- Морфологический разбор глагола
- Основные понятия
- Порядок морфологического разбора глагола
- Примеры морфологического разбора глагола
- Пример 1
- Пример 2
- Морфологический разбор глаголов
- План морфологического разбора глагола
- Образец рассуждений
- Примеры морфологического разбора глагола
- Видеоурок
- Русский язык. 6 класс. Морфологический разбор глагола + ПРАВИЛА.
- Образцы морфологического разбора глагола.
- Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.
- Образцы морфологического разбора глагола.
- Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.
- Образцы морфологического разбора глагола.
Морфологический разбор глагола
Основные понятия
Сформулируем, что такое глагол и узнаем, из чего состоит его морфологический разбор.
Давайте узнаем, из чего состоит морфологический разбор глагола и как его выполнять.
Порядок морфологического разбора глагола
Морфологические признаки глагола:
План разбора глагола
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
— совершенный (что сделать?)
— несовершенный (что делать?)
— переходный (употребляется с существительным в винительном падеже без предлога)
— непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога)
— изъявительное (что делал? что делает? что сделает?)
— повелительное (что делай?)
— условное (что делал бы? что сделал бы?)
Вот так выглядит схема морфологического разбора глагола. Ее можно сохранить на смартфон или распечатать и пользоваться при выполнении заданий.
А теперь рассмотрим образцы разбора глаголов с разной грамматической формой в предложении.
Примеры морфологического разбора глагола
В 5 классе школьники только начинают касаться темы морфологического разбора. А в 7 классе уже есть все знания, чтобы производить самостоятельно полный морфологический разбор глагола. Потренируемся на примерах.
Пример 1
Любишь кататься — люби и саночки возить.
1. Любишь — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делаешь?
Начальная форма — любить.
2. Морфологические признаки:
3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.
1. Кататься — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делать?
Начальная форма — кататься.
2. Морфологические признаки:
Непостоянные морфологические признаки: слово представлено в форме инфинитива.
3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.
1. Люби — глагол, обозначает действие, отвечает на вопрос: что делай?
Начальная форма — любить.
2. Морфологические признаки:
3. В предложении часть составного глагольного сказуемого.
Пример 2
Прослушайте эту аудиозапись еще раз.
1. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос: что сделайте?
Начальная форма — прослушать.
2. Морфологические признаки:
3. В предложении простое глагольное сказуемое.
Узнавать новые поговорки и практиковаться в морфологических разборах еще эффективнее на интерактивных уроках детской школы Skysmart. Мы создали тысячи захватывающих упражнений и игр, чтобы учеба увлекала ребенка не меньше соцсетей.
Запишитесь на бесплатный вводный урок по русскому языку: покажем, как все устроено на платформе и вдохновим на учебу!
Источник
Морфологический разбор глаголов
Морфологический разбор глагола — это выявление постоянных и непостоянных признаков глагола как самостоятельной части речи в русском языке.
Укажем план, как правильно выполнить морфологический разбор глагола. Приведем образцы разбора глаголов, имеющих разную грамматическую форму в предложении.
В русском языке глагол обладает множеством характерных для него грамматических признаков, по которым его можно отличить от других частей речи. Прежде чем разобраться в этом, определим, что такое глагол в системе частей речи русского языка.
Исходя из этого определения, морфологический разбор глагола начинаем с указания части речи и общего значения. Далее определим постоянные и непостоянные признаки глагола и его синтаксическую роль в предложении. Эти этапы разбора представим в виде плана.
План морфологического разбора глагола
I. Часть речи, общее значение (действие)
Начальная форма — неопределенная форма (инфинитив).
а) постоянные признаки:
б) непостоянные признаки:
Укажем, как правильно выполнить морфологический разбор глагола в зависимости от его грамматической формы в предложении.
Образец рассуждений
Выясним, какие грамматические признаки имеет глагол в этом предложении:
По прогнозам синоптиков циклон будет бушевать еще несколько суток.
I. Будет бушевать — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что будет делать?
Начальная форма — бушевать.
б) непостоянные морфологические признаки:
Примеры морфологического разбора глагола
Под лучами весеннего солнца снег сначала подтаял изнутри.
I. Подтаял — глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделал?
Начальная форма — подтаять.
б) непостоянные морфологические признаки:
Прослушайте эту аудиозапись еще раз.
I. Прослушайте — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделайте?
Начальная форма — прослушать
б) непостоянные морфологические признаки:
I. Возвратилась бы — это глагол, обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала бы?
Начальная форма — возвратиться.
б) непостоянные морфологические признаки:
Видеоурок
Источник
Русский язык. 6 класс. Морфологический разбор глагола + ПРАВИЛА.
Порядок разбора.
Пояснения.
I. Часть речи. Общее значение.
Глагол. Обозначает действие предмета.
II.Морфологические признаки.
1. Неопределённая форма (инфинитив).
Вопросы – что делать? что сделать?
2.Постянные признаки:
Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.
Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.
2 спряжение – в инфинитиве оканчивается
Слова-исключения
1 спряжение:
брить, стелить, зиждиться
2 спряжение:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть
Разноспрягаемые – бежать, хотеть.
Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.
Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.
Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.
Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.
3.Непостоянные признаки:
(в изъявительном наклонении),
г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)
д) род (в единственном числе прошедшего времени)
Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:
а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.
б) условное – действие возможно при определённых условиях.
в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.
Время:
прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),
будущее (будет происходить).
Число: единственное и множественное.
Лицо:
1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),
3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).
Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).
III.Синтаксическая роль.
Образцы морфологического разбора глагола.
Образец устного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).
Постоянные морфологические признаки:
несовершенный вид (что делает? действие не завершено);
непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).
Непостоянные признаки:
в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);
в настоящем времени (сейчас готовится);
в 3 лице (он готовится).
Образец письменного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.
Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.
III. (Что делает?) готовится (сказуемое, две черты).
Источник
Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.
План разбора
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределённая форма).
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III.Синтаксическая роль.
Порядок разбора.
Пояснения.
I. Часть речи. Общее значение.
Глагол. Обозначает действие предмета.
II.Морфологические признаки.
1. Неопределённая форма (инфинитив).
Вопросы – что делать? что сделать?
2.Постянные признаки:
Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.
Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.
2 спряжение – в инфинитиве оканчивается
Слова-исключения
1 спряжение:
брить, стелить, зиждиться
2 спряжение:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть
Разноспрягаемые – бежать, хотеть.
Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.
Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.
Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.
Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.
3.Непостоянные признаки:
(в изъявительном наклонении),
г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)
д) род (в единственном числе прошедшего времени)
Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:
а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.
б) условное – действие возможно при определённых условиях.
в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.
Время:
прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),
будущее (будет происходить).
Число: единственное и множественно.
Лицо:
1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),
3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).
Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).
III.Синтаксическая роль.
Образцы морфологического разбора глагола.
Образец письменного разбора.
Образец устного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.
Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.
III. В предложении – сказуемое.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).
Постоянные морфологические признаки:
несовершенный вид (что делает? действие не завершено);
непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).
в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);
в настоящем времени (сейчас готовится);
в 3 лице (он готовится).
III. В предложении – сказуемое.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Разбор № 3.Морфологический разбор глагола.
План разбора
I.Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки.
Начальная форма (неопределённая форма).
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
III.Синтаксическая роль.
Порядок разбора.
Пояснения.
I. Часть речи. Общее значение.
Глагол. Обозначает действие предмета.
II.Морфологические признаки.
1. Неопределённая форма (инфинитив).
Вопросы – что делать? что сделать?
2.Постянные признаки:
Вид – признак, показывающий завершённость и незавершённость действия.
Несовершенный вид (что делать?) действие не завершено.
Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам.
1 спряжение – в инфинитиве оканчивается не на – ИТЬ.
2 спряжение – в инфинитиве оканчивается
Слова-исключения
1 спряжение:
брить, стелить, зиждиться
2 спряжение:
гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и обидеть, и вертеть,
и зависеть, и терпеть
Разноспрягаемые – бежать, хотеть.
Запомните: особое изменение по лицам и числам у глаголов дать, есть. Они не относятся, но к 1, ни ко 2 спряжению, ни к разноспрягаемым.
Возвратность – обозначает действие, возвращающееся к предмету, направленное на него самого, есть суффиксы -СЯ,-СЬ.
Переходность – обозначает действие, переходящее, направленное на другой предмет.
Имеет при себе слово в В.п. без предлога или в Р.п. при обозначении части целого.
3.Непостоянные признаки:
(в изъявительном наклонении),
г)лицо (в настоящем и будущем времени, в повелительном наклонении)
д) род (в единственном числе прошедшего времени)
Наклонение— признак глагола, показывающий, насколько реальным является действие:
а) изъявительное – действие на самом деле происходило, происходит или будет происходить.
б) условное – действие возможно при определённых условиях.
в) повелительное – обозначает приказ или просьбу совершить действие.
Время:
прошедшее (действие уже произошло), настоящее (происходит на данный момент),
будущее (будет происходить).
Число: единственное и множественно.
Лицо:
1-ое лицо (можно подставить слова Я, МЫ),
3-ье лицо (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ).
Род: мужской (ОН) женский (ОНА), средний (ОНО).
III.Синтаксическая роль.
Образцы морфологического разбора глагола.
Образец письменного разбора.
Образец устного разбора.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Н.Ф.- готовиться.
Несов. в., 2 спр., возвр., непереход; в изъявит. накл., наст.вр., 3 лице.
III. В предложении – сказуемое.
Он готовится к экзамену.
I.Глагол, действие предмета.
II. Что делает? Неопределённая форма – готовиться (что делать?).
Постоянные морфологические признаки:
несовершенный вид (что делает? действие не завершено);
непереходный (нельзя подобрать слово в В.п. без предлога, возвратные глаголы всегда непереходные).
в изъявительном наклонении (обозначает реальное действие, происходящее в настоящем);
в настоящем времени (сейчас готовится);
в 3 лице (он готовится).
III. В предложении – сказуемое.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник