Гранатовый браслет язык и стиль произведения

«Гранатовый браслет» анализ произведения (вариант 2)

Огромный жизненный опыт А. И. Куприна и привычка опираться на конкретные жизненные факты при создании художественных произведений помогли ему в создании повести «Гранатовый браслет». В ней обнаруживается своеобразие реализма автора, его романтически-возвышенное отношение к реальной жизненной истории.

История создания произведения

Название произведения и его смысл

От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Историю «Гранатового браслета» рассказывает сам автор. Этот прием писатель применяет для того, чтобы объективно и беспристрастно изложить события. Однако авторское мнение легко прослеживается: голосом писателя говорит его персонаж генерал Аносов.

Тема, идея и проблематика произведения

Сюжетные линии произведения

В бедном жилище они видят сконфузившегося при их появлении чиновника Желткова, тот покорно соглашается забрать обратно презент и дает обещание никогда не тревожить княгиню. Он просит, чтобы ему разрешили сделать прощальный звонок княгине и убедиться, что она не желает иметь с ним ничего общего. Вера Николаевна говорит Желткову, чтобы он забыл ее.

Система образов произведения

В повести достаточно широкий круг действующих лиц, центральными из которых являются:

Персонажи второго плана:

Временные рамки повести крайне сжаты: от начала действия до трагического финала проходит около двух суток. О предшествующих событиях читатель узнает из диалогов персонажей. Повесть легко разграничить на три композиционные части: день рождения Веры, где зарождаются последующие события, и читатель получает разгадку образа загадочного Г.С.Ж.; объяснение мужа Веры и брата с Желтковым; княгиня видит усопшего, слышит его исповедь внутри своего сознания. Это, безусловно, драматическая композиция: завязка — развитие конфликта — финальная развязка. Благодаря ей автор кратко, без лишних деталей доводит до читателя главную идею повести.

Художественные средства, приёмы, выявляющие главную идею произведения

Важная роль в произведениях Куприн имеют детали. Так, в момент прощания Веры Николаевны с погибшем Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению его лица», словно перед смертью он постиг глубокую тайну бытия, и вспомнила, что подобное выражение ей доводилось наблюдать на посмертных масках великих Пушкина и Наполеона». То есть одной подробностью писатель возвысил своего героя до степени «великих». Исключительно богат язык писателя, он искусно использует изобразительные языковые средства. Посредством описания природы, речевой и портретной характеристики, автор изобразил действующий лиц «Гранатового браслета», передал их мысли и чувства.

Мастерское применение выразительных художественных языковых средств делает «Гранатовый браслет» необычайно поэтичным и красивым.

Источник

Художественные особенности «Гранатовый браслет»

Художественные особенности. Обращение к символам — один из излюбленных художественных приемов Куприна. Так, перемена погоды — символ изменений в жизни, число 13 — символ беды, брас­лет — символ любви. Например, в начале рассказа указывается, что в середине августа «вдруг наступила отвратительная погода», потом произошли изменения в лучшую сторону. Тем самым автор подводит читателя к предчувствию грядущих перемен в жизни героев рассказа. В доме Веры Николаевны собирается 13 гостей, что невольно начина­ет тревожить хозяйку. За столом заходит разговор о любви. Генерал Аносов рассказывает о своей жене и рассуждает о том, «что из совре­менной жизни ушла любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды». Это как бы подводит читателя к главному событию рассказа — приносят письмо и браслет от неизвестного поклонника. Так в повествование входит тема любви как трагедии.

Большое место в рассказе занимают музыка и природа. Осенний пейзаж придает повествованию прощальное настроение: «деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья». Музыка выступает в рассказе как сила, помогающая человеку прозреть. Слушая сонату Бетховена, любимое произведение Желткова, Вера Николаевна слышит голос влюбленного в нее человека и понимает, что любовь, «о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

Важную роль в своих произведениях Куприн уделял деталям. Д.Н. Мамин-Сибиряк по этому поводу писал: «Почему он большой пи­сатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой». В расска­зе «Гранатовый браслет» автор неоднократно обращается к описанию деталей. Когда Вера Николаевна пришла проститься с Желтковым, она поразилась «умиротворенному выражению его лица», как будто перед смертью он узнал «какую-то глубокую и сладкую тайну, и вспомнила, что подобное выражение она видела на посмертных мас­ках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Таким образом, одной деталью писатель возвысил своего героя до уровня «великих».

Необыкновенно богат язык писателя. И. Бунин говорил, что луч­шим рассказам Куприна присущи «свобода, сила, яркость повествова­ния, мягкий и без излишеств язык». Искусно используя изобразитель­ные средства языка, через описание природы, речевую и портретную характеристики, автор изобразил героев «Гранатового браслета», их мысли и чувства. Так, состояние природы автор передает с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как во­дяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). К.Паустовский отмечал безошибочный вкус Куприна, включившего рассказ о трагической любви в обстановку южной приморской осени.

Читайте также:  Если человек во сне разговаривает на непонятном языке

Мастерское использование ярких и выразительных художест­венных средств языка делает произведение Куприна «Гранатовый браслет» необыкновенно красивым.

Источник

Художественные особенности “Гранатовый браслет”

Художественные особенности. Обращение к символам – один из излюбленных художественных приемов Куприна. Так, перемена погоды – символ изменений в жизни, число 13 – символ беды, брас­лет – символ любви.

Например, в начале рассказа указывается, что в середине августа “вдруг наступила отвратительная погода”;, потом произошли изменения в лучшую сторону. Тем самым автор подводит читателя к предчувствию грядущих перемен в жизни героев рассказа. В доме Веры Николаевны собирается 13 гостей, что невольно начина­ет тревожить хозяйку.

Генерал Аносов рассказывает о своей жене и рассуждает о том, “что из совре­менной жизни ушла любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды”;. Это как бы подводит читателя к главному событию рассказа – приносят письмо и браслет от неизвестного поклонника. Так в повествование входит тема любви как трагедии. Большое место в рассказе занимают музыка и природа.

Осенний пейзаж придает повествованию прощальное настроение: “деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья”;. Музыка выступает в рассказе как сила, помогающая человеку прозреть. Слушая

Важную роль в своих произведениях Куприн уделял деталям. Д. Н. Мамин-Сибиряк по этому поводу писал: “Почему он большой пи­сатель? Да потому, что он живой… в каждой мелочи живой”;. В расска­зе “Гранатовый браслет”; автор неоднократно обращается к описанию деталей.

Когда Вера Николаевна пришла проститься с Желтковым, она поразилась “умиротворенному выражению его лица”;, как будто перед смертью он узнал “какую-то глубокую и сладкую тайну, и вспомнила, что подобное выражение она видела на посмертных мас­ках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона”;. Таким образом, одной деталью писатель возвысил своего героя до уровня “великих”;. Необыкновенно богат язык писателя.

И. Бунин говорил, что луч­шим рассказам Куприна присущи “свобода, сила, яркость повествова­ния, мягкий и без излишеств язык”;. Искусно используя изобразитель­ные средства языка, через описание природы, речевую и портретную характеристики, автор изобразил героев “Гранатового браслета”;, их мысли и чувства. Так, состояние природы автор передает с помощью метафор (“тяжело лежал густой туман”;), сравнений (“мелкий, как во­дяная пыль, дождик”;), эпитетов (“ласковому соленому ветерку”;).

К. Паустовский отмечал безошибочный вкус Куприна, включившего рассказ о трагической любви в обстановку южной приморской осени. Мастерское использование ярких и выразительных художест­венных средств языка делает произведение Куприна “Гранатовый браслет”; необыкновенно красивым.

Источник

Анализ повести «Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 25.09.2019 · Обновлено 25.09.2019

Проза Александра Куприна занимает значимое место в русской литературе рубежа двадцатого и девятнадцатого веков. Его произведения раскрывают перед читателями простую человеческую жизнь, саму человеческую душу, а также являются важным свидетельством о нравах и быте той эпохи. Самая известная повесть писателя «Гранатовый браслет» в полной мере демонстрирует нам мастерство писателя, которое и обессмертило его имя, прославив его на всю Российскую империю. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

История создания

История написания повести «Гранатовый браслет» — это весьма интересные факты, открывающие читателю авторский замысел и мотивы Куприна:

Направление и жанр

Повесть Куприна «Гранатовый браслет» создана в рамках реалистического направления в литературе. Писатель стремится достоверно отобразить окружающую действительность. Его персонажи, их действия и реплики смотрятся максимально живо и естественно. Многочисленные детали усиливают атмосферу и веру читателя в происходящее. Он может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле (хотя они и так произошли на самом деле).

Жанр произведения «Гранатовый браслет» определяется, как повесть. Повествование охватывает короткий промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Однако в то же время писатель снабжает сюжет множеством самых разнообразных деталей. В повествовании присутствуют названия реальных мест, что только увеличивает погружение читателя в сюжет.

Композиция и конфликт

Композиция повести «Гранатовый браслет» никак не нарушена.

Главная особенность конфликта в повести «Гранатовый браслет» заключается в его неоднозначности и неочевидности. Несмотря на наличие любовного треугольника, противостояние не принимает крайних форм, персонажи относятся друг к другу с пониманием и уважением. Читатель не может точно определить положительных и отрицательных персонажей, так как все действующие лица обладают многочисленными достоинствами и недостатками.

Смысл названия

В качестве названия повести Куприн взял вещь, которую Желтков подарил Вере – гранатовый браслет, который был одной из немногих ценностей небогатого чиновника. Для Желткова браслет был фамильной реликвией, и вместе с ним он дарил женщине всего себя — свое прошлое, настоящее и будущее, ведь украшение уже сменило несколько поколений владельцев. Оно такое же нетленное, как чувство героя.

Читайте также:  Как будет сестра на лезгинском языке

Такое название было выбрано писателем для того, чтобы подчеркнуть основную мысль произведения «Гранатовый браслет» – истинную страстную любовь, которую и символизирует собой браслет. Гранат — древний символ любви, верности и страсти, этот камень выражает всю глубину чувства Желткова.

Суть: о чём произведение?

В тот момент, когда в семье Шеиных готовятся к именинам княгини Веры Шеиной, сама виновница торжества получает письмо от таинственного обожателя, подкреплённое подарком в виде золотого браслета, украшенного гранатами.

Княгиня не восприняла эту акцию, как нечто серьёзное, однако, как верная жена, посчитала себя не в праве принимать подарки и признания в любви от других мужчин.

Муж и брат княгини Веры выясняют личность анонимного поклонника. Им оказывается бедный чиновник Желтков. Мужчины навещают его бедное жилище. Желтков признаётся, что давно влюблён в Веру. Он соглашается прекратить свои поползновения, но просит дать ему поговорить с княгиней по телефону. Во время разговора Вера говорит, что ей было бы спокойно без Желткова.

Спустя некоторое время княгиня получает письмо от Желткова, который сообщает о своём намерении покончить жизнь самоубийством, в последний раз высказывает ей свои чувства и просит её прослушать Сонату № 2 Бетховена.

Вера посещает квартиру своего поклонника после его смерти, откуда забирает злополучный браслет. Героиня в отчаянии, она понимает, что, возможно, мимо неё прошла настоящая любовь, но она не смогла оценить истинных чувств Желткова, погубив его. В конце произведения Вера просит свою подругу сыграть ей на пианино, и та играет ту самую Сонату №2 Бетховена. Вера понимает, что это знак того, что Желтков не злился на неё, она находит в себе силы простить себя и преодолеть кризис.

Главные герои и их характеристика

Система образов и главные герои повести «Гранатовый браслет» воплощены Многомудрым Литреконом в виде таблицы:

Тематика повести «Гранатовый браслет» — это вечное сочетание вопросов, интересующих человека любой эпохи:

Проблема

Проблематика в повести «Гранатовый браслет» может быть описана и подробнее, если Вы попросите Многомудрого Литрекона в комментариях дополнить ее:

Главная мысль

В своей повести Куприн рассказал историю о несчастной любви. Он продемонстрировал противоречие, которое лежит в этом прекрасном, но опасном чувстве: без него человека окутывает холод, а с ним душа сгорает в ярком, но опасном пламени. Однако жить без него, по мнению писателя, было бы невозможно, и даже холодная Вера признает, что момент наивысшей страсти и наслаждения безвозвратно упущен. Основная идея повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что сумасбродная, нелогичная, сумасшедшая любовь воплощает в жизнь идеал красоты и гармонии. Яркая вспышка чувства озарила жизнь Желткова и Веры. Если оставить за рамками все напускное и будничное, только такую любовь можно будет вспомнить, подведя жизненные итоги.

Изображая российское общество того времени, писатель показывает холодность и формализм, царящее в умах людей, которые стремятся лишь к обывательскому благополучию и боятся настоящей жизни с её страстями. Смысл повести «Гранатовый браслет» заключается в том, что не спокойствие и комфорт являются источниками счастья, а именно любовь, искренняя, горячая и прекрасная.

Чему учит?

Повесть «Гранатовый браслет» учит нас мягкости и обходительности с окружающими. Говорит нам о том, как важно уметь понимать окружающих людей и беречь их чувства, чтобы потом не сожалеть о чудовищной ошибке. Мораль повести «Гранатовый браслет» — призыв к терпимости, гуманности и взаимопониманию, которых так не хватает в повседневной жизни.

Также Куприн заставляет задуматься о том, как важно для человека не поддаваться отчаянию и верить в лучшее будущее. Услышав жесткую критику, герой потерял веру в то, что его чувство имеет право на существование, но это было заблуждением с его стороны. Любовь была его священным правом, и никто не мог запретить ему любить. Таков вывод из повести «Гранатовый браслет».

Критика

Критика очень живо откликнулась на повесть Куприна, увидев в ней все прекрасные проявления творчества писателя.

Одним из таких критиков был Максим Горький, высказавший в адрес произведения множество хвалебных эпитетов.

Не менее положительный отзыв оставила потомкам Филимонова Н.В.:

Она же в своем очерке перечислила еще несколько рецензий современников:

Однако, по свидетельствам литературоведа П. Беркова, советская критика не выражала особенных восторгов по поводу «Гранатового браслета».

Источник

Анализ «Гранатовый браслет» Куприн

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Читайте также:  Как отключить на мтс русский язык

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Гранатового браслета».

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Источник

Интересные факты из жизни