкнутым нейронным цепям.

зрительную,слуховую,моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память.

5.Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации.

1. Врожденные программы поведения — безусловные рефлексы, инстинкты.

2. безусловные рефлексы, инстинкты

3. Запечатление, или импри́нтинг — специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

4. Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.

1. Бодрствование – состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром.

2.Сон — естественное физиологическое состояние, противоположное состоянию бодрствования, характеризующееся пониженной реакцией на окружающий мир, присущее млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.

4. Тело расслабляется после дневной нагрузки, ведь нужно восстановиться и накопить энергию для следующего дня. Зато нервная система бодрствует – кровообращение и дыхание, слух и речь, координация и внимание должны полноценно функционировать.

1. Базовые потребности человека. У человека девять базовых потребностей. Эти потребности есть у каждого человека, даже если человек не чувствует их в себе. Первые четыре потребности — это потребности для выживания: 1.тепло, 2.защита, 3.пища, 4.безопасность. Без них невозможно жить.

2.Вторичные потребности связаны с психологическим настроем человека потребностью в успехе, уважении, власти, общении

4.Эмоция — это функция, отражающая то, как мотив, лежащий в основе какой-либо деятельности, воплощается в ней.

5. Любопытство, Стабильный и острый интерес ко всему новому, стремление больше читать и видеть, ведет человека по пути непрерывного обучения, что, в свою очередь, дает стимуляцию мозга и обеспечивает развитие интеллектуальных

Источник

Интеллектуальное поведение животных

После того, как он научился хорошо делать это, зада­ние усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Обаплота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.

Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала пе­ребираться по мостку на другой плот. Она просто зачерп­нула воду из озера, залила огонь и достала банан.

Между прочим, наши столь умные домашние кошки и собаки решать подобные задачи не способны. Собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некото­ром расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец ко­торой она может достать зубами.

Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабо­раторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медлен­но, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезь­янах показывают, что они готовы выполнять достаточно слож­ные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведе­ние кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, од­нако, не так. Подобное поведение биологически целесооб­разно потому, что в реальных жизненных условиях живот­ные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.

Вопросыи задания

1.Какие формы поведения животных описывают эти отрывки:

По наблюдениям французского биолога Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три ганглии 1 у сверчка, парализуют его, а за­тем втаскивает в норку. Личинка осы питается таким парализо­ванным, но еще живым сверчком. Фабр пишет, что точность, с

Молодой крысе, выросшей в лаборатории и не имевшей до­ступа к материалам, необходимым для постройки норы, пе­ред тем, как она должна была родить, дали эти материалы. Кры­са не сумела ими воспользоваться и казалась неспособной к про­явлению необходимой заботы о детенышах.

2. Понаблюдайте за вашими домашними животными или до­машними животными ваших знакомых.

Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктивным, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка? Какие, по вашему мнению, можно охарактеризовать, как интеллекту­альное поведение? Почему?

Читайте также:  Какие классы животных относят к типу хордовых рыбы и земноводные

3. Можно ли закономерности психики, выявленные в экспе­риментах на животных, переносить на человека. Если да, то в какой степени?

4. Какой механизм выработки навыка описывает американ­ский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже».

5. Как вы думаете, чем объясняются различия в решении за­дачи животными и детьми?

Датский психолог Байтендайк изучал, могут ли животные сделать простое умозаключение. Он провел серию опытов, в ко-

Отечественный психолог А.Р. Лурия провел подобные опыты с маленькими детьми, только что научившимися говорить. Ока­залось, что им достаточно двух-трех проб, чтобы в дальнейшем выполнять задание без ошибок.

6. Объясните следующее явление.

Источник

Т е м а 4 ПСИХИКА ЖИВОТНЫХ

Чувствительность.

Инстинктивное поведение.

Навыки.

Интеллектуальное поведение животных.

Поведение животных и человека определяется уровнем развития психики. Все формы поведения подразделяются на врожденные и приобретенные в процессе жизни.

4.1. Чувствительность

Изменение формы растения, которое как бы двигается к свету (тропизм) не есть проявление чувствительности, поскольку эта непосредственная реакция на биологически значимый (значимый для его сохранения) раздражитель. Совсем другое дело движение жабы, захватывающей летя-щего мотылька. Движение мотылька, его форма, отражае­мый его крыльями свет сами по себе не могут удовлетво­рить непосредственную биологическую потребность жабы в пище. Но они сигнализируют о ней. Восприятие такого сигнала и есть чувствительность. В процессе эволюции жи­вых организмов чувствительность возникает очень рано.

Низшие животные реагируют только на отдельные свой­ства окружающего мира. Эта стадия развития психики ха­рактеризует элементарную чувствительность. Но такая чув­ствительность обеспечивает лишь недифференцированные ощущения. На этой стадии поведение почти полностью определяется инстинктами.

4.2. Инстинктивное поведение

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо­ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов­летворить необходимых потребности и становится неадек­ватным.

Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи­большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин­стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.

Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз­но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян­но изменяющейся среде.

Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

4.3. Навыки

Приобретенные формы поведения формируются в про­цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.

Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Классическим примером оперантного научения явля­ются эксперименты, проведенные известным американс­ким психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу поме­щали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересова­ло, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не по­казывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи-тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.

Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае осо­бенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.

Многие навыки животных и некоторые навыки челове­ка представляют собой навыки первого типа.

Особенностью такого навыка является то, что автомати­зированные действия можно вновь начать контролировать. Например, грамотный человек пишет без ошибок автома­тически, не задумываясь. Но если он не знает, как написать то или иное слово или чувствует, что сделал ошибку, он может вспомнить необходимые правила, применить спосо­бы проверки и т.п. Выработка такого типа навыка требуется определенный уровень развития интеллекта.

4.4. Интеллектуальное поведение животных

После того, как он научился хорошо делать это, зада­ние усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Обаплота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.

Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала пе­ребираться по мостку на другой плот. Она просто зачерп­нула воду из озера, залила огонь и достала банан.

Между прочим, наши столь умные домашние кошки и собаки решать подобные задачи не способны. Собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некото­ром расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец ко­торой она может достать зубами.

Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабо­раторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медлен­но, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезь­янах показывают, что они готовы выполнять достаточно слож­ные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведе­ние кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, од­нако, не так. Подобное поведение биологически целесооб­разно потому, что в реальных жизненных условиях живот­ные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.

Читайте также:  Доклад на тему охрана животного мира 7 класс биология

Вопросы и задания

1. Какие формы поведения животных описывают эти отрывки:

По наблюдениям французского биолога Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три ганглии 1 у сверчка, парализуют его, а за­тем втаскивает в норку. Личинка осы питается таким парализо­ванным, но еще живым сверчком. Фабр пишет, что точность, с

Молодой крысе, выросшей в лаборатории и не имевшей до­ступа к материалам, необходимым для постройки норы, пе­ред тем, как она должна была родить, дали эти материалы. Кры­са не сумела ими воспользоваться и казалась неспособной к про­явлению необходимой заботы о детенышах.

2. Понаблюдайте за вашими домашними животными или до­машними животными ваших знакомых.

Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктивным, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка? Какие, по вашему мнению, можно охарактеризовать, как интеллекту­альное поведение? Почему?

3. Можно ли закономерности психики, выявленные в экспе­риментах на животных, переносить на человека. Если да, то в какой степени?

4. Какой механизм выработки навыка описывает американ­ский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже».

5. Как вы думаете, чем объясняются различия в решении за­дачи животными и детьми?

Датский психолог Байтендайк изучал, могут ли животные сделать простое умозаключение. Он провел серию опытов, в ко-

Отечественный психолог А.Р. Лурия провел подобные опыты с маленькими детьми, только что научившимися говорить. Ока­залось, что им достаточно двух-трех проб, чтобы в дальнейшем выполнять задание без ошибок.

6. Объясните следующее явление.

Источник

Интеллектуальное поведение животных

Навыки

Инстинктивное поведение очень важно, поскольку оно обеспечивает возможности выживания с самых первых мо­ментов жизни до приобретения собственного опыта. Однако в изменяющихся условиях такое поведение не может удов­летворить необходимых потребности и становится неадек­ватным.

Пчелиные соты при минимуме площади обладают наи­большей вместимостью. Впечатление такое, что перед нами образец тончайшего математического расчета. Ин­стинкт пчелы заставляет строить соты так, чтобы это было биологически целесообразно. Инстинкт заставляет пчелу старательно закупоривать ячейки сот, чтобы сохранить в них мед. Но если у сот проткнуть дно, пчела будет так же их закупоривать, хотя никакого смысла в этом уже нет: из таких сот мед вытечет.

Таким образом, инстинктивное поведение целесообраз­но в стереотипных условиях и нецелесообразно в постоян­но изменяющейся среде.

Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения.

Приобретенные формы поведения формируются впро­цессе жизни, под влиянием собственного опыта живого существа.

Одной из важнейших форм приобретенного поведения, которые являются навыки.

Навыки– это способы поведения, возникающие в ре­зультате научения, закрепленные путем упражнений и по­вторения. Они осуществляются автоматически, без созна­тельной регуляции и контроля.

Однако чем сложнее условия жизни и нервная система живого существа, чем выше оно стоит на эволюционной лестнице, тем быстрее и эффективнее образуются у него навыки, тем более сложными по своему характеру они являются.

Напомним, что условный рефлекс– реакция на раздра­житель, который первоначально является нейтральным, но близок по времени возникновения к безусловному раз-дражителю. Навыки, основанные на условном рефлексе, можно сформировать даже у существ с относительно про­стым строением нервной системы. Например, даже пчел, в поведении которых, как мы уже говорили, значитель­ную роль играют инстинкты, удавалось научить отдавать предпочтение определенному цвету. Для этого им клали мед только в стеклянные чашки определенного цвета.

Классическим примером оперантного научения явля­ются эксперименты, проведенные известным американс­ким психологом Б. Скиннером (1904-1990). Крысу поме­щали в специальную клетку с рычагом. Нажимая на этот рычаг, крыса могла получать пищу. Ученого интересова­ло, научится ли крыса нажимать на рычаг, если ей не по­казывать, как им пользоваться, самостоятельно. Действи-тельно, крыса, обследуя клетку, первоначально случайно нажимала на рычаг, получала вкусную пищу, после чего быстро научалась использовать рычаг по назначению.

Оперантное обусловливание имеет большое значение, например, при дрессировке животных. В этом случае осо­бенно важно, чтобы «вознаграждалось» (подкреплялось) совершаемое животным действие.

Многие навыки животных и некоторые навыки челове­ка представляют собой навыки первого типа.

Особенностью такого навыка является то, что автомати­зированные действия можно вновь начать контролировать. Например, грамотный человек пишет без ошибок автома­тически, не задумываясь. Но если он не знает, как написать то или иное слово или чувствует, что сделал ошибку, он может вспомнить необходимые правила, применить спосо­бы проверки ит.п. Выработка такого типа навыка требуется определенный уровень развития интеллекта.

После того, как он научился хорошо делать это, зада­ние усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Обаплота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.

Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала пе­ребираться по мостку на другой плот. Она просто зачерп­нула воду из озера, залила огонь и достала банан.

Между прочим, наши столь умные домашние кошки и собаки решать подобные задачи не способны. Собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некото­ром расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец ко­торой она может достать зубами.

Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабо­раторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медлен­но, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезь­янах показывают, что они готовы выполнять достаточно слож­ные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведе­ние кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, од­нако, не так. Подобное поведение биологически целесооб­разно потому, что в реальных жизненных условиях живот­ные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.

Читайте также:  В описании животных зоологи часто употребляют термин млечные железы что понимают под этим термином

Вопросыи задания

1.Какие формы поведения животных описывают эти отрывки:

По наблюдениям французского биолога Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три ганглии 1 у сверчка, парализуют его, а за­тем втаскивает в норку. Личинка осы питается таким парализо­ванным, но еще живым сверчком. Фабр пишет, что точность, с

Молодой крысе, выросшей в лаборатории и не имевшей до­ступа к материалам, необходимым для постройки норы, пе­ред тем, как она должна была родить, дали эти материалы. Кры­са не сумела ими воспользоваться и казалась неспособной к про­явлению необходимой заботы о детенышах.

2. Понаблюдайте за вашими домашними животными или до­машними животными ваших знакомых.

Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктивным, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка? Какие, по вашему мнению, можно охарактеризовать, как интеллекту­альное поведение? Почему?

3. Можно ли закономерности психики, выявленные в экспе­риментах на животных, переносить на человека. Если да, то в какой степени?

4. Какой механизм выработки навыка описывает американ­ский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже».

5. Как вы думаете, чем объясняются различия в решении за­дачи животными и детьми?

Датский психолог Байтендайк изучал, могут ли животные сделать простое умозаключение. Он провел серию опытов, в ко-

Отечественный психолог А.Р. Лурия провел подобные опыты с маленькими детьми, только что научившимися говорить. Ока­залось, что им достаточно двух-трех проб, чтобы в дальнейшем выполнять задание без ошибок.

6. Объясните следующее явление.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Интеллектуальное поведение животных

После того, как он научился хорошо делать это, зада­ние усложнили. На озере поставили плоты. На одном из них были Рафаэль и кормушка с бананом, перед которой горел огонь. Бачок с водой помещался на другой плот. Обаплота были соединены узким мостиком. Вокруг плотов, естественно, была вода. Однако Рафаэль, чтобы достать банан, перебирался по мостку на другой плот, зачерпнул воду из бачка, возвращался обратно и залил огонь.

Несколько позже этот эксперимент был повторен с другими обезьянами-шимпанзе. Одна из них не стала пе­ребираться по мостку на другой плот. Она просто зачерп­нула воду из озера, залила огонь и достала банан.

Между прочим, наши столь умные домашние кошки и собаки решать подобные задачи не способны. Собака будет долго сидеть перед куском мяса, находящимся на некото­ром расстоянии от ее клетки, но не «догадается» дернуть за веревочку, к которой это мясо привязано, и конец ко­торой она может достать зубами.

Особой формой интеллектуального поведения животных является исследовательское поведение. Например, ученые много раз проводили исследования, к которых учили лабо­раторных крыс проходить лабиринты для получения пищи.Выяснилось, что если животное голодно, оно достаточно быстро находит кратчайший путь к кормушке и бежит к ней. Если же голод не очень силен, то крыса начинает подробно исследовать лабиринт. В этом случае крыса двигается медлен­но, обходит и обнюхивает все закоулки. Более того, иногда она «специально» выбирает пути, в конце которых заведомо нет ничего «вкусного», при этом идет не два раза подряд в одно и то же место, а выбирает новый путь. Опыты на обезь­янах показывают, что они готовы выполнять достаточно слож­ные для них действия, для того чтобы в результате иметь возможность просто посмотреть на игрушку или на то, что происходит в лаборатории. На первый взгляд такое поведе­ние кажется биологически нецелесообразным, не связанным непосредственно с удовлетворением потребностей. Это, од­нако, не так. Подобное поведение биологически целесооб­разно потому, что в реальных жизненных условиях живот­ные должны знать, что их окружает, где найти то, что им требуется. А для этого необходимо исследовать окружающую среду.

Вопросыи задания

1.Какие формы поведения животных описывают эти отрывки:

По наблюдениям французского биолога Фабра, оса-сфекс, протыкая жалом три ганглии 1 у сверчка, парализуют его, а за­тем втаскивает в норку. Личинка осы питается таким парализо­ванным, но еще живым сверчком. Фабр пишет, что точность, с

Молодой крысе, выросшей в лаборатории и не имевшей до­ступа к материалам, необходимым для постройки норы, пе­ред тем, как она должна была родить, дали эти материалы. Кры­са не сумела ими воспользоваться и казалась неспособной к про­явлению необходимой заботы о детенышах.

2. Понаблюдайте за вашими домашними животными или до­машними животными ваших знакомых.

Какие формы их поведения вы отнесли бы к инстинктивным, какие, по вашему мнению, находятся на стадии навыка? Какие, по вашему мнению, можно охарактеризовать, как интеллекту­альное поведение? Почему?

3. Можно ли закономерности психики, выявленные в экспе­риментах на животных, переносить на человека. Если да, то в какой степени?

4. Какой механизм выработки навыка описывает американ­ский писатель Марк Твен в следующем высказывании: «Кошка, один раз усевшись на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже».

5. Как вы думаете, чем объясняются различия в решении за­дачи животными и детьми?

Датский психолог Байтендайк изучал, могут ли животные сделать простое умозаключение. Он провел серию опытов, в ко-

Отечественный психолог А.Р. Лурия провел подобные опыты с маленькими детьми, только что научившимися говорить. Ока­залось, что им достаточно двух-трех проб, чтобы в дальнейшем выполнять задание без ошибок.

6. Объясните следующее явление.

Источник

Интересные факты из жизни