Богатство языка есть богатство мыслей язык душа

Русский язык

За красочность фраз, и за емкость в словах,
Когда одним словом, не скрою,
Все чувства, как выстрелом громким в горах,
Убить мы способны порою.

Как много таких афоризмов у нас,
Которые мудрости учат.
На русском прекрасная музыка фраз
Волнует гармонией звучной.

Наш русский язык ими очень богат,
Словами и смыслами тоже,
И каждый освоить его был бы рад,
Но путь изучения сложен.

Он очень подвижный и очень живой,
По звукам с другими он схожий.
Журчит, как родник он с живою водой,
И чем-то на музу похожий.

Да, русским владеет умело лишь тот,
Кто светлую душу имеет,
Кто землю лелеет и любит народ,
И жить в ладу с Богом умеет.

Давайте ж язык наш хранить и беречь,
Как ценность, как нашу святыню,
Чтоб нашу красивую русскую речь
Любили б, ценили б отныне.

Николай Гущин, 10 марта 2021 года

PS 1. Взято из интернета.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков.

Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли.

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи.

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Источник

Богатство языка — богатство мыслей

«Чем глубже человек познаёт родной язык, тем больше подготовлен к овладению языками других народов»

С древних времён человечество использовало различные инструмен­ты для передачи между собой инфор­мации. Вначале это были звуки, на­скальные рисунки и жесты. Но в конце концов все-таки появилось и такое средство выражения своих мыслей и чувств как разговорный язык человека. Дагестан – уникальная республика и уникальна она именно своими много­язычием, своим укладом жизни, иду­щим из глубины веков. Если расцветут все языки народов Дагестана, их фоль­клор, культура, литература, история, заиграет всеми цветами радуги изо­бразительное искусство — неужто это будет не на пользу нашей дагестан­ской действительности?

Сегодня, как никогда, остро встаёт вопрос: что будет в ближайшей пер­спективе, например, с дидойским языком? В настоящее время в мире насчитывается около 6000 языков. По данным ЮНЕСКО, уже в ближайший период примерно половина из них могут лишиться своих последних но­сителей и полностью исчезнуть. Язык может выжить, если на нём будут го­ворить хотя бы 100000 человек. А ведь нас дидойцев всего 15000 и я боюсь, что со временем исчезнет и наш язык.

Язык народа – основа всех духовных начинаний и свершений. Понятие «ду­ховное богатство» останется лишь пу­стым звуком на том языке, на котором люди не могут выражать тончайшие оттенки своих мыслей и чувств. Для этого и надо сохранять и развивать свой родной язык. Если люди не будут читать книг, общаться на своём родном языке, тогда он станет неживым, мёрт­вым языком. Более того, язык является важнейшей и крепчайшей связью, со­единяющей прошлые, современные и будущие поколения народа в одно большое живое целое. А потеря язы­ка означает для народа утрату связи с мудростью, копившейся на протяже­нии веков и тысячелетий. Даже не ка­саясь таких научных проблем, как ген­ная память, можно себе представить масштаб этнокультурной катастрофы, которая произойдёт если дидойцы по­теряют свой родной язык, ибо внутри языка существуют такие тонкие микро­тела, которые сохраняют для грядущих поколений исторически накопленную народную память и мудрость.

Родной язык способен отражать связь между прошлым, настоящим и будущим. Всё ценное – традиции, обычаи, этикетная культура, фольклор дидойского народа – сохранилось благодаря языку. У дидойцев есть, что передать подрастающим поколениям, чтобы они сохранили свой неповтори­мый духовный облик и национальный характер народа и каждый дидоец се­годня задаёт себе вопросы, касающи­еся происхождения, истории, духов­ных корней родного народа, тухума и ищет ответы на них.

Настоящие дагестанцы свой родной язык называют материнским языком. Этим они выражают своё почтение к родному языку, любовь и благодар­ность, как к матери, являющейся для любого ребёнка главным творцом и основным учителем родного языка. Взрослый человек, не постигший вели­чия родного языка, я думаю, достоин жалости и сочувствия. К сожалению, таковыми оказались мы дидойцы. Со­гласно решению бюро Дагестанского обкома КПСС от 11 января 1957 года наших детей добровольно-принуди­тельно начали обучать аварскому язы­ку, как родному. Прежнее руководство республики сделало это вопреки за­ключению Института антропологии и этнографии РАН о том, что дидойцы являются самостоятельным народом, принудительно включённым в состав более крупного народа. Это было по­литическое и антиконституционное решение и стало оно возможным при такой слабости центра, когда на ме­стах сатрапы творили, все что хотели. Они вели себя как феодальные князья.

В одном из выступлений доктор фи­лологических наук М. Магомедов гово­рил, что у нас очень мало делается для сохранения и развития родных языков. Он подчеркнул, что с научной точки зрения дидойский язык является само­стоятельным языком, а не диалектом аварского языка. Это научный ответ тем, кто не признает дидойский язык, как самостоятельный, благодаря чему народ лишен сегодня права обучения в школах своему родному языку. Это оставляет неизгладимый след в куль­туре и сознании дидойцев, и приносит ощутимый урон всему культурно-исто­рическому наследию данного этноса. А ведь дидойцев считают в мировом историческом сообществе считают одним из древнейших народов Кав­каза, имевшим в прошлом обширную территории и мощную государствен­ность в виде Конфедеративного союза вольных сельских обществ «Дидо» и проводишим свою науциональную по­литику в регионе.

Читайте также:  Как настроить юнити на русский язык

Одним из основополагающих прин­ципов демократического государства в сфере использования языков явля­ется равноправие. Какова же степень реализации конституционных прав и свобод дидойцев на территории Да­гестана? Даже Федеральный Закон «О гарантиях прав коренных малочис­ленных народов РФ» — не для таких как дидойцы. В упомянутом федеральном законе одним из критериев статуса коренного малочисленного народа России является наличие количества населения – носителя данного языка менее 50000 тысяч человек. Республи­ка Дагестан территория России и как аварцы, даргинцы и другие народы Да­гестана с населением в несколько раз превышающим указанную норму зако­на, оказались малочисленными наро­дами? Как фактически существующие коренные малочисленные народы Да­гестана – дидойцы, андийцы и многие другие оказались вычеркнутыми из этого списка? Спрашивается, кому это надо, обходя нормы закона, игнориро­вать наличие своего малочисленного народа? Здесь много ещё непонятных вопросов, а ведь признание дидойцев малочисленным народом не означает нарушения единства и целостности Дагестана. Наоборот, это будет спо­собствовать укреплению республики на основе подлинного братства равно­правных народов.

«Богатство языка есть богатство мыслей. Язык важен для патриота» — утверждал Н.Карамзин. Действитель­ный патриотизм есть главный духов­ный стержень человека, без которого он не способен творить, создавать и любить. А родной язык – это главный компонент патриотизма. Власть Даге­стана, должна обслуживать весь даге­станский народ, его общие интересы, в том числе и родные языки «малых» народов. И сегодня всем народам Да­гестана нужен «Закон о языках народов Дагестана». Выбор языка – сегодня скорее морально-политическая про­блема, чем научно-практическая и все языки должны быть равны в правах так же, как и народы носители этих языков. Я не касаюсь в этой статье политиче­ских аспектов изучения языков, хотя именно в этом, возможно, и кроется свёртывание их изучения в школах. Ещё древние римляне говорили: чей язык-того и власть. Делайте вывод.

Считаю, что родной язык не менее важен для образования дидойца, чем любой другой учебный предмет. Ди­дойцы очень надеются, что выход из ситуации с преподаванием родного языка в школах района будет найден и молодёжь выскажет нам в будущем свою искреннюю благодарность.

Каждый язык является уникальным в своем роде и представляет собой цен­ность, которую мы обязаны сохранить. Для этого мною разработан проект, в котором делается упор на языковую политику, говорится о необходимости летних языковых лагерях для детей, где они могли бы изучать родной язык, свою историю и культуру. Конечно, для реализации данного проекта тре­буется взаимодействие с местными органами власти, а также широкая общественная поддержка. И «Закон о языках народов Российской Федера­ции» (ст. 23, ст. 33) показывает, что у Министерства образования и науки РД нет никаких ограничений со стороны Федерального центра на ведение соб­ственной языковой политики в респу­блике, по обеспечению прав граждан на изучение родного языка. Надеемся, что Народное Собрание РД примет специальный Закон о языках народов Дагестана – он важен и необходим для нас так же, как и сам Основной Закон республики.

В заключение хочу обратить внима­ние на Конституцию Республики Даге­стан. Статья 10 этого Закона гаранти­рует всем народам сохранение родно­го языка, создание условий для его из­учения и развития. Язык — это духовное богатство народа. Но это богатство остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты. Поэтому только со своим родным языком ди­дойцы могут сохранить жизнеспособ­ность и передавать свой духовный по­тенциал из поколения в поколение.

Пользуясь случаем, позвольте по­здравить всех нас, дагестанцев с меж­дународным днём родных языков.

Гусейн Магомедов,

учитель истории Мококской средней школы Цунтинского района

Источник

Богатство языка есть богатство мыслей

Чем глубже человек познаёт родной язык, тем больше подготовлен к овладению языками других народов.

С древних времён люди использовали различные инструменты для передачи информации друг другу. Вначале были звуки, наскальные рисунки, жесты. И, наконец, появилось такое средство выражения своих мыслей и чувств, как язык.

Дагестан – уникальная республика. И уникален он именно своим многоязычием, укладом жизни, идущим из глубины веков. Если расцветут все языки народов Дагестана, их фольклор, культура, литература, история, заиграет всеми цветами радуги изобразительное искусство – неужто это будет не на пользу нашей дагестанской действительности? В этом контексте как классический пример сегодня, как никогда, остро встаёт вопрос: что будет с дидойским языком?

Сейчас в мире насчитывается около 6000 языков. По данным ЮНЕСКО, уже в ближайшее время примерно половина из них может лишиться своих последних носителей и полностью исчезнуть. Язык может выжить, если на нём будут говорить хотя бы 100000 человек. А ведь нас, дидойцев, всего 15000, и я боюсь, что со временем наш язык исчезнет.

Язык народа – основа всех духовных начинаний и свершений. Понятие «духовное богатство» будет лишь пустым звуком для языка, на котором люди не могут выражать тончайшие оттенки своих мыслей и чувств. Даже для этого надо сохранить и развивать родной язык. Если люди не будут читать книги, общаться на своём языке, тогда он станет мёртвым. Более того, язык является важнейшей и крепчайшей связью, которая соединяет прошлые, современные и будущие поколения народа в одно большое живое целое. Потеря языка означает для народа потерю связи с бесценной мудростью, копившейся на протяжении веков и тысячелетий.

Даже не касаясь таких научных проблем, как генная память, можно представить себе масштаб этнокультурной катастрофы, если дидойцы потеряют родной язык. Ибо внутри языка существуют такие тонкие тела, которые берегут для грядущих поколений исторически накопленную народную мудрость. Родной язык способен отражать связь между прошлым, настоящим и будущим. Всё ценное – традиции, обычаи, этикетная культура, фольклор дидойского народа – сохранилось благодаря языку. У дидойцев есть что передать подрастающим поколениям, чтобы они сохранили неповторимый духовный облик, национальный характер народа. Каждый дидоец задаёт себе вопросы, касающиеся происхождения, истории, духовных корней родного народа, тухума, и ищет ответы на них.

Настоящие дагестанцы называют свой родной язык материнским. Этим они выражают почтение к родному языку, любовь и благодарность матери, являющейся для любого ребёнка главным творцом и основным учителем родного языка. Взрослый человек, не постигший величия родного языка, думаю, достоин жалости и сочувствия. Таковыми оказались мы, дидойцы. Согласно решению бюро Дагестанского обкома КПСС от 11 января 1957 года, наших детей добровольно-принудительно начали обучать аварскому языку как родному. Прежнее руководство, вопреки заключению Института антропологии и этнографии РАН о том, что дидойцы являются самостоятельным народом, принудительно включило их в состав более крупного народа. Это было непродуманное, необоснованное решение.

Читайте также:  Звук в русском языке мягкий или твердый

В одном из своих выступлений доктор филологических наук М. И. Магомедов говорил, что у нас мало что делается для сохранения и развития родных языков. Он подчеркнул, что с научной точки зрения дидойский язык является самостоятельным языком, а не диалектом аварского. Это научный ответ тем, кто не хочет признать дидойский как самостоятельный язык. Дидойский народ лишен права обучения в школах на своём родном языке. Это оставило неизгладимый след в сознании дидойцев и нанесло ощутимый урон всему культурному наследию дидойского народа. А ведь дидойцев считают (в мировом сообществе) одним из древнейших народов Кавказа, в прошлом имевшим обширную территорию, свою мощную государственность в виде Конфедеративного союза вольных сельских обществ «Дидо», которые делали большую политику в регионе.

Защита и использование языка – одно из важнейших направлений национальной политики любого государства, в том числе такого многонационального, как Российская Федерация. Одним из основополагающих принципов политики демократического государства в области использования языков является их равноправие. А принцип равноправия языков связан с состоянием реализации конституционных прав и свобод граждан в каждом государстве. Какова же степень реализации конституционных прав и свобод дидойцев на территории Дагестана? Даже Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» – не для таких народов, как дидойцы.

В упомянутом Федеральном законе одним из критериев коренного малочисленного народа РФ является наличие количества населения менее 50 000 человек. Непонятно, как на территории России, ибо Дагестан – тоже территория России, русские стали малочисленным народом. Как аварцы, даргинцы и другие народы Дагестана, населением в несколько раз превышающие указанной нормы закона, оказались малочисленными народами России? А как фактически существующие коренные малочисленные народы Дагестана – дидойцы, андийцы и другие – оказались вычеркнутыми из этого списка? Спрашивается, кому это надо, обходя нормы закона, игнорировать наличие собственного малочисленного народа? Здесь для нас много ещё непонятных вопросов.

Признание дидойцев малочисленным народом не означает нарушения единства и целостности Дагестана. Наоборот, это будет способствовать укреплению единства и целостности Дагестана на основе подлинного братства равноправных народов. «Богатство языка есть богатство мыслей. Язык важен для патриота», – утверждал Н. Карамзин. Действительный патриотизм есть главный духовный стержень человека, без которого он не способен творить, создавать и любить. А родной язык – главный компонент патриотизма. Власть должна обслуживать весь дагестанский народ, его общие интересы, в том числе и родные языки «малых» народов. Мы, дидойцы, рассчитываем на команду Главы Республики. Всем народам Дагестана нужен «Закон о языках всех народов Дагестана». Выбор языка сегодня скорее морально-политическая проблема, чем научно-практическая. Языки должны быть равны в правах так же, как и народы.

Я не касаюсь в этой статье политических аспектов изучения языков, хотя именно в этом, возможно, и кроется свёртывание изучения родных языков в школах. Ещё древние римляне говорили: чей язык – того и власть. Делайте вывод. Несмотря на то, что Закон о языках народов России принят давно и в этом законе предусмотрено практически всё, что требуется для полновесной жизни родных языков всех народов России. Я считаю, что родной язык не менее важен для образования дидойца, чем любой другой предмет. Мы надеемся, выход из ситуации, т.е. с преподаванием родного языка в школах района, будет найден и молодёжь, которая сегодня гонится за другими ценностями и не понимает значения родного языка для их же становления как граждан и творцов, выскажет нам в будущем искреннюю благодарность.

Каждый язык является уникальным в своем роде, поэтому представляет собой очень большую культурную ценность, которую мы обязаны постараться сохранить как можно дольше. А для того чтобы его сохранить, мною разработан проект, где делаю упор на языковой политике, организовав летние языковые лагеря для детей, где они могли бы изучать родной язык, историю и культуру. Равнинные дети зачастую не владеют родным языком. Восполнить этот пробел им помогло бы обучение в языковых лагерях. Конечно, для реализации данного проекта требуется взаимодействие с местными органами власти, а также широкая общественная поддержка.

Опрос интеллигенции района показал, что общественный запрос на этот проект велик. В своих оценках они отметили, что форма обучения в языковых лагерях будет способствовать овладению подростками необходимых знаний и навыков в сфере родного языка, культуры и истории, «Закона о языках народов Российской Федерации» (ст. 23, 33). Как видно из статей Министерства образования и науки РД, нет никаких ограничений со стороны федерального центра на введение собственной языковой политики в республике по обеспечению прав граждан на изучение родного языка, обучение и воспитание на разных языках. Кроме того, есть и международные правовые нормы, которые дают ещё более широкие права народам пользоваться своими родными языками. Надеемся, что Министерство в полной мере воспользуется своими правами, а Народное Собрание примет специальный закон о языках народов Дагестана – он важен и необходим для нас так же, как и Основной закон республики.

В завершение хочу обратить внимание на Конституцию Республики Дагестан. Ст. 10 гарантирует всем народам сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Язык – это духовное богатство народа. Но богатство остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты. Поэтому только со своим родным языком мы, дидойцы, можем сохранить жизнеспособность, истинность мыслей, чувств и передавать всё это из поколения в поколение.

Я поздравляю все народы Дагестана с Международным днём родных языков. Желаю всем успехов и здоровья.

Источник

Прочитайте высказывания. ГДЗ, Упр. 322, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Прочитайте высказывания А. Толстого (п. I), Н. Гоголя (п. II) и Н. Карамзина (п. Ill) о русском языке. На основе приведённых ниже и других известных вам высказываний о русском языке сделайте свои обобщения и изложите их в форме небольшого сочинения-рассуждения.

Используя свои знания о слове, выполните полный лексический анализ этих текстов.

Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие сво­ ей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
А. Н. Толстой.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он бес­ пределен и может, живой как жизнь, обогащаться, ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наре­ чий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому друго­ му языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятли- вейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.
Н. В. Гоголь.
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самом родном бо­ гатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, ве­ личественная река — шумит и гремит — и вдруг, если надобно, смягчает­ ся, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключается только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н. М. Карамзин.
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет ни­ какого сомнения.
В. Г. Белинский.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это дос­ тояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых бли­ стает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могуществен­ ным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!
И. С. Тургенев.
Русский язык — это национальный язык русского народа, язык русской нации. Близкие по происхождению народы имеют и родственные языки, которые по своему словарю и грамматике близки друг к другу. Так, все славя- не говорят на родственных языках. Русский язык входит в славянскую группу языков, которые произошли из общеславянского языка.
Русский язык — это язык культуры, науки и техники. На русском языке созданы произведения выдающихся русских писателей — Пушкина, Лер­ монтова, Гоголя, Тютчева, Тургенева, Толстого, Чехова, Бунина, Горького, Маяковского и многих-многих других.
Русский язык — один из богатейших языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой дея­ тельности.
Русский язык — один из общепризнанных мировых языков. На русском языке говорят на всемирных конгрессах, международных совещаниях.

Читайте также:  Интересные задания для недели русского языка

Источник

Урок по русскому языку на тему «Богатство языка» (4 класс)

Цель : повышение уровня языкового развития учащихся.

— способствовать прочному и сознательному усвоению знаний по русскому языку;

— развивать коммуникативные умения учащихся;

— воспитывать интерес к познавательной деятельности, расширять кругозор учащихся.

карточки с представлениями команд

— листки с заданиями для конкурсов «Расставьте гласные», «Редактор», «Угадай пословицу», «Крылатые выражения»

— «звёзды» с высказыванием Карамзина.

Давайте посмотрим, какими знатоками русского языка вы являетесь и как им владеете. Сегодня мы с вами будем участвовать в конкурсах, отвечать на вопросы по русскому языку. Итогом нашей встречи будет высказывание Карамзина, которое мы соберём в результате одержанных побед в конкурсах.

Команда 1: «Умники и умницы»

Нет ошибкам! – наш девиз

Мы грамотны – и это лучший приз!

Русский язык для нас не загадка,

Не будем играть с ошибками в прятки.

Мы правила знаем и их применяем!

4. Разминка :а) « Доскажи словечко »

-Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …(конём)

-Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно…(карандаш)

-Кругла, рассыпчата, бела, на стол с полей пришла. Ты посоли её немножко, ведь, правда, вкусная…(картошка)

-Что за скрип, что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, если я …(капуста)

-Мчусь, как пуля, я вперёд, лишь поскрипывает лёд, да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

-По дороге наша Машенька идёт, за верёвочку козу она ведёт. А прохожие глядят во все глаза – очень длинная у девочки…(коса)

б)«О ком или о чём говорится?»

-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник)

-Что такое ручкохранилище? (пенал)

— Земля, которую может покрутить любой желающий. (глобус)

-Как называется школьный известняк? (мел)

— Он бываем между корнем и окончанием. (суффикс)

-Слово белый по отношению к слову черный. (антоним)

5. Конкурс: «Что это? Кто это?»

1.Без этого не играют в хоккей 1. Первый лев пасёт оленей.

2. Эта в руке у Бабы-Яги. 2. Этот острый, в мыльной пене.

3. Эту пекут, как пекут пироги. 3. Третий – корм для лошадей.

4. Эта не знает, что значит улыбка. 4. Лев – источник новостей.

5. В ту молочко наливают для кошки. 5. В пятом здесь бычок вздыхает.

6. Эту с болота приносят в лукошке. 6. Этот полю помогает

7.Это искал Карабас-Барабас. 7. А последний очень вял.

6. Конкурс: «Расставьте гласные»

Этот конкурс требует определённой фантазии и большого словарного запаса. Расставьте гласные в предлагаемых конструкциях.

7. Конкурс «Редактор»

Сейчас мы проверим, в какой команде внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

8. Конкурс: « Угадай пословицу»

Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположными по смыслу: лёгкий – тяжелый, весёлый – грустный. Перед вами пословицы – перевёртыши. Кто сможет их прочитать? Подчёркнутые слова изменять не надо.

Новый враг хуже старых двух.

Плохая слава дешевле бедности.

Всё плохо, что плохо начинается.

Как вы их понимаете?

Вам предстоит отгадать ребусы.

10. Конкурс: « Крылатые выражения»

Ярким и точным называем мы наш язык, одно из средств языка – крылатые выражения.

Соедините крылатое выражение в левой части доски с его объяснением в правой.

1.Не ударить в грязь лицом. А. Занятие, которое себя не оправдывает.

2. Держать себя в руках. Б. Обязательно.

3. Мелькнуть, как молния. В. Очень быстро.

4. Игра не стоит свеч. Г. Точно в цель.

6. Во что бы то ни стало. Е. Показать себя с лучшей стороны.

7. Не находить себе места. Ж. Быть в состоянии большого волнения.

8. Вешать голову. З. Огорчаться.

Молодцы! Вы настоящие знатоки русского языка. Соберите воедино части высказывания, прочитайте, что у вас получилось:

«Богатство языка есть богатство мыслей» (Карамзин)

Мы провели удачно бой,

Чтоб находчивость и знания свои проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты богат, родной язык,

И в это все мы будем верить.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

есть богатство мыслей

Учителя русского языка:

Номер материала: ДБ-039817

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Интересные факты из жизни