3 какова общая структура программы на языке pascal

3 какова общая структура программы на языке pascal

Ключевые слова: принципы записи, «внешний вид» программы, структура программы в Паскаль.

Принципы записи и «внешний вид» программы

По правилам языка программа на Паскале может записываться вся в одну строчку, может в столбик (в любом месте, где стоит разделитель, может быть и конец строки); буквы, как мы уже говорили, можно использовать большие и маленькие вперемешку. До и после некоторых разделителей (например, пробел, знаки арифметических операций, скобки) разрешается добавлять любое количество пробелов. Таким образом, одна и та же программа может выглядеть совершенно по-разному. Какой способ записи предпочесть? Такой, при котором программа будет наиболее понятна человеку (для компьютера способ записи не важен), удобна для чтения и редактирования. Поэтому в процессе знакомства с конструкциями языка мы выработаем правила их записи, от которых постараемся не отступать.

Допустимы три способа записи программы:

Об именах было сказано, что они представляют из себя любую последовательность букв и цифр, начинающуюся с буквы. Слово «любую» не надо понимать буквально и давать имена объектам программы «бесконтрольно». Не стоит также и впадать в обратную крайность и давать всем объектам почти одинаковые имена типа A1, A2, A21 и т. п.

Имена должны быть не слишком длинными, легко читаться и отражать суть объекта. Например: Summa, KvoOtr, Factorial. В математике многие величины часто по традиции обозначаются некоторыми «стандартными» именами. От этой традиции без особых причин нет оснований отступать и в Паскале. Например, стороны прямоугольного треугольника можно называть A, B, C, угол — Alfa, радиус — R. В программировании тоже есть свои «древние» традиции именования переменных. Например, счетчики, то есть переменные, служащие для пересчета чего-то, обычно называются буквами I, J, K, L, M, N или словами, начинающимися с этих букв.

Структура Паскаль-программы

Паскаль-программа состоит из заголовка и программного блока. Заголовок и блок отделяются друг от друга точкой с запятой, а за блоком, в конце всей программы, ставится точка. Эта точка является для транслятора признаком конца текста программы, дальше он читать ничего не будет. Именно поэтому в файл имеет смысл помещать только одну программу, если поместить несколько — компилироваться будет только первая.

Заголовок начинается со служебного слова Program, далее идет имя программы. Отметим сразу, что имя программы в наших примерах носит чисто информативный характер, оно не обязательно должно совпадать с именем файла, в котором хранится программа. В заголовке может содержаться еще некоторая информация, но мы ее рассматривать не будем, более того, в некоторых программах заголовок будем вообще опускать, так как в наших программах он никакой смысловой нагрузки не несет.

Блок программы состоит из раздела описаний и раздела операторов. Они отделяются друг от друга точкой с запятой.

Все объекты, используемые в программе (имена, вводимые пользователем), должны быть описаны. В разделе описаний описываются метки, константы, типы данных, переменные, процедуры и функции. Нам в первую очередь понадобятся описания переменных и констант, а затем мы научимся описывать и более сложные объекты.

Раздел описаний может быть пустым (как в нашей первой программе), а может занимать почти весь текст программы.

В разделе операторов задаются действия, которые программа должна выполнить — операторы. Операторы отделяются друг от друга точкой с запятой, а весь раздел заключается в операторные скобки Begin-End.

Конспект урока по информатике «Структура программы в Паскаль».

Источник

Структура программы в Pascal

Итак, на предыдущей странице мы определились со следующими понятиями: program, integer, real, const, var, begin, end, write, writeln, read, readln. Давайте напишем простые программы на Паскале с их использованием. Но сначала выясним, из каких частей состоит программа на Паскале.

Любая программа на языке программирования Pascal имеет три составляющие: 1) заголовок; 2) раздел описаний; 3) тело программы.

✎ 2) Раздел описаний – Поскольку сначала мы будем рассматривать простейшие задачи, то у нас во втором разделе будет находиться или описание констант, или переменных (см. пп. 4 и 5 статьи Введение в Pascal).

Читайте также:  Как в netbeans включить русский язык

✎ 3) Тело программы – блок операторов, в котором записываются команды для выполнения. Начинается этот блок словом begin («начало»), а заканчивается словом end. («конец») с точкой в конце(пп. 6, 7 той же статьи).

Таким образом, в общем случае программа на Паскале выглядит следующим образом:

При решении простейших задач ограничимся сначала целыми числами. Перед тем как начать программировать, укажем простейшие 4 действия над числами в Паскале: «+» − сложение, «-» − вычитание, «*» − умножение, «/» − деление. Как видим, в программировании и математике элементарные действия над числами обозначаются одинаково. Решим следующую задачу:

Задача. Пусть даны целые числа A и B. Найти их сумму.

Назовем программу нахождения суммы как Summa. Тогда часть кода, отвечающая за название программы, будет иметь вид:

Итак, пусть дано значение чисел A и B, равное, например, 23 и 76 соответственно. Поскольку мы знаем значения наперед, то A и B будут типа const, а S опишем как var. Учитывая, что описание констант идет перед описанием переменных, раздел описаний в этом случае будет следующим:

Таким образом, тело программы будет состоять из вычисления суммы S и вывода её на экран. В паскале, чтобы вычислить сумму А и В, нельзя просто записать S = A + B; такая запись возможна, если надо проверить, не равно ли число S сумме A + B. А чтобы в переменную S записать значение суммы А + В, надо значение этой суммы «присвоить» переменной S, т.е. сумму А + В записать в то место памяти компьютера, которое выделено для переменной S. Это как бы «впихивание» значения одного числа в значение другого. Записывается присваивание так:

Для вывода результата используется оператор вывода write с комментарием на экране:

write(‘Сумма чисел 23 и 76 равна: S = ‘, S);

Объединяя наши 1)заголовок программы, 2)раздел описаний и 3)тело программы, получим небольшой код, который можно скопировать в PascalABC.Net или в другую версию Pascal:

После выполнения этой программы на экране мы увидим:

Сумма чисел 23 и 76 равна: S = 99

Все хорошо и программа работает. Но здесь мы написали кое-что лишнее. Посмотрите внимательно на оператор вывода write в конце – там выводится сумма S. Изменится ли что-нибудь, если вместо S написать само значение суммы, то есть А + В? Правильно, ничего. Только тогда надо убрать переменную S из нашего кода, а вместо неё при выводе на экран использовать сумму А + В. Вот упрощенный код:

В этом случае результат на экране будет такой:

Сумма чисел 23 и 76 равна 99

Это и есть наша простейшая первая программа. Другие задачи такого типа можете посмотреть на странице Прямоугольник, круг и параллелепипед. Вычисление площадей, периметров и объемов. Там, правда, используются переменные действительного типа real, но суть та же: решать задачу без оператора присваивания. Вообще этот оператор используется там, где надо вычислить промежуточную переменную, которая задействуется при вычислении основного результата. Поэтому там, где при вычислении результата (ответа к задаче) можно обойтись без присваивания, записывать выражение надо прямо в оператор вывода write. Только, если выражение слишком большое и не помещается в оператор вывода, надо вычислять его отдельно, вводя дополнительные переменные (var). Но в простейших случаях, как правило, можно обойтись и без оператора присваивания.

На следующей странице поговорим о процентах. А пока, если вы любитель World of Warcraft, тогда в этом вам поможет мморпг wow тайм-карта 60 дней.

Источник

Pascal: Занятие №1. Часть 1: Структура программы на языке Паскаль, компиляторы

Структура программы на языке Паскаль

Паскаль — язык структурного программирования. Это означает, что для написания программы, необходимо предварительно составить алгоритм ее решения для компьютера. Синтаксисом предусмотрена определенная структура программы на языке Паскаль:

раздел меток ( label ) раздел констант ( const ) раздел типов ( type ) раздел переменных ( var )

(раздел может быть пропущен, если в программе не предусмотрено использование процедур или функций)

begin операторы; end.

Заголовок со служебным словом program в программе можно опускать.

Структура программы на языке Паскаль

Переменная – это величина, имеющая имя, тип и значение. Значение переменной может быть изменено во время работы программы.

В разделе описаний наиболее важная часть начинается после служебного слова var (сокращ. от англ. variable — переменная), именно здесь указываются типы переменных в Паскале, которые будут описаны дальше.

Раздел меток, типов и описание констант происходит, естественно, только при их наличии в программе.

Раздел операторов — основная часть программы, которая всегда начинается со служебного слова begin в Паскале (begin — в переводе с англ. начало). Соответственно заканчивается этот раздел служебным словом end (с англ. конец).

Рассмотрим примеры из раздела описаний:
Раздел меток ( label ):

Читайте также:  Как переводится с английского языка meet

Раздел констант ( const ):

const a1 = 55; a2 = 3.14; …

Раздел типов ( type ):

type t1 = вид_типа; t2 = вид_типа;

Раздел переменных ( var ):

var v11, v12,…: type1; v21, v22,…: type2; …

Таким образом, порядок составления программ на Pascal должен соответствовать указанной структуре программы.

Рекомендуемые компиляторы Паскаля

Известно, что программы не могут быть сразу обработаны процессором. Сначала они переводятся на машинный язык при помощи специальных программ-трансляторов. Для языка Pascal (и ряда других) такая программа называется компилятором (другой вид трансляторов — интерпретаторы), которых существует достаточно много. Но все они действуют примерно по одному принципу: необходимо сначала написать целую программу от начала до конца, затем, если имеются ошибки — исправить их, и только потом запустить работу компилятора, и программа выдаст результат.

Первые компиляторы были разработаны в 1992 г. фирмой Borland International: выпущены два пакета программирования — Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Наиболее популярным транслятором до недавнего времени, используемым во всех школах и вузах, являлся компилятор Turbo Pascal или по-русски Турбо Паскаль, который имел англоязычный интерфейс и стандартное окно которого выглядело примерно так:

На современных компьютерах некоторые модули Turbo Pascal 7.0 (например, модуль CRT) работают некорректно. Служебное слово uses подключает к программе тот или иной модуль. Uses crt в Паскале — модуль, позволяющий выводить цветные символы на цветном экране при использовании текстового режима.

Сегодня всё большую популярность набирает русскоязычный компилятор PascalABC и его новая версия PascalABC net, скачать которую можно на официальном сайте. Среда разработки Паскаль abc или, как часто ее называют, Паскаль абс (и даже так: авс и абц), выгодно отличается замечательным справочным материалом, синтаксической подсветкой и, как уже было сказано, русским языком. Кроме того, это целая платформа (framework), позволяющая работать в визуальном редакторе с элементами управления.

Модуль crt в pascal abc не подключается, и в целом работа с модулями значительно упрощена по сравнению с Turbo pascal.

Таким образом, среда программирования Pascal abc выгодно отличается от всех своих предшественников.

Источник

Структура программы на языке Паскаль

Программа состоит из заголовка и блока.

Заголовок программы

В заголовке указывается имя программы и список параметров. Общий вид:

здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.

Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:

Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.

Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием.

Раздел меток (label)

Любой выполняемый оператор может быть снабжен меткой – целой положительной константой, содержащей не более 4-х цифр. Все метки, встречающиеся в программе, должны быть описаны в разделе label.

здесь l1, l2, l3 – метки.

Пример. label 5, 10, 100;

Метка отделяется от оператора двоеточием.

Пример. Пусть выражение a := b имеет метку 20. Тогда этот оператор выглядит так:

Раздел констант (const)

Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись (например, число пи с 8-ю знаками), либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.

здесь a1 – имя константы, c1 – значение константы.

Пример. const pi = 3.14; c = 2.7531;

Раздел типов (type)

Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type:

где t1 и t2 – идентификаторы вводимых типов.

Затем тип используется при объявлении переменных.

Пример использования нестандартных типов:

Раздел описания типов имеет большое значение в программе на языке Pascal. Если в программе не использовать типы, то можно столкнуться с несовместимостью типов переменных, даже если они описаны одинаково.

Раздел переменных (var)

Пусть в программе встречаются переменные v11, v12,…; все они должны быть описаны следующим образом:

Пример. var k, i, j: integer; a, b: real;

Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу. Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.

Таким образом, в разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Тип переменной можно задать двумя способами: указать имя типа (например, real, color и т.д.), либо описать сам тип, например: array[1..16] of char

Читайте также:  Как добрый вечер на украинском языке

Раздел процедур и функций

Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.

Раздел действий (операторов)

Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.

Источник

Структура программы в языке Pascal

Любая программа на языке Паскаль обладает тремя разделами:

Пример:

Program название; // Название программы
// Это раздел описаний переменных функций, модулей и т.п
begin
// Тело функции — сюда записывают основные операторы
end.

Заголовок

Самая первая строчка любой программы является заголовок. Он начинается со слова Program, после которого можно написать любо произвольное имя программы. К примеру: Program My first program. Есть несколько условий для заголовка программы:

Раздел описаний

Это область между заголовком и словом begin. Здесь программист объявляет переменные, структуры, массивы, функции, модули, константы и другие конструкции языка.

Пример:

Program название;
var // Объявление переменных
s, p, f: integer;
t, r: string;
y, c: char;

const // Объявление констант
O:=5;
I:=6;

procedure add() // Объявление процедуры
begin
p:=O+I;
end;

function multy() // Объявление функции
begin
s:=p*I;
end;

begin
// Тело функции — сюда записывают основные операторы

В разделе описаний также можно подключать различные файлы, библиотеки, классы, модули и т.п. Для этого предусмотрено ключевое слово uses, после которого идет имя подключаемого модуля.

Пример:

Program Hello;
uses crt // подключаем модуль командной строки для использования дополнительных функций

begin
// Основная программа
end.

Тело программы

Сюда записываются основные операторы. Здесь выполняется сама программа. Компилятор, прежде чем выполнить операторы из тела функции сначала распределяет память. Делает он это следующим образом: в разделе объявлений он находит переменные, константы и другое, и отводит для них память.

Если переменным присваиваются значения, то компилятор сохраняет значения в память. То же самое происходит с процедурами или функциями. Компилятор резервирует для них память. Тело функции выполняется только после того, как память распределена в разделе описания.

Пример:

Program название;
var // Объявление переменных разных типов
i, j, z: integer;
a, b: string;
d, e: char;

const // Объявление констант
U:=5;
T:=6;

procedure sum() // Объявление процедуры
begin
j:=U+T;
end;

function multyply() // Объявление функции
begin
z:=j*I;
end;

begin
// Тело функции — сюда записывают основные операторы
i:=80;
sum(); // Вызываем процедуру, которая присваивает значение
переменной
multiply(); // вызов функции, которая возвращает z
writeLn(z);
end.

Для блоков кода используются операторы begin end, только в конце ставится точка с запятой. В основном блоке программы после end ставится точка. Блок кода — подпрограмма, поэтому он выделяется отдельным begin end. Блоки используют циклы, функции, процедуры, операторы условия, объекты (object Pascal) и другие конструкции.

Раздел описания меток

Метки указываются в разделе описания. Они служат как обозначение мест, в какой участок программы будет переходить компилятор при попадании на оператор goto. Метки объявляются оператором label.

Пример:

Program Metki;
label
place1; // метки для оператора goto
place2;
place3;

begin
place1; // Переход программы сюда по имени метки
write(«a»);
write(«b»);
write(«c»);
goto place1; // Указали на какую метку переходить
end.

В примере выше мы создали бесконечный цикл. Программа будут выводить «abc…» до тех пор, пока компьютер не зависнет.

Ограничения тела программы

В теле программы нельзя объявлять переменные, функции, процедуры, константы или другие типы. За это отвечает исключительно раздел описаний. Объявленным переменным можно присваивать значения в теле программы, но не объявлять. Если это сделать, то компилятор выдаст ошибку.

Также в теле программы нельзя использовать uses. Функции и процедуры здесь не объявляются, а только вызываются на выполнение. Это же относится и к меткам. Они должны объявляться в разделе описания.

Модули

Когда мы подключаем посредство оператора uses какой либо модуль, то можно заметить, что его описание отсутствует в программе. Модули — это отдельные файлы, которые обладают своей структурой описания. Модули — это набор переменных, констант, процедур и функций, которые можно использовать в основной программе. Если использовать среду разработки ABCPascal, то мудулями там являются: crt, graphABC и другие.

Модули не записывают в структуру программы, а подключают посредством оператора uses. Обычно модули хранятся в директории проекта. Если они хранятся в другой директории, то после uses нужно написать путь к модулю и его имя.

Источник

admin
Интересные факты из жизни