Биологические гипотезы или теории естественного происхождения языка

Гипотезы о происхождении языка

Проблема происхождения языка является одной из наиболее загадочных проблем как для лингвистики, так и для целого ряда биологических и социальных наук. Прямого ответа на этот вопрос современная наука дать не в состоянии. Поэтому проблема глоттогенеза (греч. γλώσσα язык, γήνεσις происхождение), как и антропогенеза (греч. άνθροπος человек) в целом, решается, в основном, с помощью гипотез. Перечислим основные из них.

1) Звукоподражательная (ономатопоэтическая) гипотеза (ономатопея: греч. όνομα имя, ποείν творить). Одними из первых ее высказали Демокрит и Платон. В той или иной форме она содержится и в бытовых представлениях о языке, и в некоторых концепциях более поздних эпох. В соответствии с гипотезой о звукоподражательном характере первых слов человеческого языка, человек в ранние периоды своего развития подражал звукам окружающего мира: крикам птиц, зверей, шуму воды, грома и т.п. Эта, справедливая в отношении некоторых (весьма немногих) слов, гипотеза, все же должна быть расценена как весьма наивная. Действительно, ономатопоэтических слов не так много (ку-ку, кукушка, гав-гав, бах, трах и т.п.). При этом как в языках первобытных народов, так и в языках современных развитых социумов, их приблизительно одинаковое количество, хотя данная теория должна была бы предсказать их большее количество в языках примитивных социумов.

Полностью разрушается эта теория, если сопоставлять звукоподражания различных языков: англ. bow-wow, to bark вовсе не схоже с рус. гав-гав, гавкать, и уж тем более лаять. Последовательный сторонник этой теории должен был бы признать, что английские и русские собаки принадлежат к разным породам. А как же быть с русскими собаками, которые не гавкают, а тявкают, говорят тяф-тяф? Наконец, а что же делать с остальными словами, которые не проявляют ономатопоэтических свойств, ведь их гораздо больше, а любая теория верифицируется (проверяется), в частности и путем оценки ее объяснительной силы (насколько она может объяснить факты, в том числе все новые и новые). Тем, кто продолжает упорствовать можно предложить провести фонетический, акустический, спектральный и любой другой анализ звучания, например, кошки и человека, говорящего мяу (это звукоподражание наиболее сходно в английском и русском). Но даже сопоставляя сами звукоподражания рус. мяу и англ. miaou, мы обнаружим единицы звуковой системы того или иного языка (фонемы), которые уже в нем имеются, а не взяты взаймы у кошки. Англичанин, может быть, и поймет Вас, если Вы скажете ему мяу (меньшая вероятность понимания, если Вашей фразой будет гав-гав), и уж точно Вас не поймет кошка. Таким образом, ономатопоэтическая гипотеза как теория происхождения языка не может считаться состоятельной.

2) Междометная гипотеза. Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня. Первотолчком к созданию слов в данном случае считался не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека. При этом эмоциональные состояния человек выражал не только с помощью звуков, но и с помощью жестов. В ходе эволюции звуковой язык совершенствовался, а язык жестов играл более вспомогательную роль.

Как и звукоподражательная, междометная теория не объясняет многого в языке, хотя роль жеста в речевом поведении человека весьма существенна. Ономатопоэтическую теорию за ее ограниченность в шутку прозвали «теория гав-гав», а междометную – «теория тьфу-тьфу». Одним из недостатков вышеупомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка. Собственно, ими изучалось происхождение механизма говорения и ассоциации внешних впечатлений и внутренних переживаний с языковыми знаками.

3) Гипотеза инстинктивных трудовых выкриков добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней).

4) Гипотеза социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Эта теория получила особую популярность в рационалистическом XVIII веке (Этьенн Бонно де Кондильяк, Адам Смит, Жан Жак Руссо). Руссо делил жизнь человечества на два периода: природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы, и язык происходил от чувств: «страсти вызывали первые звуки голоса», которые становились затем символами предметов, действующих на слух; предметы, действующие на зрение, обозначались жестами. С появлением собственности и государства язык стал менее эмоциональным, более «сухим, рассудочным и методическим», что означало для Руссо его регресс. Рациональное поведение людей вызывало, якобы, появление социальных договоренностей в отношении языка.

5) Теория происхождения языка из совместной трудовой деятельности. Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивались и немецким философом, одним из основателей марксизма, Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека: «Органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим». Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности что-то сказать друг другу.

6) Культурно-историческая гипотеза. С 20-х годов XX века начали формироваться взгляды советской психологической школы. Проблемы познавательного развития человека, глоттогенеза и развития культуры являются основными для школы Л.С.Выготского и его соратников: А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева и других. В рамках развитой ими культурно-исторической психологии было показано, каким образом внешние знаки для управления социальным поведением и памятью становятся и «знаками для себя».

«Язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой – язык жестов», считают Выготский и Лурия. Один язык объясняет другой, один язык влияет на другой. Такой сдвоенный знак проходит три стадии развития:

— имя собственное, указывающее на индивидуальный предмет;

— родовое имя комплекса или группы предметов;

— абстрактное имя понятия.

Есть еще много различных теорий происхождения языка. Как видим, преувеличение роли либо биологического, либо социального аспекта не дает полной картины глоттогенеза.

Источник

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА

Еще в глубокой древности люди интересовались вопросом о происхождении языка. Он до сих пор остается одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании. Языки, существующие сегодня на земле, находятся уже на высоком уровне развития. Происхождение же языка относится к эпохе с архаичными формами взаимоотношений людей. Поэтому все теории происхождения языка являются гипотетическими.

Читайте также:  Английский язык сочинение на тему моя будущая профессия

Было создано много теорий, пытающихся объяснить, как же люди создали язык, что послужило причиной его возникновения. В итоге сейчас существует более 500 различных теорий происхождения языка.

С давних времен предпринимаются попытки классифицировать по тем или иным признакам теории, концепции и гипотезы происхождения языка. Еще в античной философии в решении вопроса о происхождении языка различались два основных направления:

1) теория естественного (или природного) происхождения языка, иначе — теория, объяснявшая происхождение языка естественным путем, «от природы»;

2) теория искусственного происхождения языка, согласно которой язык был создан (Богом или людьми) искусственным путем, «по установлению».

Оба эти направления в разных вариантах существуют на протяжении всей истории развития научной и философской мысли.

Существуют и иные подходы к классификации теорий происхождения языка. Некоторые лингвисты говорят о возможности разделить великое множество высказываний о происхождении языка на две основные группы: теории биологические и теории социальные. В современном языкознании более популярны теории естественного происхождения языка.

Звукоподражательная теория. Объясняет появление первых слов подражанием звукам природы. Например, в словах куковать, мяукать, бах, квакать основу слова составляют звуковые особенности названных действий.

Теория междометий. Ее называют также теорией эмоционального происхождения языка. Согласно её положениям, «речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих различные состояния эмоций». По мнению эпикурейцев, в основу первоначальной речи положены «эмоциональные крики, которые связывались с впечатлениями от воздействующих на человека вещей и становились их обозначениями».

Теория жестов. Теория происхождения языка из жестов была выдвинута Л. Гейером и В. Вундтом в XIX в., в XX в. её поддержал Н.Я. Марр. Сущность этой теории в том, что звуковому языку предшествовал язык жестов, распространённый среди касты жрецов, шаманов, где первоначально и возникла речь.

Трудовая теория. Важным шагом к правильному осмыслению проблемы происхождения языка была выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности.

Теория божественного происхождения языка. Основанное на библейских легендах, ее содержание отражено в мифологических произведениях разных эпох. Самыми древними из дошедших до нас литературных памятников, рассказывающих о божественном происхождении языка, являются индийские веды. Это четыре сборника художественных произведений разных жанров — песен, гимнов, жертвенных изречений и заклинаний.

Наиболее обоснованной и убедительной представляется трудовая теория происхождения языка. Положительную роль в разработке трудовой теории сыграли и другие теории, содержащие отдельные важные моменты. Однако в отдельности ни одна теория не в состоянии объяснить возникновение человеческой речи. Общим недостатком всех теорий считается то, что они пытаются объяснить возникновение языка вне связи с вопросом о происхождении самого человека и образовании человеческого общества, в то время как данные явления неразрывно связаны между собой. Совершенно очевидно, что не может быть языка вне общества, как и невозможно существование общества без языка.

Список использованной литературы

1. Немченко В. Н. Введение в языкознание: учебник для вузов. 2008 г.

3. Трофимова Е.Б. Учебно-методическое пособие по курсу «Языкознание»

4. Зенков Г.С. Сапожникова И. А. «Введение в языкознание»

5. Венднна Т. И.. Введение в языкознание; Учеб, пособие для педагогических вузов. 2001г.

Источник

Биологические гипотезы или теории естественного происхождения языка

Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.

Сторон­ники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к под­ражанию звукам окружавшего его мира — реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.

Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, ум­ный, ходить, думать и т. д.

В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружаю­щей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Некоторые сторонни­ки рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и не­зависимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.

Нельзя, конечно же, отрицать участие эмоций и воли в раз­витии языка. Но невозможно согласиться с гипотезой меж­дометного происхождения слов, потому что главную при­чину их возникновения она видит в индивидуаль­ных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Это неопровержимое свидетельство в пользу мнения о социальной обусловленности рождения человеческой речи.
Звукоподражательные и междометные теории во главу угла ставят изучение происхождения механизма говорения, в основном в психофизиологическом плане. В этих теориях биологическая сторона вопроса преувеличивается, происхождение языка рассматривается исключительно в плане про­исхождения речи. Не принимается с должным вниманием тот факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно от­личные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.

Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода — природного и ­цивилизованного.

Читайте также:  Как перевести драйв на русский язык

В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения язы­ка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.

Источник

Лекция № 3. Основные гипотезы происхождения языка

Еще в библейских легендах мы находим два противоречивых решения вопроса о происхождении языка, отражающих различные исторические эпохи воззрений на этот вопрос. В I главе книги Бытия сказано, что Бог творил словом и сам человек был сотворен силой слова, а во II главе той же книги рассказывается, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек дал им имена. Итак, внечеловечекое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар», но уже в раннем средневековье считалось, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов (Григорий Нисский, IV в. н. э.).

Биологические и социальные теории. В истории языкознания накопилось множество различных теорий происхождения языка – от более или менее вероятных до совершенно неприемлемых. И хотя ни одна из них не может быть доказана ни научно, ни исторически, они традиционно называются «теориями». Поскольку среди условий, в которых возникал язык, были факторы, как связанные с эволюцией человеческого организма, так и связанные с зарождением человеческого общества, то большую часть теорий можно разделить на две основные группы: 1) теории биологические и 2) теории социальные.

I. Звукоподражательная теория, идущая от стоиков, основывается на двух предположениях: 1) первые слова были звукоподражаниями (собственно звукоподражательная теория) и 2) в слове звучание символично (теория звукового символизма).

Суть звукоподражательной теории состоит в том, что человек, слыша звуки природы (крики животных, вой ветра, журчание ручья и т.д.), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, мяу-мяу, апчхи, ха-ха-ха и т.п. и производных от них типа куковать, мяукать, хаханьки и т.п. Однако таких слов очень немного, в разных языках они различны, и, кроме того, «звукоподражать» можно только «звучащему», а как же тогда назвать «безгласное»: камни, дома, треугольники и квадраты и многое другое? Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы неправильно. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Кроме того, звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, которым первобытный человек с неразвитой гортанью владеть ещё не мог.

Теория звукового символизмасвязывает природный характер слов с отдельными звуками, входящими в их состав и выражающими те или иные характерные свойства предметов или явлений. Согласно этой теории, язык возник как выражение впечатления о называемом предмете. Сторонником этой теории был знаменитый немецкий ученый Г. Лейбниц. Он полагал, что образование слов – результат соединения нескольких факторов: звучания окружающих вещей, предметов и явлений; психических и душевных впечатлений от вещей и их звучания; подражания звучанию. Так, он считал, что лат. mel (мед) – сладок на вкус, а название его приятно ласкает слух, что нем. leben (жить) и lieben (любить) указывают на мягкость, а Lauf (бег), Löwe (лев) – на быстроту. Ряд примеров можно продолжить: сахар (шуршание сыпучего продукта), мямлить, масло (мягкость). Принцип звукового символизма широко используется в детских стихотворениях (Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет), в поэзии (С лодки скользнуло весло (Бальмонт)).

1) древнейший, когда нет слов-названий, а есть лишь междометия;

2) сопровождается расцветом внутренней языковой формы и образованием мотивированных слов (снегирь, подсолнечник);

3) исторический, когда звук и значение соединяются без посредника, так как внутренняя форма исчезает из сознания.

Нельзя, конечно, отрицать участие эмоций в развитии языка. Но согласиться с этой теорией сложно. Ведь, хотя междометия и входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как, например, в русском языке: ах, ох и ахать, охать и т.п., но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. И главное: данная теория видит главную причину возникновения языка в индивидуальных душевных состояниях человека. Между тем ни один ребенок не заговорит до тех пор, пока не окажется в окружении говорящих людей. Следовательно, не индивидуальное движение души, а потребности общения, связанные с коллективным трудом и социальным бытием формировавшегося человека, вызвали к жизни язык.

Общим для звукоподражательной и междометной теорий является признание наряду со звуковым языком наличия языка жестов, который на первоначальном этапе выражал более рациональные понятия.

Социальные теории происхождения языка объясняют его появление социальными потребностями, возникшими в труде и в результате развития человеческого общества, и отрицают влияние биологического фактора.

С середины XVIII в. появилась теория «социального договора», согласно которой язык возник благодаря общественному соглашению, или социальному договору, между членами общества. Следовательно, язык рассматривался как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. эта теория была поддержана Э.Б. де Кондильяком, Адамом Смитом, Ж.-Ж. Руссо. Правда, у Руссо несколько своеобразное толкование, связанное с его теорией двух периодов в жизни человечества: природного и цивилизованного. В первый период человек был частью природы и язык «происходил» от чувств, страстей (тут явно прослеживается связь с междометной теорией). «Первые языки» были богаты синонимами, необходимыми для выражения «богатств души» природного человека. С возникновением собственности и государства возникла и «социальная договоренность», слова стали употребляться в более общем смысле. Язык из богатого и эмоционального стал сухим, рассудочным и методическим. Историческое развитие языка рассматривается им как падение, регресс. Отсюда и призыв Руссо «назад к природе», «к природному первобытному языку».

Да, действительно, в позднейшие эпохи можно было договориться о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 году. Но как договориться в ту эпоху, когда языка ещё не было?

Читайте также:  Диалог на немецком языке в ресторане

В конце 70-х гг. XIX в. была выдвинута теория «трудовых выкриков» (Л. Нуаре, К. Бюхер), согласно которой язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Вначале непроизвольные, эти выкрики, облегчающие и организующие трудовую деятельность при совместной работе, постепенно превратились в символы трудовых процессов, первоначальный же язык был набором глагольных корней.

Источник

Биологические теории происхождения языка

Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы:

Вопрос о происхождении языка интересовал ещё мыслителей античности. Некоторые из них отстаивали естественный, «природный» характер языка (теория «фюсей» — «по природе»), а другие говорили об его условном, искусственном характере (теория «тесей» — «по положению», «по установлению»).

Эти два направления фактически продолжали существовать до XIX века. Важным шагом стала выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория происхождения языка, согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности. Эту же теорию развивал и К.Бюхер, который считал, что язык произошел от «трудовых выкриков», сопровождавших акты коллективного труда. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) также высказывал мысль о том, что общение развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовом коллективе, когда у людей появляется что сказать друг другу. В то же время появление языка способствует возникновению высших форм психического отражения и складыванию человеческой личности. Парижское лингвистическое общество в 1866 г. было вынуждено запретить полемику о происхождении языка, чтобы избежать бессмысленных споров, так как ни одна из гипотез не могла быть убедительно доказана

Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы:

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.

Междометная теория происхождения языка

Вторая по распространенности теория происхождении языка. Ее называюттакже теорией эмоционального происхождения языка. Согласно положениям междометной теории (в ее первоначальном варианте), «речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих различные состояния эмоций». По мнению эпикурейцев, в основу первоначальной речи положены «эмоциональные крики, которые связывались с впечатлениями от воздействующих на человека вещей и становились их обозначениями».
Сторонники междометной теории видели основу происхождения языка в стремлении первобытного человека выразить свои эмоции и другие переживания (радость, удивление, боль, страх, голод и др.) с помощью нечленораздельных звуков, междометий. Впоследствии от них якобы произошли ивсе остальные слова. В подтверждение такой версии происхождения языка приводится факт наличия в разных языках определенного количества междометных слов, а также производных от них образований. Ср., например, русские междометия ах, ох, ой, эй, ух и слова ахать, ахнуть, охать, охнуть, ойкать, ойкнуть, ухать, ухнуть, уханье и др.
По мнению большинства современных ученых, междометная теория происхождения языка, как и звукоподражательная теория, является несостоятельной. Объясняя происхождение незначительной доли слов, она не в состоянии объяснить возникновение основной части словарного состава
языка, например эмоционально нейтральных слов, в особенности слов, являющихся названиями «предметов мысли». Обращается вниманиена то, что слова, которые могли возникнуть из аффективных выкриков первобытного человека, способны выполнять, главным образом, выразительную (экспрессивную) функцию, в то время как у языка имеется и ряд более важных функций, которые подобные слова выполнять не в состоянии.

Звукоподражательная теория происхождения языка

Звукоподражательная теория объясняла появление первых слов подражанием звукам природы. Например, в словах куковать, мяукать, бах, квакать основу слова составляют звуковые особенности названных действий.
Принцип звукового подражания, однако, не исчерпывался лишь подражанием звукам природы. Этот принцип распространялся сторонниками теории и на отражение в звучании слова незвукового признака называемого предмета, явления. В этом случае звуки наделялись способностью быть символами каких-либо чувств, качеств. Так, в словах бублик, боб, губы, звук [б] ассоциируется с чем-то круглым, выпяченным. Теория звукоподражания в зачаточном состоянии появилась еще в рассуждениях древнегреческих философов. В развернутом виде эта теория представлена в трудах Г. Лейбница.
Г. Лейбниц считал, что первые языки людей были естественно звукоподражательными: в звучании слов отражались звуки окружающего мира. По мере развития языка принцип подражательности принимает иные формы, становясь символическим. С течением времени принцип звукоподражания теряет свое значение: в современных языках слова уже не основываются на этом способе названия. Таким образом, принцип звукоподражания рассматривается Г. Лейбницем как основа происхождения человеческого языка, как основа появления дара речи у человека.
Положительной стороной данной теории является попытка рассмотреть механизм производства первых человеческих слов. Кроме этого, признание первоначальной связи между звучанием и значением доказывает естественный, а не божественный характер возникновения языка. Исследования последних десятилетий отводят значительную роль звукоподражанию и звукосимволизму наряду с жестовым языком при возникновении языка человека.
Решение вопроса о происхождении языка непосредственным образом смыкается с проблемой становления человека, формирования человеческого общества. В числе основных причин, повлиявших на возникновение речи, исследователи называют социальные условия.

Звукоподражательная теория основывается на двух предположениях:

Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (н-р, ку-ку, гав-гав), но этих слов очень немного, и с помощью их невозможно объяснить появление «безгласных» названий предметов (река, даль, берег).

Теория жестов

Теория происхождения языка из жестов была выдвинута Л. Гейером и В. Вундтом в XIX в., в XX в. её поддержал Н.Я. Марр. Сущность этой теории в том, что звуковому языку предшествовал язык жестов, распространённый среди касты жрецов, шаманов, где первоначально и возникла речь. Помимо того, что возникновение языка рассматривалось с классовых позиций, хотя он и имеет надклассовый характер, предполагалось существование особого языка жестов, что не находит никакого подтверждения. Жесты, наоборот, выступают вторичным средством общения при наличии звукового языка, т.к. не выражают понятий, и могут лишь в ряде случаев сопровождать речевые акты.

09.02.2016, 20943 просмотра.

Источник

Интересные факты из жизни