4 класс почвы россии почва среда обитания растений и животных плодородие почв охрана почв

Презентация по окружающему миру на тему «Почва-среда обитания растений и животных»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир Баймаганбетова Р.Б. учитель начальных классов

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ АРКТИКА СМЕШАННЫЕ ЛЕСА СТЕПЬ ТУНДРА ПУСТЫНЯ ТАЙГА http://aida.ucoz.ru

Объясни смысл выделенных слов с помощью толкового словаря Приятно утром пройтись босыми ногами по земле и ощутить прохладу росы. У планеты Земля есть спутник – это Луна. http://aida.ucoz.ru

Земля – планета http://aida.ucoz.ru земля – почва

Почва- среда обитания растений и животных http://aida.ucoz.ru

Цели урока: Что такое почва? Состав почвы. Главное свойство почвы. http://aida.ucoz.ru

Что такое почва? Почва-это верхний слой земли, в котором живут растения, животные и микроорганизмы. http://aida.ucoz.ru

Опыт 1 Возьмите салфетку, положите на неё кусочек почвы и сильно сожмите в кулаке. Разожмите руку и стряхните почву в стакан. Что вы видите на бумаге? http://aida.ucoz.ru

Опыт 1 Вывод: в состав почвы входит вода. http://aida.ucoz.ru

Опыт 2 Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек почвы. Что вы видите? http://aida.ucoz.ru

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ необходимо сохранять http://aida.ucoz.ru

Опыт 3 Возьмите стакан с водой и почвой. Размешайте содержимое ложечкой. Отставьте стакан в сторону. Что вы видите? http://aida.ucoz.ru

Опыт 3 Вывод: в состав почвы входит песок, глина, перегной http://aida.ucoz.ru

Опыт 4 Взять стакан с водой, в котором была почва. Профильтровать воду. Нанести несколько капель на лабораторное стекло и подержать над огнём. Что увидим: на стекле остался белый налёт. http://aida.ucoz.ru

Опыт 4 Вывод: в состав почвы входят минеральные соли. http://aida.ucoz.ru

Воздух ПОЧВА Перегной Минеральные соли http://aida.ucoz.ru Вода Песок Глина

Ребята, берегите зрение!

Ответы Почва Песок, глина, вода, воздух, перегной, соли Плодородие Перегной

Рефлексия «Дерево успеха» http://aida.ucoz.ru

Домашнее задание Учебник стр. 29-32 пересказ Печатная тетрадь стр. 14 Доклад «Как сохранить почву плодородной?» http://aida.ucoz.ru

Спасибо за работу в нашей лаборатории

Урок Окружающий мир

Тема «Почва-среда обитания растений и животных»

1. Дидактическая цель:

Образовательные: сформировать представления о почве, о составе и главном свойстве почвы.

Развивающие: развивать мотивационную и эмоционально-волевую сферу личности через реализацию образовательных задач урока. Развивать интерес к природе через доказательства и обоснование ответов, включение в урок элементов деловой игры.

Воспитательные: формировать культуру межличностных отношений, культуру умственного труда через формы организации обучения, умение слушать товарищей, работать в группе, воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе.

2. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Форма урока: деловая игра «Исследователи»

Номер материала: 263812

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Окружающий мир. 4 класс Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сценарий урока соответствует требованиям ФГОС.. Учитель применяет исследовательские и проектные методы обучения. Учащиечя работают в группах, учатся анализировать свою деятельность.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Тема: «Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие и охрана почв».

Цель: 1. Формировать представление о почве, как среде обитания живых организмов, плодородии и охране почв. 2. Развивать аналитические способности мышления, способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, анализировать; 3.Воспитывать бережное отношение к дарам природы, уважительное отношение к труду земляков. Оборудование: коллекция почв, пластилин, оборудование для опытов, карточки для учащихся, схема – карта почв Краснодарского края, мультимедийная презентация.

1. Организационный момент. Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго. Я спешу сказать вам – «Благости!», Чтоб пожелать вам счастья нового. Я спешу сказать вам – «Радости!», Удач, успехов и везенья! – Чтоб пожелать всем в этом классе Прекраснейшего настроения.

Пожмите друг другу руки, пожелайте друг другу удачи.

4.Изучение нового материала. 1.Работа в группах. Задание 1 группе: Прочитайте текст, распределите живые организмы по группам: Кто живёт в почве.

Почва — это среда обитания множества организмов. Наименьшими из них являются бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы, обитающие в почвенных водах. В одном м³ могут обитать миллионы организмов. В почвенном воздухе обитают беспозвоночные животные, такие как клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви. Они питаются остатками растений, грибницей и другими организмами. В почве обитают и позвоночные животные, одно из них — крот. Он очень хорошо приспособлен к обитанию в абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и практически слепой.

Читайте также:  Какие животные и растения обитают в степи южной америки

С помощью данных слов составьте рассказ о том, как человек использует почвы в Краснодарском крае. Пшеница, кукуруза, рис, сахарная свёкла, подсолнечник, овощи. Сады и виноградники. Корма для животных, лекарственные растения.

2.Проверка работы учащихся. Группы представляют свои работы. Учащиеся класса внимательно слушают и задают свои вопросы. 1. Почва — это среда обитания множества организмов. Мы распределили их по группам:

бактерии, водоросли, грибки и одноклеточные организмы

клещи, пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви.

3.Работа с коллекцией почв. У вас на столах коллекция почв Кущёвского района. Давайте познакомимся с их азваниями: 1.Чернозёмы карбонатные малогумусные; 2.Лугово-чернозёмовидные; 3.Луговые солончаки; 4.Лугово-болотные. Прочитайте названия почв. Подумайте и ответьте на вопросы: Как называются почвы пригодные для интенсивного использования в земледелии? 1,2 Как называются почвы, не пригодные для обработки? (3) Как называются почвы, подверженные ветровой и водной эрозии? (4)

Вернёмся к нашим гипотезам. Перед вами на экране состав почвы: Воздух, вода, перегной, глина, песок, соли, микроорганизмы. Обсудите ещё раз в группах и ответьте на вопрос: отчего произошёл чернозём? Какая гипотеза оказалась верной? В своей работе «О слоях земных» М.В.Ломоносов пишет: «Чернозём произошёл от согнития животных и растительных тел со временем…». Гипотеза 2 группы оказалась верной. 5. Проектная работа. У вас на столах листы бумаги и фломастеры. Представьте, что вы стали фермером. Создайте проект своего поля. Затем расскажите: что растет на вашем поле, какие правила необходимо соблюдать, чтобы почва была защищена, урожай был высоким.(Дети выполняют модели полей, затем защищают свои проекты).

1 уровень: Прочитать текст учебника стр.29-32, ответить на вопросы.

2 уровень : Прочитать текст учебника стр.29-32, составить свои вопросы к тексту для учащихся.

Источник

Конспект урока по окружающему миру «Почвы России «(4 класс)

Программа: « Школа 21 века»

Учебник: Н.Ф.Виноградова и Г.С. Калинова «Окружающий мир»

Название раздела : «Родная страна: от края до края»

Название темы : « Почвы России»

Средства обучения (в том числе технические средства обучения)

Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

1.Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс

2. Иллюстрации: «Метафайлы Windows »

3. Ресурсы Интернет:

Цель: восстановить и расширить знания учащихся по данной теме

обучающая : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем слое земли; выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения,

развивающая : развивать умение анализировать, делать выводы,

бережное отношение к природным ресурсам, умение работать в группах

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, принтер.

1. Организационный этап.

— Мне приятно вас видеть, давайте улыбнемся друг другу

2. Этап проверки домашнего задания.

Тест по теме «Природные зоны» и выбери правильный ответ.

1. Какое погодное условие НЕ характерно для условий

а) Зима длится почти полгода;

б) сильные морозы, снегопады, метели;

в) постоянный снеговой покров;

г) температура воздуха постоянно выше нуля градусов.

2. Почему в районах Крайнего Севера нет растительности?

а) з емля не успевает освобождаться от снега и льда;

б) растительность бездумно уничтожена людьми;

в) нет животных, питающихся расте-ниями;

г) люди не занимаются посадкой растений.

3. Найди животное, которое НЕ встретишь на Крайнем Севере.

4. Найди растение, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

5. Найди животное, которое НЕ встретишь на просторах тундры.

6. Выдели занятие, НЕ характерное для населения тундры.

7. Выдели растения, НЕ характерные для тайги.

9. Какое растение НЕ растет в зоне смешанных лесов?

в) верблюжья колючка;

10. Какое животное НЕ встретишь в зоне смешанных лесов?

3.Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

( карточки с заданием)

Определи по корневой системе растения, в какой природной зоне оно произрастает. Обоснуй свой

В разных природных зонах существуют разные условия для произрастания растений. Так же разнообразны почвы нашей страны.

4.Этап усвоения новых знаний. Сообщение

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры и щедры, и, когда они умело её обрабатывают: пашут, удобряют. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Почва.)

Тема урока: «Почвы России»

А)Почва – среда обитания растений и животных.

Слайд 10-14 Слайд 15

Стр. 30 Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных.

Б). Какую почву называют плодородной.

Работа по учебнику.

Какой тип почвы в нашем районе? Докажите.

— Чернозёмы, т. к. живем в зоне степей, почва тёмного цвета, в ней много перегноя. Сообщение о почве Краснодарского края

5. Этап закрепления новых знаний.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

Почему земля – «кормилица»?

Возможна ли жизнь без почвы?

Что произойдет с растениями, животными, людьми, если вдруг исчезнет почва?

Отчего зависит плодородие почвы?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Чем больше в почве перегноя, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которые усваивают растения.

Почва нуждается в охране.

Чтение статьи в учебнике стр. 31, 32

Сообщение «Охрана почв»

5. Этап закрепления новых знаний.

Какие меры может предпринять человек для того, чтобы уберечь землю?

1. Чтобы защитить почву на полях :

* надо сажать лесные полосы,

* правильно распахивать почву на склонах,

* зимой проводить снегозадержание,

* применять удобрения и ядохимикаты в меру,

2. Большой вред наносит почве неразумная деятельность человека:

Читайте также:  Какие животные имеют внутренний скелет а паукообразные в моллюски б ланцетники г насекомые

* строительство различных объектов;

* выращивание растений в промышленных объёмах

1 см почвы образуется за 250 – 300 лет

20 см – за 5-6 тысяч лет.

При строительстве дорог, заводов, жилых домов надо сначала снять слой почвы. А после использовать ее при озеленении территории.

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

в лесу за 500000 лет,

на лугу за 3225 лет

там, где нет растений – всего за 15 лет

— О чем говорят эти расчеты ученых?

8.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

1 вариант Проект « Как сделать почву плодородной»

2 вариант «Как защитить почву от потери плодородия»

Номер материала: ДБ-770051

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Почвы России. Опыты «Состав почвы» (Начальная школа 21 века)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема : « Почвы России. Опыт «Состав почвы».

Учитель: Устинова Наталья Михайловна

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Начальная школа 21 века»

I. Организационный момент. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

Представьте, что вы работаете в настоящей учебной лаборатории, научн сотрудники

Будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

— А чем занимаются сотрудники лаборатории? (. )

— И мы будем проводить исследование. А что именно мы будем исследовать, сами догадаетесь, послушав небольшой рассказ.

II Тема урока. Послушайте рассказ.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, томатов, моркови.

— Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

III.Коллективное составление плана урока

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? (карточка «Свойства почвы» )

— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

— Значит, с чем познакомимся?

— С видами почв. (карточка «Виды почв»)

— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (» Почва человеку «)

На доске закрепляются карточки с пунктами плана урока:

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV. Работа по плану:

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

1) Работа с толковым словарем С.И.Ожегова.

Посмотрите в толковый словарь. Что такое почва?

Почва – самый верхний, плодородный слой земли, который богат перегноем. Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроорганизмов, водорослей, грибов и бактерий. В каждом грамме почвы микроорганизмов больше, чем людей на Земле.

— Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт…

Практическая работа. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исслед. работу, результаты в таблицу.

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу: какие частицы вы увидели? (Песок, глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

Работа с цифровым микроскопом. ДОСКА

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: В почве есть воздух.

— Для чего нужен воздух в почве?

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2 (демонстрирует учитель)

Дети: В почве есть вода.

— Как думаете, какую роль играет вода в составе почвы?

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

— Обратите внимание на прокаленную почву. Как изменился ее цвет? (Она стала светлая)

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Дети: Песок, поверх которого осела глина.

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль. (минеральные соли)

Подведение итогов практической работы:

Читайте также:  Какие животные исчезли с лица земли в первобытном мире

— Перечислите, из чего состоит почва. Заполните схему «Состав почвы»

(на доске) Таблички ПЕРЕГНОЙ, ВОЗДУХ, ПЕСОК И ГЛИНА, ВОДА, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

+++ Минутка отдыха. Игра “Хлопки”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, полиэтиленовые пакеты, перегной.

(Экологический момент): Стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее.

— Подумайте, а всегда ли в почве находится одинаковое количество песка, воды, перегноя, глины и других составляющих?

— Почему на одних почвах растут кусты, деревья с плодами, а на других несколько травинок?

— Как Вы думаете, каким важным свойством обладает почва?

— Вслушайтесь в это слово. Как Вы понимаете его смысл? (ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

Большая советская энциклопедия (Плодородие почвы — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай. )

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (ответы детей)

— Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

— что в почве обитают мелкие животные.

— Верно, почва является средой обитания для мелких животных. Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинок вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

— Почвы могут отличаться друг от друга по своему составу. В зависимости от этого различают несколько видов почв. СЛАЙДЫ

Какой тип почвы в нашем районе?

— Горно-лесные, тёмно-серые почвы, + горные чернозёмные

— Нужна ли почва людям? Для чего?

Вывод : Жизнь живых существ связана с почвой. Ведь на ней развиваются растения – источник пищи людей и животных.

— Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

(современные технологии – ГИДРОПОНИКА)

Давайте прочитаем об этом в учебнике на с. 39. Фронтальная работа

V. Этап закрепления новых знаний. Работа в группах.

В течение 5 минут ответить на вопросы:

5. Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

( Одна группа отвечает, другие дополняют)

Закрепление. Самостоятельная работа по карточкам

Проверка по образцу. (Б, А, А, В, А, А)

Самостоятельное выставление отметок.

VI. Домашнее задание

С. 37-39 прочитать, + Задания по выбору:
1. Подготовьте сообщение о любом обитателе почвы.
2. Подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; 2 задание.

Наш рабочий день в лаборатории подошел к концу.

— Вспомните, какие методы исследования мы использовали при изучении почвы? (опыты, наблюдение, работа со словарем, поиск информации в учебнике, рассказ учителя, одноклассников)

Выставка справочной литературы (рекомендации для чтения)

— Что нового каждый для себя узнал на уроке?

— На все ли пункты плана ответили?

— Остались ли у вас вопросы по данной теме? (ответы детей)

-Есть такая наука – почвоведение (табличка на метке)

-Как вы думаете, что это за наука? (Это наука о почвах)

-Ее основоположником, создателем был русский ученый Василий Васильевич Докучаев. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

-Еще в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Ее брали с собой в далекие странствия, потому что считали, что она придает силы и помогает во всем в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи, песни. Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда и она будет нас радовать богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Воздух ____________ __________

___________ _______________ _______________

Тест по теме «Почва» Ф.И. _______________________________

А. глина Б. почва В. дренаж

2. Цвет почвы зависит от количества в ней…

А. перегноя Б. удобрений В. влаги

А. перегнившие листья, погибшие растения и животные

Б. растения и животные

А. наиболее плодородная почва

Б. почва, содержащая песок

В. неплодородная почва

6. Для чего удобряют землю?

А. для получения стабильных урожаев

Б. для сохранения почвы от выдувания

В. для увеличения влажности

ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ — способность почвы обеспечивать растения усвояемыми питательными веществами, влагой и др. и давать урожай.

(Большая советская энциклопедия)

ГИДРОПО́НИКА — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы. Питание растения получают из питательного раствора, окружающего корни. (Википедия)

Вопросы для обсуждения в группах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК » Планета знаний». Тема урока : «Почва её состав и свойства». На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об.

Конспект урока окружающего мира «Золотое кольцо России», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века».

Цели деятельности учителя: формирование представлений о географической карте; формирование первоначальных умений, связанных с чтением картПланируемые результатыПредметные: знать понятие «географ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные.

Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;&middot.

Источник

Мастерица