Богат и выразителен язык русского народа ведь еще

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гиб­кое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мыс­ли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. А. Н. Толстой

Русский язык — это прежде всего Пушкин — неру­шимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по его могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейско­му языку не уступает. И для того нет сомнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое со­вершенство, каковому в других удивляемся. М. В. Ломоносов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опо­ра, о великий, могучий, правдивый и свободный рус­ский язык. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жем­чуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн

Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуж­дого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! Н. М. Карамзин

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могу­чий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поис­тине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чув­ствует сокровенную прелесть нашей земли.

Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам на­шими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

Источник

Тест по русскому языку ОГЭ задание №3 Вариант 1 (формат 2020 года)

Задание № 3 ОГЭ 2020

1.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

2.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Богатая лексика русского языка предоставляет в наше распоряжение множество слов (1) отличающихся тонкими смысловыми оттенками (2) и (3) конечно (4) нелегко отобрать из этого богатства лексики те слова (5) которые наиболее (6) верно (7) могут передать нашу мысль (8) а нарушение точности приводит к тому (9) что мысль искажается.

3.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Одно и то же языковое явление (1) может (2) получать прямо противоположные оценки (3) и так обстоит дело (4) например (5) с оценкой иностранных заимствованных слов в русском языке (6) один (7) борясь за чистоту русского языка (8) требует изгнать все новые заимствования (9) а другие выступают за активное использование иностранных слов (10) так как это (11) по их мнению (12) делает язык богаче.

4.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума» дают возможность ярче представить не только картину московского общества (1) идеологию его представителей (2) но и общественно-политическую обстановку в России в целом(3) позволяют ощутить (4) царящую в обществе того периода (5) атмосферу и (6) кроме того (7) помогают более глубоко раскрыть характеры действующих лиц (8) а условно внесценических персонажей можно разделить на представителей фамусовского общества и сторонников Чацкого (9) составляющих меньшую по численности группу.

5.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Правильной речью называется та (1) в которой соблюдаются нормы современного литературного языка (2) а нормы языка (3) это общепринятые в художественной литературе (4) и в речи образованных людей правила произношения (5) грамматики и словоупотребления (6) однако высокая культура речи заключается как в следовании нормам языка (7) так и в умении найти точное (8) наиболее выразительное и наиболее уместное (9) средство для выражения своей мысли.

6.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Считается (1) что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVII веке (2) и своё название промысел получил в честь одноимённой деревни (3) которая в те времена была центром сбыта различной утвари (4) посуды (5) и мебели (6) шкатулок (7) и кубышек (8) а украшались хохломские изделия золотыми и красными узорами на чёрном фоне (9) на котором часто были изображены сочные гроздья рябины с весенними молодыми листьями и пышные цветы.

7.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Большая группа неологизмов (1) известные ранее слова (2) получившие новые значения (3) и эти слова возникают в языке (4) как новое назначение того (5) что уже имеет наименование (6) а это связано с появлением потребности дать другое наименование предмету или явлению (7) раньше слово «лайнер» обозначало лишь большое быстроходное судно (8) однако в последнее время этим словом называют и многоместный пассажирский самолёт (9) совершающий регулярные рейсы.

8.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Появление новых словосочетаний (1) требующих толкования (2) связано с изменением значения слова (3) и примером этого может служить слова «аллея» (4) имеющее значение «дорога с рядами деревьев (5) посаженных по обеим её сторонам» (6) которое со временем стало использоваться в словосочетании «аллея памяти» (7) а это словосочетание обозначает (8) что (9) деревья посажены в память о тех (10) кто прославил родную страну.

9.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В русском языке существует группа (1) употребляемых в переносном значении (2) фразеологизмов (3) среди которых (4) например (5) фразеологизм «знать что-либо как свои пять пальцев» (6) то есть «знать что-либо хорошо» (7) ведь пять пальцев своей правой (8) и пять пальцев своей левой руки мы знаем очень хорошо (9) поэтому (10) и возникло это выражение.

Читайте также:  Как перевести на русский язык got

10.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

11.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Москва (1) как известно (2) строилась на холмах (3) а за века миллионы пешеходов и экипажей значительно сгладили рельеф (4) однако (5) московские дороги по-прежнему состоят из подъёмов и спусков (6) и (7) гуляя по городу (8) нередко ощущаешь (9) что дорога идёт (10) то вверх (11) то вниз.

12.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.

Языковые средства следует расходовать экономно (1) и (2) если (3) по мнению А.П.Чехова (4) «краткость – сестра таланта» (6) то многословие (7) враг ясности (8) ведь нередко встречаются сочетания (9) настолько близких по выражаемому ими понятию (10) слов (11) что некоторые из них становятся совершенно лишними.

13.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья (3) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (4) как праздник (5) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (6) и неслучайно человек посвятил сюжетам (7) связанным с птицами (8) немалые разделы изобразительного (9) и декоративно-прикладного искусства.

14.Пунктуационный анализ. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё Н.В.Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8)а великий русский критик В.Г.Белинский (9) как бы подтверждая слова Н.В.Гоголя (10) замечал (11) «…В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность…»

Ответ: 1 – 12345689, 2 – 1234589, 3 – 345789101112, 4 – 1236789, 5 – 125678,

6 – 13689, 7 – 235689, 8 – 1234567810, 9 – 345679, 10 – 12345789,

11 – 1234678911, 12 –57, 13 – 125678, 14 – 211.

Источник

Практика: задание №3 ОГЭ по русскому языку

Пунктуационный анализ. Задание №3 ОГЭ-2020.

2. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Богатая лексика русского языка предоставляет в наше распоряжение множество слов (1) отличающихся тонкими смысловыми оттенками (2) и (3) конечно (4) нелегко отобрать из этого богатства лексики те слова (5) которые наиболее (6) верно (7) могут передать нашу мысль (8) а нарушение точности приводит к тому (9) что мысль искажается.

3. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Одно и то же языковое явление (1) может (2) получать прямо противоположные оценки (3) и так обстоит дело (4) например (5) с оценкой иностранных заимствованных слов в русском языке (6) один (7) борясь за чистоту русского языка (8) требует изгнать все новые заимствования (9) а другие выступают за активное использование иностранных слов (10) так как это (11) по их мнению (12) делает язык богаче.

4. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Внесценические персонажи в комедии Грибоедова «Горе от ума» дают возможность ярче представить не только картину московского общества (1) идеологию его представителей (2) но и общественно-политическую обстановку в России в целом(3) позволяют ощутить (4) царящую в обществе того периода (5) атмосферу и (6) кроме того (7) помогают более глубоко раскрыть характеры действующих лиц (8) а условно внесценических персонажей можно разделить на представителей фамусовского общества и сторонников Чацкого (9) составляющих меньшую по численности группу.

5. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Правильной речью называется та (1) в которой соблюдаются нормы современного литературного языка (2) а нормы языка (3) это общепринятые в художественной литературе (4) и в речи образованных людей правила произношения (5) грамматики и словоупотребления (6) однако высокая культура речи заключается как в следовании нормам языка (7) так и в умении найти точное (8) наиболее выразительное и наиболее уместное (9) средство для выражения своей мысли.

6. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Считается (1) что хохлома возникла на левом берегу Волги в XVIIвеке (2) и своё название промысел получил в честь одноимённой деревни (3) которая в те времена была центром сбыта различной утвари (4) посуды (5) и мебели (6) шкатулок (7) и кубышек (8) а украшались хохломские изделия золотыми и красными узорами на чёрном фоне (9) на котором часто были изображены сочные гроздья рябины с весенними молодыми листьями и пышные цветы.

7. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Большая группа неологизмов (1) известные ранее слова (2) получившие новые значения (3) и эти слова возникают в языке (4) как новое назначение того (5) что уже имеет наименование (6) а это связано с появлением потребности дать другое наименование предмету или явлению (7) раньше слово «лайнер» обозначало лишь большое быстроходное судно (8) однако в последнее время этим словом называют и многоместный пассажирский самолёт (9) совершающий регулярные рейсы.

8. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Появление новых словосочетаний (1) требующих толкования (2) связано с изменением значения слова (3) и примером этого может служить слова «аллея» (4) имеющее значение «дорога с рядами деревьев (5) посаженных по обеим её сторонам» (6) которое со временем стало использоваться в словосочетании «аллея памяти» (7) а это словосочетание обозначает (8) что (9) деревья посажены в память о тех (10) кто прославил родную страну.

9. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В русском языке существует группа (1) употребляемых в переносном значении (2) фразеологизмов (3) среди которых (4) например (5) фразеологизм «знать что-либо как свои пять пальцев» (6) то есть «знать что-либо хорошо» (7) ведь пять пальцев своей правой (8) и пять пальцев своей левой руки мы знаем очень хорошо (9) поэтому (10) и возникло это выражение.

10. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Культура чтения характеризуется глубоким проникновением в текст (1) высокой степенью понимания текста (2) нравственной позиции автора (3) и (4) конечно (5) усвоение художественного произведения (6) это умственная работа (7) которая (8) по мнению специалистов текстологов (9) является в какой-то мере повторением творчества автора.

Читайте также:  Друзья какого рода в русском языке

11. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Москва (1) как известно (2) строилась на холмах (3) а за века миллионы пешеходов и экипажей значительно сгладили рельеф (4) однако (5) московские дороги по-прежнему состоят из подъёмов и спусков (6) и (7) гуляя по городу (8) нередко ощущаешь (9) что дорога идёт (10) то вверх (11) то вниз.

12. Укажите цифры, на месте которых должны стоять тире.
Языковые средства следует расходовать экономно (1) и (2) если (3) по мнению А.П.Чехова (4) «краткость – сестра таланта» (6) то многословие (7) враг ясности (8) ведь нередко встречаются сочетания (9) настолько близких по выражаемому ими понятию (10) слов (11) что некоторые из них становятся совершенно лишними.

13. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья (3) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (4) как праздник (5) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (6) и неслучайно человек посвятил сюжетам (7) связанным с птицами (8) немалые разделы изобразительного (9) и декоративно-прикладного искусства.

14. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.
Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё Н.В.Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8)а великий русский критик В.Г.Белинский (9) как бы подтверждая слова Н.В.Гоголя (10) замечал (11) «…В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность…»

Источник

ОГЭ 2020: Вариант 50

Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Дерево как материал легко поддаётся обработке, оно доступно и долговечно. (2)Все культуры и эпохи внесли свой вклад в искусство резьбы по дереву. (3)Наши предки использовали древесину для украшения жилищ и храмов, а также мебели, для изготовления предметов быта и игрушек. (4)В свете существующих сегодня экологических проблем дерево и искусство обращения с ним стали символом природы и выживания человечества. (5)В защиту лесов выступают экологи, биологи, люди искусства.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) оно доступно и долговечно (предложение 1)
2) все внесли свой вклад (предложение 2)
3) предки использовали (предложение 3)
4) дерево и искусство стали (предложение 4)
5) выступают экологи, биологи, люди (предложение 5)

Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять двоеточие. (Цифры расположите в порядке возрастания)

Богат и выразителен язык русского народа (1) ведь ещё H.B. Гоголь писал (2) «Нет слова (3) которое было бы так замашисто (4) бойко (5) так вырывалось бы из-под самого сердца (6) так бы кипело и животрепетало (7) как метко сказанное русское слово» (8) а великий русский критик В.Г. Белинский (9) как бы подтверждал слова H.В. Гоголя (10) замечал (11) «. В народной речи есть своя свежесть (12) энергия и живописность. »

Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «костюм отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Текст А.Г. Алексина

(5)А на самом деле, когда мне приходилось летом уезжать из Москвы не за тысячи, а всего-навсего за двадцать пять километров, в летний лагерь, я очень скучал по своему двору, и по своей улице, и по своим школьным товарищам. (6)Но вот наступил день, когда мне со всем этим пришлось распрощаться.

(7)Вечером папа экстренно собрал семейный совет, который он называл «семейным квартетом», потому что нас было четверо. (8)Ну, сперва всё шло, как в знаменитой басне Крылова: каждый «играл» по-своему. (9)Папа сказал, что он очень счастлив, потому что наконец-то будет изучать вечную мерзлоту не в московских холодильниках и не по бумажкам, а, как папа сказал, «весомо, грубо, зримо». (10)Это, оказывается (я уж потом узнал!), он употребил слова Маяковского.

(11)Мама стала очень быстро расставлять на столе посуду, несмотря на то что ужинать было ещё рано: она не была так сильно счастлива, как папа. (12)Одна тарелка даже упала на пол, но не разбилась.

— (13)Ничего-о, — сказал ей папа, — не волнуйся: ты скоро привыкнешь к этой мысли.

(14)И уже через полчаса мама действительно привыкла. (15)Она стала так деловито вытаскивать чемоданы и собирать вещи, будто уже давным-давно знала, что мы поедем в Заполярье, хотя никому об этом не говорила.

(16)Я был ещё счастливее папы! (17)Ещё бы: я поеду не куда-нибудь на дачу и не в летний лагерь, а в город Заполярск, который так называется, потому что находится за самым Полярным кругом.

(18)Итак, мы отправились в путь!

(19)До самого Заполярска мы ехали на одних только экспрессах. (20)Из Москвы выехали на автобусе-экспрессе, потом пересели на «Ту-104», который тоже вполне можно назвать «воздушным экспрессом», а после этого нас помчал по Енисею речной экспресс.

(21)На всём белом свете нет, наверное, ни одного мальчишки, который хотя бы один месяц или там десять дней в своей жизни не мечтал быть шофёром, лётчиком или капитаном дальнего плавания. (22)Я уже давно заметил, что все мальчишки почему-то больше всего мечтают работать на транспорте. (23)Если бы они не меняли потом этой своей мечты, то некому было бы на земле быть пассажирами или пешеходами. (24)Некому было бы ездить, все бы только возили! (25)И нет, вероятно, ни одного мальчишки, который не смастерил бы хоть одного кораблика из старой газетной бумаги.

(26)Обо всём этом я стал вспоминать и размышлять, когда наш огромный и тоже белоснежный, как плавучий айсберг, речной экспресс с именем Некрасова на борту стал выбираться на самую середину енисейского простора. (27)Навстречу ему плыла, можно сказать, вся русская классическая литература: «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев», «Лев Толстой». (28)Проносились маленькие, пронырливые судёнышки с очень визгливыми голосами. (29)Солидно и важно оседая под тяжестью грузов, проходили самоходные баржи. (30)Одним словом, вблизи порта шла такая корабельная суетня, что я, как и на аэродроме, поражался: неужели не столкнутся, не заденут друг друга? (31)Но никто никого не задевал и не толкал.

Читайте также:  Бесплатные приложения для изучения корейского языка

(32)И тогда мне снова захотелось стать капитаном дальнего плавания! (33)А тут ещё Владимир Николаевич стал рассказывать, какая это трудная и ответственная работа — водить по Енисею такие вот корабли, как наш «Некрасов», которые, как сказал Владимир Николаевич, «по габаритам вполне могут соперничать и с морскими судами».

(34)Я узнал, что слово «габариты», оказывается, относится к размерам судна.

— (35)Да, размеры у кораблей поистине морские. (36)А простор-то всё-таки не морской, — вступил в беседу папа. — (37)Тут уж капитан должен назубок знать все изгибы, мели, перекаты, пороги.

— (38)И здесь тоже есть пороги? — удивился я, ведь мне казалось, что порогами своими славится только Днепр, о чём я читал во многих книжках и стихах.

— (39)Ещё какие коварные пороги! — воскликнул папа. — (40)Вот, например, Казачинский порог, самый опасный на Енисее, по ночам и проходить запрещено. (41)Только лучшие капитаны имеют на это право. (42)Там, под водой, такие каменные глыбы притаились! (43)Между ними кипят буруны. (44)И в самих этих глыбах, в самом каменном ложе реки, прорыт канал длиною так метров в сорок. (45)А иначе совсем было бы опасно!

(46)Я был в восторге, оттого что папа не уступил в разговоре Владимиру Николаевичу: он всё, ну, буквально всё знал про Енисей, как будто родился на этой реке.

(47)Я восхищался папой, и тайга, которая с двух сторон обступила реку, меня тоже восхищала.

(По А.Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин
(1924-2017)
русский советский писатель,
сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.

Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

Текст А.Г. Алексина

(5)А на самом деле, когда мне приходилось летом уезжать из Москвы не за тысячи, а всего-навсего за двадцать пять километров, в летний лагерь, я очень скучал по своему двору, и по своей улице, и по своим школьным товарищам. (6)Но вот наступил день, когда мне со всем этим пришлось распрощаться.

(7)Вечером папа экстренно собрал семейный совет, который он называл «семейным квартетом», потому что нас было четверо. (8)Ну, сперва всё шло, как в знаменитой басне Крылова: каждый «играл» по-своему. (9)Папа сказал, что он очень счастлив, потому что наконец-то будет изучать вечную мерзлоту не в московских холодильниках и не по бумажкам, а, как папа сказал, «весомо, грубо, зримо». (10)Это, оказывается (я уж потом узнал!), он употребил слова Маяковского.

(11)Мама стала очень быстро расставлять на столе посуду, несмотря на то что ужинать было ещё рано: она не была так сильно счастлива, как папа. (12)Одна тарелка даже упала на пол, но не разбилась.

— (13)Ничего-о, — сказал ей папа, — не волнуйся: ты скоро привыкнешь к этой мысли.

(14)И уже через полчаса мама действительно привыкла. (15)Она стала так деловито вытаскивать чемоданы и собирать вещи, будто уже давным-давно знала, что мы поедем в Заполярье, хотя никому об этом не говорила.

(16)Я был ещё счастливее папы! (17)Ещё бы: я поеду не куда-нибудь на дачу и не в летний лагерь, а в город Заполярск, который так называется, потому что находится за самым Полярным кругом.

(18)Итак, мы отправились в путь!

(19)До самого Заполярска мы ехали на одних только экспрессах. (20)Из Москвы выехали на автобусе-экспрессе, потом пересели на «Ту-104», который тоже вполне можно назвать «воздушным экспрессом», а после этого нас помчал по Енисею речной экспресс.

(21)На всём белом свете нет, наверное, ни одного мальчишки, который хотя бы один месяц или там десять дней в своей жизни не мечтал быть шофёром, лётчиком или капитаном дальнего плавания. (22)Я уже давно заметил, что все мальчишки почему-то больше всего мечтают работать на транспорте. (23)Если бы они не меняли потом этой своей мечты, то некому было бы на земле быть пассажирами или пешеходами. (24)Некому было бы ездить, все бы только возили! (25)И нет, вероятно, ни одного мальчишки, который не смастерил бы хоть одного кораблика из старой газетной бумаги.

(26)Обо всём этом я стал вспоминать и размышлять, когда наш огромный и тоже белоснежный, как плавучий айсберг, речной экспресс с именем Некрасова на борту стал выбираться на самую середину енисейского простора. (27)Навстречу ему плыла, можно сказать, вся русская классическая литература: «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев», «Лев Толстой». (28)Проносились маленькие, пронырливые судёнышки с очень визгливыми голосами. (29)Солидно и важно оседая под тяжестью грузов, проходили самоходные баржи. (30)Одним словом, вблизи порта шла такая корабельная суетня, что я, как и на аэродроме, поражался: неужели не столкнутся, не заденут друг друга? (31)Но никто никого не задевал и не толкал.

(32)И тогда мне снова захотелось стать капитаном дальнего плавания! (33)А тут ещё Владимир Николаевич стал рассказывать, какая это трудная и ответственная работа — водить по Енисею такие вот корабли, как наш «Некрасов», которые, как сказал Владимир Николаевич, «по габаритам вполне могут соперничать и с морскими судами».

(34)Я узнал, что слово «габариты», оказывается, относится к размерам судна.

— (35)Да, размеры у кораблей поистине морские. (36)А простор-то всё-таки не морской, — вступил в беседу папа. — (37)Тут уж капитан должен назубок знать все изгибы, мели, перекаты, пороги.

— (38)И здесь тоже есть пороги? — удивился я, ведь мне казалось, что порогами своими славится только Днепр, о чём я читал во многих книжках и стихах.

— (39)Ещё какие коварные пороги! — воскликнул папа. — (40)Вот, например, Казачинский порог, самый опасный на Енисее, по ночам и проходить запрещено. (41)Только лучшие капитаны имеют на это право. (42)Там, под водой, такие каменные глыбы притаились! (43)Между ними кипят буруны. (44)И в самих этих глыбах, в самом каменном ложе реки, прорыт канал длиною так метров в сорок. (45)А иначе совсем было бы опасно!

(46)Я был в восторге, оттого что папа не уступил в разговоре Владимиру Николаевичу: он всё, ну, буквально всё знал про Енисей, как будто родился на этой реке.

(47)Я восхищался папой, и тайга, которая с двух сторон обступила реку, меня тоже восхищала.

(По А.Г. Алексину*)
* Анатолий Георгиевич Алексин
(1924-2017)
русский советский писатель,
сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.

Источник

Интересные факты из жизни