7 какого животного встретились жилин и костылин в лесу во время первого побега

Содержание

Жилин и Костылин — сравнительная характеристика

сочинение по литературе 5 класса

Два образа

«Кавказский пленник» — назидательный рассказ Л. Н. Толстого для детей. В нем писатель показал два ярких противоположных образа: смелого и находчивого Жилина и слабого и трусливого Костылина. Контраст между этими людьми усилен экстремальной ситуацией — попаданием в плен.

До плена

Жилин и Костылин — два русских офицера, служащих на Кавказе. Костылин — «мужчина грузный, толстый», поэтому логично предположить, что он больше предпочитает командовать, чем воевать. Да и командир из Костылина никудышный. Он уговаривает Жилина покинуть солдат и продолжить путь вдвоем: «Мочи нет, есть хочется, да и жара». Костылину тяжело выносить даже такие неудобства.

Всю дорогу Костылин думает только о еде, совершенно забывая о возможном нападении горцев. Даже при въезде в ущелье он игнорирует предостережение Жилина: «Что смотреть? Поедем вперед». В этом уже проявляется огромная разница между двумя офицерами.

Жилин — предусмотрительный командир. Он поднимается на гору и замечает горцев. Вдвоем у офицеров были шансы отстреляться, чтобы отступить к обозу. Однако Костылин нарушает уговор, предает боевого товарища и бросается в бегство.

Когда Жилин понимает, что вырваться из ловушки уже не удастся, он принимает мужественное решение: «Не дамся же живой…». Под храбрым офицером убивают лошадь. Жилин до конца пытается отбиться, но, навалившись толпой, горцы берут его в плен.

Снова вместе

Попав в плен, Жилин не приходит в отчаяние. Он с интересом рассматривает аул и запоминает все детали. которые могут пригодиться при побеге.

Жилин безусловно знает о жестокости горцев, однако ведет себя и разговаривает с ними очень смело: «С ними что робеть, то хуже». Даже под угрозой наказания офицер заявляет, что отказывается платить три тысячи рублей. Такое поведение невольно вызывает уважение у врагов: «Джигит урус!».

Во время спора о размере выкупа Жилин вновь встречается с Костылиным. Оказывается, что трус также не смог скрыться. В отличие от Жилина воля Костылина была сломлена еще до плена. Горцы без труда заставили его написать письмо с просьбой заплатить пять тысяч рублей.

Офицеров специально свели вместе, чтобы повлиять на несговорчивого Жилина. Задумка горцев не удалась. Жилин все равно добился снижения выкупа до 500 рублей («Хотите — убивайте, пользы вам не будет»), да еще и вытребовал для себя с товарищем приличное содержание.

Поведение в плену

Костылин полностью смирился с судьбой. Все надежды он возлагает только на выкуп, «считает дни… или спит».

Жилин надеется на собственные силы. Зная, что старуха-мать с трудом сможет собрать даже пятьсот рублей, он отправил письмо на ложный адрес.

Умелые руки Жилина позволили ему добиться доверия Дины и еще большего уважения хозяина. Со всей округи офицеру на починку приносят разные вещи. Слава мастера была нужна Жилину только для отвлечения внимания. Тайком он начал рыть подкоп в сарае, а однажды, взобравшись на гору, наметил путь к бегству.

Первый побег

Инициатива побега принадлежит исключительно Жилину. Ему даже пришлось уговаривать товарища бежать вместе. Костылин с самого начала стал обузой для Жилина. Он постоянно жаловался на усталость и израненные ноги. В порыве раздражения Жилин пожалел о том, что взял «колоду эту с собой… Один бы я давно ушел».

Негативное отношение к Костылину немного смягчается, когда он просит Жилина бросить его и бежать одному. Но пойти на это офицер не может. Жилин мужественно взваливает толстого Костылина на плечи.

Даже с тяжелой ношей Жилин мог бы уйти от преследователей. Беглецов выдал крик Костылина.

Второй побег

Неудача тяжело подействовала на обоих пленников. Костылин в яме разболелся и уже перестал на что-либо надеяться. Даже Жилин не видел выхода из ситуации.

Помогли Жилину дружеские отношения, установившиеся с Диной. Девочка поначалу подкармливала пленников, а затем решилась помочь им бежать. На вторую попытку у Костылину сил не нашлось: «Уж мне, видно, отсюда не выйти».

Жилину удалось сбежать и добраться до казаков. «Еле живого» Костылина выкупили через месяц.

Итоговая характеристика

Жилин в рассказе — пример для подражания, образец мужественного поведения. Этот офицер никогда не отчаивается и верит в собственные силы. Жилин заботится не только о себе, но и о предавшем его товарище.

Костылин вызывает лишь жалость и презрение. Такому человеку нечего делать на войне. Он представляет собой обозу для армии и легкую жертву для врагов.

Источник

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения

Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».

Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.

«Кавказский пленник». Краткое содержание

События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.

Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.

Читайте также:  Аккумулятор автомобильный зверь 77l 800 а прям пол 77 ач 278x175x190

Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.

Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.

В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900

Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.

Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.

Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.

Главные герои

В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.

Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.

Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.

Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.

Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.

Жилин и Костылин. Анализ героев

«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.

Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.

Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.

Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.

У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.

Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».

Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.

Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.

Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.

Поведение в экстренной ситуации

Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.

Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.

Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.

Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.

Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.

Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.

Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.

Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.

Читайте также:  Составить и записать текст описание животного 3 класс русский язык про кошку

Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.

Источник

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.

«Кавказский пленник»: краткое содержание

Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.

Карасай батыр: биография народного героя

Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:

«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен

Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.

По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.

Мукагали Макатаев: биография и наследие поэта

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать

Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.

Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:

Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.

Куприн: биография писателя, творчество

Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу

Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.

Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.

Кабанбай батыр: биография полководца

После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: анализ произведения

Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:

История написания

В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:

Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.

«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».

«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники

«Кавказский пленник»: жанр и композиция

«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:

Абылай хан: биография государственного деятеля

Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.

К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.

Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники

Герои и посыл рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.

Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Жилин и Костылин: разные судьбы героев «Кавказского пленника»

Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л. Н. Толстым в 1872 году. Произведение стало одной из самых популярных работ писателя. Сюжет повествует о двух офицерах русской армии, взятых в плен татарами во время военных действий. Чтобы описать характер героев, автор наделил их говорящими фамилиями: Жилин и Костылин. Разные судьбы были у этих персонажей, потому что первый — честный храбрец, а второй — беспомощный эгоист.

Описание образов

Иван Жилин — русский офицер, участвующий в войне за присоединение Кавказа к России. Вырос в небогатой семье и всего добивался самостоятельно. Фамилия Жилин (от слова «жила», «сухожилие») говорит о силе персонажа и непоколебимости духа. Его основные черты характера:

Попав в плен, герой не отчаивается. Он продолжает прилагать все усилия, чтобы выжить.

Костылин — противоположность Жилину, русский офицер из обеспеченной семьи. Его фамилия (от слова «костыль») означает дряблость, болезненность. Герой не имел стойкого характера и всегда надеялся на других, был трусливым, хилым, апатичным. Попав в плен, не пытался сбежать, ожидая, пока за него пришлют выкуп.

Нападение и захват

Встретились Жилин и Костылин, когда Иван взял себе отпуск, чтобы навестить мать. Так как обоз шёл медленно, а герой очень спешил домой, он принял решение обогнать отряд и поехать впереди. К нему присоединился офицер Костылин, который изнемогал от жары и очень хотел есть. Оба понеслись вперёд. У Костылина была задача прикрывать Жилина, если случится какая-нибудь опасность, ведь они отправились в поездку по опасной дороге, возможно, захваченной татарами.

Читайте также:  Составить план рассказа о родственных связях между животными укажите место человека в живой природе

Но его товарищ, несмотря на договоренность, что офицеры будут держаться рядом, бросил напарника, думая в первую очередь о личном спасении. Костылину не удалось сбежать, он был схвачен.

В такой ситуации герой проявил:

Поняв, что товарищ не придет к нему на помощь, Иван бросился на татар, но они выстрелили по нему сзади и попали в лошадь.

Герой упал с коня и тоже был схвачен в плен. Но, по сравнению со своим напарником, он проявил стойкость духа и храбрость, был смел, решителен и мужествен.

Поведение в плену

В планах татар не было убивать захваченных офицеров, так как они хотели получить вознаграждение за них. На следующее утро пленникам предложили написать письмо семье, требуя выкуп не менее трех тысяч рублей. Не думая, Костылин сразу написал записку родственникам.

Жилин же, понимая, что его мать не способна раздобыть такую сумму, решил поторговаться. В результате он добился возможности написать о выкупе в пятьсот рублей. Еще он договорился, что заложников обеспечат хорошей едой и одеждой, а также уговорил татар снимать офицерам колодки на ночь. Иван написал письмо, направив его на неверный адрес, зная, что собирается бежать.

Прожили офицеры у татар целый месяц. Костылин еще несколько раз писал домой, ожидая присылки денег. Жилин, зная, что его письмо не дойдет, другого и не писал. Занятий у него в плену было немного: он либо ходит по аулу, насвистывая и высматривая пути побега, либо занимается рукоделием (кукол из глины лепит, плетенки мастерит из прутьев).

Как-то герой сделал куклу с носом, руками и ногами и поставил ее на крышу. Увидала игрушку хозяйская дочь Дина и забрала себе.

На следующее утро наблюдает Жилин, что старуха отобрала у девочки куклу и разбила. Он решает ей новую сделать. Так и началась дружба Дины и офицера. Она каждый день приносила ему молоко, а иногда, когда татары делали лепешки, выкрадывала их для него.

Продолжал Иван рукодельничать, помогая жителям поселения: то кукольное представление устроит, то часы татарину починит. Так и прославился он у местных мастером на все руки.

Прожили Жилин и Костылин в плену еще месяц. Иван днем ходит по аулу или рукодельничает, а как ночь придет, затихнет все вокруг, он у себя в сарае копает, думая, как бы ему местность получше узнать, в какую сторону идти. Выждал он, пока хозяин уедет, пошел на гору округу рассмотреть.

Выведав, в какую сторону идти, начал обдумывать путь.

Все то время, когда Жилин высматривал ходы к отступлению, подбирал время, делал подкоп, чтобы покинуть место своего заключения, Костылин только и делал, что лежал, скучал, ждал передачи денег родными.

Первый побег

Дождался Иван, пока татары уедут, и решил выбираться из плена. Позвал с собой Костылина, тот сначала заробел, но позже согласился. Отправились товарищи в путь. По аулу шли они очень аккуратно, вслушиваясь в каждый шорох и прячась от проходящих татар. Пробрались через двор под кручу к речке, перебрались через нее, направились к лощине.

Сапоги уже у обоих стоптались, Жилин не придал этому значения, просто сбросил их с ног и пошел дальше. Костылин же начал отставать, жалуясь на израненные стопы и продавленную обувь, на что Иван посоветовал ее снять. Пошел его товарищ босиком, еще сильнее начал отставать, выпрашивая остановку для отдыха.

Идут офицеры дальше, Костылин все охает и ноет. Добрались до лесной дороги, услышали топот копыт, остановились. Жилин выглянул на свет и увидел оленя. Костылин же со страху повалился в кусты, ломая под собой сучья. Пошли дальше.

Пройдя несколько верст, услышали топот лошади, видят, верховой татарин едет, корову гонит. Костылин говорит, что не может дальше идти, все ноги истоптал. Стал его Жилин силой поднимать. Как закричит Костылин: «Ой, больно!». Все, пропали! Иван, понимая, что татарин еще рядом, обругал напарника и понес на себе дальше. У самого ноги уже в крови, измотался, но не остановился.

Видно, услыхал татарин крик. Жилин слышит, что едет кто-то сзади. Спрятались в кусты. Говорит товарищу: чтобы оторваться, надо еще версты три пройти. А тот только охает и продолжает жаловаться на боль в теле и изрезанные ноги. Схватил офицер Костылина на руки и понес дальше.

Пройдя несколько метров, сделали остановку у родника. Вдруг топот и голоса татарские, трещит что-то по кустам — собак запустили. Лезут и захватчики, сгребли в охапку офицеров, повязали, посадили на лошадей и повезли. Стоит отметить, что во время побега Жилин прекрасно себя показал:

В то же время Костылин в очередной раз проявил свой эгоизм, слабость. Он был обузой, но ему попался хороший напарник.

Вторая попытка

Хоть после первой неудачи условия ухудшились, Жилин не сдавался, продумывая новый план. Теперь татары поставили условие: если через две недели не получат выкуп, запорют офицеров, а при попытке бегства убьют. Мужчины были посажены в яму, на их ноги надели колодки.

Жизнь стала совсем сложная, кандалы не снимали, на улицу не выпускали. Костылин совсем разболелся, жаловался на боли по всему телу. Иван начал было подкоп делать, но увидел его попытки хозяин, пригрозил смертью.

Наступила ночь, лежит Жилин в яме, чувствует — глина на голову сыпется. Дина палку приволокла и говорит: «Все уехали, только двое дома». Момент настал. Пора бежать. Зовет Жилин с собой Костылина, тот только отнекивается и говорит, что даже встать сил нет. Попрощались товарищи, и отправился Иван в путь.

Взошел на гору, раздобыл камень и попытался снять колодку — ничего не выходит. Подбегает Дина, пытается ему помочь, но безуспешно. Время прощаться. Обнялись герои, девушка дала офицеру в дорогу лепешек и вернулась в аул. Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке и пошел. Путь уже знаком герою. Идти верст восемь. Понимает, что нужно к лесу добраться до полного появления месяца.

Идет Жилин, стараясь оставаться в тени. Дошел до леса, а месяц уже появился — светло как днем. Присел отдохнуть, съел лепешку, снова попытался сбить камнем колодку, но безуспешно, только все руки изранил. Добрался до края леса, совсем светло стало, степь перед ним как на ладони.

Вгляделся и видит: ружья блестят, казаки, солдаты. Обрадовался Жилин, идет под гору. Смотрит налево, на холме стоят татары. Увидали его, пустились к нему. Замахал руками герой, прося помощи у братьев. Услышали наши, помчались к Жилину, он же схватил колодку и бежит к ним навстречу. Испугались татары казаков и отступили. Узнали Жилина офицеры и повезли в крепость. Полуживого Костылина татары отпустили только через месяц, осенью (за него прислали выкуп).

Разобрав произведение, становится понятно, что герои являются противоположностями друг друга. С самого начала Жилин действует, опираясь только на самого себя, проявляя целеустремленность, храбрость и мужественность. Даже несмотря на неудачную попытку бегства, он не опускает руки и идет к своей цели.

Костылин же слаб, труслив и дрябл, он не готов пойти на риск, чтобы выбраться из сложной ситуации. Несмотря на это, его судьба сложилась удачно, ведь выкуп мог и не состояться.

Симпатию на протяжении всего рассказа вызывает Жилин. Героя выделял сам Толстой, ставя в пример его мужество и благородство.

Произведение включено в школьную программу для пятого класса. Предоставленный материал поможет написать сочинение «Жилин и Костылин: характеристика образов персонажей». Также эта тема часто встречается на ЕГЭ.

Источник

admin
Интересные факты из жизни