Какие экологические факторы воздействуют на животных биология 7 класс

Содержание

Какие экологические факторы воздействуют на животных биология 7 класс

Подробное решение параграф § 2 по биологии для учащихся 7 класса, авторов Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. 2018

1.Какие экологические факторы воздействуют на животных?

Изменение освещённости в водоёме с глубиной, наступление зимних холодов на суше, увеличение влажности почвы после дождя — это примеры изменения абиотических экологи чески х факторов, порождаемых неживой природой. Различные воздействия живых организмов на другие организмы или места их обитания носят название биотические экологические факторы. Ловля насекомых птицами, перегораживание реки бобрами при постройке плотин, рыхление почвы дождевыми червями — примеры биотических экологических факторов. Человек тоже воздействует на живую и неживую природу, и его воздействия называют антропогенными экологи чески ми факторами.

2.Что такое биоценоз?

Биоценоз — это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определенный участок суши или акватории), и связанных между собой окружающей их средой.

Вопросы после параграфа

1.Чем отличается понятие «среды жизни» от понятия «места обитания»? Поясните на конкретных примерах.

В разных средах жизни имеется свой набор экологических факторов, и они действуют на организмы с разной силой. Совокупность всех экологических факторов, влияющих на животное, называют средой обитания. Основные среды жизни животных — это водная, наземно — воздушная среды и почва. Каждую из них заселяют различные животные не полностью: они занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания. Например, киты и дельфины живут в морях и океанах. Шустрые подвижные синицы обитают в смешанных лесах, дубравах и хвойных рощах. Мелкие животные занимают небольшие места обитания.

У степных животных длинные ноги, способствующие быстрому бегу и большим прыжкам. У лазающих по деревьям животных острые когти или присоски, у водных — плавники или плавательные перепонки между пальцами. Животные, обитающие в телах других животных, приспособлены к постоянному недостатку кислорода. Многие животные успешно скрываются от врагов благодаря защитной окраске и маскирующей форме тела.

3.Какую роль в природе играют конкурентные взаимоотношения животных и симбиоз? Подтвердите примерами.

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей — горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полёвками; из птиц — мухоловки и синицы, конкурирующие друг с другом за подходящие для гнездования укрытия (дупла). Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении. Между животными существуют и взаимовыгодные отношения — симбиоз, который вы изучали в курсе ботаники. Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию. Она защищает его жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять места охоты и ловить больше добычи.

4.Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию (в любой форме) материалов о формах взаимоотношений животных в природе.

Источник

Экологические факторы среды их влияние на организмы (Таблица)

Экологические факторы – это любые условия среды, которые способны оказывать прямое или косвенное влияние на живые организмы, хотя бы на протяжении одной из фаз их индивидуального развития. В свою очередь организм реагирует на экологический фактор специфичными приспособительными реакциями.

На любой организм воздействуют биотические и абиотические факторы. Совокупность всех биотических факторов (то есть факторов живой природы), действующих на определенной территории, составляют биоценоз, или сообщество. Если же учитываются еще абиотические факторы (неживая природа, или биотоп), то это будет биогеоценоз, или экосистема.

Экологические факторы традиционной классификации таблица

Традиционно выделяли три группы экологических факторов:

Абиотические факторы и их действие

Температура дает возможность осуществляться биохимическим реакциям в клетке, поэтому она влияет на все жизненные процессы. Температура организма не может упасть ниже нуля, поскольку тогда вода превращается в кристаллики льда, которые повреждают клетки. Также губительна и чрезмерно высокая температура, вызывающая денатурацию структуры белка.

Влажность воздуха обеспечивается насыщением его водяным паром. Наибольшая влажность имеется вблизи водных источников, а также во влажных тропических лесах, где растения выделяют огромное количество водяного пара в процессе транспирации. Степень насыщенности определяет количество выпадаемых осадков, что определяет характер фитоценоза.

Давление воздуха и его состав

Эдафические (почвенные) факторы

Топографические факторы определяются рельефом местности. Основным фактором при этом является высота над уровнем моря, с увеличением которой снижается средняя температура (а также увеличивается ее суточный перепад), атмосферное давление и концентрации газов, но увеличивается скорость ветра, количество осадков и солнечная радиация.

Антропогенные факторы и их действие

Антропогенные факторы, Деятельность

Беспокойство (шум, хождение по лесу)

Читайте также:  Как наука объясняет существование внешне разных представителей животных одного рода

Изменение поведения особей и их состояния

Уплотнение почвы, нарушение ее аэрации, гибель потаенных и других связанных с ними организмов

Изменение микроклимата, нарушение экосистемы

Появление популяции нового вида в сообществе, нарушение устойчивости системы

Изменение химического и физического состояния среды обитания

Изменение природных ландшафтов

Основные группы экологических факторов

Кроме традиционной классификации на данный момент различают десять групп экологических факторов (общее количество – около шестидесяти), объединенных в специальную классификацию:

Группы экологических факторов

по отношению к экосистеме

экологические факторы делятся на внешние (экзогенные или энтопические) и внутренние (эндогенные)

факторы времени (эволюционные, исторические, действующие), периодичности (периодические и непериодические), первичные и вторичные;

космические, абиотические, биотические, природные, техногенные, антропогенные;

по среде возникновения

атмосферные, водные, геоморфологические, экосистемные;

по характеру воздействия

информационные, физические, химические, энергетические, биогенные, комплексные, климатические;

по объекту влияния

индивидуальные, групповые, видовые, социальные;

по степени влияния

летальные, экстремальные, ограничивающие, возмущающие, мутагенные, тератогенные;

по условиям действия

зависимые или независимые от плотности;

по спектру влияния

выборочного или общего действия.

по характеру динамики

Наличие или отсутствие ее периодичности (суточной, лунной, сезонной, многолетней). Связано это с тем, что приспособительные реакции организмов к тем или иным факторам среды определяются степенью постоянства воздействия этих факторов, то есть их периодичностью.

Эклогические факторы по отношению к данной экосистеме

К внешним относятся факторы, действия которых в той или иной степени определяют изменения, происходящие в экосистеме, но сами они практически не испытывают ее обратного воздействия. Таковы солнечная радиация, интенсивность атмосферных осадков, атмосферное давление, скорость ветра, скорость течения и т.д.

В отличие от них внутренние факторы соотносятся со свойствами самой экосистемы (или отдельных ее компонентов) и в действительности образуют ее состав. Таковы численности и биомассы популяций, запасы различных веществ, характеристики приземного слоя воздуха, водной или почвенной массы и т.д.

Классификация экологических факторов в зависимости от плотности популяции

В зависимости от плотности популяции кологические факторы делятся на:

1. зависящие от плотности популяции;

2. не зависящие от плотности популяции:

— факторы прямой зависимости повышают смертность при росте плотности популяции;

— факторы обратной зависимости снижают смертность при росте плотности популяции.

Экологические факторы Модчанского АС

Классификация экологических факторов в зависимости от степени адаптивности реакций организмов на воздействие факторов среды МончадскогоА.С. Биологом МончадскимА.С. (1958г.) выделялись первичные периодические факторы, вторичные периодические факторы и непериодические факторы.

Первичные периодические факторы

К первичным периодическим факторам относятся в основном явления, связанные с вращением Земли: смена времен года, суточная смена освещенности, приливные явления и т.п. Эти факторы, которым свойственна правильная периодичность, действовали еще до появления жизни на Земле, и возникающие живые организмы должны были сразу адаптироваться к ним.

Вторичные периодические факторы

Это следствие первичных периодических: например, влажность, температура, осадки, динамика растительной пищи, содержание растворенных газов в воде и т.п.

_______________

Источник информации:

1. Биология для поступающих в вузы / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — 2008.

2. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.

3. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.

Источник

§62 Среда обитания организмов, экологические факторы

1. Что такое среда обитания?
2. Какова роль света в жизни растений и животных?

1. Среда обитания – совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
2. Свет необходим для жизни растений. Без него не образуется хлорофилл и не идет фотосинтез. Свет нужен для нормального роста растений.

1. Что такое экологические факторы?
2. На какие группы делят экологические факторы?
3. Опишите приспособления организмов к жизни в почве, воде.
4. Какие приспособления к абиотическим факторам имеются у зайца, верблюжьей колючки?

1. Отдельные компоненты среды обитания называют экологическими факторами.
2. Выделяют абиотичсекие, биотические, антропогенные факторы.
3. Приспособления к водной среде:
Форма тела должна быть всегда обтекаемой при самых разных ее вариантах: сплюснутой с боков (карась),сплюснутой в спино-брюшном направлении (пиявка),круглой в поперечном сечении (угорь),каплевидной (жук-плавунец), торпедообразной (кальмар).
Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов: покров слизи (рыба); очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).
Конечности: имеют плавательную перепонку (лягушка), преобразованы в плавники (дельфин), преобразованы в ласты (тюлень).
Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать: плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза), водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы), хвост с плавником (рыба).
В воде тоже приходится дышать, и такое дыхание организовано по определенным правилам. Органы дыхания различны: жабры (рыба), дыхательная трубка (ранатра), воздухозаборники (водяные жуки, клопы), запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка), формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).
Организмы, обитающие в почве, живут по своим правилам и тоже имеют специальные приспособления, которые касаются формы тела, его покровов, конечностей и других его особенностей. Приспособления к почве:
Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперед, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу). Вот некоторые правила для покровов: слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (червь), если имеется шерсть, то она обычно короткая (крот), шерсть заглаживается вперед и назад (крот), шерсть устойчива к стиранию (крот).
Форма тела и конечностей тоже должна быть специфической. Длинные конечности не дадут возможности двигаться в узкой норе, кроме того конечности нужны для копания земли. Тело не должно цепляться за своды норы или должно легко изгибаться под прямым или даже острым углом. Отсюда следующие правила: короткие конечности,копательные конечности (крот) или копательные зубы (слепушонка),тело тонкое и длинное (геофил),обтекаемое тело без выступающих частей (крот).
Специфичность органов чувств землероя – тоже его приспособления к особенностям среды обитания. Они могут быть устроены по таким правилам: уменьшены или отсутствуют ушные раковины (крот), уменьшены или отсутствуют глаза (крот), повышена тактильная чувствительность (вибриссы по всему телу).
Почва плотна и тяжела, а, кроме того, в ней может быть недостаточно воздуха. Эти ее особенности также приводят к физиологическим и анатомическим адаптациям: устойчивость к недостатку кислорода (асфиксии) система лакун (полостей в которых хранится кровь, насыщенная кислородом); мощные мышцы и кости, противостоящие сдавливанию (крот).
Жители воздушной среды обитания многообразны по своим приспособлениям, потому что специализированы к слишком различающимся местообитаниям. Так бегающие по твердой почве, совсем не похожи на лазающих, а те и другие очень отличаются от летающих. Поэтому здесь все организмы удобно разделить на подгруппы, обладающие сходными адаптациями к одному и тому же местообитанию.
4. Верблюжья колючка обладает очень длинной, уходящей в глубину на 10 и более метров корневой системой. Их листья обычно узкие и жесткие, с восковым налетом на поверхности, что снижает потери воды при испарении. У зайца происходит смена окраски, в зависимости от времен года.

Читайте также:  Подготовить рассказ о животном и растительном мире арктических пустынь тундр лесотундр

Почему почву считают гигантской экологической системой, оказывающей большое влияние на всю нашу планету?

Источник

разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

данная разработка предназначена для учащихся 7 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Наталья Сергеевна Кащенко.

МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской области

Тема: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ.

Образовательная: расширять знания учащихся о среде обитания, ее факторах и их влиянии на организмы; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов, а также влияние на них деятельности человека.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умения работать с учебником, находить в содержании текста и рисунках необходимые ‘ сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная, групповая, в парах.

Средства обучения: комнатные растения, гербарные экземпляры растений, таблицы животных, рисунки.

Методы и методические приемы: рассказ, применение знаний, ре шение проблем методом мозгового штурма.

Изучение нового материала.

Учитель: У осла и соловья, У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно. Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого свое Облюбовано жилье.

Выбирает привереда лишь свое меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный маршрут —

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

— Ребята, о чем это стихотворение?

— Да, это стихотворение об условиях, месте, или — по-другому —о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

— Что такое среда обитания?

— Правильно, это часть природы, где живут организмы, которые неразрывно связаны с окружающей средой. Они оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть ли наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой?

— Да, есть! Эта наука называется ЭКОЛОГИЕЙ.

Наука очень нужная:

Без нее ты ни за грош

В наше время пропадешь,

Ибо каждый знать обязан,

Кто, как, с кем в природе связан,

Чтоб случайно иногда

Ей не принести вреда.

Учитель расшифровывает слово ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, ло гос — наука, учение. Учащиеся записывают в тетради эту расшиф ровку. Беседа о доме — первой половине этого слова: что дети по нимают под словом дом. Затем возвращаются к первому стихотво рению.

Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и сре дой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)

Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для вы живания и размножения, называется экологической нишей. (Под тверждение примерами.)

— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а про фессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.

Волк добивает копытных, у него и свой «инструмент»: быстрые ноги, острые клыки. Хорек тонкий, гибкий, в любую нору залезет.

Крот — землекоп, червяков достает.

Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.

Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих живот ных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.

Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шиш ки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обык новенная — везде, даже на Таймыре.

(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о кото рых идет речь.) Затем учащиеся приводят свои примеры.

Читайте также:  Алфавит с животными для малышей учим буквы азбука для детей развивающие мультфильмы для детей

Учитель: Работаем в группах: выполняем задания по картин кам — определяем экологические ниши различных животных, а за тем составляем рассказ о среде обитания организмов.

Учитель: Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факто рами.

Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сна чала о факторах.

Различают три группы экологических факторов:

1) факторы неживой природы;

2) факторы живой природы;

3) особый фактор — деятельность человека, его влияние на при роду. (Работа в тетради.)

— Перечислите факторы неживой природы, или физические фак торы.

Дети перечисляют: свет, тепло, ветер, дождь, град, влажность и т.д.

Учитель: Зимой и летом, круглый год

У зверя множество забот. Ошибок не простит среда — Знай, где — еда, а где — беда. Но каждый божьей твари дан Природой уникальный дар, Чтоб в той борьбе у них у всех имелись шансы на успех.

— Итак, экологические факторы — это элементы среды, которые способны сами оказывать влияние на живой организм.

Домашнее задание: учебник «Биология. Животные. 7 клаасс. Латюшин В. В., Шапкин В. А» с. 156-157 учебника.

Источник

§ 2. Среды жизни живых организмов

1. Что такое среда обитания и условия существования?

Все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его жизнедеятельность, рост, развитие, размножение, называется окружающей средой или средой обитания.

Совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать, называется условиями существования или условиями жизни.

2. Что называется экологическими факторами? Какие группы экологических факторов выделяют?

Из биологии 6-го класса вы помните, что отдельные элементы или свойства среды называются факторами среды или экологическими факторами.

Выделяют три группы факторов: факторы неживой природы, факторы живой природы (влияние одних организмов на другие) и деятельность человека (влияние человека на организмы).

Факторы неживой природы — это свет, вода, воздух, температура и др. Они оказывают существенное влияние на жизнь организмов и границы их распространения.

Факторы живой природы — это любые взаимодействия живых организмов, как положительные, так и отрицательные. Например, поедание одних организмов другими (лоси питаются растениями, лисицы — мышами) или использование одних в качестве площадки для жизни других (птицы строят гнезда на деревьях) и т. д.

Влияние человека — это все формы деятельности человека, которые приводят к истреблению видов растений и животных или воздействуют на естественную среду, изменяя условия обитания живых организмов (вырубка лесов, распахивание лугов, изменение русла и уровня воды в реках, создание искусственных водоемов и т. п.).

3. Какие свойства характерны для наземно-воздушной среды?

Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плотностью воздуха, обилием света, быстрым изменением температуры, переменной влажностью. Поэтому организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, имеют хорошо развитые опорные структуры — наружный или внутренний скелет у животных, специальные структуры у растений. Многие животные имеют органы передвижения по земле — конечности либо крылья для полета. Благодаря развитым органам зрения они хорошо видят. Сухопутные организмы имеют приспособления, которые защищают их от колебаний температуры и влажности (например, специальные покровы тела, устройство гнезд, нор). У растений хорошо развиты корни, стебель, листья.

4. Почему считают, что наземно-воздушная среда жизни более сложная, чем водная или почвенная?

Наземно-воздушная среда жизни считается более сложная потому, что совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать (или условия жизни) более сложные, переменчивые, иногда более суровые, а факторы среды или экологические факторы, оказывают более существенное влияние на живые организмы, чем в иных средах обитания. Т.е., например, организмам в наземно-воздушной среде требуются более развитые опорные структуры, конечности, органы зрения, более сложные защитные механизмы. В других средах, для сравнения, нет резких перепадов или колебаний температур, отсутствует свет или вовсе защищены от воздействия факторов внешней среды и, как следствие, организмы могут иметь упрощенное строение организма.

5. В чем состоят особенности организмов, живущих внутри других организмов? Приведите примеры организмов, среда обитания которых — другой организм.

Организмы, живущие в телах других организмов, защищены от воздействия факторов внешней среды. Их окружает обилие пищи. Они малоподвижны. Поэтому у таких организмов упрощенное строение, а некоторые органы могут вообще отсутствовать.

Пример организмов, среда обитания которых – другой организм: печеночный сосальщик или бычий цепень. Могут обитать в организме теплокровных животных и человека.

6. Как вы считаете, почему организмы, живущие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной среды?

Организмы, живущие в наземно-воздушной среде более многообразны, чем обитатели водной среды потому, что на них воздействует больше факторов и процессов окружающей среды. Т.е. их жизнедеятельность, размножение, рост и развитие происходят в более сложных условиях, что не могло не повлиять на их внешний вид и особенности строения.

7. Приведите пример влияния температуры на живые организмы. Как разные виды приспосабливаются к этому фактору? При необходимости обратитесь к Интернет-источникам.

Человек – постоянная температура тела, независимо от температуры окружающей среды.

Бурый медведь – в активном состоянии температура тела постоянная, в период зимней спячки температура тела равна температуре окружающей среды.

Змеи, лягушки – температура тела регулируется слабо, зависит от температуры окружающей среды. При движении может отличаться на один-два градуса.

Пример адаптации: в зимний период впадают в анабиоз, замерзают в прямом смысле, прекращается кровообращение, дыхание, сердцебиение останавливается, а весной оттаивает и возвращается к активному образу жизни.

Источник

Интересные факты из жизни