- Антропогенез, урок биологии в 9 классе презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Конспект урока по биологии с презентацией, 9 класс. Доказательства и основные этапы антропогенеза
- Презентации учителя к урокам биологии 9 класс
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
Антропогенез, урок биологии в 9 классе
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме
Презентация к уроку биологии «Анропогенез» в 9 классе, у чебнику И.Н. Пономаревой, издательство «Вентана-Граф»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антропогенез Эволюционное происхождение человека
Факты о происхождении человека МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ И НАУЧНЫЕ ФАКТЫ
Мифы и легенды о происхождении человека Месопотамия Древняя Греция
Научные гипотезы Гипотеза околоводного происхождения людей Гипотеза происхождения людей на открытых пространствах саванн
Место человека в системе органического мира Систематическое положение человека разумного
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ТИП ХОРДОВЫЕ КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ОТРЯД ПРИМАТЫ СЕМЕЙСТВО ГОМИНИДЫ (ЛЮДИ) РОД ЧЕЛОВЕК ВИД ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ
Сходства человека с животными Доказательства родства человека с животными
Эмбриологические С развитии зародышей позвоночных животных на ранних стадиях развития наблюдаются сходства во внешнем и внутреннем строении
Сравнительно-анатомические В скелете человека и человекообразных обезьян имеются одни и те же кости, хотя они различаются по форме и степени развития
Сравнительно-анатомические Рудименты Атавизмы
Сравнительно-анатомические В соответствии с последними статистическими данными, по результатам исследования рентгеновских снимков, у большого количества людей сегодня уже отсутствуют зачатки этих зубов. Зубы мудрости
Отличительные особенности человека Биологические свойства вида человек разумный
Появление членораздельной речи Увеличение объемов головного мозга (увеличен мозговой отдел черепа, уменьшен лицевой). Изменение строения зубов. Строение глотки, гортани, верхних дыхательных путей тоже изменено. Подбородочный выступ.
Подведение итогов Закрепление изученного
Верны ли суждения о происхождении человека? А. Представители разных рас человека произошли от разных предков человека. Б. Становлении современного человека играли роль как биологические, так и социальные факторы эволюции. К атавизмам относятся: Хвост Зубы мудрости Волосяной покров тела Аппендикс Многососковость Подкожные мышцы
Социальные факторы эволюции – это: Использование орудий труда Усложнение высшей нервной деятельности Развитие руки – органа труда Создание орудий труда Увеличение объема мозга Воспитание, обучение, передача опыта Каким образом современному человеку удается снизить воздействие естественного отбора и добиться независимости от природы? Задание 3, стр. 189
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы.
Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви.
Разработка направлена на изучение растений класса Двудольные семейства Паслёновые. Сравнительная характеристика классов отдела Цветковые растения. Подробная характеристика семейства паслёновые (.
Презентация содержит биологические задачи по теме Класс Двустворчатые моллюски, слайды по теме Головоногие моллюски и закрепление по теме Головоногие моллюски.
Презентация к уроку «Методы исследования в биологии» для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
Человек – представитель животного мира Гостева Н. А. учитель биологии МАОУ СОШ №15 г. Тюмени
Человек – представитель животного мира
Наши предки, ваши предки На одной качались ветке, А теперь нас держат в клетке… Хорошо ли это, детки? Борис Заходер
План Признаки человека как представителя царства животных. Появление предков человека.
Ссылки https://learningapps.org/3522764 https://docs.google.com/document/d/1DJ9nBRwp_LmsHltn46Fa-9vNPgNJ4ZHytvjMlhLUEMk/edit?usp=sharing http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=187:2009-08-30-10-54-20&catid=45:10&Itemid=106
Научная классификация Домен Эукариоты Царство Животные Тип Хордовые Класс Млекопитающие Отряд Приматы Семейство Гоминиды Род Люди Вид Человек разумный
Вопросы В чём состоят особенности дриопитеков как предков человека? Какие обезьяны относятся к понгидам? Являются ли современные человекообразные обезьяны предками человека?
Не удалось разобраться в теме Тема раскрыта, всё понятно Остались вопросы
Рефлексия Закончи фразы: Я знал (а)…. Я знаю…. Хотелось бы узнать…. Человек – представитель животного мира
Шкала перевода баллов в оценку Количество баллов Оценка за урок 15-13 5 12-10 4 9-7 3 менее 7 баллов 2
Домашнее задание §43 прочитать. Выполнить задание по ссылке http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&id=187:2009-08-30-10-54-20&catid=45:10&Itemid=106 и отправить учителю скриншот вывода.
Ответы к тесту №2 1А 2В 3А 4А 5А 6D
Номер материала: ДБ-699680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Конспект урока по биологии с презентацией, 9 класс. Доказательства и основные этапы антропогенеза
14) Она бывает покровительственная, предостерегающая (окраска).
Молодцы, ребята, вы справились с заданием!
Какое ключевое слово у вас получилось?
Разгадывают чайнворд
Отвечают.
Коммуникативные:
При разгадывании чайнворда контролируют поведение товарищей, учатся выражать свои мысли.
Новый материал
Объектом нашего изучения станет древний человек. А точнее,
«Доказательства и основные этапы антропогенеза».
Давайте, попробуем сформулировать цели нашего урока. Что бы вы хотели узнать?
А вы помните учёного Чарльза Дарвина? Чем он знаменит?
Правильно, он изучал эволюцию. А также в его трудах идеи о животном происхождении человека оформлены в целостную теорию антропогенеза.
Антропогенез – это представление о происхождении человека.(слайд 6) Запишите это определение в тетрадь.
Так вот, согласно этой теории человек и современные человекообразные обезьяны имеют общего предка. О животном происхождении человека свидетельствуют морфологические и анатомические признаки.
А теперь давайте определим сходства человека и позвоночных животных. Просто посмотрите друг на друга, а также в учебник. Оформим наши выводы в виде схемы.(слайд 7)
Молодцы, вот такая схема у нас получилась, не забудьте занести её в тетрадь.
А на каких животных больше всего похожи люди?
Ну, конечно, вы правы!
Давайте нарисуем новую схему, название которой будет «Сходства человека и человекообразных обезьян».(слайд 8)Вы можете пользоваться учебником.
А чем отличается человек от антропоидов(человекообразных обезьян). Посмотрите в учебник. Снова составим схему. (слайд 9)
Это доказывает, что антропоиды не прямые предки Homo Sapiens.
Вот мы уже узнали много важного, нам уже пора размяться. Встаньте, пожалуйста, со своих стульчиков.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
НАДО РУЧКИ НАМ РАЗМЯТЬ
ШЕСТЬ, СЕМЬ, ВОСЕМЬ,
ДЕВЯТЬ, ДЕСЯТЬ
НАДО НАМ ПОПРЫГАТЬ
ВМЕСТЕ
ВЕДЬ ТЕМА ВАЖНАЯ У НАС,
УЛЫБНЁМСЯ – МЫ ВЕДЬ
КЛАСС!
А ТЕПЕРЬ ОБРАТНО СЕЛИ.
МЫ РАЗМЯЛИ НАШЕ ТЕЛО!
Молодцы, мы отдохнули хорошо. Давайте продолжать.
Теперь я расскажу вам о различных древних людях. Ваша задача во это время заполнить вот такую таблицу.(слайды 10-15).
Начнём.
Рассказ учителя.
Вы можете наглядно посмотреть, как менялся человек.(слайд 16)
А теперь давайте отдохнём и посмотрим фильм об эволюции человека (слайд 17). Можете дополнить свою табличку.
Молодцы, вы справились с этим непростым заданием.
Регулятивные:
Учащиеся формулируют цели урока, планируют его, корректируют друг друга
Коммуникативные: разрешают проблемные вопросы, корректируют ответы товарищей
Познавательные:
Учатся строить высказывания, структурируют полученную информацию, находят нужную информацию из рассказа учителя, фильма, учебника.
Повторение Давайте повторим всё то, что мы прошли сегодня на уроке и таким образом закрепим.
Предлагаю вам ребусы. Попробуйте их отгадать (слайды 18-23), (24-28), (29-32) Отгадывают Регулятивные:
Корректируют ответы товарищей
Познавательные:
Структурируют информацию
Рефлексия Вот мы и изучили нашу тему. Что вам понравилось сегодня на уроке?
Продолжите такие фразы:
Я узнал…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Выразите своё настроение с помощью смайликов, которые лежат у вас на краю стола.
Какую оценку бы вы оценку поставили себе за урок?
Говорят
Показывают настроение Познавательные:
Проводят рефлексию деятельности, самооценивание
Домашнее задание Молодцы, ребята!
Я бы хотела, чтобы дома вы закрепили тот материал, который мы прошли сегодня. Будьте добры, прочитайте дома параграф 28 и сделайте задания в тренажёре (слайд 33). А также есть дополнительное задание по выбору.
Вы можете составить
-синквейн по этой теме
-ребусы
-мини-кроссворд.
Спасибо за внимание! До свидания! (слайд 34)
Источник
Класс со средними и высокими учебными возможностями, что подтверждено диагностиками мониторинговых исследований.
Учет особенностей класса помогли отобрать содержание урока, методы, приемы, формы организации деятельности.
Уровень универсальных УУД (познавательных, коммуникативных, регулятивных)
Человек – представитель животного мира
Тип урока по целеполаганию, место урока в теме:
Урок открытия новых знаний. 14 урок по теме: «Закономерности происхождения и развития жизни на Земле». На изучение данной темы отводится 19 часов.
Деятельностная: продолжить формирование умений разными способами находить информацию, новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний, через создание условий для развития исследовательской аналитической деятельности
определить место человека в системе органического мира;
привести доказательства происхождения человека от животных;
формировать умение доказывать свои взгляды на проблему, на примере темы «Происхождения человека»
Формулируемые Универсальные Учебные действия
самостоятельно оценить возможные последствия своих действий.
решать познавательные задачи, достигая познавательной цели;
прогнозировать результат собственной деятельности;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, карт;
применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа представлять информацию в виде схемы, таблицы, презентации;
составлять целое из частей (синтез), в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
уметь самостоятельно работать с литературными источниками как основой научного исследования.
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
развивать у мение работать в парах.
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными
Урок построен на технологиях деятельностного обучения проблемно-дилогического обучения (Е.Л. Мельниковой): создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, планирование деятельности, открытие и применение нового знания.
— элементов проектной технологии (на этапе работы в группах, создавали образовательный продукт своей деятельности – рабочий лист).
— PowerPoint для подготовки презентации к уроку учителем
— Classroom Management для подготовки теста и связи с учащимися,
— Google сервис для осуществления самоконтроля и контроля деятельности листы достижений.
Технология дифференцированного обучения (Автор Гузик Н.П.) по уровням сложности в ходе работы групп:
— учащихся с высокими учебными возможностями было дано задание по созданию заполнению схемы,
Дифференцированное домашнее задание.
упражнения для глаз, соблюдение временных рамок урока, соблюдение правил работы с нетбуками.
Данные технологии способствовали активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с разными источниками. Основной дидактической задачей этого урока является изучение нового и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний
На уроке использовались приемы обучения : проблемный диалог, формулирование гипотезы, устный и письменный опрос, руководство самостоятельной работой на основе обратной связи, самостоятельная работа над новым материалом, перенос знаний, алгоритмизация, приемы исследовательской деятельности, приемы формирования логических умений (анализ, синтез, обобщение)
-использовала формы организации урока (парная, индивидуальная, фронтальная)
Оценка и контроль деятельности учащихся осуществлялась учителем в ходе тестирования, в ходе диалога, итоговой проверочной работы в форме теста и самооценки учащихся по листам достижения.
Формирование мотивация к обучению осуществлялась через:
— создание проблемной ситуации;
— работу в парах через взаимопомощь
— систему поощрений (положительная словесная оценка)
Формирование УУД способствовали следующие виды работ:
-учебно-познавательный интерес к предмету (использование ИКТ, проблемной ситуации, занимательных заданий)
Познавательные УУД (общеучебные, информационные, логические, знаково- символические)
— работа с текстом, с иллюстрациями
— работа с заданиями
— работа с сайтами интернет-сети,
-работа в парах; (взаимодействие)
-развивать умение слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
-оформлять свои мысли в устной форме в ходе защиты своей работы;
Регулятивные (целепологание, планирование, контроль, самооценка).
Формированию данных умений способствовала структура проблемно- диалогического урока.
В процессе работы происходит смена деятельности – работа на компьютере, проведение опроса, дискуссии между учащимися класса, исследовательская работа, презентация итогов работы.
Учитель готовит для учеников заранее учебный материал (рабочий лист для заполнения таблицы, план работы в парах);
создаёт презентацию для доски, готовит экзамен в программе Classroom Management, задания для индивидуальной работы в программе «Дрофа. Биология 8 класс», листы достижений, папки дополнительного материала для работы в парах.
Создание условий для развития исследовательской аналитической деятельности осуществлялось через парное обучение и взаимный обмен информацией.
Вывод: я считаю цель урока достигнута посредством выполнения задач, учащиеся смогли определить характерные черты Человека как представителя животного мира, сделали вывод по теме урока, справились с предложенными заданиями о чем свидетельствуют результаты итогового теста.
Источник
Презентации учителя к урокам биологии 9 класс
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой
Учебник: Биология 9 класс. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2019 год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биотические связи в природе Тема урока: 07.04.2020
Запишите в тетради примеры пищевых цепей 07.04.2020
На самом деле пищевые связи очень сложные и образую вот такие пищевые сети 07.04.2020
Виды экологических взаимодействий: Нейтральные (00) Взаимно-вредные (—) Вредно-нейтральные (-0) Взаимно-полезные (++) Полезно-нейтральные (+0) Полезно-вредные (+-) 07.04.2020
Самостоятельная работа с учебником Изучить текст стр. 220-222 Заполнить в тетради таблицу. 07.04.2020
Вид взаимоотношений Примеры Хищничество Паразитизм Конкуренция Протокооперация Мутуализм Симбиоз Комменсализм Нейтрализм (сначала подумать самим о таком виде взаимоотношений, затем найти информацию в интернете) 07.04.2020
Нейтрализм (00) Белка и лось 07.04.2020
Взаимно-вредные (—) Внутривидовая конкуренция 07.04.2020
Взаимно-вредные (—) Межвидовая конкуренция 07.04.2020
Вредно-нейтральные (-0) – аменсализм Деревья и светолюбивые травы 07.04.2020
Взаимно-полезные (++) Симбиоз 07.04.2020
Полезно-нейтральные (+0) Нахлебничество 07.04.2020
Полезно-вредные (+-) хищничество 07.04.2020
Биологическая задача 1 Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему? 07.04.2020
Подведем итоги В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения. Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов. Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме. Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: обеспечению пищей, изменению среды обитания, расселению видов в пространстве. 07.04.2020
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Популяции как форма существования вида Тема урока: 08.04.2020
Ребята, вы уже поняли, что урок на дистанционном обучении очень похож на обычный урок в классе. Поэтому и работаем мы с вами в обычном режиме по плану: Записываем в тетради число и тему урока Просматриваем мою презентацию и делаем записи, выполняем задания И не забываем работать с текстом учебника!
Характеристика популяций Ваша самостоятельная работа в тетради с текстом учебника. (Помните, если вам уже поднадоела табличка, можно придумать свой вариант выполнения заданий)
Характеристика популяций Параметры характеристики Разъяснения Численность Плотность Рождаемость Смертность Возрастная структура Пространственная структура Этологические особенности
Почему численность хищников меняется с изменением численности жертвы? Могут ли их численности совпадать? Вы не забыли – это задание из ОГЭ!
Факторы регулирующие численность популяции Абиотические факторы Биотические факторы Не зависящие от плотности популяции Зависящие от плотности популяции (Изучить текст на стр. 227)
Пришло время подводить итоги нашего урока Устно ответьте на вопросы стр.228
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрый день! Для начала, проверим наши знания Ответьте на вопросы стр. 228 учебника Делаем вывод: виды объединяются в популяции, популяции объединяются в более крупную систему….
Экосистема или биогеоценоз Экосистема или экологическая система ( óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т. п.), связанными между собой обменом веществ и энергии
Классификация экосистем В основе классификации экосистем заложены виды-средообразователи сообществ и климатические признаки Лес хвойный Лес лиственный Лес дождевой (тропический)
Экологические ниши Скажем так: местообитания – это «адрес» проживания живого организма, а экологическая ниша – это его «профессия»
Пасущиеся в африканских саваннах копытные по ‑ разному используют пастбищный корм: зебры обрывают в основном верхушки трав, антилопы гну кормятся тем, что оставляют им зебры, выбирая при этом определенные виды растений, газели выщипывают самые низкие травы, а антилопы топи довольствуются высокими сухими стеблями, оставшимися после других травоядных
Морфологическая структура сообщества
Видовая структура сообщества Видовое разнообразие – признак экологического разнообразия: чем больше видов, тем больше экологических ниш, т.е. выше богатство природы
Трофическая структура Пищевые цепи- последовательный ряд питающихся друг за другом организмов
Пищевая сеть трофической структуры – состоит из нескольких пищевых цепей
Выводы с урока: (Записать самостоятельно)
Домашнее задание § 53 Ответить на вопросы стр. 233 (Устно)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многообразие клеток Тема урока:
Великие открытия в области клеток Фамилия ученого Год открытия Открытие
Роберт Гук (1635 – 1703) А нглийский естествоиспытатель и изобретатель
Антони ван Левенгук (1632-1723) нидерландский натуралист, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, исследовавший с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи
Роберт Броун (Браун) (1773-1858) Б ританский ботаник конца XVIII — первой половины XIX века, морфолог и систематик
Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881) Немецкий ботаник
Рудольф Вирхов (1821-1902) Немецкий ученый и политический деятель. Врач патологоанатом, гистолог, физиолог.
Запишите основные положения клеточной теории 1)
Илья Ильич Мечников (1845-1916) Русский микробиолог, иммунолог
Сергей Гаврилович Навашин (1857-1930) Российский цитолог и эмбриолог
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Химические вещества в клетке Тема урока:
С момента появления первого живого существа — около 3,7 миллиарда лет назад (а по некоторым данным — 4,1 млрд лет назад)
Химический состав клетки
Выполните в тетради работу отражающую химический состав клетки и значении этих веществ для клетки.
Домашнее задание § 6 По принципу комплементарности построить вторую цепь ДНК I цепь ДНК ТАГЦЦТТАГ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение клетки. Органоиды клетки и их функции Тема урока:
Эндоплазматическая сеть (ЭПС)
Заполните таблицу «Строение клетки» Название органоида клетки Рисунок Функция
Домашнее задание § 7-8 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Животный организм и его особенности Тема урока:
Общие признаки животных
1. Гетеротрофы. Питаются готовым органическим веществом
2. Активное передвижение
Таксисы – направленные движения «+» к источнику пищи, свету, «-» от источника раздражения
3. Ограниченный рост
4. Особенности строения клетки животных
5. Большинство животных имеют системы органов Нервную Пищеварительную Выделительную Кровеносную Дыхательную Опорно-двигательную Половую Эндокринную
6. Животные имеют чёткую симметрию тела
7. Способны переносить неблагоприятные условия
8. Сложное поведение Этология – наука о поведении животных
9. Забота о потомстве
10. Сооружение построек
На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы. Ответ: самовоспроизведение или размножение
Домашнее задание § 19 Записи в тетрадях
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Написать схему классификации животных Написать схему эволюционного развития животных
Сравнение свойств организма человека и животных Тема урока:
Система органов кровообращения
Система органов размножения
Так чем же мы отличаемся от животных. Самостоятельная работа с текстом стр.91 Отличие человека от животных
На рисунках датского карикатуриста Х. Битструпа изображена реакция человека, которому на шляпу сел случайный прохожий. Определите по внешней реакции человека тип его темперамента.
Пояснение. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
Какое из свойств органа зрения проверяется с помощью представленной таблицы? 1) адаптация 2) цветовое восприятие 3) бинокулярность 4) острота
Домашнее задание § 21 Подготовиться к проверочной работе по теме «Человек»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организм – открытая живая система Тема урока:
Живой организм – элементарная структурная единица жизни
Докажите, что живые организмы являются открытыми биологическими системами
Строение бактериальной клетки
Бактерии можно увидеть только в микроскоп, поэтому их называют микроорганизмами или микробами; Микроорганизмы изучаются микробиологией. Часть микробиологии, изучающая бактерии, называется бактериологией. Начало этой науке положил Антони ван Левенгук в XVII веке.
стафилококки (в виде виноградной грозди) бациллы (палочковидные)
Где живут бактерии? Трудно найти место на Земле, где не было бы бактерий. Они встречаются в самых разнообразных местах: в атмосфере и на дне океанов, в быстротекущих реках и в вечной мерзлоте, в парном молоке и в ядерных реакторах; однако особенно много их в почве. В верхнем слое почвы содержатся миллионы бактерий на 1 г, то есть примерно 2 тонны на гектар. Среди бактерий много форм, которые паразитируют на человеке, растениях и животных.
СОЖИТЕЛИ В ОРГАНИЗМЕ В ротовой полости – основная масса бактерий в зубном налете (в 1г – примерно 250млн.) Это стрептококки, лактобациллы, коринебактерии, актиномицеты и др.
Возбудители кишечных заболеваний Дизентерийная палочка Возбудитель брюшного тифа Возбудитель сальмонеллеза Холерный вибрион
Возбудители заболеваний дыхательных путей Дифтерийная палочка Пневмококки Палочка Коха
Возбудители особо опасных инфекций Возбудители чумы Возбудители проказы возбудители язвы Костюм врача, который носили во время вспышки чумы в Марселе в 1720 г.
Борьба с патогенными бактериями Соблюдение правил личной гигиены Прививки и вакцины Ультрафиолетовый свет и ионизирующая радиация Антибиотики и другие лекарственные препараты Вещества-окислители (йод, хлор, перекись водорода) Термическая обработка (пастеризация, кипячение, стерилизация)
РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.
Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что например простудное заболевание развивается меньше чем за день.
Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений
Бактерии разложения и гниения
Самостоятельная работа с учебником Отобразите (схемой, таблицей или др.) значение бактерий в природе и жизни человека
Вирус табачной мозаики
Происхождение вирусов По этому вопросу были выдвинуты три основные гипотезы. Вирусы являются потомками бактерий или других одноклеточных организмов, претерпевших дегенеративную эволюцию. Вирусы являются потомками древних, доклеточных, форм жизни, перешедших к паразитическому способу существования. Вирусы являются остатки клеточных генетических структур, ставших относительно автономными, но сохранившим зависимость от клеток.
Разнообразие форм и размеров вирусов
Сравнительные размеры вирусов
Заражение бактерии бактериофагом
Основными путями передачи вирусной инфекции являются: Пищевой путь, при котором вирус попадает в организм человека с загрязненными продуктами питания и водой (вирусный гепатит А, Е и др.) Парентеральный (или через кровь), при котором вирус попадает непосредственно в кровь или внутреннюю среду человека. Таким путем передаются хрупкие вирусы, быстро разрушающиеся в окружающей среде (вирус гепатита В, ВИЧ, вирус бешенства и др.). Дыхательный путь, для которого свойственен воздушно-капельный механизм передачи. Это наиболее опасный путь передачи, так как с воздухом вирус может переноситься на значительные расстояния и вызывать целые эпидемии. Так передаются вирусы гриппа, свинки, ветряной оспы и др.
Меры профилактики Соблюдение здорового образа жизни. Меры по повышению иммунитета. Повышение санитарной культуры населения. Своевременное выявление и лечение больных. Ношение марлевых повязок при контакте с больными. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Вакцинация населения
Игры без правил или плохие новости в упаковке из белка
Самостоятельна работа с текстом учебника Выписать названия бактериальных и вирусных заболеваний человека
Домашнее задание § 14,15
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Многообразие растений и их значение в природе Тема урока:
Составить схему «Многообразие растений»
Составить схему «Многообразие растений»
Работа с гербарием Изучить гербарные растения. Распределить названия растений по отделам схемы «Многообразие растений»
Домашнее задание § 16,17 (Подготовиться к проверочной работе по теме « Царство Растения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Размножение живых организмов Тема урока:
Размножение Свойство, присущее всем живым организмам, воспроизводить себе подобных 25.11.2019
Типы размножения Бесполое Половое 25.11.2019
Характеристика бесполого размножения Участвует одна родительская особь; Дети являются точной генетической копией родителей; Основной способ деления – митоз. 25.11.2019
Заполните таблицу: Бесполое размножение Способ размножения Особенность размножения Примеры организмов 25.11.2019
Бинарное деление – деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки
Фрагментация – разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь. У растений (спирогира) и у животных (кольчатые черви). В основе фрагментации лежит свойство регенерации.
Клонирование искусственный способ бесполого размножения. В естественных условиях не встречается. Клон – генетически идентичное потомство, полученное от одной особи в результате того или иного способа бесполого размножения
Биологические виды в зависимости от производимых клеток Раздельнополые самки, самцы Обоеполые гермафродиты
Половые клетки человека акросома Ширина сперматозоида человека около 0,005 мм, длина 0,06-0,07 мм, а масса 0,000000005 г. В 1 см3 спермы содержится от 20 до 60 миллионов сперматозоидов.
Половые клетки человека
Половые клетки птиц
Чередование поколений Изучить по
Домашнее задание §22 Записи в тетради
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образование половых клеток. Мейоз Тема урока:
Мейоз ( греч. « мейозис » – уменьшение)- такое деление клетки, при котором из одной материнской клетки с диплоидным набором (2 n ) хромосом образуется 4 клетки с гаплоидным ( n) набором хромосом.
Клетки организма Соматические В гомологичных хромосомах, гены отвечающие за один и тот же признак находятся в одном и том же месте – локусе. Такие гены называются аллельными. У человека в соматических клетках 2 n = 46 ; Половые У человека в половых клетках n = 23 ; Происходит редукция (уменьшение) хромосом по сравнению с соматическими.
Мейоз Интерфаза Мейоз I Профаза I Метафаза I Анафаза I Телофаза I Мейоз II Профаза II Метафаза II Анафаза II Телофаза II
Значение мейоза 1) Образуется 4 разнокачественные гаплоидные клетки ( nc ) ; 2) Поддержание постоянного числа хромосом из поколения в поколение; 3) Один из механизмов изменчивости в результате: Перекомбинации генов в профазе I входе конъюгации и кроссинговера; Независимого расхождения хромосом.
Сравнительная характеристика митоза и мейоза Сравнение Митоз Мейоз Сходство Различия
Домашнее задание § 24 Закончить таблицу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение механизма наследственности Тема урока:
Первые представления о наследственности Одома́шнивание или доместика́ция ( от лат. domesticus — «домашний» ) — процесс изменения диких животных или растений, при котором на протяжении многих поколений они содержатся человеком генетически изолированными от их дикой формы и подвергаются искусственному отбору.
Этапы изучения наследственности у организмов
Грегор Иоганн Мендель (1822-1884) 1865 г – открытие Менделем факторов наследственности и разработка гибридологического метода, т.е. правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Официальной датой рождения генетики как науки считают 1900 год, в который независимо друг от друга ученые из Германии, Голландии и Австрии » переоткрыли » законы Менделя.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки из поколения в поколение Наследование признаков обусловлено процессом размножения
Ген как носитель наследственной информации.
Самостоятельная работа с текстом учебника стр.111
Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства
Домашнее задание § 25-26
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лабораторная работа № 3 Выявление наследственных и ненаследственных признаков у растений разных видов Цель – Ход работы – Вывод – 1. Благодаря каким закономерностям проявляются наследственные признаки у живых организмов? 2. Какую роль наследственные и ненаследственные признаки играют в эволюции живых организмов?
Закономерности изменчивости Тема урока:
Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки и свойства
Причины изменчивости? Наследственная изменчивость (генотипическая) Ненаследственная изменчивость (фенотипическая)
Задание формата ОГЭ Рассмотрите фотографии собаки породы такса. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш А Б В Г Д
Б. Форма головы В. Форма ушей
Г. Положение шеи Д. Форма хвоста
Типы наследственной изменчивости Комбинативная изменчивость Кроссинговер Независимое расхождение хромосом Мутационная изменчивость Генные мутации Хромосомные мутации Геномные мутации
Прогерия – генная мутация
Домашнее задание § 27
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ненаследственная изменчивость Тема урока:
Модификационная изменчивость Или фенотипическая изменчивость. Она не связана с изменениями генотипа, но определяется им.
Составить вариационный ряд класса по признаку роста учащихся
Составить вариационную кривую по цвету волос учащихся
Норма реакции – это пределы изменчивости признака, которые обусловлены данным генотипом.
Домашнее задание § 28 Записи в тетради! Подготовиться к Лабораторной работе.
Лабораторная работа №4 Изучение изменчивости у организмов ( см.распечатку )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идеи развития органического мира в биологии. Чарлз Дарвин об эволюции органического мира. Тема урока:
Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, закономерностях исторического развития живой природы.
Карл Линней (1708-1778) Шведский натуралист, врач. Основоположник систематики. Верил в Божественный замысел всего живого.
Жан-Батист Ламарк (1744 – 1829) Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк французский учёный-естествоиспытатель, создатель первой целостной эволюционной теории эволюции живого мира (Ламаркизм).
Чарльз Дарвин (1809 – 1882) Чарлз Роберт Дарвин— английский натуралист и путешественник. В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»), основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределённую изменчивость.
Чарлз Дарвин (1809-1882) Отец Ч. Дарвина Роберт Уоринг Дарвин Мать Ч. Дарвина Сусанна Дарвин Дом в Шрусбери (Англия), где родился Ч. Дарвин
Кругосветное путешествие на корабле «Бигль» 1831-1836 Дарвин возвращается из кругосветного путешествия убежденным сторонником взглядов об изменяемости видов
Значение искусственного отбора для создания теории Дарвина Искусственный отбор – процесс создания новых пород (сортов) путём систематического отбора и размножения особей с ценными для человека признаками Из анализа огромного материала по созданию пород и сортов Дарвин извлек принцип искусственного отбора и на его основе создал свое эволюционное учение
Творческая роль искусственного отбора особи, отобранные человеком для размножения, передадут свои признаки потомкам ( наследственность ) многообразие потомков объясняется разными комбинациями признаков от родителей и мутациями ( наследственная (по Дарвину неопределенная) изменчивость )
Движущие силы эволюции по Дарвину Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор
Дарвин о борьбе за существование Дарвин прикинул, что потомство даже 1 пары слонов за 750 лет составило бы 19 млн
Межвидовая борьба Серая крыса Чёрная крыса
Межвидовая борьба Блоха
Борьба с неблагоприятными условиями среды
Положения теории эволюции Дарвина Организмы изменчивы. Абсолютно одинаковых организмов не существует. Частично, различия между организмами передаются по наследству. Теоретически при благоприятных условиях организмы способны размножаться в геометрической прогрессии. Выживают организмы с полезными свойствами.
Домашнее задание § 34-35
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Вопросы стр. 148 Вопросы стр. 152 Назовите основные положения теории эволюции Ч.Дарвина
Какие движущие силы эволюции выявил Ч. Дарвин? Наследственная изменчивость Борьба за существование Естественный отбор Какая «сила», на ваш взгляд, является наиболее важной? Какие «силы» движут эволюционными процессами с современных точек зрения?
Современные представления об эволюции органического мира Тема урока:
Свойства популяции: Генотип Фенотип Плотность популяции Численность популяции Половая структура Возрастная структура Пространственная структура Этологическая структура
СТЭ – синтетическая теория эволюции
Движущие силы эволюции с точки зрения СТЭ Борьба за существование Естественный отбор Мутации Популяционные волны Изоляции Дрейф генов Запишите пояснения к этим движущим «силам»
Запишите примеры популяций: 1 вариант – Пушкинского сада 2 вариант – Пикшенского озера
Домашнее задание § 36
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Дать понятие о популяции и её роли в эволюции органического мира
Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов Вид, его критерии и структура. Тема урока:
Термин «вид» впервые ввел в биологию английский ботаник Джон Рей. Джон Рей (1628 – 1705)
Карл Линней (1707-1778) Создатель единой классификации растительного и животного мира. Внедрил биноминальную номеклатуру
Вид – это совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих сходством морфологических, физиологических признаков, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство и занимающих одну область распространения – ареал.
Виды состоят из популяций!
Критерии вида – признаки, по которым особи объединяются в один вид признаки, по которым можно различить особей разных видов. ИЛИ
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существуют виды-двойники (например, виды-двойники малярийного комара, 2 вида-двойника черных крыс).
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Существует явление мимикрии – подражание съедобного вида ядовитому). осовидка оса
Морфологический критерий Не является основным и единственным, так как: Особи одного вида могут отличаться друг от друга по окраске и другим признакам (при обитании в разных условиях (например, две популяции улиток – лесная и луговая, две популяции речного окуня – глубоководная и прибрежная; могут появляться особи-альбиносы).
Географический критерий Не является основным и единственным, так как: В одном ареале могут жить особи разных видов. Особи одного вида могут занимать разные ареалы (например, островные популяции). Существуют виды-космополиты, проживающие повсеместно (например, рыжий таракан, домовая муха) Ареалы некоторых видов быстро изменяются (например, расширяется ареал зайца-русака). Существуют биареальные виды (например, перелетные птицы).
Экологический критерий Не является основным и единственным, так как: Разные виды могут быть приспособлены к одинаковым условиям. Особи одного вида могут жить в несколько различающихся условиях (например: глубоководная и прибрежная популяции речного окуня, одуванчик может расти и в лесу, и на лугах).
Генетический критерий Не является универсальным, так как: Особи одного вида могут иметь разное количество хромосом. Например: у особей одного из видов долгоносиков набор хромосом может отличаться в 2-3 раза. В природе имеются виды, которые успешно скрещиваются. Например: некоторые виды синиц, канареек, зябликов; некоторые виды тополей, ив.
Вывод: для того, чтобы определить принадлежность особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.
ПЕРВЫЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ Это процесс превращения одного вида в другой, трансформация вида-предка в вид-потомок в течение больших отрезков времени без формирования дочерних видов.
ВТОРОЙ ПУТЬ ВИДООБРАЗОВАНИЯ дивергентное видообразование Географическое Экологическое
Разнообразие дарвиновских вьюрков на Галапагосских островах
РАССЕЛЕНИЕ ВИДА НА БОЛЬШУЮ ТЕРРИТОРИЮ Одуванчик лекарственный Одуванчик кок-сагыз
I. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РАСЫ Долгоносик большой сосновый Долгоносик дубовый
Возможен ли быстрый путь образования новых видов?
Составить опорную схему «Критерии вида и их характеристика»
Домашнее задание § 37-38
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные направления эволюции Тема урока:
Алексей Николаевич Северцев (1866 – 1836) Сформулировал идеи о путях достижения биологического прогресса
Биологический прогресс Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация
Пути биологического прогресса
Ароморфоз (по А.Н.Северцову) Возникновение в ходе эволюции признаков, которые существенно повышают уровень организации живых организмов.
Ароморфозы Архейской эры
Идиоадаптация Это приспособления живого мира к окружающей среде, открывающие перед организмами возможность прогрессивного развития без принципиальной перестройки их биологической организации.
Разнообразие форм идиоадаптации у насекомоядных
Существуют некоторые общие причины, которые во всех группах животного царства способны вызывать дегенерацию. Такое действие оказывает, например, паразитический образ жизни. Дегенерация резкое упрощение организации, связанное с исчезновением целых систем органов и функций
Саккулина – корнеголовый рак (паразит краба). Имеет вид мешка, набитого половыми продуктами, и обладающая как бы корневой системой, пронизывающей тело хозяина. а) – саккулина, прикреплённая к нижней стороне краба; б) – её корневидные отростки внутри тела краба. Общая дегенерация
С особенною силою дегенерация наблюдается у паразитов внутренностных, живущих в глубине органов или тканей другого животного и устраненных от всякого непосредственного влияния внешней среды. В некоторых случаях дегенерация строения доходит до потери пищеварительного канала (ленточные глисты) Аскариды. Пример дегенерации паразитов
Нередко дегенерации подвергаются лишь отдельные органы. Жизнь в постоянной темноте сопровождается дегенерацией глаз у самых различных животных: подземные животные (крот), пещерные (протей), глубоководные. Протей европейский Крот Примеры дегенерации
Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
Характеристика биологического прогресса и биологического регресса
Источник