34 виды репрезентации язык и память

Виды репрезентации

1. Т. О.Способность репрезентировать бытие в человеческом созна­нии по праву считается базисной функцией языка. Она реализует­ся в способностях языкового знака обозначать, замещать и обоб­щать предметный мир, его свойства и отношения.

Существует три основных способа репрезентации бытия в сознании: репрезентация через действия, через перцепцию и через язык. Эти три способа репрезентации обладают относительной автономией, и взаимодей­ствуют друг с другом.

Репрезентация через действие достигается за счет моторно-двигательных актов тела и его отдельных органов. Иногда этот вид репрезентации называют кинестетическим, а его эффект заключа­ется в приобретении навыков действия с чем-либо. Например, пред­ставление о завязывании узла реализуется в определенной после­довательности действий. Когда мы научились завязывать узел, то приобрели навык, закрепляя его в чувственной схеме или образе. Чувственная репрезентация знаний о том, как мы завязываем узел, «свертывается» в привычную схему и обретает «самостоятель­ность» в известных видах ощущений и восприятия. Языковая ре­презентация процедуры завязывания узла, несомненно, учитывает кинестетический, двигательный и чувственный опыт его представ­ления. Она полностью автономна и не связана с ним ни в про­странственном, ни во временном отношении. Ее словесная форма фиксирует последовательность высказываний о том, как следует завязать узел, в обобщенном, знаковом виде.

2. Репрезентативная функция языка очень тесно взаимодействует с его интенционалъной способностью. Свойства направленности, или интенциональности, языка выражают всеобщие и глубинные качества человеческого общения и сознания. Интенциональность языка проявляется, прежде всего, в словах-указателях (например, в указателях места вроде «там», «здесь», «сюда» и т.п., в указателях времени — «тогда», «когда», «теперь» и т.п., в указателях причины — «почему», «потому», «зачем» и т.п.). Перечень слов-указателей лю­бого языка очень обширен и без их использования не обходится ни один вид человеческой деятельности.

3. В номинативной функции языка реализуется способность сло­ва называть, распознавать и сообщать сведения о предметах. Называя предмет, мы одновременно его представляем в каком-то слове или словосочетании, указываем на него или на его свойства. Значение каждого слова — это знание, информация, обобщающая множество предметов, свойств или отношений, которое оно обозна­чает. Например, слово «дом» может обобщать любые постройки как жилища людей. Слова «я», «ты», «тот», «этот», «там», «тогда» и т.п. содержат обобщенные указания на отношение к каким-либо пред­метам (например, «этот дом», «тот человек»).

Широта и глубина номинации являются непременными услови­ями правильности значения слов и предложений.

4. Экспрессивная функция языка в сознательной деятельности че­ловека осуществляется многими средствами.. Ведь с помощью языковых средств мы выражаем любые наши отношения с миром, с другими людьми, с предшествующими и будущими поко­лениями. Но дело не только в том, что язык является универсаль­ным средством выражения всего, с чем сталкивается в своей жизни человек. Помимо общих назначений языка быть средством выра­жения необходимо указать на экспрессивную специфическую роль, которую он играет по отношению к структурам сознания.

Источник

Репрезентация

Репрезентация — это опосредованное, или «вторичное» (через подобие) представление в сознании человека образов (первообразов) материальных или идеальных объектов их свойств, отношений и процессов. Используемая в этом процессе функция обозначения часто придаёт репрезентации знаковый, символический характер. В русском языке термину «репрезентация» в целом соответствует слово «представление», но поскольку оно имеет множество значений (в том числе с размытым смыслом), в тех случаях, когда речь идёт о представлении одного объекта посредством другого, в современном русском языке часто используется термин «репрезентация», подразумевающий более конкретное значение. Как многозначное понятие, термин «репрезентация» широко употребляется в философии, культурологии и социальных науках.

Рассматривая историю развития значения слова «репрезентация», Гадамер в своём произведении «Истина и метод» напоминает о его сакрально-правовом смысле. Как самостоятельное понятие оно использовалось ещё в Древнем Риме, в частности в смысле представительности как платёжеспособности, но в свете христианской идеи воплощения и мистического тела получило новый аспект — представительства; репрезентировать обозначает «осуществлять присутствие». В каноническом праве оно стало употребляться в смысле юридического представительства; соответственно, репрезентируемая личность — это представляемое и замещаемое, но репрезентант, осуществляющий её права, от неё зависим.

Понимание репрезентации как представительства обсуждает Ж. Деррида в «Грамматологии» в связи с идеями Руссо, обнаруживая новые аспекты этой формы репрезентации. Безоговорочное представительство репрезентации — это безоговорочное отчуждение, оно отрывает наличие от самого себя и вновь ставит его напоказ перед самим собой. Согласно Руссо, «выбирая Представителей, народ теряет свою свободу, он перестаёт существовать»; поэтому абсолютно необходимо, чтобы «общая воля выражалась прямо, собственным голосом», без передачи этого права репрезентанту. Подвергая критике репрезентацию за «потерю наличия», Деррида вслед за Руссо осознает полноту политической свободы лишь как идеал и говорит о разных формах восстановления утраченного наличия, а соответственно — о безоговорочной неполноте репрезентации и вместе с тем её необходимости. Его концепция деконструкции и «метафизического присутствия», по мнению В. Россмана, в конечном счёте основана на признании, что человек всегда имеет дело только с репрезентациями, он стремится к созданию всё новых посредников; непосредственный контакт с реальностью без посредничества невозможен, опосредование и репрезентация «присутствия» неизбежны.

Проблема репрезентации обсуждается также в контексте рассмотрения способа бытия искусства и онтологического аспекта изображения. Гадамер полагает, что через репрезентацию «изображение приобретает свою собственную действительность», «бытийную валентность», и, благодаря изображению, первообраз становится именно первообразом, то есть только изображение делает представленное им собственно изображаемым, живописным. Репрезентация изображения может быть понята как особый случай «общественного события», религиозное изображение получает значение образца, а изобразительное искусство закрепляет, по существу же создаёт, те или иные типы героев, богов и событий. В целом произведение искусства мыслится как бытийный процесс, в котором вместо абстракций существуют представления, игры, изображения и репрезентации, в частности в форме знаков и символов, позволяющих чему-то «быть в наличии».

Именно такой подход к восприятию и репрезентации разрабатывал М. Вартофский, специально исследовавший эту познавательную процедуру и стремившийся преодолеть чисто натуралистическую трактовку восприятия. Согласно его концепции, человеческое восприятие, имея универсальные предпосылки — биологически эволюционировавшую сенсорную систему — вместе с тем является исторически обусловленным процессом. Оно зависит от интерпретационных принципов, предрасполагающих нас к тому, что нам предстоит увидеть, и управляется канонами, принятыми в культуре. Любая модель — аналогии и «как будто» конструкции, математические модели, вычислительные устройства или механизмы вывода, вообще аппроксимативные репрезентации разной степени истинности — представляет собой не только внешний мир, но и самого познающего субъекта. Репрезентация вовсе не стремится к адекватности и не «регрессирует» в направлении к «подлинному объекту»; она, скорее, «регрессирует» от него в направлении к канонам и образцам, обладающим большой степенью конвенциональности, соответствующей эволюции различных форм деятельности, практики; поэтому репрезентация не может быть сведена к простому сходству и отображению. Так, фундаментальные каноны «визуального понимания» в европейской культуре выведены из геометрической оптики И. Ньютона. Они стали образцами нашего визуального понимания, или «здравого смысла», поэтому могут оказывать влияние на наше восприятие окружающей среды, что, в свою очередь, связано с обучением, образованием в целом как формированием способа видения окружающего мира. Иной подход к репрезентации — широко распространённые концепции «перцептивного постоянства», «адекватности репрезентаций перспективы», а также «экологическая оптика» Дж. Гибсона — это представления, покоящиеся преимущественно на естественных моделях и предпосылках, не учитывающие влияния практики и культуры.

Читайте также:  Английский язык правило this these that those

Критика теории познания как «теории репрезентации» представлена в известном полемическом труде Р. Рорти «Философия и зеркало природы» (1979), где репрезентация является одним из центральных понятий. Традиционная теория познания Дж. Локка, Р. Декарта и И. Канта исходит из постижения «ментальных процессов», «ума» как отдельной сущности, в которой происходят эти процессы, и «активности репрезентаций», делающих возможным познание. Познание предстаёт как Зеркало Природы, точная репрезентация того, что находится за пределами ума и ментальных процессов, и задача заключается в том, чтобы найти наиболее точные репрезентации. Соответственно философия как «трибунал чистого разума» оценивает, выносит «приговор» и делит культуру на те области, которые репрезентируют реальность лучше, хуже или вовсе не репрезентируют её вопреки своим претензиям. Трудности, вставшие перед философией, потребовали её «строгости» и «научности» (Б. Рассел, Э. Гуссерль), пересмотра локковской теории репрезентации (Л. Витгенштейн) или, напротив, создания новых категорий, не имеющих ничего общего с наукой и картезианскими поисками достоверности. М. Хайдеггер в «Бытии и времени» излагает понимание того, что репрезентация не представляет собой первичный доступ к миру, — это уже интерпретация, определённый результат рефлексивной и понимающей деятельности; непосредственно мир нам доступен только в практических действиях повседневной жизни, которые требуют специального языка.

Источник

Понятие репрезентации

Для когнитивной науки в целом и, в особенности, когнитивной психологии? ключевыми стали два понятия репрезентация и процесс.

«Репрезентационные системы те теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма. пишет известный когнитивный психолог Дж. Мандлер. Конечно, не существует однозначного соответствия между действием и его репрезентацией, и мы не используем термин «репрезентация » как некий символ, который «олицетворяет » определенное событие. Иными словами, представление знаний теоретическая система, которая конструируется для того, чтобы понять, объяснить и предсказать поведение организмов. «[1] Репрезентации с точки зрения их природы, «необходимо отделить от понятий и верований. Репрезентации это конструкции, зависящие от обстоятельств. Они построены в конкретном индивидуальном контексте для специфических целей: для осведомленности в данной ситуации, для того, чтобы быть готовым к требованиям текущих задачи и пониманию текста (который читают), инструкцию (которую выполняют), проблему (которую надо решить). Конструирование репрезентеции направляется задачей и природой решения, которое необходимо найти. Репрезентации учитывают всю совокупность элементов ситуации или задачи. Таким образом они по своей природе очень специфичные, детализированные и непрочные. Репрезентация тут же модифицируется, если изменяется вся ситуация или элементы ситуации, на которые раньше не обращали внимания, вдруг стали заметными «[2]. С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно.

Субъект нуждается в процессах, которые формируют репрезентации и трансформируют их. Вместе взятые, репрезентации и процессы обеспечивают теоретический анализ процедуры накопления опыта и действий субъекта. Таким образом, еще одна ключевая проблема когнитивной психологии оперирование репрезентациями, куда включаются механизмы поиска и запоминания, процессы логического вывода и многое другое. «Между этими двумя понятиями нельзя провести отчетливой границы, самым очевидным будет разделение декларативных и процедурных репрезентаций, каждые из которых сопряжены со специфическими процессами. Декларативные репрезентации обычно связывают с осознанными знаниями о мире, тогда как процедурные с действиями и процедурами, остающимися не осознаваемыми индивидом. Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. В более широком смысле репрезентации это теоретические средства, которые помогают исследователю делать выводы относительно таких довольно туманных обыденных понятий, как значение и знания. «[3]

Репрезентационные системы могут моделировать узкую, специфическую область знания или визуального восприятия[4], а могут представлять собой обобщенные семантические схемы[5].

Чем репрезентация события отличается от знания о событии? Знание это тоже конструкция, но существенно не зависящая от выполняемой задачи, которая хранится, если выражаться компьютерном языком, в долговременной памяти. «С точки зрения когнитивного функционирования, различия между знаниями и репрезентациями состоит в том, что знания должны быть активизированы для того, чтобы стать действенными, тогда как репрезентации являются действенными непосредственно. Репрезентации концентрируют содержание оперативной памяти, то есть информации, хранящейся в оперативной памяти и информации активированной из долговременной памяти. «[6] Не вся информация долговременной памяти является доступной: доступна лишь крошечная ее часть та, которая сделалась объектом специального и успешно завершенного процесса поиска в памяти. Ж. Ришар выделяет несколько функций ментальной деятельности: 1) сохранение перманентных когнитивнитивных структур знаний, верований; 2) выработка решений о действии применительно к задаче; 3) конструирование репрезентаций (переходных когнитивных структур), 4) формирование умозаключений, имеющих эпистемологическую направленность (репрезентации) или прагматическую направленность (решение о действии).[7]

Репрезентация процесса часто реализуется в рамках общей репрезентационной системы, однако так же часто она рассматривается как особая разновидность теоретических механизмов, оперирующих репрезентациями. Репрезентации, которые имеют самостоятельные обрабатывающие структуры, используются для непосредственного оперирования информационными структурами, что приводит к созданию новых структур, активизирующих другие процессы, или прямо к действию.[8] Как полагает Дж. Мендлер, «самые новые и наиболее многообещающие в репрезентационных изысканиях это распределительные системы. «[9]

Но будущее когнитивной психологии не за изолированными репрезентационными системами, а скорее за различными ситуациями, задачами, контекстами, требующими разных репрезентаций и воплощающими сложность человеческого мышления. Конструирование репрезентаций направляется задачей. Последняя может относиться к разряду эпистемологических (сконструировать сеть связей для сохранения в памяти, имея ввиду ее воссоздание) или прагматических (модифицировать существующую сеть связей, обоготить ее, переструктурировать). Продуктом такого рода репрезентации является одновременная интерпретация целостной ситуации и задачи, а также преписывание разным элементам смыслов, сопоставимыми одновременно с их истинными семантическими значениями и с целостной интерпретацией ситуации. Объектами, на которые опирается эта деятельность, являются элементы ситуации. Средства, с помощью которых конструируются репрезентация (или можно сказать, интерпретации) суть трех видов: структуры знаний, существующие в памяти, которые служат рамкой для репрезентации (интерпретации), умозаключения, касающиеся существования объектов, приписывания свойств этим объектам, деятельности оценивания, которая позволяет верефицировать, насколько адекватны реалезуемые действия требованиям задачи; они могут побудить к пересмотру репрезентации (интерпретации).[10]

Читайте также:  Грамматика английского языка для средней школы

Репрезентацией может быть и партикуляризацией схемы, и конструированием реляционной сети, которую используют для переработки знаний, касающихся целых классов ситуаций и конструирование отдельной ситуации или процедурной структуры.

В настоящее время из всех концепций когнитивной деятельности наиболее популярна модулярная концепция конитивной деятельности Дж. Фодора.[11]

Понятие репрезентации является актуальным и для этнопсихологии, особенно это касается связи репрезентаций с конкретными жизненными задачами, которые приходится разрешать человекуносителю той или иной культуры. Для нас важно, что, как считают когнитивные психологии, репрезентации являются конструкциями, зависящими от обстоятельств, индивидуального контекста, а, следовательно, и культурного контекста. «Неправильно считать, что ментальные репрезентации есть объективная модель мира. Конечно, они отражают определенные характеристики этого мира, но они не более чем внутренняя, субъективная модель внешнего мира. » А если исходить из того, что «репрезентационные системы это теоретические конструкты, которые создаются, чтобы объяснять мышление и действия живого организма, » то построение репрезентационных систем является и одной из ключевых задач этнопсихологии.

[1] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 11.

[2] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 5.

[3] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 31.

[4] Bobrow D. G., Winograd, T. An overview of Knowledge Representation Language. In: Cognitive Science, 1977, ¹1, рр. 346.

[5] Norman, D. A., Rumelhart, D. E. Explorations in cognition. San Francisco: Freeman, 1975. р.33.

[6] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, с. 6.

[8] Selfridge, O. Pandemonium: A paradigm for learning. In: Mechanisation of thought processes (Vol.1). London: Her MajestyТs Stationery Office, 1959.

[9] George Ìandler. Cognitive Рsychology. Hillsdale; New Jersey London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1985, р. 34.

[10] Жан Франсуа Ришар. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. М., Институт Психологии РАН, 1998, сс. 8 9.

[11] Fodor J. The Modularity of Mind. Cambridge Mass., MIT, 1983.

Источник

О понятии репрезенатции информации в памяти

Аннотация. В статье анализируется понятие репрезентации. Приводится анализ репрезентации понятий и репрезентации семантических отношений, описанных И. Хофманом. В исследованиях, проведенных автором статьи, экспериментальное подтверждение получил тот факт, что трудности процессуального хранения признаков понятий иногда значительно превышают трудности декларативной репрезентации отношений.

Ключевые слова: память; репрезентация информации; понятия; отношения.

Изучение человеческой памяти открывает доступ к таким областям психики, знание которых имеет важное значение для решения многих практических задач. Для педагога очень важно знать, как лучше структурировать учебный материал и в какой последовательности предлагать его учащимся, чтобы обеспечить высокое качество усвоения знаний. Но для решения этой проблемы необходимо установить закономерности организации информации в памяти и ее воспроизведения, изучить каким образом эта организация функционирует и как влияет на результативность мнемических процессов. Большое практическое значение имеет раскрытие и моделирование механизмов памяти, обеспечивающих сохранение огромного объема информации, приобретаемой в течение жизни, а также быстрое и точное воспроизведение необходимой информации при изменяющихся внешних условиях.

Именно в этом контексте мы сталкиваемся с понятием «репрезентация информации», освоение и разработка которого привели к коренным сдвигам в науке. Анализ понятия «репрезентация», описанного с помощью двух фундаментальных характеристик: понятий и отношений, и составляет цель настоящей статьи.

Слово репрезентация означает «представленность», «изображение», «отображение одного в другом или на другое», то есть речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя [7]. В когнитивной психологии представление о ментальных репрезентациях занимает одно из центральных мест (У. Найссер, 1988; Р. Солсо, 2002; Т.Н. Ушакова, 2004; М.А. Холодная, 1997, 2004; D. Gentner, А. Stevens, 1983; А. Paivio, 1989 и др.).

В когнитивной психологии под «репрезентацией» первоначально понималась некоторая фиксированная форма определенным образом упорядоченного знания, либо та или иная форма его хранения. В настоящее время репрезентация, как отмечает М.А. Холодная, рассматривается уже не как форма фиксации знаний, а как инструмент приложения знаний к определенному аспекту действительности. Репрезентация, согласно М.А. Холодной, – это особая форма организации ментального опыта в виде индивидуального умозрения (того, как человек мысленно видит в данный конкретный момент времени конкретное событие или явление) [8].

Исследуя процессы переработки информации, Б.М. Величковский показал наличие особых психических образований ‒ когнитивных структур, которые принимают участие как в приеме, преобразовании, так и в хранении информации [2]. М.А. Холодная и Н.И. Чуприкова отождествляют когнитивные структуры и репрезентации. Так, когнитивные структуры, по мнению М.А. Холодной, являются носителями ментального опыта. Н.И. Чуприкова отмечает, что когнитивные структуры – это «кристаллизованные» матрицы получения всех знаний о мире, являющиеся относительно стабильной основой динамических процессов анализа, синтеза, абстракции и обобщения [12]. А.В. Брушлинский, Е.А. Сергиенко отмечают, что «… когнитивные структуры представляют собой обобщенно-абстрактные репрезентации схемы, включающие возможность не только получения знаний, но и способ их получения …» [1, с. 8]. Ментальная репрезентация дает возможность исследовать взаимодействие людей с миром путем изучения избирательности, предпочтения, направленности субъекта к определенным аспектам взаимодействия [1]. Понятие «антиципирующая схема», введенное У. Найссером, представляет наибольшее соответствие понятию «ментальная репрезентация» [3].

В работах А. Пайвио была выдвинута идея двойного кодирования мира. Согласно А. Пайвио, существуют две системы репрезентации внешнего воздействия: вербальная (через словесное обозначение) и невербальная, образная (через наглядное впечатление). Использование невербальной системы позволяет хранить сенсорные воздействия в целостной аналоговой форме. Вербальная система репрезентирует знание в виде абстрактных единиц, соответствующих элементам языка. Эти два вида памяти независимы друг от друга, хотя и связаны между собой. Образная репрезентация стимула может активировать его вербальную репрезентацию, и, наоборот, вербальная репрезентация может вызвать образное представление [13].

Л.В. Черемошкина отмечает, что «… проблема репрезентации информации в памяти человека распадается на несколько взаимосвязанных и относительно независимых исследовательских проблем:

‒ как организована информация в памяти человека;

‒ каким образом эта организация функционирует;

‒ каким образом организация информации влияет на результативность мнемических процессов; каковы взаимосвязи увиденного и запомненного и характера репрезентации информации в памяти человека и др…» [10, с. 43].

При этом, как правило, термином «репрезентация информации в памяти человека» обозначают одновременно три проблемы:

‒ во-первых, то, как структурированы знания, представления, домыслы и т.д. человека (содержание внутреннего мира личности, картина мира, по А. Н. Леонтьеву);

‒ во-вторых, как происходит процесс представления (репрезентации) вновь поступающей информации, для того чтобы ее запомнить и воспроизвести;

‒ в-третьих, каковы закономерности взаимоотношений имеющейся и вновь поступающей информации [10].

Читайте также:  Акафист иисусу сладчайшему на современном русском языке

В сущности, И. Тульвинг сформулировал проблему репрезентации информации в памяти человека. Он предлагает деление памяти на процедурную, семантическую, эпизодическую. Эпизодическая память хранит информацию о датированных во времени эпизодах или событиях. Семантическая память ‒ это умственный тезаурус, который организует знания человека. Процедурная ‒ низшая форма памяти сохраняет связи между стимулами и реакцией. Ее можно сравнить с тем, что называют ассоциативной памятью.

Наиболее популярна гипотеза о иерархической организации функциональной структуры семантической памяти. Это представление легло в основу работы И. Хофмана, который отмечает, что в памяти человека, репрезентированы не свойства сенсорных стимулов, а отраженные в процессе кодирования характеристики предметного мира, отношения между его компонентами, а также состояния познающего субъекта [9]. Эти репрезентации он называет семантическими. Таким образом, под семантическими репрезентациями И. Хофман понимает прежде всего репрезентации явлений и связей объективного мира в памяти человека.

По мнению И. Хофмана семантическую репрезентацию можно описать с помощью двух фундаментальных характеристик: с помощью понятий, отражающих целые классы объектов, и отношений, отражающих связи между конкретными объектами или понятийными классами [9].

Под влиянием мотивов в ходе познавательной деятельности человека происходит понятийное обобщение предметов и явлений, одинаковая реакция на которые является условием удовлетворения соответствующего мотива [9]. В.Ф. Петренко также отмечает, что репрезентация мира оказывается чрезвычайно зависимой от мотивационно-потребностной сферы и эмоционального состояния субъекта [6]. Так возникают, например, понятия: пища, река, стол, инструмент, дерево и т. п., то есть обобщения, которые оказывают одинаковое регулирующее воздействие на поведение, вызванное определенной потребностью организма. Такое понятийное расчленение окружающего мира является одним из фундаментальных когнитивных достижений человека.

Описывая репрезентацию понятий в памяти человека И. Хофман выделяет следующие виды [9].

Следует иметь в виду, что формирование семантической памяти происходит в ходе накопления индивидуального опыта. Возникновение сенсорных понятий является результатом восприятия множества сходных по внешнему виду объектов; если известен лишь один пример понятия, репрезентация последнего определяется признаками одного этого объекта, если же известен только список подчиненных классов, внутренняя репрезентация определяется этим списком. У различных людей одни и те же понятия могут быть репрезентированы по-разному: в сенсорной или категориальной форме [9].

И. Хофман отмечает, что наши знания о понятиях и их признаках хранятся в памяти не изолированно друг от друга. Когда при восприятии или назывании объекта активируется его репрезентация, то одновременно могут активироваться и другие понятийные единицы, которые каким-то образом связаны с первоначально активированным понятием. «… Понятия связаны в памяти таким образом, что активация одного из них вызывает в сознании и второе. Постоянство таких реакций позволяет предположить, что эти связи соответствуют, отношениям, которые устанавливаются между принадлежащими к понятию объектами в реальной жизни.Семантические отношения ‒ это связи между репрезентациями понятий в памяти, которые возникают в результате когнитивных процессов и специфическим образом отражают объективно существующие взаимосвязи предметного мира …» [9, с. 103].

Характеризуя репрезентацию семантических отношений, И. Хофман выделяет два вида хранения семантических отношений: декларативное и процессуальное. Декларативное хранение информации связано с построением семантических сетей, в которых понятия соединены между собой семантическими отношениями. При процессуальном хранении семантические отношения рассматриваются не как непосредственно хранящиеся в памяти единицы, а как предписания о выполнении определенных операций, реализация которых позволяет проверить наличие того или иного отношения [9].

«… Различие между этими двумя формами репрезентации имеет принципиальное значение. Декларативное хранение отношений является надежным средством непосредственной фиксации в памяти результатов отражения, обеспечивающим быстрое и точное их воспроизведение. Но оно сопряжено с трудностью, состоящей в том, что число отношений, которые индивид должен запомнить в течение жизни так, чтобы не возник хаос в результате пересечения образующихся при этом сетей, безгранично велико. Напротив, процессуальное хранение является гораздо более экономным. Оно предполагает запоминание не каждого отдельного отношения между двумя, тремя и т. д. понятиями, а только признаков определенных классов отношений, существование которых определяется наличием критических связей между признаками …» [9, с. 105].

При этом в некоторых случаях трудности процессуального хранения признаков понятий значительно превышают трудности декларативной репрезентации отношений. Данный факт получил подтверждение в нашем лонгитюдном исследовании, направленном на изучение эффективности и качественной специфики воспроизведения, количественных и качественных показателей забывания учебного текста школьниками [4, 11]. Исследование проводилось с использованием экспериментальной процедуры, стимульный материал которой представляет отрывок «Семейство пасленовые» из учебника по биологии для 6-х классов. Данный учебник предусмотрен программой обучения школьников в общеобразовательных учреждениях [5].

В тексте «Семейство паслёновые», используемого нами в качестве экспериментального материала, были выделены 8 смысловых единиц. Текст воспроизводился школьниками сразу после прослушивания, спустя сутки, неделю, год, три года и пять лет после запоминания. Следует отметить, что на всех этапах эксперимента частота воспроизведения смысловой единицы № 1 о многообразии растений семейства пасленовые значительно превышает частоту воспроизведения смысловой единицы № 2 о строении растений семейства.

Процессуальная репрезентация знания о том, что картофель и томат являются пасленовыми растениями, потребовала бы хранения в памяти полного набора признаков растений семейства пасленовые. В этом случае для школьников более рационально ограничиться запоминанием нескольких примеров пасленовых растений (смысловая единица № 1), исключив тем самым трудности хранения признаков (смысловая единица № 2).

Таким образом, школьники классифицируют помидор и картофель как пасленовые растения, но не могут указать признаки, которыми при этом руководствуются. В тех случаях, когда признаки понятий не даны сознанию человека, они не могут служить основой для понятийной идентификации объектов. Такие идентификации основываются скорее на непосредственном знании о принадлежности к понятию, то есть на фиксации в памяти понятийной информации в форме семантических отношений.

Полученные данные, позволяют по-другому взглянуть на проблемы запоминания, сохранения, воспроизведения учебного материала школьниками. В условиях огромного потока информации ее организация приобретает особое значение. При наилучших способах организации запоминаемый материал укладывается в систему связей, естественным образом направляющую извлечение его из памяти. Нам представляется, что «вплетение» новой информации в систему репрезентаций школьника обусловлено именно пониманием смысла учебного материала. Работа с текстом развивает как операционную, так и регулирующую стороны памяти и интеллекта, а развивающие задачи, в свою очередь, способствуют прочности усвоения знаний.

ЛИТЕРАТУРА

Summary

ABOUT THE NOTION OF REPRESENTATION

INFORMATION IN MEMORY

State University of Humanities and Technology

Abstract. The article analyzes the concept of representation. The analysis of the concepts of representation and representation of semantic relationships described I. Hoffman. In studies conducted by the author, received experimental confirmation of the fact that the procedural difficulties of storage attributes of concepts are sometimes far exceed the difficulties declarative representation relations.

Key words: memory; representation of information; concepts; relationships.

Источник

Интересные факты из жизни