Агнесса римская мученица с каким животным изображена на картине

Агнесса Римская

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния, Анна (лат. Agnes); род. около 291 года, ум. 304 год) — христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Содержание

Исторические сведения и предание [ править | править код ]

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвященные святой Агнессе (все — вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Традиция относит дату мученичества Агнессы на 21 января 304 года. Агнесса погибла в юном возрасте (предположительно ей было около 13-14 лет).

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Голова святой Агнессы находится в реликварии крипты церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Прославление [ править | править код ]

Почитание св. Агнессы возникло в Риме в IV веке, вскоре распространилось по Западной Европе. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм — Сант-Аньезе-ин-Агоне.

Имя св. Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконография [ править | править код ]

Иконографические символы св. Агнессы — белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто и другие.

Традиции [ править | править код ]

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Источник

Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния (лат. Agnes); ок. 291 года — ум. 304 год) — христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё — вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Немного времени спустя девушку привели к самому префекту, но она по-прежнему упорствовала: «У меня не будет супруга кроме Иисуса Христа». Префект попытался заставить ее воскурить ладан перед идолами, но Агнесса подняла руку лишь для того, чтобы совершить знамение креста.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Девушку раздели догола, провели по всему городу и закрыли в лупанарии. Предание говорит, что ее волосы внезапно отросли настолько, что скрыли ее наготу, а рядом с ней стал Ангел Света. Сын префекта попытался приблизиться к ней, надеясь хоть теперь заполучить ее, но упал замертво. Агнесса вернула его к жизни, и молодой человек раскаялся, приняв веру во Христа.

Агнессу бросили в огонь, но пламя не коснулось ее. Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.

«Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру». (Св. Амвросий)

Палачу Агнесса сказала: «Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам». После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентане (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы-вне-стен).

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. Констанция, которую называли дочерью Константина Великого, была одной из тех, кто был исцелен заступничеством св. Агнессы. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика.

«Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самых себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы».

Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим ниже.

Agnes beatae virginis
natalis est, quo spiritum
caelo refudit debitum
pio sacrata sanguine.

Matura martyrio fuit
matura nondum nuptiis;
prodire quis nuptum putet,
sic laeta vultu ducitur.

Aras nefandi numinis
adolere taedis cogitur;
respondet: «Haud tales faces
sumpsere Christi virgines.

Hic ignis exstinguit fidem,
haec flamma lumen eripit;
hic, hic ferite, ut profluo
cruore restinguam focos».

Percussa quam pompam tulit!
Nam veste se totam tegens,
terram genu flexo petit
lapsu verecundo cadens.

Читайте также:  Привести пример положительного влияния человека на животных 3 класс

Iesu, tibi sit gloria,
qui natus es de Virgine,
cum Patre et almo Spiritu,
in sempiterna saecula.

Сегодня день рождения
Агнессы, блаженной девы:
Омытая освященной кровью,
Она предала небу свою душу.

Она не созрела для брака,
Но зрелой для мученичества,
Видя ее радостный лик,
Люди думали, что она идет под венец.

Когда ее хотели заставить
возжечь огонь на алтаре идолов,
Она сказала: «Девы Христовы
Не берут в руки таких факелов».

«Ибо этот огонь гасит веру,
Его пламя прогоняет свет;
Пронзите меня,
Чтобы моя кровь потушила этот костер».

Как благородно она принимала удары!
Она преклоняла колени,
И даже, падая на землю,
Целомудренно прикрывала свою наготу.

Да будет Тебе, Иисусе,
Рожденный от Девы,
Такая же слава, как Отцу и Духу
В бесконечные веки веков!

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.

Иконографические символы св. Агнессы — белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнессе пронзили мечом горло – именно так закалывали агнцев. Именно поэтому в иконописи Агнесса часто изображается вместе с овечкой или ягненком – символом невинности и жертвы, а также символом Христа, распятого во спасение рода человеческого. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

До сих пор в базилике Святой Агнессы-вне-стен 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии.

Паллий представляет собой перевязь из белой шерсти с шестью крестами из черного шелка: это – литургическое облачение, отличительный знак и знак омофора, символ особых уз, связующих архиепископов-митрополитов с Преемником Петра.

Ягнята готовятся к торжеству монахинями ордена Св. Семейства из Назарета, выполняющего эту обязанность на протяжении уже более 130 лет.

Молитва о св. Агнессе

Omnípotens sempitérne Deus,
qui infírma mundi éligis ut fórtia quæque confúndas,
concéde propítius, ut, qui beátæ Agnétis mártyris tuæ natalícia celebrámus,
eius in fide constántiam subsequámur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Всемогущий и всевечный Боже,
избравший немощное мира, чтобы посрамить сильное,
милостиво благоволи, да те, которые блаженной Агнессы, мученицы Твоей,
праздник рождения справляем,
в стойкости веры ей последуем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Источник

Рибера ХусепеЖивопись, картины и биография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Испанский живописец, рисовальщик и гравер, известный представитель барокко в живописи Хусепе де Рибера родился 12 января 1591.

Был учеником Рибальты из Валенсии, совершенствовал своё художественное мастерство в Италии под влиянием Караваджо. Он изучал картины старых мастеров в Риме, Падуе и Парме. Однако в конечном итоге обосновался в Неаполе, где стал придворным художником герцога Осуна.

Во второй половине 1620-х г.г. к Хосе де Рибере пришла известность. В 1626 г. он был избран членом Римской академии Св. Луки.

В 1629 г. новый вице-король герцог де Алькала вернул Хосепе де Рибере привилегированное положение придворного живописца. А после посещения его мастерской великим Веласкесом его заказчиком становится Филипп IV.

Для творчества Хосепе де Риберы 1620—30 г.г. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Хусепе де Рибера считается последователем итальянского мастера Микеланджело да Караваджо, представителя реалистического направления в европейской живописи XVII в.

Большую часть жизни художник провел на юге Италии, в Неаполе — столице государства, подчинённого испанскому королю.

С конца 1620-х годов Хусепе де Рибера посвятил себя исключительно живописи. Тематика его произведений разно образна: античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни Cвятых.

Умер Хусепе де Рибера в 1652г.

Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

СВЯТАЯ ИНЕССА Хусепе Рибера

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений.

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво…

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

Читайте также:  У кого из перечисленных ниже животных есть кровеносная система

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос… Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

ТВОРЧЕСТВО

Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо.

Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. В драматических сценах мученичества он выявлял победу духа и воли над телесной немощью и страданием.

В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

Как отмечено в БСЭ, приблизительно с 1635 года Рибера «переходит к более уравновешенным решениям: светотень в его произведениях становится мягче, цветовая гамма насыщается золотистыми или серебристыми оттенками». Жуткие в своей реалистичности детали подчёркиваются грубыми мазками кисти. Драматический эффект ран, морщин, бород зачастую достигается утолщением красочного слоя. Одним из лучших произведений художника считается картина «Св. Инесса» (1641; Дрезден, Картинная галерея)

«СВЯТАЯ ИНЕССА»

«Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом». Основу наиболее выдающихся творений Хосе де Риберы составляет глубина человеческого переживания. Такова «Святая Инесса» (1641; Дрезденская галерея).

По преданию, юная христианка Инесса должна была быть выставлена обнажённой перед толпой за отказ поклоняться языческим богам. Но произошло чудо: внезапно выросшие волосы скрыли её наготу, а сошедший с небес ангел накинул на неё покрывало.

У Риберы образ Инессы, её тонкая фигура подростка, исполненное прелести лицо с большими сияющими глазами, волнистые пряди волос, кисти рук, прозрачно-розовые от пронизывающего света — воплощение чистой, трогательной и светлой юности.

Считается, что этот образ написан с дочери художника.

«ЖЕНСКАЯ ДУЭЛЬ»

В 1552 году в Неаполе произошло неординарное событие — две дамы, Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла дрались на дуэли в присутствии маркиза де Васта. Дуэль состоялась из-за молодого человека по имени Фабио де Зересола.

Эта история о поединке двух молодых дам, влюбленных в одного мужчину, вдохновила испанского художника Хосе Риберу в бытность его в Италии в 1636 году на создание шедевра — полотна «Женская дуэль», которое является одним из самых волнующих картин в галерее Прадо.

Сцена дуэли изображена в великолепном классическом духе, в стиле «Барокко».

Все персонажи разбиты на две группы, резко различающиеся друг от друга. На переднем плане — две сражающиеся насмерть дамы, вооруженные мечами и щитами.

Поверженная дама вызывает глубокие симпатии — она женствена и прекрасна. Ее врагиня, хладнокровно взирающая на раненую соперницу, выглядит менее женственной и более массивной.

И все-таки, в отличие от множества полотен батального жанра, эта дуэль не выглядит слишком свирепо, даже несмотря на кровавую рану. Две фигуры изображены в ярких красках, выпукло, в них пожалуй даже больше от скульптуры, нежели от картины. Мягкие и округлые силуэты несут на себе налет эротизма. Сцена на картине сочетает в себе женственность, ярость и страсть. Одежда сражающихся напоминает древнеримскую, что несомненно делает эту пару похожей на классических античных амазонок.

Композиция на полотне превосходно сбалансирована. Правая дама выглядит крупнее, что символизирует ее превосходство в поединке. Доминирующая фигура потенциальной победительницы уравновешена фигурой мрачного мужчины, стоящего прямо позади поверженной дамы и оттеняющего ее женственность. Он сосредоточенно наблюдает за борьбой, не выказывая никаких намерений остановить смертоубийство. Мужчина одет в тогу и кирасу, это по-видимому сам маркиз дель Васт. Наконец, на заднем плане изображена публика — группа людей (среди которых – старец и вооруженные солдаты), отделенная от сражающихся деревянной стенкой, напоминающей загородку, ограничивающую арену для боя быков. Болельщики изображены темными красками, а задний план выполнен несколькими штрихами.

Как и другие картины Хосе Риверы, полотно содержит некую загадку: почему маркиз согласился играть роль секунданта, и почему он и остальные зрители (включая старца) спокойно наблюдают за смертным боем двух молодых дам, хотя причина их спора – сугубо личая. Не ясно также, что делают среди зрителей вооруженные люди.

«ПОРТРЕТ БОРОДАТОЙ ЖЕНЩИНЫ»

Это семейный портрет «Магдалена Вентура с мужем и сыном», написанный приблизительно в 1631 году по заказу Фердинанда II, графа Алкала, вице-короля Неаполитанского королевства, находившегося в XVII веке под властью Испании.

Узнав об удивительной внешности Магдалены Вентуры, вице-король поселил ее вместе с мужем в своем дворце в Неаполе, чтобы Рибера, придворный художник, смог написать ее портрет, увековечив это «чудо природы».

Пространная подпись в правом нижнем углу сообщает о том, что на картине изображена 52-летняя Магдалена Вентура из Абруцци, мать троих детей, у которой с 37-летнего возраста начала расти густая длинная борода.

Рядом с ней стоит ее супруг, Феличе де Амичи.

Рибера был удивлен и восхищен не меньше, чем вице-король.

Сходство портретируемой с мужчиной, переодетым в женское платье, так велико, что художник, чтобы подчеркнуть женскую природу, написал ее кормящей грудью младенца и добавил аллегорические предметы: моток шерсти и раковину.

Читайте также:  Загадки о животных жарких стран для детей 6 7 лет с ответами короткие

Сюжет картины Риберы не уникален. К примеру, за несколько десятилетий до него, в 1603 году, художник Хуан Котан написал портрет другой бородатой женщины — Бригиды Санчес дель Рио, известной как Бородатая из Пеньяранды.

Портрет Магдалены Вентуры позднее перешел к внуку Фердинанда II Хуану Франсиско, восьмому герцогу Мединасели, который был собирателем разнообразных диковин и редкостей вроде головы быка с тремя рогами.

Св инесса. Святая инесса хусепе рибера

автора Гершензон Михаил Осипович
Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом

(исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души. В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы — воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника. Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь — символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец — это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 — 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников — префектов. Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу. По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом — это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога. Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом. Святой Амвросий писал: «Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру». Палачу Агнесса сказала: «Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам». После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.). Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании. Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году. Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

Источник

Интересные факты из жизни