5 загадок о языке и речи

Загадки про язык для детей: 20 лучших

Сайт «Мама может все!» собрал самые лучшие загадки про язык для детей. Культура каждого человека всегда на виду, главный показатель – устная речь, богатство лексики, правильные ударения, скорость речи, ясность мысли… Список критериев можно ещё продолжать, а чтобы красиво говорить, нужно много читать и учиться интонации в речи. Вот только небольшая загадочная иллюстрация о языке! Попробуй разобраться!

Вёрткий, красный без костей
Для передачи новостей!
(Язык)

Он может говорить стихи,
Молоть тирады чепухи,
Способен петь часами
Под носом и усами!
(Язык)

В Древнем Риме ели это
В виде вкусного паштета,
У соловья частица та
Вырывалась изо рта!
И богачи за обе щёки
Глотали тот паштет жестокий!
(Язык)

***

На островах Альбиона
В колокольных перезвонах
Мы слышим что за речи
Совсем по-человечьи,
На звук слова приятны,
Но очень непонятны!
(Язык англичан)

Он есть родной и очень странный
Непонятный иностранный!
(Язык)

Что изучает переводчик,
Который знает очень точно,
Что сказать иностранцу
Китайцу или испанцу?
(Язык)

По словарю, без словаря
В чём практикуемся не зря,
И что мы изучаем,
К примеру, из Китая?
(Язык)

Ритм работы нашей школы
Каждый год всегда весёлый!
Не просто выйти в грамотеи
Что я учу, в трудах потея?
(Язык)

«Горшки обжигают не боги»,
Что изучает филология?
(Язык)

Знает каждый грамотей,
Его разделяют на десять частей,
Здесь и глаголы, и предлоги…
Он у нас известен многим!
(Язык)

Вслух произносятся шикарно,
Без ударения звуки, ударные!
Что учит правильно и просто,
Говорить детей и взрослых?
(Язык)

Читаем книги мы не зря,
Начиная с букваря,
И знать мы что мечтаем,
Учебники листая?
(Язык)

***

Он должен быть всегда культурным –
Разговорным и литературным,
Без «мусорной вульгарной брани»,
Чтоб оскорблением «не ранить»!
(Язык)

В каждой речи только слово
Для общения основа!
А все слова «в одной упряжке»
Назвать сейчас для вас не тяжко?
(Язык)

Ни для кого не есть секрет,
Его мы учим с малых лет,
А как запомнил сотни слов,
Что ты использовать готов?
(Язык)

Есть для письма, для разговоров,
Научный есть для жарких споров,
А есть особый, для поэтов…
Подскажите мне, что это?
(Язык)

Что собирают наши словари,
Как блески утренней зари,
Всего народа дивный клад,
Который знать бы каждый рад?
(Язык)

В нём слова как будто листья,
Порой стареют очень быстро,
Но, как обычно, неизменно,
Им новые спешат на смену!
(Язык)

В уши нам летит с экрана,
В текстах песен постоянно,
Этот важный инструмент
Нужен нам в любой момент,
Мы, «по жизненному циклу»,
Его использовать привыкли!
(Язык)

Славянский, несколько веков,
Исконно русский, он таков,
Растёт и популярен очень
И каждый овладеть им хочет!
Он в этот мир принёс культуру —
И лучше нет литературы!
(Язык)

Источник

Загадки про язык

Всегда во рту,
А не проглотишь.

Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.

За стеной костяной, соловейко, спой.

Красная лисица
Из своей норки
Не выходит.

Остёр, как бритва.
Сладок, как мёд.
И друга отыщет,
И врага обретёт.

Русский, польский и английский,
Итальянский и бельгийский —
Разговорные друзья.
Так о чем же это я?

Стоит корова
В своём стойле —
Ей бы в стойле посидеть,
А она на волю рвётся!

Толстый матрац
На кровати лежит,
А кровать — в доме,
Кто на матрац приляжет —
Тому он кости перемоет.

Красный зверь
За белой стеной,
Что о стену не бьётся —
Зверю в пасть льётся.

Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.

Белая бочка,
А в ней — ни сучочка.

Белый тулупчик
Сшит без единого рубчика.

В маленькой квашенке два теста.

Избушка нова —
Жильца нет,
Жилет появится —
Изба развалится.

Может разбиться,
Может и вариться,
Если хочешь —
в птицу Может превратиться.

Пробил я стенку — увидел серебро;
Пробил серебро — увидел золото.

У меня нет костей и нет ног,
Но если меня положить тепло,
Я скоро начну ходить. Кто я?

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что—то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.

Хоть на съёмках кинокадра,
Хоть на сцене здесь в театре,
Мы послушны режиссёру
Потому, что мы …

Я работаю в театре.
Просто тётя я в антракте.
А на сцене — то царица,
То бабуля, то лисица.
Знает Коля и Лариса,
Что в театре я …

Читайте также:  Как на корейском языке будет мама

Есть знак “”точка””,
На ветке — “”почка””,
А схожа с кадушкой
В хозяйстве …

Деревянное дно и ни одно —
Сверху и снизу оно.
По кругу дощечки кривые,
Слегка выгнуты, не большие
И скреплены не гвоздями,
А подпоясаны ободами.

Что это такое: летит, шуршит, а не шуршавчик?

В каком месяце люди говорят меньше всего

Москву заводили, во что первый гвоздь колотили?

Я легкий как перышко, но долго меня не удержишь.

Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Что это за гости?

Знает каждый человечек,
Что из глины лепят …

Посуды нет такой давно,
Всё металл и стекло,
А в старину у всех была
Чаще посуда …

Рисую всегда, то мордашки, то лица.
Палитра моя — это разные лица
Я им помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
В зверя, в Баб — Ёшку,
В страшилку, в Кощея,
В смешную матрёшку,
В кота, в Бармалея.
Клиент мой — актёр.
Я классный …

Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.

К вечеру умирает, по утру оживает.

Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе
И мир открывается с ней.

От дома начинается,
У дома и кончается.

В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.

На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей.

Источник

Велик, могуч и прекрасен! Загадки про русский язык для детей

Русский язык – великий и могучий. Он стал родным для многих народов. Наших великих классиков знает весь мир. И многие иностранцы с восхищением цитируют шедевры русского творчества. Мы должны гордиться, что у нас русская речь и прививать любовь к ней наших детей.

В этом помогут загадки про русский язык: простые, сложные, про урок русского языка и литературы. Для удобства загадки разделены по возрастам для детей 1-2, 3-4, 5-6 класса и даны ответы.

«А», «Б», «В», и по порядку повторяю алфавит

Загадки про русский язык для детей 1-2 класса с ответами

Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю…
(Алфавит)

Прочитали мы рассказ,
Попросил учитель нас
Проявить старание —
Тексту дать название.
Тут я оказался ловок —
Вмиг придумал…
(Заголовок)

Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят.
(Буквы)

Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху…
(Ударение)

Если гласная плохо слышится,
Эта гласная очень коварная,
Ведь с ошибкою слово напишется,
Если гласная —…
(Безударная)

Каждый абзац мы с нее начинаем.
Помним о ней и название знаем.
И правильно скажет школьник любой,
Что отступ зовется…
(Красной строкой)

Он отвечает на вопрос «Что делать?».
Часть речи это. Например, «пошел».
Обозначает действие предмета
И гордо называется…
(Глагол)

Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда…
(Запятою)

Я писал письмо Сережке,
О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов,
Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка
Я закончил. Ставлю…
(Точку)

Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки…
(Гласные)

Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они…
(Согласные)

По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет.
(Твердый и мягкий знаки)

Русский – язык высокой культуры. Он стал родным для таких общепризнанных гениев, как Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Александр Пушкин и для многих других писателей, поэтов, драматургов, критиков, общественных и культурных деятелей.

Глубина его бездонна, он велик и бесподобен

Загадки про русский язык для детей 3-4 класса

Глубина его бездонна,
Он велик и бесподобен,
Гибок, ловок и послушен,
И в России всем он нужен!
(Русский язык)

Слова одной и той же части речи.
Но разное значение у них.
Скажу я «трусость»,
Ты ответишь — «храбрость»,
Скажу я «грусть»,
А ты в ответ мне — «радость».
(Антонимы)

В текст слова чужие вставим,
И в кавычки их поставим.
Вы же знаете, ребята,
Что в кавычках, то …
(Цитата)

Я его в основе встречу,
Подчеркну одной чертой.
На вопрос «Кто?», «Что?» ответит
Этот главный член. Какой?
(Подлежащее)

Я один говорил,
Это был монолог.
Собеседник вступил,
Стала речь —…
(Диалог)

Этот главный член найду,
Две черты я проведу.
Он в основе есть, скажу я,
Называется…
(Сказуемым)

Читайте также:  Все существительные в немецком языке с артиклями

Часть слова, известная всем.
Не быть его может совсем,
Оно может быть звуковое,
А может быть и нулевое.
(Окончание)

Знак простой – крючок и точка,
Я пишу его на строчке.
Если что-то вдруг спрошу,
То в конце и напишу.
(Знак вопроса)

Все, что существует,
Оно обозначает.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Четко отвечает.
Всегда оно имеет
И число, и род,
Чтоб не обижался
На него народ.
Падежей различных –
Сразу целых шесть
На любые случаи
У него уж есть.
(Имя существительное)

Художницу эту
Знает весь свет.
Раскрасит талантливо
Всякий предмет.
Ответит всегда
На вопросы такие:
«Какая?», «Какой?»,
«Какое?», «Какие?»
(Имя прилагательное)

Он предметы оживляет,
И в дела их привлекает.
Что им делать – говорит.
Строго сам за всем следит.
Он три времени имеет,
И спрягаться сам умеет.
(Глаголы)

«Многие писатели говорили, что на русском можно вести любую беседу: признание любви, общение с врагом, дружеская беседа, ведь именно он может передать все чувства и эмоции, лучше, чем какой-либо другой язык».
Из сочинения ученика 6 класса

Распространённый и известный, по миру пятым он «идёт»

Сложные загадки про русский язык для детей 5-6 класса

Распространённый и известный,
По миру пятым он «идёт»,
А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО,
Рабочим языком слывёт!
(Русский язык)

В славянскую группу,
Входит язык,
Наречия, говоры,
Жаргоны включив!
(Русский язык)

Вот у нее ведь какая привычка —
Как только прямая, так сразу в кавычках.
(Прямая речь)

Мы преставимся всегда
Лишь к началу слова.
И меняем без труда
Смысл его на новый.
В речи – очень много нас:
У, ЗА, ДО, ПО, БЕС, НЕ, РАЗ.
И еще другие есть,
Всех нас трудно перечесть.
И запомните, друзья,
В языке без нас нельзя!
(Приставки)

Пух каков? Всегда пушист.
И красив кленовый лист.
А зима-то, какова?
Очень снежна, холодна.
Каково мое оконце?
Широко! В нем видно солнце.
Совы – серы и темны.
Мышкам ночью не видны.
Все похожие слова –
Форма прилагательных.
Нам каков и какова –
Скажут обязательно.
(Краткие прилагательные)

Быстро предметы оно сосчитает.
Строгий порядок при счете их знает.
На два вопроса ответит вам только:
Это вопросы который? и сколько?
Цифры частенько ответ заменяют.
Люди его очень часто склоняют.
Часто при этом они ошибаются.
Как он зовется? Кто догадается?
(Имя числительное)

Признаки действий оно означает.
Всем любопытным оно отвечает,
«Где?» и «Когда?», «Почему?», «Отчего?»
«Как?» и «Куда же?», «Зачем?», «Для чего?»
Род не имеет, не хочет склоняться,
Очень не любит оно изменяться.
Степень сравнения может иметь.
Как его имя? Скорее ответь.
(Наречие)

Мы зашли в лесную чащу.
Бродит там медведь рычащий.
Там – протоптанные тропки.
Еж испуганный и робкий.
Там – ползущий муравей
И поющий соловей.
В строках этих, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие)

Применяем мы все это
Вместо имени предмета.
И в количестве предметов
Применяем также это.
Нам оно на все укажет,
Только вот, имен не скажет.
Очень часто это применяется.
Очень сильно это изменяется.
Без него, как ни вертись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение)

Слова означают одно и то же,
Но между собою они не похожи.
По-разному пишутся и говорятся…
Как называются? Кто догадался?
(Синонимы)

Загадки про урок русского языка и литературы

На каком уроке мы пишем сочинение?
На каком уроке мы готовим изложение?
На этом уроке изучаем орфограммы.
На этом уроке существуют разные приёмы.
(Урок русского языка и литературы)

Прописи, тетради, авторучки скрип,
Пишет аккуратно каждый ученик.
Правила читаем, учим назубок.
Ну, ребята, что же это за урок?
(Урок русского языка)

«Русский язык – это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия».
Из сочинения ученика 6 класса

Источник

Загадки о русском языке.

Ответ или решение 2

Такие задачи делают уроки более интересными, тем самым помогают школьникам лучше усвоить школьную программу.

Загадки про буквы

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите двадцать штук. Они все разные,

Загадки про части речи

Часть речи это. Например, «нашел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

«Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»

Загадки про знаки препинания

Я пишу его на строчке.

Если что-то вдруг спрошу,

То в конце его пишу.

О делах, друзьях немножко.

В конце третьего листочка

И день замечательный!

Другие загадки про русский язык

Его значение всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Это же – большое счастье.

Сможет даже грамотей

Составить слово из частей.

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

“Загадки о русском языке”

1. Черные стоят все в ряд,

С нами мудро говорят. (Слова)

2. В текст слова чужие вставим,

Читайте также:  Welch jed dies в немецком языке склонение

И в кавычки их поставим.

Вы же знаете, ребята,

Что в кавычках, то …(цитата).

3. Слово делим мы на части.

Это ведь – большое счастье.

Сможет каждый грамотей

Сделать слово из частей. (Слоги)

Вмиг заговорят. (Буквы)

5. Он предметы оживляет, и в дела их привлекает. Что им делать – говорит. Строго сам за всем следит. Он три времени имеет, и спрягаться сам умеет. Дети долго ходят в школы, чтобы выучить…(глаголы).

6. Мы зашли в лесную чащу. Бродит там медведь рычащий. Там – протоптанные тропки. Еж испуганный и робкий. Там – ползущий муравей, и поющий соловей. В строках этих, я замечу, есть особая часть речи. (Причастие)

7. Все, что существует, оно обозначает. На вопросы «Кто?» и «Что?» четко отвечает. Всегда оно имеет и число, и род, чтоб не обижался на него народ. Падежей различных – сразу целых шесть на любые случаи у него уж есть. (Имя существительное)

Источник

Загадки про русский язык (40 штук)

Он красив и почитаем,

Пушкин, Лермонтов, Тургенев

На нём писали, говорили!

По Миру пятым он «идёт»,

А вот в ООН, да и в ЮНЕСКО,

Рабочим языком слывёт!

В нём красота звучанья слов,

И глубина многообразия,

Живёт в нём русская душа,

Певучесть, гибкость, уникальность!

Одну и ту же мысль,

Можете выразить вы!

Белинский писал о нём!


В славянскую группу,

Тридцать три буквы,

Согласных звуков больше гласных,

Язык вместителен, прекрасен,

И Пушкин, Лермонтов, Тургенев,

На нём писали без сомнения!

В славянскую группу входит язык,

И классики все его уважают,

Так, как же его все называют?

Глубина его бездонна,

Он велик и бесподобен,

Гибок, ловок и послушен,

И в России всем он нужен!

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Очень сложная программа.

Мы в словах из разных фраз

Тридцать три подружки

Друг за другом встанут,

Все слова составят.

Если слог мы выделяем

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Ты ответишь — «храбрость»,

А ты в ответ мне — «радость».

Если гласная плохо слышится,

Эта гласная очень коварная,

Ведь с ошибкою слово напишется,

С вопросом предложения

Я обозвал «спросительные».

Я позабыл в волнении

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется…

Искусство читать и искусство писать

Сложнее чтения, сложней математики.

Наука, что может язык изучать,

Я главные члены ищу в предложении.

Подлежащего нет, где-то спряталось снова.

Оно со сказуемым в соединении

Знак такой: крючок и точка,

Напишу его на строчке.

Если что-то я спрошу,

То его в конце пишу.

Сколько? Где? Когда? Все просто…

И снег замечательный!

Часть слова, известная всем.

Не быть его может совсем,

Оно может быть звуковое,

А может быть и нулевое.

Она выражает значение слова

И называется просто — …

По соседству два брата живут,

В слова то и дело встают.

Один брат звуки смягчает,

Другой брат их разделяет.

Я писал письмо Сережке,

О делах, друзьях немножко.

Не писал я много слов,

Ну а вышло пять листов.

В конце пятого листочка

Если корень выделяем,

Суффикс мы определяем

И приставку мы найдем,

Наши действия — не вздор,

Средний, женский и мужской бывает.

Как его, скажите, называют?

Ты части речи те — союз,

Предлог, частицу, — помни.

Ты, школьник, намотай на ус,

Названье их запомни.

Зовутся не волшебные,

Каждый абзац мы с нее начинаем.

Помним о ней и название знаем.

И правильно скажет школьник любой,

Что отступ зовется…

Часть текста в учебнике нам не в новинку:

То, может, абзац, может быть, половинка.

Такой вот из текста любого «обрывок»

Мы все называем понятно — …

Над ошибками работу

Делал целую субботу.

Иссякло уж терпение,

Слова в учебнике написаны неверно,

Случайные ошибки здесь, наверное.

Возьмем, к примеру, «кОрандаш», «пИрчатки»,

В словах учебника нашел я…

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда…

Если текст вдруг незаконченный,

Вместо точки стоит…

Конфета в вазе была одна.

Мама насыпала, стало полно.

Ответьте же мне на вопрос, детвора,

Что у конфет изменилось?

Если третье — «Он», «Они»,

А второе если, значит,

«Ты» и «Вы». И не иначе.

«Иван Родил Девчонку,

Велел Тащить Пеленку».

По первым буквам прочитай,

Все шесть братишек называй.

Их имена скорей скажи.

Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок —

Зовут его крылатым словом,

Его значенье всем знакомо,

Название звучно с афоризмом.

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда держи

Есть суффикс, стоящий за окончанием,

Он носит другое, сложнее название.

Особый суффикс «СЯ» или «СБ»

Может нам оно сказать.

Ошибку я исправила,

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это?

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает.

Источник

Интересные факты из жизни