4 класс конспект урока по окружающему миру растения и животные леса

Леса России. Растительный и животный мир лесных зон.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок в 4 классе по окружающему миру.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О.: Дрозд Татьяна Николаевна

Программа : Школа России

Предмет: Окружающий мир

Учебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков

Раздел : Природа России

Место урока в изучаемой теме : 5 урок

Время реализации урока : 40 минут

Тема урока : «Леса России. Растительный и животный мир лесных зон.»

Цель : Создание условий для формирования понятия «лесная зона».

– Знакомить с особенностями зоны лесов России.

– Создавать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу, умения контролировать и оценивать свою деятельность;

– Развивать мышление, воображение, внимание, речь.

– Создавать условия для воспитания культуры учебной деятельности, коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, бережного отношения к природе.

Тип урока : Усвоение новых знаний

– Интерес к изучению предмета;

– Осознание себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;

– Осознание роли леса для жизни растений и животных.

– Эмоциональное отношение к изучаемому материалу;

– Первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки;

– Оценка собственной деятельности на уроке;

– Применение знаний о природной зоне России, ее растительном и животном мире в новых ситуациях для решения практических задач;

– Принятие коллективного решения в процессе совместной деятельности;

– Овладение навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы;

– Наблюдение и фиксация явлений окружающего мира;

– Выделение характерных особенностей природных объектов.

– Принятие алгоритма выполнения учебной задачи;

– Проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– Регулирование учебной деятельности, направленной на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы

– Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы;

-Извлечение необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях животного и растительного мира

лесной зоны и обсуждение полученных сведений;

– Соблюдение норм информационной избирательности, этики и этикета;

– Умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания;

-Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

– Проявление интереса к общению и групповой работе;

– Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

– Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

– Умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

– Управление поведением партнера, коррекция действий партнера.

Формы организации познавательной деятельности :

– Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

– Компьютер, экран, мультимедийный проектор, диск с презентацией, карта природных зон

– Учебник для четвертого класса «Окружающий мир». Автор: А.А.Плешаков

– Энциклопедии, справочный материал, рефераты

– Тесты, лист самооценки, клей, карточка с домашним заданием.

Организационный (2 мин)

Цель : Создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку

«1, 2 – выше голова,
3, 4 – плечи шире,
5, 6 – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок окружающего мира!»

– Интересный урок сегодня у нас, к нему готовился каждый из нас. Вам, я думаю, всё по плечу, ведь я Вас четвёртый год уже учу. И знаю, что каждого ждёт свой успех, а я, как всегда, болею за всех!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Метод: стимулиро-вание и мотивация учащихся

Постановка учебной задачи (2 мин)

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,

-Догадайтесь, о чем пойдет речь на нашем уроке?

«- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!

-Что мы можем узнать о ней?

(где расположена, какие растения растут в лесной зоне, какие водятся животные..)

– Вы хотите, чтобы я вам рассказала тему, сами будете изучать, или совместно?

Читает стихотворение ученик

Ставят перед собой учебные задачи

Отвечают на вопрос

Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме диалог.

Карточки :-расположе-ние;- погодные условия;-земная поверх-ность: растения; животные..

– Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– интерес к изучению предмета

Актуализация знаний (5 мин)

Цель: Создание условий для активизации знаний через беседу

– Ребята, а тема леса для нас совсем новая, или мы что-то знаем уже о лесе? Давайте вспомним. Что такое лес? (Лес – это сообщество из деревьев, кустарников, мхов, лишайников и грибов.)

– На какие две группы вы разделили бы деревья, растущие в лесу? (Хвойные и лиственные.)

– (Показ лесной зоны на карте) Каким цветом она обозначена? (Зелёным.)

– Что можете сказать об этой зоне, глядя на карту?

– Эта природная зона самая большая. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Общая площадь лесов достигает 1 100 000 000 га (четвёртая часть всех лесов мира).

Отвечают на вопросы

– умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Работа по теме урока (20 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией

Читайте также:  Набор для диагностики бруцеллеза животных в реакции иммунодиффузии рид

– Географы расскажут нам о географическом положении зоны леса, дадут характеристику земной поверхности

– Ботаники- о растительном мире лесной зоны

– Зоологи о животном мире лесной зоны. Не забудьте выбрать выступающего, ваша задача рассказать о том, что узнали так, чтобы ребята вас поняли.

При подготовке можете использовать материал учебника, справочный материал, энциклопедии, словари, картинки растений и животных, гербарии растений и грибов, весь собранный вами дополнительный материал.

– У вас для работы в группах лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой очень хорошо-зеленый кружок напротив этапа приклеить, если хорошо, но с ошибками, недочетами – желтый кружок, плохо поработали –красный кружок.

-Оцените обсуждение в группе, все ли принимали участие, все ли были активны

2.а) Рассказ географов(примерный)

«Зона лесов протянулась широкой полосой от Балтийского моря через всю страну до берегов Тихого океана. Она находится южнее зоны тундры. Значит, получает большее количество тепла. Расположена в основном в умеренном поясе. Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето Зона лесов большей частью расположена на Восточно–Европейской и Западно–Сибирской равнинах, а также на Средне–Сибирском плоскогорье. лесная зона на карте изображена тремя разными цветами. (Тёмно-зелёным цветом изображена тайга, зелёным цветом – смешанные леса, другим насыщенным зелёным цветом – широколиственные леса.)

Б) Рассказ ботаников(примерный)

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут клён, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

(Дополняю рассказ фильмом)

Сам на свет явился,

– Какие цветы растут в лесу?

По преданию, ландыш появился из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Ландыш издавна считается целебным растением. Капли ландыша помогают при заболевании сердца. А плоды ландыша ядовиты. Иногда красота может быть опасной. Знаете ли вы, что среди цветов есть и ядовитые?

Вороний глаз – если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но ядовита.

В) Рассказ зоологов(примерный)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь.. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

-О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Источник

Конспект урока по окружающему миру “Животные и растения леса” 4 класс

Цель урока:

-Углубить знания детей о растениях и животных леса.

Задачи урока:

– Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

– Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

– Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру “Животные и растения леса” 4 класс »

Урок окружающего мира по теме «Растения и животные леса» 4 класс

-Углубить знания детей о растениях и животных леса.

– Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.

– Развивать мышление, память;

-Учить группировать предметы по существенным признакам;

– Воспитывать познавательный интерес.

– Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

-Презентация по теме. (вся презентация настроена по щелчку, используются гиперссылки в форме кнопок).

-Мультимедийная техника, экран.

-Учебник А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир» 4 класс, 2010.

Долгожданный дан звонок.

II. Актуализация опорных знаний. Работа с картой

-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

– Каким цветом она обозначена на карте?

– Какая у зоны лесов земная поверхность?

– Какая она в сравнении с другими природными зонами?

III. Самоопределение к деятельности (слайд № 2)

– А бывали ли вы в лесу?

– Как вы понимаете, что такое лес? (Слайд №3.)

– Сейчас я вам раздам листочки, а вы составите кластер, напишите какие у вас возникают ассоциации со словом лес.

– Что вы написали в своих листочках? (зачитывают ответы)

– Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения)

– Проверим ваши предположения во время урока.

IV. Открытие новых знаний

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить и по каким признакам? (слайд №4)

-Какие деревья относятся к лиственным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

-Какие деревья относятся к хвойным? Почему? Приведите примеры. (слайд №5)

1. Работа в группах.

Перед вами гербарий. Рассмотрите и ответьте на вопрос.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд №6)

-Ребята, а как называются леса, в которых растут только лиственные деревья? (слайд №7)

– Рассмотрите какие еще в этих лесах деревья. (слайд №8)

-Как называются леса, в которых растут только хвойные леса? (слад №9)

– А какие в хвойном лесу? (слайд №10,11)

2. Практическая работа.

-А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Какой лес у нас получился? Рассмотрите внимательно картину на экране. Как называется такой лес? Почему? (слайд №15)

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить мы узнаем отгадав загадки. (слайд №16-19)

Читайте также:  Обои на рабочий стол красивые большие на весь экран бесплатно животные прикольные светящиеся

«Прикоснёшься – как огонь.

Лучше ты её не тронь.

Обжигает руки, ноги –

Осторожней с ней в дороге.» (крапива)

«Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной.

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.» (ландыш)

«Мягок, а не пух; зелен, а не трава». (мох)

«Летом рад я свежей

От простуды лечит нас.» (малина)

На тоненькой ножке.

Тот рад поклониться.

Родная землица.» (земляника)

«Что за бусинка вот тут

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло.» (брусника)

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения? (слайд №19)

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд №20)

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (слайд №20)

-Как называется третья группа растений? (мхи и лишайники) (слайд № 20)

-Так какие же растения растут в лесу? (слайд №21)

-Посмотрите внимательно на картинку. Как располагаются деревья в лесу? ( слайд № 21-22)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

4. Закрепление пройденного материала.

-Лес красив в любое время года. Но многие растения в лесу не только красивы, но и очень полезны. Это лекарственные растения. (слайд №23)

-Послушайте рассказ о некоторых лекарственных растениях. (несколько учеников рассказывают о пользе растений)

-А сейчас отдохнём. (слайд №24)

«Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.»

-А кого вы видели, когда бывали в лесу? (слайд №25)

А теперь давайте поиграем в игру. Вы должны узнать животное по внешнему виду, назвать его.

-Каких ещё животных можно встретить в лесу?

-Почему эти животные могут жить в лесу?

-Как называют животных, которые живут в лесу?

(Некоторые дети рассказывают интересные случаи, которые с ними приключились на прогулке в лесу.)

7. Работа с учебником.

-А сейчас давайте прочитаем о животных леса. После чтения вы постарайтесь ответить на вопросы:

-Какое животное является национальной гордостью России?

-Кто является санитаром леса?

-Кто ещё, кроме зверей и птиц, является обитателем леса?

-Сегодня на уроке вы узнали много нового. И сейчас я проверю как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Для этого нужно разгадать кроссворд. Кроссворд с секретом. Узнать его можно только разгадав весь кроссворд. (слайд № 26-36)

1.Животное – национальная гордость России.

2.Растения нижнего яруса.

3.Растения среднего яруса.

4. «Длинное ухо, комочек пуха.

Прыгает ловко, грызёт морковку,»

5.Как называется лес, в котором растут: берёза, дуб, клён, липа?

6.Растения верхнего яруса.

7.Как называется лес, в котором растут: ель, сосна?

9.Как называется лес в котором растут лиственные и хвойные деревья?

10. «В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.»

-Давайте хором прочитаем, что же у нас получилось?

-Почему нужно охранять природу?

-Назовите причины по которым может погибнуть лес и его обитатели? (слайд №37)

( Ученик читает стихотворение В.Шефнера «Лесной пожар»)

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр,

И,сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы. (слайд № 38)

-Что нового узнали на уроке?

-Что показалось особенно интересным?

-На какие вопросы вы ещё хотели бы получить ответ на следующих уроках?

10. Домашнее задание.

-Дома вы ещё раз прочитаете и подготовите пересказ о растениях и животных леса. (Стр.35-42)

Источник

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс Леса России

Учебный предмет: Окружающий мир.

УМК: Школа России, автор : А.А.Плешаков «Окружающий мир». Москва «Просвещение», 2020.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Задачи: 1) ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов; познакомить с растительным и животным миром данной зоны; 2) создать условия для развития исследовательской деятельности через групповую работу и взаимный обмен информацией;

3) воспитать умению слушать учителя и друзей.

Формы и методы обучения:

формы: фронтальная, индивидуальная, групповая;

методы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Оборудование: карточки-помогайки, карточки-помощники для групповой работы, картинки растений и животных изучаемой темы, листы бумаги А3, клей, оценочный лист, мультимедийная презентация, аудио запись «Шум леса»

-уметь показывать лесную зону на карте природных зон;

-иметь представление о природе тайги, смешанных и широколиственных лесов;

-иметь представление о растительном и животном мире лесной зоны.

Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог.

– положительное отношение к учению;

– умение анализировать свои действия и управлять ими;

– умение оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

План –конспект урока:

Чтобы работа на уроке прошла организованно, и вы экономно распределяли время, вспомним, правила работы на уроке :

2. На прошлом уроке мы с вами путешествовали по Тундре. Чтобы сегодня продолжить путешествие по другой природной зоне.

– Я вам предлагаю выполнить задание «Верно- неверно». (см. приложение) Если вы согласны с высказыванием, то ставите «+», а если нет, то «- «

Проверим вашу дорожку. Молодцы, справились с заданием!

В оценочном листе поставьте в первом задании 5баллов, если у вас все ответы верные; 4– есть 1-2 ошибки, 3 – 3 и больше ошибок.

Читайте также:  Кукла штеффи и еви набор мир животных 29см 12см simba 5733040

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, в нём спрятана наша тема урока. (включаю музыку «Шум леса»)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

– Кто уже догадался, какая тема урока?

-Какие цели поставим перед собой для того, чтобы путешествовать по зоне лесов?

Давайте составим план изучения этой природной зоны:

1. Географическое положение

2. Климатические условия

3. Растительный мир

С помощью учебников и других источников информации мы проведём исследование лесной зоны.

Первая группа будет группой «Географов», вторая– «Синоптики» (см. приложение).

У каждой группы своя задача.

Географы расскажут нам о том, где расположена зона лесов и на какие части делится, а Синоптики поведают нам о климатических условиях.

Выступление географов и синоптиков.

Вопрос к географам – Мы свами в какой зоне лесов живём?

ВЫВОД: Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-европейской и Западно-сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

В лесной зоне три части: самая большая часть – тайга, еще есть смешанные леса и широколиственные.

-Работа группы оценивается по критериям: задание № 2

если вы полностью ответите на вопросы карточки-помогайки, то в оценочном листе во втором задании поставите 5 баллов, если ответы будут неполные – 4.

Отдохнули, продолжаем работать. Появляются новые ученые:

– «Ботаники» и «Зоологи»

Ботаники расскажут о том, что растет в тайге, в смешанных и широколиственных лесах. (см. приложение)

Также у вас есть карточки – помощники, картинки растительного и животного мира, а также листы бумаги А3. Ваша план работы:

1 Прочитать карточки-помощники.

Затем ботаники расскажут, какие растения растут в определенной части Лесной зоны, а зоологи расскажут какие животные обитают в лесах. План работы у вас есть в группах.

– Выступление ботаников и зоологов

ВЫВОД : Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен по сравнению с Тундрой.

-Работа группы оценивается по критериям: Задание №3

если вы полностью ответите на план работы, то в оценочном листе в третьем задании поставите 5 баллов, если ответы будут неполные – 4.

Давайте уточнимся. Зона лесов делится на 3 части. Какие?

– Какие растения живут в тайге? а какие в смешенном лесу? Ну и наконец в широколиственном лесу? Хорошо, сейчас проверим как вы запомнили.

Я вам предлагаю самостоятельную работу в виде КЛАСТЕРа

В оценочном листе в четвёртом задании поставьте 5 баллов, если верно, 4 – с ошибкой

Вот и завершилось наше путешествие.

-С какой природной зоной познакомились?

-Достигли цели урока?

-Выполнили намеченный план урока?

-Посмотрите на оценочные листы: что получилось, где возникли трудности, над чем поработать.

16-18 баллов – отметка «4»,

15 баллов – отметка « 3».

Домашнее задание: стр.95-101 читать, карточки (приём «Проталинки»), (Ирине, Савелию и Кире приготовить сообщение о любом животном или о растении лесной зоны)

Мы сегодня поговорили с вами о лесе. По вашему мнению, что необходимо для любого леса: хвойного, смешанного, широколиственного? Конечно, солнышко.

Оцените свою работу на уроке:

– если вы сегодня всё поняли, всё вспомнили и уходите с урока с полным багажом знаний, у вас отличное настроение, то кликните мышкой по весёлому солнышку

– если у вас не всё сегодня получилось, и ещё надо немножко позаниматься, по нашей теме, то кликните мышкой по солнышку, которое выглядывает из-за тучки

– а если вы сегодня вообще ничего не поняли и у вас очень много вопросов осталось по теме Леса России, то кликните по тучке.

В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения.

Растения тундры низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

Главное занятие коренного населения тундры – оленеводство.

Зона тундры находится в горах.

В тундре добывают нефть и природный газ.

В зоне тундры обитают: верблюды, лошади, коровы.

Карточка –помощник (географам)

На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье.

Эта природная зона самая большая.

2. Смешанные леса – тоже зелёным цветом обозначены, но светлее

3. часть – это широколиственные леса – светло – зелёным цветом.

В лесной зоне _________________, чем в тундре. Выпадает довольно много _________________.

Южнее тайги зима гораздо ________________. Многолетней мерзлоты ___________. Выделяются четыре _________________________________, одинаковые по продолжительности.

Почвы в лесных зонах богаче ________________________________, чем в тундре, растительный и животный мир гораздо разнообразнее.

. Распределить картинки и наклеить их в нужную часть лесной зоны.

. Рассказать какие растения растут в тайге, в смешенных лесах и широколистных.

. Выбрать картинки, которые относятся к Лесной Зоне и приклеить их на бумагу.

Рассказать какие животные обитают в лесах.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, полевки.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Источник

Интересные факты из жизни