Авторы произведений о животных 4 класс таблица домашняя по литературе

Содержание
  1. Список книг о животных для детей 5-18 лет по возрастам с описаниями
  2. Книги о животных для дошкольников
  3. Книги для детей 7-10 лет
  4. Книги о животных для детей 5-8 классов
  5. Книги для старшеклассников
  6. Произведения русских классиков о животных
  7. Список литературы для чтения на лето. 4 класс
  8. Список литературы на лето при переходе в 4 класс
  9. Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)
  10. Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)
  11. Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)
  12. Рекомендательный список книг о животных для обучающихся 1-4 классов
  13. Рекомендательный список книг о животных
  14. для обучающихся 1-4 классов
  15. 1. Объясни название раздела «Природа и мы». Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?
  16. 2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.
  17. 3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?
  18. Продолжение рассказа «Приёмыш» для 4 класса.
  19. 4. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Куприна, какое название ты бы ему дал?
  20. 5. Какие произведения Чарушина ты читал раньше? Можно ли сказать, что автор с юмором относится к своим героям? Почему ты так думаешь?
  21. 6. Вспомни рассказ Астафьева, который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.
  22. 7. Составь рассказ о произведениях Пришвина.
  23. 8. Дополни свой рассказ о творчестве Пришвина некоторыми сведениями о его жизни. Найди такой материал в энциклопедическом словаре. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
  24. 9. Напиши отзыв на понравившийся рассказ Пришвина. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
  25. Перечисли произведения, которые включены в раздел. Кто из авторов тебе уже знаком? Какие произведения этих писателей ты читал раньше? Запиши.
  26. Подумай, какими произведениями ты мог бы дополнить этот раздел. Запиши.
  27. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш
  28. Кто такой приёмыш? Найди объяснение этого слова в толковом словаре. Запиши.
  29. Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько.
  30. Составь и запиши план рассказа об их дружбе.
  31. План рассказа «Дружба Приёмыша и Соболько» для 4 класса.
  32. Какими мыслями хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Запиши.
  33. Напиши отзыв на рассказ «Приёмыш».
  34. А. И. Куприн Барбос и Жулька
  35. Восстанови сюжет рассказа по схеме
  36. Какими ты представляешь себе Барбоса и Жульку? Какими чертами характера обладает Барбос, а какими — Жулька?
  37. Сравни рассказ «Барбос и Жулька» А. И. Куприна с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» по следующим параметрам: тема, герои, событие, главная мысль, отношение автора к героям.
  38. Образец таблицы сравнения рассказов «Лев и собачка» и «Барбос и Жулька»
  39. М. М. Пришвин
  40. Подготовь рассказ о жизни и творчестве Пришвина, используя информацию из интернета и энциклопедии.
  41. Пример рассказа о творчестве и жизни писателя Михаила Пришвина для 4 класса.
  42. А ты внимательно наблюдаешь за природой? Попробуй её описать, используя яркие образы. Запиши их.
  43. Отметь произведения Пришвина, которые ты читал. Определи их тему.
  44. Составь список произведений Пришвина, которые ты хотел бы прочитать.
  45. Напиши отзыв на одно из понравившихся произведений Пришвина. Помни, для того, чтобы не повторять одни и те же слова, надо пользоваться синонимами.
  46. Отзыв на рассказ «Дедушкин валенок».
  47. М. М. Пришвин Выскочка
  48. Найди в толковом словаре значение слова выскочка. Запиши.
  49. Подчеркни в тексте слова, которые показывают, какой была по характеру Выскочка.
  50. Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа.
  51. Пример другого конца рассказа «Выскочка» для 4 класса.
  52. Е. И. Чарушин Кабан
  53. Отметь какие рассказы Чарушина ты читал
  54. Пример таблицы «Обитатели зоосада» для 4 класса.
  55. Подготовь рассказ о них на основе таблицы.
  56. В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип.
  57. Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.
  58. Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип».
  59. Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства.
  60. Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.

Список книг о животных для детей 5-18 лет по возрастам с описаниями

Книги о животных вызывают неизменный интерес у детей всех возрастов — от детсадовцев до подростков. Такая литература является не только увлекательным и познавательным чтением, она учит доброте, милосердию, любви к природе и братьям нашим меньшим. В нашей статье — подборка книг о животных, в которой предлагаются как проверенные временем произведения, так и новинки книжного рынка.

Книги о животных для дошкольников

Самым маленьким читателям, дошколятам, будут интересны забавные стихотворные произведения, сказки о животных и небольшие рассказы классиков детской литературы — Владимира Сутеева, Михаила Пляцковского и других.

Самуил Маршак

Редьярд Кинплинг

Владимир Сутеев

Михаил Пляцковский

Борис Житков

Виталий Бианки

Керр Джудит

Мария Ваго

Книги для детей 7-10 лет

Виталий Бианки

Евгений Чарушин

Ольга Перовская

Холли Вебб

Владимир Дуров

Эдуард Успенский

Виктор Лунин

Вера Чаплина

Вячеслав Чиркин

Эдуард Тополь

Юрий Дмитриев

Николай Сладков

Юрий Дмитриев

Феликс Зальтен

Константин Сергиенко

Книги о животных для детей 5-8 классов

Даниэль Пеннак

Доуди Смит

Гавриил Троепольский

Кэти Аппельт

Нина Гернет, Григорий Ягфельд

Юрий Коваль

Юрий Яковлев

Редьярд Киплинг

Василий Белов

Вадим Чернышев

Книги для старшеклассников

Эрнест Сетон-Томпсон

Книги английского естествоиспытателя и художника-анималиста Эрнеста Сеттон-Томпсона, родоначальника литературного жанра о животных, не оставят равнодушным ни одного читателя, поскольку они наполнены неподдельной любовью к братьям нашим меньшим, тонким юмором и глубоким знанием жизни.

Джеймс Хэрриот

Джеймс Хэрриот, врач-ветеринар, в своих книгах делится с читателями интересными эпизодами из своей практики, а вместе с этим — своим отношением к четвероногим пациентам и их владельцам, то теплым и лиричным, то саркастическим, очень тонко передавая все это с большой человечностью и юмором.

Джеральд Даррел

Фарли Моуэт

Конрад Лоренс

Джон Гроган

Джой Адамсон

Эта трилогия повествует об удивительной судьбе африканской львицы Эльсы, котенком оставшейся сиротой и три года прожившей в усадьбе супругов Адамсон на правах члена семьи.

Чарльз Робертс

Пол Гэллико

Джек Лондон

Произведения русских классиков о животных

Александр Куприн

Антон Чехов

Дмитрий Мамин-Сибиряк

Иван Соколов-Микитов

Лев Толстой

Михаил Пришвин

Константин Ушинский

Сергей Аксаков

Николай Некрасов

Виктор Астафьев

Иван Тургенев

Павел Бажов

В нашей подборке представлена лишь малая часть мирового литературного наследия, посвященного четвероногим друзьям человека. Знакомясь с такими книгами, дети понимают, что их окружает удивительный мир со своими законами и порядками, мир, за который мы, люди, во многом в ответе. Истории о животных учат ответственности, верности, любви и состраданию не только детей, но и их родителей.

А какие книги о животных порекомендуете почитать вы? Пишите в комментариях.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Список литературы для чтения на лето. 4 класс

После окончания третьего класса школьники получают задание на каникулы – список литературы для летнего чтения при переходе из 3 в 4 класс. Будущие четвероклассники должны читать летом каждый день хотя бы по 30-40 минут. В списке рекомендованной литературы для будущих четвероклассников есть книги как русских, так и зарубежных писателей.

Список литературы на лето при переходе в 4 класс

В первую очередь рекомендуется прочитать произведения, выделенные жирным шрифтом. Самым объемным произведением списка является «Приключения Тома Сойера» Марка Твена.

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Школа России»)

В разных УМК список рекомендованных книг на лето несколько отличается.

Список литературы на лето для детей, перешедших в 4 класс (по программе «Перспектива»)

Отечественная литература

1. С.Т. Аксаков. Аленький цветочек

2. А.П. Чехов. Каштанка

3. А.М. Горький. В людях

4. Л. Лагин. Старик Хоттабыч

5. В. Катаев. Сын полка

6. А. Погорельский. Черная курица или Подземные жители

7. Ю. Олеша. Три толстяка

8. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Тёмы

9. К. Булычев. Приключения Алисы

10. Г.А. Скребницкий. Сказки следопыта. Лесной голосок

11. Н.И. Сладков. Бюро лесных услуг

12. Г.Я. Снегирёв. Маленькое чудовище

Зарубежная литература

1. Сказки: Ш.Перро, Братья Гримм, Г.Х.Андерсен

2. Л.Кэролл. Приключения Алисы в стране чудес

3. М.Твен. Приключения Тома Сойера

4. Э.Т.А.Гофман. Щелкунчик и Мышиный король

5. Дж.Свифт. Приключения Гулливера

6. Э.Распе. Приключения барона Мюнхаузена

7. А.С.Экзюпери. Маленький принц

8. В.Гюго. Гаврош. Козетта

9. Ч.Диккенс. Приключения Оливера Твиста

Список литературы на лето для перешедших в 4 класс (по программе «Школа 2100»)

1. Куприн А.И. «Белый пудель»

2. Гарин-Михайловский Г.М. «Детство Темы»

3. Алексеев С.П. Рассказы о войне 1812 года; Сто рассказов из русской истории

4. Гайдар А.П. «Тимур и его команда»; «Судьба барабанщика»

5. Гурьян О. «Мальчик из Холмогор»

6. Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова»

7. Крюкова Т. «Невыученные уроки»

8. Лагин Л. «Старик-Хоттабыч»

9. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома»

10. Ю. Олеша Ю. «Три толстяка»

11. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Отряд Трубачева сражается»

Читайте также:  Доклад на тему разведение животных и его социальные аспекты

12. Гауф В. Сказки: «Холодное сердце»; «Карлик-нос»

13. Гюго В. «Гаврош»; «Козетта»

14. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

15. Сэтон-Томпсон Э. Рассказы о животных. — Животные герои. Маленькие дикари

16. Воскобойников В.М. «Жизнь замечательных детей» Книги 1,2,3.

17. Крапивин В. «Оруженосец Кашка», «Тень каравеллы» Повести

18. Томин Ю.Г. «Карусели над городом» Фантастическая повесть

19. Линдгрен А. «Мио, мой Мио!» Повести-сказки

Источник

Рекомендательный список книг о животных для обучающихся 1-4 классов

Рекомендательный список книг о животных

для обучающихся 1-4 классов

Ефремова Любовь Ивановна,

педагог-библиотекарь МОУ СОШ № 6

В каждой семейной библиотеке найдется хоть одна книга о животных, ведь это самые первые книги для самостоятельного чтения.

Чему могут научить ребенка книги о животных?

Книги о животных учат детей доброте, умению проявлять заботу и сострадание. Ребенок, читая книги о животных, уже не сможет остаться равнодушным к ним.

Читайте книги о животных!

Уникальный сборник-альманах, настоящая энциклопедия живой природы, написанная живым, ярким языком.

Даже такое крохотное создание природы, как мышонок, может иметь огромное храброе сердце. Пик путешествует на плоту, и его везде подстерегает опасность. Он ведёт борьбу за жизнь со стихией, а также с хищниками, которые только и ждут удачного момента, чтобы слопать маленького грызуна. Над головой кружит крикливая чайка, под водой выслеживает зубастая щука, а на берегу уже подстерегает скользкая змея. История Пика не только захватывающая, но и вдохновляющая на подвиги.

«Сказки про Мышонка и его друзей»

«Мой дом на колесах»

Истории об артистах московского театра зверей «Уголок Дурова», написанные знаменитым дрессировщиком Владимиром Дуровым.

Сборник рассказов знаменитой дрессировщицы и писательницы, в котором она описала не только о своих путешествиях со своими воспитанниками, но и то, как она за ними ухаживала и дрессировала.

«Рассказы о животных»

Двенадцатилетнему мальчику одноклассник предлагает забрать домой диковинное животное. Так в обыкновенной квартире появляется новый жилец — макака Яшка. С виду маленький и стеснительный Яшка быстро обживается и начинает хозяйничать. Он скачет по мебели, требует сладкие угощения и нападает на собаку, становясь во дворе царём зверей. Мальчику и его родителям теперь придётся каким-то образом уживаться и считаться с пушистым членом семьи.

Прибывшие в начале прошлого века в Индию моряки впервые видят слона. Он поражает их не только своим размером, но и мудростью и слегка надменным поведением. Слон показывает путешественникам дорогу к дому своего хозяина и демонстрирует, как умеет набирать воду из колодца. Ловкость и силу этих животных люди начали использовать для работы на лесозаготовке.

Борис Житков был не только писателем, но и путешественником. В свои рассказы он переносил опыт, пережитый во время поездок в экзотические страны. «Про слона» — рассказ не только о необычайном для России гиганте, но и о традициях и быте загадочной Индии.

Трогательную сказочную историю об оленёнке Бемби без малого сто лет назад (в 1923 году) сочинил Феликс Зальтен, известный австрийский писатель.

Это одна из немногих историй, которая рассказывает о животных во время и после войны. Зоологический парк попал под бомбёжку. Выжившие звери разбежались в разные стороны. Больше всех испугалась обезьянка, которая ринулась в город в поисках пропитания. Голодная и одинокая, она мало понимала, что происходит вокруг. Её подобрал добрый мальчик и привёл домой. Теперь спасителю нужно уговорить бабушку оставить зверька у себя. Но и на этом приключения не заканчиваются: впереди у обезьянки занимательный поход в баню.

«Сказки и рассказы о животных»

В сборник «Книга джунглей» входит не только «Рикки-Тикки-Тави» и знаменитые рассказы о Маугли, которого воспитала стая волков, есть истории о слонах, их смелых погонщиках, стаде буйволов и морских котиках.

Книга «Зверьё моё» известного детского писателя, поэта и переводчика Виктора Лунина представляет собой цикл глубоко личных и трогательных историй о любви к природе, к животным, к семье и друзьям. Словно ребенок, автор радуется всему тому, что попадает в поле его зрения: листику, травинке, жучку, зверюшке, воздуху, небу.

Маленькую беззащитную уточку поранила лисица, и она не смогла улететь вместе с остальными, когда пришла осень. О её дружбе с зайцем и глухарем, об их борьбе с лисой, о её спасении стариком охотником удивительно добрую и трогательную историю со счастливым концом написал известный русский писатель XIX века Мамин-Сибиряк Д.Н.

Сборник «Заячьи лапы»

Вечно голодный одичавший рыжий кот, настоящий бандит и ворюга, не позволял никому расслабиться, пока однажды не нашелся способ заставить его прекратить свои набеги. Откормленный и подобревший, он стал прекрасным охранником и верным другом.

Сборник рассказов о детях лесничего и их многочисленных питомцах. Эти рассказы, воспитавшие не одно поколение ребят, учат доброте, заботе и милосердию.

Автор, известный писатель-натуралист, рассказывает в этой книге множество удивительных историй, которые происходят в жизни обитателей нашего леса круглый год.

Вот и осень пришла. Много забот и хлопот у птиц и зверей в лесу. Нужно подготовиться к суровой зиме: собраться в косяки для дальнего полета на юг, наполнить лесные кладовые, устроить теплую берлогу.

«О животных и птицах»

В этот сборник вошли рассказы, посвященные животным и птицам. Небольшие, простые, с занимательным сюжетом, они будут интересны и понятны даже самым маленьким читателям.

«Еду я на осле!» и другие смешные истории»

В книгу вошли рассказы о доверительных, дружеских, необычных и очень интересных отношениях людей и зверей. Смешные, трогательные и очень добрые рассказы про знакомых животных порадуют и взрослых, и конечно детей. Очаровательная кошка Джина Лоллобриждида, вечно голодные воронята, а еще таракан Шурупик, мышка Сусанна и другие забавные герои рассказов Эдуарда Тополя готовы познакомиться с вами!

«Невероятные истории про любимых питомцев»

Вера Чаплина работала в Московском зоопарке. Именно тогда ей захотелось писать о своих подопечных. Даже уйдя с прежней должности и занявшись литературой, Чаплина сделала животных главными персонажами произведений. Итогом её работы стал сборник «Питомцы зоопарка», в котором она показала жизнь выдрёнка Наи, лосёнка Лоськи, кошки Цуцыкарихи, моржихи Нюрки и многих других.

Обитатель зоопарка медвежонок Фомка привлекал к себе внимание необычайно кротким для такого грозного зверя нравом. Он был скромным, никогда не шёл на конфликт, прекрасно уживался с остальными детёнышами, а его лучшим другом стал тигрёнок. Только вот с людьми мишка вёл себя раскованно и часто подшучивал над смотрителями.

«Тюпа, Томка и сорока»

Замечательные, наполненные добротой рассказы о животных, которые сопровождают иллюстрации автора.

Ночная вылазка старой волчицы закончилась неудачей: вместо ягненка она схватила в хлеву глупого, добродушного щенка, который даже после того, как она его отпустила, бежал с ней до самого логова. Наигравшись с волчатами, он отправился обратно, и опять нечаянно помешал её охоте.

Источник

1. Объясни название раздела «Природа и мы». Можно ли его озаглавить иначе? Почему? Что объединяет произведения, включённые в данный раздел?

Раздел получил название в соответствии с главной идеей всех его произведений.

Мне кажется, что другого, более подходящего названия нет.

Данное заглавие лаконичное, понятное, доступное.

Я, например, не могу подобрать иных слов для него.

Все творения пройденного раздела знакомят нас с прекрасным миром природы, показывают нашу связь с ним; учат осознавать всю ценность природы и поддерживать гармонию с ней.

Писатели учат видеть красоту и уникальность окружающего мира.

Прочитав их произведения, начинаешь замечать прекрасное в мелочах: пении птиц, игре собачек, солнечном свете, полете бабочек.

2. Как ты думаешь, автор какого текста: художественного или научно-познавательного — будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворения при описании природы, животных, птиц и растений? Объясни. Приведи примеры из текстов.

Такие литературные приёмы характерны для художественного произведения.

Ведь именно в нём мы знакомимся подробно с внешностью, характером, эмоциями, приключениями героев.

В научных же текстах говорится обо всём строго, сухо, без эмоций. Из них мы узнаём только факты.

Например, Чарушин писал о журавле:

А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит.

За это его и на птичьих дворах часто держат начальником.

Из такого описания мы понимаем характер этой птицы, ее индивидуальные черты.

Она предстаёт перед нами с человеческими чертами как личность.

А когда я читал о журавлях в энциклопедии, там информация значительно отличалась.

В ней были приведены факты о месте жительства, питании, основных внешних признаках этих птиц.

3. Представь, что могло произойти с Приёмышем, о котором рассказал Мамин-Сибиряк, дальше. Случилось ли так, как думал Тарас, или Приёмыш, умная и сильная птица, благополучно добрался до места зимовки?

Я верю, что Приёмыш очень способная птица и опасения рыбака будут напрасными.

Вообще, считаю, что лебеди поддерживают друг друга и в любом случае помогут нашему герою вместе с ними долететь до нужного места.

И если бы это произведение имело продолжение, я бы хотел, чтоб наши герои после зимы встретились вновь.

Уверен, что каждый из них был бы безумно рад этому.

Продолжение рассказа «Приёмыш» для 4 класса.

Лебединая стая летела всё дальше на юг.

Приёмыш летел с новыми друзьями крылом к крылу, но неожиданно заметил, что на него будто навалился тяжёлый груз.

Он махал крыльями что есть мочи, но чувствовал что теряет свои силы и скоро может упасть.

Приёмыш не мог попросить сесть стаю на отдых, так как знал, что стая летит на определённое место, где можно отдохнуть в безопасности.

Читайте также:  Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений ответ

Не в его характере было рисковать жизнью всей стаи ради своего отдыха.

Он решил садиться сам.

И тут. о, чудо. он увидел, что ещё один лебедь летит за ним.

Это красивая лебёдушка, которая увидела, что Приёмыш теряет силы.

Лебёдушка крикнула всей стае о помощи Приёмышу. И стая отозвалась.

Все шли на посадку.

Благо, что рядом было озеро, где лебеди в случае усталости совершали дополнительную посадку.

Приёмыш этого не знал.

Ему было очень стыдно, что вся стая остановила свой полёт из-за его неопытности.

Но новые друзья — лебеди успокоили Приёмыша, что так бывает в первом полёте.

Они все вместе отдохнули и дальше полетели на юг.

Перезимовав, лебеди вернулись в родные края.

А Приёмыш с зимовки прилетел не один.

Когда весной Тарас с Соболько вышли утром на прогулку, то увидели на озере своего Приёмыша.

Он был не один. Рядом с ним плавала красивая лебёдушка.

Тарас и Соболько не стали беспокоить влюблённых птиц.

Они порадовались за Приёмыша и стали ждать, когда он со своей лебёдушкой приплывёт к ним в гости.

4. Если бы тебя попросили озаглавить рассказ Куприна, какое название ты бы ему дал?

Для этого произведения я подобрал следующие названия: «Идеальная дружба», «Преданный друг», «Дружба без препятствий».

Каждое моё название связано с дружбой, ведь дружба наших героев была действительно особенной.

Она поражает читателей и вызывает у них восхищение.

5. Какие произведения Чарушина ты читал раньше? Можно ли сказать, что автор с юмором относится к своим героям? Почему ты так думаешь?

«Про зайчат», «Томка испугался», «Волчишко».

Да, указанное утверждение имеет место.

Он всегда описывает забавные черты своих героев, веселит читателей и учит их чему-то.

Я так думаю, ведь каждое произведение, что я читал, вызывало у меня искреннюю улыбку и смех.

При этом, я находил для себя мораль и делал выводы.

6. Вспомни рассказ Астафьева, который ты прочитал в прошлом году. Что его сближает с произведением «Стрижонок Скрип»? Что хотел сказать читателям автор, когда создавал свои произведения? Обсудите с другом.

В прошедшем учебном году я читал «Капалуха» этого же писателя.

В нём, как и в недавно пройденном произведении автор с трепетом, любовью, восхищением описывает животный мир, в частности птиц.

В этих произведениях прослеживается тема материнства, а именно самопожертвование и огромная любовь матерей к своим детям.

А также автор рассказывает, как сильно способен испугать птиц человек.

Поэтому как будто просит читателя не тревожить животных, а оберегать и восхищаться ими.

Ведь каждое существо особенное и заслуживает на уважение со стороны человека.

7. Составь рассказ о произведениях Пришвина.

Первые свои книги Михаил Михайлович написал на севере.

Это «В краю напуганных птиц» и «Колобок».

Чтоб поделиться с читателями своим детством, писатель выдал роман «Кощеева цепь».

А красоту родного края и его связь с человеком Михаил Михайлович выражает в своей книге «Журавлиная родина».

Автор в своих произведениях подымает тему личности, её связи с окружающей средой, зверушками, птицами.

Животных Пришвин описывает, как людей: они у него и думают, и переживают.

Особое место в творчестве писателя занимает тема материнства.

Это такие произведения, как «Ярик», «Первая стойка», «Пиковая дама».

А также у него есть целый цикл рассказов о собаках.

Например: «Сват», «Ужасная встреча».

8. Дополни свой рассказ о творчестве Пришвина некоторыми сведениями о его жизни. Найди такой материал в энциклопедическом словаре. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

9. Напиши отзыв на понравившийся рассказ Пришвина. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Смотрите по ссылке, переходя к готовым ответам рабочей тетради.

Источник

Перечисли произведения, которые включены в раздел. Кто из авторов тебе уже знаком? Какие произведения этих писателей ты читал раньше? Запиши.

Произведения раздела «Природа и мы»

Ранее я читал произведения Михаила Пришвина «Моя Родина» и «Ребята и утята», «Страшный рассказ» Чарушина, «Капалуха» Астафьева.

Подумай, какими произведениями ты мог бы дополнить этот раздел. Запиши.

А. Куприн «Олеся», «Листригоны»;

М. Пришвин «Лесной доктор», «Сухостойное дерево»;

Г. Скребицкий «Маленький лесовод»;

В. Бианки «Лесные разведчики», «Синичкин календарь»;

Н. Сладков «Дятел», «Гнездо».

Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш

Кто такой приёмыш? Найди объяснение этого слова в толковом словаре. Запиши.

В толковом словаре Ожегова:

Приёмыш — приёмный сын или приёмная дочь.

Прочитай текст. Подчеркни слова, которые помогут тебе составить рассказ об истории дружбы Приёмыша и Соболько.

. Сперва-то я боялся (лебедь), а потом привык.

Теперь лебедь-то в другой раз у Соболька и кусок отнимает.

Смешно на них со стороны смотреть.

А то гулять вместе отправятся: лебедь по воде, а Соболько — по берегу.

Пробовал пёс плавать за ним, ну да ремесло-то не то: чуть не потонул.

А как лебедь уплывёт, Соболько ищет его.

Сядет на бережку и воет.

Дескать, скучно мне, псу, без тебя друг единственный.

Так вот и живём втроём.

Составь и запиши план рассказа об их дружбе.

План рассказа «Дружба Приёмыша и Соболько» для 4 класса.

1) Страх Приёмыша перед Соболько.

2) Дружба лебедя и собаки.

3) Прогулка друзей: Соболько на суше, а Приёмыш по воде.

4) Лебедь уплыл, а Соболько грустит за ним.

5) Соболько учится уважать лебедя.

6) Приёмыш разрешает Соболько играть с собой.

7) Прощание Приёмыша и Соболько.

Какими мыслями хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Запиши.

Писатель хотел поделиться мнением, что природа и человек очень взаимодействуют.

Мы должны беречь, понимать её, наслаждаться ею, жалеть и никогда не причинять вред.

Напиши отзыв на рассказ «Приёмыш».

Произведение «Приёмыш» — трогательный рассказ о настоящей дружбе между человеком и животными.

Старик относится к лебедю и собаке, как к равным себе.

Эта история поучительная и грустная.

Ведь старику пришлось расстаться с лебедем, отпустив его лететь со стаей.

Для него главное, чтоб лебедь благоприятно долетел.

Хотя старик не представлял жизни без своего «друга», он не стал держать его против воли.

Рассказ учит нас любви к природе, внимательности и умению ценить настоящую дружбу, никого не держать против их воли.

А. И. Куприн Барбос и Жулька

Восстанови сюжет рассказа по схеме

1) Завязка: краткое описание Барбоса и Жульки, их жизни и дружеских отношений

2) Развитие действия: во двор забежала бешеная собака, покусала животных и испугала людей, крошечная Жулька проявила огромную храбрость, после осмотра, доктор объявил о сумасшествии Жульки

Какими ты представляешь себе Барбоса и Жульку? Какими чертами характера обладает Барбос, а какими — Жулька?

Барбос — верный, мужественный, добрый.

Жулька — отважная, самоотверженная, верная.

Сравни рассказ «Барбос и Жулька» А. И. Куприна с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» по следующим параметрам: тема, герои, событие, главная мысль, отношение автора к героям.

Образец таблицы сравнения рассказов «Лев и собачка» и «Барбос и Жулька»

У этих двух произведений общая тема – крепкие дружеские отношения между животными.

Главными героями рассказов — животные.

При этом один из них большого размера и сильный, а второй крошечный и слабенький.

Главная мысль рассказа «Барбос и Жулька» — внешность не всегда соответствует силе.

Храбрость и отвага – вот что действительно является показателем силы.

Настоящий друг готов даже жертвовать своей жизнью ради любимого существа.

Главная мысль «Лев и собачка» — у дружбы нет ограничений, ни по размерам, ни по возрасту, ни по внешности.

Разлука — самое страшное явления в настоящей дружбе.

Куприн и Толстой с трепетом и жалостью относятся к главным героям своих произведений.

Они ставят их поступки в пример всем читателям.

Восхищаются верностью, самоотверженностью, добротой и храбростью животных.

А также их умением испытывать настоящие крепкие дружеские чувства.

М. М. Пришвин

Подготовь рассказ о жизни и творчестве Пришвина, используя информацию из интернета и энциклопедии.

Пример рассказа о творчестве и жизни писателя Михаила Пришвина для 4 класса.

Будущий писатель появился на свет в 1873 году в небольшом селе Орловской губернии.

С детства посещал деревенскую школу, но учился не очень хорошо, а также не отличался прилежным поведением.

Через шесть лет с начала обучения маленького Мишу отчислили со школы из-за конфликта с учителем.

Прошло время, мальчик взялся за ум, смог успешно окончить Александровское реальное училище, а после получить образование в Рижском политехникуме.

Через какое-то время Михаил Пришвин поступает в университет в Лейпциге и получает профессию агронома.

А после возвращается в Россию.

Поработав агрономом, молодой человек понимает, что его призвание в другой области и приходит к литературе и фотографии.

Своё первое произведение Михаил Пришвин написал в 1907 году, а после увлёкся путешествиями, фотографируя и записывая свои впечатления о мире природы.

Его называют «Певцом русской природы»

На основе своих впечатлений Пришвин пишет книги о природе, иллюстрируя их фотографиями, сделанными в путешествиях.

Собрание сочинений Пришвина о природе было выпущено в 8 томах.

Его наиболее известные сборники рассказов « От земли до городов», «Путешествие», «Зелёный шум» и «Кощеева цепь».

После смерти писателя его именем был назван, открытый в 1982, году астероид No9539.

Пришвин был мастером слова.

Он находил необыкновенно запоминающиеся образы.

Например, Пришвин называл озёра «глазами земли», описывал торфяные болота как «кладовые солнца», рассказывал о «горячей душе дерева» и «бездонной нежности зверей».

Читайте также:  Лабораторная работа по биологии по теме выявление ароморфозов и идиоадаптации у растений и животных

А ты внимательно наблюдаешь за природой? Попробуй её описать, используя яркие образы. Запиши их.

Я считаю, что описать природу так необыкновенно, как это делал М. Пришвин, у меня не получится.

Ведь для этого мало иметь хорошую фантазию и воображение.

Надо быть истинным мастером слова.

Но я попробую сделать это по-своему:

Заиграл ансамбль волн на кристальном океане.

Хрупкие лучи солнца рисуют на океанской глади зеркальные пейзажи.

Где-то далеко виднеется крошечный остов, играя с волнами в прятки.

И вот уже фея-ночь осыпает землю своим волшебством.

Небесная гладь покрылась яркими лампочками, а волны осветил бездонный месяц.

Отметь произведения Пришвина, которые ты читал. Определи их тему.

Курица на столбах – воспитание и материнская любовь к чужим детям (мать-курица и дети-гусята).

Лесной хозяин – красота природы и правила поведения в лесу (нельзя разводить костёр, как это сделал герой рассказа).

Синий лапоть – разум и хитрость зайца, который смог обхитрить охотников.

Сметливый беляк – что не происходит, всё к лучшему. Это произведение о зайце, который скрылся в поле, чтобы унести ноги от охотников.

Лада – отношение к животным (хозяин собаки бил её, поэтому она не хотела к нему идти). Животных нужно любить и бережно к ним относиться.

Составь список произведений Пришвина, которые ты хотел бы прочитать.

«Лесной хозяин», «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Журка», «Синий лапоть», «Говорящий грач», «Кладовая солнца».

Напиши отзыв на одно из понравившихся произведений Пришвина. Помни, для того, чтобы не повторять одни и те же слова, надо пользоваться синонимами.

Отзыв на рассказ «Дедушкин валенок».

Я прочитал произведение «Дедушкин валенок» – увлекательный рассказ М. Пришвина.

Автор занимательно описывает привязанность человека к своим вещам.

Писатель знакомит читателя с дедом, который очень дорожит своими валенками.

Он их постоянно ремонтировал.

И носил валенки, пока они вовсе не угрожали развалиться.

Дедушке пришлось выбросить дорогую сердцу вещь.

Но по весне, герой заметил, что дедовы валеночки опять стали необходимой вещью и служат утеплением.

Только уже не ему. Оказалось, теперь валенки утепляют птичьи гнёзда.

Мне очень понравился и запомнился этот рассказ.

Он интересный и поучительный.

Я заметил, что настоящий мастер слова, М. Пришвин, в своих произведениях показывает отношение человека к окружающему миру (вещам, природе, животным) и изображает сильную связь между ними.

М. М. Пришвин Выскочка

Найди в толковом словаре значение слова выскочка. Запиши.

В толковом словаре Ефремовой:

Толкование слова «Выскочка»:

1. Тот, кто вмешивается в какое-то дело, желая выслужиться, обратить на себя внимание.

2. Тот, кто достиг высокого общественного положения, занял какую-то должность путём протекции, происков и т. п.

Подчеркни в тексте слова, которые показывают, какой была по характеру Выскочка.

. Вот и сейчас то же было: всё шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только Выскочка поскакала дуром.

— Тра-ля-ля-ля-ля! — ответила Выскочка.

— Скачите как надо, а я — как мне самой хочется.

Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчёте, что Вьюшка, глупая, бросится на неё, выбросит кость, она же изловчится, и кость унесёт.

Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо понимала и не только не бросилась на неё, но и, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя — скок и подумают, — наступали шесть умных сорок.

Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения.

Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом? Придумай другой конец. Запиши план рассказа.

Такому окончанию истории была виной глупость сороки.

Вместо того, чтоб действовать сообща, она решила сделать всё первой, чтоб выслужится перед собратьями.

Такая самоуверенность была наказана позором, и Выскочка лишилась хвоста.

Пример другого конца рассказа «Выскочка» для 4 класса.

Когда хвост сороки и кость досталась Вьюшке, собачка её выпустила.

Выскочка от стыда и внезапности своего провала не знала, как теперь показаться на глаза подругам.

Ведь какая она сорока без хвоста?

От страха и неуверенности птица отлетела в сторону от Вьюшки и не стала лететь к сорокам.

Что ей теперь делать?

Ведь предупреждали её сороки-подруги, что не стоит забирать у собаки вторую косточку.

Эх, как же жалко она сейчас выглядит. наверное, все смеются над ней.

Но тут произошло следующее.

Собака вдруг взяла кость в зубы и пошла к Выскочке.

Сороки увидели это и давай галдеть, предупреждая Выскочку, мол — вот страшный зверь идёт к тебе.

Выскочка была в своих грустных думах и не заметила Вьюшку.

Птица только смогла прийти в себя, когда увидела перед собой косточку.

Вьюшка аккуратно положила косточку перед сорокой и дружелюбно помазала хвостом, а потом отошла в сторону.

Выскочка не могла прийти в себя от радости.

С ней хотела дружить собака!

Вьюшка подарила ей косточку!

Выскочка стала громко трещать и прыгать по кости, созывая подруг на пир.

Сороки прилетели и сели на кость, а Выскочка ходила важно вокруг косточки и даже храбро подходила к Вьюшке, чтобы показать какой у неё большой и сильный друг.

И больше никогда не таскала косточки у Вьюшки.

И подругам-сорокам своим не позволяла.

1) Поражение Выскочки.

2) Вьюшка приносит косточку грустной Выскочке.

4) Собака и птица теперь друзья!

5) Благодарность Выскочки.

Е. И. Чарушин Кабан

Отметь какие рассказы Чарушина ты читал

3. Как Томка научился плавать.

Какие обитатели зоосада тебе больше всего запомнились? Заполни таблицу.

Пример таблицы «Обитатели зоосада» для 4 класса.

Подготовь рассказ о них на основе таблицы.

Главными героями произведения «Кабан» являются олень и кабаны.

Но мне в рассказе ещё запомнились не менее интересные животные.

Эти обитатели зоосада имеют неповторимые характеры, хотя иногда описаны в произведении всего парой строк.

В свою таблицу я внёс оленя, журавля, слона и медведя-губача.

Олень Сережа – темпераментное животное.

Он противно сопит и, пугая автора, зовёт драться.

Величественный, как лошадь.

В своём произведении автор знакомит нас с особенностями оленей.

Рассказывает, что олени каждый год меняют рога.

На месте старых, отвалившихся рог, вырастают красивые новые.

Поначалу они мягкие и тёплые, как будто не рога вовсе.

Потом рога твердеют, а кожа отпадает.

У Сережи сейчас как раз тот период, когда кожа свисает клочьями.

Они зудели у него, поэтому олень постоянно их чесал.

Мне показался очень смешным, момент когда слон взял и придавил дворника.

Затем он забрал его метлу и просто её съел.

Я считаю это самый забавным герой рассказа.

Журавль – истинный начальник.

Любит порядок и не переносит баловства.

Ещё мне очень сильно понравился медведь.

Он даже умеет держать на голове стойку.

Мне кажется это очень добродушное животное, что так непринуждённо веселит себя забавами.

А когда приходит народ, он «включает» строгого и непоколебимого животного.

Кроме этих животных, в зоосаде был ягуар, который играл в клетке с деревянным шаром;

много журавлей, что танцевали в своей загородке, за которыми и следил понравившийся мне журавль;

кабаны, которые сбили автора и тот полез на загородку оленя.

У них была жёсткая щетина и страшные жёлтые клыки.

В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип.

Выпиши слова из рассказа Астафьева, которые помогают представить Скрипа.

Афанасьев очень хорошо передал читателю образ стрижонка.

Я, например, сразу представляю бойкую и уверенную птичку.

Ещё будучи малышом, стрижонок показывал свою независимость.

Для того чтобы это описать, автор использует слова «примолк», «рассердился», «попытался отнять».

Неимоверное любопытство Скрипа подтверждают слова «хотелось выглянуть» и «радостно и жутко».

Когда пришло время лететь, Скрип уже был бойко настроен, наполнен храбростью и уверенностью.

И хотя первый полёт был слегка страшноватым, стриж легко поборол в себе это чувство: «не падать же», «сделалось так радостно», «взмыл высоко-высоко».

Скрип подрастал и становился ещё более бесстрашным: «Скрип был храбрый стрижонок».

Но даже, будучи почти взрослым, стрижонок «жмётся к маме — стрижихе».

Этим автор показывается, что любовь между детьми и родителями не зависит от возраста.

Здесь Афанасьев имеет в виду не только животных, но и весь человеческий род.

Восстанови последовательность событий в плане рассказа Астафьева «Стрижонок Скрип».

1. Рождение стрижонка.

3. А что же там, за пределами норки? Первый полёт.

6. Постройка своего гнезда.

8. Встреча с мальчишками.

9. На помощь приходят другие стрижи.

Проведи небольшое исследование. Сравни научно-познавательный текст о стрижах из энциклопедии и художественный рассказ Астафьева. Обрати внимание на изобразительно-выразительные средства.

Я сравнил информацию о стрижах в энциклопедии и рассказе Афанасьева.

Заметил очень большие различия.

И это понятно, ведь в энциклопедии находятся научные статьи, цель которых ознакомить с фактами.

Это просто сухой, строгий текст, без использования каких-либо изобразительных средств.

А произведение Афанасьева наполнено самыми красочными и увлекательными изобразительно-выразительными средствами.

Ведь цель автора не познакомить с особенностями стрижей, как птичьего рода, а создать увлекательный рассказ, который будет интересен читателю, легко усваиваться и учить определённым жизненным ценностям.

Где ты будешь искать информацию об Астафьеве? Запиши.

Об Астафьеве много информации есть в интернете.

Ещё я пойду в библиотеку и узнаю в каких справочниках есть его биография.

Источник

Мастерица