4 птк это территория обладающая однородным рельефом схожестью животного и растительного мира

Природный территориальный комплекс

Приро́дный территориа́льный ко́мплекс (ПТК) — это территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. Одновременно ПТК — это закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, образующих системы разных уровней — от географической оболочки до фации.

ПТК бывают полные (из 6 компонентов) и неполные (из меньшего количества компонентов [в пределах одной сферы, например водный биоценоз]).

План описания ПТК

1. Географическое положение (в том числе границы); 2. Литогенный компонент (N-Q); 3. Климатогенный компонент; 4. Гидрогенный компонент; 5. Биогенный компонент (флора и фауна) а) продуценты; б) консументы 1-го порядка; в) консументы 2-го порядка. 6. Антропогенный компонент; 7. Почвы (зеркало ландшафта); 8. Закономерности географической дифференциации — широтная зональность и высотная поясность; 9. Природно-ресурсный потенциал; 10. Географические следствия.

Взаимодействие компонентов ПТК

РЕЛЬЕФБольшое влияние на современную природу оказало кайнозойское горообразование, которое привело к существенной перестройке всех компонентов природы на огромных территориях возникших гор и появлению многих совершенно новых ПТК.

ПОЧВЫВ. В. Докучаев назвал почву «зеркалом» природы, подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы, является результатом этого взаимодействия.

а) С рельефомХарактерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.

б) С климатомВажнейшей причиной зональности почв является изменение климата

в) С водамиПодземные воды принимают участие в формировании почв (почвенных горизонтов).При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений.

г) С растительностьюСтепные растения дают большое количество органического вещества ежегодно, поэтому здесь, в лесостепной и северной части степной зон, формируются самые богатые перегноем почвы — черноземы.

ЖИВОТНЫЙ МИРВидовое разнообразие животных, обитающих на территории России, велико. Каждый вид приспособился к определенным условиям существования, поэтому распространение животных зависит в большей степени от климатических условий, растительности и, косвенно, характера почв.

См. также

Смотреть что такое “Природный территориальный комплекс” в других словарях:

ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — исторически сложившаяся и пространственно обособившаяся единая неразрывная система, образованная основными взаимодействующими и взаимообусловленными компонентами природы (земная кора, атмосфера, вода, растения, животные), развивающимися под… … Экологический словарь

Природный территориальный комплекс — закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации. Между отдельными ПТК и их… … Финансовый словарь

ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — (природная геосистема географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации); одно из основных понятий… … Большой Энциклопедический словарь

Природный территориальный комплекс — (a. ecological system; н. okologisches System; ф. ecosysteme; и. complejo territorial de naturaleza) закономерное пространств. сочетание компонентов природной среды, части природных ресурсов (атмосферы, воды, почв, растительности,… … Геологическая энциклопедия

природный территориальный комплекс — (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространственное сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от географической оболочки до фации); одно из основных понятий… … Энциклопедический словарь

ПРИРОДНЫЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС — (природная геосистема, географический комплекс, природный ландшафт), закономерное пространств. сочетание природных компонентов, образующих целостные системы разных уровней (от геогр. оболочки до фации); одно из осн. понятий физич. географии.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

Природный территориальный комплекс — географический комплекс, геосистема, закономерное сочетание природных, географических компонентов (земной коры с присущим ей рельефом, воды, воздушных масс, почв, сообществ живых организмов), образующих целостную материальную систему;… … Большая советская энциклопедия

природный территориальный комплекс — (ПТК), пространственно временная система географических компонентов и комплексов, взаимообусловленных в своём размещении относительным единством происхождения и развивающихся как единое целое. В становление и развитие теории ПТК существенный… … Географическая энциклопедия

Читайте также:  Конспект нод по рисованию в старшей группе на тему животные севера

Природный комплекс — Природный территориальный комплекс закономерное сочетание географических компонентов или комплексов низшего ранга, находящихся в сложном взаимодействии и образующих единую неразрывную систему разных уровней от географической оболочки до фации.… … Википедия

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС — то же, что природный территориальный комплекс … Естествознание. Энциклопедический словарь

Источник

Конспект урока: ПТК РОССИИ (география, 8 кл)

Урок 30. ПТК РОССИИ

Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической оболочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Теоретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться использованием наглядности.

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Во втором разделе курса географии России совершается переход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разделов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим вопросам:

1) Что вы изучали на предыдущих уроках?

. 2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изучением только компонентов?

1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соотношение природного комплекса и географической оболочки?

2) Как сформировались природные комплексы? Какой источник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о развитии природы на Земле?

3) Что является результатом развития природы?

4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?

Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, позволяет определить уровень подготовленности школьников к восприятию данной темы.

II.Получение новых знаний.

Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.

Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».

Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их несколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фактора, рельефа и длительное развитие.

2. Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым растениям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и живые организмы. Географическая оболочка формировалась длительное время, и результатом её развития стали разнообразные природные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многолико- сти каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целостность, способность быть устойчивым, способность изменяться.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

4. Ландшафтами называют небольшие по территории природные комплексы.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

Они подразделяются на группы:

Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Какова же будет тенденция их развития? Будет их больше или меньше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.

Во время объяснения учителя учащиеся просматривают картины с изображением различных ландшафтов, отвечают на вопросы и выполняют задания:

1) Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?

2) Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?

3) Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важнейшим фактором развития окружающей среды».

5. Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы согласно принципам физико-географического районирования.

«. При районировании производится изучение причин обособления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их геологической истории. Эти различия определяют особенности геологического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его пространстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвеннорастительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение растительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.

Природное районирование имеет большое практическое значение. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты районирования используются при строительстве дорог, нефте- и газопроводов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».

Читайте также:  Назови признаки человека позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных классу млекопитающих

(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)

Крупные ПТК на территории России:

• Пояс гор Южной Сибири.

III. Подведение итогов урока.

Источник

Тест ” Природно-территориальные комплексы.География.8класс”
тест по географии (8 класс)

Тест ” Природно-территориальные комплексы.География.8класс.”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тест « Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы»

1. Подстилающая поверхность, вода, растительный и животный мир.

2. Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории.

3. Растительный и животный мир.

4.Изменение компонентов природы в пределах какой – либо территории.

2.Приведите в соответствие ранг ПТК и названия ПТК, заполнив таблицу. Ответ запишите в виде набора цифр.

Названия ПТК: А) природные зоны Б) фации В) области Г) географическая оболочка

Ранг ПТК: 1.Локальные 2.Регионалные 3.Глобальные

3. Какие крупные ПТК выделяют в России? Выберите правильные варианты ответов.

5.Западно-Сибирская низменность 6. Альпы

4.Какие ландшафты относятся к антропогенным? Выберите правильные варианты ответов.

1.Лес 2.Карьер 3.Овраг 4.Парк 5.Поле

5.Из каких компонентов состоит природный комплекс моря?

1.воздушные массы 2.климат 3.горные породы

4. подстилающая поверхность 5.вода 6.растительный и животный мир.

6.Какие факторы влияют на формирование природного комплекса моря?

1.температура воды, ледовитость, туманы, сила ветров, штормы и ураганы, течения

2. географическая широта, рельеф, подстилающая поверхность

3.солнечная радиация, свет, тепло, влага

4. реки, наследственность, воспитание, активность

Ответы теста « Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу.

Необходимо выявить, что такое ПТК, какие бывают природные территориальные комплексы, из каких компонентов они состоят. Каково устройство географической оболочки, как самого крупного ПТК на планете. Дл.

На уроке рассматриваются вопросы о том, почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов, как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека, какое значение имеет устойчивость ПТ.

Конспект урока “Понятие о природно-территориальном комплексе&quot.

Источник

Контрольные работы по географии. 8 класс (15 стр.)

в) лекарственные растения.

2. Бумагу изготавливают главным образом из древесины…

3. Основной продукт, производимый из древесины осины…

4. Больше всего фитонцидов продуцируютлеса:

5. Наиболее продуктивным из кормовых угодий являются…

б) пастбища для овец;

6. Наиболее богата промыслово-охотничьими ресурсами зона…

в) смешанных и широколиственных лесов;

7. Среди промысловых видов животных в России наиболее велика численность…

8. Из боровой дичи в России более всего добывают…

9. Крупнейший по площади заповедник России…

10. Среди хвойных пород к востоку от Енисея преобладает…

Контрольная работа 10 Природно-территориальные комплексы

Вариант I 1. Что такое природный комплекс? Приведите примеры природных комплексов.

2. Назовите основные компоненты природного комплекса. Кто из русских ученых показал неразрывную связь всех компонентов природы? В чем проявляется неразрывность компонентов природы?

3. Что является результатом развития природы?

4. Что такое ПТК, каковы его свойства?

5. Какие существуют ПТК? Какие ПТК мы можем выделить на территории страны и по каким признакам?

В России выделяют 8 крупных природных комплексов: Русская (Восточно-Европейская) равнина, Северный Кавказ, Урал, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток.

Вариант II 1. Что называется ландшафтами? Как человек влияет на природные ландшафты?

2. Какие факторы влияют на формирование ПТК морей? Какие компоненты они включают? Для чего человеку нужны знания особенностей ПК морей?

Природные комплексы морей разделены на подводные, поверхностные, включающие следующие компоненты: геологическое строение и рельеф, климатические показатели, показатели качества и объема воды, растительного и животного мира.

На формирование ПТК морей влияют следующие факторы: его физико-географическое положение, бассейну какого океана оно принадлежит, воды каких рек и в каком количестве впадают в него, в какой климатической зоне находится, каково воздействие человека на море.

Знания особенностей ПК морей необходимы человеку для комплексного изучения и рационального использования его биологических, минеральных и рекреационных ресурсов, для безопасной транспортной эксплуатации.

3. Охарактеризуйте ПТК Белого моря.

Источник

4 птк это территория обладающая однородным рельефом схожестью животного и растительного мира

Материал урока большей частью состоит из теоретического блока, который очень часто вызывает затруднения у школьников. Поэтому при организации познавательной деятельности требуется опора на уже имеющиеся знания учащихся о географической обо­лочке, природных комплексах, взаимосвязи их компонентов. Тео­ретические вопросы необходимо четко объяснять, строго следовать главным идеям урока, не заостряя внимания на второстепенных вопросах. Элементы беседы включены в урок, но все-таки главным будет объяснение учителя, которое должно сопровождаться ис­пользованием наглядности.

Читайте также:  Загадки на английском про животных на английском языке с переводом для 2 класса

I. Вводная беседа и подготовка к восприятию новых знаний.

Во втором разделе курса географии России совершается пере­ход от рассмотрения отдельных компонентов природы к изучению комплексов. Поэтому первоначально учитель привлекает внимание учащихся к сопоставлению содержания первого и второго разде­лов. Это можно осуществить в процессе беседы по следующим во­просам:

1) Что вы изучали на предыдущих уроках?

. 2) Вы изучили компоненты природы, но означает ли это, что вы знаете природу полностью? Почему нельзя ограничиться изуче­нием только компонентов?

1) Что вы уже знаете о природных комплексах? Каково соот­ношение природного комплекса и географической оболочки?

2) Как сформировались природные комплексы? Какой источ­ник знания в наиболее компактной форме содержит сведения о раз­витии природы на Земле?

3) Что является результатом развития природы?

4) Какое значение имеют природные комплексы в природе и жизни человека?

Таким образом, эта беседа помогает также актуализировать знания о природных комплексах и географической оболочке, по­зволяет определить уровень подготовленности школьников к вос­приятию данной темы.

Как уже отмечалось выше, целесообразным будет провести этот блок урока в виде лекции с элементами беседы.

Работа со схемой «Взаимосвязи в ПТК».

Каждый компонент развивается по своим закономерностям. Взаимодействие компонентов и приводит к образованию ПТК.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

На территории России встречаются различные ПТК. В чем же кроются причины разнообразия природных комплексов? Их не­сколько: форма земного шара, широтное распределение тепла и зональность географической оболочки, влияние азонального фак­тора, рельефа и длительное развитие.

2. Если проанализировать геохронологическую таблицу, то можно заметить, что суша неоднократно сменялась морем, теплый и влажный климат становился сухим и холодным, теплолюбивая растительность вымирала, уступая место холодоустойчивым расте­ниям. Вырастали и разрушались горы. Это влияло на климат и жи­вые организмы. Географическая оболочка формировалась длитель­ное время, и результатом её развития стали разнообразные природ­ные комплексы. Природные комплексы разнообразны, потому что входящие в них компоненты неодинаковы. Но при всей многолико- сти каждый ПТК имеет определенные свойства: характерный внешний облик, определенное сочетание компонентов, целост­ность, способность быть устойчивым, способность изменяться.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 104.)

4. Ландшафтами называют небольшие по территории природ­ные комплексы.

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

(Ермошкина А. С. Уроки географии: 8 кл. С. 107.)

Они подразделяются на группы:

Как мы видим, антропогенные ландшафты разнообразны. Ка­кова же будет тенденция их развития? Будет их больше или мень­ше? Несомненно, территории антропогенных ландшафтов будут расширяться.

Во время объяснения учителя учащиеся просматривают кар­тины с изображением различных ландшафтов, отвечают на во­просы и выполняют задания:

1) Как вы считаете, когда возникли первые антропогенные ландшафты?

2) Как изменялось соотношение природных и антропогенных ландшафтов с течением времени?

3) Обоснуйте тезис: «Антропогенное воздействие стало важ­нейшим фактором развития окружающей среды».

5. Многообразие природных комплексов на территории России вызвало необходимость выделить главные природные районы со­гласно принципам физико-географического районирования.

«. При районировании производится изучение причин обособ­ления ПТК и закономерностей их размещения в пространстве. Причиной существования крупных ПТК служат различия в их гео­логической истории. Эти различия определяют особенности геоло­гического строения и рельефа территории. Крупный ПТК занимает большую площадь, поэтому климатические условия на его про­странстве изменяются. Вслед за ними изменяется и почвенно­растительный покров. Поэтому в пределах крупных равнинных территорий выделяется несколько природных зон. Размещение рас­тительных сообществ на территории зоны зависит от рельефа.

Природное районирование имеет большое практическое значе­ние. Правильное размещение сельского хозяйства возможно лишь при учете различий в природе отдельных ПТК. Результаты райони­рования используются при строительстве дорог, нефте- и газопро­водов, при размещении других объектов хозяйства и т. д.».

(Раковская Э. М., Баринова И. И. Природа России: Учеб. для 8 кл. 1995. С. 126.)

Крупные ПТК на территории России:

• Пояс гор Южной Сибири.

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: § 21, ответить письменно на вопрос 5 на с. 124 учебника.

Источник

Интересные факты из жизни