3 разбор в русском языке глагол

Морфологический разбор глагола

Основные понятия

Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.

Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.

Порядок морфологического разбора глагола

Морфологические признаки глагола:

План разбора глагола

Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).

— совершенный (что сделать?)

— несовершенный (что делать?)

— переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога)

— непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога)

— изъявительное (что делал? что делает? что сделает?)

— повелительное (что делай?)

— условное (что делал бы? что сделал бы?)

Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.

А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.

Примеры морфологического разбора глагола

В 5 классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в 7 классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.

Пример 1

Любишь кататься — люби и саночки возить.

1. Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?

Начальная форма — любить.

2. Морфологические признаки:

3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.

1. Кататься — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делать?

Начальная форма — кататься.

2. Морфологические признаки:

Непостоянные морфологические признаки: слово представлено в форме инфинитива.

3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.

1. Люби — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делай?

Начальная форма — любить.

2. Морфологические признаки:

3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.

Пример 2

Прослушайте эту аудиозапись еще раз.

1. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос: что сделайте?

Начальная форма — прослушать.

2. Морфологические признаки:

3. В предложении простое глагольное сказуемое.

Узнавать новые поговорки и практиковаться в морфологических разборах еще эффективнее на интерактивных уроках детской школы Skysmart. Мы создали тысячи захватывающих упражнений и игр, чтобы учеба увлекала ребенка не меньше соцсетей.

Запишитесь на бесплатный вводный урок по русскому языку: покажем, как все устроено на платформе и вдохновим на учебу!

Источник

Морфологический разбор глаголов

Морфологический раз­бор гла­го­ла — это выяв­ле­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Укажем план, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла. Приведем образ­цы раз­бо­ра гла­го­лов, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му в предложении.

В рус­ском язы­ке гла­гол обла­да­ет мно­же­ством харак­тер­ных для него грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, по кото­рым его мож­но отли­чить от дру­гих частей речи. Прежде чем разо­брать­ся в этом, опре­де­лим, что такое гла­гол в систе­ме частей речи рус­ско­го языка.

Читайте также:  Как можно лечить трещины на языке

Исходя из это­го опре­де­ле­ния, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го зна­че­ния. Далее опре­де­лим посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки гла­го­ла и его син­так­си­че­скую роль в пред­ло­же­нии. Эти эта­пы раз­бо­ра пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора глагола

I. Часть речи, общее зна­че­ние (дей­ствие)

Начальная фор­ма — неопре­де­лен­ная фор­ма (инфи­ни­тив).

а) посто­ян­ные признаки:

б) непо­сто­ян­ные признаки:

Укажем, как пра­виль­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор гла­го­ла в зави­си­мо­сти от его грам­ма­ти­че­ской фор­мы в предложении.

Образец рассуждений

Выясним, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ет гла­гол в этом предложении:

По про­гно­зам синоп­ти­ков цик­лон будет буше­вать еще несколь­ко суток.

I. Будет буше­вать — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что будет делать?

Начальная фор­ма — буше­вать.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Примеры морфологического разбора глагола

Под луча­ми весен­не­го солн­ца снег сна­ча­ла под­та­ял изнутри.

I. Подтаял — гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лал?

Начальная фор­ма — под­та­ять.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Прослушайте эту ауди­о­за­пись еще раз.

I. Прослушайте — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­лай­те?

Начальная фор­ма — про­слу­шать

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

I. Возвратилась бы — это гла­гол, обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ла бы?

Начальная фор­ма — воз­вра­тить­ся.

б) непо­сто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Видеоурок

Источник

Русский язык. 6 класс. Морфологический разбор глагола + ПРАВИЛА.

Порядок разбора.

Пояснения.

I. Часть речи. Общее значение.

Глагол. Обозначает действие предмета.

II.Морфологические признаки.

1. Неопределённая форма (инфинитив).

Вопросы – что делать? что сделать?

2.Постянные признаки:

Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.

Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.

2 спряжение – в инфинитиве оканчивается

Слова-исключения

1 спряжение:

брить, стелить, зиждиться

2 спряжение:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть

Разноспрягаемые – бежать, хотеть.

Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.

Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.

Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.

Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.

3.Непостоянные признаки:

(в изъявительном наклонении),

г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)

д) род (в единственном числе прошедшего времени)

Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:

а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.

б) условное – действие возможно при определённых условиях.

в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.

Время:

прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),

будущее (будет происходить).

Число: единственное и множественное.

Читайте также:  Английский язык не так ли правило

Лицо:

1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),

3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).

Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).

III.Синтаксическая роль.

Образцы морфологического разбора глагола.

Образец устного разбора.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).

Постоянные морфологические признаки:

несовершенный вид (что делает? действие не завершено);

непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).

Непостоянные признаки:

в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);

в настоящем времени (сейчас готовится);

в 3 лице (он готовится).

Образец письменного разбора.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.

Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.

III. (Что делает?) готовится (сказуемое, две черты).

Источник

Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.

План разбора

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки.

Начальная форма (неопределённая форма).

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

III.Синтаксическая роль.

Порядок разбора.

Пояснения.

I. Часть речи. Общее значение.

Глагол. Обозначает действие предмета.

II.Морфологические признаки.

1. Неопределённая форма (инфинитив).

Вопросы – что делать? что сделать?

2.Постянные признаки:

Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.

Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.

2 спряжение – в инфинитиве оканчивается

Слова-исключения

1 спряжение:

брить, стелить, зиждиться

2 спряжение:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть

Разноспрягаемые – бежать, хотеть.

Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.

Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.

Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.

Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.

3.Непостоянные признаки:

(в изъявительном наклонении),

г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)

д) род (в единственном числе прошедшего времени)

Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:

а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.

б) условное – действие возможно при определённых условиях.

в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.

Время:

прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),

будущее (будет происходить).

Число: единственное и множественно.

Лицо:

1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),

3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).

Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).

III.Синтаксическая роль.

Образцы морфологического разбора глагола.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.

Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.

Читайте также:  Как запомнить наречия в русском языке

III. В предложении – сказуемое.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).

Постоянные морфологические признаки:

несовершенный вид (что делает? действие не завершено);

непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).

в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);

в настоящем времени (сейчас готовится);

в 3 лице (он готовится).

III. В предложении – сказуемое.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.

План разбора

I.Часть речи. Общее значение.

II.Морфологические признаки.

Начальная форма (неопределённая форма).

Постоянные признаки:

Непостоянные признаки:

III.Синтаксическая роль.

Порядок разбора.

Пояснения.

I. Часть речи. Общее значение.

Глагол. Обозначает действие предмета.

II.Морфологические признаки.

1. Неопределённая форма (инфинитив).

Вопросы – что делать? что сделать?

2.Постянные признаки:

Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.

Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.

Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.

1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.

2 спряжение – в инфинитиве оканчивается

Слова-исключения

1 спряжение:

брить, стелить, зиждиться

2 спряжение:

гнать, держать, смотреть и видеть,

дышать, слышать, ненавидеть,

и обидеть, и вертеть,

и зависеть, и терпеть

Разноспрягаемые – бежать, хотеть.

Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.

Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.

Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.

Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.

3.Непостоянные признаки:

(в изъявительном наклонении),

г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)

д) род (в единственном числе прошедшего времени)

Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:

а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.

б) условное – действие возможно при определённых условиях.

в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.

Время:

прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),

будущее (будет происходить).

Число: единственное и множественно.

Лицо:

1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),

3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).

Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).

III.Синтаксическая роль.

Образцы морфологического разбора глагола.

Образец письменного разбора.

Образец устного разбора.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.

Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.

III. В предложении – сказуемое.

Он готовится к экзамену.

I.Глагол, действие предмета.

II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).

Постоянные морфологические признаки:

несовершенный вид (что делает? действие не завершено);

непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).

в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);

в настоящем времени (сейчас готовится);

в 3 лице (он готовится).

III. В предложении – сказуемое.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Мастерица
Adblock
detector