5 a назовите органы дыхания животных изображенных на рисунке

5 a назовите органы дыхания животных изображенных на рисунке

1. Изучив текст параграфа, перечислите пути поступления кислорода в организма животных

2. Какие физические процессы обеспечивают поступление кислорода в клетки тела?

Поступление кислорода в клетки происходит благодаря проницаемости клеточных мембран и диффузии

3. Вспомните и назовите животных, дышащих всей поверхностью тела

Одноклеточные простейшие, кишечнополостные, свободно живущие круглые и плоские черви

4. Что общего в строении кольчатых червей, водных членистоногих и моллюсков?

Органом дыхания у них являются перистые жабры

5. Какова роль крови в процессе дыхания?

Кровь приносит к органам дыхания углекислый газ, освобождается от него и насыщается кислородом, который затем переносит ко всем тканям и органам

3. Листовидные легкие

7. Дайте определения понятий

Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства земноводных, а также у некоторых рыб

Воздушные мешки – это система воздухоносных полостей, изменяющих объем при вдохе и выдохе

Двойное дыхание (у птиц) – дыхание птиц в полете, при котором при вдохе часть воздуха, поступающего в мешки, быстро проходит через легкие, и количество кислорода в нем уменьшается незначительно. При выдохе воздух из воздушных мешков, проходя через легкие, вторично отдает кислород

8. Что произойдет, если у земноводных высохнет слизь, покрывающая кожу?

Они погибнут, так как кожа у земноводных участвует в дыхании

Система органов дыхания птиц: трахея, бронхи, воздушные мешки, легкие

Система органов дыхания млекопитающих: легкие, бронхи, трахеи

10. Художник выполнил рисунок «Эволюция органов дыхания», но перепутал подписи. Исправьте его ошибки

Читайте также:  Контрольная работа по теме почвы растительный и животный мир россии 8 класс с ответами

11. Известно, что площадь легочных мембран у млекопитающих в несколько раз больше всей поверхности кожи. Каким образом это достигается и зачем?

Легкие ячеистые, имеют альвеолярную структуру. Таким образом увеличивается площадь поверхности легких. Каждая альвеола оплетена сетью кровеносных сосудов. Большая площадь легких необходимо для процессов интенсивного газообмена у млекопитающих: чтобы большее количество кислорода поглощалось кровью, и освобождалось больше углекислого газа

12. Правильно ли расположены группы животных в схеме, отражающей усложнение системы органов дыхания? Если нет, предложите свой вариант и поясните свою точку зрения

членистоногие рыбы земноводные пресмыкающие птицы млекопитающие

У пресмыкающихся более совершенные органы дыхания. Кожа у них не участвует в дыхании, легкие более сложные, имеют перегородки и выросты, что значительно увеличивает их внутреннюю поверхность

Источник

Тема 10. Дыхательная система

1. Строение и функции органов дыхания

Функции дыхательной системы

2. Рассмотрите рисунок. Подпишите органы дыхательной системы, обозначенные цифрами.

3. Рассмотрите рисунок. Подпишите части гортани, обозначенные цифрами.

4. На рисунке изображена структурно-функциональная единица легких. Рассмотрите и напишите, из каких частей она состоит.

5. Изучив материал § 34 учебного пособия, заполните таблицу.

Строение и функции органов дыхания

Название отдела Особенности строения Функции
Полость покрыты эпителием с волосками, от носовой полости разделена нёбом очищение, согревание, увлажнение воздуха
Гортань образована несколькими хрящами, соединены между собой связками и мышцами образование звуков
Трахея и бронхи образованы хрящевыми полукольцами (трахеей) или кольцами выводят пылевые частицы в глотку
Лёгкие плотная оболочка, плевральная полость, альвеолы газообмен
Плевра поддержание давления внутри плевральной полости

По вертикали: 2. Парный орган, в котором происходит обмен газов между вдыхаемым воздухом и кровью ( лёгкие ).

Читайте также:  Человек и животные отношение человека к домашним и диким животным

По горизонтали: 1. Легочные пузырьки ( альвеолы ). 3. Микроскопические выросты клеток, которыми покрыта поверхность дыхательных путей ( реснички ). 4. Куполообразная мышца, участвующая вдыхании ( диафрагма ). 5. Микроскопические организмы, содержащиеся в пыли ( микробы ). 6. Наружные отверстия, ведущие в носовую полость ( ноздри ). 7. Процесс поддержания оптимального состава воздушной среды в помещении ( вентиляция ).

2. Дыхательные движения

1. Рассмотрите рисунок. Какой цифрой обозначен вдох, а какой — выдох?

Жизненная ёмкость лёгких
дыхательный объём резервный объём вдоха резервный объём выдоха

3. Рассмотрите рисунок. Опишите механизмы газообмена в лёгких. Какие процессы обозначены стрелками? Почему стрелки разного цвета?

В альвеолах кислорода больше, чем крови капилляров, он перемещается в зону пониженного давления, а углекислый газ наоборот. Стрелками показан процесс смены венозной крови на артериальную.

3. Гигиена дыхания

1. Повторите тему о строении и функционировании дыхательной системы и заполните правую графу таблицы.

Основные правила гигиены дыхания Анатомо-физиологическое обоснование
Рабочие движения, связанные с большими усилиями, должны совпадать с выдохом сжатие грудной клетки не повреждает лёгкие
Полезно бывать на свежем воздухе организм лучше насыщается кислородом
Полезно заниматься физичес­кими упражнениями (зарядка, гребля, плавание и др.) это увеличивает жизненную ёмкость лёгких
Дышать надо всегда через нос воздух очищается, согревается, увлажняется
При кашле и чиханье надо всегда закрывать нос и рот платком чтобы бактерии не попадали с капель в воздух
Важно бороться с пылью на улицах и в помещениях чтобы не вызывать раздражение слизистых дыхательных путей
Для нормального дыхания важна правильная осанка грудная клетка находится в расправленном состоянии
При общении с людьми, страда­ющими простудными заболева­ниями, следует соблюдать осторожность: носить марлевые повязки и т.д. при кашле и чиханье возможно заражение воздушно-капельным путём
Курение вредно для дыхания и всего организма вызывает кислородное голодание, смолы вредны для организма, ядовитый никотин
Читайте также:  Какие витамины содержатся в основном в продуктах животного происхождения

2. Выпишите в тетрадь определения понятий.

Воздушно-капельная инфекция — инфекция, передающаяся при чиханье, кашле через воздух.

Флюорография — метод диагностики заболеваний лёгких.

3. Изучив материал § 37 учебного пособия, составьте план ответа на тему «первая помощь при остановке дыхания».

По вертикали: 2. Совокупность процессов, обеспечивающих пос­тупление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа ( дыхание ).

По горизонтали: 1. Необходимый для дыхания компонент воз­духа ( кислород ). 3. Самый крупный хрящ гортани, защищающий ее спереди ( щитовидный ). 4. Дыхательная трубка, состоящая из хрящевых полуколец ( трахея ). 5. Отдел воздухоносного пути, участвующий в формировании звука ( гортань ). 6. Учас­ток воздухоносных путей, входящих в правое и левое легкое ( бронхи ). 7. Пар­ный орган, в котором происходит газообмен ( лёгкие ). 8. Плотная оболочка, покрывающая легкие ( плевра ).

Источник

Интересные факты из жизни