- Как поздравить с праздниками. Типы предложений. Способы постановки вопроса
- Ключевые предложения
- Выучите следующие словосочетания.
- Прочитайте и перескажите.
- Грамматика
- Четыре типа предложений
- Предложение с глагольным сказуемым
- Предложение с качественным прилагательным
- Предложение с именным сказуемым
- Предложение со сказуемым, выраженным подлежащно-сказуемостным сочетанием
- Шесть способов постановки вопроса
- Грамматика
- Базовая структура
- Обстоятельство времени
- Обстоятельство места
- Длительность
- Образ действия
- Инструмент
- Адресат
- Позиция 也 в предложении
- Вопросительные частицы
- Порядок свойств существительного
- Порядок слов в китайском предложении
- Как строятся предложения в китайском языке
- Базовая структура
- Группа дополнений
- Обстоятельства времени
- Обстоятельства места
- Длительность действия
- Инструмент
- Образ действия
- Адресат
- Как учить языковые конструкции
Как поздравить с праздниками. Типы предложений. Способы постановки вопроса
祝你圣诞快乐
Zhù nǐ Shèngdàn kuàilè
Lìbō, shàngwǔ shí diǎn bàn, nǐ māma gěi nǐ dǎ le yí ge diànhuà. Wǒ gàosu tā nǐ bú zài. Wǒ ràng tā zhōngwǔ zài gěi nǐ dǎ.
谢谢。我刚才去邮局给我妈妈寄了点儿东西。大为、我今天 打扫 了宿舍、你的脏衣服太多了。
Xièxie. Wǒ gāngcái qù yóujú gěi wǒ māma jì le diǎnr dōngxi. Dàwéi, wǒ jīntiān dǎsǎo le sùshè, nǐ de zāng yīfu tài duō le.
Bù hǎoyìsi. Zhè liǎng tiān wǒ tài máng le, wǒ xiǎng xīngqīliù yìqǐ xǐ.
Wèi, nǐ hǎo, nǐ zhǎo shéi? À, Dīng Lìbō zài, qǐng děng yíxià. Lìbō, nǐ māma de diànhuà.
Xièxie. Māma, nǐ hǎo!
Wǒ hěn hǎo. Nǐ hé bàba shēntǐ zěnmeyàng?
Wǒ shēntǐ hěn hǎo, nǐ bàba yě hěn hǎo. Wǒmen gōngzuò dōu hěn máng. Nǐ wàipó shēntǐ hǎo ma?
她身体很好。 他问你好。 (Он передает тебе привет.)
(我请你)问他好。 (Передай ему привет.)» title=»»>她让我问你们好。
Tā shēntǐ hěn hǎo. Тā ràng wǒ wèn nǐmen hǎo.
Wǒmen yě wèn tā hǎo. Nǐ gēge, dìdi zěnmeyàng?
Tāmen yě dōu hěn hǎo. Gēge xiànzài zài yí ge zhōngxué dǎgōng, dìdi zài nánfāng lǚxíng. Wǒmen dōu hěn xiǎng nǐmen.
我们也想你们。你现在怎么样? 他̣租̣的房子怎么样?
这是谁̣给̣你̣的书?
他̣常̣去̣买̣东̣西̣的商场很大。 » title=»»>你住的宿舍大不大? 住几个人?
Wǒmen yě xiǎng nǐmen. Nǐ xiànzài zěnmeyang? Nǐ zhù de sùshè dà bu dà? Zhù jǐ ge rén?
Wǒmen liúxuéshēng lóu liǎng ge rén zhù yì jiān. Wǒ gēn yí ge Měiguó rén zhù, tā de Zhōngwén míngzi jiào Mǎ Dàwéi.
Tā yě xuéxí Hànyǔ ma?
Duì, tā yě xuéxí Hànyǔ. Wǒ hái yǒu hěn duō Zhōngguó péngyou, tāmen chángcháng bāngzhù wǒ niàn shēngcí, fùxí kèwén, liànxí kǒuyǔ. Wǒ hái chángcháng wèn tāmen yǔfǎ wèntí, tāmen dōu shì wǒ de hǎo péngyou.
Zhè hěn hǎo. Lìbō, jīnnián nǐ yào zài Zhōngguó guò Shèngdàn Jié, bù néng huí jiā, wǒ hé nǐ bàba yào sòng nǐ yí jiàn Shèngdàn lǐwù.
Xièxie nǐmen. Wǒ yě gěi nǐmen jì le Shèngdàn lǐwù.
Shì ma? Shèngdàn Jié wǒ hé nǐ bàba xiǎng qù Ōuzhōu lǚxíng. Nǐ ne? Nǐ qù bu qù lǚxíng?
Wǒ yào qù Shànghǎi lǚxíng.
Shànghǎi hěn piàoliang. Zhù nǐ lǚxíng kuàilè!
Xièxie. Wǒ yě zhù nǐ hé bàba Shèngdàn kuàilè!
生词 Новые слова
补充生词 Дополнительные слова
Ключевые предложения
Выучите следующие словосочетания.
Прочитайте и перескажите.
丁力波的日记
12月18日 星期五 天气 晴 (qíng)
下星期五是圣诞节。这是我 第 一次 (dì yī cì, первый раз) 在中国过圣诞节。我要跟小云一起去上海旅行。现在中国年轻 (niánqīng, молодой) 人也很喜欢过圣诞节。很多商场都有圣诞老人。商场东西很多、 买东西的人 也很多。
上午十点、我去邮局给爸爸妈妈寄了一个包裹 (bāoguǒ) 、是十张京剧光盘。爸爸很喜欢京剧、妈妈也喜欢、我想给他们一个惊喜 (jīngxǐ) 。我很想家、也想加拿大。
中午我接到 (jiēdào, получить) 了妈妈的电话。我真高兴。爸爸妈妈身体都很好、他们工作都很忙。妈妈让我问外婆好。我告诉她哥哥弟弟也都很好、哥哥在中学打工、教英语;弟弟在南方旅行。我还给她介绍了我的好朋友马大为。爸爸妈妈圣诞节要去欧洲旅行、我祝他们旅行快乐。
Грамматика
Четыре типа предложений
В китайском языке подлежащно-сказуемостные простые предложения подразделяются на четыре группы по типам выражения сказуемого:
Предложение с глагольным сказуемым
Предложения с глагольным сказуемым составляют подавляющее большинство предложений в китайском языке и являются самыми сложными по способу выражения. Мы уже встречались с несколькими подтипами таких предложений, в дальнейшем мы будем изучать еще больше подтипов данного типа. Например:
林娜的男朋友是医生。
他有一个姐姐。
我们学习汉语。
她回学院上课。
我们请他吃饭。
Предложение с качественным прилагательным
В предложениях данного типа сказуемое выражается качественным прилагательным, связка 是 не употребляется. Например:
Предложение с именным сказуемым
В таких предложениях сказуемое выражается существительными, именными словосочетаниями или числительными, связка 是 не употребляется. Предложения этого типа специализируются для выражения возраста, цены, в устной речи — для выражения времени, места рождения. Например:
马大为二十二岁。
一斤苹果两块五。
现在八点半。
今天星期天。
宋华北京人。
Предложение со сказуемым, выраженным подлежащно-сказуемостным сочетанием
В уже изученных нами предложениях данного типа подлежащее в подлежащно-сказуемостном сочетании является частью предметов, выраженных подлежащим всего предложения. Подлежащно-сказуемостное сочетание служит пояснением по отношению к подлежащему всего предложения. Например:
Шесть способов постановки вопроса
Вопросительное предложение с частицей 吗
Это наиболее распространённое вопросительное предложение. Спрашивающий имеет определённое предположение о ситуации. Например:
您是张教授吗?
你现在很忙吗?
明天你不来学院吗?
Вопросительное предложение с повтором
Вопросительные предложения с повтором являются также употребительными. Однако спрашивающий не имеет никакого предположения. Например:
你朋友认识不认识他?
你们学院大不大?
你有没有弟弟?
他去没去那个公司?
Вопросительное предложение с вопросительным местоимением
С помощью вопросительных местоимений “谁” “什么” “哪” “哪儿” “怎么” “怎么样” “多少” “几” задаются конкретные вопросы. Например:
今天几号?
他是哪国人?
他的房子怎么样?
Альтернативные вопросительные предложения с 还是
Спрашивающий предоставляет отвечающим два возможных варианта ответа. Например:
他是英国人还是美国人?
我们上午去还是下午去?
你喜欢香蕉还是喜欢苹果?
Вопросительное предложение с оборотом 好吗?、是不是?、是吗?、可以吗?
Предложение с вопросительной частью 好吗?、可以吗? употребляется для выражения предложения и запроса мнения собеседника, а вопросительное предложение с частью 是吗? употребляется для подтверждения предположения говорящего насчет чего-л. Например:
Неполное вопросительное предложение с частицей 呢
В таких предложениях недостающая информация вытекает из контекста. Например:
Источник
Грамматика
В китайском языке, в отличие от русского, нет ни склонений, ни спряжений, поэтому порядок слов в предложении играет ключевую роль для восприятия смысла. В данной статье мы расскажем как грамматически верно выстраивать китайские предложения, рассмотрим наиболее типичные их структуры, а также приведем примеры различных китайских фраз.
Базовая структура
Начнем с рассмотрения самых простых и коротких предложений на китайском языке. Их структура элементарна:
Субъект + глагол
На её основе вы можете построить предложение всего из двух слов, например:
Субъект | Глагол | ||
---|---|---|---|
你 nǐ | 吃。 chī. | Ты ешь. | Слушать |
他 tā | 笑。 xiào. | Он смеется. | Слушать |
我 wǒ | 读。 dú. | Я читаю. | Слушать |
我 wǒ | 去。 qù. | Я иду. | Слушать |
你 nǐ | 看。 kàn. | Ты смотришь. | Слушать |
你 nǐ | 滚! gǔn! | Катись отсюда! | Слушать |
你 nǐ | 说。 shuō. | Ты говоришь. | Слушать |
孩子 háizi | 哭。 kū. | Дети плачут. | Слушать |
谁 shuí | 要学? yào xué? | Кто хочет учиться? | Слушать |
谁 shuí | 想做? xiǎng zuò? | Кто хочет сделать (это)? | Слушать |
Предмет, которым манипулирует субъект, добавляется после глагола (исключение см. употребление предлога 把):
Субъект + глагол + объект
Ориентируясь лишь на одну эту простую схему можно составить множество содержательных предложений:
Субъект | Глагол | Объект | |
---|---|---|---|
我 wǒ | 吃 chī | 肉。 Слушать ròu. | Я ем мясо. |
你 nǐ | 喝 hē | 汤。 Слушать tāng. | Ты пьёшь бульон. |
我 wǒ | 去 qù | 学校。 Слушать xuéxiào. | Я иду в школу. |
他 tā | 说 shuō | 中文。 Слушать zhōngwén. | Он говорит по-китайски. |
我们 wǒmen | 要买 yào mǎi | 电脑。 Слушать diànnǎo. | Мы хотим купить компьютер. |
我 wǒ | 想吃 xiǎng chī | 中国菜。 Слушать zhōngguó cài. | Я хочу есть блюдо китайской кухни. |
我 wǒ | 喜欢 xǐhuan | 那 个 小孩子。 Слушать nà gè xiǎo háizi. | Мне нравится тот ребенок. |
我 wǒ | 爱 ài | 你 和 爸爸。 Слушать nǐ hé bàba. | Я люблю тебя и папу. |
你 nǐ | 要做 yào zuò | 什么? Слушать shénme? | Что ты хочешь делать? |
你 nǐ | 想吃 xiǎng chī | 什么菜? Слушать shénme cài? | Что ты хочешь есть? |
Обстоятельство времени
Слова, обозначающие время, отвечающие на вопрос «когда?», в китайском предложении обычно ставятся в начале, сразу после субъекта, в редких случаях перед ним, но никогда — в конце:
Субъект + время + глагол [+ объект]
Субъект | Время (когда?) | Глагол | |
---|---|---|---|
我 wǒ | 今天 jīntiān | 工作。 Слушать gōngzuò | Я сегодня работаю. |
你们 nǐmen | 每天 měitiān | 洗澡。 Слушать xǐzǎo | Вы каждый день принимаете душ. |
他 tā | 星期二 xīngqí’èr | 来。 Слушать lái | Он придёт во вторник. |
Обстоятельство места
Субъект + время + 在 место + глагол [+ объект]
Субъект | Время | Место (где?) | Глагол | Объект | |
---|---|---|---|---|---|
我 wǒ | 在 上海 zài shànghǎi | 工作。 Слушать gōngzuò | Я работаю в Шанхае. | ||
你们 nǐmen | 星期六 xīngqíliù | 在 家 zài jiā | 看 kàn | 电影。 Слушать diànyǐng | Вы в субботу смотрите фильм дома. |
她 tā | 1980年 1980 nián | 在 美国 zài měiguó | 出生。 Слушать chūshēng | Она родилась в Америке в 1980-м году. |
Из данного правила есть исключения — это особые глаголы, требующие обстоятельство места после, а не перед собой. Как и всякие исключения, их просто нужно выучить наизусть:
Субъект | Время | Место | Глагол | Место |
---|---|---|---|---|
我们 wǒmen | 住 zhù | 在 中国。 Слушать zài zhōngguó | Мы живём в Китае. | |
他 tā | 走 zǒu | 到 外面。 Слушать dào wàimiàn | Он вышел на улицу. | |
他 tā | 刚才 gāngcái | 坐 zuò | 在 房间里。 Слушать zài fángjiān lǐ | Он только что разместился в комнате. |
Длительность
Конструкция, обозначающая время, но отвечающая на вопрос «как долго?», указывает на длительность действия и ставится в конце предложения:
Субъект + время + 在 место + глагол [+ объект] [+ 在 место] + длительность
Субъект | Время | Место | Глагол + объект | Место | Длительность |
---|---|---|---|---|---|
我 wǒ | 住 zhù | 在 中国 zài zhōngguó | 三年 了。 Слушать sān niánle | Я живу в Китае три года. | |
我 wǒ | 去年 qùnián | 在 北京 zài běijīng | 学习 了 xuéxí le | 三 个 月。 Слушать sān gè yuè | В прошлом году я учился в Пекине три месяца. |
他 tā | 上 个 星期 shàng gè xīngqí | 在 家里 zài jiālǐ | 看 电视 看 了 kàn diànshì kàn le | 二十 个 小时。 Слушать èrshí gè xiǎoshí | На прошлой неделе он 20 часов смотрел кино дома. |
Образ действия
Слово, обозначающее то, каким образом совершается действие (например: быстро, тихо, сердито, трезво) обычно ставится после времени перед местом и глаголом:
Субъект + время + образ действия 地 + 在 место + глагол [+ объект] + длительность
Субъект | Время | Образ действия | Место | Глагол | |
---|---|---|---|---|---|
我 wǒ | 高兴 地 gāoxìng de | 笑了。 Слушать xiào le | Я радостно улыбнулся. | ||
她 tā | 买 完 东西 以后 mǎi wán dōngxi yǐhòu | 满意 地 mǎnyì de | 走 了。 Слушать zǒu le | Купив вещи, она ушла довольной. | |
他 tā | 喝醉 的 时候 hē zuì de shíhou | 疯狂 地 fēngkuáng de | 在 桌子上 zài zhuōzi shàng | 跳舞。 Слушать tiàowǔ | Он по пьяни устраивает сумасшедшие пляски на столе. |
Частица 地 dì является суффиксом наречий, ставится всегда после образа действия.
Инструмент
Даже для такой мелочи, как инструмент, с помощью которого производится действие, внимательные китайцы отвели отдельное место в предложении:
Субъект + время + образ действия 地 + 在 место + 用 инструмент + глагол [+ объект] + длительность
Субъект | Время | Образ действия | Место | Инструмент | Глагол | Длительность |
---|---|---|---|---|---|---|
她 tā | 用 筷子 yòng kuàizi | 吃饭。 Слушать chīfàn | ||||
Она ела, используя палочки. | ||||||
他 tā | 今天 早上 jīntiān zǎoshang | 在 办公室 zài bàngōngshì | 用 电脑 yòng diànnǎo | 工作。 Слушать gōngzuò | ||
Сегодня утром он работал на компьютере в кабинете. | ||||||
咱们 zánmen | 友好 地 yǒuhǎo de | 在 路上 zài lùshàng | 用 中文 yòng zhōngwén | 讨论 了 tǎolùn le | 十 分钟。 Слушать shí fēnzhōng | |
В дороге мы 10 минут дружески беседовали по-китайски. |
Адресат
Часто действие обращено к кому-либо, например, «к тебе» или «к нему», для таких конструкций в китайском предложении отведено место сразу перед глаголом:
Субъект + время + образ действия 地 + 在 место + 用 инструмент + адресат + глагол [+ объект] + длительность
Субъект | Время | Образ действия | Место | Инструмент | Адресат | Глагол | Длительность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
我 wǒ | 有时候 yǒu shíhou | 对 父母 duì fùmǔ | 说谎。 Слушать shuōhuǎng | ||||
Иногда я вру родителям. | |||||||
我 wǒ | 偷偷 地 tōutōu de | 和 女朋友 hé nǚ péngyǒu | 见面。 Слушать jiànmiàn | ||||
Я тайком встречаюсь с подругой. | |||||||
司机 sījī | 热情 地 rèqíng de | 给 我 gěi wǒ | 介绍 上海。 Слушать jièshào shànghǎi | ||||
Шофёр с энтузиазмом показывал мне Шанхай. | |||||||
警察 jǐngchá | 那天 nèitiān | 不停地 bù tíng de | 在 警察局 zài jǐngchá jú | 对 他 duì tā | 审问 了 shěnwèn le | 几 个 小时。 Слушать jǐ gè xiǎoshí | |
В тот день полицейский без остановки допрашивал его в участке несколько часов. | |||||||
她 tā | 上 个 星期 shàng gè xīngqí | 在 他 家 zài tā jiā | 用 网上 的 菜谱 yòng wǎngshàng de càipǔ | 给 我们 gěi wǒmen | 做了 饭。 Слушать zuòle fàn | ||
На прошлой неделе она готовила для нас дома, используя книгу рецептов из интернета. |
Позиция 也 в предложении
他 很 喜欢 吃 包子。 Слушать 我 也 很 喜欢 吃。 Слушать
tā hěn xǐhuān chī bāozi. wǒ yě hěn xǐhuān chī.
Он очень любит есть пирожки. Я тоже люблю.
我们 很 高兴。 Слушать 他 也 很 高兴。 Слушать
wǒmen hěn gāoxìng. tā yě hěn gāoxìng.
Мы счастливы. Он тоже счастлив.
你 是 我的 朋友。 Слушать 他们 也 都 是 我的 朋友。 Слушать
nǐ shì wǒ de péngyǒu. tāmen yě dōu shì wǒ de péngyǒu.
Ты мой друг. Они все тоже мои друзья.
我 吃素。 Слушать 我 家人 也 都 吃素。 Слушать
wǒ chīsù. wǒjiā rén yě dōu chīsù.
Я вегетарианец. В моей семье все тоже вегетарианцы.
我 不 是 学生。他 也 不 是。 Слушать
wǒ bùshì xuéshēng. tā yě bùshì.
Я не студент. Он тоже.
我 没 去过 美国。他 也 没 去过。 Слушать
wǒ méi qùguò měiguó. tā yě méi qùguò.
Я не был в Америке. Он тоже не был.
Вопросительные частицы
Всё, что нужно, чтобы из повествовательного предложения в китайском языке сделать вопросительное — это заменить слово, о котором вы хотите спросить на соответствующее вопросительное, либо добавить 吗 ma в конец предложения. Таким образом, место вопросительных частиц зависит от места замещаемого ими члена:
Субъект | Время | Образ действия | Место | Инструмент | Адресат | Глагол | Длительность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
谁 shéi | 在 路上 zài lùshàng | 用 中文 yòng zhōngwén | 向 陌生人 xiàng mòshēng rén | 问路? Слушать wèn lù | |||
Кто на улице спрашивал по-китайски дорогу у незнакомцев? | |||||||
她 tā | 什么 时候 shénme shíhou | 在 路上 zài lùshàng | 用 中文 yòng zhōngwén | 向 陌生人 xiàng mòshēng rén | 问路? Слушать wèn lù | ||
Когда она на улице спрашивала по-китайски дорогу у незнакомцев? | |||||||
她 tā | 怎么 zěnme | 用 中文 yòng zhōngwén | 向 陌生人 xiàng mòshēng rén | 问路? Слушать wèn lù | |||
Как по-китайски она спрашивала дорогу у незнакомцев? | |||||||
她 tā | 在 哪里 zài nǎlǐ | 用 中文 yòng zhōngwén | 向 陌生人 xiàng mòshēng rén | 问路? Слушать wèn lù | |||
Где она по-китайски спрашивала дорогу у незнакомцев? | |||||||
她 tā | 在 路上 zài lùshàng | 用 哪种 语言 yòng nǎ zhǒng yǔyán | 向 陌生人 xiàng mòshēng rén | 问路? Слушать wèn lù | |||
На каком языке она спрашивала на улице дорогу у незнакомцев? | |||||||
她 tā | 昨天 zuótiān | 在 路上 zài lùshàng | 用 中文 yòng zhōngwén | 向谁 xiàng shéi | 问路? Слушать wèn lù | ||
У кого она вчера по-китайски спрашивала дорогу на улице? | |||||||
你 nǐ | 闲暇的时候 xiánxiá de shíhou | 做什么? Слушать zuò shénme | |||||
Чем ты занимаешься на досуге? | |||||||
他 tā | 今年 jīnnián | 在 上海 zài shànghǎi | 学了 xué le | 多久 了? Слушать duō jiǔ le | |||
В этом году сколько лет будет с тех пор, как он учится в Шанхае? |
Порядок свойств существительного
Иногда предмет имеет собственные свойства (чей, сколько, какой), которые нужно указать. У этих свойств есть собственный нерушимый порядок:
Притяжательные (мой, его, её) + указательные ( 这 / 那 ) + количество + счетное слово + прилагательные + существительное или словосочетание
我 的 这 三 个 孩子 都 很 听话。 Слушать
wǒ de zhè sān gè háizi dōu hěn tīnghuà.
Все трое моих детей очень послушны.
这 个 红 色 的 小 盒子 里面 有 什么? Слушать
zhè gè hóngsè de xiǎo hézi lǐmiàn yǒu shénme?
Что находится внутри этой маленькой красной коробки?
Источник
Порядок слов в китайском предложении
Жестко регламентированный и строго соблюдаемый порядок слов в китайском предложении играет ключевую роль в китайской грамматике. С одной стороны считается, что эта грамматика существенно проще чем, например, грамматика русского языка. Особенно несложной она кажется на фоне затруднений, возникающих у иностранцев при овладении китайской иероглификой, тонами и другими специфическими особенностями этого языка, признанного одним из самых трудных в мире.
Судите сами — в китайской грамматике отсутствует изменение слов по родам, склонениям и падежам; в китайских словах нет приставок, суффиксов и окончаний, служащих для образования новых слов и их согласования в предложении. Всех этих, привычных для нас элементов, китайский язык практически лишён, что на первый взгляд должно упрощать его изучение. Но это обманчивая простота.
Ведь с другой стороны, в китайском есть множество грамматических составляющих, не встречающихся в других языках и поэтому кажущихся иностранцам чуждыми и непонятными. Например, устойчивые языковые структуры или вспомогательные лексические частицы. Их понимание и усвоение по сложности не уступает другим уникальным аспектам этого языка.
Одной из самых важных задач в его овладении является изучение правил построения предложения в китайском языке, нарушение которых может привести к тому, что китайцы поймут вас неправильно или не поймут вовсе. Скажем, знакомая с детства фраза из нашего букваря «Мама мыла раму», которую в русском языке можно сказать в любом порядке не потеряв при этом смысл, на китайский может быть переведена только в одном варианте. А поменяв местами слова можно получить что-то вроде «Рама мыла маму», потому что по правилам китайской грамматике слово стоящее в начале производит действие (является субъектом) над объектом, который стоит в предложении после него. Давайте попробуем разобраться в основных нюансах построения повествовательных предложений в китайском языке.
Как строятся предложения в китайском языке
Китайский язык принадлежит к языкам, которые в лингвистике принято называть SVO (Подлежащее + Сказуемое + Дополнение), т.е. в нем применяется прямой порядок слов в предложении.
Самая простая схема SVO и является базовой структурой любого китайского предложения и обычно не вызывает проблем у изучающих. Но именно она служит основой, которую в дальнейшем можно усложнять и украшать различными дополнениями. С нее и начнем.
Базовая структура
Простейшие предложения в китайском языке могут состоять всего из двух слов:
Субъект (существительное, местоимение) + Действие (глагол)
На ее основе можно построить множество широко используемых предложений:
谁 想做 ?(shuí xiǎng zuò?) Кто хочет делать (это)?
Следующая структура ненамного сложнее. Она включает:
Субъект (существительное, местоимение) + Действие (глагол) + Объект
Группа дополнений
Конечно, такие простейшие предложения в повседневной речи китайцы используют нечасто, ведь практически всегда требуется уточнение времени, места действия или других обстоятельств. Для этого служат различные дополнения, каждое из которых имеет свое, строго определенное, место в предложениях на китайском языке.
Обстоятельства времени
Слова, которые отвечают на вопрос «когда?» и обозначают время действия, в китайских предложениях обычно ставятся сразу после субъекта или перед ним, но никогда не употребляются в конце. Такая схема выглядит так:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + Действие (глагол) + Объект
(Время) + Субъект (существительное, местоимение) + Действие (глагол) + Объект
我 今天 去学校 。Я сегодня иду в школу.
我 今天 两点 去学校 。Я сегодня в два часа иду в школу.
Обстоятельства места
Конструкция, обозначающая место действия обязательно включает в себя глагол 在 (zài), использующийся перед определением самого места. Вся конструкция располагается после обстоятельства времени и обязательно перед глаголом, но никак не после него:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + 在 Место + Действие (глагол) + Объект
她 星期 六在 家看电影 。Она в субботу дома смотрит фильм.
Из этого правила есть исключения — это некоторые особые глаголы, в предложениях с которыми обстоятельство места ставится после них. Такие исключения необходимо просто выучить наизусть и употреблять правильно. Например:
他 住 在 中国 。 Он живет в Китае.
Длительность действия
Такие конструкции обозначают время, но отвечают не на вопрос «Когда?», а на вопрос «Как долго?». Они указывают на продолжительность действия и в структуре предложения в китайском языке ставятся в конце. Схема такого порядка слов в китайском языке будет следующая:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + 在 Место + Действие (глагол) + Объект + Длительность
Инструмент
Инструмент — это предмет, с помощью которого совершается действие, и для него также дотошные китайцы придумали свое, устойчивое место в предложении сразу за обстоятельством места. Структура подобного предложения будет иметь такой порядок слов:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + 在 Место + 用 Инструмент + Действие (глагол) + Объект + Длительность
他 在办公室 用电脑 工作。 Он работал в кабинете на компьютере.
Образ действия
Слова, определяющие как осуществляется действие и соответствующие русским наречиям, таким как быстро, тихо, весело, упорно и т.д. В китайских предложениях ставятся между обстоятельствами времени и места и всегда перед глаголом. Схема подобного предложения будет:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + Образ действия 地 + 在 Место + 用 Инструмент + Действие (глагол) + Объект + Длительность
С такими словами обязательно используется частица 地 dì, выполняющая роль суффикса наречия и всегда ставящаяся после иероглифа образа действия. Например:
他 友好地 笑了。 Он дружески улыбнулся.
我 热情地 用中文 讨论了 十分钟。 Я с энтузиазмом беседовал по-китайски 10 минут.
Адресат
Если действие в предложении обращено к кому-либо, то такие элементы в китайском предложении располагаются непосредственно перед глаголом и конструкция приобретает вид:
Субъект (существительное, местоимение) + Время + Образ действия 地 + 在 Место + 用 Инструмент + Адресат + Действие (глагол) + Объект + Длительность
她 偷偷地 和女朋友 见面。 Она тайком встречается с подругой.
我 有时候 对 父母 说谎。 Я иногда обманываю родителей.
В конечном итоге мы получили общую конструкцию построения повествовательного предложения в китайском языке.
Если в предложении, которое вы собираетесь построить отсутствует какое-либо дополнение, то оно просто пропускается, но порядок слов при этом обязательно сохраняется.
Китайцы отличаются строгостью и дисциплинированностью. Это же относится и к их языку и, в первую очередь, к порядку слов в китайских предложениях. Это основное правило китайской грамматики нужно обязательно взять на вооружение и использовать при обучении или общении с носителями языка.
Как учить языковые конструкции
Начинать изучение таких конструкций надо с того, что для начала просто приучить себя обращать на них внимание и научиться выделять их компоненты в различных предложениях. В любом топике, учебнике или тексте найдется множество самых разнообразных структур и конструкций, которые можно разобрать на составляющие. А дальше использовать тот же метод разноцветных стикеров, который хорошо зарекомендовал себя при заучивании ключей и иероглифов. Выписывайте на бумажках всевозможные структуры с примерами предложений, выделяя разными цветами субъекты, действия, объекты и группы дополнений, и расклеивайте их на самых видных местах, чтобы они как можно чаще попадались вам на глаза.
Пробуйте менять слова в конструкциях — подставляйте новые существительные, глаголы, время и место действия, инструменты, адресаты и прочие дополнения. Довольно быстро ваш мозг научиться подставлять необходимые слова в нужное место структуры автоматически и вы начнете строить правильно предложения даже не задумываясь куда ставиться то или иное слово.
Резюмируя все вышесказанное, стоит выделить три главных правила в построении предложений на китайском языке:
1. Основу любого китайского предложения составляет простейшая структура «Субъект + Действие + Дополнения».
2. Определение всегда стоит перед определяемым словом. На китайском можно сказать только «Хорошая книга», но нельзя «Книга хорошая».
3. Обстоятельства всегда предшествуют сказуемому.
Для закрепления этого материала предлагаем посмотреть небольшой видеоролик.
Порядок слов в китайском предложении имеет принципиальное значение. Статья рассказывает о структурах построения предложений в китайском языке и методах их освоения.
Источник