4 вида речевой деятельности английского языка

Статья «Виды речевой деятельности на уроках иностранного языка»

Виды речевой деятельности на уроках иностранного языка

Речевая компетенция на уроках иностранного языка включает в себя различные виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование.

Говорение как вид речевой деятельности

Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.

Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;

б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;

в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Говорение выступает в монологической и диалогической формах.

При обучении диалогу следует варьировать разные формы диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая форма.

Монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.

К основным трудностям обучения говорению следует отнести мотивационные проблемы, такие как: ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам. Исходя из перечисленных проблем в обучении говорению, возникает цель – по возможности эти проблемы устранить. Невозможно научится говорению без погружения в реальные ситуации, а не только лишь составляя стандартные диалоги по определенной теме. Интерактивный подход в обучении подразумевает под собой непосредственное вовлечение учащихся в дискуссии, дебаты, обсуждение проблем, а значит – в диалог.

Чтение как вид речевой деятельности

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием письменного текста.

Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным.

Хотя в реальном процессе чтения процессы восприятия и осмысления протекают одновременно и тесно взаимосвязаны, умения и навыки, обеспечивающие его процесс, принято условно делить на две группы:

а) связанные с «технической» стороной чтения (восприятие графических знаков и соотнесение их с определенными значениями и

По мере накопления лексических единиц многие учащиеся нуждаются в зрительной опоре т.к. воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех учащихся, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти. Поэтому так актуально чтение.

По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей существуют чтение просмотровое, поисковое (просмотрово-поисковое), ознакомительное и изучающее.

Поисково-просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Учащийся ищет в тексте лишь интересующую его информацию.

Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации из текста, получение общего представления об основном содержании, понимание главной идеи текста.

Изучающее чтение отличается точным и полным пониманием содержания текста, воспроизведением полученной информации в пересказе, реферате и т.д.

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования.

Письмо как средство обучения иностранному языку

Задачей обучения письменной речи является формирование у учащихся следующих умений и навыков:

Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным орудием мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.

В последнее время письмо рассматривается как помощник в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т.п. Роль письменной коммуникации в современном мире чрезвычайно велика. Но следует различать письменную деятельность и письменную речь. Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках.

Обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению. Письмо и чтение основаны на единой графической системе, и именно данное положение определяет требования к обучению графике в целом, а на начальном этапе в особенности.

Аудирование

Аудирование – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием устного сообщения. При отборе материала, которым будет пользоваться сам учитель в своей устной речи на уроке, следует учитывать цели, которые он преследует:

Употребляя ту или иную форму или выражение, учитель должен принять все меры к тому, чтобы она была правильно понята учащимися. Для достижения этого нужно иметь ввиду следующее:

Цели обучения аудированию можно определить как следующие:

При работе с аудиоматериалами происходит развитие способностей учащихся одновременно работать над несколькими речевыми умениями.

Источник

Аудирование, говорение, чтение и письмо: что важнее и как тренировать

Виды речевой деятельности

Речь на любом языке – родном или иностранном – это процесс общения. Общение может быть устным или письменным. В процессе общения человек создает речь – такие виды речевой деятельности называются продуктивными, или воспринимает речь – тогда это рецептивная деятельность.

Всего существует четыре вида речевой деятельности. Устная продуктивная речевая деятельность – это говорение, устная рецептивная – аудирование, письменная продуктивная – письмо, а письменная рецептивная – чтение. Говорение, аудирование, чтение и письмо составляют основу владения языком – родным или иностранным.

Именно перечисленные четыре навыка включаются в программы мировых экзаменов по английскому языку и других иностранных языков. IELTS и TOEFL состоят из четырех соответствующих частей: аудирования, говорения, чтения и письма.

Процесс овладения навыками речи

Овладевая родным языком в детстве, мы тоже изучаем четыре вида речевой деятельности. Причем все дети делают это последовательно, в определенном порядке. Сначала развивается аудирование – дети слушают речь окружающих и пытаются ее понять. Дальше совершенствуется говорение – на основе услышанного дети делают попытки воспроизвести речь. После овладения говорением дети учатся читать, и только потом учатся письменной речи. Это естественный процесс, который всегда протекает одинаково.

В изучении родного языка аудирование служит базой для овладения говорения, говорение – для чтения, а чтение – для письма. Естественно предположить, что в изучении иностранного языка тоже лучше придерживаться этого порядка. Так обучение будет проходить эффективнее. Согласитесь, что после нескольких лет чтения английских текстов и изучения словарей заговорить будет сложно.

Читайте также:  Если заплетается язык у здорового человека

Если вы начинаете учить иностранный язык, сначала займитесь аудированием, повторяйте услышанное и тренируйте говорение, потом переходите к чтению и письму. И только если вы уже владеете английским языком на уровне от Intermediate, то при желании уже можно расставить приоритеты и заниматься тем, что для ваших целей важнее.

Аудирование

Аудирование или Listening – это восприятие и понимание речи на слух. Именно с этого желательно начинать знакомство с новым языком и именно этому уделять больше всего внимания на начальных этапах обучения. Это особенно важно, если фонетика иностранного языка сильно расходится с родным языком.

Аудирование важно и на всех остальных этапах обучения. Часто слушанию начинают уделять все меньше и меньше внимания по мере изучения иностранного языка. Даже во многих учебниках аудирование получает слишком маленькую долю по сравнению с другими навыками. Дело в том, что развитие этого навыка не дает быстрого и заметного прогресса в обучении, как, например, чтение.

Часто бывает так, что человек имеет большой словарный запас, хорошо разбирается в грамматике, может читать сложные тексты и составлять на письме продвинутые конструкции, но стоит услышать неадаптированную речь на радио или в сериале – и он ничего не понимает.

Живую беглую речь на английском языке можно начать понимать только с помощью постоянной тренировки. Нужно много слушать – не только учителей и записи из учебных пособий, но и разнообразные источники живой речи. Слушайте песни любимых исполнителей и пытайтесь разобрать текст, смотрите сериалы и фильмы без озвучки, слушайте подкасты и новости на английском языке, смотрите интервью с любимыми актерами на Youtube.

Вот несколько ресурсов для тренировки аудирования на английском языке:

Говорение

Говорение или Speaking – это воспроизведение устной речи, выражение мыслей в устной форме. Это продуктивный вид речевой деятельности. В обычной жизни мы часто говорим, реагируя на чужую речь: аудирование и говорение происходят почти одновременно. Эти два навыка тесно связаны между собой: прослушивание подготавливает речь, а говорение помогает воспринимать текст на слух. Тренируя говорение, мы учимся контролировать речевой аппарат, подмечать особенности звуков иностранного языка, чувствовать между ними различия. Впоследствии это помогает в восприятии речи на слух.

Научиться говорить на иностранном языке можно только с помощью практики. Если вы много читаете или много слушаете – это будет хорошим подспорьем при изучении языка, но на навыке говорения не скажется. Слово надо произнести много раз, чтобы оно стало знакомым и естественным для вас. Вы можете его прочитать, прослушать, записать и запомнить – но для речевого аппарата слово останется незнакомым, что повлияет на беглость и естественность устной речи.

Именно с говорением чаще всего связаны проблемы в обучении иностранного языка. Этот навык совершенствуется медленнее остальных. Говорение – это во многом механическая работа, которая производится мышцами. Движение связок, языка, губ – результат работы мышц. Постоянно тренируясь в говорении, мы развиваем мышечную память. Со временем мы начинаем произносить иностранные звуки, слова и фразы автоматически правильно, без осознанного внимания. Такая мышечная память остается с нами надолго – даже после многих лет без практики речевой аппарат вспоминает, как правильно говорить на иностранном языке.

Итак, чтобы тренировать говорение, нужно говорить. Лучше всего – с собеседником: учителем, носителем языка, друзьями. В первую очередь важна свободная речь, а не стандартные заученные диалоги. Желательно также учиться говорить в разных ситуациях: в индивидуальном, групповом и публичном общении, в виде монологов и диалогов. Тренируя говорение, важно не стесняться и не бояться сделать ошибки.

Чтение

Чтение или Reading – это восприятие и понимание прочитанного текста. Как и аудирование, это рецептивный вид речевой деятельности, разница только в канале восприятия – вместо устной речи мы расшифровываем письменную. Чтение тесто связано с письмом – развитие этого навыка помогает научиться писать на иностранном языке.

Чтение на иностранном языке при постоянной тренировке совершенствуется довольно быстро. Уже на первых этапах обучения, сразу после изучения алфавита человек может начать читать. Даже если алфавит незнакомого языка отличается от родного, выучить его обычно не составляет труда – если только это не иероглифическое письмо. Чтение способствует быстрому запоминанию новых слов, новых грамматических правил, синтаксиса. Не всегда это самый важный навык в изучении языка, но почти всегда он очень полезен для развития других видов речевой деятельности.

Для тренировки чтения подойдут любые тексты: книги, журналы, блоги, новости, адаптированные тексты для изучающих язык. Важно не только прочитать материал, но и поработать с ним для закрепления: выполнить задания, задать себе несколько вопросов, пересказать прочитанное.

Подберите тексты для чтения на одном из этих ресурсов:

Письмо

Письмо или Writing – продуктивный навык, который заключается в умении выражать свои мысли письменно. Письмо считается менее важным навыком по сравнению с чтением, аудированием и говорением. Письменная речь редко становится целью обучения английскому или другому иностранному языку. Чаще она служит средством для совершенствования других видов речевой деятельности.

При обучении иностранному языку письмо помогает закрепить усвоенный материал: новые слова, устойчивые выражения, грамматику. В отличие от устной речи, письменная речь создается в удобном для человека темпе, что очень полезно на начальных этапах изучения языка. Творческие письменные задания отлично выявляют слабые места и пробелы, подсказывая, в каком направлении двигаться и что нужно узнать, вспомнить, подучить.

Письменную речь можно тренировать с помощью заданий из учебников, написания эссе на свободную тему или письменного общения с другими людьми. Если раньше для этого находили друзей по переписке из других стран, то сейчас можно участвовать в языковых чатах и социальных сетях. Например, в Facebook есть специальные группы для изучения английского языка.

Для переписки на английском языке можно воспользоваться такими сообществами, чатами и приложениями как:

Источник

Статья «Виды речевой деятельности на уроках английского языка»

Выполнена: учителем английского языка

Предмет “иностранный язык” решает разные задачи: воспитательные, образовательные и практические. Хорошо известно, что изучение любого иностранного языка развивает внимание, память и наблюдательность учащихся.

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязыковой речевой деятельности.

В современной методике преподавания иностранных языков развивающее обучение рассматривается как общий принцип обучения.

Реализация этого принципа на практике подкрепляется опорой на деятельностный подход, учитывая специфику учебного предмета «иностранный язык».

Основным видом деятельности, которым овладевает ребенок на уроках иностранного языка является коммуникативно-познавательная деятельность.

Это означает, что в процессе овладения иностранным языком у ученика происходит развитие и совершенствование в первую очередь различных сторон коммуникативно-познавательного процесса:

речемышления и оперативной стороны мышления;

словесно логической (речевой);

произвольной и непроизвольной памяти;

зрительно-слухового восприятия и многих других.

Однако, главное место среди них принадлежит речемыслительному развитию.

Читайте также:  Викторины для английского языка с ответами

Речемыслительная деятельность наряду с мыслительной являются двумя высшими формами психической деятельности человека. Мыслительная деятельность основана на отражательной способности сознания человека и осуществляет познавательную функцию, в то время, как речемыслительная деятельность предстает в качестве разновидности первой, но с “функцией” как бы “вторичного” познания мира через общение.

Роль аудирования очень велика, с него начинается овладение устной коммуникацией.

Как средство обучения аудирование используется, например, при организации ознакомления учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом,

К числу заданий стимулирующих речемыслительную активность можно отнести следующие:

скажите, что показалось вам самым важным и интересным в прослушанном тексте, и объясните свое мнение;

объясните почему вы одобряете или не одобряете действия главного героя;

подумайте как бы вы закончили рассказ и так далее.

Можно выделить пять умений характеризующих аудирование:

умение извлекать определенную информацию из услышанного;

умение составлять общее представление об услышанном;

умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора, его настроение;

умение понимать на основании контекста значение незнакомых слов (словосочетаний).

Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказываться, обмениваться мнениями.

Для учащихся 5-6 классов ведущей является игровая деятельность, в 7-9 классах на первый план выходит познавательная и ценностно-ориентационная деятельность, в 10-11 классах значение приобретает, помимо этого, и деятельность общения.

Работа ведется по следующим учебным ситуациям:

“Реоle in the Family”;

“Му House”, “ Му Flat”, “ Р 1 асе W е Live in”;

“Seasons” and “Naturе”.

Необходимо учитывать доброжелательную обстановку на уроке. Учащиеся не должны бояться допустить ошибку. Слишком большое количество поправок, критических замечаний учителя тормозит их активность, снижает интерес к работе. И наоборот, чувство уверенности в своих силах, осознание своих возможностей побуждают к выполнению заданий.

Большую роль играют умение учителя заинтересовать учащихся предстоящей работой, создать ситуацию, стимулирующую речемыслительную деятельность, при которой ученик желает высказаться по теме, принять участие в обсуждении, уточнить детали.

Широкие возможности для активизации речемыслительной деятельности дает использование ролевых игр. В игре активизируются воображение и память, жизненный опыт, что придает процессу общения эмоциональный характер. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как ученики оказываются в ситуации, когда необходимо что-либо сказать, спросить, выяснить, уточнить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Таким образом, центром внимания становится содержание беседы, что само по себе является положительным фактором. Школьники наглядно убеждаются что они учат язык на котором можно общаться. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолеть барьер неуверенности. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она адекватна ситуации и задаче отношения, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, развивают внимание. Учащиеся активно вовлечены в работу, помогают друг другу.

Активизируют и стимулируют речемыслительную деятельность также такие задания, которые позволяют школьникам в соответствии с их возможностями и интересами подготовить сообщения на различные темы: рассказать товарищам о своем друге, о прочитанном рассказе, смешном эпизоде, о любимом животном, об увлечении и так далее. Подготовка самостоятельных сообщений нередко представляет большую трудность для учеников, как в плане определения содержания, так и в выборе соответствующих языковых средств. Для снятия трудностей такого рода следует иметь достаточное количество раздаточного материала. Это позволяет активизировать учебный процесс, а также способствует постоянной и достаточно напряженной речемыслителыюй активности каждого обучающегося.

Говорение тесно связано не только с аудированием, но и с чтением и письмом. Одним из решающих условий повышения эффективности методики обучения чтению иноязычной литературы является такая организация учебного процесса, которая обеспечивает реализацию функции общения.

Одним из возможных подходов к проблеме создания динамической модели речевой деятельности является рассмотрение речевой деятельности как разновидности познавательной деятельности человека.

Понимание восприятия речи как активного динамического процесса приводит нас к осознанию того, почему чтение нельзя отождествлять с пассивным пониманием зрительно воспринимаемого текста. Ведь чтение в соответствующих условиях при совпадении его мотива и цели не бывает пассивным действием. Трудно представить себе ситуацию, когда бы человек прочитал от начала до конца солидную по объему книгу, которая ему не нужна и его не интересует.

Если процесс обучения организован как деятельность, то это дает возможность:

во-первых, избежать механического чтения, Здесь уже не будет происходить отрыва речевого акта от мышления, так как на переднем плане будет функция языка, а не система;

в-третьих создаются условия для такой организации учебного процесса, когда наиболее эффективно осуществляется непроизвольное запоминание.

Применение различных способов стимулирования речемыслительной деятельности на уроках иностранного языка дает положительные результаты. Творческий подход к планированию и проведению урока, постоянный поиск новых форм и методов позволяющих реализовать поставленные задачи, позволяет увеличить плотность коммуникативного общения на уроке на каждую единицу времени. Ученики активно и с большим интересом работают на таких уроках, чувствуют себя комфортно, охотно и легко общаются друг с другом, проявляют фантазию и изобретательность.

Все это обеспечивает высокую эффективность обучения.

Источник

Формирование речевых способностей учащихся на уроках английского языка в основной школе

Человек обладает бесценным даром речи и языковой способностью. Он овладевает речью в раннем детстве и на протяжении всей жизни совершенствует ее: учится владеть голосом, дыханием, интонациями, обогащает словарь, мгновенно выбирает точное и меткое слово, свободно строит предложения и текст, приобретает навыки чтения и письма, т.е. переходит с устного (акустического) языкового кода на графический, буквенный код.

Родную речь (и через речь, ее знаковую систему – родной язык) ребенок понимает от близких людей, от родителей, окружающей его языковой среды, движимый естественной потребностью общения, а позже – и самовыражения. Общение с близкими, а немного позднее – и с самим собой проходит не только на внешнем, но и на внутреннем, мысленном, уровне, а также с использованием слов и их сочетаний, правил языка, употребляемых в мысленном, мыслительном коде.

Неоценимое наше богатство – язык, созданный и постоянно совершенствуемый тысячами поколений. Языковая способность, язык делают нас людьми: в мире живых существ выработаны и другие кодовые системы общения, но они не идут ни в какое сравнение с человеческим языком и механизмами его использования, т.е. речи.

Язык усваивается, и непрерывно обновляется в его функционировании, а так же безграничное обогащение личности знаниями языка не имеет предела, от бытового диалога, от дружеской беседы, до подлинного искусства красноречия, поэтического дара – это составляющая счастья.

В современных условиях иностранный язык выступает как средство общения.

Читайте также:  Гордо стоять в управление русский язык

Изучение иностранного языка происходит на материале речи, которая делится на внешнюю (доступную другим) и внутреннюю (только для себя).

Внешняя речь имеет 4 вида: аудирование, говорение, чтение и письмо.

В реальном общении мы часто сталкиваемсяс аудированием, но на уроке невозможно формировать только один речевой навык и поэтому обучение аудированиюявляется одной из практических задач обучения иностранному языку.

При обучении чтению следует учить различным технологиям извлечения информации из текста (изучающему, просмотровому, поисковому, ознакомительному чтению). В зарубежной методике существуют похожие виды или умения чтения (Skimming, scanning, readingindetail).

В обучении иноязычному устно-речевому общению, говорение играет первостепенную роль. Навыки говорения не формируются сами собой, т.к. для их становления необходимы специальные упражнения и задания.

Учась всю жизнь, каждый человек начинает свой собственный поиск информации. Письмо помогает индивидууму анализировать и синтезировать информацию. В данный момент умение письменной речи широко востребовано, потому что формирование речевых навыков невозможно без использования навыков письма.

Речь – это человеческий язык, механизмы его использования. Говоря более точно, речь обозначает и процесс речи, и результат речевой деятельности, т.е. текст, устный (говорение, аудирование), письменный (письмо, чтение) или даже мысленный (мышление, сознание).

Исследователи речи берут на свое вооружение современные методы: наблюдение в разнообразных вариантах, обобщение, включая моделирование явлений, процессов (математическое, графическое, словесно – описательное); построение гипотез и их проверку в наблюдениях и при помощи эксперимента – лингвистического, психологического и устного, с последующей статистической обработкой материалов, с вероятностными выводами, с диагностикойи прогнозированием; разработкой критериев анализа текстов, прочих явлений языка и речи, построение шкалы, алгоритмов действий в исследуемых областях.

Традиционные учебные планы и программы среднего образования, уделяя немалое, вполне заслуженное внимание языку, его структуре, его правилам, почти не находят учебного времени, чтобы изучить теорию и практику речи, речевой деятельности, ее физиологических и психологических механизмов, внутренней речи – мышление, механизмов отправления речевого сигнала и восприятия речи слушающим, механизмов усвоения второго, третьего языков и иноязычной речи, факторов усвоения речи ребенком, мастера выбора слова и т.п. Между тем современные науки о речи накопили существенный объем знаний в названных областях, что может помочь каждому, ибо нет таких людей, кто не хотел бы хорошо говорить, слушать и понимать речь других, текст, его тончайшие оттенки.

Учащийся должен овладеть иностранным языком так, чтобы он мог понимать иноязычную речь в устной форме при восприятии ее на слух, умел пользоваться изучаемым языком в беседе в диалогичеких и монологических формах и при чтении текстов, разных по стилю в рамках специально отработанного и усвоенного языкового и речевого материала.

Одной из наиболее важных и актуальных проблем в обучении английскому языку является формирование речевых способностей учащихся. Навыки или умения – даже относительно простые – нельзя сформировать в пределах одного занятия.

Трудности на этом пути “в конце концов, упираются в тот простой факт, что мы еще плохо знаем, как говорит человек”.

Для учащихся и зачастую для преподавателя формирование навыков и тем более умений предстает как нечто нерасчлененное, где можно с трудом определить, до какой степени сформирована та или иная способность. Необходимы вехи, помогающие ориентироваться на этом сложном пути. Можно сказать, что такие вехи давно существуют в методике. Это основные этапы урока: ознакомление, тренировка и речевая практика, которые с таким же успехом можно считать и этапами формирования навыка или умения.

Изучение языка в основном происходит на материале речи: знание слов, их форм, все тонкости семантики могут быть поняты только в речи, в тексте. Слово, основная единица языка, имеющая постоянное значение, все же имеет огромное число смысловых оттенков, зависящих от окружения, от связей. Эти зависимости не укладываются в рамки предложения, требуют привлечения текста, не говоря об интонациях, логических ударениях, паузах, тембре голоса и т.д.

В процессе преподавания английского языка учитель обучает учащихся речевым умениям, языковым средствам. Следовательно, надо обучать самой деятельности через овладение средствами, способами, механизмами которой будет формироваться и сам обучаемый.

Речевая деятельность – объект обучения и овладения в процессе преподавания иностранного языка. Значит, речевая деятельность может рассматриваться как самостоятельный вид речевой деятельности, аргументами для которой служат наличие собственной, присущей именно этой деятельности потребности и профессиональное воплощение (говорение определяет профессиональную деятельность лектора, письмо – профессиональную деятельность писателя и т.д.)

Речевая деятельность во всех ее видах реализуется посредством сложного общего речевого механизма. Овладение речевой деятельностью на английском языке, т.е. овладение новой иноязычной деятельностью, означает, что ученик как-то “прилаживает” к ней уже функционирующие механизмы речевой деятельности на родном языке, в то же время заново формирует некоторые его звенья и уровни. Это, прежде всего, механизмы: осмысление, опережающее отражение (вероятностное прогнозирование), память.

Необходимо отметить несколько существенных для формирования речевых способностей учащихся положений, которые в свою очередь определяют практическую ценность и перспективы в создании подобных методических средств.

Во-первых, такие механизмы как осмысление, единство долговременной (постоянной) и оперативной памяти, опережающее отражение (в единстве вероятностного прогнозирования) – суть проявления интеллектуальной деятельности человека, компоненты структуры его интеллекта. Соответственно, их развитие на уроках английского языка положительно сказывается не только на уровне сформированности речевой деятельности, но и, что не менее важно, на личностном развитии учащегося в целом.

Во-вторых, сами механизмы речевой деятельности на родном и английском языке одни и те же, механизм, который развивается в мозгу – тот же, независимо от того, изучает ли человек один язык, два или больше.

В начале овладения английским языком речевые механизмы отличаются уровнем функционирования (и количеством удерживаемых в памяти единиц, и количеством выдвигаемых гипотез и др.). Их характеризует степень “прилаживания” к оперированию новыми иноязычными средствами и способами формирования и формулирования мысли и особенности организации новых – артикуляционной и интонационной – программ. Сказанное означает для учителя английского языка необходимость целенаправленного формирования этих механизмов средствами английского языка. Важно отметить, что целенаправленное формирование у обучаемых механизма осмысления не только повышает уровень иноязычной речевой деятельности, но и оказывает положительное действие на родной язык. Вследствие этого повышается культура речевой деятельности и обучения в целом, на родном языке.

В-третьих, все виды речевой деятельности имеют общее для всех их и отличительные для каждого из них звенья, уровни речевого механизма. Это означает, что в процессе обучения английскому языку овладение одним из видов речевой деятельности через формирование его механизмов, в частности, осмысления, вероятностного прогнозирования, облегчает овладение другим видам речевой деятельности. Признание этого факта не исключает необходимости специальной, целенаправленной отработки учителем специфического для каждого вида речевой деятельности проявления речевого механизма в речевой деятельности обучаемых.

В-четвертых, развитие речевых механизмов включает формирование механизма слухового контроля, обратной связи, самоконтроля не только на основе внешнего контроля преподавателя, но и личностной саморегуляции учащихся.

Источник

Интересные факты из жизни