- § 62. Не с прилагательными
- 6 кл русский язык ладыженская не с прилагательными
- Урок 66. НЕ с прилагательными
- Русский язык. 6 класс
- Урок русского языка в 6 классе «НЕ с прилагательными» план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок русского языка в 6 классе «Не с именами прилагательными»
§ 62. Не с прилагательными
1) Лихо тому, кто неправду творит кому.
Недоброе слово больнее огня жжёт.
2) Одно дерево ещё не лес.
Не велик кувшин, да ёмок.
Не с полными и краткими качественными прилагательными пишется слитно: 1) если слово не употребляется без не; 2) если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением.
Не с полными и краткими прилагательными пишется раздельно: 1) если в предложении есть противопоставление с союзом а; 2) если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не.
Образец. Стоял (не)жаркий день. Прилагательное употребляется без не, значит, его можно писать и слитно, и раздельно. В предложении нет противопоставления с союзом а, это прилагательное можно заменить синонимом прохладный, значит, слово нежаркий здесь надо писать слитно.
(Не)ряшливый вид. Прилагательное не употребляется без не, значит, неряшливый надо писать слитно.
Вид (не)ряшлив. Прилагательное краткое, пишется слитно, так как не употребляется без не.
(Не)мелкий, а глубокий. (Не)мелок, а глубок. Имеется противопоставление с союзом а, значит, здесь надо писать раздельно: не мелкий, а глубокий; не мелок, а глубок.
355. К каким прилагательным и существительным можно присоединить приставку не-? Запишите полученные слова с приставкой не- и с синонимами без не. • Составьте с выделенными словами предложения, разные по цели высказывания.
Внимательный, аккуратность, серьёзный, вечерний, глубокий, широкий, зависть, высокий, кожаный, здоровый, вежливый, соломенный, лунный, смелый, заячий, дядин, здоров, умён, счастливый, здоровье.
356. Спишите, подчеркните частицу не, обозначьте приставку не-.
(Не)ожиданное известие; далеко (не)удачный ответ; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)строгий человек; (не)мягкий, а твёрдый; совсем (не)удобная дорога; (неглубокий овраг; (не)чаянная встреча; (не)брежный почерк.
Источник
6 кл русский язык ладыженская не с прилагательными
Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба
Издательство: Просвещение 2015
Урок 66. НЕ с прилагательными
К каким прилагательным и существительным можно присоединить приставку не-? Запишите полученные слова с приставкой не- и с синонимами без не. Составьте с выделенными словами предложения, разные по цели высказывания.
Ваш сын очень вежливый. (повеств.) Ваш сын очень вежливый? (вопросит.) Будь вежливым с гостями, пожалуйста. (побудит.)
Мне кажется, я совершенно здоров. (повеств.) Ты уже здоров, ничего не болит? (вопросит.) Будь здоров, береги себя! (побудит.)
Имена существительные и имена прилагательные пишутся с НЕ слитно в том случае, если к ним можно подобрать синоним без не-.
Спишите, подчеркните частицу не, обозначьте приставку не-.
Прилагательные с НЕ пишутся слитно (НЕ- – приставка), если слово можно заменить синонимом без НЕ или если слово без НЕ не употребляется (в таком случае НЕ- может быть частью корня). Пишем НЕ раздельно (частица), если в предложении есть противопоставление, а также частицы: отнюдь не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не.
Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными (см. образец в правиле). Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
Прилагательные с НЕ пишутся слитно (НЕ- – приставка), если слово можно заменить синонимом без НЕ или если слово без НЕ не употребляется (в таком случае НЕ- может быть частью корня). Пишем НЕ раздельно (частица), если в предложении есть противопоставление, а также частицы: отнюдь не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не.
Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы. В каких прилагательных приставка не- придаёт слову противоположное значение? Объясните правописание непроизносимых согласных в корнях слов.
несчастливый – счастье, недобросовестный – совести, несчастный – счастье, ненастный – ненастье, ненавистный – ненависть.
Приставка НЕ- придаёт словам противоположное значение: несчастье, несчастливый, недобросовестный, ненужный, невежливость, неопрятный, неприветливый, неаккуратный, неудачный, нерешительный, невнимательный.
Прилагательные с НЕ пишутся слитно (НЕ- – приставка), если слово можно заменить синонимом без НЕ или если слово без НЕ не употребляется (в таком случае НЕ- может быть частью корня). Пишем НЕ раздельно (частица), если в предложении есть противопоставление, а также частицы: отнюдь не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не.
Сгруппируйте предложения: а) со слитным; б) с раздельным написанием не со словами. Какие предложения нужно записать дважды? Почему?
НЕ с глаголами пишется раздельно (кроме слов, которые не употребляются без НЕ, а также глаголов с приставкой НЕДО-). Существительные и прилагательные пишутся с НЕ слитно, если слово без НЕ не употребляется или если его можно заменить синонимом без НЕ. Существительные и прилагательные пишутся с НЕ раздельно, если есть противопоставление с союзом А или частицы отнюдь не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не.
Диктант. Укажите падеж и число прилагательных. Подчеркните относительные прилагательные.
Источник
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Не с прилагательными
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.
2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.
3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.
Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.
Теоретический модуль для самостоятельного изучения
Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.
Не пишется слитно, если:
1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);
2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).
не пишется раздельно, если:
1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);
2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);
3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);
4) с кратким прилагательным (не могучи).
Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.
не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).
Выберите один правильный вариант ответа.
Как напишете не с прилагательным в предложении:
(Не)дорогой, но удобный портфель.
1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;
2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;
3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.
3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.
Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.
«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)
1) это сложное предложение;
2) в данном отрывке есть обращение;
3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;
4) в отрывке один предлог;
5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;
6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.
3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;
4) в отрывке один предлог;
5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не
6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.
Источник
Урок русского языка в 6 классе «НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: НЕ с прилагательными
Цель: у своение правила написания НЕ с именами прилагательными.
Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.
Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Предметные: з нать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.
Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.
Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: письмо, индивидуальные рабочие листы (приложение 1), карточки с изображениями животных для составления предложений (приложение 2), ноутбук для работы с презентацией (приложение 3).
— Дорогие ребята, доброе утро!
Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.
— Почему у него возникло затруднение?
— Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?
— Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.
— Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.
— В написании каких слов вы испытали затруднение?
(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный. )
— А к какой части речи относятся данные слова?
(К именам прилагательным.)
— А почему вы испытали затруднение в данных словах?
(Эту тему не изучали.)
-Как мы сформулируем тему нашего урока?
(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)
— Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:
1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).
2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).
3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).
– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?
— Как можно писать НЕ с именем прилагательным?
(Слитно или раздельно.)
— Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?
— Слитно или раздельно напишете слово (НЕ)БЕЗВКУСНЫЕ? Почему?
— Как напишете прилагательное (НЕ)СКУЧНЫЙ? Почему
(Раздельно – есть слово ничуть.)
— Как напишете слово (НЕ)РАВНОДУШНЫХ? Почему?
— А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.
Задание: выписать из текста прилагательные с НЕ и объяснить их правописание, используя получившийся алгоритм.
— При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретим?
Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.
Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.
Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.
— Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?
не мягкий, а твёрдый хлеб
далеко не удачный ответ
не скучная, а интересная книга
— Предлагаю вам выполнить тест :
1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?
а) (не)добрый человек
в) (не)высокий, а низкий стул
2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?
а) вовсе (не)красивый поступок
б) путь (не)долог, а близок
в) дорога (не)ровная, но короткая
3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?
а) далеко (не)большое расстояние
4. Слово нелепый пишется
а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ
в) слитно, так как не употребляется без НЕ
— Оцените себя по критериям:
— У кого всё получилось – поднимите руки.
Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая скобки.
(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не)верный друг; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.
Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее».
а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь
б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк
в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное
г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент
Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:
Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.
Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.
Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.
Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.
— Какую проблему мы сегодня решали?
— Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.
Упражнение 357 (стр.26 учебника).
Упражнение 360 (стр.27 учебника).
Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).
Источник
Урок русского языка в 6 классе «Не с именами прилагательными»
Урок русского языка в 6 классе
«Не с именами прилагательными»
УМК: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Цели деятельности учителя: познакомить с у словиями выбора напи сания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с име нами прилагательными.
Тип урока : урок «открытия» нового знания
Цели деятельности ученика :
-пользоваться учебником, словарем, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать её;
-договариваться о совместной деятельности, высказывать свою точку зрения, принимать чужую, развивать связную монологическую речь;
Предметные : Знать условия выбора написа ния НЕ с именами прилага тельными.
Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными; группировать слова с изученной орфограммой по условиям выбора написаний; графически обозначать условия выбора правильных написаний
Личностные – уважительное отношение к русскому языку, осознание его эстетической ценности, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Формирование УУД и технология оценивания
Ребята! Наш урок я хочу начать с очень интересного стихотворения :
Высокий, красивый, харизматичный,
Яркий, общительный и артистичный,
Статный и умный, и (не)доступный,
Верный, далёкий и (не)приступный,
Очень желанный, (не)жный и милый,
Мною любимый, (не)обходимый.
-Чем интересно данное стихотворение?
(состоит из одних прилагательных)
— Значение какого из них вам не совсем понятно?(харизматичный). Давайте обратимся к словарю и запишем значение этого слова.
-Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Докажите свои предположения.
1.интерес к изучению русского языка.
2.Достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для выражения мыслей
2.Актуализация знаний, пробное действие
Учитель: Запишите число, классная работа
Мы продолжаем знакомство с именем прилагательным.
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
2) Запишите тему урока
«Не с именами прилагательными»
1.Анализировать, сравнивать, группировать
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
3.Выявление места и причины затруднения
— Итак, разберемся с темой урока.
Отложенная задача. Проанализируйте в записанном на доске стихотворении слова со скобками. :
— Предположите, как мы напишем эти прилагательные и почему?
1.Анализировать, сравнивать, группировать
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения
Учитель : Определите цели урока.
-Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.
Составьте план (проект) урока.
1.Высказывать предположение на основе наблюдения
2. Определять цель урока
3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
5. Открытие нового знания
(реализация построенного проекта)
1.Словарная диктовка: ( по материалам п.51учебника, 1 часть, стр.150-152)
Неряха, невольник, неправда, необразованность, неправда, а ложь, нерешительность, невзгоды, неприязнь, несогласие, небылицы, неурожай, неблагозвучие, не аккуратность, а небрежность.
— На какое правило была словарная диктовка? (Не с именами существительными)
-Вспомните, что нужно знать, чтобы правильно написать данные слова?
2.Работа с учебником
1) чтение и анализ параграфа 62, выводы
-совпали ли ваши предположения с тем, что узнали?
-какую роль в данном уроке сыграла словарная диктовка «Не с именами существительными»?
— определить но вую информацию из пара графа, исполь зовать способ рассуждения при ответе.
( дети должны рассказать о случае, когда к прилагательным относятся слова далеко не, отнюдь не, вовсе не и т.д.)
2. Составление кластера или схемы
Познавательные УУД :1.Выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов.
3.Пользоваться разными видами чтения, опираясь на механизмы и приемы читательской деятельности
6.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность
1. Отложенная задача. Вернемся к записанным ранее словам стихотворения.
-как вы напишете данные прилагательные?
-Раскройте скобки и правильно запишите слова.
-Как можно сгруппировать эти прилагательные?
2. Синтаксический разбор предложения
Некрасивое поведение Толика привело к тому, что все ребята почувствовать неловкость перед пожилым человеком.
-построить схему, объяснить орфограммы, знаки препинания;
-есть ли слова на изучаемое правило?
— произвести морфологический разбор слова неловкость.
3.Коллективное выполнение упр. 357 с комментариями.
6. Проверка самостоятельной работы в парах, сравнение с эталоном (на слайде)
7. Выставление оценок
1.Искать пути решения проблемы
2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию
1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
Устный рассказ (Ответили ли вы в ходе урока на проблемные вопросы? и т.д.)
Дайте оценку вашей работе на уроке.
1.Строить связное монологическое высказывание
Соотнести цели и результаты своей деятельности
Источник