5 у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций

Разделение труда у животных

Усложнение схемы иерархического строения общества соединено и с «распределением ролей» (либо «разделением труда») животных в группе. Оно описано у неких вместе охотящихся плотоядных рыб (тунца, макрели), также у ряда видов млекопитающих, таковых как бобры, львы, волки, гиены, гиеновые собаки, шакалы и др. Этот парадокс представляет собой выполнение членами группы разных, но верно определенных по функции действий, к примеру при охоте либо охране местности. Возможность выполнения различных ролей в обществе определяется у каждой особи сложнейшим сочетанием видовых, наследственных ФКД и поведения, основанного на личном и соц опыте. На «результирующей» влияния опыта и врожденных задатков и базирована роль каждого индивида в обществе.

В целом, «разделение труда» в обществах животных, непременно, делает их социальные дела наиболее сложными и многообразными. В различных ситуациях на 1-ый план могут выходить особи, наиболее способные к тому либо иному виду деятельности. Такие дела именуют «ролевой иерархией».

Замечательное разделение труда существует в обществе бобров. Обитающая в хатке группа животных выделяет «дежурных», которые по очереди смотрят за бобрятами. Они повсевременно играют роль «спасателей», потому что детеныши еще не чрезвычайно отлично плавают и, покидая хатку, могут не отыскать входа в нее, задохнуться в воде или погибнуть на берегу. Бобры, работающие вне хатки, также выполняют различные функции, такие как снабжение бобрят едой, охрана либо стройку.

Есть наблюдения, свидетельствующие о том, что у неких видов «разделение труда» содержит в себе манипуляции поведением одних особей со стороны остальных. Более известны, хотя не на сто процентов убедительны, именитые опыты К. Моуэра: в камеру помещались несколько крыс, которые могли жать на рычаг для получения еды, но кормушка находилась в отдалении от него. Оказалось, что в таковой ситуации на рычаг надавливали только немногие особи, обеспечивая едой всех других. Остается неясным, почему «работала» лишь часть животных, а остальные вели «паразитический» стиль жизни.

Иной, наиболее убедительный пример «разделения труда» и «эксплуатации» в группе юных шимпанзе обрисовал Л.А. Фирсов. Он провел свои наблюдения на озерном полуострове в Псковской обл., где юные животные в летнюю пору вели вольный стиль жизни. На первом шаге опыта шимпанзе могли получить приманку из открывающегося ящика лишь в итоге удачных действий напарника. Когда они усвоили этот навык, дела меж ними начали изменяться. Довольно сбалансированные сначала опыта, они быстро переходили в фазу «беззастенчивой эксплуатации», когда огромную часть заработанной приманки получали не «работники», а «наблюдатели». Прежняя картина отношений восстанавливалась только опосля энергичных столкновений. Непременно, такое «разделение труда», в особенности методом манипуляций поведением партнеров, просит известного общественного опыта и гибкости поведения.

Сходные дела складывались и в группе юных ворон (сначала опыта их возраст составлял 2 месяца), которые учились жать на рычаг для получения корма сразу. И в данном случае толика пищедобывательных реакций, совершенных членами группы, с самого начала была различной, и это различие углублялось в процессе опыта. В конце концов около 80% всех реакций совершала одна из птиц, получая при всем этом только 38% заработанных ею порций корма. Другие 3 птицы получали в среднем по 20% всех подкреплений, даже ежели совершали менее 2% нажатий на рычаг. Значительно отметить, что взаимодействия меж птицами были практически лишены признаков злости, во всяком случае, ворона, нажимавшая на рычаг, не пробовала отгонять остальных членов группы от «заработанного» ею корма. Может быть, это происходило поэтому, что самыми активными «добытчиками» были низкоранговые» особи. Таковым образом, в данной ситуации представители очень различных групп позвоночных ведут себя достаточно сходным образом. Исследование индивидуализированных сообществ животных дает много примеров очень принципиальной роли сотрудничества для удачной деятельности и выживания группы. Более калоритные из их – это совместная охота у почти всех больших хищников, совместное сложное стройку и выкармливание потомства у дальних друг от друга видов, к примеру у бобров, голых землекопов и публичных насекомых – термитов, ос, пчел, муравьев.

В приведенных примерах сотрудничество меж членами общества составляет видоспецифическую черту их поведения, обязательно соответствующую для всех особей. Вместе с сиим сотрудничество может возникать как личное приспособление отдельных особей к определенным условиям среды, которое не предвидено видовыми стереотипами поведения. Таковой вид сотрудничества представляет особенный энтузиазм для свойства разумных компонентов в поведении животных. Более убедительные примеры этих высших форм кооперации обнаружены у человекообразных обезьян. Так, Дж. Гудолл приводит в собственной книжке ряд примеров, когда шимпанзе оказывали помощь иным членам группы, которые могли не быть их родственниками. Очередной пример – наблюдение Р. Футса за «говорящей» мортышкой Уошо, которая жила на островке, окруженном рвом с водой и изгородью с электрическим током. В один прекрасный момент юная самка Синди, решив навестить Уошо, каким-то образом преодолела эту изгородь, но свалилась в воду и начала тонуть. Увидев это, Уошо, держась за травку, вошла в воду и умудрилась схватить Синди за руку, когда та, быть может в крайний раз, всплыла на поверхность. Следует выделить, что меж мортышками не было схожих отношений, ну и познакомились они совершенно незадолго до действия.

Разбирая этот и подобные достаточно бессчетные примеры, Дж. Гудолл считает, что отбор родичей может играться роль в формировании возможности к взаимопомощи не только лишь посреди схожих, но также и сторонних друг дружке особей.

О возможности к сотрудничеству не только лишь у приматов, да и остальных высокоорганизованных позвоночных свидетельствуют упомянутые выше данные о врановых птицах. Типичным экспериментальным подтверждением ее существования могут служить также данные опытов Л. С. Бондарчука, описанные в работе Крушинского и др. (1982), по одновременному обучению 2-ух ворон в специальной камере, разбитой пополам прозрачной перегородкой. В каждой половине находилась педаль, при нажатии на которую возникал корм, но это происходило лишь тогда, когда вороны надавливали на «свои» педали сразу. Независимо от этого ворон обучили открывать дверцы примыкавших к обоим отделениям камеры доп клеток, где птицы лицезрели кормушку с мясом. Любой из способностей вырабатывался довольно просто. Потом в главном опыте одну из ворон запирали в клеточку, так что 2-ая птица при нажатии на педаль корма не получала.

Оставшись в одиночестве, ворона в конце концов открывала клеточку и выпускала напарника. Данный факт рассматривается как подтверждение возможности птиц к экстренной интеграции независящих способностей в новейшей ситуации, т.е. к одному из относительно обычных видов рассудочной деятельности.

Анализируя делему взаимопомощи и сотрудничества у высших позвоночных, Л.В. Крушинский приходит к выводу, что главным механизмом, обеспечивающим возможность таковых отношений меж членами общества, быть может лишь довольно развитая рассудочная деятельность. Вправду, поведение Уошо в приведенном примере включает экстренную оценку новейшей, ранее никогда не имевшей места ситуации, способность поставить себя на место мортышки, терпящей бедствие, и принять адекватное данной ситуации решение».

Источник

Понятие о механизмах психологической защиты

Защитные механизмы срабатывают в условиях конфликта одинаково сильных, но противоположно направленных стремлений личности, вызывающих “возмущение” в системе ее мотивации.

Пока поступающая извне информация поддерживает уже сложившееся у человека представление о мире и о себе, он живет в согласии с самим собой. С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения сознания от информации, которая может нарушить его внутреннее равновесие, опирающееся на сложившуюся у него картину мира, – система защитных психологических барьеров. Эта система может рассматриваться как особая форма переработки травмирующей информации.

Читайте также:  Животные которые имеют мягкое тело защищенное раковиной это какая группа животных

Защитные механизмы представляют собой особого рода психическую активность, реализуемую в форме специфических приемов переработки информации, которые помогут предотвратить потерю самоуважения и избежать разрушения единства “образа Я”.

Психологическая защита проявляется в действиях человека по сохранению привычного мнения о себе, по отторжению или изменению информации, воспринимаемой как неблагоприятная и разрушающая базовые представления о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З. Фрейдом; их специальное изучение связано с именем его дочери – А. Фрейд.

Наиболее изученные формы психологической защиты (как преобразования травмирующей информации) получили специальные названия: отрицание, подавление, рационализация, вытеснение, проекция, идентификация, замещение, реактивные образования, сублимация.

Опишем наиболее часто “работающие” психологические механизмы защиты, как выявленные З.Фрейдом, так и описанные другими исследователями.

Отрицаниеопределяется как процесс устранения, игнорирования травмирующих восприятий внешней реальности. Этот механизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки личности; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. В житейском обиходе подобный механизм обозначают как “позицию страуса”. Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.

Вытеснение– механизм избавления от внутреннего конфликта с помощью активного исключения из сознания неприемлемого мотива или нежелательной информации. Феномены забывания чего-либо очень часто связаны с вытеснением. Например, особенно неудобные факты для нас легко забываются.

Идентификация– защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, присущие другому лицу. В идентификации есть и позитивный момент, так как это механизм усвоения социального опыта, овладения желательными, но отсутствующими у индивида свойствами и качествами. Эмоциональное сопереживание зрителя или читателя героям художественного произведения основано на механизме идентификации с ними.

Реактивные образования– защитный механизм трансформации травмирующего мотива в свою противоположность. Безотчетная, не имеющая разумных оснований неприязнь к человеку может оборачиваться особой предупредительностью к нему, посредством которой субъект старается преодолеть собственные агрессивные чувства. Например, педагоги в агрессивном преследовании мальчиком-подростком своей одноклассницы “прочитывают” чувство первой влюбленности, видят в этом характерный для подростков ритуал ухаживания.

Рационализация понимается как приписывание логических или благовидных оснований поведению, мотивы которого неприемлемы или неизвестны, как оправдание перед другими или самим собой своей несостоятельности. В частности, рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает (обесценивает) значимость травмирующего фактора в сторону его снижения.

Замещение– защитный механизм, связанный с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное нереализуемой потребностью, недостижимой целью.

В заключение необходимо отметить, что работа с сознанием, в том числе преодоление психической защиты в случаях, когда они препятствуют формированию адекватной самооценки и самосовершенствованию личности, составляет центральный предмет психотерапевтической практики. С полным основанием сказанное можно отнести и к педагогической практике.

Задания для самоконтроля

1. Верны или неверны следующие утверждения:

§ механизмы психической защиты являются врожденными формами поведения;

§ механизмы психологической защиты не зависят от воли человека;

§ проекция – это приписывание другому человеку собственных мыслей и желаний;

§ вытеснение – это зрелый, эффективный способ психической защиты;

§ механизмы психической защиты способствуют поддержанию психического здоровья человека.

2. Определить, о каком блоке мозга идет речь:

· расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола и тех образований серого вещества, которые составляют древнейшую основу его жизнедеятельности. Процессы, происходящие в сети нервных клеток этого блока обеспечивают “питание” мозга, его бодрствование;

· расположен в передних отделах мозга и включает в себя лобные доли, является мощным аппаратом, позволяющим формулировать программы действий, регулировать их протекание и контролировать успешное выполнение;

· расположен в задних отделах больших полушарий. Отдельные участки выполняют здесь определенны функции.

3. Закончить определения:

· свойство мозга, сущность которого определяется тем, что определенные участки мозга выполняют строго соответствующие функции, называется.

· свойство мозга, проявляющееся в том, что некоторые участки не несут определенных функций, называется.

· свойство мозга, проявляющееся во взаимозаменяемости участков, называется.

4. Приведите в соответствие:

Б. правое полушарие

· выделение центра. фигуры

· расположение деталей, фактов

· целостные представления объекта

5. Выберите верные суждения:

§ развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

§ каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении психической организации;

§ развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

§ у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

§ общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

§ основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

6. Ответьте на вопросы:

1. Почему зайца легче научить “бить в барабан”, а енота “стирать белье”, чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

2. Почему сложное поведение пчел или муравьев нельзя назвать трудом?

А. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено “украсть бумажник” у товарища. Он не мог выполнить это задание гипнотизера. В то время как другие указания: умыться, съесть яблоко и т.д. испытуемый выполнял.

Б. Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

В. Семиклассник, которого дразнили одноклассники, разорвал учебник и тетрадь, ударил одного из товарищей.

Источник

Тема 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе

План

1. Психика и отражение. Понятие психики. Функции психики.

2. Проблема возникновения психики в эволюции.

3. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики.

4. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии перцептивной психики.

5. Стадия интеллекта.

Практические задания

Задание 1. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

– Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

– Уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации.

– Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

– Развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

– У многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций.

– Врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных.

– Общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей.

– Основу всех без исключения форм поведения животных составляют инстинкты.

Задание 2. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? По каким признакам вы это установили? Расположите эти примеры в порядке ступеней экологического развития.

2. В Сингапуре имеется специальный обезьяний питомник, где подготавливают обезьян к «работе» ботаников. Обезьяны довольно легко запоминают около 25 слов, которыми пользуются люди, отдавая распоряжения четвероногим помощникам, прыгающим на ветвях на высоте пятиэтажного дома. Обезьяны обламывают и приносят людям отдельные листья и цветы, которые достать другим способом бывает невозможно. Таких обезьян учёные используют при сборе гербариев в тропиках.

Читайте также:  Заставки на телефон для девочек 10 лет милые с животными

3. Дождевых червей тренировали передвигаться по одной из аллей Т-образного лабиринта, ведущей в тёмную влажную камеру, и избегать другой аллеи с подключенным электрическим током и раздражающим солевым раствором. Для выработки таких движений потребовалось около 200 подкреплений. Черви были способны сохранять выработанную реакцию после удаления первых пяти сегментов тела с мозговым ганглием.

4. Дельфины чрезвычайно быстро обучаются. Чтобы дельфины усвоили новый сигнал, им достаточно лишь два-три раза показать требуемое действие. Так, дельфины обучались ловить пищу на лету, аккуратно брать её с тарелочки, хватать корм из рук и даже изо рта дрессировщика, находившегося на высоте почти 5 метров от поверхности воды. Дельфины позволяли запрягать себя в упряжку, чтобы возить плотик с человеком. Они охотно играли в баскетбол и с большой точностью с шестиметрового расстояния забрасывали мяч в корзину, поднятую над водой почти в человеческий рост. Дельфины ухитрялись звонить в колокольчик, дёргая за шнурок во время изящного прыжка, и даже вытаскивали платки из карманов зрителей.

7. По наблюдениям французского учёного Фабра, роющие осы-сфексы, протыкая жалом три ганглия у сверчков, парализуют их, а затем помещают в норку. Личинка сфекса питается таким парализованным, но ещё живым сверчком, сохраняющим необходимые для развития личинки питательные качества. Фабр с удивлением описывает точность, с которой сфекс находит ганглии у сверчков, как будто он знаком с анатомией насекомых. Вместе с тем характерно, что сфекс втаскивает сверчка в вырытую норку только за усики. Если обрезать парализованному сверчку усики, то сфекс оказывается совершенно беспомощным и не делает никаких попыток втащить сверчка в норку.

8. У гусей обнаруживается реакция на предмет, который вырисовывается на фоне неба, не производит крыльями хлопающих движений, движется медленно. Поэтому гуси обычно пугаются самолётов, пока не привыкнут к ним. Известный биолог Лоренц описывает гусыню Мартини, которая вывелась в инкубаторе и совершенно не реагировала на самолёты до определённого момента. Затем она сразу стала ужа ужасно пугаться самолётов. Через некоторое время Мартини вновь успокоилась, привыкнув к виду самолётов.

9. Молодые бобры были выращены вдали от родителей и ничего не могли у них перенять. Когда бобры выросли, им положили в клетку строительный материал. Они немедленно построили плотину по всем правилам, хотя никогда не видели не только плотины, но и реки.

Задание 3. К какой форме поведения животных относится каждый из приводимых ниже примеров? Чем навыки животных отличаются от навыков человека?

1. Дождевой червь уползает с освещенного места.

2. Марк Твен писал: «Кошка, один раз сев на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту…и на холодную тоже».

З. В газетах описывали случай как дикий дельфин спас тонущего человека.

4. Курица, высидев утят, бросается за ними в воду, пытаясь их спасти, а утята, как ни в чём не бывало, после купания следуют за курицей.

Задание 4. Решите психологические задачи.

1. Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не узнает ее, будучи даже голодным, тогда как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

2. Как известно, клевание у цыпленка – инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но в начале цыпленок клюет и зерна, и мелкие камешки, и другие предметы. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. На этом примере объясните взаимосвязь инстинкта и навыка.

3. Почему зайца легче научить «бить в барабан», а енота «стирать белье», чем наоборот? Какой обобщенный вывод можно сделать о навыках животных?

4. Почему сложное поведение муравьев и пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать, что труд создал самого человека?

5. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождается изменениями организма, развитием нервной системы?

6. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах намного больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. В чем причина качественных различий между познанием человека и животных?

7. Н.Н. Ладыгина-Котс сопоставляла подражательное конструировании шимпанзе и трехлетнего ребенка и выявила интересные факты. Определите, какие из них относятся к поведению шимпанзе, а какие – к поведению ребенка? По каким признакам это можно установить?

а) Один из них мог составить фигуру из 2-3 частей только в том случае, если перед ним находится фигура-образец, другой мог выполнить задание и в отсутствии образца, по памяти.

б) Типичная ошибка одного заключалась в том, что он ставил конусообразные фигуры на вершину, а не на основание. Но после их падения ставил их как нужно. Другой такие ошибки делал редко.

в) Оба – и шимпанзе и ребенок – допускали ошибки в строительстве пятиэлементных башен, но если один мог самостоятельно исправить ошибки, то другой это делал только с помощью экспериментатора.

г) Самые трудные задачи для одного – задачи типа конструирования моста, в которых горизонтальный элемент надо было положить на два вертикальных, для другого – это были самые легкие задачи.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Составьте аннотацию работ А.Н. Леонтьева «Проблема возникновения ощущения», «Развитие психики в животном мире», «Стадия интеллекта» (Хрестоматия по курсу введение в психологию (Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред. Е.Е. Соколовой. М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с.). Выделите основные этапы развития психики у животных. Охарактеризуйте их.

Задание 2. Ознакомьтесь с работой К.Э. Фабри «Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики» Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Под ред. Е.Е. Соколовой. М.: Российское психологическое общество, 1999. – 545 с.).

Ответьте на вопрос:

1. Что нового в понимании развития психики животных внесла эта работа? Подготовьте таблицу, сравнив стадии и уровни развития психического отражения у человека и животных по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри.

Источник

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

ü этапы развития психики в филогенезе: стадию сенсорной психики и стадию перцептивной психики и соответствующие им особенности поведения живых существ;

ü как соотносятся понятия «душа», «сознание», «психика»;

ü функции сознания и признаки сознательного действия;

ü структуру сознания: чувственное содержание, биодинамическое содержание, значение, смысл.

ü различать сознательное действие от неосознанного.

ü классификацией бессознательных явлений: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, «надсознательные» процессы.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 3. Понятие о психике и ее эволюции, Главу 4. Происхождение и развитие сознания человека (с. 70-121) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015), Главу 3. Биологические основы психики (3.1, с. 57-62), Главу 5. Структура психики (5.3, с. 93-96) учебника «Психология» под ред. В.Н. Дружинина (2009).

Читайте также:  Гормоны у животных образуются кожными железами входящими в состав эндокринной системы

3. Составьте таблицу, отражающую этапы развития психики в филогенезе.

4. Соотнесите понятия «душа», «сознание», «психика».

5. Определите функции сознания и сформулируйте признаки любого сознательного действия.

6. Составьте таблицу, отражающую структуру сознания: духовный слой, бытийный слой, рефлексивный слой (по В.П. Зинченко).

7. Напишите, в чем различие между пониманием сознания в концепции З. Фрейда и современным научным пониманием.

8. Ответьте на вопрос, что такое «надсознательные» процессы и как они проявляются.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите сочинение на тему «Каким я вижу свое будущее?» и осуществите его анализ, ответив на вопрос, в каких значениях и категориях лично вы формулируете свой образ будущего. Для этого определите все оценочные суждения и оценочные понятия, которые вы используете, выпишите их, подсчитайте частоту встречаемости и обобщите в группы. Так же выявите собственные жизненные смыслы. В данном случае на смыслы указывают те желаемые и субъективно значимые для вас компоненты образа будущего – они показывают то, ради чего вы живете и действуете в настоящем. На основе проведенной работы сделайте вывод относительно вашей персональной системы значений и смыслов.

2. О каких «элементах» сознания говорится в данных текстах и в каком отношении друг к другу они находятся [40: с. 34-35]?

а) «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание … Нечто возникает для сознания постольку, поскольку оно знает это нечто. Знание есть его единственно предметное отношение» [18: с. 633].

б) «Мое отношение к моей среде есть мое сознание» [19: с. 29].

3. Какое из рассуждений можно считать правильным и почему?

а) «Для дантиста моя зубная боль – факт, существующий объективно, следовательно, он относится к материальной сфере действительности» [12: с. 154].

б) «Не всякий объект исследования есть объективная реальность. Из того, что боль, восприятие или мысль становится объектом исследования, не вытекает, что они превращаются в объективную реальность. Они остаются явлениями субъективной реальности» [12: с. 154].

3. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор:

· развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде;

· уже у растений можно обнаружить примитивные формы психической организации;

· каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации;

· развитие психики животных проходит стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики;

· у многих животных существует разделение труда с последовательной сменой функций;

· врожденный пусковой механизм инстинктивных поведенческих актов одинаков для всех видов животных;

· общение животных по своему содержанию и характеру аналогично общению людей;

· основу всех без исключений форм поведения животных составляют инстинкты [34: с.60-61].

Темы рефератов

1. Стадии развития психики в филогенезе.

2. Возникновение и развитие сознания.

3. Функции сознания.

4. Структура сознания по В.П. Зинченко.

5. Индивидуальное и общественное сознание.

6. Сознательное и бессознательное в психики и поведении человека.

7. Духовный слой сознания.

8. Рефлексивный слой сознания.

9. Развитие сознания в онтогенезе.

10. Измененные состояния сознания.

Рекомендуемая литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. – М.: ИП РАН, 2010. – 272 с.

2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб.: Речь, 2003. – 368 с.

3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

5. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. – 592с.

6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

7. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.

8. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Прокомментируйте приведенные точки зрения. К автору какой из них вы готовы присоединиться и почему?

а) Г.И. Челпанов писал, что сознание, душа – это артист, который управляет интсрументом, т.е. мозгом, но как артист может играть только тогда, когда есть инструмент, так и душа может оказывать воздействие на тело только в том случае, если есть мозг.

б) Э. Юлина считала, что в отношении сознание-мозг активна роль принадлежит самости, а не мозгу… Человеческая самость – это активный программист мозга (если мозг сравнить с компьютером) или «пилот самолета». Как пилот, она в одно и тоже время наблюдает и предпринимает действия, действует и страдает, обращается к прошлому и планирует будущее [34: с. 66].

3. Проанализируйте приведенный фрагмент из статьи Дж. Рея «Основания для сомнения в существовании сознания». Согласны ли вы с автором или нет и в чем именно? Можно ли говорить о машинном сознании, имея в виду современные компьютерные системы? Что еще есть в человеческом сознании, что не удается смоделировать в компьютерных системах?

4. Выполнение и обсуждение результатов Теста смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев) (Приложение 3).

5. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Группа психических процессов, к которой относят явление установки:

А) сознательные процессы

Б) «надсознательные» процессы

В) бессознательные процессы

Г) все ответы неверны

2. Вынужденные движения примитивных живых существ как ответ на раздражение:

3. Что существенно повлияло на происхождение сознания в филогенезе:

А) появление и развитие языка

Б) появление коллективных ритуальных действий

В) поиск новых способов добывания пищи

Г) естественный рост человеческой популяции

4. Сигнификация – это:

А) процесс освоения человеком социокультурного опыта прежних поколений

Б) психический процесс наделения объектов действительности значениями

В) психический процесс оценки истинности получаемой человеком информации

Г) процесс воздействия на поведение другого человека при помощи второй сигнальной системы

5. Согласно концепции развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев – К.Э. Фабри), психическое отражение внешней действительности в форме образов предметов появляется у живых существ на:

А) высшей стадии сенсорной психики

Б) высшей стации перцептивной психики

В) низшей стадии сенсорной психики

Г) низшей стадии перцептивной психики

6. Элементарные формы мышления свойственны:

А) высшим позвоночным (птицы, некоторые млекопитающие и др.)

Б) высшим беспозвоночным (членистоногие, головоногие моллюски и др.)

В) низшим позвоночным (рыбы и др.)

Г) высшим (брюхоногие моллюски, кольчатые черви)

7. Выберите ту психическую функцию, которая встречается у человека и животных:

Б) наглядно-действенное мышление

В) произвольное внимание

Г) произвольная память

8. Способность живых существ реагировать на биологически нейтральный раздражитель называют:

9. Выберите правильный признак сознательного действия:

10. Признаком наличия психики у живого существа является:

Источник

Интересные факты из жизни