Античный философ социальность и разумность как две основные характеристики отличающие человека от

Проблема человека в философии Древней Греции

Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально че­ловек не существует сам по себе, а лишь в системе определен­ных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседя­ми и полисом, неодушевленными и одушевленными предмета­ми, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являют­ся для людей реальными действующими лицами. Само поня­тие космоса имеет здесь человеческий смысл, вместе с тем че­ловек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющий­ся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой орга­низм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отри­цавших границу между живым и неживым и полагавших все­общую одушевленность универсума.

Поворот к собственно антропологической проблематике свя­зан с критической и просветительской деятельностью софистов и создателем философской этики Сократом. Исходный принцип софистов, сформулированный их лидером Протагором, следую­щий: “Мера всех вещей — человек, существующих, что они су­ществуют, а несуществующих, что они не существуют”. В концепции софистов следует обратить внимание прежде всего на три момента. Во-первых, на их релятивизм и субъективизм в по­нимании таких этических феноменов, как благо, добродетель, справедливость и т.д. Во-вторых, они вводят человека в бытие как главное действующее лицо. Наконец, они впервые процесс познания наполняют экзистенциальным смыслом и обосновы­вают экзистенциальный характер истины.

Демокрит — представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, — это часть при­роды, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов же состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожает­ся и душа. В отличие от такого вульгарно-материалистическо­го взгляда на душу человека, его этическая концепция носит более деликатный характер. Цель жизни, по нему, — счастье, но оно не сводится к телесным наслаждениям и эгоизму. Счас­тье — это прежде всего радостное и хорошее расположение Духа — эвтюмия. Важнейшее условие ее — мера, соблюсти ко­торую помогает человеку разум. Как утверждал Демокрит, “же­лать чрезмерно подобает ребенку, а не мужу”, мужественным же человеком является тот, кто сильнее своих страстей.

В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропо­логического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рас­сматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характе­ристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойст­венном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человечес­кого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.

Новая сторона философского антропологизма обнаружива­ется в эпоху разложения древнегреческого общества. На пер­вый план выступают проблемы человека, связанные с социаль­ным и нравственным укладом, утратой экзистенциальных цен­ностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдвигается интеллектуально-терапевтическая функция философии, т.е. та функция, которую в наше время В. Франкл назвал логотерапевтической. Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит на позициях методологического и соци­ально-этического индивидуализма. Исходный пункт рассмот­рения общества и человека — это индивид. Социум — это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного челове­ка, его желаний и блага.

В заключение отметим, что древнегреческая философская антропология, как и древневосточная, несет на себе печать ми­фологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Но философия человека в Древней Греции является более разнородной по своим школам, направлениям и позициям. Одно из основных отличий ее от восточной философии со­стоит также в том, что человек тут в большей степени открыт миру и занимает более активную позицию по отношению к об­ществу и его изменению. А типичным способом мышления и психики является экстравертивная ориентация индивида, связанная со стремлением к его объективизации. Кроме того, в философском антропологизме здесь более, чем в восточной фи­лософии, обнаруживается принцип рационализма.

Читайте также:  Как лесные звери проводят зиму в лесу горбатенко 92

Так же как древневосточная философия человека оказала огромное влияние на все последующее ее развитие в рамках восточной традиции, древнегреческая философская антропо­логия является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека.

Источник

Шпоргалка Вопрос-Ответ

Количество вопросов: 550

• Немецкая классическая философия

• Природа науки, формы и методы научного познания

• Философия 19-20 веков

• Философия Нового времени

• Философия эпохи Возрождения

1. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал:

2. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

3. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного – это:

4. В античной философии преобладала стихийная:

5. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

6. Видными представителями эклектики в античном мире являются:

7. Впервые понятие бытия в философии употребил:

8. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

9. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

10. Демокрит полагал, что в основе мира лежат:

11. Знание по Сократу тождественно:

12. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

13. Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

• Зенона и Гераклита

14. Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?

15. Какой философ был идеалом стоиков?

16. Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?

17. Кто впервые обратился к проблеме человека?

18. Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?

19. Кто считается первым философом античности?

20. Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?

21. Кто считал воду первоначалом всего сущего?

22. Кто считал, что познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой?

23. Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

24. Местом возникновения науки считается:

25. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – это:

26. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» — это:

27. Объективно-идеалистическая философия была основана:

28. Одним из первых философов-софистов являлся:

29. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

30. Основным принципом античной философии был:

32. Платон полагал, что основой мира являются:

33. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

34. Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

• Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

35. Понятие, означающее невозмутимость духа:

36. Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь:

37. Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

38. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным – это:

39. Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»:

40. Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма:

41. Сила, управляющая миром в философии стоиков – это:

43. Согласно Аристотелю, в человеческую душу входят:

Источник

Какой древнегреческий философ ввел понятие материи?

Кто считал, что первоначало мира составляет вечно живой и подвижный огонь?

91. Апория – это…

1. Представительница элейской школы

2. Греческий культурный центр

3. Безвыходное положение мысли

4. Древнее учебное заведение

5. Философия Зенона

92. Пармениду принадлежит положение…

1. «Бытие есть, небытия же нет»

2. «Я знаю, что я ничего не знаю»

3. «Человек есть мера всех вещей»

4. «Я не мудрец, но только философ»

5. «В одну реку нельзя войти дважды»

93. Платон в своём «Государстве» разделил общество на три сословия:

Читайте также:  Мельчайшие неклеточные образования паразитирующие на человеке животных и растениях называют

1. Бедных, состоятельных, богатых

2. Философов, воинов, ремесленников

3. Крестьян, рабочих, интеллигенцию

4. Крестьян, ремесленников, мещан

5. Дворян, священников, крестьян

94. Анархизм свойственен…

Причина расхождения во взглядах между Платоном и Аристотелем заключалась в:

1. разном происхождении

2. разнице в мировоззрении

3. принадлежностью к разным философским школам

4. взгляде на проблему бытия

5. понимании сути процессов человеческого общества

96. Отличительной чертой средневекового мышления и мировоззрения был:

97. Анаксимен за первооснову всех вещей принимал:

98. Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

99. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного – это:

100. В античной философии преобладала стихийная:

101. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

102. Видными представителями эклектики в античном мире являются:

1. Аристотель Платон Сократ

2. Анаксимен Пифагор Диоген

3. Боэций Филон Цицерон

103. Впервые понятие бытия в философии употребил:

104. Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

105. Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

106. Демокрит полагал, что в основе мира лежат:

107. Знание по Сократу тождественно:

108. Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

109. Автором понятия хаос является:

Литературная аллегория, при помощи которой Платон показывал суть философии идеализма, называется

Слова «в одну реку нельзя войти дважды» приписывают

112. Суть философии Диогена заключалась в:

2. исследовании законов развития общества

4. отрицании правил и законов жизни в обществе

5. размышления об исторической судьбе Древней Греции

113. Первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был.

115. Вопрос о первоначале мира был центральным в Античной философии на этапе.

2. поздней классики

3. средней классики

Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?

Какой философ был идеалом стоиков?

3. Диоген Синопский

Кто автор афоризма «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Источник

Демокрит
Сократ
Платон
Аристотель
Эпикур

889) Наиболее видный представитель антропологического дуализма души и тела:

Платон
Эпикур
Аристотель
Сократ
Демокрит

890) Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:

Аристотель
Платон
Сократ
Эпикур
Пифагор

891) Античный философ, считавший индивида исходным пунктом рассмотрения общества и человека:

Эпикур
Сократ
Платон
Демокрит
Аристотель

892) Эпоха, в которой человек рассматривался как часть мирового порядка, установленного Богом:

средневековье
Античность
Возрождение
Просвещение
Новое время

893) Философ средневековья, утверждавший противоположность независимых души и тела:

Августин Блаженный
Фома Аквинский
Авиценна
Абеляр
У. Оккам

Новый Завет

895) Философ средневековья, определявший человека как единство души и тела:

Фома Аквинский
Августин Блаженный
Авиценна
Абеляр
У. Оккам

896) Эпоха, характеризующаяся пафосом гуманизма, автономией человека, вера в его безграничные возможности:

Возрождения
античность
средневековье
Просвещение
Новое время

897) Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определяющий фактор жизни:

Пико дела Мирандола
Николай Кузанский
Никколо Макиавелли
Томмазо Кампанелла
Джордано Бруно

898) Философ Нового времени, считавший «войну всех против всех» естественным состоянием общества:

Т. Гоббс
Р. Декарт
Ф. Бекон
Б. Паскаль
Б. Спиноза

899) Основатель антропоцентрического рационализма:

Р. Декарт
Т. Гоббс
Ф. Бекон
Б. Паскаль
Б. Спиноза

900) Представитель немецкой классической философии, основывавшийся на позициях антропологического нравственно-природного дуализма:

Кант
Фихте
Гегель
Шеллинг
Фейербах

901) Представитель немецкой классической философии, утверждавший, что личность начинается с осознания человеком себя как существа «бесконечного, всеобщего и свободного»:

Гегель
Кант
Фихте
Шеллинг
Фейербах

902) Представитель немецкой классической философии, считавший человека частью природы, чувственно-телесным существом:

Фейербах
Шеллинг
Фихте
Гегель
Кант

Чернышевский
Белинский
Герцен
Бердяев
Достоевский

Теистическая

Эволюционная

Эволюция

Дарвин

908) Ученый, обосновавший основные факторы эволюции органического мира:

Дарвин
Геттон
Лаплас
Гальтон
Фриз

Антропосоциогенез

910) Ученый, разработавший мутационную теорию эволюции:

Фриз
Дарвин
Геттон
Гальтон
Лаплас

911) Один из создателей теории о наследственном здоровье человека и путях его улучшения:

Гальтон
Геттон
Лаплас
Дарвин
Фриз

Панбиологизм

Генотип

Источник

Что подразумевал Парменид, утверждая, что «небытия нет»?

Отсутствие как основную характеристику небытия;

Чувственную природу идеальных представлений;

+Мысль может быть тождественной только бытию.

Что стремился продемонстрировать Зенон в своих апориях?

Дискретность пространства и времени;

+Реальность как бытие единого;

Читайте также:  Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических животные бактерии

Относительность человеческих представлений;

Ограниченность человеческого опыта.

Какой характер носит бытие у Демокрита?

В отличие от первых греческих философов, софисты поставили в центр своего внимания:

Каким образом гносеологическая сторона учения Сократа переплетается с его этическим учением?

Сократ видел в мышлении и деятельности проявление человеческих страстей;

Сократ утверждал, что работа сознания всегда зависит от образа жизни человека;

+Сократ считал знания основой добродетели;

Сократ полагал, что мысли и дела человека определяются богами.

С точки зрения Платона, понятие (эйдос) существует в сфере:

Взгляды Платона, изложенные в «Государстве», выражают необходимость

Строгой социальной стратификации;

Преимущественно государственной собственности;

Запрета театральных представлений;

Какая причина необходима для осуществления движения у Аристотеля?

С точки зрения Аристотеля, человек является политическим животным, поскольку_____

+Люди могут добиться блага только сообща;

Человек реализует свой потенциал в политической борьбе;

Вне институтов власти человек уничтожил бы себе подобных;

Политика определяет ход истории.

Каков мотив поведения человека согласно Эпикуру

Удовольствие
Ценности
Любовь

Что является более характерным для скептицизма?

Кто является автором высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие»?

Первый философом Античности, считавший воду первоначалом всего сущего,

Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»?_____

Кто считал апейрон первоначалом всего сущего?____

Одним из первых философов-софистов являлся _____

Демокрит считал огонь первоначалом всего сущего. ____

Демокрит полагал, что в основе мира лежат _____

Сила, управляющая миром в философии стоиков, это ___

Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного, это ____________

Платон полагал, что основой мира являются

Хронологические рамки среднего стоицизма:

Каким понятием пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала?

Кто из этих философов был представителем стоицизма?

Какое понятие означало невозмутимость духа?

Философская школа античности, утверждавшая принцип полезности и выгоды, это

Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого, это _____

Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске _________

Мыслитель, первым объяснивший слово «философ», это _______

Пифагор утверждал, что мир есть __________

Гармония идеи и вещи.

Местом возникновения науки считается ________

В античной философии преобладала стихийная _________

Тема III: Философия Средневековья

Изречение: «Верую, чтобы понимать» принадлежит представителю патристики …?——

Какое философское произведение относится к эпохе Средних веков?

Монадология». Лейбница ;
«Сумма теологии» Ф.Аквинского;

«Божественная комедия» Д.Алигьери;

+»Сущность христианства» Л.Фейербаха.

Выделите проблемы, которые поднимаются в средневековой философии:

Соотношение веры и разума;

Проблема соотношения общего и единичного;

Свобода человеческой воли;

Направленность исторического процесса;

Какой аспект учения Платона был взят на вооружение теологией раннего средневековья?

Учение о государстве.

Проблема отношения ипостасей Бога имеет философский смысл, поскольку связана с пониманием________

Отношения церкви и государства;

Судьбы земного мира;

Цели человеческого существования;

+Отношения высшей истины и чувственной реальности.

Античным авторитетом схоластики как философского направления средних веков становится:

Решение проблемы универсалий породило следующие направления:

Верны первые два ответа.

Как называется современная философская школа, исходящая из учения Ф. Аквинского?

Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»?

+С помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы;

Посредством соблюдения строгого аскетизма;

С помощью постоянного стремления к состоянию просветления.

Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину, это …

5 доказательств бытия Бога.

Сторонники номинализма – направления средневековой философии – считали, что реально существовали ________

Вера в Средневековье противопоставлялась_____________.

Протестантская этика провозгласила________ делом, угодным Богу.

Выберите представителей Средневековой философии:

В какой эпохе ценности связывали с божественной сущностью?

Соотнесите представителей и направления средневековой философии.

Тема IV: Философия эпохи Возрождения

В чем выразилась антисхоластичность как характерная черта эпохи Возрождения?

+В критике средневековой философии;

В критике античной философии;

В критике восточной философии.

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви, это …

Название произведение Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это …

Утопический роман «Город Солнца» написан …

Какое направление появилось в христианстве в результате Реформации?

Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражается в…

Кто считается родоначальником гуманизма в эпоху Возрождения?

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу, – это …

Кто был автором книги «Об обращении небесных сфер»?

Тема V: Философия Нового времени

Метод истинного познания, по Бэкону, это …

Источник

Интересные факты из жизни