3 аспекта изучения звукового строя языка

Фонетика, её значение.Три аспекта изучения языкового строя языка

Фонетика-наука о звуковом материале языка, об использовании его в значащих единицах языка и речи, об исторических изменениях в звуковом материале языка и в приемах использования этого материала.

Значение фонетики. 1)звуки – это способ существования языка.2)без прочного фонетического фундамента немыслима история языка, этимологические и грамматические исследования.3)важна роль фонетики и в определении родства языков. практическое значение:на ней основывается правильная методика обучения письму и чтению, постановка произношения при изучении неродного языка. Данные фонетики необходимы при создании системы письма для бесписьменных языков, при лечении дефектов речи.

Три аспекта изучения языкового строя:

1. Акустический (физический) аспект.Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух.

2. Артикуляционный (физиологический).Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата).

3. Функциональный (лингвистический). Звук –один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции.

последний, социальный, исследующий роль звуковых единиц (например, звуки, слоги) и звуковых явлений (ударение, интонацию и др.), выделился в течение последнего столетия в особую область – фонологию. Некоторые учёные считают фонологию особой наукой, оставляя за фонетикой изучение акустического и биологического аспектов. Между тем в действительности все стороны в исследовании звуковых единиц и явлений языка теснейшим образом связаны, т. е. фонетика – это единая наука, предметом которой являются звуки человеческой речи.

Акустический аспект изучения языков

Каждый звук есть физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (черезвоздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический.

Колебания, воспринимаемые слухом, могут быть равномерными, периодическими, и тогда соответствующий звук называют музыкальным тоном или просто тоном (звук струны скрипки). Если колебание является неравномерным, непериодическим, мы имеем дело с шумом (звук удара молотком). В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных (резонаторных) колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k]) — это шумы, а среди других согласных сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окраски. Именно тембр отличает [i] от [а] и от [о] и т. д.

Специфический тембр каждого звука создается резонансными характеристиками, дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (результат колебания голосовых связок), а также на шумы. При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки, причем благодаря разнообразным движениям органов речи (языка, губ, нёбной занавески и т. д.) форма и объем резонатора, а отчасти и степень упругости его стенок меняются, что и ведет к появлению то одних, то других (разных по высоте и интенсивности) резонаторных тонов. Этим, собственно, и создается качественное разнообразие звуков нашей речи.

Устройство речевого аппарата и функции его отдельный частей.

К органам речи относят: губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.

По роли в произнесениизвуков органы речи разделяются наактивные и пассивные. Активные органыречи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования.К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органыне производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль.К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Функции:

Легкие и бронхисоздание возд-ой струи;трахеявыводит струю в гортань, в которой находятся голосовые связки.В зависимости от того, какой звук мы произносим, голосовые связки находятся в напряженном или расслабленном состоянии.Далеевоздушная струя проходит выше,и, в зависимости от того в каком положении находится язычок, выдыхаемый воздух может выходить через ротовую полость, если мягкое небо c маленьким язычком поднято, или через носовую полость, если мягкое небо опущено.В ротовой полости воздух может выходить свободно, если произносятся гласные, или с преодолением каких-либо преград, при произнесении согласных. Язык создает эту преграду.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1538 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Три аспекта изучения звукового строя языка.

Наш язык – звуковой язык. Звук – «природная материя» языка, материальная оболочка морфем, слов и предложений.
Многие слышат речь и понимают сказанное, но не обращают внимания на так называемые детали. Между тем звуки речи – явление сложное в связи с тем, что каждый звук речи оказывается одновременно фактом физическим (акустическим), изучением физических свойств звука занимается физика; физиологическим,т. е. связан с работой определенных органов человека и занимаются этим медики, физиологи, а такжесоциальным (языковым, собственно лингвистическим), т. е. эта сторона интересует прежде всего лингвистов. Аспекты:

Акустический(физический) аспект.Звук – колебательное движение органов речи, передаваемое через воздух

Артикуляционный(физиологический) аспект.Звук – продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата)

Функциональный (лингвистический)аспект.Звук – один из возможных в процессе функционирования вариантов реализации фонемы, выполняющей строительную и смыслоразличительную функции.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ изучения языков.

В акустической фонетике изучаются аэродинамическая и акустическая фазы речи:

· аэродинамическая фаза – сжатие и выталкивание воздуха, возникновение воздушных импульсов, завихрений вследствие движений артикулирующих органов;

· акустическая фаза – колебания воздушного давления (звуковые волны), которые являются следствием аэродинамических процессов и распространяются от говорящего к слушающему.

В акустическом аспекте рассматриваются следующие явления:

· звук, звук вообще, звучание

· типы звуков: тоны, обертоны, шумы

· признаки звуков: сила, высота, длительность, тембр

Основной объект изучения в акустической фонетике – акустический речевой сигнал, который является единственной наблюдаемой формой речевого произведения. Акустический сигнал представляет собой результат работы механизма речепроизводства, поэтому одна из важнейших задач акустической фонетики – изучение связи между артикуляцией и ее аэродинамическими следствиями. Кроме того, изучение акустического речевого сигнала позволяет узнать и о перцептивных свойствах звуков, так как именно он поступает на вход механизма речевосприятия. Сегодняшняя речевая акустика тесно связана и с чисто прикладными задачами – например, такими, как синтез и анализ речи при помощи компьютера.

Читайте также:  4 лексические нормы литературного языка своеобразие лексической нормы

Звук вообще

Типы звуков:

Признаки звуков:

Резонанс и резонаторы

Устройство речевого аппарата и функции отдельных частей.

Специальных органов производства звуков речи у человека не существует, для этого в ходе эволюции были приспособлены органы дыхания, создающие воздушную струю. Речевой аппарат – это органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия речи. В широком смысле речевой аппарат включает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, способствующие восприятию звуков и коррекции звукообразования, и органы речи, участвующие в образовании звуков.
К органам речи относят дыхательные органы /легкие, бронхи, трахея/, гортань, надгортанные полости. Звуки образуются в основном на выдохе, когда воздушная струя выталкивается из легких и, проходя через бронхи и речевой аппарат, вызывает колебания органов, рождающие звуки речи.
В гортани расположены хрящи, к которым крепятся эластичные мускулы, называемые голосовыми связками. При образовании тона голосовые связки, сближенные и напряженные, под давлением воздушной струи начинают равномерно, периодически колебаться. Затем при помощи других органов звуки приобретают дополнительные признаки и окончательно формируются.
Многие из органов, завершающих оформление звуков, находятся в ротовой полости: это губы /labia/, зубы /dentes/, альвеолы /бугорки у корней верхних зубов/, твердое небо /palatum/, мягкое небо /velum/, которое заканчивается язычком /uvŭla/. В производстве почти всех звуков участвует язык /lingua/, точнее его части: кончик /apex/, спинка /dorsum/, корень /radix/.
Органы речи по их работе при произнесении звука делятся на активные, т. е. подвижные, (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева и нижняя челюсть) и пассивные, т. е. неподвижные (зубы, альвеолы, твердое небо, верхняя челюсть).
Cовокупность работ органов речи при произнесении звука называетсяартикуляцией(лат. articulatio от articŭlo – расчленяю, произношу членораздельно). Артикуляция – сложный процесс, в котором выделяют три фазы:приступ (экскурсия) – выход органов речи в положение, необходимое для произнесения звука, выдержка– сохранение этого положения и отступ (рекурсия) – возвращение органов речи в спокойное состояние или в положение для произнесения следующего звука или в положении для произнесения следующего звука.
У каждого языка своя артикуляционная база, т. е. совокупность привычных движений и состояний органов речи, необходимых для произнесения звуков данного языка. Артикуляционная база складывается в результате исторической эволюции речевого аппарата и меняется медленно.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1537 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

4. Три аспекта изучения звуковой стороны языка. Фонология и фонетика

Для того чтобы состоялась языковая коммуникация, необходимо производство звучания. Звучание – это акустическое действие, совершающее колебания разной длительности, размаха и частоты. Изучение структуры и динамики звуковых волн принадлежит акустическому (физическому) аспекту науки о звуковом строе языка.

Причиной акустических волн выступают артикуляционные (физиологические) движения органов речи. Изучение системы органов речи и особенностей артикуляционных движений принадлежит артикуляционному аспекту науки о звуковом строе языка.

Но речевой процесс, который включает в себя артикуляционные движения и акустические волны, возможен лишь в силу того, что звучание каким-то образом понимается. Но понимание и акустико-артикуляционные действия имеют разную природу, по-разному структурируются и требуют особого изучения.

Акустические волны и артикуляционные движения характеризуются непрерывностью (недискретностью). В них отсутствуют границы, которые бы отделяли одно звучание от другого. А понимание требует дискретности, прерывности, поскольку для того чтобы что-то понять, это что-то надо запомнить. Запомнить можно лишь конечное число отдельных единиц, а для этого нужно превратить акустико-артикуляционную непрерывность в фонологическую дискретность. Этой цели служит кодирование акустико-артикуляционной непрерывности в фонологических дискретных единицах. Иначе говоря, в сознании человека должны существовать определенные звуковые представления, количество которых должно быть конкретным и конечным.

Итак, третий, фонологический аспект науки о звуковом строе языка занимается изучением создания и функционирования звуковых образов, с помощью которых кодируется непрерывно звучащая речь. Наука о звуковом строе языка, таким образом, должна заниматься вопросом соотнесения непрерывности звучания с дискретностью его кодирования в звуковых образах.

Эта двойственная проблема привела к тому, что ученые-лингвисты стали говорить о двух науках, или двух аспектах науки о звуковом строе языка. Так, например, Н.С.Трубецкой, создатель фонологии Пражской лингвистической школы, считал, что должны существовать две лингвистические науки о звуковом строе языка – фонетика и фонология. При этом он следовал теории Ф. де Соссюра, который высказал мнение, что должны существовать две лингвистические науки – лингвистика языка и лингвистика речи. Науку, изучающую звуки речи, Н.С. Трубецкой предложил называть фонетикой, а науку, изучающую звуки языка, или фонемы, он предложил назвать фонологией. Звуки речи и фонемы, по его мнению, – это разные единицы, которые должны изучаться отдельно друг от друга.

Теория Н.С.Трубецкого опиралась на философию позитивизма, которая, в свою очередь, выросла из дуалистической философии. В соответствии с дуалистической философией, при описании любого объекта строятся две модели этого объекта, одна из которых соответствует отображению этого объекта в органах чувств, а другая – отображению объекта в мыслительных конструкциях, чаще всего соответствующих функциональной роли объекта. К обеим этим моделям философ-дуалист относится как к двум разным сущностям.

Во многих учебных пособиях, построенных в соответствии с теорией Н.С.Трубецкого, фонемы и звуки речи описываются раздельно, как две разные сущности, как две разные единицы.

Вторая точка зрения на соотношение фонетики и фонологии принадлежит нашему отечественному ученому Льву Владимировичу Щербе, который считал, что фонема и звук речи – это онтологически одна и та же единица, которую фонология рассматривает с функциональной точки зрения. Поэтому, с позиции Л.В.Щербы, существует одна наука о звуковом строе языка – фонетика, внутри которой выделяется фонологический раздел, изучающий звуки речи с функциональной стороны. Фонема с этой точки зрения представляет собой функционально переструктурированные классы звуков речи. Таким образом, как в теории Н.С.Трубецкого, так и в теории Л.В.Щербы, звуки речи являются фонетическими единицами, а фонемы – фонологическими.

Недостатком этой теории выступает ее исходное положение, которое гласит, что звуки речи являются акустико-артикуляционными единицами. Но, как было изложено выше, с точки зрения акустико-артикуляционной, звуковой поток на звуки речи не делится.

Третья точка зрения, предлагаемая в данном пособии, исходит из того, что существует только одна лингвистическая наука о звуковом строе языка – фонология, а фонетика является ее акустико-артикуляционным аспектом. Такой подход требует признать не только фонемы, но и звуки языка, и звуки речи фонологическими единицами разной степени обобщенности.

Любая звуковая дискретность в речевом потоке и в системе языка по самой своей природе является фонологичной. Фонология как наука о звуковом строе языка изучает две проблемы.

Дискретное расчленение непрерывного звукового потока в результате его кодирования с помощью дискретных звуковых образов.

Читайте также:  Как перевести композер на русский язык

Разные степени обобщенности полученных звуковых единиц. При данном подходе выделяются следующие единицы различных степеней обобщенности: звук речи – звук языка – фонема – морфонема (см. последующее изложение – Степени обобщенности звуковых единиц).

Внутри фонологии выделяется фонетика, которая изучает отношение фонологических единиц разной степени обобщенности к акустико-артикуляционным свойствам речи, в результате чего происходит фонологизация (дискретизация) как самого речевого потока, так и акустико-артикуляционных свойств фонологических единиц.

Под фонологизацией понимается восприятие непрерывного речевого потока в виде последовательности дискретных единиц. При этом каждая дискретная единица, в свою очередь, воспринимается как некое однородное целое. Например, Л.В.Щерба разделял на магнитной ленте звук [а] на пять частей, а затем прослушивал каждую из этих частей. Первый сегмент звучал как звук [ъ], похожий на очень краткое [ы], второй сегмент напоминал краткий звук [э], третий сегмент [ά], четвертый сегмент опять напоминал звук [э], а пятый – звук [ъ]. Таким образом, в общем звучании только центральная часть напоминает звук [а]. Но если снова прослушать целый отрезок, мы услышим единый звук [а]. При разрезании мягкого согласного на 2 части: первая часть воспринималась как твёрдый согласный звук, а вторая часть – как и-образный, или i-образный звук. Однако целый фрагмент звучал как мягкий согласный. Звук [к] при разрезании распадался на звуки [т] и [х]. Однако в целом звук [к] в потоке речи (неизолированно) получает свои первоначальные качества. Изолированно в речевом потоке он не выделяется вообще. Примеры несовпадения слитного звучания и звучания искусственно разделённого (с помощью электронной аппаратуры) крайне многочисленны, и они говорят о том, что в сознании человека происходит достаточно сложная работа по формированию цельных звуковых образов и их дифференциальных признаков. Психофизиологический механизм этого процесса еще не вполне ясен, но, несомненно, что процесс фонологизации постоянно сопровождает осмысление речевого звукового потока.

Источник

Три аспекта изучения звуковой стороны языка.

Фонология и фонетика

Для того чтобы состоялась языковая коммуникация, необходимо производство звучания. Звучание – это акустическое действие, совершающее колебания разной длительности, размаха и частоты. Изучение структуры и динамики звуковых волн принадлежит акустическому (физическому) аспекту науки о звуковом строе языка.

Причиной акустических волн выступают артикуляционные (физиологические) движения органов речи. Изучение системы органов речи и особенностей артикуляционных движений принадлежит артикуляционному аспекту науки о звуковом строе языка.

Но речевой процесс, который включает в себя артикуляционные движения и акустические волны, возможен лишь в силу того, что звучание каким-то образом понимается. Но понимание и акустико-артикуляционные действия имеют разную природу, по-разному структурируются и требуют особого изучения.

Акустические волны и артикуляционные движения характеризуются непрерывностью (недискретностью). В них отсутствуют границы, которые бы отделяли одно звучание от другого. А понимание требует дискретности, прерывности, поскольку для того чтобы что-то понять, это что-то надо запомнить. Запомнить можно лишь конечное число отдельных единиц, а для этого нужно превратить акустико-артикуляционную непрерывность в фонологическую дискретность. Этой цели служит кодирование акустико-артикуляционной непрерывности в фонологических дискретных единицах. Иначе говоря, в сознании человека должны существовать определенные звуковые представления, количество которых должно быть конкретным и конечным.

Итак, третий, фонологический аспект науки о звуковом строе языка занимается изучением создания и функционирования звуковых образов, с помощью которых кодируется непрерывно звучащая речь. Наука о звуковом строе языка, таким образом, должна заниматься вопросом соотнесения непрерывности звучания с дискретностью его кодирования в звуковых образах.

Эта двойственная проблема привела к тому, что ученые-лингвисты стали говорить о двух науках, или двух аспектах науки о звуковом строе языка. Так, например, Н.С.Трубецкой, создатель фонологии Пражской лингвистической школы, считал, что должны существовать две лингвистические науки о звуковом строе языка – фонетика и фонология. При этом он следовал теории Ф. де Соссюра, который высказал мнение, что должны существовать две лингвистические науки – лингвистика языка и лингвистика речи. Науку, изучающую звуки речи, Н.С. Трубецкой предложил называть фонетикой, а науку, изучающую звуки языка, или фонемы, он предложил назвать фонологией. Звуки речи и фонемы, по его мнению, – это разные единицы, которые должны изучаться отдельно друг от друга.

Теория Н.С.Трубецкого опиралась на философию позитивизма, которая, в свою очередь, выросла из дуалистической философии. В соответствии с дуалистической философией, при описании любого объекта строятся две модели этого объекта, одна из которых соответствует отображению этого объекта в органах чувств, а другая – отображению объекта в мыслительных конструкциях, чаще всего соответствующих функциональной роли объекта. К обеим этим моделям философ-дуалист относится как к двум разным сущностям.

Во многих учебных пособиях, построенных в соответствии с теорией Н.С.Трубецкого, фонемы и звуки речи описываются раздельно, как две разные сущности, как две разные единицы.

Вторая точка зрения на соотношение фонетики и фонологии принадлежит нашему отечественному ученому Льву Владимировичу Щербе, который считал, что фонема и звук речи – это онтологически одна и та же единица, которую фонология рассматривает с функциональной точки зрения. Поэтому, с позиции Л.В.Щербы, существует одна наука о звуковом строе языка – фонетика, внутри которой выделяется фонологический раздел, изучающий звуки речи с функциональной стороны. Фонема с этой точки зрения представляет собой функционально переструктурированные классы звуков речи. Таким образом, как в теории Н.С.Трубецкого, так и в теории Л.В.Щербы, звуки речи являются фонетическими единицами, а фонемы – фонологическими.

Недостатком этой теории выступает ее исходное положение, которое гласит, что звуки речи являются акустико-артикуляционными единицами. Но, как было изложено выше, с точки зрения акустико-артикуляционной, звуковой поток на звуки речи не делится.

Третья точка зрения, предлагаемая в данном пособии, исходит из того, что существует только одна лингвистическая наука о звуковом строе языка – фонология, а фонетика является ее акустико-артикуляционным аспектом. Такой подход требует признать не только фонемы, но и звуки языка, и звуки речи фонологическими единицами разной степени обобщенности.

Любая звуковая дискретность в речевом потоке и в системе языка по самой своей природе является фонологичной. Фонология как наука о звуковом строе языка изучает две проблемы.

1. Дискретное расчленение непрерывного звукового потока в результате его кодирования с помощью дискретных звуковых образов.

2. Разные степени обобщенности полученных звуковых единиц. При данном подходе выделяются следующие единицы различных степеней обобщенности: звук речи – звук языка – фонема – морфонема (см. последующее изложение – Степени обобщенности звуковых единиц).

Внутри фонологии выделяется фонетика, которая изучает отношение фонологических единиц разной степени обобщенности к акустико-артикуляционным свойствам речи, в результате чего происходит фонологизация (дискретизация) как самого речевого потока, так и акустико-артикуляционных свойств фонологических единиц.

Под фонологизацией понимается восприятие непрерывного речевого потока в виде последовательности дискретных единиц. При этом каждая дискретная единица, в свою очередь, воспринимается как некое однородное целое. Например, Л.В.Щерба разделял на магнитной ленте звук [а] на пять частей, а затем прослушивал каждую из этих частей. Первый сегмент звучал как звук [ъ], похожий на очень краткое [ы], второй сегмент напоминал краткий звук [э], третий сегмент [ά], четвертый сегмент опять напоминал звук [э], а пятый – звук [ъ]. Таким образом, в общем звучании только центральная часть напоминает звук [а]. Но если снова прослушать целый отрезок, мы услышим единый звук [а]. При разрезании мягкого согласного на 2 части: первая часть воспринималась как твёрдый согласный звук, а вторая часть – как и-образный, или i-образный звук. Однако целый фрагмент звучал как мягкий согласный. Звук [к] при разрезании распадался на звуки [т] и [х]. Однако в целом звук [к] в потоке речи (неизолированно) получает свои первоначальные качества. Изолированно в речевом потоке он не выделяется вообще. Примеры несовпадения слитного звучания и звучания искусственно разделённого (с помощью электронной аппаратуры) крайне многочисленны, и они говорят о том, что в сознании человека происходит достаточно сложная работа по формированию цельных звуковых образов и их дифференциальных признаков. Психофизиологический механизм этого процесса еще не вполне ясен, но, несомненно, что процесс фонологизации постоянно сопровождает осмысление речевого звукового потока.

Читайте также:  Виды уроков английского языка по фгос

5. Четыре степени обобщенности минимальных звуковых единиц (принцип П.С. Кузнецова)

Один из основателей Московской фонологической школы профессор Московского государственного университета Петр Саввич Кузнецов в 1959 году в статье «Об основных положениях фонологии» описал разные степени обобщенности минимальных звуковых единиц.

В процессе речи человеческое сознание каким-то образом разделяет эту непрерывную речь на дискретные звуковые единицы. Каждая такая звуковая единица индивидуально неповторима, поскольку она принадлежит вполне конкретному человеку, произносится в определенное мгновение времени и, в принципе, является продолжением предшествующей единицы. Все это создает впечатление ее индивидуальной неповторимости. Такая единица у П.С.Кузнецова получила название звука речи.

Поскольку звук речи индивидуально неповторим и производится единственный раз в единственном окружении в единственное время и единственным человеком, он не может замещаться каким-либо другим звуком. У него одна-единственная дистрибуция (окружение). И мы не можем говорить о его позиционном изменении.

Однако человеческое сознание по принципу фонетической близости объединяет сходные звуки в звуковые классы (типы), которые П.С.Кузнецов называл звуками языка. Звуки языка, в отличие от звуков речи, – это обобщенные звуковые представления, которые могут замещаться другими обобщенными представлениями. Звук языка характеризуется дистрибуцией, то есть системой различных окружений, он чередуется с другими звуками языка в зависимости от фонологических позиций или вне зависимости от них в составе сходных морфем. Поскольку признак фонетической близости может пониматься по-разному как говорящим или слушающим, так и исследователем звукового строя языка, количество звуков языка в одном конкретном языке может быть представлено различным числом.

Различие понятий звука речи и звука языка имеет определенный теоретический и практический смысл. Во-первых, описание звукового строя языка не может быть описанием звуков речи, поскольку количество последних может быть как угодно большим (в принципе – бесконечным). Во-вторых, в педагогическом процессе преподаватель обучает звукам языка, но результатом его деятельности являются звуки речи самих обучаемых. Чтобы звуки языка могли использоваться в качестве средства описания звукового строя, или в качестве средства обучения произношению, необходимо установить их конечное и определенное количество. Но с помощью критерия фонетической близости этого сделать невозможно.

Получение точного и определенного состава звуков языка и фонем напоминает известную в математической логике операцию разбиения множества элементов на классы. Получение точного и определенного количества классов элементов возможно только в том случае, если операция разбиения будет обладать свойством эквивалентности. Как уже объяснялось выше, отношение эквивалентности обладает тремя свойствами: рефлексивностью, симметричностью и транзитивностью.

Признак фонетической близости не является эквивалентным отношением. Если А характеризуется близостью к В, то, в известном смысле, А должно быть близко к А, а В должно быть близко к В. То есть признак рефлексивности здесь налицо. Если А близко к В, то В, естественно, близко к А (и признак симметричности здесь присутствует). Но если А близко к В, а В близко к С, то это не означает, что А близко к С. Например, в русском языке твердый звук [с] в слове смел похож на полумягкий звук [c] в слове съезд, а последний похож на [c’] в слове высь, то носитель русского языка может не согласиться с тем, что твердое [c] похоже на мягкое [c’]. Признак транзитивности здесь не действует. Иначе говоря, объединение звуков речи в звуки языка не характеризуется точностью и определенностью.

Таким образом, критерий позиционных чередований обладает свойствами рефлексивности, симметричности и транзитивности, то есть является эквивалентным. Благодаря этому критерию, может быть получен точный и определенный состав фонем. При этом точность и определенность состава фонем не зависит от того, какое исходное количество звуков языка было до этого установлено. В связи с этим цепочки чередований будут либо больших, либо меньших размеров, но общее количество цепочек будет точным и вполне определенным. Например, один исследователь может сказать, что в формах сам – сама – самовольно ударный [а] и безударный [ ] являются разными звуками, другой скажет, что это один и тот же звук; в первом случае цепочка чередований будет состоять из трех звуков [а], [ ], [ъ], во втором случае – из двух звуков [ ], [ъ], но количество цепочек будет одинаковым. В конечном счете, и количество фонем будет одним и тем же, независимо от исходного количества звуков языка.

Затем, идя от состава фонем и учитывая количество и качество имеющихся в языке фонологических позиций, мы можем получить точный и вполне определенный состав звуков языка. Звуки языка и есть те минимальные звуковые единицы, которые используются как при описании звуковой системы языка, так и в процессе обучения произношению.

Фонемы не могут быть использованы для адекватного описания звукового строя языка и для обучения произношению, поскольку каждая фонема – это не отдельный звук, а звуковой класс, включающий в себя звуки языка разного качества и не характеризующийся определенной дистрибуцией. Установление состава фонем служит лишь средством для получения точного и вполне определенного состава звуков языка. Но поскольку письмо в таких флективных языках, как русский, в значительной мере является фонематичным, то установление точного состава фонем играет практическую роль в формировании правил орфографии.

И, наконец, следующей степенью обобщенности минимальных звуковых единиц является получение морфонем. Этот термин был введен в фонологию Н.С.Трубецким. Морфонема – это класс непозиционных чередований фонем в составе единой морфемы. Например, в корнях слов ходит – похаживает имеется морфонема о/а, в корнях слов рука – ручка имеется морфонема к/ч, в корнях слов жать – жму имеется морфонема а/м, в корне слов растить – ращу имеется морфонема ст/щ.

Таким образом, минимальные звуковые единицы имеют четыре степени обобщенности: звуки речи, звуки языка, фонемы, морфонемы.

Источник

Мастерица