Какие элементы строение клеточной мембраны животной клетки обозначены на рисунке

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Оболочка»

1. Опишите молекулярное строение наружной плазматической мембраны животных клеток.

1) Основу плазматической мембраны составляет двойной слой фосфолипидов, которые повернуты гидрофобными хвостами друг к другу, а гидрофильными головками к воде.
2) В состав мембраны входят проникающие, погруженные и поверхностные белки.
3) К белкам и фосфолипидам с наружной стороны могут прикрепляться углеводы гликокаликса.

2. Какие процессы изображены на рисунках А и Б? Назовите структуру клетки, участвующую в этих процессах. Какие преобразования далее произойдут с бактерией на рисунке А?

1) На рисунке А происходит фагоцитоз, а на рисунке Б пиноцитоз.
2) В этих процессах участвует плазматическая мембрана.
3) Бактерия на рисунке А далее будет переварена: фагоцитозный пузырек сольется с лизосомой, образуется пищеварительная вакуоль, бактерия расщепится на мономеры, которые поступят в цитоплазму.

3. Чем отличается оболочка растительной и животной клетки? Назовите не менее двух отличий.

1. У растительной клетки имеется клеточная стенка из целлюлозы.
2. У животной клетки имеется гликокаликс (слой гликолипидов и гликопротеидов на поверхности мембраны).

4. Почему эритроцит в пресной воде лопается, а инфузория-туфелька и хламидомонада – нет?

1) Осмос – это движение воды через мембрану в сторону более высокой концентрации веществ. Концентрация веществ в цитоплазме живой клетки выше, чем в пресной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки.
2) Эритроцит набухнет, а затем лопнет.
3) Хламидомонада надуется водой, но лопнуть ей не даст клеточная стенка.
4) Инфузория-туфелька не лопнет, т.к. будет выкачивать воду с помощью сократительных вакуолей.

5. Известно, что в плазме крови концентрация солей в норме соответствует концентрации хлорида натрия 0,9%. В стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображение нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане с раствором (более 0,9%, менее 0,9%, равна 0,9%).

1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по закону диффузии (осмоса) поступила из эритроцита в раствор;
2) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%

6. Зимой на дорогах используют соль, чтобы не было гололеда. К каким изменениям в водоемах и почве это приводит?

Засоленность почвы приведет к тому, что растениям становится тяжелее забирать из почвы воду. Засоление водоемов приводит к тому, что водные организмы обезвоживаются, их обмен веществ нарушается.

7. В пробирку с кровью человека добавили такое же количество 0,1%-ного раствора поваренной соли. Что произойдет с эритроцитами крови? Ответ поясните.

1) эритроциты начнут набухать, могут лопаться;
2) при добавлении 0,1%-ного раствора соли понижается концентрация солей плазмы, вода по закону осмоса (диффузии) поступает в эритроциты

8. Кожицу лука поместили в концентрированный раствор соли. Объясните, что и почему произойдет в клетках. Какие научные методы применяются в этом исследовании?

1) в клетках произойдет отслоение протопласта (цитоплазмы) от клеточной стенки (плазмолиз) из-за того, что вода из клетки поступает в раствор, где концентрация соли выше (благодаря осмосу);
2) методы: эксперимент, микроскопия (наблюдение)

9. Если поместить растение корнями в подсоленную воду, то через некоторое время оно завянет. Объясните почему.

1) в соленом растворе клетки корня потеряют воду, произойдет плазмолиз, и клетки потеряют тургор;
2) нарушится транспорт воды в растение, и оно завянет.

10. Как строение клеточной мембраны соответствует выполняемым ею функциям?

1) Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
2) Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
3) Встроенные углеводы выполняют структурную и сигнальную функции.
4) Пластичность мембраны позволяет ей осуществлять процессы фагоцитоза и пиноцитоза.

11. Определите, модель строения какой клеточной структуры изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Каковы их функции в этой структуре? Назовите не менее двух функций. С какой стороны (А или Б) от мембраны находится цитоплазма клетки? Ответ аргументируйте.

1) модель плазматической мембраны;
2) белки;
3) функции: транспортная, рецепторная, взаимодействие клеток, структурная, ферментативная (любые 2 функции);
4) цитоплазма находится со стороны Б от мембраны;
5) поскольку со стороны А на поверхности мембраны расположен гликокаликс

Источник

ОЛЬГА КОНОВАЛОВА

учитель биологии

Обучение

Разбор заданий с иллюстрациями из открытого банка заданий (фипи) по теме «Клетка как биологическая система»

Для того, что бы успешно сдать экзамен нужно, в том числе хорошо ориентироваться в иллюстративном материале. В этом посте мы разберем задания с иллюстрациями из открытого банка заданий. Конечно, это не все возможные иллюстрации, которые могут быть на экзамене, но чем больше иллюстраций вы разберете при подготовке, тем больше вероятность того, что вас не застанут врасплох.

Цветные метки на некоторых изображениях — мое добавление для удобства изучения картинки.

1. Изображённая на рисунке структура клетки, обладающая полупроницаемостью, представляет собой…

На данном изображение мембрана показана как бы на срезе и отсутствует еще один важный элемент строения мембраны. Он есть в следующем задании.

2. Какие элементы строения клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?

На этом изображении мы видим клеточную (она же плазматическая, она же цитоплазматическая, она же плазмоллема, она же цитолемма) мембрану как бы сверху и сбоку. Видя одновременно и срез и поверхность. Ответить на первую часть вопроса нам уже просто: 1 — белки, 2 — фосфолипиды, а вот 3 — это цепочки углеводов (гликокаликс).

Значение каждого элемента. Фосфолипиды являются важнейшей структурным элементом (основой, каркасом) мембраны. Каждая молекула состоит из двух частей (гидрофобные «хвостики» и гидрофильные «головки»). Гидрофобные части молекул «не любят» воду и поворачиваются всегда друг к другу (хвостик к хвостику), а гидофильные части молекул воду «любят», поэтому все время оказываются на поверхности слоя мембраны. За счет таких особенностей мембрана легко восстанавливается, а по сути самозамыкается, в случае небольших разрывов и в случае эндо- и экзоцитоза.

3. Какая структура изображена на рисунке?

Тут все просто — это хромосома, состоящая из двух сестринских хроматид, очень близко расположенных друг к другу. Хромосома состоит из двух хроматид перед делением (митозом/мейозом) и имеет определенные элементы, которые нужно знать обязательно. Молекулы ДНК обозначены зеленой стрелочкой (на этом рисунке не самое удачное изображение, но какое есть). Центромера (или первичная перетяжка) обозначена оранжевой стрелочкой. В районе центромеры до определенного момента деления две сестринские хроматиды соединены друг с другом. Красной стрелочкой обозначена вторичная перетяжка (есть не у всех хромосом), она же называется ядрышковым организатором, в этом месте располагаются гены содержащие информацию о рРНК (рибосомальных). Сиреневой стрелочкой обозначен спутник.

Читайте также:  Игрушки мягкие животные как настоящие national geographic за 1000

Первым делом нужно вспомнить что такое тРНК. Это транспортная РНК, которая участвует в трансляции (этап биосинтеза белка), принося к рибосоме конкретную аминокислоту. Она небольшого размера и похожа на лист клевера. Правильный ответ — четвертый. И тРНК нужно запомнить в лицо.

Что же изображено на остальных рисунках? 1 — АТФ, состоящая из азотистого основания (аденин), углевода (рибоза) и трех остатков фосфорной кислоты. При чем на рисунке мы можем увидеть символичное изображение двух макроэргических связей (связи содержащие в себе большое количество энергии) — сиреневыми стрелками. 2 — третичная структура молекулы белка (глобула). 3 — молекула ДНК.

На рисунке в целом изображен схематично нуклеотид. А — азотистое основание урацил. Б — пентоза (моносахарид) рибоза. Вывод о рибозе сделан на основании того, что на рисунке обозначен именно урацил, а урацил входит в состав только молекул РНК. А в состав нуклеотидов РНК входит пентоза рибоза (у ДНК дезоксирибоза). В — это остаток фосфорной кислоты.

Соответственно, на третий вопрос нужно ответить так: данный нуклеотид входит в состав иРНК, рРНК и тРНК.

6. Часть клетки, с помощью которой устанавливаются связи между органоидами, обозначена на рисунке буквой…

Сначала разберемся что мы видим на рисунке. Клетка явно имеет толстую клеточную оболочку, а значит это растительная клетка (может быть клетка грибов, но такое в заданиях редко бывает). Смотрим дальше. В — точно ядро; А — вакуоль с клеточным соком; Б — внутреннее содержимое клетки, т.е. цитоплазма; Г — вероятно, хлоропласты. И только цитоплазма (из представленных элементов) играет важную роль в «общении» органоидов между собой. Цитоплазма текуча (у эукариотов) и вещества с помощью перемещения цитоплазмы перемещаются от органоида к органоиду или к плазматической мембране. Соответственно, правильный ответ — Б.

7. На рисунке изображена клетка…

Видим тот же рисунок, но с более правильными (по форме) хлоропластами. Никаких сомнений — это растительная клетка. Основной момент при определении растительная перед вами находится клетка или животная, на мой взгляд, это наличие клеточной стенки (у животной клетки ее нет).

8. Назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1-3, и их функции.

Рассматривая внимательно изображение этого органоида, в первую очередь, нужно увидеть, что он двумембранный, т.е. окружен двумя мембранами (на рисунке хорошо видны две линии). Сразу же вспоминаем, что мы знаем два двумембранных органоида (митохондрия и хлоропласт) и митохондрия намного проще устроена. Значит, это хлоропласт. Конечно, это изображение нужно выучить наизусть, но нужно быть готовым, к тому, что хлоропласт может быть изображен и немного по-другому.

Теперь перейдем к внутреннему содержимому. Внутренняя мембрана хлоропласта образует целую сеть достаточно упорядоченных мембран. Мембраные пузыречки похожи на монетки. Один самостоятельный пузыречек — это тилакоид ( оранжевая стрелочка), стопка тилакоидов — это грана. Длинный вытянутый тилакоид (часто соединяющий несколько гран) называют ламелой ( зеленая стрелочка). Хлоропласт (вместе с митохондрией) имеет особенность строения, заключающуюся в наличии собственной ДНК. В этой молекуле ДНК содержатся гены с информацией о белках-ферментах, участвующих в фотосинтезе. И эти ферменты синтезируются на месте, т.е. в самом хлоропласте, а значит есть рибосомы. В результате фотосинтеза образуется глюкоза и из нее может здесь же синтезироваться крахмал (зерна крахмала можно увидеть под сиреневой стрелочкой) и липидные капли (на рисунке под синей стрелочкой). Внутреннее жидкое содержимое хлоропласта называют стромой.

Соответственно, правильный ответ: 1 — грана, 2 — ДНК, 3 — рибосомы (скорее всего, но так как рисунок не совсем четкий, то может и имеется ввиду строма).

9. На каком рисунке изображена митохондрия?

На третьем рисунке, уже знакомый нам (достаточно узнаваемый) хлоропласт. Вспоминаем, что митохондрия имеет две мембраны и безошибочно выбираем правильный — четвертый ответ. На рисунке под цифрой 4 хорошо видно, что мембран две и внутренняя мембрана органоида впячивется внутрь, образуя складки — кристы. Посмотрим на все многообразие изображений митохондрий. Попутно вспомним, что у митохондрий тоже есть собственная ДНК и рибосомы.

Что же изображено на первом и втором рисунке? Под номером 1 рибосома во время трансляции, на ее фоне мы можем видеть две тРНК и цепочку из аминокислот, которая пока прикреплена к одной из тРНК. Под номером 2 аппарат (комплекс) Гольджи. Не самое удачное, на мой взгляд, изображение этого органоида, но мы должны быть готовы ко всему, поэтому идем по ссылке и наслаждаемся многообразием изображений аппарата Гольджи. Вспоминая попутно, что это одномембранный органоид, который по мимо всего прочего образует лизосомы (мембранные пузырьки сверху органоида на рисунке).

Самое главное чем отличаются прокариоты от эукариот — отсутствие (у прокариот) или наличие (у эукариот) оформленного ядра, т.е. ядерной оболочки вокруг наследственной информации. А — бактерия (относится к прокариотам), Б — хламидоманада (эукариоты). У бактерии кольцевая ДНК (синяя стрелочка), расположенная в цитоплазме, у хламидоманады оформленное ядро с ядрышком (оранжевая стрелочка). Так же можно добавить, что у эукариот есть различные органоиды. В частности у хламидоманады хроматофор, вакуоль и светочувствительный глазок. А у прокариот из органоидов есть только рибосомы.

На рисунке изображен эндоцитоз — поступление веществ внутрь клетки (экзоцитоз наоборот). Процесс этот происходит с помощью плазматической мембраны и благодаря ее пластичности и текучести (а так же несомненно благодаря цитоскелету). Эндоцитоз делят на два разных процесса: фагоцитоз — поступление твердых веществ либо клеток (соответственно, фагоцитоз изображен на рис. А) и пиноцитоз — поступление жидкости (рис. Б). Бактерия будет переварена (разрушена) клеткой.

12. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

Первым делом надо понять митоз это или мейоз. Два важных момента, на которые нужно обратить внимание. Первое: нет признаков кроссинговера, т.е. хроматиды хромосом нарисованы однородными. Второе: здесь видно четко две пары гомологичных хромосом — две большие и две маленькие. это значит, что редукции наследственного материала не произошло. Значит — это митоз. Фаза — метафаза, так как хромосомы выстроились вдоль экватора по одной линии (так называемая метафазная пластинка).

Читайте также:  Психология это наука изучающая поведение и психические процессы людей и животных

Процессы: хромосомы, состоящие из двух хроматид, выстраиваются вдоль экватора. К центромерам хромосом прикрепляются нити веретена деления.

13. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?

Если воспринимать на рисунке под буквой А все пространство до первой горизонтальной линии, то несомненно — это стадия размножения. На этой стадии происходит деление клетки путем митоза, набор хромосом >. Под буквой Б обозначена стадия роста. Клетка увеличивается в размере, накапливает вещества и энергию для финальной стадии. Под буквой В стадия созревания. На этой стадии происходит мейоз и количество хромосом уменьшается. Набор хромосом становится >.

Результатом гаметогенеза становится образования гамет, т.е. половых клеток (несомненно специализированных клеток).

Источник

1. Рассмотрите рисунок 24 на с. 54—55 учебника. Запомните названия, местоположение и особенности функционирования органоидов.

2. Заполните кластер «Основные компоненты эукариотической клетки».

3. На основании каких основных признаков клетку считают эукариотической?
В клетках эукариот имеется хорошо оформленное ядро. Эукариотические клетки крупные, сложно устроенные по сравнению с клетками прокариот.

4. Изобразите схематично строение клеточной мембраны и подпишите её элементы.

5. Подпишите на рисунке животную и растительную клетки и обозначьте их основные органоиды.

6. Заполните кластер «Основные функции наружной клеточной мембраны».
Функции мембраны:
Барьерная
Транспортная
Взаимодействие клетки с окружающей средой и другими клетками.

7. Составьте синквейн к термину «мембрана».
Мембрана.
Избирательно-проницаемая, двухслойная.
Транспортирует, ограждает, сигнализирует.
Эластическая молекулярная структура, состоящая из белков и липидов.
Оболочка.

8. Почему явления фагоцитоза и пиноцитоза очень распространены у животных клеток и практически отсутствуют в растительных клетках и клетках грибов?
В клетках растений и грибов есть клеточная стенка, которая у животных отсутствует. Это позволяет цитоплазматической мембране всасывать воду с минеральными солями (пиноцитоз) ввиду большей эластичности. За счет этого свойства осуществляется и процесс фагоцитоза – захвата твердых частиц.

9. Заполните кластер «Органоиды эукариотической клетки».
Органоиды: мембранные и немембранные.
Мембранные: одномембранные и двумембранные.

10. Установите соответствие между группами и отдельными органоидами.
Органоиды
1. Митохондрии
2. ЭПС
3. Клеточный центр
4. Вакуоль
5. Аппарат Гольджи
6. Лизосомы
7. Рибосомы
8. Пластиды
Группы
A. Одномембранные
Б. Двумембранные
B. Немембранные

11. Заполните таблицу.

Строение и функции органоидов клетки

12. Заполните таблицу.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК

13. Выберите название любого органоида и составьте с этим термином три типа предложений: повествовательное, вопросительное, восклицательное.
Вакуоль представляет собой крупный мембранный пузырек, заполненный клеточным соком.
Вакуоль – обязательная принадлежность растительной клетки!
Какие функции, кроме накопления запасных веществ, выполняет вакуоль?

14. Дайте определения понятий.
Включения — это необязательные компоненты клетки, появляющиеся и исчезающие в зависимости от интенсивности и характера обмена веществ в клетке и от условий существования организма.
Органоиды — постоянные специализированные структуры в клетках живых организмов.

15. Выберите правильный ответ.
Тест 1.
За образование лизосом, накопление, модификацию и вывод веществ из клетки отвечает:
2) комплекс Гольджи;

Тест 2.
Гидрофобную основу клеточной мембраны составляют:
3) фосфолипиды;

Тест 3.
Одномембранные органоиды клетки:
2) лизосомы;

16. Объясните происхождение и общее значение слова (термина), опираясь на значение корней, его составляющих.

17. Выберите термин и объясните, насколько его современное значение соответствует первоначальному значению его корней.
Выбранный термин – экзоцитоз.
Соответствие, термин соответствует, но стал ясен и уточнен механизм. Это клеточный процесс, при котором мембранные пузырьки сливаются с внешней клеточной мембраной. При экзоцитозе содержимое секреторных пузырьков выделяется наружу, а их мембрана сливается с клеточной мембраной.

18. Сформулируйте и запишите основные идеи § 2.7.
Клетка состоит из трех главных компонентов: ядра, цитоплазмы и клеточной мембраны.
В цитоплазме имеются органоиды, включения и гиалоплазма (основное вещество). Органоиды бывают одномембранные (ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы и др.), двумембранные (митохондрии, пластиды) и немембранные (рибосомы, клеточный центр). Растительная клетка отличается от животной тем, что в ней имеются дополнительные структуры: вакуоль, пластиды, клеточная стенка, и отсутствуют центриоли в клеточном центре. Все органоиды и компоненты клетки составляют слаженный комплекс, работающий как единое целое.

Источник

Оболочка

Оболочки клеток всех организмов содержат плазматическую мембрану. Мембрана клетки (а так же всех мембранных органоидов) состоит из белков и (фосфо)липидов.

У животных клеток наружный слой мембраны, состоящий из углеводов, присоединенных к белкам и липидам мембраны, называется гликокаликс.

У всех, кроме животных, снаружи от мембраны имеется твердая клеточная стенка. У растений она состоит из целлюлозы (клетчатки), у грибов из хитина, у бактерий из муреина. Клеточная стенка обеспечивает защиту клетки, опору и тургор (вода за счет осмоса надувает клетку изнутри, клеточная стенка напрягается, клетка становится упругой).

Функции плазматической мембраны

1) Избирательная проницаемость: мембрана регулирует обмен веществ между клеткой и окружающей средой. Регуляцию осуществляют мембранные белки:

2) Сигнальная функция: в мембрану встроены белки, которые при изменении условий снаружи клетки или при присоединении какого-либо сигнального вещества обратимо денатурируют и передают сигнал в клетку.

3) Фагоцитоз: захват и поглощение животной клеткой крупных частиц (открыл И.И.Мечников): в том месте, где поверхность клетки соприкасается с частицей, образуется углубление, мембрана окружает частицу со всех сторон. Затем часть мембраны отделяется и внутри цитоплазмы оказывается фагоцитозный пузырек с веществом внутри. Например: амеба поглощает пищу, фагоцит поглощает чужеродную частицу. (Пиноцитоз – захват и поглощение капель жидкости.)

Транспорт веществ через мембрану

1) Активный транспорт (идёт с затратой энергии АТФ). Например, белок-канал натрий-калиевая АТФ-аза выкачивает из клетки ионы натрия и закачивает ионы калия.

2) Пассивный транспорт (идет без затрат энергии). Например, газы воздуха и вода могут проходить непосредственно между фосфолипидами.

К пассивному транспорту относится осмос, когда вода движется через мембрану в область большей концентрации веществ. Из-за осмоса эритроцит в пресной воде лопается (в него заходит слишком много воды), а в пересолёной воде – сморщивается (вода выходит).

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе обмена веществ в клетке энергия АТФ может использоваться
1) для выделения углекислого газа из клетки
2) для образования воды на кислородном этапе энергетического обмена
3) при расщеплении биополимеров
4) на поступление веществ в клетку через плазматическую мембрану

Читайте также:  Чем отличается деятельность человека от поведения животных обществознание 6 класс

Выберите один, наиболее правильный вариант. Активный транспорт веществ в клетку и из клетки из области с низкой концентрацией в область с высокой концентрацией происходит
1) без затраты энергии
2) путем фагоцитоза
3) путем осмоса
4) с затратами энергии

Выберите один, наиболее правильный вариант. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор
1) набухают и лопаются
2) остаются без внешних изменений
3) сморщиваются
4) слипаются друг с другом

Выберите один, наиболее правильный вариант. Поступление воды в растительную клетку происходит в процессе
1) осмоса
2) фагоцитоза
3) пиноцитоза
4) активного транспорта

Выберите один, наиболее правильный вариант. Мембраны хлоропластов образованы молекулами
1) целлюлозы
2) хитина
3) гликогена
4) белков и липидов

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плазматическая мембрана животной клетки в отличие от клеточной стенки растений
1) состоит из клетчатки
2) состоит из белков и липидов
3) прочная, неэластичная
4) проницаема для всех веществ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Поступление питательных веществ путем фагоцитоза происходит в клетках
1) прокариот
2) животных
3) грибов
4) растений

Выберите один, наиболее правильный вариант. Гликокаликс в клетке образован
1) липидами и нуклеотидами
2) жирами и АТФ
3) углеводами и белками
4) нуклеиновыми кислотами

МЕМБРАНА КРОМЕ
Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и свойств цитоплазматической мембраны эукариотической клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) участвует в процессе энергетического обмена
2) на ней происходит фотолиз воды
3) у животной клетки имеется гликокаликс
4) образована билипидным слоем и белками
5) обладает полупроницаемостью


Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используются для описания структуры клетки, обозначенной на рисунке вопросительным знаком. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) белки
2) фосфолипиды
3) транспорт веществ
4) рибосомы
5) целлюлозная оболочка

МЕМБРАНА СТРОЕНИЕ
1. Какие вещества входят в состав клеточной мембраны?

1) липиды
2) хлорофилл
3) РНК
4) углеводы
5) белки
6) ДНК

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Плазматическая мембрана животной клетки состоит из
1) митохондрий
2) рибосом
3) двух слоев липидов
4) молекул белков
5) двух слоев углеводов
6) углеводов, образующих гликокаликс

МЕМБРАНА ФУНКЦИИ
1. Выберите три варианта. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?

1) придает клетке жесткую форму
2) отграничивает цитоплазму от окружающей среды
3) служит матрицей для синтеза иРНК
4) обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул
5) обеспечивает передвижение веществ в клетке
6) участвует в поглощении веществ клеткой

2. Выберите три правильных варианта. Какие из перечисленных функций выполняет плазматическая мембрана клетки?
1) участвует в синтезе липидов
2) осуществляет активный транспорт веществ
3) участвует в процессе фагоцитоза
4) участвует в процессе пиноцитоза
5) является местом синтеза мембранных белков
6) координирует процесс деления клетки

ФАГОЦИТОЗ
Установите соответствие между клетками и способностью к фагоцитозу: 1) способны 2) не способны. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.

А) амёба
Б) лейкоциты
В) хлорелла
Г) мукор
Д) инфузория
Е) хламидомонада

1. Установите последовательность процессов, происходящих в клетке амёбы при питании. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой
2) впячивание плазматической мембраны с частицами пищи
3) отделение мембранного пузырька с частицей пищи внутрь клетки
4) замыкание плазматической мембраны с образованием фагоцитозного пузырька
5) расщепление биополимеров пищи до мономеров

2. Установите последовательность процесса фагоцитоза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гидролитическое расщепление веществ под действием ферментов
2) образование фагоцитозного пузырька и продвижение его внутрь клетки
3) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком
4) обволакивание плазматической мембраной пищевой частицы
5) поступление мономеров в цитоплазму клетки

3. Установите последовательность процессов, происходящих при фагоцитозе
1) поступление мономеров в цитоплазму
2) захват клеточной мембраной питательных веществ
3) гидролиз полимеров до мономеров
4) образование фагоцитозного пузырька внутри клетки
5) слияние фагоцитозного пузырька с лизосомой


Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) фотосинтез
2) гликолиз
3) мембранный транспорт
4) эндоцитоз
5) фагоцитоз

ТРАНСПОРТ
Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют перенос веществ без затрат энергии. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) перенос углекислого газа
2) перенос глюкозы в почках
3) путем диффузии
4) калий-натриевый насос
5) перенос кислорода


1. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций изображенной клеточной структуры. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) придает клетке жесткую форму
2) отграничивает клетку от окружающей среды
3) обеспечивает фагоцитоз
4) служит матрицей для синтеза РНК
5) обладает избирательной полупроницаемостью


2. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, используются для описания функций изображенного на рисунке органоидa эукариотической клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) образование вакуолей
2) разделительная
3) рецепторная
4) хранение и передача наследственной информации
5) электрическая


3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке структуры клетки. Определите два признака, выпадающих из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух слоев белков и липидов между ними
2) в состав входят фосфолипиды
3) холестерин придает прочность
4) липиды осуществляют транспортную функцию
5) не пропускает крупные и заряженные молекулы


4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке структуры клетки. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обладает избирательной проницаемостью
2) состоит из гликогена и белков
3) встроенные белки выполняют разнообразные функции
4) имеет гидрофобные и гидрофильные участки
5) отсутствует у всех прокариотических клеток

Источник

Интересные факты из жизни