Биография с г чавайна на марийском языке

Чавайн, Сергей Григорьевич

Чавайн, Сергей Григорьевич

дер. Малый Карамас (Моркинский район), Республики Марий Эл

Сергей Григорьевич Чавайн (1888-1937)

Содержание

Биография

С.Г.Чавайн является основоположником и родоначальником марийской художественной литературы. Своим богатым и разносторонним творчеством он заложил устойчивые национальные традиции, показал пути творческого использования опыта русской литературы и устного народного творчества родного народа. Лучшие его произведения, как роман «Элнет», драмы «Пасека», «Акпатыр» и многие другие составляют золотой фонд марийской литературы.

Чавайн (Сергей Григоьевич Григорьев) родился 6 октября 1888 года в деревне Малый Карамас Моркинского района Республики Марий Эл. По окончании местной Уньжинской школы, Чавайн в 1904 году поступает в Казанскую учительскую семинарию, которую оканчивает в 1908 году.

Первое стихотворение

С.Г.Чавайн еще в детстве полюбил родное устное народное творчество. В семинарии познакомился с произведениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.С.Никитина, А.Кольцова. Чтение произведений русской литературы и увлечение устным народным творчеством натолкнули юного Чавайна, как он сам говорил впоследствии, на мысль: «А разве нельзя на манер марийских песен и по примеру русских поэтов, писать стихи на марийском языке?» И его первые попытки перевода с русского языка и сочинения оригинальных стихов дали положительные результаты. Первое стихотворение поэта «Роща» («Ото»), написанное осенью 1905 года, до сих пор остается в числе лучших произведений марийской поэзии. Это стихотворение получило различную оценку. Один из критиков литературоведов И.Шабдар анализируя творчество Чавайна, отметил главные ключевые особенности лирического произведения. Это стихотворение о красоте, величии родной марийской природы. Автор призывает беречь эту красоту и приумножить ее богатство. Певец впервые затронул проблему экологии родной природы. Отдельные исследователи в совершенно другом ключе рассматривают это произведение. По мнению К.К.Васина, Чавайн якобы восстал против царского самодержавия в годы первой русской революции.

Творчество

С.Г.Чавайн является певцом природы, он заложил традиции пейзажной лирики, затрагивал и социальные вопросы. В этом отношении особенно характерно стихотворение «Жена бедняка». Стихотворение написано в форме разговора между мужем и женой. Его любимый человек едет в дальние края зарабатывать деньги. Писатель поднимает проблему бедности и семейной жизни. Чавайн был популяризатором знаний. Он пишет стихотворение «Знание сильнее бога» (1908). Только благодаря богатству знаний, народ может жить. Чавайн явился первым марийским поэтом, заложившим основу для развития марийской детской литературы. Он впервые для детей написал поэму-сказку «Ведьма» («Вувер»), где показывает добро и зло.

С.Чавайн устанавливает тесную связь с издателем «марийских календарей» В.М.Васильевым и в 1908-1910 годах в календаре печатает несколько стихотворений. В 1910 году, в соавторстве с учителем В.Ипатовым, выпускает для чтения в третьем классе марийских школ «Третью марийскую книгу» («Кумшо марла книга»), где печатает около двух десятков своих стихотворений и рассказов.

В 1908 году Чавайн переводит стихотворение-думу К.Рылеева «Иван Сусанин». Казанский период жизни был знаменателен для него еще тем, что в 1908 году ему удалось издать небольшой сборник собственных рассказов и стихотворений под названием «Из прошлой жизни мари» («Марий калыкын тошто годсо илышыже»), куда вошли два рассказа и четыре стихотворения на исторические темы.

В 30-е годы Чавайн пишет роман «Элнет»(1936). Это его центральное произведение. Роман правдиво раскрывает богатый душевный мир людей, связавших свою судьбу с народной революцией.

Заслуги поэта

1935 году Чавайн написал героическую драму «Акпатыр». По мотивам этой драмы была написана первая марийская опера «Акпатыр». Творчество Чавайна являет собой большой этап развития марийской литературы. Он был верным и искренним другом своего читателя, певцом свободы, борцом за народное счастье. Творческий путь Чавайна – это постоянное повышение чувства своей ответственности перед читателем, это путь постоянного совершенствования. Его литературное наследие имело большое положительное воздействие на развитие всей марийской литературы. От его творческой школы брали эстафету все последующие поэты и писатели.

Источник

Сергей Чавайн

Сергей Чавайн (Григорьев Сергей Григорьевич) родился 6 октября 1888 г. в д. Малые Корамасы (Изи Корамас) ныне Моркинского района РМЭ в крестьянской семье. Мать его, Татьяна Анисимовна, была одаренной сказительницей, от нее и перенял Сергей дар песнетворца.

Несмотря на бедность, родители решили дать Сергею образование. Успешно окончив сельскую школу, в 1904 г. он поступил в Казанскую учительскую семинарию. Время учебы совпало с первой русской революцией. События тех лет оставили глубокий след в сознании юного семинариста. 2 декабря 1905 г. он написал стихотворение «Ото» («Роща»), которое считается первым оригинальным художественным произведением марийской литературы, а сам С. Чавайн — ее зачинателем.

Вскоре молодой поэт написал еще ряд стихотворений, насыщенных духом социального протеста, а также любви к родному народу. Одновременно увлеченно переводил произведения русской и мировой литературы.

В 1908 г. отдельным изданием вышел сборник его рассказов и стихотворных баллад «Марий калыкын тошто годсо илышыже» («Из прошлого народа мари»).

После окончания Казанской учительской семинарии С. Чавайн вплоть до 1915 г. работал учителем в марийских школах. Много писал, занимался переводами. Об этом свидетельствуют его поэма «Шылше» («Беглец»), стихотворение «Молан мые шочынам» («Зачем я родился»), комедия «Кайыклудо» («Дикая утка»).

В 1915 г. С. Чавайн уехал в Казахстан, где до 1919 г. работал учителем в поселке при железнодорожной станции Аральск. Причиной отъезда была угроза призыва в царскую армию и участия в империалистической войне. Тамже он решил переждать смутные годы революции 1917 г., хотя позже этому событию посвятил ряд пафосных стихов: «Эрык эр» («Свободное утро»), «Пеледме жап» («Время расцвета»), «Революций» и др.

На родину писатель вернулся в октябре 1919 г. Он сыграл немаловажную роль в создании автономии марийского народа. Занимался литературно-издательской деятельностью. Возглавлял облполитпросвет, был инициатором многих культурно-просветительских начинаний. Был сотрудником, а в 1922—1923 гг. ответственным (главным) редактором газеты «Йошкар кече».

С 1923 г. работал заведующим школой в с. Арино Моркинского района. В 1927 г. переехал жить в столицу и вернулся к литературной и журналистской деятельности. Годы работы в Марийском книжном издательстве стали для него годами творческого расцвета. В этот период он написал большинство своих значительных произведений: роман «Элнет», повесть «Дезертиры», пьесы.

Особо нужно отметить роль С. Чавайна в становлении и развитии марийского профессионального театра. Со дня основания театра он, как и М.Шкетан, был самым востребованным драматургом. При жизни по его пьесам были поставлены более десяти спектаклей, в том числе «Автономий», «Пудыранчык Эрмак» («Мятежный Ермак»), «Ямблат кӱвар» («Ямблатов мост»), «Акпатыр», «Марий рота», «Окса тул» («Блеск монет») и др. С. Чавайн перевел на марийский язык пьесы А. Островского «Гроза», Н. Гоголя «Женитьба», написал инсценировку по повести «Дубровский» А. Пушкина. Был преподавателем Марийской студии музыкально-драматического искусства, возглавлял литературную часть Марийского государственного театра.

Значительна роль С. Чавайна в организационном сплочении творческих сил Марийской области. Он один из организаторов и создателей Марийской ассоциации пролетарских писателей (МАПП), с 1934 г. — член правления Марийского областного отделения Союза писателей СССР, член правления писательской организации Горьковского края.

В 1935 г. общественность МАО торжественно отметила 30-летие творческой деятельности С. Чавайна. Его именем тогда же были названы улица в Йошкар-Оле, школы и колхоз в районах области.

Бурная и кипучая деятельность С. Чавайна трагически прервалась в 1937 г. В мае его арестовали по обвинению в принадлежности к ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны. Расстрелян 11 ноября 1937 г. Его прах предположительно покоится в Кокшайском лесу (ныне Мендурское кладбище). Реабилитирован в 1956 г.

Народ помнит и чтит основоположника родной литературы. Ему установлены памятники в Йошкар-Оле и на родине. Его имя носят Национальная библиотека, бульвар в столице Марий Эл, Государственная премия РМЭ в области литературы.

В 1934 г. он одним из первых среди марийских литераторов стал членом Союза писателей СССР.

Источник

Презентация о творчестве марийского писателя С.Г.Чавайне

Описание презентации по отдельным слайдам:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Йошкар-Олы Исследовательская работа Жизнь и творчество С. Г. Чавайна Работу выполнил: МОУ «Средняя школа № 29» ученик 3 «В» класса Бутенин Георгий Руководитель: Метелева Т.Н.

Актуальность исследования Задачи исследования: вызвать интерес у учащихся к творчеству марийского поэта и драматурга С.Г.Чавайна.

Этапы исследования: Подготовительный Исследовательский Оформление проекта и создание презентации. Подведение итогов исследования

— Сергей Григорьевич Григорьев родился 6 октября 1888 года в глухой марийской деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл)

1902 году Сергей поступил учиться в Уньжинскую двухклассную школу. В этой школе оказался замечательный марийский педагог, большой любитель поэзии, Петр Григорьевич Григорьев. Он открыл Чавайну русских писателей и поэтов классиков, а потом несколько позднее помог Сергею уехать в г.Казань.

Время учебы в семинарии совпало с первой русской революцией. Революция побудила в поэте желание писать. Ему запала мысль: написать стихи на марийском языке, похожие на марийские песни. 2 декабря 1905 года поэт написал свое первое стихотворениение «Роща» («Ото»), переведенного затем на 45 языков мира.

В 1908 году Чавайну удалось издать небольшой сборник собственных рассказов и стихотворений под названием «Из прошлой жизни мари», куда вошли два рассказа и четыре стихотворения на исторические темы.

Писателя, который горячо поддерживал мечту народа о свободе, стали преследовать царские власти. В 1915 году он уехал в Казахстан, к Аральскому морю. Там он стал работать учителем местной железнодорожной школы.

Октябрьскую революцию Сергей Чавайн встретил с большой радостью, ей он посвятил свои стихотворения-раздумья «Свободное утро», «Время расцвета». Он активно участвовал в общественной жизни Туркестанской Советской Республики, на территории которой оказался теперь город Аральск.

Вернувшись осенью 1919 года из Казахстана, Чавайн устроился на работу в Марийском издательстве в Казани, где проработал до конца 1921 года. «Новыми плодами» назвал поэт свой стихотворный сборник, вышедший в Казани в 1921 году. Здесь были помещены стихотворения, написанные до революции и во время Гражданской войны. Был написан рассказ «Грехи искупили грехом» («Язык гыч язык сулыш»).

Драматургическое творчество С.Г.Чавайна развивалось в период зарождения Марийского театрального искусства в 20-30 гг. В 1935-37 годах он был литературным директором Марийского государственного театра.

1935 году С. Чавайн написал героическую драму «Акпатыр». По мотивам этой драмы была написана первая марийская опера «Акпатыр». Это историко-революционная драма об участии марийского народа в Крестьянской войне под предводительством Пугачёва.

В 30-е годы Чавайн пишет роман «Элнет»(1936). Это его центральное произведение. Роман правдиво раскрывает богатый душевный мир людей, связавших свою судьбу с народной революцией.

Сергей Чавайн в 1934 году одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. Многие марийские литераторы могли назвать Чавайна своим учителем. И не случайно, что 30-летний юбилей его литературной деятельности в 1935 году широко отмечался в Марийской области как большое событие.

Но активная и яркая жизнь поэта оборвалась в расстрельном 1937 году. 25 мая его арестовали, не дав завершить ни роман, ни либретто марийской оперы «Элеви». Чавайна расстреляли 1 ноября 1937 года.

Так и случилось. В Йошкар-Оле в 1950-е годы появился бульвар Чавайна, писателю поставили памятник.

Имя Чавайна присвоено его родной деревне – сейчас это деревня Чавайннур в Моркинском районе. Здесь создан дом-музей писателя.

В 1982 году областная библиотека получает имя основоположника марийской национальной литературы С.Г.Чавайна, а в 1990 г. ей присваивается статус национальной, что подчеркивает ее особую роль как главной государственной библиотеки Республики Марий Эл.

«Мир еще окутан тьмою, Но неведом сердцу страх. Ночь не властна надо мною, Свет горит в моих глазах… Мрак ночной я разгоняю, Для меня преграды нет. Я горю не угасая, Я несу народу свет…» О Чавайне в республике вышло немало книг и научных трудов, и сам он стал путеводной звездой для многих писателей, пишущих на марийском языке. В своем стихотворении «Зачем я рожден» поэт написал строки, ставшие путеводной звездой всей его жизни:

Благодарим за внимание!

Номер материала: ДВ-203276

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Презентация к уроку марийского (государственного) языка по теме «Писатель С.Г. Чавайн»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Тек эртышт ий – влак, но Чавайн мемнан коклаштына ила»

С. Г. Чавайн лумеш Сергей Григорьевич Чавайным Моктен мура марий кундем. Вет тудын возымо «Ойпогым» Лудат да, лудын, шер ок тем. Мурат ен-влак Чавайнын мурым, Артист-влак пьесыжым шындат. Мокта марий, мокта руш калык, Палат ты еным да аклат. (А. М. Александров)

Чавайнын произведенийже-влак С. Чавайнын творчествыж гыч марий калыкын революций деч ончыч эрык верч кучедал шогымыжым, пиалан илыш-корныш лекмыжым ужаш лиеш.С. Г. Чавайн 100 утла почеламутым, 20 утла ойлымашым, 18 пьесым, «Элнет» луман романым серен. Чылаже 250 наре произведенийым савыктен.

Чавайнын произведениже-влак Икымше марий писатель йоча-влакымат ордыжеш коден огыл. Октябрь революций марте «Вувер» йомакым, «Патыр-шамыч», «Чоткар патыр» балладым да почеламут влакым возен. Школлаште кызыт мартеат С. Чавайнын произведенийже влакым йоратен лудыт да тунемыт.

Чавайнын шочмо верже С. Г. Чавайн (Григорьев) 1888 ше ий 6-шо октябрьыште Морко районысо Изи Корамас ялеш шочын.

Ачаж ден аваже Писатель йорло кресаньык ешеш шочын-кушкын. Ачажым шарнен, Чавайн тыге возен: «Ачий умыржо мучко пашам ыштен. Садыгак нужна гыч лектын кертын огыл». Тыге неле лийын гынат, Чавайнын ачаже эргыжым туныкташак шонен пыштен.

Учительский семинарий 1904-ше ийыште С. Чавайн Озанысе учительский семинарийыш тунемаш пура. Моло турло книга коклаште тунамак сылнымутан литература книгам йоратен.

«Ото» 1905-ше ийын декабрь тылзыште ик кастене учительский семинарийын канцелярийыштыже В. А. Мухин-Сави «Ото» почеламутым моло рвезе влаклан лудын. Почеламут кид гыч кидыш кайыш. Тыге Чавайнын марий поэт лумжо лекте.

Икымше сборник 1908-ше ийыште Чавайн «Марий калыкын тошто годсо илышыже» луман икымше почеламут сборникым савыктен луктеш. Тыгак возымо почеламут, ойлымашыже-влакым «Марла календарьеш», «Йошкар кече» газетеш, «У вий» журналеш савыктен шога.

Кумлымшо ийла 30-шо ийлаште С. Чавайн шке творчествыштыже ончыко у ошкылым ышта да возымо пашаже виянеш. Поснак «Акпатыр» пьеса ден «Элнет» роман ойыртемалтыт.

Но тый эре илет, кугу поэт С. Чавайнын возымо шомакше кажне марий учебникыште уло. Шуко произведенийлажым вес йылмылашке кусарыме. «Акпатыр», «Элнет» произведений негызеш оперым возымо.

Нолталын калык чоным тыйын муро Ужеш умбаке эрыкан оет. Тек чонешталыт курым почеш курым. Но тый эре илет, кугу поэт.

Чавайн бульвар Йошкар-Олан ик эн мотор уремжым – Чавайн лумеш бульварым – писательын скульптурыжо сорастара.

Чавайн лумеш тоштер Чавайнур ялыште тоштерым почмо. Тоштер портеш мемориальный онам пижыктыме.

Номер материала: ДБ-929889

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сергей Чавайн

Чавайн (Григорьев) Сергей Григорьевич — основоположник и классик марийской литературы, поэт, прозаик, драматург, публицист, переводчик, педагог, просветитель.

Родился 6 октября 1888 года в деревне Малые Карамасы Себеусадской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (ныне эта деревня входит в состав Моркинского района Республики Марий Эл.).

Рабочее место классика марийской литературы Сергея Чавайна

Образование:

Несмотря на бедность, родители поэта решили ему дать образование. В 9 лет пошел учиться в церковно-приходскую школу деревни Нуръял Карамас (Нуръял Корамас).
1902-1904 – учеба в Уньжинской центральной черемисской двухклассной школе Братства святителя Гурия.
1904-1908 — учеба в Казанской инородческой учительной семинарии. Время его учебы совпало с первой русской революцией. События той поры оставили глубокий след в сознании юного семинариста.

Отец: Григорий Михайлович – был крестьянином-бедняком, отдавшим всю свою жизнь труду землепашца и смолокура.

Мать: Анисимова Татьяна Анисимовна – была одаренной сказительницей, знавшей множество народных сказок и песен. С детских лет Сергей приобщился к ее удивительному сказочному миру, переняв от нее дар песнетворцa и сказителя.

Жена: Голубкина Татьяна Алексеевна (1903-1980). С будущим мужем познакомилась в редакции газеты «Йошкар кече» в 1922 г., где работала помощником корректора, а С. Г. Чавайн – ответственным редактором. Поженились в июле 1922 г.

Дети: Анатолий (1923-1997), Галина (1925-1985), Татьяна (1927-1975), Юрий (1930-1965). Была также приемная дочь Сидорова Матрена.

Верхнее среднее фото — Чавайн с матерью, верхнее левое — с детьми, нижнее левое – с женой

Увлечения: всесторонне одаренный, обладал прекрасными музыкальными данными: замечательно пел, хорошо играл на гитаре, балалайке, а еще лучше – на скрипке; отлично знал родной фольклор, народную и классическую музыку; тонко воспринимал живопись.

В детстве мальчик узнал о богатыре Чавае, жившем в 16 веке, которого считал своим предком и по его имени взял в дальнейшем свой литературный псевдоним — Чавайн.

Годы учебы Чавайна в семинарии пришлись на период первой русской революции, которые взволновали сознание юного семинариста. И 5 декабря 1905 года он пишет свое первое стихотворение «Ото» («Роща»), ставшее первым художественным произведением в марийской литературе. Позже это стихотворение было переведено на многие языки народов России и мира. Вскоре молодой поэт написал еще ряд стихотворений, насыщенных духом социального протеста, любви к родному народу, к родной природе. Одновременно Чавайн занимался переводами на родной язык лучших образцов русской литературы (А. Пушкина, М. Лермонтова, К. Рылеева, И. Никитина, А. Кольцова, Н. Некрасова, Н. Гоголя, Л. Н. Толстого и других).
В год окончания семинарии (1908) Чавайн выпустил в Казани первую книгу стихов и рассказов «Марий калыкын тошто годсо илышыже» («Из прошлого народа мари»), куда вошли два рассказа и четыре стихотворения на исторические темы (события присоединения Марийского края к Русскому государству).

Чавайн стоял у истоков марийской детской литературы. Он одним из первых марийских поэтов написал поэму-сказку для детей «Вувер» («Ведьма») (1908), где показывает борьбу добра и зла. Также он писал стихи и рассказы для детей о родной природе, крестьянском труде, жизни, учебе детей.

С 1908 по 1915 гг. Чавайн работал учителем в марийских школах. Много писал, занимался переводами. В этот период им написаны поэма «Шылше» («Беглец») (1908), стихотворение «Молан мые шочынам?» («Зачем я родился?») (1910), комедия «Кайык лудо» («Дикая утка») (1910), стихотворение-легенда «Чоткар-Патыр» («Богатырь Чоткар») (1910-1912). Чавайн установил тесную связь с издателем ежегодника «Марла календарь» В. М. Васильевым, где в 1908-1910 годах публиковал свои ранние произведения. Одно из первых произведений Чавайна стихотворение «Юмо деч ю патыр» («Знание – сильнее бога»), опубликованное в «Марла календаре» (1908), – по существу творческая обработка, переложение басни в прозе Л.Н.Толстого «Равное наследство».

В 1910 году, в соавторстве с учителем В. Ипатовым, Чавайн выпустил «Третью марийскую книгу» («Кумшо марла книга») для чтения в третьем классе марийских школ. Это, по сути, первая хрестоматия по родной литературе, которая состоит из четырёх частей и содержит богатый художественный материал для чтения произведений русских и марийских писателей. В первую часть книги вошли переводные произведения А. С. Пушкина («Зимняя дорога», «Зимний вечер»), К.Д. Ушинского («Лето»), А. Плещеева («Ласточка»), рассказ Л. Толстого «Филиппок». Во второй части помещены стихотворения и маленькие рассказы С. Чавайна, написанные им с начала 1905 г. Произведения носят характер знакомства с родной природой, их сюжеты сходны с сюжетами произведений русских писателей, ранее переведенных Чавайном.

В 1915 году Чавайн уехал в Казахстан, где до 1919 года работал учителем в школе при станции «Аральское море» Ташкентской железной дороги (ныне город Аральск). Причиной отъезда были политические притеснения (находился под негласным надзором полиции) и начавшаяся империалистическая война. Чавайн, как секретарь железнодорожного комитета, активно участвовал в борьбе за права трудящихся. Там же он решил пережить смутные времена революции 1917 г., хотя этому событию он посвятил ряд стихов: «Эрык эр» («Свободное утро») (1917), «Пеледме жап» («Время расцвета») (1918), «Революций» (1920) и др.

В октябре 1919 года Чавайн возвратился на родину и с головой окунулся в творческую и общественную жизнь. Он устроился на работу в Марийском издательстве при Наркомнаце в Казани, где проработал до конца 1921 года. Свой стихотворный сборник, вышедший в Казани в 1921 году, поэт назвал «У саска» («Новые плоды»). В него включены стихотворения, написанные до революции и во время Гражданской войны. В эти же годы были написаны пьесы «Шем пыл шÿла, кече лектеш» («Серное облако расходится, солнце всходит») (1920), «Автономия» (1921), повесть «Окавий» (1920), рассказ «Язык гыч язык сулыш» («Грехи искупили грехом») (1920).
В 1921 году Чавайн переехал в Йошкар-Олу и начал работать в качестве литературного сотрудника в газете «Йошкар кече» («Красное солнце»), а в 1922 году стал ее редактором, а также редактором газеты «Голос мари» (предшественница «Марийской правды») до октября 1923 года. В это время Чавайн пишет произведения в различных жанрах. Среди них сборники стихотворений и поэм, рассказы и повести, пьесы.

Особая роль принадлежит Чавайну в становлении и развитии национального театра, на сцене которого, начиная с 1921 года, было поставлено более десятка его пьес, в т.ч. «Автономия» (1921), «Пудыранчык Эрмак» («Мятежный Ермак») (1922), «Кайык лудо» («Дикая утка») (1922), «Ямблат кÿвар» («Ямблатов мост») (1923), «Шÿдӧ тенге олно» («Сторублёвый калым») (1927), «Кӧн верч? «Кугуяр» («За кого?») (1929), «Илыш вÿд» («Живая вода») (1929), «Чодыра завод» («Лесозавод») (1932), «Марий рота» («Марийская рота») (1934), «Акпатыр» (1935), «Окса тул» («Блеск монет» или «Клад») (1936), «Чодра лÿшка»« («Лес шумит») (1936) и др. Важной вехой в истории марийского драмтеатра стала постановка пьесы «Мÿкш отар» («Пасека») (1929) – первой национальной музыкальной драмы.

Как журналист и общественный деятель Чавайн принимал деятельное участие в создании Марийской автономии (1920), Марийского научного общества и общества краеведения (1923), Марийской ассоциации пролетарских писателей (МАПП) (1930), неоднократно избирался членом облисполкома.

С 1923 по 1927 год работал заведующим школой в с. Арино Моркинского района. Летом 1926 г. Чавайна перевез свою семью в новый дом в д. Чавайнур. За 2 года до этого в газете «Йошкар кече» писатель опубликовал информацию о планах по организации нового хутора. Часть жителей д. Малый Карамас во главе с Чавайном решили перебраться на новое место. Будущую деревню решили назвать Чавайнуром, что означает поле Чавая, а руководителем и организатором всех работ был избран сам Чавайн. Вместе с ним решили переехать на новое место 19 хозяйств. В 1931 г. здесь образовался одноименный колхоз. В этот период Чавайном написаны пьесы «У мланде» («Новая земля») (1925), «Аракан кочыжо» («Горечь водки») (1925), «Ямблат кÿвар» («Ямблатов мост») (1926); выпущен сборник рассказов для детей «Икшыве-влаклан лудшашлык книга» (1926).

В 1927 году Чавайн вернулся в Йошкар-Олу, продолжив литературную и журналистскую деятельность. Сначала стал литературным редактором журнала «У вий», затем литературным редактором в Марийском книжном издательстве, заведующим художественной частью Марийского государственного театра; работал в газетах «Йошкар кече» и «Марийская деревня». В этот период Чавайн написал большинство своих значительных произведений – поэма «Октябрь (1928), повесть «Дезертир-влак» («Дезертиры») (1929), поэма «Удыр-влак» («Девушки») (1934), роман «Элнет» (1936, ч.1); пьесы: «Шÿдӧ тенге олно» («Сторублёвый калым») (1927), «Мÿкш отар» («Пасека») (1928), «Кӧн верч? «Кугуяр» («За кого?») (1929), «Илыш вÿд» («Живая вода») (1930), «Чодра лÿшка»« («Лес шумит») (1931), «Чодыра завод» («Лесозавод») (1932), «Марий рота» («Марийская рота») (1934), «Акпатыр» (1935), «Окса тул» («Огонь денег») (1936). Перевел главы из романа «Мать» М. Горького, «Чапаев» Д. Фурманова, стихи Д. Бедного, С. Маркова, пьесы «Женитьба» Н. Гоголя, «Гроза», «Доходное место» А. Островского, трагедию А. С. Пушкина «Скупой рыцарь», поэму «Медный всадник» и др.

В 1934 году Чавайн одним из первых был принят в члены Союза писателей СССР. С 1934 года – член правления Марийского областного отделения Союза писателей СССР, член правления писательской организации Горьковского края.

В последние годы жизни (1935-1937) Чавайн возглавлял литературную часть Марийского государственного театра. В 1935 году написал героическую драму «Акпатыр», изображающую марийское Поволжье в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева. Образ главного героя пьесы взят из марийского героического эпоса. Драма «Акпатыр» впоследствии легла в основу первой марийской оперы с одноименным названием (1963, композитор Э. Сапаев).

Роман «Элнет» (1936, ч.1.) самое значительное произведение основоположника марийской литературы. Через судьбу сельского учителя Григория Петровича Веткана писатель показал сложный и трудный путь марийской демократической интеллигенции, приведший ее в ряды борцов за народное дело. Роман стал основой для второй национальной марийской оперы (1971, композитор И. Молотов). Драма «Акпатыр» и роман «Элнет» стали этапными событиями в творческой деятельности С. Г. Чавайна.

В мае 1937 года Чавайна арестовали по обвинению в принадлежности к ядру подпольной националистической организации, подготовке террористических актов против руководителей страны. 11 ноября 1937 года расстреляли. Его прах предположительно покоится в Кокшайском лесу. В 1956 году – посмертно реабилитирован.

После ареста писателя, в 1937 году, д. Чавайнур переименовали в Шырканур, а колхоз стал называться «Комбайном». После реабилитации писателя деревня вернула себе свое исконное имя.

Источники: www.marimedia.ru
Материал подготовлен при поддержке Национальной библиотеки им. С.Г.Чавайна

Источник

Читайте также:  Где выучиться на преподавателя английского языка
Интересные факты из жизни
Чавайн, Сергей Григорьевич

Чавайн, Сергей Григорьевич
Имя при рождении: