5 стилизаций одного растения и 5 стилизаций одного животного

Содержание

Мастер класс “Стилизация животных”

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер класс. Стилизация животных Разработал преподаватель изобразительных дисциплин МБУ ДО «Симферопольская детская школа искусств» г.Симферополь Чайка Вера Андреевна

Цели и задачи: Научиться выполнять компоновку на листе бумаги, выполнять стилизацию животных, развить творческие способности, прививать усидчивость, аккуратность, воспитывать любовь к животным и внимательное отношение к друг ругу.

Нам понадобятся: Бумага А4 Гелевая ручка или перо Тонкая кисточка Черная краска или тушь Силуэты животных

Примеры стилизованных животных

Ход работы 1. За компонуйте и выполните эскиз животного на листе бумаги (Перевести, срисовать или придумать своё необычное животное) 2 Продумайте какими будут рисунок и линии: плавные или угловатые, динамичные или статичные. выполните разбивку фигуры на сектора заливки. 3 Выполните детальную прорисовку животных.

Желаем творческих успехов!

Номер материала: ДБ-350204

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

4. Граф.дизайн. Стилизация предметов.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить методы стилизации и применить знания на практике, выполнив два упражнения.

Стилизация

Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.

Далее переход от зарисовки к условной форме.Это второй этап — перевоплощения, трансформации, стилизации мотива. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. Цветок, лист, ветку можно трактовать почти как геометрические формы или сохранить природные плавные очертания. Например, преобразовать живописными средствами реальный образ цветка в декоративный и даже абстрактный можно так

Обобщение формы живописными средствами: а)реалистическое изображение, б)декоративное изображение,в)абстрактное изображение

Степень обобщенности формы и выбор средств художественной выразительности определяются поставленной задачей, задуманным образом.

Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне. Отличительные особенности знака — обобщенность и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.

В декоративном искусстве стилизация – метод ритмической организации целого, благодаря которому изображение приобретает признаки повышенной декоративности и воспринимается своеобразным мотивом узора (тогда мы говорим о декоративной стилизации в композиции).

а) внешняя поверхностная, не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца
для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов хохломской росписи);

б) декоративная, в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).

Под декоративностью принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого.

Можно сказать, что стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства.

Для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция (панно) отвечала принципу архитектоничности, т.е. нужно выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения.

Роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды.

С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не будут отвечать современным эстетическим требованиям.

Упражнение №1.

Стилизация простого растения (лист, дерево) на формате А4 4-5 разными способами, используя черную ручку.

Этапы выполнения задания:

Стилизация объекта

Использование стилизованных природных образов имеет широкое распространение не только в декоративно-прикладном искусстве, но и в других областях, например, в разработке фирменного стиля. При создании логотипа используются запоминающиеся стилизованные образы природных форм.

Художники выполняют стилизацию рисунка традиционно – «от руки».
Дизайнеры используют различные компьютерные редакторы, преобразующие изображения с помощью инструментов трансформации, которые позволяют делать любой масштаб, вращать, зеркально отражать и искажать рисунок.

В дизайне и декоративноприкладном искусстве под стилизацией принято понимать процесс декоративного обобщения изображения на основе изменения формы, графической проработки, модификации цвета и объема.

В зависимости от степени изменения первоначальной формы стилизация подразделяется на три вида:

– внешняя поверхностная стилизация предполагает незначительные изменения и упрощения готового образца;

– декоративная стилизация подразумевает упрощение или трансформацию формы с сознательным отказом от несущественных элементов объекта изображения и его подробной деталировки;

Для проработки объекта стилизации необходимо его изучить и выявить характерные особенности. Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, который может даже не наблюдаться визуально. Основной целью стилизации считается достижение выразительности с частичным или полным отказом от достоверности изображения.

Первый прием стилизации – упрощение цветовых отношений. Все наблюдаемые в реальной форме оттенки, как правило, сводятся к нескольким цветам. Возможен и полный отказ от реального цвета, упрощение тональных и цветовых отношений и др.

Следующий прием стилизации – это ритмическая организация целого, которая подразумевает приведение формы или конструкции изображаемого предмета к определенной геометрической, орнаментальной или пластической конфигурации. В символических изображениях линии и пятна могут переходить в более сложные комбинации [1].

Использование одного и того же образа позволяет художнику прибегать к различным приемам и средствам стилизации, прорабатывая множество различных образов, тем самым позволяя воплощать свой творческий потенциал.

Источник

2 Академический рисунок 3 семестр Синергия

Второй академический рисунок 3 семестра МФПУ Синергия- 1500 рублей. Для заказа необходимо обратиться к нашим менеджерам.

Практикум выполняется 3-5 дней. Предоплата 50%, вторая часть оплаты по факту выполнения работы.

Внимание! Не пытайтесь загрузить данную работу в личный кабинет. Она была сдана ранее студенту и оценена на “хорошо”. Академические рисунки представлены ниже, после задания.

Задание 1. Рисунок натюрморта из предметов с разной материальностью (сочетание матовых и блестящих предметов)

Задание 1. Рисунок натюрморта из предметов с разной материальностью (сочетание матовых и блестящих предметов)

Требования к выполнению задания:

Учебные материалы – Рекомендации по выполнению практического задания 1.

Материалы и оборудование для выполнения задания

Мольберт, стул, подиум обычных размеров для постановки, предметы быта с разной материальностью (например, керамическая ваза, не покрытая глазурью; стеклянная бутылка; металлический чайник), простой карандаш мягкостью В2; мягкий белый ластик, резак, ватман формата А3, видоискатель, лампа.

Высокий уровень (аккуратный штрих по форме предмета с примерно одинаковым расстоянием штрихов друг от друга, верная тоновая моделировка и соответствие тону натуры, нет ошибок в построении, пропорциональное изображение, выразительный рисунок, верная передача материальности, результат полностью соответствует поставленной цели): 16-20 баллов;

Средний уровень (штрих по форме предмета с примерно одинаковым расстоянием штрихов друг от друга, верная тоновая моделировка и соответствие тону натуры, имеются незначительные ошибки в построении, изображение пропорциональное, выразительный рисунок, чувствуется материальность предметов, результат частично соответствует поставленной цели): 10-15 баллов;

Низкий уровень (применение растушевки карандашом (размазывание), отсутствует выразительность в рисунке и материальность предметов, несоответствие тону натуры, несоответствие пропорциям, результат не соответствует поставленным задачам): 0-9 баллов.

Задание 2. Стилизация природных форм (пересдача)

Задание 2. Стилизация природных форм

Выполнить от 5 стилизаций одного растения и 5 стилизаций одного животного

Материалы и оборудование для выполнения задания

5 стилизаций одного растения (формат А3, карандаш) и 5 стилизаций одного животного (формат А3, карандаш). Или на компьютере в любой доступной вам компьютерной программе

Читайте также:  В бианки как животные к холодам готовятся презентация 2 класс

Требования к оформлению ответа на практикум:

Задание 3. Шрифтовая композиция (пересдача)

Задание 3. Шрифтовая композиция

Выполнить три композиции с использованием шрифта.
Шрифт как средство изображения
Придумать свой шрифт и написать этим шрифтом свое имя. Аппликация из шрифтов.

Материалы и оборудование для выполнения задания

Работа выполняется на формате А4. Можно ч/б вариант или вариант с включением цвета. Или на компьютере в любой доступной вам компьютерной программе.
От 5 до 10 вариантов работ.

Требования к оформлению ответа на практикум:

Задание 4. Орнаментальная композиция (пересдача)

Задание 4. Орнаментальная композиция

Придумать на основе стилизованной формы элемент орнамента и выполнить три варианта орнамента: линейный, в круге, в квадрате.

Материалы и оборудование для выполнения задания

Выполнить в ч/б варианте. Формат А4 для каждого варианта орнамент, карандаш. Или на компьютере в любой доступной вам компьютерной программе.

Требования к оформлению ответа на практикум:

Задание 5. Текстура (пересдача)

Задание 5. Текстура

Придумать 10 текстур.

Материалы и оборудование для выполнения задания

10 х 10, ч/б тушь или маркер. Или на компьютере в любой доступной вам компьютерной программе.

Требования к оформлению ответа на практикум:

Данные академические рисунки Синергия 3 семестра служат исключительно для примеров/образцов. Не пытайтесь загрузить их в личный кабинет.

Источник

Презентация-мастер класс “Стилизация животных”

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мастер класс. Стилизация животных Разработал учитель технологии и ИЗО МБОУ СОШ №14 г. Братска Морозова Наталия Анатольевна

Цели и задачи: Научиться выполнять компоновку на листе бумаги, выполнять стилизацию животных, развить творческие способности, прививать усидчивость, аккуратность, воспитывать любовь к животным и внимательное отношение к друг ругу.

Нам понадобятся: Бумага А4 Гелевая ручка или перо Тонкая кисточка Черная краска или тушь Силуэты животных

Примеры стилизованных животных

Ход раоты 1. За компонуйте и выполните эскиз животного на листе бумаги (Перевести, срисовать или придумать своё необычное животное) 2 Продумайте каким будут рисунок и линии: плавные или угловатые, динамичные или статичные. выполните разбивку фигуры на сектора заливки. 3 Выполните детальную прорисовку животных.

Желаем творческих успехов!

Номер материала: ДБ-060438

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Основные подходы к графической стилизации природных форм (на примере образцов животных и растений)

Методы изображения окружающей действительности графикой. Основные выразительные средства графики. Стилизация как метод изображения предметов в графике. Принципы стилизации в разработке формы. Передача текстурных свойств объекта, подходы к стилизации.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 18.05.2016
Размер файла 76,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.

4.3 Силуэтное обобщение

Основные требования к обобщению с помощью силуэта [13]:

1) выявление наиболее ярко выраженных особенностей формы объекта, то есть его силуэта, ракурсных поворотов;

2) при компоновке обратить внимание на пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную);

3) важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм объекта, изучить его строение;

4) распределение всех элементов композиции на плоскости независимо от её сложности должно быть уравновешенным с учетом формы элементов и масштаба изображения.

4.4 Знаковое обобщение

Итак, обобщение является основным принципом разработки формы в графике, которое составляет одну из специфических особенностей отражения объектов и явлений действительности при натурном и декоративном рисовании и играет определяющую роль в создании выразительного художественного образа. Когда в процессе выполнения стилизации возникает необходимость усилить и углубить содержание декоративного образа, художник прибегает к различным способам художественного обобщения, среди которых можно назвать следующие: геометрическое обобщение, силуэтное обобщение, знаковое обобщение.

5. Стилизация на основе передачи текстурных свойств объекта

5.1 Передача стилизации фактур предметов графическими средствами

Если встает необходимость выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже, то нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п. В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п. В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней [11].

5.2 Передача текстуры предметов средствами стилизации модулем

1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения.

4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.

Таким образом, добиться создания или усиления декоративности можно дроблением всего изображения на мелкие участки. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делением, линиями, или модуль мазка (импрессионисты), или кусочек смальты и т.д. Поэтому все мозаики независимо от степени передачи объема столь декоративны. Этот прием создает и эффект нарядности, возникает своего рода неправильный узор из мелких элементов, образуется как бы раппортная сетка из повторяющихся площадей отдельных кусочков-участков. Правда, при использовании этого приема изображение предметов воспринимается не столь четко, а как бы просматривается сквозь дымку в силу их тесной связи с фоном. Если этот эффект нежелателен, возможно использование темного контура. Контур можно ввести также в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом. Таким способом можно зрительно повысить степень интенсивности блеклых цветов.

5.3 Увеличение части изображаемых объектов

Существуют варианты в организации принципа увеличения части изображаемых объектов:

1. Сгущение элементов на одном участке плоскости по сравнению с довольно спокойным и равномерным их рассредоточением на других участках.

2. Выделение элемента цветом, остальные параметры, размеры и форма одинаковы.

3. Контрастность форм, например, среди округлых по очертанию фигур располагается остроугольная и наоборот.

4. Увеличение в размерах одного из элементов композиции или наоборот: среди более крупных элементов располагается мелкий, который также будет резко отличаться и доминировать. Можно подчеркнуть это еще и тоном или цветом.

Таким образом, чтобы ярко и эмоционально передать текстурные свойства различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве, как законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность. Одновременно с ними, для достижения желаемого эффекта в арсенале художника должен быть полный набор графических средств, таких как передача фактуры предметов графическими средствами, передача текстуры предметов при помощи введения в изображение модуля, увеличение части изображаемых объектов.

6. Декоративные подходы к стилизации

6.1 Орнаментальное решение реальных образов

Существует классификация орнамента [22]:

1) По изобразительной характеристике выделяют: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д.

2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3) По народной принадлежности: русский, украинский, башкирский, татарский и т.д.

4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).

Привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному. Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения. Большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения.

Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изображения мотива возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту. При декоративной трансформации изображаемого мотива важнейшее значение имеют те участки формы, где есть изгибы и изломы. Именно они будут являться местами для преобразования, особенно при достижении эффекта статики и динамики в орнаментальном построении. Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от натурального варианта или заранее задуманным.

Читайте также:  С приходом осени многие животные начинают запасаться кормами на зиму

Изображение животных в орнаменте также требует определенной условности передачи. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности силуэта и усложнять общее восприятие композиции. Желательно, чтобы силуэт не был слишком изрезан и вписывался в простые геометрические фигуры. Природная форма должна приобретать условно-декоративный смысл, при этом в одном и том же мотиве правдивость изображения может сочетаться с элементами мифологической условности.

При разработке орнаментального мотива объемно-пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную; при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения, условности.

Большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы.

6.2 Деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором

В основе данного декоративного приема в стилизации лежит более аналитическая работа, так как происходит переработка формы, определенное утрирование некоторых характеристик объекта с целью увеличения степени выразительности.

Членение осуществляется прямыми или кривыми линиями и поддерживается цветом или тоном. Возможно членение в одном или нескольких направлениях. Членение прямыми линиями довольно просто. Иначе обстоит дело при использовании параболических линий, так как они сами по себе несут напряженность и необходимо совместить в одной плоскости противоречивые прямолинейные и криволинейные движения. Усложненные варианты более пригодны для простых композиций, элементы которых не имеют сложных конфигураций, иначе их контуры затеряются в сложном членении и его использование не будет композиционно оправдано.

Количество видов декора в одном изображении также может быть неодинаковым, но для композиционной цельности необходимо каждый из них повторить хотя бы два раза в различных частях листа. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботиться об их цельности во избежание дробности при восприятии всего листа.

Существуют различные способы достижения выразительности в декоративной композиции. Если выполняется цветовой вариант, больше внимания следует уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор играет меньшую роль, чем цвет. Когда же выполняется графический вариант, то важное значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности. Данный тип декоративного изображения требует значительного опыта и мастерства, что приходит с практикой. Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы найти свой оригинальный ход и способ изображения. Объекты должны трансформироваться в сознании художника, что отражается на листе с помощью ряда графических приемов.

Необходимо не спешить сразу рисовать, а внимательно рассмотреть предмет, подумать, обратить внимание на наиболее важные, привлекающие зрение участки постановки, ситуации. Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем. Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино.

При декоративном рисовании фруктов наряду с тушью можно использовать и легкую подкраску акварелью или цветным карандашом, а также цветными шариковыми ручками, но при этом важно сойти на примитивную раскраску предметов. При частичном использовании цвета можно сначала пойти от пятна, а потом вводить линию (если применять акварель). При введении цветного карандаши, его лучше наносить после того, как линии контуров и легкий декор уже будут присутствовать. Во избежание досадных промахов в компоновке целесообразно сначала наметить очертания объектов на листе и убедившись в приемлемости такого размещения, заняться непосредственно рисованием пером.

Таким образом, наряду с подходами к графической стилизации на основе текстурных свойств объекта, существуют так называемые декоративные подходы к стилизации. К ним относятся орнаментальное решение реальных образов, в основе которого лежит применение двух средств: симметрии и ритма, а также деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором. В основе второго подхода лежит достижение равновесия в композиции, когда перегруппировка элементов недостаточна или вовсе нежелательна. Деление плоскости устанавливает внутри себя различные соотношения тональных, цветовых решений между образовавшимися частями, грамотная манипуляция которыми позволит достичь желаемого равновесия в композиции.

7. Методические подходы к графической стилизации природных форм в условиях средней школы

7.1 Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учащихся при организации уроков в начальных классах

Успех обучения изобразительному искусству в начальных классах зависит, прежде всего, от правильного определения возрастных особенностей обучающихся. Ответом на вопрос, как организовать образовательный процесс так, чтобы обучение было не только интересно, но и результативно, являются исследования психологов и методистов. Рассмотрим основные возрастные особенности детей от 6 до 11 лет и выделим благоприятные условия для формирования компетенций в области художественно-изобразительного искусства.

П.Я. Гальперин в своей теории выделил следующие положения, характеризующие младший школьный возраст:

1. выполнение учебных действий требует от учащегося ориентации в условиях этих действий;

2. условиями учебных действий школьников являются орудия психики: меры, знаки, эталоны;

3. процесс формирования умственных действий происходит из внешних культурно-исторических предметных действий во внутренние.

Учащиеся младшего школьного возраста характеризуются активным ростом и развитием всего организма. За этот период ребенок может вырасти на 9-10 см. Но все-таки психологи отмечают, что дети шестого года жизни немного отличаются от учащихся седьмого года жизни, психологические процессы у них развиты чуть ниже.

По мнению Г. Крайг, работа высшей нервной деятельности у младших школьников связана с необычайно быстрым развитием различных психофизиологических механизмов. Так, мозг ребенка начальных классов настолько развит, что его размер практически чуть меньше мозга взрослого человека. В этом возрасте сформированы лобные доли, а также ассоциативные зоны, которые отвечают за работу сложных умственных операций. Создаются благоприятные условия для успешного обучения и получения новых знаний.

Дети усваивают уже не только функциональные связи между окружающими предметами (например, понятие фрукты объединяет следующие слова: яблоко, груша, банан, персик и т.д.), но и понимают объединение слов по признаку. Дети начинают ощущать взаимосвязь живых и неживых явлений природы. Активно развивается словарный запас, а вместе с ним осведомленность об окружающем мире.

По мнению А.Р. Лурия, при планировании образовательной работы с младшими школьниками, необходимо создавать условия для поэтапного развития центральной нервной системы. Задания должны быть разнообразными и соответствовать уровню индивидуального психологического развития ребенка, так как у отдельных детей младшего школьного возраста физиологический возраст часто не совпадает с психологическим.

В младшем школьном возрасте у ребенка практически сформированы такие важные процессы высшей нервной деятельности, как возбуждение и торможение. Процесс торможения, как правило, совершенствуется легче. В психологии выделяются такие подвиды торможения как условное, дифференцировочное, запаздывающее. Дифференцировочное торможение позволяет ребенку осознанно подходить к учебной деятельности. Поведение ребенка меняется, оно чаще начинает подвергаться воздерживанию и соблюдению различных ролей и правил поведения обществе. Появляется способность к усидчивости и сосредоточении внимания на определенном предмете изучения.

Несмотря на новые сформированные качества центральной нервной системы, задания для упражнений должны быть строго отобраны. Не стоит слишком перегружать нервную систему ребенка количеством и сложностью заданий, а также наоборот, слишком легкие задания приведут к обратному процессу. В задания хорошо включать элементы групповых игр. Например, можно организовать соревнование с делением на группы. Задания на смекалку и быстроту ответов можно чередовать с конкурсами, требующими смены положения тела и движения.

Следует помнить, что нервная система детей еще не совершенна, ребенок еще недостаточно приобрел навыки быстрого реагирования. Естественная основа привычек и навыков развивается у детей очень быстро, но резкая их перестройка при смене привычных условий затруднена, что также является следствием не развитости нервной системы. Такая смена может вызвать дополнительную нагрузку на неокрепшую нервную систему, стресс.

В младшем школьном возрасте у ребенка появляется другое представление о себе. Меняется образ своего Я. Но этот процесс не является осознанным, как например, у подростков, он является спонтанным. Ребенок часто соотносит себя с одним или несколькими персонажами из произведений, кино, приписывая себе понравившиеся качества любимых героев. Данный период важен для развития ребенка, так как он формирует дальнейшую мотивацию к обучению. В этом возрасте ребенок переходит на новый уровень межличностных взаимоотношений, учится делиться информацией, показывать свои знания и умения. Ребенок уже освоил много знаний и навыков, имеет некоторый опыт, которым ему не терпится поделиться. Развитие произвольности общения, таким образом, помогает ребенку без помощи взрослого налаживать взаимоотношения со сверстниками, обучаться в коллективе. С развитием представления о себе, ребенок начинает более дифференцированно относиться к другим, у него появляется интерес к сверстникам и желание пообщаться. Причем дифференцированность проявляется в том, что психические процессы у ребенка достигают в развитии такого уровня, когда он способен различать личные качества других детей и находить в них симпатию, стремление общаться с понравившимися детьми и наоборот, не обращать внимание на малозаметных детей школьном в коллективе. В поведении ребенка также развивается такой мотив как признание со стороны взрослых. Его стремление вызвано желанием получить одобрение со стороны взрослых и доказать свою достойность.

Читайте также:  Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных отсутствием ответ

Учащиеся младших классов способны отличать познавательную задачу от игровой. Им уже интересно демонстрировать свои знания, умения и навыки среди сверстников. Таким образом, у школьников заметно развиты такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Внимание приобретает устойчивый характер, развивается способность к переключаемости, сосредоточенности длительное время. Ребенок способен запоминать при помощи образно-зрительной памяти больше объектов (около 7-9). В целом у детей в младшем школьном возрасте достаточно хорошо развито воображение. Этот период можно назвать расцветом фантазии.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность всех психических процессов, их опосредование, осознанность. Мышление становится словестно-логическим, появляется способность к рассуждению, память обретает мыслительную функцию. Ребенок в этом возрасте окончательно овладевает своим поведением. Учебная деятельность становится главенствующей в потребностях ребенка. Она развивает у ребенка ответственность, усидчивость, эстетические социальные чувства.

Таким образом, учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста очень важен в организации учебного процесса. При правильной его организации, возрастные особенности могут стать благоприятными условиями для формирования компетенций в области изобразительного искусства.

7.2 Методика обучения стилизации природных форм графическими средствами

По мнению Н.М. Сокольниковой, эффективность преподавания зависит, в первую очередь, от правильной постановки целей и разработки содержания уроков изобразительного искусства, а также от правильно определенных путей достижения поставленных целей, то есть методов обучения. При организации уроков по теме стилизации природных форм обязательно используются такие общедидактические методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Для того, чтобы полученные знания были сформированы в умения и навыки, используется репродуктивный метод. По формам этот метод разнообразен. Возможно использование упражнений и заданий, решение задач, беседы, повторение описания наглядного изображения объекта, повторное выполнение рисунка по заранее заданной схеме и т.д. При обучении приемам стилизации природных форм возможна как совместная деятельность учителя и учащихся, так и самостоятельная.

Исследовательский метод основывается преимущественно на самостоятельной работе учащихся. В ходе решения учебных задач на уроке предполагается появление одной или нескольких сторон творческой деятельности. Важно, чтобы творческие задачи были доступны и посильны для учащихся, поэтому, учителю необходимо обеспечить дифференциацию заданий по степени подготовленности детей.

Таким образом, реализация рассмотренных методов на уроках способствует реализации учебных и воспитательных задач, а также стимулирует учащихся к творческому процессу, применению знаний и умений. Н.М. Сокольникова отмечает, что успешность общедидактических методов зависит также от педагогических условий их применения. В связи с этим, исследователь выделяет следующие методические рекомендации:

1. На уроке необходимо развить интерес у учащихся к изучаемой теме;

2. На уроках необходимо сочетать систематический контроль за изобразительной деятельностью учащихся с педагогически целесообразной помощью им;

3. Необходимо воспитывать у учащихся веры в свои силы и свои творческие способности;

4. Необходимо целенаправленно и систематизировано использовать искусствоведческие рассказы и беседы, которые активизируют внимание учащегося, организует работу его мысли, включит эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

5. На уроках по стилизации природных форм целесообразно использовать технические средства обучения.

6. Целесообразно использование на уроке творческих, импровизационных и проблемных задач;

7. Необходимо чередование и смена видов деятельности на уроке изобразительного искусства;

8. На уроке необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы работы с учениками;

9. На уроке изобразительного искусства необходимо вводить игровые элементы и художественно-дидактические игры, использовать элементы соревнования.

10. Использовать межпредметные связи. Это могут быть уроки изобразительного искусства с привлечением материала смежных предметов, или проведение взаимосвязанных уроков по различным учебным предметам, изучаемым в школе.

Несомненно, что в процессе работы у каждого педагога складывается своя методика обучения, однако, в условиях вариативного преподавания изобразительного искусства важно выделить общность поставленных целей при изучении темы стилизации природных форм. Выделяются учебные, развивающие и воспитательные цели.

К учебным целям при изучении темы стилизации природных форм средствами графики относятся:

1. Теоретическое знакомство с понятиями «стилизация» и «художественный стиль» в изобразительном искусстве. Виды стилизации.

2. Изучение принципов и методов графической стилизации.

3. Изучение практических приемов в процессе создания стилизованных природных форм и объектов окружающей действительности.

К развивающим целям относятся:

1. Развитие у учащихся наблюдательность, умение учащимися выделять характерные особенности модели.

2. Развитие у учащихся умение анализировать конструктивные особенности природного объекта.

3. Развитие у учащихся творческих способностей, диапазона чувств, фантазии и воображения;

4. Развитие зрительного восприятия, чувства колорита, композиционной структуры, пространственного мышления, умения воплощать в художественных образах творческие задачи.

К воспитательным целям относится:

1. Приобщение учащихся к миру материальной культуры общества, как неразделимой части эмоционально-ценностной культуры.

2. Приобщение к наследию мирового и отечественного искусства;

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, явлениям природы.

4. Создание условий воспитания интереса и любви к искусству в целом.

Рассмотрим основные этапы учебной деятельности и методические приемы работы с детьми при изучении темы графической стилизации природных форм.

Обычно урок начинается с беседы, которая эмоционально настраивает учащихся на работу. Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. После такой предварительной подготовки, учитель вместе с учащимися приступает к изучению основного.

В процессе самостоятельного рисования учитель оказывает индивидуальную помощь. Можно негромко включить спокойную музыку, целесообразнее в классическом формате исполнения. В конце цикла уроков завершающих данную тему подводятся итоги, учащиеся анализируют и оценивают работы, а учитель делает обобщающие выводы.

Таким образом, обучение стилизации природных форм осуществляется на теоретических и практических занятиях в процессе классной и домашней работы в соответствии с возрастными возможностями учащихся. Обучение строится по четко определенным целям и задачам, включает в себя обязательное систематическое выполнение упражнений и заданий. Наблюдая окружающую действительность учащиеся отмечают у объектов их главные черты и второстепенные, учатся тем самым, приемам обобщения и стилизации природных форм.

Охарактеризовав методы изображения окружающей действительности средствами графики, удалось придти к следующему заключению. Методы являются своеобразными способами достижения каких-либо целей, решения конкретных задач в работе над графическим изображением. Рассмотренные нами методы можно объединить в две большие группы: реалистические методы и творческие методы. Методы помогают овладеть способами оригинального выражения натуры или в трансформированных формах, т.е. производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Владение ими необходимо в первую очередь для понимания средств организации элементов графического языка на плоскости.

Рассмотрев основные выразительные средства графики мы пришли к выводу, что важнейшими элементами графического изобразительно-выразительного языка рисунка являются точка, линия, пятно и штрих. Точка является центром всего строя стилизованной композиции в графике. Линия помогает решать пространственные задачи, передавая впечатление объема предмета, строя форму в пропорциях и перспективе. Пятно используется для изображения или подчеркивания объемности формы, освещенности предмета, силы тона, фактуры, глубины пространства. Различная длина штриховых линий в световой и теневой частях объемных форм позволяет передать глубину пространства и объем предметов.

Описав принципы стилизации в разработке формы, мы пришли к следующему заключению. Когда в процессе выполнения стилизации возникает необходимость усилить и углубить содержание декоративного образа, художник прибегает к различным способам художественного обобщения, среди которых можно назвать следующие: геометрическое обобщение, силуэтное обобщение, знаковое обобщение.

Изучив стилизацию на основе передачи текстурных свойств объекта, было отмечено, что для того, чтобы ярко и эмоционально передать текстурные свойства различных предметов, необходимо использовать законы изображения предметов в пространстве, как законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность. Одновременно с ними, для достижения желаемого эффекта в арсенале художника должен быть полный набор графических средств, таких как передача фактуры предметов графическими средствами, передача текстуры предметов при помощи введения в изображение модуля, увеличение части изображаемых объектов. Наряду с подходами к графической стилизации на основе текстурных свойств объекта, существуют так называемые декоративные подходы к стилизации. К ним относятся орнаментальное решение реальных образов, в основе которого лежит применение двух средств: симметрии и ритма, а также деление поверхности изображаемых объектов и заполнение полученных плоскостей декором. В основе второго подхода лежит достижение равновесия в композиции, когда перегруппировка элементов недостаточна или вовсе нежелательна. Деление плоскости устанавливает внутри себя различные соотношения тональных, цветовых решений между образовавшимися частями, грамотная манипуляция которыми позволит достичь желаемого равновесия в композиции.

Таким образом, в работе был раскрыт широкий спектр подходов к графической стилизации. Результаты научно-исследовательской работы могут быть применены в процессе обучения в общеобразовательных школах. Также материалы исследования могут быть использованы для совершенствования учебных планов и программ по предметам художественно-эстетического цикла, а также учтены при разработке методических пособий и учебников по изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Список использованных источников

Источник

Интересные факты из жизни