5 a назовите органы дыхания животных изображенных на рисунке
1. Изучив текст параграфа, перечислите пути поступления кислорода в организма животных
2. Какие физические процессы обеспечивают поступление кислорода в клетки тела?
Поступление кислорода в клетки происходит благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии
3. Вспомните и назовите животных, дышащих всей поверхностью тела
Одноклеточные простейшие, кишечнополостные, свободно живущие круглые и плоские черви
4. Что общего в строении кольчатых червей, водных членистоногих и моллюсков?
Органом дыхания у них являются перистые жабры
5. Какова роль крови в процессе дыхания?
Кровь приносит к органам дыхания углекислый газ, освобождается от него и насыщается кислородом, который затем переносит ко всем тканям и органам
3. Листовидные легкие
7. Дайте определения понятий
Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб
Воздушные мешки – это система воздухоносных полостей, изменяющих объем при вдохе и выдохе
Двойное дыхание (у птиц) – дыхание птиц в полете, при котором при вдохе часть воздуха, поступающего в мешки, быстро проходит через легкие, и количество кислорода в нем уменьшается незначительно. При выдохе воздух из воздушных мешков, проходя через легкие, вторично отдает кислород
8. Что произойдет, если у земноводных высохнет слизь, покрывающая кожу?
Они погибнут, так как кожа у земноводных участвует в дыхании
Система органов дыхания птиц: трахея, бронхи, воздушные мешки, легкие
Система органов дыхания млекопитающих: легкие, бронхи, трахеи
10. Художник выполнил рисунок «Эволюция органов дыхания», но перепутал подписи. Исправьте его ошибки
11. Известно, что площадь легочных мембран у млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?
Легкие ячеистые, имеют альвеолярную структуру. Таким образом увеличивается площадь поверхности легких. Каждая альвеола оплетена сетью кровеносных сосудов. Большая площадь легких необходимо для процессов интенсивного газообмена у млекопитающих: чтобы большее количество кислорода поглощалось кровью, и освобождалось больше углекислого газа
12. Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания? Если нет, предложите свой вариант и поясните свою точку зрения
членистоногие рыбы земноводные пресмыкающие птицы млекопитающие
У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность
Источник
Тема 10. Дыхательная система
1. Строение и функции органов дыхания
Функции дыхательной системы
2. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы, обозначенные цифрами.
3. Рассмотрите рисунок. Подпишите части гортани, обозначенные цифрами.
4. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.
5. Изучив материал § 34 учебного пособия, заполните таблицу.
Строение и функции органов дыхания
Название отдела | Особенности строения | Функции |
Полость | покрыты эпителием с волосками, от носовой полости разделена нёбом | очищение, согревание, увлажнение воздуха |
Гортань | образована несколькими хрящами, соединены между собой связками и мышцами | образование звуков |
Трахея и бронхи | образованы хрящевыми полукольцами (трахеей) или кольцами | выводят пылевые частицы в глотку |
Лёгкие | плотная оболочка, плевральная полость, альвеолы | газообмен |
Плевра | — | поддержание давления внутри плевральной полости |
По вертикали: 2. Парный орган, в котором происходит обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью ( лёгкие ).
По горизонтали: 1. Легочные пузырьки ( альвеолы ). 3. Микроскопические выросты клеток, которыми покрыта поверхность дыхательных путей ( реснички ). 4. Куполообразная мышца, участвующая вдыхании ( диафрагма ). 5. Микроскопические организмы, содержащиеся в пыли ( микробы ). 6. Наружные отверстия, ведущие в носовую полость ( ноздри ). 7. Процесс поддержания оптимального состава воздушной среды в помещении ( вентиляция ).
2. Дыхательные движения
1. Рассмотрите рисунок. Какой цифрой обозначен вдох, а какой — выдох?
Жизненная ёмкость лёгких | ||
дыхательный объём | резервный объём вдоха | резервный объём выдоха |
3. Рассмотрите рисунок. Опишите механизмы газообмена в лёгких. Какие процессы обозначены стрелками? Почему стрелки разного цвета?
В альвеолах кислорода больше, чем крови капилляров, он перемещается в зону пониженного давления, а углекислый газ наоборот. Стрелками показан процесс смены венозной крови на артериальную. |
3. Гигиена дыхания
1. Повторите тему о строении и функционировании дыхательной системы и заполните правую графу таблицы.
Основные правила гигиены дыхания | Анатомо-физиологическое обоснование |
Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом | сжатие грудной клетки не повреждает лёгкие |
Полезно бывать на свежем воздухе | организм лучше насыщается кислородом |
Полезно заниматься физическими упражнениями (зарядка, гребля, плавание и др.) | это увеличивает жизненную ёмкость лёгких |
Дышать надо всегда через нос | воздух очищается, согревается, увлажняется |
При кашле и чиханье надо всегда закрывать нос и рот платком | чтобы бактерии не попадали с капель в воздух |
Важно бороться с пылью на улицах и в помещениях | чтобы не вызывать раздражение слизистых дыхательных путей |
Для нормального дыхания важна правильная осанка | грудная клетка находится в расправленном состоянии |
При общении с людьми, страдающими простудными заболеваниями, следует соблюдать осторожность: носить марлевые повязки и т.д. | при кашле и чиханье возможно заражение воздушно-капельным путём |
Курение вредно для дыхания и всего организма | вызывает кислородное голодание, смолы вредны для организма, ядовитый никотин |
2. Выпишите в тетрадь определения понятий.
Воздушно-капельная инфекция — инфекция, передающаяся при чиханье, кашле через воздух.
Флюорография — метод диагностики заболеваний лёгких.
3. Изучив материал § 37 учебного пособия, составьте план ответа на тему «первая помощь при остановке дыхания».
По вертикали: 2. Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа ( дыхание ).
По горизонтали: 1. Необходимый для дыхания компонент воздуха ( кислород ). 3. Самый крупный хрящ гортани, защищающий ее спереди ( щитовидный ). 4. Дыхательная трубка, состоящая из хрящевых полуколец ( трахея ). 5. Отдел воздухоносного пути, участвующий в формировании звука ( гортань ). 6. Участок воздухоносных путей, входящих в правое и левое легкое ( бронхи ). 7. Парный орган, в котором происходит газообмен ( лёгкие ). 8. Плотная оболочка, покрывающая легкие ( плевра ).
Источник