Богатство языка есть богатство мыслей сочинение рассуждение

Сочинение-рассуждение о богатстве русского языка.

В старших классах часто задают писать сочинение-рассуждение о русском языке. Перед Вами — прекрасный образец такого сочинения. В нем на примерах показано, как можно использовать слово и какой потенциал кроется в русском языке.

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Мне кажется, что самые чудесные и точные слова — в русском языке. Ни в одном другом языке нет слов, с помощью которых можно было бы так ярко и точно выразить все то, что чувствует, видит, слышит человек. «Русский язык — богат, образен и точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы передать на русском языке»,— писал мастер слова К. Г. Паустовский. Но русский язык — это хрупкий материал, которым владеет, увы, не каждый человек. Только люди необычайно одаренные — русские поэты и писатели — создают удивительные произведения, ловко и умело владея гибким и упрямым русским словом. Особенные, волшебные преобразования происходят с обыкновенным словом в поэзии А. С. Пушкина. Например, в стихотворении «Осень» с помощью нескольких, на первый взгляд простых слов Пушкин показывает свое отношение к природе всех времен года, рисуя ясные картины русской природы:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен,

Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены…

Изображая весну такой, какая она есть в России, без прикрас, используя довольно грубые слова: «вонь, грязь», Пушкин не разрушает легкости и простоты стихотворения.

Весело и легко звучат слова в описании зимы:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега, в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

…Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих ровных рек!

В каждом описании чувствуется свое настроение. С любовью и нежностью пишет Пушкин о своем любимом времени года — осени:

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

С помощью простых слов вся русская природа оживает под пером Пушкина:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

Поэзия Пушкина всегда светлая и ясная, как березовая роща, в которой светло даже в пасмурный и ненастный день.

Русские слова удивительны. Как писал К. Г. Паустовский, «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобную тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск».

Удивительно то, что, если переводить русскую поэзию на какой-нибудь другой язык, сразу же исчезает их мелодия, изящество стихотворений, теряется их простота и таинственность. В этом драгоценность и неподражаемость нашего языка.

Но и в прозе видна эта необычность русского языка. Например, проза Паустовского — чудесна, особенно в описаниях русской природы. Паустовский — художник слова, для него слова — краски, бумага — полотно. Но у обыкновенного художника в палитре среди красок нет света, звуков, как у Паустовского: «Венера переливалась, как капля алмазной влаги на зеленеющем предрассветном небе».

Когда читаешь Паустовского, картины русского леса оживают, и мы не только видим весь лес — от маленькой травинки до сосен-великанов,— но и осязаем и ощущаем каждую деталь: «Между сосенок на песчаной земле растет высокая сухая трава. Середина каждой травинки седая, а края темно-зеленые. Эта трава режет руки. Тут же цветет много желтых, шуршащих под пальцами чешуйчатых бессмертников…» Это тоже особенность и русского слова, и мастерства писателя: с помощью слова можно чувствовать, видеть, осязать все то, что описывает автор. Прозу Паустовского можно назвать поэзией, потому что сама русская природа, описание которой мы встречаем почти в каждом произведении писателя, поэтична: «В небе как застыли на одном месте, так и простояли до ночи тугие облака. Ближе к закату солнце вошло в лиловую мглу и раскаленным диском опустилось к земле». Да и сам Паустовский писал: «Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией». Поэтичность прозе придает ритм, а ритм ей придает звучание точно подобранных слов. Вот как писал Н. В. Гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи». Вот конкретный пример: «Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю». Эти слова передают, как бы включают в себя все разнообразие звуков во время грозы.

Многие слова — как волшебные палочки, с помощью которых, дотронувшись до чего-нибудь обыкновенного, мы совершаем чудо, и это обыкновенное становится волшебным.

Источник

Сочинение Богатый русский язык (богатство русского языка) рассуждение

Вокруг красоты языков часто разгораются споры. Носители защищают и восхваляют свои языки, приписывают им множество заслуг. Абсолютное же большинство голосов во все времена отдавалось русскому языку.

Есенин и Маяковский, Пушкин и Лермонтов, Ахматова и Цветаева были носителями этого языка, они умело складывали слова, из которых получались звучные тексты и стихи. Иностранцы с восхищением цитируют стихи русских писателей, восхищаясь красотой и лаконичностью языка. В нашем языке множество синонимов, что позволяет скрасить и разнообразить речь, предать официальный оттенок или передать дружеский настрой, высказаться просторечно или научным языком.

Одна и та же фраза может звучать по-разному в зависимости от того, кто её произносит: интеллигентный человек или простой, «из народа». Звучание и произношение многих слов зависит не только от социального слоя носителя, но и от географического положения. Так, в русском языке много слов «местечковых», употребляемых в конкретной области или населённом пункте. В современном русском языке встречаются и сленги – слова, употребляемые представителями той или иной культуры, профессии или возрастной категории, и это только дополняет его разнообразие и красочность.

В своей повседневной речи человек не использует даже пятой части языка. Даже при богатом словарном запасе и искусном словоблудстве стоит представить себе масштабность языка, его величие, его наполненность. Количество слов в русском языке позволяет написать целую книгу, не лишенную смысла, из слов, которые начинаются на одну букву. Слова в нашем языке пополняются снова и снова.

Писатели, поэты, учёные, филологи, говорившие на русском, очень любили свой язык. Славили его своими произведениями, показывали своим читателям его красоту и лаконичность, красочность, разнообразие и богатство. Русский язык достоин любви и уважения от каждого носителя, достоин уважения, сохранения и развития.

Сочинение Русский язык необыкновенно богат

Русские люди славят и воспевают свой родной язык. Русский язык и в самом деле необыкновенно богат и красив. Сколько стихов и песен сложено. А какие великие люди писали о языке и как красиво ложились их стихотворения.

Каждый народ восхваляет свою речь и гордится ею. Русский народ ничем не отличается. Они любят воспевать все: Родину, родники, русскую речь, пейзажи и много другого. И, конечно же, не сделали бы они этого, не будь их язык воистину богат и красив.

Словом можно пожалеть и обидеть, поддержать и высказать сожаление. Благодаря богатой речи можно любить и дружить, мириться и просто жить.

Не зря говорят, что слово ранит. Словом действительно можно ранить, но также можно и исцелить. Исцелить душевные раны и заставить забыть о переживаниях.

Русский язык настолько богат, что благодаря ему можно высказать свой восторг, описать красоту, которая окружает, сделать комплимент родному и любимому человеку. Благодаря русской речи мы общаемся с окружающими, знакомимся с новыми людьми и просто живем.

Мы живем в мире, который построен на общении, ведь без него нам было бы очень сложно. Мы бы не могли просто прийти в магазин и приобрести то, что нам нужно. Мы бы не могли подружиться и полюбить, ведь благодаря словам мы раскрываемся.

По тому, как человек разговаривает можно определить уровень его грамотности и его воспитание. Воспитанный человек никогда не позволит себе оскорбить ближнего, нагрубить старшему или оскорбить собеседника. Грамотные люди всегда находят тему для разговора и могут поддержать собеседника.

Русский язык необычайно красив и богат. Вспомнить только великих русских поэтов и писателей: Сергея Есенина, Александра Пушкина, Блока, Марину Цветаеву и многих других. Какие великие люди те только жили, но и свободно владели могучим языком русским. Как красиво они писали свои стихотворения и как мы их любим и на сегодняшний день.

Читайте также:  Афоризмы на азербайджанском языке с переводом

Людям очень просто и легко находить общий язык. Ведь только благодаря общению мы становимся более раскрытыми и счастливыми. Мы умеем слушать и слышать. Мы умеем говорить и это настоящее богатство!

Вариант 3

В любые времена известные писатели, деятели культуры, политики говорили о великолепии русского языка. О его богатстве писали Белинский, Горький, Толстой, Тургенев.

Чем же богат наш родной язык? Мы рассмотрим его основные особенности.

Русский язык имеет многовековую историю. Он менялся вслед за изменением общественного строя. Давным-давно, в VI веке восточные славяне обособились от основной массы славян. После этого начал формироваться их собственный язык. Сначала он назывался древнерусским, затем превратился в старорусский, а к XVII веку сформировался в национальный русский язык.

За всю историю развития нашего общества появилось множество речевых оборотов, крылатых выражений, фразеологизмов и прочих особенностей языка. Они постоянно дополнялись, видоизменялись. Лучше всех научился оперировать русским языком Александр Сергеевич Пушкин. Своими стихами, поэмами, рассказами и сказками поэт доказал не только всей России, но и остальным странам, что наш язык является самым изобретательным в мире. Ни один зарубежный автор пока не смог перевести «Евгения Онегина» достаточно близко к оригиналу.

У русских людей есть много разнообразных способов выразить мысль.
С помощью суффиксов и окончаний можно создать несколько однокоренных слов с разными значениями. В то время как в английском языке в таком случае используются синонимы. Мы можем назвать неприятного угрожающего человека «злым», «зловещим», «злостным», «злобным», «злющим». В английском используются «evil» и его синонимы.

На протяжении всей истории Россия взаимодействовала со многими зарубежными странами. Результатом общения являлись заимствование инноваций, а также их названия. Особенность русского языка заключается в том, что в его состав можно включить новые слова и применять их в повседневной жизни.

Наш язык имеет огромное количество слов. Словарь Владимира Даля насчитывает более двухсот тысяч слов, в то время как Оксфордский словарь включает менее ста тридцати тысяч слов.

В русском языке много слов, с помощью которых можно выразить негативное или позитивное отношение к чему-либо. Мы имеем кучу вариантов обозвать водителя, который окатил нас грязью и также много способов похвалить работника за хорошую работу.

Рассуждение

В русском языке больше всего букв по сравнению с другими языками. Может быть, поэтому он такой напевный и мелодичный. Этим языком писали свои шедевры Пушкин и Некрасов, Маяковский и Блок, Тургенев и Толстой, и многие другие писатели и поэты. В русском языке одним словом можно выразить множество эмоций. Все зависит от подтекста, с которым оно сказано.

Русский язык тяжело изучать иностранцам. Они не могут понять как это курицу или собаку можно назвать свиньей. Многие слова произносятся по-разному в зависимости от географического проживания людей. Москвичи акают, люди, живущие на вдоль реки Волги, окают.

В каждой местности употребляют свои словечки, которые больше нигде не встречаются. Молодежь употребляет только ей понятные сленговые слова и выражения. Представители какой-либо профессии общаются на специфическом, только им понятном языке.

Русский язык активно пополняется словами и выражениями из других языков. Становится обидно слышать, как некоторые из них вытесняют слова из русского языка. Все чаще можно слышать от людей оке`й вместо слова «хорошо».

Ведь если только задуматься, в русском языке так много слов, что можно написать целую книгу, используя лишь слова, которые начинаются на одну букву. Причем, эта книга будет нести какой-то определенный смысл, а не представлять набор слов.

Только русским языком Пушкин мог писать свои стихи «про чудное мгновенье». И леса осенью одеты в «багрец и золото». Точнее невозможно описать осенние красоты. И «во глубине сибирских руд» отбывали ссылку его друзья-декабристы. А фраза «из искры возгорится пламя» стала эпиграфом газеты «Искра», которую издавал В.И. Ленин.

Пушкинский слог прост и понятен. Строки его стихотворений запоминаются на всю жизнь. И если уж писать свои стихи, как многие пытаются это делать, то надо писать как Пушкин, или не писать вообще. И песни, и романсы, написанные на его стихи такие же лиричные и напевные. «Гений чистой красоты». Так красиво, с любовью Пушкин пишет о женщине.

Какие первые слова слышит новорожденный ребенок

Также читают:

Картинка к сочинению Богатый русский язык

Популярные сегодня темы

В этой повести тесно переплелись фантастика и реальность, но я сейчас постараюсь разобраться… Конечно, всё можно допустить. Теоретически. Можно предположить, что профессор мог изобрести способ «превращать» животных в людей

«А зори здесь тихие ….» повесть, которая показывает, что война не только для мужчин. Беречь семейный очаг это конечно дело женщин, но на войне они также могут бить врага и совершать подвиги

Петя – младший ребенок в семье Ростовых. Он воспитывался в любви и нежности семейных уз. Самому младшему ребенку всегда сходят с рук некоторые шалости. Получилось так, что семья Ростовых будто не заметили, как вырос их младший ребенок.

Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную. Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке

Зимой в 1946 году художником была написана великолепная картина «Первый снег». С одного взгляда на нее, сразу появляется эмоция радости. Ведь вспомните себя в детстве. Как вы ждали тот самый первый снег

Источник

Богатство языка — богатство мыслей

«Чем глубже человек познаёт родной язык, тем больше подготовлен к овладению языками других народов»

С древних времён человечество использовало различные инструмен­ты для передачи между собой инфор­мации. Вначале это были звуки, на­скальные рисунки и жесты. Но в конце концов все-таки появилось и такое средство выражения своих мыслей и чувств как разговорный язык человека. Дагестан – уникальная республика и уникальна она именно своими много­язычием, своим укладом жизни, иду­щим из глубины веков. Если расцветут все языки народов Дагестана, их фоль­клор, культура, литература, история, заиграет всеми цветами радуги изо­бразительное искусство — неужто это будет не на пользу нашей дагестан­ской действительности?

Сегодня, как никогда, остро встаёт вопрос: что будет в ближайшей пер­спективе, например, с дидойским языком? В настоящее время в мире насчитывается около 6000 языков. По данным ЮНЕСКО, уже в ближайший период примерно половина из них могут лишиться своих последних но­сителей и полностью исчезнуть. Язык может выжить, если на нём будут го­ворить хотя бы 100000 человек. А ведь нас дидойцев всего 15000 и я боюсь, что со временем исчезнет и наш язык.

Язык народа – основа всех духовных начинаний и свершений. Понятие «ду­ховное богатство» останется лишь пу­стым звуком на том языке, на котором люди не могут выражать тончайшие оттенки своих мыслей и чувств. Для этого и надо сохранять и развивать свой родной язык. Если люди не будут читать книг, общаться на своём родном языке, тогда он станет неживым, мёрт­вым языком. Более того, язык является важнейшей и крепчайшей связью, со­единяющей прошлые, современные и будущие поколения народа в одно большое живое целое. А потеря язы­ка означает для народа утрату связи с мудростью, копившейся на протяже­нии веков и тысячелетий. Даже не ка­саясь таких научных проблем, как ген­ная память, можно себе представить масштаб этнокультурной катастрофы, которая произойдёт если дидойцы по­теряют свой родной язык, ибо внутри языка существуют такие тонкие микро­тела, которые сохраняют для грядущих поколений исторически накопленную народную память и мудрость.

Родной язык способен отражать связь между прошлым, настоящим и будущим. Всё ценное – традиции, обычаи, этикетная культура, фольклор дидойского народа – сохранилось благодаря языку. У дидойцев есть, что передать подрастающим поколениям, чтобы они сохранили свой неповтори­мый духовный облик и национальный характер народа и каждый дидоец се­годня задаёт себе вопросы, касающи­еся происхождения, истории, духов­ных корней родного народа, тухума и ищет ответы на них.

Настоящие дагестанцы свой родной язык называют материнским языком. Этим они выражают своё почтение к родному языку, любовь и благодар­ность, как к матери, являющейся для любого ребёнка главным творцом и основным учителем родного языка. Взрослый человек, не постигший вели­чия родного языка, я думаю, достоин жалости и сочувствия. К сожалению, таковыми оказались мы дидойцы. Со­гласно решению бюро Дагестанского обкома КПСС от 11 января 1957 года наших детей добровольно-принуди­тельно начали обучать аварскому язы­ку, как родному. Прежнее руководство республики сделало это вопреки за­ключению Института антропологии и этнографии РАН о том, что дидойцы являются самостоятельным народом, принудительно включённым в состав более крупного народа. Это было по­литическое и антиконституционное решение и стало оно возможным при такой слабости центра, когда на ме­стах сатрапы творили, все что хотели. Они вели себя как феодальные князья.

В одном из выступлений доктор фи­лологических наук М. Магомедов гово­рил, что у нас очень мало делается для сохранения и развития родных языков. Он подчеркнул, что с научной точки зрения дидойский язык является само­стоятельным языком, а не диалектом аварского языка. Это научный ответ тем, кто не признает дидойский язык, как самостоятельный, благодаря чему народ лишен сегодня права обучения в школах своему родному языку. Это оставляет неизгладимый след в куль­туре и сознании дидойцев, и приносит ощутимый урон всему культурно-исто­рическому наследию данного этноса. А ведь дидойцев считают в мировом историческом сообществе считают одним из древнейших народов Кав­каза, имевшим в прошлом обширную территории и мощную государствен­ность в виде Конфедеративного союза вольных сельских обществ «Дидо» и проводишим свою науциональную по­литику в регионе.

Читайте также:  Армения новости на армянском языке сегодня

Одним из основополагающих прин­ципов демократического государства в сфере использования языков явля­ется равноправие. Какова же степень реализации конституционных прав и свобод дидойцев на территории Да­гестана? Даже Федеральный Закон «О гарантиях прав коренных малочис­ленных народов РФ» — не для таких как дидойцы. В упомянутом федеральном законе одним из критериев статуса коренного малочисленного народа России является наличие количества населения – носителя данного языка менее 50000 тысяч человек. Республи­ка Дагестан территория России и как аварцы, даргинцы и другие народы Да­гестана с населением в несколько раз превышающим указанную норму зако­на, оказались малочисленными наро­дами? Как фактически существующие коренные малочисленные народы Да­гестана – дидойцы, андийцы и многие другие оказались вычеркнутыми из этого списка? Спрашивается, кому это надо, обходя нормы закона, игнориро­вать наличие своего малочисленного народа? Здесь много ещё непонятных вопросов, а ведь признание дидойцев малочисленным народом не означает нарушения единства и целостности Дагестана. Наоборот, это будет спо­собствовать укреплению республики на основе подлинного братства равно­правных народов.

«Богатство языка есть богатство мыслей. Язык важен для патриота» — утверждал Н.Карамзин. Действитель­ный патриотизм есть главный духов­ный стержень человека, без которого он не способен творить, создавать и любить. А родной язык – это главный компонент патриотизма. Власть Даге­стана, должна обслуживать весь даге­станский народ, его общие интересы, в том числе и родные языки «малых» народов. И сегодня всем народам Да­гестана нужен «Закон о языках народов Дагестана». Выбор языка – сегодня скорее морально-политическая про­блема, чем научно-практическая и все языки должны быть равны в правах так же, как и народы носители этих языков. Я не касаюсь в этой статье политиче­ских аспектов изучения языков, хотя именно в этом, возможно, и кроется свёртывание их изучения в школах. Ещё древние римляне говорили: чей язык-того и власть. Делайте вывод.

Считаю, что родной язык не менее важен для образования дидойца, чем любой другой учебный предмет. Ди­дойцы очень надеются, что выход из ситуации с преподаванием родного языка в школах района будет найден и молодёжь выскажет нам в будущем свою искреннюю благодарность.

Каждый язык является уникальным в своем роде и представляет собой цен­ность, которую мы обязаны сохранить. Для этого мною разработан проект, в котором делается упор на языковую политику, говорится о необходимости летних языковых лагерях для детей, где они могли бы изучать родной язык, свою историю и культуру. Конечно, для реализации данного проекта тре­буется взаимодействие с местными органами власти, а также широкая общественная поддержка. И «Закон о языках народов Российской Федера­ции» (ст. 23, ст. 33) показывает, что у Министерства образования и науки РД нет никаких ограничений со стороны Федерального центра на ведение соб­ственной языковой политики в респу­блике, по обеспечению прав граждан на изучение родного языка. Надеемся, что Народное Собрание РД примет специальный Закон о языках народов Дагестана – он важен и необходим для нас так же, как и сам Основной Закон республики.

В заключение хочу обратить внима­ние на Конституцию Республики Даге­стан. Статья 10 этого Закона гаранти­рует всем народам сохранение родно­го языка, создание условий для его из­учения и развития. Язык — это духовное богатство народа. Но это богатство остаётся для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал её красоты. Поэтому только со своим родным языком ди­дойцы могут сохранить жизнеспособ­ность и передавать свой духовный по­тенциал из поколения в поколение.

Пользуясь случаем, позвольте по­здравить всех нас, дагестанцев с меж­дународным днём родных языков.

Гусейн Магомедов,

учитель истории Мококской средней школы Цунтинского района

Источник

Сочинение на тему богатство языка есть богатство мыслей

4 варианта

Высказывание классика “Богатство языка есть богатство мыслей” стало забываться.
“Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”, – эти слова Александра Куприна необыкновенно актуальны в наше время, когда из-за дефицита “умелых рук” и “опытных уст” русская речь порой меняется до неузнаваемости.
Накануне Международного дня грамотности о некоторых животрепещущих проблемах современного русского языка мы побеседовали с заведующей кафедрой русского языка филологического факультета МаГУ, кандидатом филологических наук, доцентом Еленой Соколовой.
– Елена Петровна, не секрет, что жизнь современного общества немыслима без СМИ, мы ежедневно черпаем информацию из теле- и радиопередач, Интернета, со страниц прессы. Какое влияние оказывает язык СМИ на слушающих (читающих)? Можно ли его на данный момент считать образцовым?
– Средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование языковых навыков человека. Но, к сожалению, в последнее время чаще всего негативное. Язык современных СМИ очень далек от образцового. Представьте себе, в течение пяти минут утреннего телевизионного эфира удалось увидеть и услышать: “Доброе утро страна” без запятой, “в честь восемьсотлетия московских высоток”, “ваша вторая половинка был озлоблен”, “в летние месяца”, в бегущей строке промелькнуло: “в течении полу года”, “что бы получить пособие”. Мы разучились правильно ставить ударение в словах. Стали привыкать к тому, что газеты, журналы пестрят орфографическими и грамматическими ошибками, перенос на другую строку одной буквы (иногда мягкого знака) уже никого не удивляет.
Авторитет журналистов в нашем обществе традиционно высок. Мы привыкли им доверять, подражать в речевом поведении. Поэтому-то журналисты и должны осознавать всю меру профессиональной и социальной ответственности за подготовленный материал.
– Как, по вашему мнению, следует воспринимать обилие в современной русской речи иноязычной лексики: это следствие естественного развития языка или его деградации?
– Можно по-разному относиться к данному явлению. С одной стороны, процесс заимствования является естественным и неизбежным. Вполне оправданы заимствования, например, технических, спортивных, финансовых терминов и др. Совсем другое дело, когда иностранные слова употребляются без особой необходимости, засоряя и обедняя наш язык – один из богатейших языков в мире. Не теряют своей актуальности слова Ивана Тургенева: “Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас”. Не думаю, что обилие иноязычной лексики ведет к деградации нашего языка. Это просто очередной этап его развития. Русский язык настолько совершенен, богат и могуч, что он впитает в себя только то, что действительно необходимо и целесообразно. А вся эта шелуха, все эти искусственные образования исчезнут и со временем забудутся. Я была чрезвычайно удивлена, прочитав у Николая Лескова: “Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности, и – что всего обиднее – эти вредные упражнения практикуются в тех самых органах, где всего горячее стоят за русскую национальность и ее особенности”. Оказывается, в XXI веке людей волнуют те же проблемы, что и в XIX.
– А возможен ли полный отказ от заимствований?
– Я не призываю, как пуристы, совсем отказаться от заимствований и употреблять русское тихогромы вместо иноязычного фортепиано, шарокат вместо биллиард, шаротык вместо кий, водомет вместо фонтан, книжница вместо библиотека. Другое дело, что заимствования должны быть уместны, их употребление должно быть оправданно. В нашей речи множество заимствованных слов, которые давно уже воспринимаются нами как русские: автобус, автомат, школа, баня и др.
Но надо сохранять национальную самобытность русского языка, поскольку язык отражает историю народа. Ведь был же принят во Франции закон “О поддержании чистоты французского языка”, в соответствии с которым за засорение родного языка в официальных текстах налагался штраф от 80 до 160 франков, а при повторном нарушении – до 5000 франков.
– Каково ваше отношение к сниженной лексике, из разговорной речи уже проникшей и в язык СМИ, и в литературу?
– К бранной лексике отношусь отрицательно. Употребляя ругательство, мы снижаем планку своей культуры. Сквернословие, к сожалению, не просто порок, это уже болезнь современного общества. И начинать борьбу с этим явлением нужно, прежде всего, с самого себя. Надо суметь противостоять речевой распущенности и вседозволенности. Ведь речь – это зеркало, нас отражающее. И пусть оно не будет грязным!
– Действительно, во все времена речь считалась показателем не только уровня грамотности – она отражала широту кругозора, богатство внутреннего мира человека… Изменилось ли что-то в этом отношении в наши дни?
– Уверена, ничего не изменилось – речь по-прежнему остается показателем уровня культуры человека. Это было отмечено еще писателями XVIII-XIX веков, остается актуальным и в наш век. Прямую связь между уровнем языковой грамотности и внутренним миром человека отметил Николай Карамзин: “Богатство языка есть богатство мыслей”.
– На какие же авторитеты следует ориентироваться современной молодежи, выбирая модель речевого поведения?
– К сожалению, признанные всеми авторитеты уходят. Речь многих теле- и радиоведущих давно перестала быть эталонной. Скорее наоборот. Конечно же, учителям даже ценой титанических усилий положения не исправить, потому что формирование языковой компетенции происходит под влиянием окружающей речевой среды. И если в семье ребенок с малых лет привыкает слышать ненормативную лексику, если город наводнен ошибками на баннерах, растяжках, в рекламных объявлениях, если руководители государства произносят “семена свеклЫ”, “обеспечЕние”, если телереклама ежедневно убеждает нас, что надо говорить: “побАлуйте себя” (вместо побалУйте), “Жуйте орбит после каждой еды”, если телеведущие не умеют склонять числительные, если при общении в Интернете не соблюдаются никакие правила и языковые нормы, если для выражения своих мыслей и чувств пользователям достаточно смайликов, – то о какой грамотности подрастающего поколения можно говорить в такой агрессивно-безграмотной языковой среде?!
– Ответы найдем в нашей литературе?
– Перспективный путь! Хочется посоветовать побольше читать классику, а также современных писателей, мастерски владеющих искусством слова. Таких, например, как Дина Рубина, Людмила Улицкая. Но самое главное – не останавливаться в своем развитии, постоянно работать над собой. Ведь не стыдно не знать, стыдно не учиться. А всего знать невозможно, поэтому почаще обращайтесь к справочной литературе, к словарям. Доступный каждому орфографический словарь русского языка поможет вам проверить не только правильное написание слова, но и его произношение; в толковом словаре можно уточнить значение слова. И здесь на помощь нам придет Интернет, где выложены все лингвистические словари.
Кстати, на вопрос: как можно научиться хорошо говорить и писать, Дмитрий Лихачев в свое время ответил очень кратко, но точно: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

Читайте также:  Jabra talk 25 как сменить язык

Кот учёный, прохаживаясь по цепи, “говорил” сказки, затрачивая на каждую 3 целые 4/7 минуты. Известно, что “заводил” одну песнь кот в 1 целую 1/7 раза быстрее, чем “говорил” одну сказку. Сколько раз мог ходит направо за то же время, которое он затратил на 7 сказок?
сколько в 3,2 дм мм см км м
Сочинение на тему “как я проведу лето” любое пожалуйста
Сформулируйте основное свойство дроби, где оно используется?
Write about national symbol of the USA Сочинение 10-15 строчек…очень надо…
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА! через середину к медианы вм треугольника авс и вершину а проведена прямая пересекающая сторону вс в точке р. найдите отношение площади треугольника вкр и площади треугольника амк
помогите пожалуйста понять не могу,28 экзамен объясните пожалуйста!заранее спасибо) разложите на множители: 3х+ху^2-х^2у-3у
Слова которые не образованы от слова вода: водяной, водянистый, водитель, подводник
А. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: на 85% – физиологические, на 70% – потребности в безопасности и защите, на 50% – в любви и принадлежности, на 40% – в самоуважении и на 10% – в реализации cвoeгo потенциала.
Сделайте на основе этой статистики вывод о том, какие потребности удовлетворяются менее других: естественные, социальные или идеальные? Как вы думаете, с чем связано столь неравномерное удовлетворение различных потребностей? Для всех ли людей характерно такое распределение?
записать уравнения реакций метилоранжа и натриевой щелочи

Задайте свой вопрос
ПОПУЛЯРНОЕ
alexa_sher, 03 июля 2015
Дайте текст для примеров в сочинении. Пожалуйста
loney, 03 июля 2015
К каждому порядковому числительному подберите и запишите количественное числительное
black_jack, 03 июля 2015
Задание 4. Замените придаточную часть сложноподчиненного предложения причастным оборотом
alexey2426, 03 июля 2015
Напишите о роли фразеологизмов в языке
aa-kam, 03 июля 2015
Синтаксической разбор- я хотел за ними последовать, но пугачев сказал ” сиди я хочу с тобойпоговорить»
k28shadow, 03 июля 2015
Фонетический разбор слова состояние! Плиз помогите
dstar, 03 июля 2015
Синтаксической разбор- ты не рожден для дикой доли, ты для себя лишь хочешь доли
slavan77, 03 июля 2015
Выпишите глаголы в форме прошедшего времени, укажите их род. Обозначьте суффикс ” л “. Я пришел из школы, я учу глаголы
klivadenko33, 03 июля 2015
Какие аргументы можно привести к сочинению по проблеме о сущности понятия”детство»?
27400
Алгебра
14821
Английский язык
14216
Биология
7369
Другой
720
Экономика
18828
Физика
8304
География
15850
Геометрия
5255
Информатика
11818
История
23332
Химия
15992
Литература
73118
Математика
8152
Обществознание
465
Правоведение
46271
Русский язык

Русский язык считается одним из самых сложных и богатых языков в мире. Он имеет длительную историю своего развития. Впрочем, как и сама Россия.
Все величайшие писатели и поэты нашей страны вошли также и в историю русского языка. Ведь именно они помогали ему развиваться, внося туда изменения, преобразуя его. Без труда можно назвать целый ряд таких имен. Это и М. В. Ломоносов с его теорией о «трех штилях». Это и Н. М. Карамзин с его учением об изящной «салонной» речи. Это, конечно же, и А. С. Пушкин, внесший большие изменения в русский литературный язык 19 века. Да и вообще все талантливые российские писатели и поэты влияли на русский язык через свои творения.
Язык — это не беспорядочный набор букв и слов. Он представляет собой систему. Богатство русского языка мы видим на всех его уровнях, начиная со звуков и заканчивая сложными предложениями и целыми текстами. Например, в русском языке, одном из немногих, существует разделение глаголов на лица. Этого нет в английском и многих других языках мира. В фонетике русского языка существует несколько делений звуков: звонкие, глухие, сонорные, только звонкие и только глухие, мягкие и твердые, только мягкие и только твердые звуки. Кроме того, есть еще и буквы, которые не обозначают никаких звуков (например, мягкий и твердый знаки), а также буквы, обозначающие сразу несколько звуков в определенных позициях (гласные Е, Ё, Ю, Я).
Огромное богатство таит в себе лексика русского языка. В ней существует множество слов для обозначения не только чувств или действий, но даже и для их оттенков. В русском языке существует огромные ряды синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Только русский человек может смотреть своей возлюбленной в глаза, восхищаться очами богини, плевать в зенки соседу и грозиться выколоть моргалы врагу.
Словарный запас русского языка настолько развился, что содержит в себе очень много ответвлений. Это профессиональные, молодежные жаргоны; разнообразные тайные языки (например, язык преступного мира) и так далее. Изучением этих подъязыков занимается множество, русских и зарубежных, ученых. Все они восхищаются богатством нашего языка, его неистощимыми возможностями.
В современном мире мы разговариваем и пишем с помощью языка. Следовательно, у нас есть устный и письменный язык. Письменный, или литературный, язык един для всех. А устных языков великое множество. И не всегда русские люди могут легко понять друг друга.
Так, например, жители деревень и маленьких городов (особенно пожилые) пользуются словами и выражениями, малознакомыми или вовсе незнакомыми жителям мегаполисов. И наоборот.
Это происходит потому, что в русском языке существуют диалекты, слова, выражения и особенности произношения, которые присущи только жителям какой-то одной местности. Известно, что на юге России змею называют «козюлей», избу «хатой». Прекрасный пример диалектных слов дал нам С. Есенин в своем стихотворении «В хате»:
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Только в этом четверостишии мы находим два диалектных слова (драченами, дежка) и два слова, связанных с обозначением деревенского быта (точеные печурки, паз). Остальные строфы этого стихотворения также пестрят яркими диалектными словами. Этим произведением Есенин еще раз доказал богатство не только литературного, но и народного, «деревенского» языка.
Известно, что русский язык — один из самых сложных для изучения. Об этом говорят все иностранцы, желающие освоить наш язык. Им трудно объять всю лексику русского языка, освоить тонкости грамматического строя, научится правильно выстраивать предложения. Но, тем не менее, количество иностранцев, изучающих наш язык, не уменьшается. Это во многом связано с нашей великой классической литературой. Жители других стран стремятся прочитать произведения Пушкина, Толстого, Достоевского на языке оригинала.
Родной язык — это часть национальной культуры и очень важная часть каждого человека. Бесспорно, свой родной язык нужно знать и беречь. Это также важно, как знать и уважать языки других народов:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
И. Бунин. Слово.

Источник

Интересные факты из жизни