44 и 223 фз различия простым языком

Содержание
  1. Чем отличается 223 ФЗ от 44 ФЗ
  2. Основные отличия 44 ФЗ от 223 ФЗ
  3. Нововведения 44-го закона
  4. Преимущества 223-ФЗ над 44-ФЗ
  5. Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год
  6. В чем принципиальное отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ
  7. Кто заказчик и поставщик
  8. Как и где проходят торги
  9. Какая электронная подпись нужна для участия в торгах
  10. Обеспечение исполнения заявки и контракта
  11. Стоимость участия в тендерах
  12. Жалобы и расторжение контракта
  13. Ответственность за нарушения
  14. 44 Федеральный закон
  15. 223 Федеральный закон
  16. Основное отличие и назначение
  17. Заказчики
  18. Поставщики (участники)
  19. Способы закупочных процедур
  20. Торговые площадки
  21. Сроки подачи заявок
  22. Отчетность заказчика
  23. Обеспечение контракта
  24. Изменение, расторжение контракта
  25. Обжалование действий заказчика
  26. Чем отличаются между собой два закона, регулирующие государственные закупки: 44-ФЗ и 223-ФЗ
  27. Федеральный закон 44-ФЗ
  28. Федеральный закон 223-ФЗ
  29. Таблица с основными различиями 44-ФЗ от 223-ФЗ

Чем отличается 223 ФЗ от 44 ФЗ

Основные отличия 44 ФЗ от 223 ФЗ

Реформа государственного заказа не стоит на месте, она постоянно совершенствуется. До 2014 года вся работа велась по 223-му федеральному закону, сейчас же в действие вступил 44-й федеральный закон, то есть закон о контрактной системе. Для многих это нововведение усложнило жизнь, ведь нужно было пересматривать закупочную деятельность. Но согласно второй части статьи 15 Закона №44 для определенных закупок бюджетным учреждениям и некоторым другим организациям разрешается использовать более гибкий 223-й федеральный закон. Так в чем же отличие этих двух указанных законов и как оно отражается на практике?

Нововведения 44-го закона

Многих пугают нововведения, однако некоторые процедуры перетекли в новый в 44-й федеральный закон без изменений, некоторые – с изменениями, однако с сохранениями общего принципа. С 2014 года все заказчики, которые перечислены в 223-ФЗ, должны использовать его нормы в практической деятельности. К ним относятся автономные учреждения и муниципальные унитарные предприятия. Заказчик, который указан в 223-ФЗ, должен выполнять закупки по 223-ФЗ, если же этого не происходит, то ему нужно работать по 44-ФЗ.

Новый федеральный закон №44, в отличие от 223-его, не делит заказчиков на государственных, а также муниципальных, в тексте он объединяет их одним понятием «заказчик». Законодательные органы решили, что в Российской Федерации, как и в иных развитых странах, процесс должен вестись с прогнозирования необходимости конкретной закупки, а заканчиваться оценкой соответствующей эффективности удовлетворения необходимых потребностей.

К основным нововведениям 44-го закона можно отнести следующее:

1. действуют единые правила для всех заказчиков;

2. ограниченный перечень способов закупки;

3. на ЭТП проводится лишь аукцион;

4. ограниченный перечень случаев закупки у ЕП;

5. от заказчика требуется обязательное заключение договора с победителем.

Тогда как 223-ФЗ предполагает использование следующих правил:

1. каждый заказчик имеет свои правила и особенности;

2. заказчики могут применять различные методы закупок;

3. на ЭТП могут проводиться любые способы закупок;

4. перечень случаев закупки у ЕП заказчик может определять лично;

5. заказчику не обязательно заключать договор с победителем.

Преимущества 223-ФЗ над 44-ФЗ

Во многих случаях, решая каким законом руководствоваться, следует учитывать достоинства и недостатки конкретного закона, чтобы выбрать для себя наиболее подходящий. К основным достоинствам 223-ФЗ над 44-ФЗ можно отнести следующее:

1. Заказчику можно самостоятельно составлять необходимые товары и услуги, которые разрешено закупить у одного поставщика. В данный список можно будет включить, к примеру, срочные незапланированные закупки. Тогда как по 44-ФЗ закупки до 100 тысяч рублей не должны быть выше 5% от суммарных закупок за год.

2. Заказчику нет необходимости писать «или эквивалент», а также ставить параметры эквивалентности. Он может указать определенный бренд, после чего отклонить заявки, где предлагается иной товар (кроме случаев, если они регулируются антимонопольным законодательством).

3. У заказчика имеется возможность разрабатывать собственные способы закупок со своей процедурой проведения. К примеру, можно использовать запрос предложений в короткое время, чтобы не устраивать длительный прием заявок. Закупки можно выполнять с использованием электронных форм закупок. К тому же можно применять свои критерии оценки.

4. Планирование закупок отличается удобством, нет необходимости составлять план закупок на год. К тому же его можно изменить в своей инициативе. Нет нужды обосновывать начальную либо максимальную стоимость договора.

5. Имеется вносить изменения в проект договора уже с победой поставщика, к примеру, продлить сроки, поменять порядок оплаты и тому подобное по согласованию.

6. Если закупка не состоялась, то заказчику нет необходимости выполнять повторную процедуру, согласование с органами контроля, имеется возможность заключения договорных отношений с одним поставщиком.

Источник

Отличия 44‑ФЗ и 223‑ФЗ по госзакупкам: таблицы сравнения на 2021 год

Органы власти, а также государственные и муниципальные организации, которые закупают для своих нужд товары (работы, услуги) за счет бюджетных средств, делают это в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ. Бюджетные учреждения, которые закупают товар (работу, услугу) за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, обязаны руководствоваться Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ. В настоящей статье мы расскажем подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ

Первое, что бросается в глаза, это объем законов — 44-ФЗ во много раз больше, чем 223-ФЗ. Объясняется это просто. Закон № 44-ФЗ распространяется на закупки всех госзаказчиков и строго регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а поставщикам — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Но в то же время, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Согласно закону, заказчики самостоятельно разрабатывают собственные положения о закупках, в которых описывают требования к участникам и способы определения поставщика. В результате участие в закупках по 223-ФЗ является достаточно сложным, так как участникам приходится каждый раз изучать положение о закупках у каждого конкретного заказчика

Все остальные различия по 44-ФЗ и 223-ФЗ приведем для наглядности в сравнительных таблицах.

Кто заказчик и поставщик

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Как и где проходят торги

Способ проведения тендера

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), перечень которых утверждается Правительством РФ.

Электронные процедуры могут проводиться на любой электронной площадке, кроме закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (они проводятся только на тех ЭТП, которые используются при закупках по закону № 44-ФЗ).

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единого поставщика, установлен законом 44-ФЗ (коммунальные услуги, расходы, связанные с командировками сотрудников, аренда помещений и земельных участков и т.д.).

Читайте также:  К какому типу языков относится ассемблер

Случаи закупок у единственного поставщика каждый заказчик определяет самостоятельно.

На каких ЭТП проводятся торги

Восемь федеральных ЭТП:

Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок (ЕИС). Регистрация бесплатна.

Больше 150 ЭТП. Ограничений по выбору площадки нет. Регистрация может быть платной.

Закупки у МСП можно проводить только на ЭТП, отведенных для госзакупок по 44-ФЗ (см. «Госзакупки по 223-ФЗ: какие новшества для малого и среднего бизнеса действуют с 2019 года»).

Какая электронная подпись нужна для участия в торгах

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

КЭП (для работы на восьми ЭТП по 44-ФЗ), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обеспечение исполнения заявки и контракта

Обеспечение заявки

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

В закупках с начальной минимальной ценой (НМЦ) до 1 млн рублей обеспечение может не устанавливаться. В остальных случаях:

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет.

Не требуется при НМЦ менее 5 млн руб. При НМЦ свыше 5 млн рублей заказчик может установить размер обеспечения, но не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

– внести денежные средства на счет заказчика;

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Для субъектов малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те субъекты, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом. Все условия он прописывает в положении о закупке.

Стоимость участия в тендерах

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Плата не взимается со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. В бумажных закупках, как правило, плату за участие не берут.

Жалобы и расторжение контракта

Обжалование действий заказчика

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Алгоритм подачи жалобы прописан в 44-ФЗ. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного — в течение 1 месяца

Расторжение контракта

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке (см. «Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ» и «Как расторгнуть госконтракт по соглашению сторон»).

Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

Заказчик прописывает все условия в своем положении о закупках.

Ответственность за нарушения

Закон № 44-ФЗ

Закон № 223-ФЗ

Статьями 7.29–7.32.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за любые возможные нарушения законодательства о закупках.

Ст. 7.32.3 КоАП РФ. Предусмотрена ответственность за очень небольшое число нарушений и только непосредственно закона 223-ФЗ.

Источник

Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

44 Федеральный закон

223 Федеральный закон

Основное отличие и назначение

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.

Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен.

Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.

В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.

Заказчики

Государственные и муниципальные органы;

Орган управления государственным внебюджетным фондом;

Государственные и муниципальные казенные учреждения;

Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.

Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;

Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);

Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);

Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).

Поставщики (участники)

Юридические и физические лица, в том числе ИП. Юридические и физические лица, в том числе ИП.

Способы закупочных процедур

Конкурентные способы*:

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика

* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.

Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

Торговые площадки

9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.

Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.

В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.

Сроки подачи заявок

Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики.

Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.

Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.

Отчетность заказчика

Обеспечение контракта

Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.

Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика.

Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.

Изменение, расторжение контракта

Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ.

Читайте также:  Елистратов в с язык старой москвы

Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.

Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.

Обжалование действий заказчика

Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней.

Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.

Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

Источник

Чем отличаются между собой два закона, регулирующие государственные закупки: 44-ФЗ и 223-ФЗ

Федеральные законы 44-ФЗ и 223-ФЗ регулируют процесс закупки в бюджетных учреждениях и в компаниях с государственным участием и имеют между собой определенные отличительные черты. Отличия начинаются с вида заказчика, на которого распространяет действие конкретный закон.

Федеральный закон 44-ФЗ

В рамках 44-ФЗ заложены определенные правила, которыми обязаны руководствоваться заказчики при закупках товаров, работ и услуг. Это называется контрактной системой закупки. 44-ФЗ вступил в силу с 2014 года и состоит из 8 глав.

44-ФЗ распространяет свое действие на закупки государственными и муниципальными заказчиками, включая этапы планирования, размещения сведений о закупках, проведения закупки, выбора победителя и подписания контракта, исполнения контракта, его приемки и оплаты услуг поставщика.

В 44-ФЗ регулярно вносятся изменения. Последние крупные поправки вступили в силу в 2019 года, когда для заказчиков обязательной стала электронная форма проведения закупки. Для некоторых способов отбора поставщика сохранили бумажную версию закупки, но теперь она применяется в исключительных ситуациях. Также по изменившимся правилам отменили процесс аккредитации участников на электронных площадках. Вместо этого всех участников обязали пройти регистрацию в ЕИС, иначе они утрачивают право на участие в электронных торгах. Регистрация на электронной площадке действует три года, а аккредитация на ЭТП предоставляется автоматически.

Отступление от положений 44-ФЗ грозит заказчикам крупными штрафами, а также отменой процедуры отбора поставщика, аннулированием подписанных по результатам тендера контрактов. Участники, которые не соблюдают положения 44-ФЗ, попадают в реестр недобросовестных поставщиков, зачастую по формальным основаниям.

Федеральный закон 223-ФЗ

По нормам 223-ФЗ закупаются юридические лица с долей государства более 50% и их дочерние компании, естественные монополии, госкорпорации и пр.

Закон предоставляет заказчикам больше свобод в процессе проведения закупки, он носит рамочный характер. Заказчики вправе самостоятельно определиться с регламентом проведения закупки по 223-ФЗ и прописать его в Положении о закупках.

Именно по этой причине объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. 223-ФЗ направлен на поддержку малого бизнеса, развитие конкуренции в закупках, ориентацию на инновации в закупочной деятельности и пр.

Таблица с основными различиями 44-ФЗ от 223-ФЗ

Кто является заказчиком

Если указанные компании до конца года не разработают и не утвердят закупочную документацию, то они вынуждены будут применять нормы 44-ФЗ

Кто может стать участником

Поставщиками по 44-ФЗ выступают любые юридические лица (которые не имеют статуса оффшора), физлица и предприниматели.

Заказчики вправе прописать право на подписание контракта с несколькими поставщика одновременно (например, при закупке средств реабилитации инвалида) В 223-ФЗ предусмотрено право участников на передачу коллективных заявок. В такой закупке могут принять участие юрлица и физлица, а также предприниматели

У каких участников возможен приоритет

Порядок предоставления преимуществ различный. УИС и организации инвалидов могут рассчитывать на предоставление им преимуществ в виде ценовой льготы при закупках товаров, работ и услуг из определенного перечня, утвержденного Правительством.

Заказчики по 44-ФЗ обязаны закупаться у субъектов малого бизнеса в размере 15% от общего объема заказа. Для этого они проводят закупки исключительно среди СМП или устанавливают требование о привлечении компаний малого бизнеса к закупке в качестве субподрядчика.

Также в 44-ФЗ действует национальный режим (по ст. 14 44-ФЗ). Он предполагает предоставление преференций отечественным компаниям в процессе закупок. Преференции могут быть предоставлены в виде ценовых преимуществ, ограничения допуска иностранной продукции до участия или запрета на допуск В рамках 223-ФЗ преимущества предоставляются субъектам малого предпринимательства. Заказчики по указанному закону обязаны проводить закупки у компаний такого типа в размере не менее 18% от СГОЗ

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах

Все документы, которые участник направляет в электронном формате, должны быть подписаны с использованием усиленной квалифицированной подписи (на основании ст. 5 ФЗ-44). Подпись также является обязательным условием для участия в закупках в электронном виде, которые проводятся на специализированных торговых площадках Для участия в госзакупках также требуется усиленная квалифицированная ЭЦП (на основании ч. 5 ст. 3.3 223-ФЗ). Она подходит для работы как на специализированных ЭТП, прошедших отбор Правительства, так и на других 8 площадках

Способы закупочных процедур

В 44-ФЗ прописан также один неконкурентный вариант проведения закупки – это закупка у единственного поставщика. Он проводится в исключительных условиях, когда проведение конкурентных процедур невозможно, например, при признании ее несостоявшейся, при закупках услуг естественной монополии, при закупках в условиях ЧС и пр.

Заказчики выбирают тот или иной тип закупки по своему усмотрению. Например, если, помимо цены, им необходимо учесть опыт компании, то они проводят конкурс. При этом заказчики должны учесть определенные ограничения: запрос котировок проводится при цене контракта до 500 тыс. р., электронный аукцион должен проводиться в обязательном порядке в отношении товаров из аукционного перечня При закупках по 223-ФЗ заказчики могут выбирать один из следующих способов:

При закупках через конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок заказчик обязан подписать контракт по их результатам, в остальных случаях это его право

Операторы ЭТП теперь наделены правом взимать с победителя закупки плату. Размер такой комиссии составляет 1%, но не более 5000 р. При проведении закупки только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций сумма комиссии составляет 2000 р. Если победитель закупки уклонился от подписания контракта, плата с участника, который стал вторым, не взимается Заказчиками размещаются тендеры среди субъектов малого предпринимательства на отобранных Правительством восьми площадках для работы по 44-ФЗ. Остальные закупки допускается публиковать на любых электронных площадках без ограничений (всего работает более 150 площадок).

В закупках среди СМП по 223-ФЗ размер платы, который взимается с победителя, составляет не более 2000 р. или 1% от НМЦК.

Условия участия в закупках на общих основаниях зависят от требований электронной торговой площадки. Например, участники могут платить абонентскую плату или комиссионные в пользу ЭТП

Сроки подачи заявок

Сроки подачи заявок на участие в закупках определяются законодательно. Так, например, для электронного аукциона с НМЦК до 300 млн р. сроки подачи заявки на участие составляют не менее 7 дней, при НМЦК более 300 млн р. – 15 дней. Сроки подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронном виде составляют не менее 15 дней. Размещение извещения о запросе предложений и котировок в электронном виде производится в сроки не позднее 5 дней до окончания приема заявок В 223-ФЗ приведены только минимальные сроки для подачи заявок на участие среди субъектов малого предпринимательства и конкурентных закупок. Минимальные сроки подачи заявок на конкурс и аукцион составляют 15 календарных дней, на запрос котировок – 5 рабочих дней, запрос предложений – 7 дней Отчетность заказчика В ЕИС передается информация для реестра контрактов, отчетность по закупкам у СОНКО и СМП, результаты мониторинга проведенных закупок, сведения о количестве закупленной продукции в рамках инвестиционного контракта.
Читайте также:  Азкары после намаза на арабском языке

Также в 44-ФЗ определены сроки внесения изменений в закупочную документацию, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие, публикации итогового протокола, подписания контракта и пр. Заказчик должен подготовить годовую и ежемесячную отчетности по закупкам высокотехнологичной и инновационной продукции, об объеме закупок среди субъектов малого и среднего бизнеса.

Отчетность по заключенным договорам, в том числе договорам с единственным поставщиком и подписанным в закрытом формате (сведения о которых образует гостайну), размещается в ЕИС не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.

Годовая отчетность по закупкам у субъектов малого предпринимательства размещается по нормам Постановления Правительства от 2014 года №1352, отчетность по закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции у СМП формируется с опорой на Постановление Правительства от 2015 года №1442 В рамках 44-ФЗ предусмотрено три формы обеспечения: обеспечение заявки, обеспечение контракта и гарантийных обязательств. Обеспечение по заявкам необходимо при проведении конкурса и аукциона на сумму свыше 1 млн р., в остальных случаях оно вводится по усмотрению заказчика.

Величину обеспечения заявки на участие заказчик устанавливает по своему усмотрению, но он должен учитывать определенные лимиты. Обеспечение может быть установлено в размере 0,5-1% при НМЦК в пределах 20 млн р., 0,5-5% – от 20 млн р. Два процента – это сумма обеспечения, которая вводится при НМЦК более 20 млн р. и при наличии преференций для УИС и организаций инвалидов. Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или через перечисление определенной суммы на спецсчет.

Требование об обеспечении исполнения контракта устанавливается в обязательном порядке. Исключением служат ситуации, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Размер обеспечения контракта составляет 5-30% НМЦК, но не меньше суммы предусмотренного авансирования. Обеспечение нужно рассчитать с опорой на итоговую цену контракта (а не на НМЦК, если контракт подписывается субъектом малого предпринимательства). СМП с опытом исполнения подобных контрактов вправе не вносить обеспечение.

Способами обеспечения могут выступать денежные средства и банковская гарантия. Способ внесения обеспечения поставщик выбирает по своему усмотрению. К банковской гарантии предъявляются строгие требования, и она может быть выдана только в одном из банков, утвержденных Правительством. Банковская гарантия, которую выдал банк, передается им в закрытый раздел ЕИС с реестром гарантий.

С 2019 года заявка может обеспечиваться только деньгами со спецсчета, что накладывает на участника обязанность открытие спецсчета для участия в электронных закупках Обеспечение заявки в конкурентных закупках по 223-ФЗ необходимо только при НМЦК в пределах 5 млн р. Иначе заказчик вправе предъявлять указанное требование и наделен таким правом, но в пределах 5% от НМЦК.

Порядок внесения обеспечения исполнения контракта заказчик определяет самостоятельно и фиксирует его в Положении о закупке.

Участники закупки могут самостоятельно определиться со способом внесения обеспечения. Если закупка проводится среди СМП, то денежное обеспечение допускается внести исключительно на спецсчет. В остальных закупках участники пользуются счетами на электронной площадке или переводят деньги на указанный заказчиком счет Заказчики по 44-ФЗ с 2019 года размещают и публикуют только план-график на годовой период. План закупок был отменен Проводить закупки за пределами плана-графика строго запрещено. Заказчики вправе внести изменение в план-график, а только потом приступить к планированию Заказчики по 223-ФЗ размещают в ЕИС только план закупок сроком на три года, а также долгосрочный план закупки инновационной и высокотехнологичной продукции на период 5-7 лет. При отсутствии потребностей в закупках товаров, работ и услуг заказчики обязаны разместить нулевой план с прочерками в соответствующих полях В рамках 44-ФЗ отдельное внимание уделяется антидемпинговым мерам, чтобы оградить заказчика от недобросовестных поставщиков. Антидемпинговые меры применяются при снижении НМЦК на 25% и более. В этом случае от поставщика требуют внесения обеспечения в повышенном размере: 1,5-кратная сумма внесенного ранее обеспечения Заказчик может установить требование о внедрении антидемпинговых мер в отношении поставщиков в Положении о закупках

Обоснование начальной цены

Обоснование НМЦК является обязательным условием для каждой процедуры закупки. Это правило прописывается в ст. 22 44-ФЗ. При обосновании НМЦК заказчики должны по умолчанию использовать метод рыночных цен, а при невозможности его применения или в дополнение к нему – нормативный, тарифный, сметный и затратный методы обоснования Необходимость обоснования НМЦК и методология обоснования решаются по усмотрению заказчика и указываются в Положении о закупке

Расторжение или изменение положений контракта

По 44-ФЗ заказчику строго запрещено изменять существенные условия контракта (это, в частности, цена, сроки, комплектность поставки и пр.). При наличии подобной возможности в договоре заказчик может изменить отдельные условия контракта по соглашению сторон. Контракт расторгают при одностороннем отказе любой стороны, по соглашению сторон и на основании судебного решения В договоре по 223-ФЗ допускается пересмотр количества, объемов и сроков исполнения условий. Расторжение допускается только по судебному решению при нарушении одним из участников условий контракта. Все условия пересмотра и расторжения договора прописываются в самом договоре

Каким образом и куда подаются жалобы

Жалобы передаются в ФАС, в уполномоченные инстанции контроля за контрактной системой и органы местного самоуправления.

Алгоритм передачи и рассмотрения жалоб на заказчика регламентирован в 44-ФЗ. Заявление допускается передать в письменной форме или в электронном виде. Жалоба в обязательном порядке публикуется в ЕИС. На ее рассмотрение ФАС отводится не менее 5 рабочих дней Порядок обжалования некорректных действий заказчика перечислен в ст. 18.1 135-ФЗ «О защите конкуренции». Участники могут пожаловаться на действия и бездействие заказчика; нарушения, допущенные оператором ЭТП; неразмещение информации о торгах в ЕИС; предъявление к участникам требований, не указанных в закупочной документации.

Если заказчик нарушил нормы 223-ФЗ или Положения о закупках, то участник может передать жалобу в ФАС. Такая жалоба будет рассмотрена в ускоренной формате – за 7 дней. Жалобы на нарушение антимонопольного законодательства рассматривают за 1 месяц

Таким образом, 44-ФЗ строго регулирует все вопросы проведения закупок среди государственных и муниципальных учреждений. Нарушение порядка влечет для заказчика отмену закупки и наложение штрафов. В рамках 223-ФЗ заказчики могут прописать все детали проведения закупок в Положении о закупках, а сам закон регулирует данный вопрос рамочно.

Источник

Мастерица