- Чем интеллектуальная деятельность животных отличается от мышления человека? СРОЧНО. ДО ЗАВТРА.
- 7.16. Мышление человека и животных
- Читайте также
- Электроустановки помещений для содержания животных
- 5. Развивать тактическое мышление!
- 1. Метод аналогий, или Научение по подражанию. Ассоциативное мышление
- 10.2. Воздействие электрического тока на человека
- 1.3. Ориентация на человека и на пользователя
- Электрические свойства тела человека
- Глава 7. Язык и мышление
- Глава 8. Первобытное мышление
- Введение. Роботы – помощники человека
- ПЕРЕДЕЛКА ЖИВОТНЫХ
- § 5.17 Гармония природы, науки и человека
- «И создал бог человека…»
- Исполнится ли мечта человека?
- О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МИРОЗДАНИИ В. Н. Комаров
- 13. СОСТАВЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
- Проблема общих законов интеллектуальной деятельности человека и животных. Принципиальное различие человеческого мышления и разумного поведения животных
- Отличие мышления человека от мышления животных
Чем интеллектуальная деятельность животных отличается от мышления человека? СРОЧНО. ДО ЗАВТРА.
ни чем, единственное что у человека взросление мозга идет до 10 лет и наш вид за счет этого передает опыт между поколениями, а мозг выростает со все большей площадью коры (количество извилин в простонародии)
так что просто большей сложностью отличается вследствии большего объема этого отдела мозга
Интеллект человека (human intelligence)
Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется в форме вопроса о том, в какой степени интеллектуальный уровень индивидуума определяется наследственностью или средой.
Разработка тестов в разных странах
В силу своего интереса к евгенике и заботы о сохранении лучших челов. качеств, сэр Френсис Гальтон в Англии составил набор сенсорных и моторных тестов, полагая, что сенсорные и моторные функции лежат в основе умственной способности.
В Германии имелись свои причины разработки тестов. Эмиль Крепелин поставил перед собой задачу диагностики умственных нарушений у своих пациентов. Гуго Мюнстерберг, промышленный психолог, занимался оценкой способностей наемных работников. Вюрцбургские психологи применяли тестовые задания в лабораторных исслед. мыслительных процессов, а Герман Эббингауз разраб. методы оценки эффективности памяти на разных стадиях запоминания.
Подлинный прорыв в деле конструирования тестов связан с именем француза Альфреда Бине. В 1905 г. он создал первую Шкалу интеллекта Бине. Бине отказался от простейших «неинтеллектуальных» тестов гальтонского типа в пользу заданий, используемых в немецких тестах, в к-рых акцент делался на измерении понимания, памяти и мышления. Бине исходил из известного факта: чем старше ребенок, тем больше шансов, что он удовлетворительно справится с заданием. Поэтому каждому тестовому заданию можно приписать величину умственного возраста.
Эти процедуры предполагали, что все тестовые задания измеряют одну и ту же способность, причем все они соотнесены с определенным возрастом. Сам Бине, однако, полагал, что разные задания теста измеряют разные способности. Он даже утверждал, что существует неск. различных способностей памяти. Однако шкала Бине предназначалась для принятия единственного административного решения, а именно: выявить детей со сниженной способностью к обучению в обычной школе путем сравнения их умственного возраста с хронологическим. Бине дважды перерабатывал свою шкалу, в 1908 и 1911 гг.
Источник
7.16. Мышление человека и животных
7.16. Мышление человека и животных
Иногда говорят, что мышление человека отличается от мышления животных тем, что человек может мыслить в абстрактных понятиях, в то время как животным абстрактные понятия недоступны, а доступны лишь некоторые конкретные понятия. Если термин «абстрактное» понимать как отвлеченное от несущественных признаков (а именно такое понимание является нормой и принято, в частности, в настоящей книге), то это утверждение не выдерживает ни малейшей критики. Мы видели, что решающее отличие мышления человека состоит в наличии управления ассоциациями, которое в первую очередь проявляется как способность к воображению. Что же касается различия в понятиях, то оно во всяком случае не сводится к противопоставлению: абстрактное-конкретное. Всякое понятие абстрактно. Понятие кошка для собаки является абстрактным, ибо содержит, например, отвлечение от расцветки кошки (несущественный признак). Если измерять умственные способности степенью абстрактности понятий, то лягушка окажется одним из самых умных животных, ибо она мыслит с помощью всего-навсего двух, но зато чрезвычайно абстрактных понятий: «нечто маленькое и быстро движущееся» и «нечто большое, темное и не очень быстро движущееся». Как видите, в нашем языке даже не оказалось специальных терминов для этих понятий.
Действительно глубокое отличие в понятийном багаже высших животных и человека состоит в том, что животным недоступны понятия-конструкты, ибо эти понятия предполагают способность к языковой деятельности. Не абстрактные понятия, а понятия-конструкты составляют специфику человеческого мышления. В частичное оправдание приведенного выше суждения надо заметить, что «абстрактными понятиями» часто называют именно понятия-конструкты и говорят о степени абстрактности, когда на самом деле надо было бы говорить о степени «конструктности». Правда, понятие числа образуется путем абстракции, отправляясь от конкретных чисел, а понятие пространственного отношения – отправляясь от конкретных отношений. Но специфику здесь составляет не сам процесс абстракции (он, как мы видели, появился на самых ранних этапах кибернетического периода жизни), а то, что в процессе абстракции существеннейшим образом участвуют языковые объекты. Здесь главное — не абстракция, а конструкция, создание иерархической системы понятий, фиксированных материалом языка. Абстракция без конструкции приводит просто к потере содержания, к таким понятиям, как «нечто» и «некоторый».
1 Цит. по кн.: Новое в лингвистике. М., 1960. Вып.1.
2 См. там же статьи Б. Уорфа.
Читайте также
Электроустановки помещений для содержания животных
Электроустановки помещений для содержания животных Вопрос. От какой сети следует выполнять питание электроустановок животноводческих помещений?Ответ. Следует, как правило, выполнять от сети напряжением 380/220В переменного тока (1.7.170).Вопрос. Какая защитная мера должна
5. Развивать тактическое мышление!
5. Развивать тактическое мышление! «Не действовать по шаблону!» — гласил один из принципов воздушного боя, рожденный в Великой Отечественной войне. Он означал постоянный поиск нового в тактике. На результаты поиска влияли следующие основные факторы: знание противника,
1. Метод аналогий, или Научение по подражанию. Ассоциативное мышление
1. Метод аналогий, или Научение по подражанию. Ассоциативное мышление Физиология вопроса. Зеркальные нейроны Есть такая выдающаяся придумка эволюции — зеркальные нейроны. Около пятнадцати лет назад их открыла итальянская исследовательская группа Джакомо Риццолатти,
10.2. Воздействие электрического тока на человека
10.2. Воздействие электрического тока на человека Ток, проходящий через тело человека, действует на организм не только в местах контакта и путях протекания тока, но также и на кровеносную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.Виды травм, связанных с воздействием
1.3. Ориентация на человека и на пользователя
1.3. Ориентация на человека и на пользователя Мы слишком усложнили программное обеспечение и забыли главную цель. Джим и Сандра Сандфорс Не только разработчики интерфейсов, но и руководители предприятий электронной и компьютерной промышленности понимают необходимость
Электрические свойства тела человека
Электрические свойства тела человека Электропроводность — один из параметров, характеризующих жизненную деятельность живого существа. С возникновением живого организма любого вида начинаются биоэлектрические явления, которые прекращаются только после гибели живого
Глава 7. Язык и мышление
Глава 7. Язык и мышление 7.1. Что мы знаем о мышлении? Для правильного подхода к проблеме языка и мышления надо прежде всего четко отделить то, что мы знаем о мышлении, от того, что мы не знаем.Мы знаем, что мышление — это процесс, происходящий в нервных сетях мозга. Поскольку
Глава 8. Первобытное мышление
Глава 8. Первобытное мышление 8.1. Системный аспект культуры Продолжим наше шествие по этапам эволюции. Из области биологии мы перешли в область истории человечества. В главе 5 был дан набросок истории «материальной» культуры. Теперь предметом нашего анализа будет история
Введение. Роботы – помощники человека
Введение. Роботы – помощники человека Как только не называют нынешнее столетие – «атомный век», «космический век», «век электроники». С не меньшим основанием можно назвать его веком роботов. Ещё совсем недавно эти устройства существовали лишь на страницах научно –
ПЕРЕДЕЛКА ЖИВОТНЫХ
ПЕРЕДЕЛКА ЖИВОТНЫХ Создаются не только новые сорта полезных растений. Создаются и новые породы домашних животных. Это важно сейчас, потому что страна борется за подъем животноводства, за дальнейшее увеличение производства продуктов питания.Под Костромой в совхозе
§ 5.17 Гармония природы, науки и человека
§ 5.17 Гармония природы, науки и человека В последнее время меня, правда, больше привлекало изучение загадок, поставленных перед нами природой, нежели те поверхностные проблемы, ответственность за которые несёт несовершенное устройство нашего общества. Артур Конан Дойл,
«И создал бог человека…»
«И создал бог человека…» Однажды наш отряд много дней шел по глухой северной тайге. Маршрут был очень тяжелый. Чтобы не сбиться с пути, мы шли вдоль извилистой реки. Осмотрев все встреченные разрезы, мы закончили рабочую часть маршрута в верховьях этой реки. Предстоял еще
Исполнится ли мечта человека?
Исполнится ли мечта человека? Мечта человека — создать технические устройства, сконструировать и построить такие машины, которые работали бы сами и стали бы своего рода добрыми волшебниками, работали бы за человека или по крайней мере помогали бы ему в работе. С
О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МИРОЗДАНИИ В. Н. Комаров
О МЕСТЕ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В МИРОЗДАНИИ В. Н. Комаров Прежде всего необходимо подчеркнуть, что изучение проблемы космических цивилизаций относится к области фундаментальных научных исследований. А такие исследования обладают специфическими особенностями,
13. СОСТАВЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
13. СОСТАВЛЕНИЕ СУТОЧНОГО РАЦИОНА ПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Цель: научиться составлять рационы питания на основании суточной физиологической потребности человека в энергии, пищевых компонентах, а также с учетом принципов рационального питанияПри составлении рациона питания
Источник
Проблема общих законов интеллектуальной деятельности человека и животных. Принципиальное различие человеческого мышления и разумного поведения животных
Экспериментальные работы, посвященные изучению предистории человеческого мышления, его генетических корней в животном мире, сыграли выжную роль в понимании происхождения мышления.
Л.С.Выготский показал, что «мышление» животных превращается в подлинное мышление человека под влиянием перекрещивания линии развития предметных действий и линии развития голосовых реакций, которые необходимо происходит в условиях коллективной трудовой деятельности. В результате голосовые сигналы, осуществляющие общени животных, все более превращаются из инстинктивно-выразительных в отражающие объективное содержание и становятся ностиелями обобщений, вырабатывающихся в практическом опыте, т.е. приобретают функцию означивания. С другой стороны, практически интеллектуальное поведение «оречевляется», опосредуется языком, словесными понятиями и в силу этого может приобрести при дальнейшем развитии форму внутренних речевых процессов, свойственную словесно-логическому мышлению.
По Павлову, «чистейшая бескорыстная любознательность», заставляет обезьяну изучать объект манипуляции в ходе активного воздействия на него. При этом одновременно и во взаимодействии друг с другом включается в понавательную деятельность разные сенсорные и эффекторные системы.
Преобладающее значение у обезьян имеет сочетание кожно-мышечной чувствительности руки со зрительнымиощущениями. Также участвуют обоняние, вкус, тактильная чувствительностьоколоротовых вибрисс, иногда слух и т.д.
В итоге животные получают комплексную информацию об объекте как едином целом и обладающем разнокачественными свойствами. Именно в этом и заключается значение манипуляции как основы интеллектуального поведения.
Чрезвычайно важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации и к решению сложных задач, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке.
В соответсвии с этим Ладигина-Котс считает возможным выделить две различных по сложности и глубине формы мышления (у человекообразных обезьян). Первая форма характеризуется установлением связей раздражителей, непосредственно воспринимаемых в ходе его деятельности. Это анализ и синтез в наглядно обозреваемой ситуации. Вторая форма характеризается установлением связей между непосртедственно воспринемаемым раздражителем и представлениями (зрительными следами).
Труд с самого зарождения был ручным, таким же по необходимости и было изначальное человеческое мышление. У современных обезьян оно так и осталось чисто «ручным мышлением». Рука (ее качественные преобразования и развития) занимают центральное место в антропогенезе, как в физическом, так и в психическом отношении. При этом основную роль сыграли ее исключительные хватательные способности.
С возникновением труда связано коренное изменение всего поведени: из общей деятельности, направленой на непосредственное удовлетворение потребности, выделяются специфические действия, не направляемое непосредственным биологическим мотивом и получающее свой смысл лишь при дальнейшем испоьлзовании его результатов. По мере дальнейшего развития общественных отношений и форм производства такие действия, не направляемые непосредственно биологическими мотивами, занимают в деятельности человека все большее место и, наконец, приобретают решающее значение для всего его поведения. (Фабри К.Э., Леонтьев А.Н.)
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов им не доступны.
Источник
Отличие мышления человека от мышления животных
2. Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудие труда. Животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого животного, они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща. Только человек создает орудие по продуманному плану, использует их по назначению и сохраняет на будущее. Он живет в мире постоянных вещей, пользуется орудиями совместно с другими людьми, перенимает опыт пользования орудиями труда и передает его другим.
3. Отличие психики животных и человека состоит в чувствах. Животные также способны переживать положительные или отрицательные эмоции, но только человек может сочувствовать в горе или радости другому человеку, наслаждаться картинами природы, переживать интеллектуальные чувства.
4. Условия развития психики животных и человека являются четвертым отличием. Развитие психики в животном мире подчинено биологическим законам, а развитие психики человека детерминируется общественно-историческими условиями. И человеку, и животному свойственны инстинктивные реакции на раздражители, способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать общественный опыт, который развивает психику, способен лишь человек.
С момента рождения ребенок овладевает способами использования орудий и навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу, логическое мышление, формирует личность индивида. Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей. Это подтверждают случаи воспитания человеческих детей среди животных.
4. Физиологическая основа мышления
С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.
Для процесса мышления имеют значение прежде всего те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда определяется внешними раздражениями, постольку образующиеся при одновременном их возбуждении нервные связи отражают действительные связи в явлениях и предметах объективного мира.
Мышление опирается не только на первосигнальные связи; оно обязательно предполагает деятельность второй сигнальной системы в ее неразрывной связи с первой сигнальной системой. Раздражителями здесь выступают уже не конкретные предметы окружающего мира и их свойства, а слова. Речь, будучи непосредственно связанной с мышлением, позволяет отразить в словах взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, потому что слова являются не простыми сигналами единичных предметов, а обобщенными раздражителями. Эти новые сигналы в конце концов стали обозначать все, что люди непосредственно воспринимали, а употребляли их не только при взаимном общении, но и наедине с самим собой. Их особенностью является то, что они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, это и составляет наше человеческое мышление.
При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов головного мозга, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики, т.е. нейронные коды. Они отражают определенную частоту импульсивной активности нейронов, участвующих в решении конкретных умственных задач. Сами же нейроны могут в зависимости от решаемых мыслительных задач перестраивать свою деятельность, выступая конкретными коррелятами определенных мыслительных операций человека.
Лев Семенович Выготский: «Мышление и речь». Значение слова, его обобщение – акт мышления в собственном смысле слова. Представляет собой неотъемлемую часть слова как такового; принадлежит царству речи в такой же мере как царству мысли. Значение может рассматриваться и как явление речевое по природе, и как отношение к области мышления.
Общение основанное на разумном понимании и на намеренной передаче мысли и переживаний требует системы средств ( человеческая речь, которая возникла из потребности в общении в процессе труда.)
Общение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения, т.е. обобщение становится возможным при развитии общения. Высшие присущие человеку формы психологического общения возможны лишь благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.
Значение слова – единство мышления и речи, и единство обобщения и общения, коммуникации и мышления.
Пиаже: проблема речи и мышления ребенка.
Блейер: развитие речи создает благоприятные условия для аутистического мышления.
(вообще видимо стоит рассказать про то что у детей развитие речи подталкивает развитие мышления, как писали Пиаже и пр.)
Зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребенка. развитие внутренней речи определяется извне, развитие логики ребенка (Пиаже) это прямая функция его социализированной речи. Мышление ребенка развивается в зависимости от овладения социальными средствами мышления, т.е. в зависимости от речи.
6. Факторы, обуславливающие мышление
Под мышлением понимают процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве)
В зависимости от степени новизны продукта мыслительной деятельности выделяют продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление.
Индивидуальные особенности мышления обусловлены прежде всего особенностями жизни человека, характером его деятельности, спецификой обучения и воспитания. Определенное влияние на особенности мышления оказывают такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, соотношение первой и второй сигнальной систем, возраст человека.
7. Изучение мышления в различных психологических школах
Все законы протекают через ассоциации.
-понятие – ассоциативно связанная совокупность признаков.
-суждение – ассоциация представлений.
-умозаключение – ассоциация двух суждений, являющихся посылками с третьим, которое вытекает из них как вывод.
Отрицается мышление как специфический самостоятельный процесс.
2.Вюрцбургская школа. (О. Кюльпе, К. Бюллер, О. Зельц.)
Разработка мышления – их основная задача. Минусы: отделяли мышление от речи и чувственной основы.
3.Гештальт. (К. Коффка)
Мышление свершается в замкнутой сфере сознания. Мышление – это не оперирование отношениями, а преобразование структуры наглядных ситуаций.
Мышление – интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры. Стали обращать внимание на интуицию и творчество.
Стимул – реакция. Выщло определение практического мышления.
5.Психоанализ (Фрейд, Юнг, Адлер). Бессознательные формы мышления – заслуги, также к изучению зависимости от мотивов и потребностей человека.
6.Деятельная теория (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин)
Мышление – процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая потом в свернутые формы.
7.Смысловая теория мышления Тихомирова.
Мышление – познавательная деятельность, регулируемая потребностями, мотивами, целями, эмоциями и смыслами личности.
Мышление: философия, кибернетика, логика, лингвистика, психология, физиология. Личностная регуляция – ведущий принцип.
Основные моменты теории: 1.эмоциональная регуляция мыслительной деятельности (эффект эмоционального решения; эффект эмоционального обнаружения проблемы; эмоциональное закрепление); 2.целеобразование мышления; 3. мотивация и мышление; 4. процессы смыслообразования мышления. Смысл – это то значение, которое человек придает отдельной задаче или её отдельным элементам.
Б)Ее появл-е было связано с появл-ем компьютеров, кот-е могли воспр-ть психич-е ф-ции чел-ка. Компьютерная метафора: мышл-е чел-ка можно изучать по аналогии с работой компьютера. Настоящая теория мышл-я это комп-ная программа. Была поставлена задача изучать мышл-е как процесс перераб-ки инф-ции. Изучались послед-но этапы перераб-ки инф-ции, выделялись фазы процесса перераб-ки инф-ции. Исслед-я Стенберга:
http://www.bibliotekar.ru/biznes-35/85.htm тут все стили написаны. Выбери что именно надо.
Вюрцбургская школа в психологии мышления
Представители: Кюльпе, Майер,Ах, Уотт, Зельц.
Представители ВШ спорили с ассоцианистами, но поддерживали связь с Вундтом (метод интроспекции-самоанализа)
Выводы на фоне исследований:
1.Идея безобразного мышления
2.Очень высокая степень целенаправленности
3.Мыслительный процесс ухудшается во время внутренней речи
Эта идея оказалась несостоятельна. Любой акт мышления включает функцию визуального аппарата.
Уатт. Ввел понятие задачи. Показал, что на направление мышления влияет инструкция и самоинструкция.
Ах. Дифференцировал понятие задачи. Этапы влияния задачи:
-детерминирующая тенденция (бессознательный механизм)
-представление о цели (сознательный)
Использовали эксперименты с гипнозом, чтоб доказать детерминирующую тенденцию.
-психическое содержание мышления.
-факты направленности и избирательности мыслительной деятельности
-мышление как процесс решения задач
-теория мыслительных операций отто-зельца
Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) — психологическое направление, начало которого было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона „Психология с точки зрения бихевиориста“. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями.
При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные „эмоции“) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами.
В частности, в исследованиях Уотсона показано, что, если сочетать безусловные стимулы, вызывающие у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другими, первоначально нейтральными (например, показ белого кролика), то через некоторое время реакция страха может вызваться уже одним только показом кролика. Но в дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий психологическое содержание.
Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма, что заставило говорить о преобразовании его в необихевиоризм. В схеме S – R появились „промежуточные переменные“ (образ, цель, потребность).
Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30–х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.
Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями.
Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Навык: речевой навык.
4 речевых навыка по Фишеру:
1. н. ассоциирования
Фрейд: рассматривал «энергетические компоненты»
Задача его: описать трансформацию энергетических процессов внутри организма.
мышление: разумное и символическое
1. сознательный характер – осознание цели
3.выраженная истинность и ложность оценки
1. бессознательный характер
3символ мышления стремится к удовлетворению желаний
4. проявляется в образах
5. субъективированный характер
4 способа познания:
1. логическая информация
-рациональное (логическое, эмоциональное)
-иррациональное (интуиция, ощущение)
тут про экстравертированный мыслительный тип, экстравертир чувствующий тип.
экстравертивный ощущающ тип, экстравертивный интуитивный тип.
интровертир мысл тип, интроверт чувств тип.
интровертивн интуитивн тип, интровертир ощущ тип.
Источник