3 самосознание является одной из сторон сознания отличающих человека от животных

Вопрос. Отличие сознания человека от психики животных

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем, интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких от по­вседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и вы­воды.

Отличие сознания человека от психики животных.

Для сознания характерен и ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных.

Первое отличие. Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.

1)Прежде всего, отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий. Иначе говоря, сознание человека изменяется, как уже отмечалось, в историческом плане. О таком изменении, конечно, не приходится говорить применительно к психике животных.

2)Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется в онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд, кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет место изменение отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.

3)Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным, от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У животных вообще не существует познавательного отношения к действительности.

Второе отличие. Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Сознание человека является активным отражением объективной действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, животные лишь более или менее полно могут использовать то, что дает природа. «Сознание человека, — писал В. И. Ленин, — не только отражает объективный мир, но и творит его» ‘.

Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с ними определяет цели своей деятельности. «Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

Третье отличие. Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Как для психики животных, так и для сознания человека характерным является то, что внешние воздействия преломляются через ранее сложившиеся внутренние особенности. И в том и в другом случае имеет место субъективное отражение объективного мира. Но субъективность отражения принципиально разная. Во-первых, о субъективности отражения на уровне психики животных можно говорить условно, понимая под субъективностью лишь то, что отражение действительности каждым животным несколько различно. Человек же выступает как субъект познания, поскольку его познание носит сознательно целенаправленный характер, и он осознает то, что отражает. Во-вторых, различным оказывается опыт, через который преломляются внешние воздействия у животных и у человека. Опыт животных складывается на основе только его жизнедеятельности и носит конкретно-ситуативный характер. Опыт человека включает не только то, что он приобретает в процессе собственной практической деятельности, но и обобщенный опыт, накопленный человечеством. В-третьих, разной оказывается вся анатомо-физиологическая основа, посредством которой совершается преломление внешних воздействий через внутренние особенности животного и человека.

Четвертое отличие. Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания человека от психики животных.

Отражение действительности присуще и животным и человеку. Однако оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру. В биологической борьбе за существование выживают те животные, которые, отражай изменяющиеся внешние условия, успешно к ним приспосабливаются. Проверяемое практикой отражение мира на уровне сознания представляет собой процесс познания мира в его существенных связях и отношениях.

Пятое отличие. Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой, отличающей его от психики животных.

Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в понятиях позволяет людям сознавать не только настоящее, но и знать свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следственные связи.•Зная причинно-следственные связи, человек может предвидеть будущее. Для сознания человека характерно не просто опережающее отражение, как это имеет место у животных, но и прогнозирование будущего.

Шестое отличие. Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Специфической особенностью сознания человека является и то, что оно проявляется в определенном отношении к объективной действительности. Человек не только познает окружающий мир, но, так или иначе, относится к нему.

Отношение человека к действительности свидетельствует о том, что он выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как субъекта познания, активного воздействия на объективную действительность и собственного отношения к ней. Все это выражается в самосознании человека.

Сознание и самосознание.Самосознание — это такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя. Человек осознает себя в процессе своих взаимоотношений с окружающими людьми и в процессе собственной деятельности.

Читайте также:  Как животные приспособились к жизни в степях пустынях и полупустынях

Почему возникла эта способность человека, столь сильно отличающая его от всего животного мира? В психологии, как и в других науках о человеке, существуют два ответа на этот вопрос, во многом зависящие от мировоззрения ученого. Психологи, придерживающиеся религиозных взглядов, считают, что сознание, душа являются боже­ственным даром человеку. Психологи, руководствующие­ся естественнонаучными убеждениями, рассматривают со­знание как результат длительной эволюции психики. Решающую роль в возникновении сознания отводится со­циальному бытию человека, его труду, членораздельной речи, общественно-исторической деятельности человече­ства в целом. Сознание рассматривается как свойство вы­сокоразвитого, сложно организованного мозга.

Источник

3 самосознание является одной из сторон сознания отличающих человека от животных

Напишите словосочетание, пропущенное на схеме

Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.

Ответ: валовой внутренний.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Форма государства, методы государственного властвования, форма правления, тип политического режима, форма государственного устройства.

Форма государства, включает в себя форму правления, форму государственного устройства (унитарное государство, федерация, характер взаимоотношений между государством и его частями, между центральными и местными органами управления и др.) и политический режим, то есть совокупность методов и приёмов осуществления государственной власти.

Ответ: форма государства.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к институтам гражданского общества.

1) профсоюзы; 2) суды; 3) семья; 4) парламент; 5) местное самоуправление; 6) университеты.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Из логического ряда выпадают 2 и 4, органы госвласти

Правильный ответ: 24

Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах. Да, верно, сознание представляет собой состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека. Нет, неверно, существуют бессознательное, то есть совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных. Да, верно, у животных нет способности к самосознанию с точки зрения обществоведческой теории выносимой на ЕГЭ.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания. Да, верно.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием. Нет, неверно, оно также определяется бессознательным.

Установите соответствие между характеристиками и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

А) создание логической модели изучаемого объекта

Б) описание изучаемых явлений

В) проведение научного эксперимента

Г) объяснение существующих взаимосвязей

Д) наблюдение явлений окружающего мира

1) эмпирическое познание

2) теоретическое познание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

В структуре научного знания выделяются два уровня: эмпирический уровень и теоретический уровень. Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или эксперименте.

Теоретический уровень представляет собой как бы разрез исследуемого объекта под определенным углом зрения, заданным мировоззрением исследователя. Он строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности и его главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего множества данных эмпирического уровня.

Эмпирический и теоретический уровни обладают определенной автономией, однако их невозможно оторвать (отделить) один от другого. Теоретический уровень отличается от эмпирического тем, что на нем происходит научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и он характеризуется тем, что в нем оперируют с интеллектуально контролируемым объектом познания, в то время как на эмпирическом уровне — с реальным объектом. Значение его в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с действительностью.

А) создание логической модели изучаемого объекта — теоретическое познание.

Б) описание изучаемых явлений — эмпирическое познание.

В) проведение научного эксперимента — эмпирическое познание.

Г) объяснение существующих взаимосвязей — теоретическое познание.

Д) наблюдение явлений окружающего мира — эмпирическое познание.

Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В стране Z производство промышленных товаров механизировано.

2) B стране Z развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации.

3) В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования.

4) В стране Z активно развивается виртуальная культура.

5) В стране Z преобладают экстенсивные технологии.

6) Доступ к информации является одним из условий успеха в конкурентной борьбе.

Доиндустриальный (традиционный) — состязание человека с природой. Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2/3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

Читайте также:  Какое животное в настоящее время широко используется для проведения исследований наследственности

Индустриальный — состязание человека с преобразованной природой. Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

Постиндустриальный — состязание между людьми. Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества — информационного.

1) В стране Z производство промышленных товаров механизировано — нет, неверно.

2) B стране Z развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации — да, верно.

3) В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования — да, верно.

4) В стране Z активно развивается виртуальная культура — да, верно.

5) В стране Z преобладают экстенсивные технологии — нет, неверно.

6) Доступ к информации является одним из условий успеха в конкурентной борьбе — да, верно.

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов — да, верно.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности — нет, неверно, это хозяйство.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство — нет, неверно, это хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. — да, верно.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство — нет, неверно, это хозяйство.

Установите соответствие между типами рынков и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) контроль за ценой отсутствует

Б) представлено множество фирм

B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей

Г) существуют препятствия для вступления в рынок

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) контроль за ценой отсутствует — конкурентный тип рынка.

Б) представлено множество фирм — конкурентный тип рынка.

B) производится уникальный продукт, не имеющий хороших заменителей — монопольный тип рынка.

Г) существуют препятствия для вступления в рынок — монопольный тип рынка.

Д) количество выпускаемой на рынок продукции контролируется — монопольный тип рынка.

Гражданин А. купил привилегированную акцию одной из промышленных компаний. Какие права он приобретает, становясь владельцем этой акции? Запишите цифры, под которыми указаны эти права.

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обыкновенным акциям

4) на получение части прибыли, зависящей от её величины

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров

6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций

1) на получение фиксированного дивиденда независимо от голосования акционеров — да, верно.

2) на получение суммы долга, удостоверенного ценной бумагой, в указанный срок — нет, неверно, это вексель.

3) на получение части выручки после того, как будут выданы дивиденды по обыкновенным акциям — нет, неверно, им в первую очередь.

4) на получение части прибыли, зависящей от её величины — нет, неверно, у них фиксированные доходы.

5) на управление акционерным обществом через участие в собрании акционеров — нет, неверно, нет такого права.

6) на получение определённой части имущества в случае ликвидации компании до того, как оно будет разделено между владельцами обыкновенных акций — да, верно.

На графике изображено изменение ситуации на рынке домашних тренажёров: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (на графике P — цена товара; Q — количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рост числа дешёвых фитнес-центров

2) повышение цен на комплектующие, необходимые для ремонта, обновления и настройки тренажеров

3) падение доходов потребителей

4) активная рекламная кампания одного из производителей тренажёров

5) пропаганда здорового образа жизни

1) Рост числа дешёвых фитнес-центров. Да, они являются субститутом (заменителем) домашним тренажерам.

2) Повышение цен на комплектующие, необходимые для ремонта, обновления и настройки тренажеров. Да, они являются комплементарными (взаимодополняемыми) товарами.

3) Падение доходов потребителей. Да, тренажеры — «нормальный» товар.

4) Активная рекламная кампания одного из производителей тренажёров. Нет, это приведет к росту спроса.

5) Пропаганда здорового образа жизни. Нет, это приведет к росту спроса.

Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.

2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.

3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.

4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.

5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.

1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому — нет, неверно, это межпоколенная.

2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность — да, верно.

3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности — нет, неверно, вертикальной.

4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает — да, верно.

5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности — нет, неверно, просто мобильности.

На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости.

2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности.

3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости.

4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности.

5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось.

1) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось снижением уровня разводимости — нет, неверно, рост одного и падение другого.

2) В указанный период уровень разводимости в абсолютном выражении изменился меньше, чем уровень бедности и уровень брачности — да, верно.

3) В указанный период повышение уровня брачности сопровождалось повышением уровня разводимости — да, верно.

4) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности — да, верно.

5) В указанный период число супружеских пар с доходами ниже уровня бедности повысилось — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя по этим данным.

Выберите верные суждения о политических режимах и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти.

Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов.

Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.

Гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций.

Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.

Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры.

Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например, в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

1) Любой недемократический режим характеризуется стремлением к монополизации власти и бесконтрольному её осуществлению каким-либо субъектом политики — да, верно.

2) Недемократические режимы от демократического отличает наличие оппозиции — нет, неверно.

3) Тип политического режима определяется состоянием прав и свобод человека, возможностями политического участия граждан — да, верно.

4) К признакам политического режима относят систему методов осуществления политической власти — да, верно.

5) Политические режимы различаются в зависимости от характера использования принудительных ресурсов власти — да, верно.

Источник

Читайте также:  Вставь в слова пропущенные буквы чтобы узнать в честь какого домашнего животного названа конфета
admin
Интересные факты из жизни
ПРИЗНАКИ ТИПЫ РЫНКОВ