5 почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека

С этим нужно бороться учителю, если он заметил такую проблему: часто спрашивать его, стараться больше использовать интересного материала, менять подход к обучению.

Задача №15

Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отожествлять с речью человека? В чем сходство и различия?

Ответ:

Человеку свойственно менять тон, ритм, положение слов в предложении т.е он может менять лексические и грамматические нормы, человек знает правила построения предложения и т.д

Во-вторых человек, он человек-разумный, и его речь естественно должна отличаться от речи животных.

Задача № 16

В зависимости от состояния человека у него меняется темп речи, эмоциональная возбудимость. Всегда ли эти особенности относятся к темпераменту? Укажите те особенности которые относятся к темпераменту и те которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить?

Ответ:

Я считаю, что нет, не всегда относятся к темпераменту эмоциональная возбудимость и темп речи. Темперамент это психологическое свойство личности. Эмоциональная возбудимость и темп речи это только составляющие это свойство. Все типы темперамента, то есть люди разного темперамента могут быть в разных состояниях: в загруженном от проблем- будут говорить мало, медленно, спокойно, мало реагировать на что- то эмоционально; в весёлом состоянии наоборот- темп речи ускорится, голос будет звонкий довольный. Эмоциональная возбудимость повышена. И вот в разных состояниях человек независимо от темперамента, будет вести себя по-разному. Важный фактор состоит в том, что нет чистого, одного определённого темперамента. В каждом человеке есть смесь каких то темпераментов. Вот допустим, я считаю что я, холеро- сангвиник, во мне часто проявляются безудержность, возбудимость, я бываю очень подвижна, эмоциональна, у меня быстрая речь, громкая- это черты холерика. Также проявляется темперамент сангвиника, я более спокойна, говорю не так быстро, сдержанна, уравновешенна, мало эмоциональна.

У каждого темперамента свои особенности, допустим холерику свойственны необдуманные поступки, резкость, дерзость. Сангвинику свойственнылегковосприимчевость, общительность, целеустремлённость, флегматику свойственны спокойность, медлительность равнодушие. Меланхолику свойственны замкнутость, слезливость, отделение от общества.

Как считал, И. П. Павлов: «Темперамент это генотип, то есть прирождённая особенность нервной системы». И ведь на самом деле так, я думаю вряд ли можно из истинного меланхолика сделать холерика, даже если человек сам этого захочет, то это будет чудо.

Человек должен будет проделать колоссальную работу над собой.

Вот мотивация это уже то, что создал человек, это неврожденное. Мотивацию мы создаём сами для себя или для других, в основном для достижения поставленной цели. Мотив это ступени, которые помогают добиться чего- то.

Задача № 17

Какие основные требования, с точки зрения психологического восприятия следует предъявить к демонстративно наглядному материалу? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?

Ответ:

— обеспечить условие новой информации

— обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций

— демонстрировать разные способы визуализации

Все это основные требования с точки зрения психологии восприятия с одной стороны, а сдругой,я думаю, как учитель начнет показывать, демонстрировать наглядный материал, так дети и будут его воспринимать. Будет показывать наглядный материал, рассказывать про него, стоять в конце концов у этой наглядности, говорить четко и ясно про данную наглядность, то и материал будет восприниматься хорошо. Я думаю, и применяю на практике прием-связать наглядность то есть новый материал с ощущениями, ассоциациями (мне самой так лучше запоминается)

А вот само поведение учителя его сдержанность, манеры, способности демонстрации, то как учитель показывает и объясняет, как себя ведет это и есть основные требования с точки зрения психологии.

Словесное указание очень важный аспект для восприятия информации. Если речь грамотная, понятная четкая, если учитель контролирует (делает замечания, повышает, понижает голос) то естественно и материал будет восприниматься хорошо.

Источник

4. почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? в чем их сходство и различие? 5. в чем заключается суть культурно- концепции развития психики человека л. с.выгодского? 6. какие стадии развития животных выделили а. н.леонтьев и н. э.фабри? 7. что такое сознание? какова основная функция сознания? 8. расскажите об общем строении нервной системы человека, ее центральных и периферических частях? 9. укажите различия в функциях левого и правого полушария? 10. какова роль рефлексии в регуляции поведения человека? 11.что такое внимание? 12.перечислите и объясните основные виды внимания. 13.назовите основные свойства внимания и раскройте их суть.

Ответы

1. Нервная система состоит из ЦНС ( головной и спинной мозг) и периферических нервов. Спинной мозг заключён в спиномозговом канале. Состоит из серого и белого вещества. Длина около 45 см. Функции : проведение чувствительных импульсов от рецепторов к мозгу, проведение двигательных импульсов от мозга к органам.

Читайте также:  Загадки для детей 6 7 лет с ответами сборник про животных

Какой элемент соматической рефлекторной дуги полностью расположен в спинном мозге?2)вставочный нейрон

Папоротник, произрастающий в тенистых зарослях леса, – это поколение, на котором образуются3)споры

При ранении лёгких в первую очередь необходимо2)плотно перевязать рану, зафиксировав грудную клетку на выдохе

С каким из перечисленных организмов у дуба могут сложиться симбиотические отношения?2)белый гриб

Верны ли следующие суждения о строении нервной системы человека1)верно только А

При прорастании семени ржи проросток первое время получает питательные
вещества из3)эндосперма
Какой тканью выстланы головка и суставная ямка суставов?1)хрящевой
Что происходит в организме человека, если в воздухе повысилась
концентрация углекислого газа?2)возбуждение дыхательного центра
Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания
культурных растений?3)верны оба суждения
Расположите в правильном порядке организмы в цепи питания. В ответе
запишите соответствующую последовательность цифр.
1)паук-3
2)сова-5
3)цветущее растение-1
4)муха-2
5)жаба-4

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. К центральному отделу относят головной и спинной мозг, к периферическому – длинные отростки нервных клеток, выходящие из отверстий черепа и позвоночника. Головной и спинной мозг состоит из белого и серого вещества, где серое вещество это тела нейронов, а белое – проводящие пути от тел нейронов к вставочным нейронам и рабочим органам или от чувствительных рецепторов к чувствительным ядрам в головном и спинном мозге. Белым оно называется из-за того, что отростки покрыты светлой миелиновой оболочкой.

Нервная система человека часто делится на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС состоит из головного и спинного мозга. ПНС состоит из всех других нервов и нейронов, которые не лежат в пределах ЦНС. Преобладающее большинство нервов принадлежит ПНС.

Нервная система– это система, которая регулирует деятельность всех органов и систем человека. Данная система обуславливает: 1) функциональное единство всех органов и систем человека; 2) связь всего организма с окружающей средой. С точки зрения поддержания гомеостаза нервная система обеспечивает: поддержание параметров внутренней среды на заданном уровне; включение поведенческих реакций; адаптацию к новым условиям, если они сохраняются долгое время.

По расположению в организме и функциям нервная система де­лится на периферическую и центральную. Периферическая состоит из от­дельных нервных цепей и их групп, проникающих во все участки нашего тела и выполняющих в основном проводниковую функцию: доставку нервных сигналов от органов чувств (рецепторов) в центр и от него к ис­полнительным органам. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человече­ского тела и конечностей, а также работу внутренних органов. Основная функция головного мозга – управляющая, обработка поступившей от пе­риферии информации и выработка «команд» исполнительным органам.

Источник

Контрольная работа по “Психологии”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Охарактеризуйте основные формы отражения, свойственные органической и неорганической материи, и раскройте их особенности

Файлы: 1 файл

Контрольные вопросы к теме 3.docx

1. Охарактеризуйте основные формы отражения, свойственные органической и неорганической материи, и раскройте их особенности

Отражение – это способность одних тел в результате их взаимодействия с другими телами воспроизводить особенности последних в своей собственной природе.

Материя неоднородна по своему строению, следовательно, можно сравнивать различные материальные системы по интенсивности отражения. Можно выделить следующие уровни в развитии самого отражения материи.

б) чувствительность животных. Эта форма отражения появляется у животных с возникновением нервов и нервной системы Заключается в способности животных чувствовать воздействие внешних факторов (тепла, холода, света, звука, запаха и т.д.), в способности преобразовывать это воздействие в виде элементарных ощущений (светоцветовых, звуковых, обонятельных), в реакции на внутренние, биологически заложенные факторы.

в) психическое отражение высших животных. Эта форма присуща высшим животным, имеющим центральную нервную систему и осуществляющим высшую нервную деятельность. Этим животным свойственны, конечно, раздражимость и чувствительность в виде безусловных и условных рефлексов, но у них уже появляется более высокая форма отражения в виде психических ощущений, восприятий и даже элементарных представлений.

2. В чем основное отличие чувствительности от раздражимости?

Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Элементарная способность реагировать на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи, что отличает живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания.

Сочетание внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.

Само по себе появление у животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться; не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Читайте также:  Один из важнейших способов активного приспособления животных к многообразию условий окружающей среды

3. Существует ли качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека?

Да, существует качественное отличие строения и функционирования мозга животного от мозга человека. Сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека.

Человек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у многих других животных (за исключением, например, мелких птиц, коатов или паукообразных обезьян), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных.

У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию.

4. Приведите примеры навыков животных. Чем они отличаются от инстинктов?

Пример навыков животных. Только что появившийся на свет цыпленок клюет все мелкие предметы, но уже через несколько дней из всех мелких предметов распознает съедобные.

Навыки могут вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки.

Навык у попугая: его приучили брать пищу толь ко с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.

У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не к дверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.

Безусловно, ярко выраженные навыки наблюдаются у животных, которые имеют кору головного мозга.

Навыки животных отличаются от инстинктов тем, что вырабатываются вследствие усовершенствования психической деятельности в соответствии с конкретными условиями среды обитания в результате упражнений, в то время, как инстинкты основаны на безусловных рефлексах, слабо зависят от краткосрочных изменений в среде обитания животного. “Включение” инстинкта вызывает развертывание серии последовательных действий по генетически заданной программе.

Навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.

5. Укажите сходство и различие звуковой сигнализации животных и речи человека

В отличие от звуковой сигнализации животных, содержанием речи человека является не выражение внутреннего состояния, а обозначение, сигнализация объективных вещей, предметов, явлений. Поэтому важнейшей функцией речи является сигнификативная, обозначающая. Слово обозначает при этом не столько единичный предмет, сколько категорию, общие связи предметов. Поэтому речь выполняет функцию обобщения. И, наконец, речь выполняет функцию общения.

6. В чем качественная специфика сознательного способа жизни человека?

Человек — существо сознательное. Сознание составляет неотъемлемый атрибут человеческого способа жизни.

Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое “Я” от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления, понимания, а главное —предметом практического преобразования. Именно эта способность и определяет границу, разделяющую животный (натурально-природный) и человеческий (общественно-исторический) способ бытия. Эта способность называется рефлексией, и понимается как сущность, сердцевина человеческого сознания.

Сознание конституирует, собирает, интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия, делает человека Человеком.

Источник

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Основные этапы психического отражения Основные этапы развития поведения животных
IIIОтражение межпредметных связей. III Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.
IIПредметное восприятие. II Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.
IЭлементарная чувствительность. I Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Высшие психические функции – специфически человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функция образует сознание человека.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и др.);

психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности).

Психика
Психические процессы Психические состояния Свойства личности
Познавательные процессы Эмоциональные процессы 1 Стресс 2 Усталость 3 Сон 4 Агрессия 5 Фрустрация и др. 1 Направленность личности 2 Темперамент 3 Характер 4 Способности
1 Ощущения 2 Восприятие 3 Память 4 Внимание 5 Мышление 6 Воображение 7 Речь 1 Чувства 2 Воля

Психическое отражение это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психическая деятельностьзависит от особенностей че­ловече-ского организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

Читайте также:  Нод аппликация в старшей группе на тему домашние животные

ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Сознание это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, предусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью, функция мозга, которая заключается в обобщенном и оценочном отражении действительности, а также ее творческом преобразовании, и предварительном мысленном построении действий и предвидении результатов, в разумном регулировании поведения.

Сознаниеесть высшая, бессознательно интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формиро-вания человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.В этом смысле со­знание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Характеристики сознания человека:

совокупность знаний об окружающем нас мире;

закрепление в нем отчетливого различения субъекта и объекта;

– обеспечение целеполагающей деятельности человека;

– наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Самосознание – неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Структурные компоненты самосознания (Л.Д. Столяренко):

– осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;

– осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);

– познавательные когнитивные представления о себе;

– эмоциональное, чувственное представление о себе.

Компоненты структуры самосознания (Е.Т. Соколова):

когнитивный компонент (образ физического Я);

аффективный компонент (эмоционально-ценностное отношение, самооценка);

которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.

Формы сознания:индивидуальное, групповое и обще­ственное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Неосознаваемые механизмы сознательных действийвключают:

неосознаваемые автоматизмы – это акты, которые совершаются без участия или с минимальным участием сознания (первичные и автоматизированные действия);

явление неосознаваемой установкиэто готовность организма к совершению определенных действий или к реагированию определенным образом;

– неосознаваемое сопровождение сознательных действий – это открывание рта при кормлении, расширение зрачка при восприятии привлекательного объекта и др.

Надсознательные процессы –это не поддающиеся индивидуальному сознательноволевому контролю процессы решения творческих задач (инсайт).

Тематика рефератов

1 Вклад В. Вундта в экспериментальную психологию

2 Основные понятия психоанализа З. Фрейда.

3 Основные положения рефлекторной теории И.М. Сеченова.

Вопросы для самоконтроля

1 Что такое психика?

2 Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

4 Почему паук, посаженный в банку вместе с мухой, не «узнает» ее, будучи даже голодным, в то время как в обычных условиях специально ловит мух в паутину и поедает их?

5 В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6 Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

7 В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать: «. труд создал самого человека»?

8 Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека? В чем их сходство и различие?

9 Почему на протяжения всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождался изменениями организма, развитием нервной системы?

10 Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Если нет, то почему?

11 Что такое сознание?

12 Каковы структурные компоненты сознания?

13 Что такое самосознание?

14 Каковы основные компоненты самосознания?

15 Что такое бессознательное?

16 Каковы формы сознания?

Литература

Тест

1 Разработчиком учения о высшей нервной деятельности является …:

1) И.М. Сеченов; 3) П.К. Анохин;

2) И.П. Павлов; 4) Н.А. Бернштейн.

2 Что из перечисленного не входит в структуру психики:

1) психические свойства; 3) психические импульсы;

2) психические процессы; 4) психические состояния.

3 Какая из отраслей психологии изучает основные свойства и общие закономерности психики и сознания:

1) социальная психология; 4) общая психология;

2) педагогическая психология; 5) возрастная психология;

3)психодиагностика; 6) патопсихология.

4 Какая из отраслей психологии исследует психологические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретной общности :

3) социальная психология; 3) общая психология;

4) педагогическая психология; 4) возрастная психология;

5) психодиагностика; 6) патопсихология.

5 К функциям психики не относятся :

1) регулятивная функция; 3) функция принятия;

2) возрастная функция; 4) функция отражения.

6 Вставить пропущенные слова.

Сознание человека зарождается, развивается и проявляется в … :

1) общении; 3) обучении;

2) поведении; 4) деятельности.

7 Какие компоненты включает сознание:

1) знание; 4) целеполагание;

2) самосознание; 5) язык;

3) способности; 6) эмоциональная оценка.

8 Что из указанного входит в структуру психических процессов:

1) познавательные процессы; 3) психические состояния;

2) свойства личности; 4) эмоциональные процессы.

9 Какие составляющие входят в структуру познавательных процессов:

Источник

admin
Интересные факты из жизни